Картотека дидактических игр на развитие звукопроизношения. Картотека по логопедии (старшая группа) на тему: Картотека игр для формирования правильного звукопроизношения

Одним из важнейших направлений работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование фонетической стороны речи. Если окружающие, в том числе и сверстники не замечают бедность словарного запаса и особенности грамматического строя речи, то неправильное произношение – как на ладони. Как правило, и у родителей наибольшее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, как наиболее заметный дефект.
Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Это работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков, зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным, логопеду необходимо превратить работу над звуком в увлекательную игру. Именно в игре, игровых упражнениях легче и доступнее проходит процесс автоматизации звуков.
У каждого логопеда-практика существуют свои универсальные игровые приемы, оптимальные варианты применения различных игровых средств на определенном этапе работы над звуком, позволяющие заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по исправлению звукопроизношения.
Как показывает практический опыт, наиболее трудный и важный этап в работе – это постановка и автоматизация звуков в слогах. Дело в том, что слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не сознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комар звенит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Также на данном этапе работы у логопеда нет возможности широко использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком.
Разнообразить приемы своей работы можно речевыми играми, которые не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах.
Картотека логопедических игр по формированию звукопроизношения:
1. “Муляж языка”
Логопед на муляже наглядно показывает артикуляцию того или иного звука. Для этого можно использовать пластилин или жевательную резинку “Хубба-бубба”, которая вымачивается в воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, хранить нужно в специальной пленке, перед использованием немного нагреть.
2. “Пирамидка”
Ребенок разбирает и собирает пирамиду, называя при снятии и нанизывании каждого колечка звук или слог.
3. “Внимательные ушки”
Ребенок произносит звук или слог, логопед при этом поощряет: “Как хорошо работает твой язычок. Левому ушку понравилось. Повтори еще раз для правого уха (логопед показывает на свои уши).
4. “Кто дальше протянет нитку?”
Логопед и ребенок как можно дольше произносят звук, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
5. “Кто больше собрал?”
За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и логопед берут по одной ягодке (грибочку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а логопед выступает в роли судьи и подводит итоги.
6. “Повтори для Маши”
На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: “Какой ты молодец, как хорошо у тебя получилось! А можешь еще раз так сказать?” Можно выставить сразу несколько игрушек.
7. “Научи игрушку”
Логопед берет любую игрушку и просит ребенка научить произносить звук или слог.
8. “Пальчики здороваются”
Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинца, произнося при этом звук или слог, или поочередно прикасается большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.
9. “Цветочек”
Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
10. “Маленькие ножки бежали по дорожке”
Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук или слог.
10. “Лесенка”
Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук или слог.
11. “Прокати мяч”
огопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу. Пока катится мяч, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.
12. “Ворота”
Ребенок руками перед грудью изображает закрытые ворота. Во двор можно пускать слоги или слова с заданным звуком. По окончании игры детям можно предложить вспомнить слова, которые они пропустили “во двор”.
13. “Волшебная палочка”
Нужно повторить звук или слог столько раз, сколько логопед ударил палочкой.

14. “Проведи слог по звуковой дорожке”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ровную дорожку, идя по которой слог нужно произносить спокойным голосом, по волнистой – громким.

15. “Ромашка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке ромашку. В ее центре пишет нужную согласную букву, а на лепестках – гласные. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного лепестка к другому, прочитывая по ходу часовой стрелки прямые слоги, против часовой стрелки – обратные: СА, СО, СУ, СЫ, АС, ОС, УС, ЫС.

16. “Дразнилки”

Логопед называет прямые слоги и просит ребенка сказать наоборот.

17. “Капитошка”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке тучу. У тучи капельки, как лесенки, по которым любит прыгать Капитошка. Ребенок пальчиком “прыгает” по капелькам и произносит звук или слог.

