История развития церковно – приходских школ в России во второй половине XIX века. Школа прошлого: один день из жизни гимназистки XIX века

Общественное движение в России в начале 20го века.

1) Особый стиль формирования политических партий. Социалистический мир и национальные партии.

2) Действия правительства на этапе подъёма буржуазнодемократической революции 1905 года.

4) Монархические партии.

5) Первый опыт Российского парламентаризма. (1, 2, 3, к госдумы глава 28)

1) По форме правления Россия к началу 20го столетия являлась самодержавной монархией.Отстуствие политических прав и свобод превращали в Россию в уникальное явление, среди относительно развитых стран мира. Противоречия самодержавных порядков с модернизирующейся экономикой достигла в начале 20го века небывалого накала.

*Политическая партия - ϶ᴛᴏ организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа, ставящая перед собой цели и их реализации путём прихода власти или участия в её осуществлении. Все политические партии России начала 20го века в соответствии с их видением будущего России политических целœей, средств и методов достижения этих целœей следует разделить на несколько категорий:

Левые*(социал-демократическая)

Трудовики*

Либеральные*(партия кадетов)

Консервативные*

Монархические*(союз русского народа и другие) Более 20ти разделявших идеи Бокунина и Кропоткина. Возникли национальные и социалистические партии, действовашие нелœегально. Социал демократия королевства польского и литвы 1893 бунд. 1897.

Российская социал демократическая рабочая партия. (1903)

Партия социалистов революционеров. Свою социальную опору видели крестьянстве (Т в крестьянстве)

Основные положения программы большевиков. Марксистов.

1) Переход от одной общественно экономической формации к другой осуществляется через социальную революцию.

2) Социальная опора партии – рабочий класс – пролетариат.

Главная движущая сила социалистической революции – пролетариат.

После революции следует установление диктатуры пролетариата!

Руководство партии состояло из интеллигенции. Происхождение и структура политической системы России со значительным удельным весом революционных социалистических партий малоблагоприятствовало плавному эволюционному развитию россии.

2.) ОТстуствие политических и аграрных реформ в последние десятилетия 19го века привело к революционному взрыву января 1905.

Николай II вступил на престол в конце 19 века. Во время его правления усилилась роль императора и его личной канцелярии. Революция 1905 года заставила царизм вернуться к назревшим социально-политическим преобразованиям. 6 августа 1905 года царизм объявил об учреждении государственной думы. Булыминской. Уступкой царизма оказалась недостаточной. Булыгинская дума бойкотировалась октябрь 5 года в обстановке нарастающей волны революции. В октябре в период всœероссийской октябрьской стачки николай 2 подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17го октября 1905 года подготовленный Витте. В нём провозглашались политические свободы. Слово печати уличных шествий собраний союзов отмена сословий. Дума парламент наделялись законодательными правами. К участию в выборах привлекались лишённые избирательных прав по Булыкинскому законопроекту слои населœения. Государственный совет преобразовывался в высшую палату думы с правом утверждения законов.

Формально манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический. Были лишены прав выбора женщины, салдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне.

3) В ходе революции 1905 -7 годов возникла первая российская многопартийность.

Политически формировалось либеральное движение. Его правое консервативное крыло составляла партия союз 17 октября. Лидеры – Гейден, Александр Иванович Гучков, Родзянко.

Численность – 65 -70 тысяч членов. Социальный состав – крупная финансовая и промышленная буржуазия либеральные помещики, состоятельная интеллигенция. Программа –

1. ʼʼсодейсвие правительству идущему по пути спасительных реформʼʼ

2. Модернизация страны

3. Защита принципа конституционной монархии и единого и не делимого российского государства.

4. Решение крестьянского вопроса минуя принудительное отчуждение помещичьих земель. Переселœение крестьян за урал, активизация деятельности крестьянского банка.

5. Ограничение права стачек, против введения восьмичасового рабочего дня. Радикальное либеральное крыло составляло конституционно-демократическая партия. Братья Долгоруковы, Кормилов, Котляровский, Маклаков, Павел николаеви мелюков , Пётр струве.

Численность 55 тысяч, социальный состав – интеллигенция Либеральные буржуа и помещики. Удельный вес рабочего класса в партии не превышал 15%. Программа – правовое государство в форме конституционной монархии. 2) Гражданские права, Национальное, сословное, культурное равноправие. 3) Решение аграрного вопроса через принудительное отчуждение части помещичьих земель. 4) Признание права рабочих на скачки, и на восьмичасовой рабочий день.

4) Монархические партии. Препятствием на пути осуществления реформ встал монархическо-дворянский блок. Русская-монархическая партия, союз русских людей, Всероссийский союз земельных собственников. Основной силой стал союз русского народа. Лидеры: Дубровин, Пурешкевич. Русский патриотизм, охрана начал православия, единство и незыблемость Российской империи и самодержавия. Протест против доморощенной буржуазии, заражённой гнилью запада. Чёрные софии организовали погромы в 150 городах страны.

Важнейший итог первой русской революции 1905-1907г в создании Парламента и во введении политических свобод.

