Князь симеон бекбулатович. Как Симеон Бекбулатович стал «царем всея Руси»

Татарский царевич Бекбулат, внук хана Большой Орды Ахмата, перешел на русскую службу около 1562 года. Очевидно, вместе с ним в Московском государстве оказался и его сын Саин-Булат, который через несколько лет принял православие и стал Симеоном Бекбулатовичем . Сколько ему было лет на тот момент, сказать затруднительно, но, вероятно, будущий государь тогда был еще достаточно молодым человеком.

Первое упоминание о Симеоне Бекбулатовиче относится к 1570 году. К этому времени он уже носил титул Касимовского царя. Время и обстоятельства «пожалования» Саин-Булата неизвестны.

Историк А. А. Зимин так раскрывает тайну выдвижения татарского царевича:

«Пожалование Саин-Булату Касимова и „царского“ титула можно объяснить родственными связями с „царем“ Шигалеем, его предшественником в Касимовском княжестве. Оно свидетельствовало и о стремлении Ивана IV добиться расположения определенной части татарской знати. К середине 70-х годов XVI века Саин-Булат был единственным „царем“ на Руси (кроме самого Грозного). К этому времени он доказал свою преданность государю. Во время зимнего похода 1571 —1572 годов „на свейские немцы“ он возглавлял вместе с князем В. Ю. Голицыным и Н. Р. Юрьевым рать, отправленную к Орешку. Ходил он и к Выборгу. Осенью 1572 года Саин-Булат вместе с Иваном IV направился в поход под Пайду. Затем он осаждал Колывань. Незадолго до 15 июля 1573 года Саин-Булат крестился, приняв имя Симеона. В 1575 году, очевидно, умер Михаил Кайбулич, и Симеон Бекбулатович стал самым видным татарским царевичем на русской службе».

Симеон Бекбулатович на великокняжеском престоле «Всея Руси»

После отмены опричнины в 1572 году прошло три года, и Грозный решил вновь разделить страну. Осенью 1575 года касимовский правитель Симеон Бекбулатович был торжественно провозглашен в «великим князем всея Руси», а Иван Васильевич стал именоваться князем Иваном Московским. По свидетельству автора Пискаревского летописца, он «ездил просто, что бояре, а зимою возница в оглоблех... А как приедет к великому князю Симеону, и сядет, далеко, как и бояря, а Симеон князь велики сядет в царьском месте».

Истинные причины решения государя остаются неизвестными. Уже его современники размышляли об этом шаге державного, высказывая различные предположения. И нам приходится только гадать, какие мотивы побудили Ивана Васильевича к действию.

Сделано несколько основных предположений. Во-первых, внешнеполитическая необходимость, связанная с попыткой Ивана Грозного выдвинуть свою кандидатуру на пустующий польский престол и таким образом завершить . Во-вторых, реставрация опричнины в новых условиях и желание усилить личный террор против неугодных. Впрочем, иногда на разделение страны в 1575 году смотрят и как на антиопричнину. В-третьих, целью царя называют отказ от обязательств, розданных от царского имени, в первую очередь финансовых. В-четвертых, существует «мистическое» объяснение. Оно основывается на свидетельстве все того же Пискаревского летописца, который записал слухи, ходившие в народе. Так, современники поговаривали, что Грозный испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть». Перестав быть царем, костлявую «даму» с косой можно было попытаться обмануть.

Конечно, слухи есть слухи, но, как справедливо считают некоторые специалисты, в колдунов и предсказателей тогда верили безоговорочно. Вот что пишет по этому поводу знаменитый исследователь грозненской эпохи В. Б. Кобрин: «Дела о „ведунах“, которых держали у себя для гаданий, весьма распространены. Так, при Федоре Ивановиче родственников последней жены царя Ивана — Нагих — обвиняли в том,что они специально „добывали“ ведунов, чтобы узнать, „сколь долговечен“ царь Федор. Если царь действительно испугался предсказания, то я даже готов признать за ним некоторую толику своеобразного гуманизма: отказавшись сам от титула московского царя, он не подставил под удар судьбы-злодейки и Симеона — тот был всего лишь великим князем, а не царем, да к тому же не московским, а „только“ всея Руси. Так что в этом году просто не было „московского царя“». Ни одно из предположений пока не доказано и не опровергнуто.

Симеон Бекбулатович - хозяин земли Тверской

Высокое положение татарина Симеона Бекбулатовича было неприемлемо для большей части русской аристократии. Сохранились сведения, что «елицы же супротив сташа, глаголюще: „Не подобает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти“. И на тех [Иван Грозный] возъяряся».