18. “Попрыгушки”

Логопед предлагает ребенку поиграть с лягушкой и рисует на листочке, в альбоме или тетрадке листья кувшинки: “Лягушка любит прыгать по листьям кувшинки и напевать разные песенки: Са-Са-Су-Сы. Давай мы тоже попробуем попрыгать с лягушкой”. Если листья кувшинки расположены близко, то слоги произносятся подряд, а если расположены на расстоянии, то надо выдержать паузу.

19. “Звуковой полет”

Логопед рисует на листочке, в альбоме или тетрадке цветы и предлагает ребенку поиграть с пчелкой: “Пчелка собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поет песенку: За, Зо, Зу, Зы. Давай вместе с пчелкой споем ее песенку.

Предложенные игры просты в использовании, доступны и для родителей, апробированы в практической деятельности и помогают легче преодолеть “кабинетную речь”, сокращают время работы над звуком, позволяют достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, повышают мотивацию, превращают скучные занятия в увлекательные, ребенок уходит с занятий с живым интересом к игре и желанием продолжить ее завтра.

светлана аблёзгова
Дидактические игры по звукопроизношению у детей

Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра ? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей . Дидактическая игра имеет две цели : обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. Дидактическая игра имеет определенную структуру : дидактическая задача , решая, которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое дейст-вие-основа игры , является рисунком сюжета игры , правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей прежде всего увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу . Дидактическая игра имеет и оп-ределенный результат, который является финалом игры , где под-черкиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результа-том является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и про-явлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Игровой практикум.

Логопед : “ Уважаемые воспитатели! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране знаний. Чтобы попасть в страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько дверей. От каждой двери есть ключ, но, чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. В увлекатель-ное путешествие есть два пути. Разделимся на 2 команды. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, у кого больше будет ключей, тот и победит”.

Итак, в путь!

1. Перед вами страна Знаний. Нас встречает принц Знаний и принцесса Умений. Но, чтобы открыть первую дверь, вам нужно назвать имена принца и принцессы.

Дидактическая игра “Назови имя” .

Цель : упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : картинки с изображением мальчика или девочки. В каждой картинке нужно выделить первый звук и назвать имя . (Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.)

2. Итак, мы у следующей двери. Здесь вы увидите, какие чудеса могут происходить со словами, займитесь поиском сбежавших звуков .

Дидактическая игра “ Звуки заблудились” .

Цель : развивать слуховое восприятие, внимание, умение на-ходить ошибку в тексте.

Ход игры :. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку,

Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

Только звуки заблудились ,

Заскочили в чей-то дом

И хозяйничают в нем!

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

Пять баранов скушал Толька

И сказал : «Еще бы столько» (бананов) .

Мы собирали васильки

На головах у нас щенки (венки) .

Забодал меня котел

На него я очень зол (козел) .

Та команда, которая безошибочно справилась с заданием, по-лучает ключ.

3. Перед вами третья дверь!

Дидактическая игра “Цепочка слов” .

Цель : развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова .

Ход игры :для того чтобы получить ключ от третьей двери, нужно выложить цепочку из предметов. Команды получают по десять картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука , каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.

4. У четвертой двери вас ожидает следующее задание.

Дидактическая игра “Что лишнее” .

Цель : активизировать словарь детей ; развивать умение клас-сифицировать предметы по группам; развивать способность к логическому мышлению; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : командам выставляется по одному плакату с изо-бражением 9-ти предметов. Для 1 команды - животные. Для второй - овощи Предлагается выделить лишний предмет, объ-яснить почему. Если команды справляются с заданием – полу-чают по ключу.

У пятой двери

" Сколько слов со звуком Ш ? "

Цель : научить находить слова с заданным звуком при про-слушивании стихотворного текста.

Ход игры:

Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш . Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их . После прочтения ведущий спра-шивает детей , какие слова они запомнили. Выигрывает тот , кто за-помнил больше слов.

Речевой материал к игре :

В тишине лесной глуши, шёпот к шороху спешит, Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.