Новая система политической организации гос-ва в 1907 по 1914г получила название Третьеиюльская политическая система(союз царя, дворян и крупной буржуазии объединœенной гос думой)

Общественное движение в России в начале 20го века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в России в начале 20го века." 2017, 2018.

2. Общественно-политические движения и партии конца 19 начала 20-х веков в России.

Процесс индустриализации шел противоречиво. Чрезвычайно возросшая при Александре Ш регулирующая роль государства, отвечавшая политической доктрине императора, имела своим следствием не только поддержку частной инициативы, но нередко становилась препятствием в естественном развитии отечес1венного предпринима­тельства. А начатая в 80-е гг. политическая реакция привела к контр­реформам., явившимся своеобразной формой застоя, когда реформы не только не развивались, а консервировались. Это вызывало беспо­койство значительной части общества, что могло послужить причи­ной социального взрыва в стране.

Наиболее видный поборник идеи либерального обновления самодержавия” составившей целую эпоху в истории русской политической мысли, К.Д. Кавелин писал в 1882 г.: Почти все убеждены, что самодержавие кончило свои дни... В болезнях и муках начинается новый период русской истории!

Действительно, пореформенная Россия стала школой гражданственности и новой политической культуры. Вера в историческое предназначение России в сочетании с усвоенным и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества - русской разновидности крестьянского социализма.

Основоположником русского-социализма, как известно, был А. И. Герцен, видевший в крестьянской общине зародыш справедливого устройства будущей жизни. Это положение получило дальнейшее развитие у П.Г. Чернышев­ского, во многом предвосхитившего появление "новых людей" России- разночинцев. Однако идеи общинного социализма нуждались в развитии в услови­ях возрастания оппозиционности интеллигенции /термин появился в России в б0-е гг. ХIX в./ и студенчества. Эту задачу и попыталось развить революционное народничество 60-70-х гг. Идеологи трех его направлений - П.Л. Лавров /пропагандисты/, "апостол анархизма" М.А. Бакунин /бун­тари/, П.Н. Ткачев /заговорщики/ искали новые подходы в разработке проблемы - осуществления социальной революции в России.

Зна­чительную роль в выработке теории народничества на долгие долы ставшей господствующей в освободительном движении, сыграла напряженная полемика между славянофилами и западниками. Их столкновение по кар­динальному вопросу того времени: каким путем должна идти Россия в буду­щее, - используя опыт своего тысячелетнего развития или взяв на вооружение достижения западной культуры, - послужило предпосылкой для синтеза народнических взглядов. Следует заметить, что при всем различии подходов к.данному вопросу и западники, и славянофилы были едины в одном - патриотизме, горячей любви к Родине, стремлении найти идеал общественного устройства.

Пройдя длительный и трудный процесс становления и развития, народничество внесло вклад в мировую общественно-политическую.

Идеи пролетарского социализма разрабатывали марксисты. Капиталисти­ческое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистском теории. В 1883 г. в Женеве возникает первая российская марксистская группа "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, поставившая целью пропаганду и распространение марксизма в России. Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н. Благоевым была создана "Партия русской социал-демократии /1884-1885/. П.В. Точисским - "Товарищество Санкт-Петербург­ский мастеровых" /1885-1888/.

Наряду с этим в прессе стали появляться работы, вызвавшие оживленную полемику между марксистами и народниками. “Легальный марксист” П. Б. Струве написал откровенно аполегетическую статью, в которой призывал идти на выручку к капитализму. Наиболее обстоятельную критику “легального марксизма” с позиций левых народников дал Н. К. Михайловский на страницах журнала “Русское богатство” Он писал: "...Россия разовьет свое капиталистическое производство со всеми его внутренними противоречиями, с поеданием малых капиталов крупными” а тем временем, оторванный от земли мужик обратится в пролетария, “обобществится” и дело будет в шляпе, которую только и остается надеть на голову осчастливленному челове­честву". Вместе с тем Михайловский не исключал”, что “..этот русский марксизм в самом непродолжительном времени… уступит место другим, более здоровым течениям. И его предсказание оправдалось. Уже в конце 1894 г. со своей интерпретацией теории Маркса выступил молодой мало кому известный В. И. Ульянов. В центре его внимания оказались те же вопросы, которые в своё время были поставлены, но не разрешены Плехановым: капитализм в России, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в условиях капиталистического развития страны (а оно было объективной реальностью). В середине 90-х гг. Ленин создает в Санкт-Петербурге “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

В 1898 г. на 1 съезде российских социал-демократов в Минске было объявлено о создании общероссийской партии вместо разрозненных социал-демократических кружков. Однако партия тактически организована не была, так как ее устав и программа не были разработаны и приняты. Поэтому за дело создания партии взялся Ленин, начав выпуск нелегальной общероссийской газеты "Искра", первый номер которой вышел за границей в Штутгарте в самый канун ХХ в., в декабре 1900 г. Вокруг "Искры" объединились группы единомышленников, которые и создали в 1903 г. “Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В мае 1990 года на I Всероссийском монархическом съезде в Москве был легализован действовавший с 1924 года Православный российский монархический орден-союз (ПРАМОС). Его главной задачей в новых условиях стало «завоевание большинства сегодняшних структур политической власти мирным, ненасильственным путем для созыва Земского собора, который призовет «законного» Государя Российского Дома Романовых на Царства с наделением его всеми правами Верховной Власти». Под понятием «Россия» имеется в виду не совдеповская РСФСР, а единая и неделимая Российская Империя. В партию принимаются только православные верующие.