Не до конца прояснены и полномочия Симеона. Есть основания предполагать, что от его имени велась значительная часть внутренней политики, а внешняя целиком оставалась в ведении Ивана Грозного. В то же время большинство историков сходятся на том, что права Симеона были сильно ограничены, видимо, он был лишен даже права выдачи жалованных грамот монастырям. Скорее всего, перед нами пример «политического маскарада», когда за спиной формально восседающего на великокняжеском престоле «всея Руси» бывшего касимовского царя реальная политика велась руками все того же Ивана Грозного.

В августе 1576 года Симеон Бекбулатович лишился своего московского престола: Иван Васильевич упразднил свой «удел», вернулся в Кремль, а верному слуге Бекбулатовичу пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Тот стал называться «великим князем Тверским». Видимо, было бы неправильно преувеличивать положение Симеона, которое он обрел в Твери. У него действительно был свой двор с положенным числом придворных, к нему обращались с различными земельными просьбами, и великий князь имел право судить-рядить в спорных случаях. Но настоящим государем он все-таки не являлся, его «великое княжение», конечно, несопоставимо с правлением исконных великих князей Ярославичей.

Звезда и смерть Симеона Бекбулатовича

Точные вехи медленного заката звезды «царя» Симеона Бекбулатовича неизвестны, но общая линия движения вниз прослеживается. По словам московских летописцев, Симеон лишился великого княжения Тверского еще при царе Федоре Ивановиче. Царь Федор властвовал с марта 1584 по январь 1598 года. Показательно, что последние упоминания Симеона с великокняжеским титулом относятся к 1585 году.

Его «сведение» с престола подтверждается и присягой на имя 1598 года. В момент венчания Бориса на царство «царь Симеон Бекбулатов» именовался уже без великокняжеского титула.

Кушалинская волость Симеона Бекбулатовича перешла в царские владения. Для управления были назначены дворцовые приказчики. Передача земель возможно, сопровождались некоторым волнением среди местного населения. Во всяком случае, кое-кто из кушалинских „мужиков“ были отправлены в Сибирь, а их имущество отписано в казну.

Конфискация вотчины свидетельствовала о том, что власти предъявили Симеону достаточно серьезные обвинения. Тем не менее местом его ссылки стали не сибирские города и не северные погосты, а его собственные недавние владения. Условия ссылки были почетными. Симеон жил в Кушалине в окружении своего двора.

Подобно Филарету, Симеон получил послабления, но ему не разрешили вернуться в Москву. Годунов нашел время, чтобы написать ему утешительное послание. Государь обещал, что на свой день рождения он пожалует ссыльного и даст ему свободу. Однако обещание осталось невыполненным. Сколько бы мягкими не были гонения на служилого „царя“, они дали почву для слухов, порочащих Годунова. Ослепший от старости Симеон сам жаловался Я. Маржарету, будто лишился зрения из-за Бориса, приславшего ему отравленного вина. В русских летописях то же обвинение приобрело мистический оттенок: царь якобы ослепил Симеона с помощью некоей „волшебной хитрости“.

Надежда на восстановление хотя бы некоторого положения возникла в 1605 году, когда Лжедмитрий I пригласил Бекбулатовича в Москву. Однако здесь от него потребовали, как свидетельствует «Новый летописец», поддержать окатоличивание России. Бывший мусульманин, ставший ревностным православным, ответил отказом.

Лжедмитрий не стал церемониться и отправил Симеона в . По разным источникам, это произошло 29 марта или 3 апреля 1606 года. В обители Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан.

При Василии Шуйском Симеона-Стефана перевели в , где он пробыл до изгнания поляков из Москвы. По решению Земского собора высокородного монаха вернули в Москву. Точное время его возвращения в столицу неизвестно, но это произошло не ранее венчания на царство Михаила Романова 22 июля 1613 года.

Старец Стефан ушел из жизни 5 января 1616 года и был похоронен в Симоновом монастыре, где девятью годами ранее нашла свое последнее пристанище его жена Анастасия, в инокинях — Александра.

1575 год в хрониках назван годом начала правления нового русского царя из рода Чингисхана Симеона Бекбулатовича. Марионеточный правитель, временщик, ставленник Ивана IV, призванный заменить грозного царя на московском престоле, появился на политическом небосклоне русского государства на очень короткое время, однако благодаря величественной фигуре Ивана Грозного, тенью стоявшей за ним, оставил значительный след в истории государства.