Наша Маша рано встала : кукол всех пересчитала :

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,

на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

6. У шестой двери нас поджидает загадочное задание.

1)Дидактическая игра “ Чудесная удочка"”.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён маг-нит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к ко-торым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт кар-тинку и называет первый, последний звук и дает характеристику.

2)"Утки и окуни".

Цель игры : научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Ход игры:

дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произ-вольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У , то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О , а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры . Выигрывает тот , кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры : обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

" Дружные звуки "

Цель : научить узнавать звуки , произносимые с утрированной инто-нацией.

Ход игры:

Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом : Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве . Когда стали соз-даваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука «А» появилось много таких же звуков «А» . Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе . Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые . Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить про-тяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся , если они одинаковые, хлопнем в ладоши.

" Куклы заблудились "

Цель : научить выделять в слове звук , произноси-мый с утрированной интонацией.

Ход игры:

У детей несколько кукол . Их имена : Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, назвать тот звук , который произносил ведущий с большей силой (выделяются удар-ные гласные) .

Дидактическая игра «Положи в корзину»

Цели : Определение места звука в слове . Автоматизация и диффе-ренциация согласных звуков «Р» «Л»

Таким образом, вы наглядно убедились, что благодаря использова-нию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей : пополняется и активизи-руется словарь, формируется правильное звукопроизношение , раз-вивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ


Игра №1 «Волшебная яблоня»

Цель : дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, автоматизация в словах.

Материал : яблоня, яблоки разных цветов.

Ход игры : Ребёнок называет слова, словосочетания, предложения с заданным звуком. После того, как слово названо, ребёнок берет яблоко и «вешает» его на яблоню. Например: звук [Ш] - жёлтые яблоки, звук [С] - зелёные яблоки, [Ж] - красные яблоки.

Игра №2 «Собери дом»

Цель : автоматизация звука [Р] в словосочетаниях, связной речи.

Материал : части дома.

Ход игры : Ребёнку предлагается собрать дом, комментируя свои действия. Например: «У дома серая крыша. На крыше черная труба. Дом из оранжевого кирпича, значит он кирпичный. Возле дома коричневый забор».

Игра №3 «Помоги котёнку»

Цель

Материал : котёнок, шары разных цветов.

Ход игры : Ребёнок повторяет заданные слова, словосочетания, предложения. После этого берёт шар и «прикрепляет к нитке».

Игра №4 «Колобок»

Цель : автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Материал : замо̀к, колобок.

Ход игры : Ребёнку предлагается найти колобка. Для этого ребёнок за взрослым повторяет слова и открывает ворота. Игра продолжается до тех пор пока ребёнок не найдёт колобка.

Наша Маша

Цель: Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры

Выбираются мальчик и девочка. Они сидят на стульях в кругу и ритмично, под стихи детей, как будто подносят ложку ко рту. Дети ходят, взявшись за руки, вокруг Маши и Саши и говорят:

Наша Маша ела кашу,

Брат Саша помогал.

После этих слов Саша и Маша говорят:

Кто нам будет мешать,

Того мы будем догонять.

Кот и мыши

Цель: Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры

На стуле сидит с закрытыми глазами ребенок - это «кот». Остальные дети- «мыши». Под народную музыку они тихонечко на цыпочках ходят вокруг кота и говорят:

Шуршали наши мыши,

Услышал их кот.

Про кота не забывай,

Скорее, мышка, убегай.

На музыкальную часть «кот» просыпается, говорит «мяу» и начинает догонять «мышат», которые убегают в свою «норку» (за чертой). «Мышки», которых «кот» поймал, должны произнести слово со звуком ш. Игру можно проводить до тех пор, пока все «мышки», кроме одной, не будут пойманы. Ловкая «мышка» становится «котом».

Цель: Автоматизация звука ж в связном тексте.

Описание игры

Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,

Я здесь живу,

Все время жужжу:

Жу-Жу, жу-жу.