В тоже время, члены ПРАМОС не признают Русскую православную церковь, заявляя о приверженности право-монархической зарубежной православной церкви, «не запятнанной сотрудничеством с большевиками». Лидер ПРАМОС - С. Энгельгард - Юрков.

Параллельно с ПРАМОС была создана Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР). Принятый на съезде Манифест выдвигает три основные задачи партии: возрождение русского православия, православного русского царства и единой и неделимой Российской империи. Руководящий орган партии - синклит. Печатный орган - журнал «Православное царство».

Политическое движение «Русь монархическая» возникло в июне 1991 года в Москве. Участники учредительного собрания - представители национально-патриотических и монархических группировок - в принятой декларации обратились к россиянам с призывом «поддержать движение по восстановлению исторической справедливости на Руси». На собрании ставился вопрос о приглашении великого князя Владимира Кирилловича (провозглашенного левоцентристским, радикальным блоком русским царем Владимиром I) приехать для коронации в Россию. Лидером движения был избран председатель Русской национальной монархической партии, «регент русской монархии» А. Брумель. В последующие годы деятельность движения свелась, в основном, к раздаче тем или иным политическим и общественным деятелям грамот о дворянском достоинстве.

Все сказанное выше требует глубокого и критического осмысления истории монархического движения, анализа объективных причин его ухода с исторической сцены.

Территориальными рамками исследования определена вся Россия. Существенные различия демографического, социально-экономического и административного характера отдельных ее регионов позволяют увидеть различную силу черносотенного движения в рамках каждого региона.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1903 года до Февральской революции 1917 года. В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

В средневековой Руси «черной сотней» называлось податное посадское население. Издревле торговое и ремесленное население русских городов делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы. Черными же они именовались оттого, что такое название носили владения, принадлежавшие великому князю как главе государства. Никакого негативного оттенка данное название не имело. Уничижительный нюанс появился в начале ХХ века, когда после почти двухвекового забвения это название появилось вновь. Черносотенцами стали звать себя представители право-монархических организаций, имевших разные программы, но главной своей целью ставивших сохранение российского самодержавия. Именуя себя «черной сотней», они тем самым подчеркивали, что защищают государственность.

Источники, из которых черносотенцы подчеркнули свою идеологию, не имели ни малейшего отношения к революционным идеям. Крайне правые опирались на известную трехчленную формулу-«православие, самодержавие, народность»-и использовали ряд постулатов славянофильства. Самое главное, что взяли крайне правые из славянофильского учения, - это резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевались католическая и протестантская цивилизации. Тогда как Россия, по их мнению, является созданием государей и народа, опиравшихся на учение православной церкви.

В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, крайне правые утверждали, что «хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и землевладельческую». Демократия представлялась черносотенцам самым ужасным злом, которое породил западный мир. Для крайне правых было характерно абсолютное недоверие к демократическим ценностям. Монархисты не разделяли убеждения о том, что индивидуальная свобода превыше всего. В их представлении человек всегда был частью общности - общины, сословия, народа. Скептически относились черносотенцы к социалистам всех направлений, которые критиковали буржуазные свободы и обещали победу истинного народовластия после социалистической революции. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти.

Первые черносотенные организации появились в России в период назревания первой революции. Тогда они еще не называли себя черносотенцами, не были массовыми и существовали нелегально или полулегально. Свои листовки они, по примеру революционеров, размножали гектографическим способом. Сведения о нелегальных правых организациях встречаются в полицейских донесениях наряду со сведениями о революционных организациях и кружках. Как партия черносотенцы возникли в конце 1905 года, позже всех остальных партий. Таким образом, дворянство реагировало на консолидацию других классов.

Правительство не было заинтересовано в инициативе снизу, даже в инициативе правого толка. Министр внутренних дел В.К. Плеве не одобрял ни зубатовского энтузиазма, ни тем более энтузиазма никому не подотчетных организаций. Их не преследовали, но и не культивировали. Звездный час «черных сотен» пришелся на 1905-1906 года - времена массовых стихийных движений. Когда прежние методы - аресты, ссылки, тюрьмы, даже массовые расстрелы - уже не приносили нужных результатов, правительство решило задушить народное движение руками самого народа.

Ближайшими союзниками черносотенцев, а также их покровителями являлись консервативные правительственные круги, придворные, правые члены Государственного совета. Черносотенцы поддерживали тесные контакты с Постоянным советом объединенного дворянства, образованным в мае 1906 года, и его руководителем графом А.А. Бобринским. Также интенсивным было сотрудничество с националистами.