Симеон Бекбулатович, до крещения носивший имя Саин-Булат, был прямым потомком последних правителей Золотой Орды, носителем крови самого Чингисхана, в официальных документах именовавшийся «астраханским царевичем». Отца Симеона, Бек-Булата, царь Иван Грозный пригласил к себе на службу в 1563 году, а с 1566 года, после смерти отца, служение государю продолжил Саин-Булат.

В период XV-XVI веков служение татар у московских правителей не было чем-то необычным. Чингизиды, потомки правителей Золотой Орды, имевшие законные права на Астрахань, Бахчисарай, Казань, активно приглашались на службу великими князьями. Иван Грозный, первый русский царь, пошел еще дальше, и татарский царевич ненадолго стал первым лицом в государстве.

После поступления на службу в 1566 году Саид-Булат очень быстро начал свое возвышение. В 1570 году он получает титул «царя касимовского», то есть правителя небольшого, но стратегически важного города Касимова. В 1573 году по приказу Ивана, Саид-Булат был крещен в православную веру, получив при крещении новое имя – Симеон. Принятие христианства автоматически отбирало права на трон в Касимове, бывшем на тот момент полностью мусульманским городом, однако Иван Грозный компенсировал своему любимцу эту потерю, даровав ему особый статус «слуги государева». Этот неофициальный титул давался только за особые заслуги перед царем и отчеством, и помимо Симеона Бекбулатовича, столь почетное звание имели только два человека – князь Воротынский, разбивший войско крымского хана, давнего противника Руси, и Борис Годунов, опекун слабоумного Федора Иоанновича.

Новый русский царь

Год 1575 стал вершиной карьерной лестницы татарского царевича – царь Иван IV неожиданно отрекается от престола и назначает своим преемником Симеона Бекбулатовича. Столь странный поступок царя стал неприятным сюрпризом даже для его ближайшего окружения, не говоря уже о членах Боярской Думы, конфронтация с которыми не прекращалась десятилетиями.

По какой причине Иван Грозный неожиданно «возлюбил» татарского царевича? За какие заслуги Симеон был так обласкан русским царем? Почему именно он стал доверенным лицом и любимцем сурового русского царя? Никто их современников, а затем и исследователей эпохи Ивана Грозного не смог дать ответ на этот вопрос. Письменные источники не сохранили даже намека на причины столь неожиданного возвышения потомка Чингисхана в русском царстве.

Бывший правитель Касимова стал вторым царем нового русского государства. Венчание на царство проходимо со всей пышностью и торжественностью и отныне Симеон Бекбулатович именовался царем и Великим князем всея Руси. От имени нового царя выпускались грамоты и указы, награждения и наказания, печатались деньги, осуществлялась вся внутренняя политика. Однако внешняя политика, в том числе и приемы иностранных послов по-прежнему проводилась от имени Ивана IV.

Сам же Иван стал именовать себя «удельным князем», то ест правителем особого удела, в который вошли Ростов, Псков, Ржев и некоторые другие города. Из Кремля Грозный перебрался на Петровку, откуда направлял челобитные на имя Симеона и называл сам себя уничижительно Иванцем Васильевым. Как и любой удельный князь, Иван в пределах своей вотчины имел абсолютное право «казнить и миловать», устраняя таким образом неугодных без оглядки на своих извечных противников-бояр.

Спустя год, в 1576 году, Иван Грозный низложил Симеона Бекбулатовича и вновь воцарился на троне. Татарский царевич провел на вершине пирамиды власти всего одиннадцать месяцев и сошел с политического олимпа русского государства так же быстро, как и вознесся на него.

Причины «рокировки»

Почему Иван Грозный решился на столь необычный поступок, как официальная передача власти временщику? Что подтолкнуло царя к принятию столь неординарного решения? Причины подобного поступка до конца не ясны и по сегодняшний день. За столетия, прошедшие со времен правления Ивана IV, было выдвинуто множество версий, однако внимания заслуживают лишь несколько из них.

Измены и заговоры

Самой актуальной, пожалуй, можно назвать продолжавшуюся борьбу с боярством. В пользу этой версии свидетельствуют записки английского посла при дворе Ивана IV. Опричнина как политика террора и единовластия не оправдала в полной мере своего предназначения в глазах царя. Заговоры, измена, стремление если не свергнуть царя, то ограничить его власть – вот главные страхи Ивана IV. Перед глазами у него были примеры удачных дворцовых переворотов в Европе, когда вассалы восставали против своего сюзерена, и Грозный изо всех сил стремился избежать подобного.