Звучит народная мелодия «Жуки». Дети «летают» по «поляне» и жужжат: ж-ж-ж. Характер музыки меняется - это начался дождь. Дети «летят» к своим «домикам» (стульям) и там садятся. Снова звучит начало мелодии.

Воробьи и автомобиль

Цель: Автоматизация звука ч в связном тексте

Описание игры

Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят.

Воспитатель говорит:

В гнезде живут воробьи

рано утром они встают.

Дети продолжают:

Чик, чирик-чик-чик!

Воспитатель заканчивает:

И зернышки весело клюют.

Под «Весеннюю песенку» Г. Фрида дети, разбегаются по комнате, «клюют зернышки» «летают». Неожиданно звучит музыкальный сигнал - гудок автомобиля. Дети возвращаются на свои места.

Цель: Автоматизация звука с в тексте

Описание игры

Выбирается «сова». Все другие дети - «птички». «Сова» сидит на «дереве» (стул) Под веселую польку дети тихонько бегают вокруг нее. По окончании музыки они говорят, приближаясь к «сове»:

Сова, сова, большие глаза,

На суку сидит, очень крепко спит.

Утром птички запели:

И сове надоели.

«Сова» начинает ловить «птичек». И «птичка», которую она поймала, становится «совой» и должна произнести слово со звуком с.

Охота на зайцев

Цель: Дифференциация звука с в тексте.

Описание игры

Выбираются три «охотника». Остальные дети-«зайцы». Они стоят в очерченном мелом кольцах - их норках, а охотники - в стороне с мячами-«ружьями».

Нет сейчас здесь никого,

Зайцы, выходите!

Давайте все играть,

По снегу санки катать.

Под народную музыку они разбегаются по всей комнате, прыгают. Музыка меняется. Воспитатель бьет в барабан, выбегают «охотники» и начинают охотиться на «зайцев». Они должны попасть в «зайца» мячом до того, как тот добежит до своей норки. Пойманные вспоминают слово со звуком с и садятся на стулья. Игра продолжается.

Гуси - гуси

Цель: Дифференциация звуков в словах и предложениях .

Описание игры

Выбираются «пастух» и «волк». Остальные дети - «гуси»

«Пастух» говорит:

Гуси-гуси, откуда вы?

Мы из дома.

«Пастух»:

Га-га-га, на луга.

Там растет трава.

Под веселую польку «гуси» ходят и «щиплют траву». Вдруг музыка прерывается, это появился «волк».

«Пастух» говорит:

Надо вам домой бежать,

Будет волк вас догонять.

«Гуси» гогочут и бегут домой (к стульям). «Волк» их ловит. Те, кто пойман, выходят из игры. Они должны сказать слово с обозначенными звуками.

Организация: Детский сад №22 «Светлячок»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей

В образовательной программе с учетом требований ФГОС ДО предусматривается непосредственная образовательная деятельность детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

Способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление на занятии рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

Формирует познавательный интерес, так как ребенок получает разнообразные знания, умения и навыки об одном и том же предмете или явлении через разные интегративные образовательные области;

Плавный переход на занятии от одного вида деятельности к другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс, учитывая его индивидуальные способности;

Объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями;

Способствует более тесному контакту воспитателя и детей в процессе решения поставленных образовательной программой.

Начало непосредственно образовательной деятельности предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой. Именно от этого во многом зависит результативность данной деятельности.

Можно начать занятие с речевой гимнастики, которой дети приветствуют друг друга:

«Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Или можно провести фонетическое упражнение. Воспитатель задает детям вопросы, а дети хором отвечают:

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы умылись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Завтрак съели?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Вы хотите мир познать?

Дети: Да! Да! Да!

Воспитатель: Песню мы поем с утра:

ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Дети: ДУ-ДО-ДА И ТУ-ТО-ТА.

Можно создать специальную проблемную игровую ситуацию для активизации работы по звуковой культуре речи детей, которую детям всем вместе нужно решить:

«Научи Буратино говорить правильно»;

«Исправь ошибку»;

«Помоги кукле Маше найти слова с определенным звуком»;

«Сложи в коробочку звучащие слова» и т.д.