По мнению черносотенцев, у России было три врага, с которыми надо бороться, - инородец, интеллигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многонациональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с национально-освободительным движением. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Образ инородца поддерживался постоянно, но раньше это был поляк, а сейчас стал еврей. Правда и поляк считался «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологии стал антисемитизм.

В ХIХ веке в Польше прошло мощное освободительное движение, а на рубеже веков прошли массовые национально-освободительные движения многих народов. И в России наиболее бесправной оказалась та нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма. Даже В.В. Розанов, которого нельзя обвинить в любви к евреям, соглашался с невыносимым положением евреев. Именно из-за этого больше всего в национально-освободительное движение вовлекалось еврейской молодежи, что тоже объясняло их интересы: только после свержения самодержавия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равноправие с другими народами. В начале ХХ века ультраправый лагерь считал, что евреи были главными виновниками революционной смуты, а то, что в этом движении были русские, объяснялось сильным влиянием евреев. Однако надо учитывать, что приток евреев в передовые движения эпохи был напрямую связан с ассимиляционным процессом. Во время «Народной воли» революционеров еврейской национальности было не много, и все были людьми обрусевшими.

Ненависть к евреям была неразрывно связанна с ненавистью к собственной русской интеллигенции. Называя себя «русскими патриотами», на каждом шагу крича о своей любви к России, черносотенцы не могли смириться с тем, что наиболее ярко и талантливо служат отечеству как раз не они. В свою очередь интеллигенция с ее «мягкотелостью» и гуманностью не могла принять черносотенной идеологии. Известен даже случай, когда в одной из провинциальных гимназий ученики судили товарищеским судом двух старшеклассников, принявших участие в погроме. Их приговорили уйти из гимназии, и оба мальчика подчинились суровому решению, потому что это было делом чести.

Но тогда были люди, которые не могли поступиться принципами - интеллигенция. К черносотенцам не примкнул, не присоединился ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Но зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы, изменники России, интеллигентская шушера, жидолюбы» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Д. Мережковский, Л. Андреев.

Для черносотенной печати были характеры элементы возрастного консерватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям. Черносотенцы выступали против увлечения прогрессивными идеями, против декадентства, а иногда и против образования, особенно заграничного. Возрастной консерватизм был присущ не только черносотенцам, но каждый последовательный черносотенец был невысокого мнения о современной ему молодежи. Простота, с которой все беды списывались на «внутреннего врага», делала черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Черносотенцы ничего не предлагали и ничего не обещали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Поэтому русское крестьянство оказалось почти не затронутым черносотенным движением, так как они понимали, что, даже если они перебьют всех евреев поголовно, земля все равно останется в руках помещиков. К тому же, где их, евреев, взять на Псковщине или под Рязанью? Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное движение пошло на убыль к концу революции 1905-1907 годов. Но все же главная ставка черносотенцев на примитивное разжигание межнациональной розни давала свои результаты - начались погромы.

В страшные дни погромов 1905-1907 годов русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на «врагов России». Интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями. Опознать «предателей» было не трудно: молодежь носила ученическую форму, а взрослые форму ведомств. Например, в Екатеринбурге, в октябре 1905 года, толпа, враждебно настроенная к евреям и студентам, напала на группу молодежи, организовавшую очередной мирный митинг. В итоге побоища 2 человека были убиты,22 - ранены. Причем из 24 пострадавших было лишь 4 еврея. Известны мотивы нападения, которые свидетельствуют о стихийном характере действий толпы.

Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были тогда еще весьма малочисленными. Ощущение подготовленности погромов возникало у современников вследствие массового характера беспорядков и бездействия властей, наблюдаемых повсеместно.

Хотя погромы проходили с одинаковой активностью не на всей территории России. Союз черносотенцев - Союз русского народа - был активен только в районах с многонациональным населением. В губерниях Центрального Черноземья лишь менее одной десятой процента населения входило в структуры СРН, так как там не было инородцев и, следовательно, объектов травли. Нечего было делать черносотенцам в Финляндии, Средней Азии, Прибалтике и Закавказье: там шовинистическая великорусская пропаганда была заведомо обречена на провал. Наиболее активно действовал СРН в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» было сосредоточенно более половины всех членов СРН. Тут в ход шли речи такого типа: «...Русский народ, развесив уши, слушает еврейских ораторов и раскрывает им широко свои объятия. Русская интеллигенция, ставящая себя руководителем народа русского, в особенности молодежь учащаяся, которая не имеет ничего общего с горьким фабричным тружеником и деревенским пахарем, но подпавшая под еврейское воздействие, вовлекли и молодежь из народа в среду смутьянов...»

Истоком всех российских бед, по мнению СРН, была деятельность Петра Первого, завезенная им иностранная зараза». Через прорубленное окно в Европу повеял с Запада сквозной ветер старейшего европейского отрицания, язычества и рассудочности... Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности...- а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание... Кругом отныне не все в твоем доме стали тебе братьями, сыновьями, отцами и дедами: тебя надувает иновер, давит инородец, обижает иностранец. Настало время защищаться у себя дома...» Иначе говоря - покончить с «паутиной, в которой задыхаются, выбиваясь из сил, монархи и народы, империи и республики - жизненные соки коих высасывают безжалостные и жадные пауки: жидомасоны.»