Ограниченный Боярской Думой, царь вынужден был согласовывать свои действия с высшей аристократией, в том числе и те, которые были направлены на укрепление центральной власти. Разумеется, бояре не стремились упускать власть из рук, и правящая верхушка стала главной оппозицией царю.

Посадив на трон Симеона, царь тем самым «развязал себе руки», получив возможность бороться с неугодными в собственном уделе, руководствуясь лишь собственными желаниями. В противовес думе Грозный создал собственное правительство и собственную гвардию, благодаря которым в короткий срок расправился с бунтовщиками и изменниками.

Финансы и налоги

Еще одной заслуживающей внимания причиной можно назвать финансы. О стремлении провести чужими руками ряд сложных и малопопулярных мер, призванных укрепить финансовое положение страны, свидетельствуют записки английского посла в России.

Затяжная Ливонская война разорила казну. Налоги, собираемые с земель, не могли в полной мере покрыть потребности государства в деньгах, и причиной этому Иван IV видел тарханы – налоговые льготы, дарованные монастырям его предшественниками. В большинстве своем монастырские земли не облагались каким-либо налогом в пользу казны, и по замыслу Грозного царским указом Симеон Бекбулатович должен был ликвидировать большую часть льгот и лишить церковь части ее земельных наделов.

Кроме того, новый царь Симеон нес полную ответственность за финансовую составляющую – от его имени чеканились деньги, его именем подписывались грамоты, он же раздавал пожалования. Вернувшись на трон, Иван Грозный мог смело отказаться от финансовых обязательств Симеона Бекбулатовича, от всех долгов и пожалованных льгот.

Однако полностью ликвидировать тарханы не удалось – церковь резко воспротивилась попытке отобрать у нее часть собственности. Но частично задуманные финансовые изменения от имени нового царя Симеона Бекбулатовича все же были сделаны.

Был известен не только своими великими реформами, которые позволили России занять достойное место среди сильнейших держав того времени, но и чудачествами, наводившими на окружающих не меньший ужас, чем массовые казни из-за своей непредсказуемости. Одним из таких поступков царя стало княжение Симеона Бекбулатовича. Дата его рождения неизвестна. В то же время сохранилось множество документальных, часто противоречивых, свидетельств о его так называемом правлении.

Симеон Бекбулатович: биография (молодые годы)

О детстве человека, который впоследствии пусть даже ненадолго занял российский престол, известно совсем немного. Саин-Булат хан был сыном Бек-Булата — прямого потомка Чингисхана и султана Его дед Ахмет был последним правителем Золотой Орды, который продолжал держать в политической зависимости московских князей.

Иван Четвертый пригласил Бек-Булата вместе с сыном к себе на службу. Старый князь был предан Грозному и проявил себя как хороший воин, поэтому после его смерти тот обласкал Саин-Булата.

По приказу государя молодой царевич женился на девушке из известного боярского рода — Марии Андреевне Клеопиной-Кутузовой. Он и так по своему положению стоял выше русской знати, так как был из рода Чингизидов, а брак с русской аристократкой только укрепил его позиции.

Царствование в Касимове

По существующей тогда практике российские правители нередко даровали приглашенным татарским князьям в уделы целые города. Поэтому никого не удивило, когда в конце 60-х годов Симеона Бекбулатовича назначили ханом в Касимов, в то же время он получил титул "слуга государев", тогда как даже самые родовитые бояре именовались лишь "холопами Ивана Грозного".

В период царствования в Касимове Симеон Бекбулатович принял участие в а также в походах на Пайду, Орешек и Колывань. Тогда же по настоянию Ивана Грозного он крестился и взял имя Симеон. К тому времени Бекбулатович был вдовцом и женился повторно на недавно потерявшей мужа княгине Анастасии Черкасской.

Благодаря этому браку Симеон Бекбулатович — царь Касимовский — породнился с царской фамилией, так как в жилах его второй супруги текла кровь

В браке у пары родилось три сына и три дочери.

Почему произошла передача власти?

До сих пор причина, по которой Иван Грозный поставил во главе государства такую неприметную персону, как Симеон Бекбулатович, остается предметом обсуждения историков.

Существует множество версий. По наиболее распространенной Ивану Грозному было сделано предзнаменование о скорой смерти правителя всея Руси, поэтому, сажая на трон другого человека, он надеялся обмануть судьбу. Есть также мнение, что он хотел отойти на время в тень, чтобы выявить своих скрытых врагов. Некоторые историки выдвигают и гипотезу о том, что таким образом царь хотел отвести от себя недовольство народа, который с трудом приходил в себя после ужасов, которые ему пришлось пережить в период опричнины, «переведя стрелки» на пришлого князя.