Еще один организационный момент:

«Лягушата улыбаются»

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что в сказочной стране не любят хмурых и сердитых людей. Тогда давайте будем весело улыбаться. А чтобы наши улыбки получились красивые, давайте на минутку превратимся в лягушат и потренируемся:

Квака любит улыбаться – ква-ква-ква.

Рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам-

Ква-ква-ква.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца – ква-ква-ква.

Воспитатель: веселые у нас получились лягушата, с красивыми улыбками, думаю, что такие же улыбки у вас будут во время нашего путешествия.

Также можно провести пальчиковую гимнастику со словами.

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на речевом развитии детей и на самочувствии детей, улучшает работу мозга, способствуют поддержанию хорошего тонуса на протяжении всего занятия, а веселые стишки помогают снять умственное напряжение.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того насколько эмоционально она протекает, от непосредственного интереса детей к данному виду деятельности. Именно игровая мотивация помогает заинтересовать детей и создать благоприятно – эмоциональный настрой. Она помогает на протяжении всего времени данной деятельности развивать интерес детей к получению конкретного результата, которым заинтригованы дети в начале.

Рассмотрим несколько игровых мотиваций с использований материала по звуковой культуре речи.

Младшая дошкольный возраст

Приход игрового персонажа.

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришел Колобок. У него к нам есть большая просьба о помощи. Но чтобы нам понять его, и чтобы потом он понял нас надо выполнить зарядку для язычка.

Это Язычок пришел (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел (тянуть вправо)

Все, что нужно увидал

И налево зашагал (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется сейчас вперед. (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке (пощелкать язычком).

Молодцы! А теперь давайте послушаем, что нам скажет Колобок и поможем ему.

Средний дошкольный возраст.

«Паровозик»

Детям приходит приглашение в гости от сказочного художника, чтобы посмотреть его новые картины об осени. А приехать к нему можно на сказочном паровозике. Дети становятся паровозиком. Воспитатель паровозик, а дети – вагончики. Дети сцепляются друг за другом согнутыми в локтях руками, по команде воспитателя начинают движения, дружно произнося «ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ». Паровозик движется медленно, и дети произносят слова медленно, затем паровозик убыстряет движения и дети говорят быстрее, паровозик катится очень быстро – дети говорят очень быстро. Затем замедляют речь. Говорят медленно и паровозик останавливается.

Старший дошкольный возраст.

«Корабль»

Дети получают сигнал SOS с тонущего корабля и отправляются на помощь.

Дети встают на построенный корабль, обнимают друг друга за талию и качаются влево-вправо. Выбранный капитан дирижирует: вправо- вдох носом, влево – выдох ртом через вытянутые и округленные губы. На выдохе получается шум, похожий на звук «ф-ф-ф». Упражнение выполняется спокойно, ритмично, согласованно.

Необходимо использовать речевую активность детей в разнообразных моментах непосредственно образовательной деятельности по тематике недели.

Например, при составлении рассказа дети вспоминают правило правильной речи:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Если дети беседуют об осени можно предложить взять в руки осенние листочки и поиграть с ними. Дети будут осенним ветерком. В начале ветра нет и листочки не шевелятся, потом подул легкий ветерок (дети слегка дуют на листочки), затем дует сильный ветер и сдувает листочки.

Упражнение на развитие речевого дыхания (зимой можно использовать снежинки).

Если детям нужно развеселить какого-то персонажа – можно поиграть на воображаемых музыкальных инструментах:

На дудочке: ду-ду-ду.

На колокольчиках: динь-динь-динь.

На балалайке: трень-трень-трень

На барабане: бум-бум-бум.

При закреплении нового понятия или слова, чтобы дети лучше запомнили, можно проговорить чистоговорку с этим словом:

Ла-Ла-Ла – эта ваза из стекла.