Как известно, все партии и движения славились особой полюбившейся тактикой: эсеры - индивидуальным террором, социал-демократы - стачками, кадеты - выступлениями в Государственной думе. Черносотенцам принадлежит монополия погромной тактики. Именно погромы были кульминационными моментами всех их действий, главным смотром сил и наиболее радикальным средством борьбы с революцией.

Совершенно погасить народный гнев в 1905-1906 годах было невозможно, однако подменить объект ненависти, направить гнев в другую сторону было спасительным для монархии. Погромы происходили в России и раньше, но только в ХХ веке они приобрели политическую окраску, и только в ХХ веке они превратились в тактику политического движения. Наиболее распространенными были еврейские погромы, но на Кавказе «обязанности» евреев выполняли армяне, а в глубинной России - русские интеллигенты и учащиеся. Так, например, в начале февраля 1905 года в Баку вспыхнул жестокий армянский погром, а вслед за ним произошли избиения студентов и гимназистов в Москве, Тамбове, Казани, Курске, Пскове и других городах.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ее судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупней­шую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах са­моуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве.

Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Одна­ко, несмотря на все это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Вывод: Таким образом, революционно-демократические партии в России, оформились раньше, чем политические органи­зации и партии консервативного либерального направлений. Хотя как общественно-политические течения все они складывались, начиная с 20-х гг. ХIХ в., и прошли сложный путь развития. Но в России в конце XIX в., приобрели популярность именно революционно-демократическое направление. Причины этого коренились в глубоком неудовлетворении общества положением дел в стране и желанием как можно скорее изменить сложившийся порядок вещей.

3. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков.

Охрана памятников истории рубежа 19-20 веков имеет немаловажное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические и архитектурные памятники той эпохи в настоящее время находятся в опасности. Урбанизация, экологические проблемы, интенсивное строительство, «туристическая нагрузка» подчас ставят под удар само существование исторических памятников.

Многие исторические памятники рубежа 19-20 веков пострадали в результате мировых и гражданских войн, локальных конфликтов и террористических актов.

Некоторые архитектурные памятники часто оказываются в зоне активной застройки, сноса и перепланировки, либо используются в качестве жилого и нежилого фонда, что также ставит под угрозу сохранность.

Исторические документы и материальные ценности той эпохи в основном находятся в музеях, но тоже часто уходят в частные руки через аукционы и антикварные магазины.

Вывод: Охрана памятников рубежа 19-20 веков является очень важным моментом в деле сохранения культурного наследия нашего Отечества, сохранении культурно-исторических корней русского народа, знания особенностей формирования и истории культуры Отечества.

Общий вывод: Россия и мир на рубеже 19-20 веков перешагнули важный этап развития, заложивший основы формирования современной новейшей истории и передела мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История политических партий России./Под ред. Зевелева А.И. -М.:Высш.шк.,1994.

2. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. – 656 с;

3. История России ХХ в. Справочные материалы./Данилов А.А. - М.,1996.

4. История России в 2-х т.: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов; Под ред. А.А. Данилова. - М. : ВЛАДОС, 1998, Т.1. - 256 с.

5. История России под общей ред. Рыбкина А.А., Саратов, 1997 – 215 с;

6. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало ХХ века 1920 год)./Спирин Л.М. - М.,1977.

7. Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие. Гриф МВД. М. «Щит-М», 2003. 165 с.;

8. Михайлова Н.В. Познание истории – ключ к прошлому, настоящему и будущему. Пособие для студентов юридических вузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

9. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917-1992годы)./Под ред. док. ист. наук проф. А.А. Данилова. - М.,1992.

10. Политические партии торгово-промышленной буржуазии на Урале(1905-1916)./Лоскутов С.А. - Челябинск, ЧГУ, 1996.

11. Пособие по истории отечества для поступающих в Вузы под ред. Орлова А.С., Полунова А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинова Ю.А., 4-е издание: Учеб. Пособие. – М.; Простор, 2004 – 479 с.;

12. Революционеры "справа": черносотенцы на Урале в1905- 1916 гг./Нарский И.В. - Екатеринбург,1994.

13. Сидоренко Надежда Семеновна "Монархическое движение на Урале (1905 - февраль 1917 гг.)./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Оренбург,1997.

Нередко сочетаются с элементарным незнанием практической стороны дела. Вместе со стремлением к победе духа над миром, разумного идеала над постылой действительностью в душе типичного интеллигента в России на рубеже XIX-ХХ веков имело место чувство оторванности от подлинно народной жизни, вины перед идеализируемым "народом-страдальцем" и вытекающие отсюда желания слиться с ним, проникнуться его...


Отношений на рубеже XIX-XX веков, следует отметить, что этот период стал самым блестящим в развитии русского востоковедения, центром которого был Петербург. Ориентализм в России на рубеже XIX – XX веков Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников разной ориентации, по-разному претворявших его богатое, ...