На троне российского государства

Как бы то ни было, в 1575 году Иван Грозный повелел венчать на царство Симеона Бекбулатовича, который получил при этом титул «Великий князь всея Руси». Сам же он вместе с семьей переехал из Кремля на Петровку. При этом страну формально разделили, выделив Ивану Московскому, как решил отныне прозываться «бывший» правитель страны, небольшой удел. Там он завел собственную думу, в которой заправляли Годуновы, Нагие и Бельские.

Всего новый государь процарствовал 11 месяцев. За это время, по свидетельству иностранных послов, он отобрал у монастырей и церквей все грамоты, жалованные ей на протяжение веков, и уничтожил. Кроме того, формально по приказу Симеона, а на самом деле с повеления Ивана Грозного, были казнены некоторые царедворцы, которые были приближены им после опричнины, но не оправдали надежд. Таким образом была проведена еще одна «зачистка» в верхнем эшелоне власти.

Симеон Бекбулатович и его реформы не были однозначно восприняты современниками, однако смуты, которой опасался Иван Грозный, не случилось.

Смещение

Убедившись в том, что политическая рокировка завершилась успешно, Грозный высказал «недовольство» действиями Симеона и «был вынужден» снова взять скипетр, чтобы возместить зло, урон, которые тот нанес церкви.

По крайней мере, действия Ивана Четвертого были преподнесены народу и знати именно в этом ключе. При этом царь дозволил возобновить уничтоженные грамоты, однако раздал их уже от своего имени, удерживая и присоединяя к государевой казне часть церковных земель. Кроме того, ходили слухи, что многим церковным иерархам пришлось заплатить немалые суммы, чтобы возвратить хотя бы часть имущества своих обителей.

Как докладывали своим правительствам иноземные послы, кратковременное Великое княжение Симеона Бекбулатовича (дата восшествия на трон неизвестна, однако ученые считают, что оно произошло в октябре 1576 года) позволило Ивану Грозному безболезненно отнять значительную часть имущества у церкви, а также показать всем недовольным, что «возможно еще более худшее правление».

Княжение

После отстранения от власти Симеон Бекбулатович (фото приведено ниже) получил приказ отбыть в Тверь, где ему был выделен новый удел. При этом он сохранил титул Великого князя, который был и у Ивана Васильевича. Однако последний одновременно с этим в официальных документах именовался еще и царем. Лишившись власти, которая ему и так принадлежала лишь формально, Симеон Бекбулатович стал одним из крупнейших землевладельцев того времени. Согласно сохранившейся писцовой книге его имущества, составленной около 1580 года, в Тверском и Микулинском уездах он имел одной только пахотной земли до 13500 десятин. Кроме того, он был наделен особыми привилегиями, дающими ему право взымать налоги и подати в свою пользу, что не позволялось остальным, даже самым высокопоставленным, служилым людям Московского царства.

Дальнейшая карьера

С конца 1577 года в течение 5 лет Симеон Бекбулатович принимал активное участие в военных действиях, направленных против Польши. Однако результатов на этом поприще ему добиться не удалось, так как он не обладал ни храбростью, ни талантом полководца.

После в 1588 году Великий князь Симеон на некоторое время смог сохранить свое высокое положение. Однако приблизившийся к трону Борис Годунов стал всячески настраивать молодого царя Федора Первого против Тверского князя.

Опала

Став царем, Годунов приказал присягавшим боярам поклясться, что они не станут предпринимать действий для передачи трона Симеону Бекбулатовичу или его детям. Кроме того, вскоре был найден повод для устранения опасного претендента на власть в стране: близкий родственник Симеона Бекбулатовича — И. Мстиславский — оказался замешанным в одной из интриг против всесильного царского шурина, и после того, как его арестовали, бывшего «правителя всея Руси» постигла опала. У него отняли имение и сан, но не сослали, позволив жить в своей бывшей удельной столице Кушалине.

Опасения Годунова не были беспочвенными, так как некоторые бояре действительно замышляли заговор с целью возведения на престол царя, который уже занимал трон с согласия самого Ивана Грозного. В заговоре приняли участия такие известные политические фигуры того времени, как Феодор Никитич Романов и Бельский. Их интрига была расстроена, а сам Симеон, по некоторым сведениям, ослеплен.