Ин-Ин-Ин – это мягкий пластилин.

Лее -лее-лее – металл пластмассы тяжелее.

Де-Де-Де-дерево плавает в воде.

Речевые чистоговорки можно подобрать к каждому занятию с учетом тематики недели.

Ще-ще-ще – дождя нет, а я в плаще.

То-то-то – у Тани новое пальто.

Ас-ас-ас – куртки новые у нас.

Ке-ке-ке – ветровка эта на замке.

Арф-арф-арф – у Регины теплый шарф

Если на занятии появляется какой-то персонаж – предложите отгадать его по звукам или звукоподражаниям.

(можно издавать звуки самим или использовать звукозапись).

Это упражнение на развитие фонематического слуха.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания во время непосредственно образовательной деятельности являются физкультминутки. Они благоприятно влияют на активизацию деятельности детей. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и тематикой содержания деятельности. С целью усиления эмоционального воздействия физминуток можно использовать небольшие стихотворные формы, активизирующие выполнение как двигательных, так и речевых фонетических упражнений.

Например, физкультминутка «Зайцы»

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают – не идет ли волк?

Раз - подпрыгнул, два – нагнулся, потянулся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Зайцы песенку пропели:

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЯ-ЛИ

И под кустиком присели.

В середине занятия или для смены деятельности детей на занятии можно использовать фонетические разминки:

Песенки – «чудесенки»:

Свисток раздался строгий - «ССС…»

Шипит сердито шина – «ШШШ…».

Комар над ухом всё звенит - «ЗЗЗ…»,

Пчела над лугом всё жужжит - «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби - «ГРУ - ГРУ»,

Трубит слонёнок - «ТУ – РУ - РУ».

Синичка тенькает - «ТЕНЬ - ТЕНЬ»,

А балалайка - «ТРЕНДИ - БРЕНЬ».

Ручей журчит - «ДИНЬ - ДИНЬ, ДИНЬ - ДИНЬ»,

Звенит будильник - «ДЗЫНЬ – ДЗЫНЬ - ДЗЫНЬ».

Еще один игровой прием «Играем с книгой».

Дети достают из игрового сундучка специально оформленную фонетическую книгу с фонетическими рассказами. Любым игровым приемом открывают ее (воспитатель заранее делает нужную закладку в книге). В группе детьми может быть разучен ритуальный прием открытия книги.

Например:

Мы ручками похлопаем,

Мы ножками потопаем,

Мы глазками моргаем

И книжку открываем.

Фонетические рассказы, специально подобранные для занятия, помогут воспитателю поработать над определенным звуком и разнообразить деятельность детей, что способствует активизации детей в организованных формах обучения. Фонетический рассказ – специально подобранный текст со словами на определенный звук - направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звука.

К каждому рассказу прилагается ряд упражнений, направленных на развитие внимание, памяти, воображения, логического мышления. Выполнение этих упражнений способствует закреплению четкого произношения данного звука.

Например, на звук [В].

Умная ворона.

У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил поводок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила за поводок. Ворона держала поводок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула поводок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!

Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций, которые заинтересовывают детей, а после прослушивания дети рассматривают картинки и находят на них слова в которых есть этот звук, а так же детям предлагается полетать, размахивая руками, как крыльями и покаркать как ворона.

Специальные театральные игры и упражнения подобранные по теме занятия, не только привлекут внимание детей, но и эффективно скажутся на результатах речевой деятельности детей.

«Больной зуб»

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке [М]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Здравствуйте»

Детям предлагается поздороваться с разной интонационной выразительностью от имени разных героев (как медведь, как лисичка, как волк, как баба Яга, как Смешарик и т.д.)

«Дрессированные животные»

Выбирается ребенок – дрессировщик, некоторые дети- животные, остальные зрители. Дрессировщик загадывает животным простейшие задачки, а они отвечают голосами разных животных, произнося звукоподражание соответствующее число раз.

Речевые игры.