Общественное движение конца 19 века продолжает тенденции прошлого., в 50-х гг. наиболее влиятельным было народническое движение. Родонач.идеологии были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский(теория крестьянского социализма).Народ.начало дали славянофилы.

Основные подходы:

Осознание факта отсталости России

Попытка преодоления

Поиск теоретического обоснования преодоления

Тезисы:

-развиваться минуя капитализм

-основа теории - наличие сельской.общины

-предстоящую революцию читали социалистической

Народники считали, что Р.не обязательно проходить все фазы разв. европейских стран.

Этапы развития народничества:

1)70-е гг.-революционное народничество . Считали что капитализм насаждается «сверху» и не имеет социальных корней в России.Будущее-общинный социализм . Крестьяне к этому готовы.Преобразования путем революции.

2)80-90-е гг.-либеральное народничество. Разделяли народнеч.теорию, но отрицали насильственные методы преобразований. Ставили акцент на культурно-просветительской деятельности (ж. «Русское богатство»).Настаивали на неприемлемости капитализма

(Михайловский, Даниельсон, Воронцов)

Эсеры

Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе.

Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров , другая в 1901 - в «Союз эсеров ». В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия» объявила о создании партии.

эсеры до т1917г. -одна из ведущих партий. Первый учредительный съезд состоялся в декабре 1905-1906г .Лидер - Виктор Михайлович Чернов.

Программа:

Установление демократической республики

Федеративное устройство

Право наций на самоопределение

Всеобщее избирательное право

-буржуазные свободы

-замена армии народной милицией

-отмена налогов на труд, прогрессивный налог на доходы предпринимат.

Аграрный вопрос:

Изъятие земель из ч/с и ее социализация

Распределение земли по трудовой норме

Сохранение поземельной общины

Доп.в будущем кооперация крестьян

Боевая организация нас. 15-20 рев,25-30 боевиков.Рук-Евно Азеф,Б.Савенков.Убит мин.обр Боголепов в 1901г и в 1904 Плеве.

Марксистское направление. Складывается со 2-й половины 80-х гг.

Оно известно в рамках 2-х течений

    «Легальный марксизм»

Философы: Струве П.Б., Франк С.Л., Бердяев Н.А., Булгаков С.Н.

Экономисты: Даниельсон, Туган-Барановский

Капитализм- закономерная стадия в развитии

Совершенствовать общество путём демократических реформ.

Противостояние революционному марксизму

Отражает марксизм в буржуазной литературе

Не разделяет выводов Маркса о необходимости ликвидации эксплуататорского строя революционным путем.

Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.

В ходе дискуссий выделяются 2 работы с критикой нар.

-«Критические заметки к вопросу об эк.развитии Р.» П.Б.Струве

-«Материалы к хар.нашего хоз.развития» с уч.Ленина

    «Революционный марксизм » в нем форм.лидеры марксизма, возникают первые кружки, попытки соединить марксизм и революц.движение. начинают пропаганду за выступление рабочего класса. Пропагандистом был Георгий Плеханов.

Освобождение пролетариата Плеханов считал возможным только с использованием революционных форм политической борьбы на базе социал-демократической программы. По этой программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не претендуя на всю власть в новом государстве. Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.

    РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал- демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.

Ульянов В.И. (1870-1924)

История РСДРП

Первые социал-демократические кружки появились в Российской империи в 1880-х годах. В 1883 году Г. Плеханов основал первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда»

В конце 1894 - начале 1895 по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей».

В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса», в чём была большая заслуга В. И. Ленина. В 1887 году в Киеве состоялось совещание между киевской социал-демократической группой «Рабочее дело» и социал-демократами Петербурга и Москвы. В том же 1887 году еврейские социал-демократические группы Северо-Западного и Привисленского краёв объединились во «Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в Литве, Польше и России», или «Бунд».

Июль 1903-2съезд в Брюсселе, принята программа и устав.

Раскол на

Большевики (курс на формир.радикальной партии нового типа из 2-х частей:

Печатный рев.орган и местные рев.организации)

Меньшевики (последовали европейской линии марксизма)

Либеральное движение

    Интеллектуальный либерализм и его задачи:

Отыскать исторические обоснования либерализма в России

Разработка теорий развития России.(почвенники,самобытность)

Среди первых теоретиков самобытного либ.Б.Н.Чичерин,К.Д.Кавелин,Градовский А.Д.Считали.что внедрение либ-задача власти

2)Земский либерализм

Течение умеренное в полит.смысле. Запросы сводятся к развитию местного самоуправления и общегос.народного представительства(совещ.орган).Стремились использовать исторический опыт Земского представительства

    Новый либерализм

« Союз земцев конституционалистов»- левые земские либ.в союзе с интеллигенцией. Хотели создать более радикальное направление.1902г.-обр.журнал «Освобождение» Струве

1903-1904гг. «Союз освобождения», «Союз конс-в»

1905г.-«Союз союзов»-объед профсоюзов

В октябре 1905г возникают 2 партии:

Кадеты: главная либер.партия - Конституц.- демократич.партия, оформилась наIсъезде в Москве12-18 октября 1905. «Партия народной свободы», преимущ.интеллигентская партия,элиты русской интеллигенции. Члены: В.И.Вернадский, С.А.Муромцев,В.М.Гессен, А.А.Корнилов (историк), видные земские деятели И.И.Петрункевич. Кадеты стремились стать над партиями. Лидер: П.И.Милюков.