Иночество

Потерявший зрение и впавший в опалу Симеон Бекбулатович стал искать утешения в православной вере. Он строил храмы и жертвовал на монастыри. От этих занятий ему пришлось на время отказаться при воцарении Лжедимитрия Первого, который сначала пригласил его в Москву и обласкал. Однако такая ситуация продлилась недолго, и несчастный был приговорен самозванцем на заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. Сохранился даже документ за его подписью, предписывавший игумену обители постричь в монахи Симеона Бекбулатовича и написать об этом ему лично.

3 апреля 1616 года бывший царь принял постриг под именем Стефана. С этого момента Симеон Бекбулатович, биография которого напоминает авантюрный роман, жил практически как узник.

Его положение еще более ухудшилось при Василии Шуйском, сославшем инока на Соловки.

Горькие дни свои Симеон, он же инок Стефан, окончил в Москве в 1616 году и был погребен в Симонове монастыре.

Теперь вы знаете, кем был Симеон Бекбулатович, годы жизни которого можно назвать лишь предположительно (1540-е — 1616-й). Причины резкого поворота в его судьбе, в результате которого он оказался на русском престоле, до сих пор являются предметом обсуждения историков и вряд ли когда-нибудь будут установлены.

Царь Симеон Бекбулатович

Но вернемся к альтернативной версии истории.

Весной 1571 года большое крымское войско вторглось в пределы России. Обойдя главные русские силы, хан осадил Москву и зажег ее пригороды. Конец Ивана Бельского оказался печальным: он задохнулся от дыма в погребе. Управлять страной хан назначил своих наместников, незнатных мурз, а российские бояре (это в основном татары или их потомки во втором, третьем или чуть более дальних поколениях), собравшись в Ярославле, решили избрать нового царя. Но Кайбула, астраханский царевич, пожалуй, главный претендент на царский престол, к этому времени погиб, и царем избрали касимовского царя Саин-Булата, вскоре (в 1573 году) крестившегося Симеоном Бекбулатовичем.

По договору с Крымом Саин-Булат отдавал в вассальную зависимость крымскому хану Астрахань, Казань и даже Москву, а взамен он получал военную поддержку против антикрымски настроенной знати. В 1573 году был схвачен и казнен Малюта Скуратов-Бельский. Успешно действовали войска Симеона в Ливонии, где было захвачено множество городов. Именовался Саин-Булат (Симеон Бекбулатович) Великим князем Тверским, но чаще находился, по летописным сведениям, в Старице, Александровой слободе, Ярославле, Новгороде, то есть столицей опять стал Ярославль, т. к. из четырех названных городов три можно отнести к Ярославлю.

Сын Кайбулы Михаил Кайбулович в эти годы официально являлся царевичем - наследником царского престола. В 1577 году Симеон казнит многих бояр времен Бельского: Воротынского, Одоевского, Морозовых и многих других, искореняя оппозицию. Около престола появляются новые люди и среди них Борис Годунов и так называемые Романовы.

Однако с радужными перспективами на будущее Симеону Бекбулатовичу пришлось проститься. В Польше был избран новый король - энергичный Стефан Баторий, начавший в 1579 году войну с Россией. Имея большие успехи в войне со слабыми ливонцами, в войне с более сильными поляками русские терпели одно поражение за другим. Поляки в течение трех лет захватили не только Полоцк и Ливонию - земли, недавно присоединенные к России, но и Великие Луки, ряд других городов, осадили Псков, то есть исконно русские земли, которые даже во времена Золотой Орды входили в состав Владимирской Руси.

Когда на западе происходят самые напряженные бои, а российские города находятся в осаде, в это время громадное русское войско стоит в Пскове; когда же поляки подходят к Пскову, то главные силы отходят к Волоколамску, а сам царь Симеон перемещает свою резиденцию в Александрову слободу. В трудные для России годы полностью проявился трусливый и нерешительный характер Симеона, впрочем, вероятно, потому его и избрали в цари. Родственники бывших царей Бельских - Афанасий и Давид Бельские - бегут на запад, к врагам Симеона, в Москве в 1582 году (уже после мира с поляками) зреет заговор против Симеона. В стране вновь наступает смута.

Глава заговора царевич Михаил Кайбулович убит, но и падение царя Симеона уже не за горами. Вскоре гибнет Федор Нагой - ближайший родственник царя Симеона, а сам Симеон Бекбулатович низложен, ослеплен и пострижен в монахи: милосердный акт для такой варварской страны, которой была в те годы Россия.

А теперь то же, но в традиционном изложении.