«Любопытный»

Воспитатель задает детям вопросы, а дети отвечают одним словом, которое начинается с определенного звука.

Как зовут этого мальчика?

(Саша, Семен, Сережа, Сева и т.д.)

Где он живешь?

(в Свердловске, в столице и т.д.)

Что он любишь есть?

(сосиски, сухари, салаты, суп и т.д.)

Кем работает его папа?

(слесарем, садовником, сторожем и т.д.)

Какие продукты он покупает в магазине?

(сметану, сушки, сок, селедку и т.д.).

Можно использовать речевые игры с мячом, которые направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

Игры с мячом освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях, дети охотно играют в эти игры.

Прежде всего, мяч можно использовать в считалках:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

Кто – бросать, а кто – ловить,

Будешь ты у нас водить.

Мяч можно использовать в играх.

- «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»,

- «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»,

- «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,

- «Звуки я сказать хочу и по мячику стучу»,

- «По мячу сперва стучу, а потом его качу»,

- «Мяч передавай – слово называй»,

- «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку»,

- «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй» и др.

Окончание непосредственно образовательной деятельности посвящено подведению итогов и оценке полученных результатов. Очень важно, чтобы каждый ребенок получил оценку своей деятельности с учетом его конкретных достижений именно на этом занятии. Необходимо, чтобы каждый ребенок почувствовал, что воспитатель видит его старания, отмечает его успехи, пусть даже очень маленькие, но именно его; что именно и его деятельность помогла достичь желаемо го результата. Это стимулирует интерес детей к последующей непосредственно образовательной деятельности.

Итог и оценка детской деятельности:

Что вам больше всего понравилось?

Кто вам сегодня запомнился, почему?

Кто может напомнить Буратино, как нужно правильно произносить звук?

А кто теперь сам сможет научить ребят играть в речевую игру? И т.д.

Оценка детской деятельности воспитателем:

От имени сказочного героя воспитатель дает оценку с учетом выполнения задач по звуковой культуре речи. (Очень понравилось, как Саша проговаривал все звуки. Спасибо Маше, я научился у нее четко произносить звук. Я очень рад, что Даша и Паша помогли мне запомнить чистоговорку и т.д.);

За успешное выполнение задания детям вручается приз для активизации звуковой культуры речи;

Воспитатель указывает особенности достижений каждого ребенка по звуковой культуре речи.

Использование игровых приемов на воспитание звуковой культуры речи в непосредственно образовательной деятельности не только сделают эту деятельность более интересной и увлекательной, но и в игровой непринужденной форме помогут справиться с проблемами в звукопроизношении ваших детей.

Воспитатели, помните всегда, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное, нужно только найти его и подать детям, что побудит их и самих к подобным находкам и открытиям. Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут и не упрощать, облегчая обучение, - дети будут искать легкие пути. Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем, и прежде всего детям, что мы не зря носим гордое имя – ВОСПИТАТЕЛЬ!

Трудно? А как же иначе?

Таково уж наше высочайшее предназначение на земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, сеять разумное, доброе, вечное в души наших воспитанников.

Литература:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мячь и речь.- СПб.: КАРО, 2003
  2. Гурин Ю.В., Пикулева Н.В. Трудные звуки.-М.: ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2014
  3. Говорушки.- М.: «Хатбер-пресс», 2013
  4. Дмитриева В.Г. Скороговорки и считалки в картинках.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.: Сфера, 2005
  6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.- М.: Гном, 2008
  7. Куликовская Т.А. Чистоговорки и считалки.- М.: Гном, 2010
  8. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: Дельта, 2000
  9. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научите меня слышать.- СПб.: Паритет, 2003

10.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 3.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009

11.Созонова Н.Н., КуцинаЕ.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки.Часть 2.- Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2012

12. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.- СПб.: Детство-Пресс, 2015

13. Темникова Т.Э. Логопедические игры с чистоговорками.- М.: Гном, 2006

14. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка.-М.: Рипол классик, 2010



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!