Программа:

Главная цель – введение в стране демократической конституции.

Демократич.полит.строй (по типу монархии англ.типа).

Выступали за разд.властей: законодат, исполнит.и судебную

Коренную реформу местного самоуправления и суда

Бесплатное обучение в школе

8-ми час.раб.график на предприятиях, право рабочих на стачки, на соц.страхование и охрану труда.

Восстановление гос.автономии Фонляндии,Польши, но в составе России.

Аграрный вопрос:

Частичное отчуждение помещ.земли (60%) в пользу крестьян,но по рыночным ценам,выступали за част.земельную собственность и были противниками ее обобществления.

Добивались своих целей только мирными средствами - путем получения большинства в Гос.Думе и проведение через нее реформ,которые записаны у них в программе. Однако кадетская партия не представл.единства: три направления: левые, правые кадеты и центр.

Октябристы: «Союз 17 октября» ,в честь цар.манифеста 17 окт.1905г, который, они считали, знаменовал собой вступление России на путь конституц.монархии. Оформление партии началось в октябре 1905 ,а завершилось на 1ее съезде 8-12 февр.1906 в Москве. Партия крупного капитала – верхи торгово-промышл.буржуазии и помещиков – предпринимат.Глава: круп.предпринимат.А.И.Гучков

Программа:

- наследств.констит.монархия, в которой император ограничен постановлениями «Основных законов». Они выступали против неогрпнич.самодерж., но и против парламентарного строя.

Введение двухпалат. «народного представительства» - Гос.Дума и Гос.совет., которые формир.на основе цензовых выборов.

Дарование граждан.прав: свобода совести, вероисповедания, неприкосновен.личности и жилища.

Нац.вопрос: принцип единой России, выступая против любой формы федерализма. Искл.только Финляндия, при условии ее гос.связи с империей.

Аграрный вопрос: передача крестьян.через особые зем.комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетных земель,а также помощь крестьянам покупке земли у частников при посредстве Крестьянского банка. Они допускали и принудит.отчужд.части частновлад.земель с обязательным вознагражд.владельцев за счет казны. Переселение беззем.и малозем.крестьян на свободные земли,уравнение крестьян в правах с остальными сословиями., поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Признавали свободу раб.организаций, союзов, собранный и право рабочих на стачки.

Огранич.продолжит.раб.дня, но не в ущерб промышленности

Сторонники расширения народ.образования, видели необходимость реформы суда и администр.управления.

Гос.устройство – конституц.монархия с Гос.Думой. Выступали за сильную монархическую власть, но и за реформы в предпринимательской сфере деятельности. Главные программные требования – свобода промышл., торговли, приобрет.собственности и охрана ее законом.

Консервативно – охранительные:

Партии: «Союз русского народа» и «Русский народный союз им.Михаила Архангела». Цель – защита русского народа. Быстрый рост черносотенных организаций происходил после Манифеста 17 октября, в 1906 – была предпринята попытка создать единый центр – «Главную управу объедин.русского народа».

«Союз русского народа» оформился в ноябре 1905 в Петербурге. Ему содействовали правит.лица, оказывали фин.помощь Департамент полиции и даже НиколайII. В этот союз входили титул.знать, высшее чиновничество и часть творческой интреллигенции. Лидеры партии: В.М.Пуришкевич, А.И.Дубровин, Н.Е.Марков. Руководящим органом партии был - Главный совет. Эти представители правого экстремизма провозгласили «православие, самодержавие,народность». Они заявляли, что истинно русский народ они признают своими друзьями. С антисемитскими требованиями выступали,чтобы евреев лишить всех прав. Создать еврейское государство и выделить туда всех рос.евреев

Отвергали измен.гос.устройства

Считали необход.созыв Земского собора, выступали за единую Россию, не допуская национального самоопределения.

Отвергали любое отчуждение частной зем.собств., даже за вознагражд.

Сохр.неогр.власти царя и господ.полод.рус.православ.церкви.

Своими противниками они считали тех, кто пытается поколебать неограниченную власть царя.

«Русск.народ.союз Мих.Архангела» - отколовш.в ноябре 1907 от «Союза русского народа». Офиц.оформ.в марте 1908. Партия состояла из представителей наиболее консерват.части православ.духовенства. Основатель и лидер: В.М.Пуришкевич, преследовала те же цели,что и «Союз русского народа».

Революция 1905-1907 гг - создала благоприятные условия для создания множества полит.партий (и русских и национальных), действовали они легально, они представляли спектр социальных, национальных и даже религиозных интересов, выраженных в их программах. 3 основные классификац.группы:

1) революционно-демократические (соц.-дем., и неонароднические)

2)либерально – оппозиционные (русская и национ.либеральная буржуазия, либеральная интеллигенция),

3)консервативно – охранительные (правые буржуазно – помещичьи и клерикально – монархические, черносотенные).