Итак, в 1571 году крымский хан вторгается в Россию. Стремительно обойдя русские войска, он появляется под столицей. Небольшие русские силы заняли оборону в предместьях. Татары подожгли город с предместьями, и в течение нескольких часов Москва выгорела полностью, вместе с ней в дыму и пожарах погибло более 120 тысяч человек. Главный царский воевода Иван Бельский задохнулся в собственном погребе. Сам царь успевает сбежать в Ярославль. Крымский хан, «увидев разоренную столицу… немедленно решился идти назад, захватив по дороге в Крым более ста тысяч пленников». Что сделали с погибшими москвичами? По приказанию царя их не погребли как христиан, а сбросили в реку. Так поступают только со злейшими врагами. Поступок весьма странный для ТВ.

Как только хан пошел от Москвы на юг, Иван Грозный посылает войска с целью его преследования, то есть показывает активное антикрымское действие. Но когда спустя несколько недель к царю прибывают крымские послы, то все меняется. Царь перед ними предстает в дешевой и убогой одежде, на их постоянные оскорбления Грозный «бил челом хану: обещал уступить ему Астрахань при торжественном заключении мира; а до того времени молил его не тревожить России, не отвечал на слова бранные и насмешки язвительные».

Первым делом после ухода крымского войска с русских земель Иван Грозный решает вновь жениться. Из двух тысяч кандидаток была выбрана простая купеческая(!) дочь, некая Марфа Васильевна Собакина. Многочисленная ее родня получила высшие государственные посты и богатые имения. История возвышения простых Собакиных не имеет прецедента. Много непонятного про это и в летописях. К примеру, в Разрядной книге: «Тогожь году была свадьба у царя государя Ив. Вас., а понял Васильеву дочь Собакина Марфу». Если здесь поменять имя Василий на соответствующее ему - царь, то получится: «…цареву дочь Собакина Марфу».

Далее здесь же: «А в мыльне быти с государем Собакиным, Борису Годунову, Богдану Бельскому». По ТВ считается, что вместе с Годуновым и Бельским здесь названы чохом все Собакины. Может быть, и так, но это не в русских летописных традициях: как ни велико распространение той или иной фамилии, всегда называются конкретные люди. К примеру, по той же Разрядной книге: «А ходить пред государем Борису Вас. Собакину, Парф. Ив. Собакину, Ст. Вас. Собакину за саньми».

Таким образом, если принять другую точку зрения, то государь носит фамилию Собакин. Тогда кто же эти Собакины? Это или худородные крымские наместники, или Собакин - Саин-Булат, по-другому называемый Санбулай. Собакин, Санбулай - весьма похожие имена.

Еще один странный поступок царя: в этом же 1571 году после тяжелейших последствий крымского нашествия Грозный посылает касимовского царя Саин-Булата с войском в Ливонию, одновременно с этим уничтожая посады в Москве, опасаясь нового крымского вторжения, т. е. новый виток военных действий в Ливонии происходит в условиях резкого дефицита военных сил.

Прибывший из Англии посол Дженкинсон требует от царя возмещения ущерба английским купцам от последствий пожара Москвы. Сразу возникает вопрос: кто поджигал? Люди царя или крымцы? По ТВ Москву подожгли крымцы. То есть требовать нужно от Крыма. Но почему-то требуют от московского царя. Но если российский правитель - ставленник Крыма, то требовать уже можно и от царя.

В начале 1572 года в Новгород отправлено 450 возов с казной, туда же вместе с царем выезжает все его семейство, царевич Михаил Кайбулович и все мало-мальски знатные люди государства. Такое «великое переселение» бывает при переносе столицы.

Летом 1572 года 120-тысячное крымское войско пошло вновь на Россию, крымские мурзы уже делили между собой города и улусы, а «Москва трепетала, слыша, что уже назначал в ея стенах домы для вельмож крымских». Но произошло чудо: двадцатитысячное русское войско разгромило татар, которые потеряли сто тысяч(!) человек.

Возвратившись в Москву, царь ликвидирует опричнину, вслед за этим в столицу прибывают крымские послы, которые сообщают, что блистательная победа русских войск не более как ВЫМЫСЕЛ РУССКИХ ВОЕВОД. Впрочем, в Москве царь не задерживается, иностранных послов встречает то в Новгороде, то в Старице, то в Можайске. Одним из атрибутов убранства были две короны, предназначенные для царя и царевича, а Михаил Кайбулович постоянно называется именно царевичем, при этом летописи не уточняют, что он является царевичем астраханским, просто царевич. То есть понимайте, кто как может. Вот традиционные историки и считают его за царевича астраханского, а альтернативная версия, как уже выше писалось, за царевича - наследника российского престола.