Соц.- демократические : Российская соц- демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия соц.-револю.(эсеров).

РСДРП организованно оформилось наIIее съезде (1903) и тогда произошел раскол на большевиков и меньш. Но формально до марта 1917 года они продолжали считаться состоявшими в одной партии. НаIIсъезде была принята единая программа (для больш.и меньш.), из 2-х частей.Программа – минимум (решение задач буржуазно-демократич.революции:

Свержение самодержавия,

Введение демократич.республики и широкого местного самоуправления,

Предоставление права на самоопределение всем нациям,входящим с состав России

8-ми час.раб.график для лиц наемного труда

Аграрный вопрос :

Изначально выдвигались требования возвращение крестьянам отторгнутых во время проведения реформы 1861 г отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей на землю, и возвращение ранее выпачив.выкуп.сумм,но в 1906 аграр.вопорс был пересмотрен, теперь требования полной конфиск.всех помещичьих, госуд., удельных, церковных и монастырских земель (это требование было заявлено самими крестьянами на 2-х съездах Всерос.крестьян.союза и заставило изменить аграр.программу РСДРП на 4 съезде). Аграрной программой РСДРП была национализация всех земель (т.е. собственник земли государство,и оно становится помещиком – монополистом), а крестьяне хотели землю в общенародное пользование (т.е. хозяин земли сам народ)

Аграрная политика меньшив: предложил П.П.Маслов. Программа муниципализации земли.(т.е. конфоскован.у помещиков, монастырей земли переходили в распоряжение органов местного самоуправления,которые потом распред.землю между крестьянами). Программа меньш.была против вмешательства власти в аграрные отношения,т.к. это усилит государство, превратит его в единственного земельного собственника,усилится и правящая бюрократия.

Программа – максимум. Предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Но реализацию этой программы и большевики и меньш.представл.по – разному.Большевики: немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже рассматривали возможность перерастания буржуазно – демократич.революции в социалистич.Меньшевики: считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране, они полагали, что должен пройти период буржуазного развития после бурд-дем.революции, который превратит Россию в капиталистич.страну с буржуазно – демократич.свободами.

Эсеры. Организационно оформилось на 1-ом учредительной съездеконец декабря 1905 нач.января 1906. Программа:

Сверж.самодерж.

Демократ.республика

Автономия областей и общин на федеративных началах

Широкое применение федератив.отношений между отдельными национальностями,признание за ними права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и госуд.учреждениях

Всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности

Бесплатное образование

Отделение церкви от госуд.и свободу вероисповед., своб.слова, печати, собраний,стачек, неприкосновенность личности и жилища

Уничтожение пост.армии и замена ее «народной милицией»

8-ми час.рабочий день

Отмена всех налогов, касающихся труда, но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Аграрный вопрос:

Изъятие земли из частной собственности. Выступали за социализацию (общенародное пользование). Землей должны распоряж.общины, который будут распред.ее пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых труд на земле явл.основным источником существования. Они хотели обобществить землю путем различных форм кооперации земледельцев. Выступали за сохран.крестьян.общины как основы создания общественных отношений в деревне.

Тактика: пропаганда, агитация, организация стачек, бойкота, вооруженных акций.вплоть до примен.полит.террора. Но террор как крайнее средство. «Боевая группа» - Евно Азеф Борис Савников. Организовали убийство круп.полит.лиц (В.Я.Плеве)

В конце 1904 из партии эсеров выдел.группа, которая применяла позицию террористич.борьбы. Конец 1906 – группа оформилась в «Союз социалистов – революционеров – максималистов» - крайнее левое крыло эсеров. Лидер – М.И.Соколов.

Также из эсеров выделилась группа анархо-коммунистов.

Трудовая народно – социалистическая партия (народные социалист, энесы) – отвергали насильствен.методы борьбы. 1-ый программный выпуск ее бюллетени вышел в сентябре 1906, окончательное оформление партии - ноябрь 1906. Это была городская интеллигенция, земские служащие. Видные идеологи: А.В.Пешехонов, В.А.Мякотин, Н.Ф.Анненский, В.И.Семеновсикий, принадлежали к левому флангу легального народничества. Выступали за особый для России путь к социализму,минуя капитализм.

Программа:

Введ.демокр.республики

Замена пост.армии «народ.полициец»

Равенство всех перед законом, отмена сословного строя, свобода слова, совести,печати, собраний, союзов

Неприкосновенность личности и жилища

Высший орган власти – однопалатное Народное представит.собрание,избираемое всеми гражданами, достигш.20 лет, независимо их пола, веры и национ., Собранию должна принадлежать вся полнота законодат.власти.

Аграрный вопрос:

Конфиск.помещ.земель, казенных, удельных, церковных земель и передача их в общенародную собственность. Но конфискация не должна коснуться крестьянских надельных,а также частновладельч.земель, где ведется трудовая работа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!