В эти же годы касимовский царь Саин-Булат, приняв христианство, становится Симеоном Бекбулатовичем, великим князем Тверским. Причем ряд источников утверждает, что Иван Грозный даже короновал его, «уступив ему трон свой как царю, а себе оставив только имя Вел. Князя». Известно, что Симеон во время своего ПРАВЛЕНИЯ отнял у монастырей все их земли. О том, насколько непонятна и противоречива история тех лет, наглядно видно хотя бы из трудов Е. Шмурло, который писал, что «Иван Грозный поставил над земщиной особого государя… но когда именно поставил; как долго государствовал Симеон; титуловался ли он только великим князем или также и царем; наконец, был ли он венчан на царство или нет - на все эти вопросы историки наши дают противоречивые ответы, в зависимости от понимания и толкования источников, далеко не во всем согласных между собою». И это сказано о событиях конца царствования Ивана Грозного, когда, казалось бы, должно сохраниться много различных документов, в том числе и зарубежных. Получается, что это событие, одно из главных в эпохе Грозного, оказывается темным для историков. А раз так, то стоит ли удивляться гипотезе альтернативной версии истории о различных царях, правивших под именем Ивана Васильевича?

В 1579 году началась война с Польшей. Вскоре под ударами поляков, а затем и шведов, Россия стала терять город за городом, и это при больших-то воинских силах (триста тысяч воинов!). «Зрелище удивительное» - так охарактеризовал эти странные события Карамзин.

Тем временем наступил 1582 год. Иван Грозный успел поменять шесть жен, а его старший сын царевич Иван имел уже третью жену, несмотря на юный возраст, что было бы понятно и простительно мусульманину, но не христианину.

В этом году царь убивает своего сына. «Иоанн в волнении гнева закричал: „Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола! И поднял руку“.

Раскаиваясь в содеянном, Иван Грозный созывает бояр и сообщает о своем намерении постричься в монастырь, а им необходимо ИЗБРАТЬ нового царя. Естественно, что все его единодушно отговаривают. Тем временем Борис Годунов, сильно пострадавший от руки царя, когда он пытался защитить убиваемого царевича, длительное время не появляется при дворе. Федор Нагой, отец новой жены царя, клевещет на Годунова, сообщая, что тот здоров, но специально не хочет встречаться с Грозным. Последний едет к Годунову и видит его, прикованного к постели. Вспылив, царь приказывает сделать такие же раны и своему тестю Федору Нагому за его клевету. Кстати, Карамзин справедливо спрашивает: «Клевета есть, конечно, важное преступление, но сия замысловатость в способах муки изображает ли сердце умиленное, сокрушенное горестию?» Напомню, что после убийства сына Грозный по ТВ как раз каялся.

В 1583 году царь неожиданно, «к радостному изумлению шведов» заключил с последними мир, отдав им важные ливонские города. Традиционная история это объясняет событиями в Поволжье, где с 1582 года полыхала гражданская война, которая продолжалась «до конца Иоанновой жизни с остервенением удивительным» - прекрасное подтверждение смуты 1582-1584 годов.

Весной 1584 года Иван Грозный умер. Спустя четыре века установили, что Иван Грозный был отравлен ртутью. Но кто именно из МНОГИХ ЦАРЕЙ, ВЫВЕДЕННЫХ ПОД ОБЩИМ ИМЕНЕМ ИВАНА ГРОЗНОГО?

За полстолетия «грозной» эпохи на русском престоле побывало в общей сложности ДЕВЯТЬ человек. Много? Для смутного времени это небольшая цифра. Вспомните, как менялись правители в официальное и короткое по ТВ Смутное время? Два Годунова, два Лжедмитрия, Шуйский, Михаил Романов. И это всего за десяток лет! Серьезному человеку легче поверить в существование девяти человек на престоле в смутное время, чем обманываться мифом о непрерывном правлении одного человека сроком более чем в полстолетие. Даже для более спокойных времен такая продолжительность царствования - крайняя редкость. Достаточно сказать, что максимальный срок правления во всей истории Рима не превышал 41 года (Октавиан Август).

Этот период в жизни страны действительно был смутным, векторы внутренней и внешней политики постоянно менялись, в стране почти постоянно царил террор: казни, заговоры, войны - вот характерная особенность времени правления так называемого Ивана Грозного. Характер царя и даже его внешность периодически менялись. На дошедших до нас портретах царя изображены абсолютно разные люди. А как же документальные источники этой эпохи? Отвечу: никаких подлинных конкретных документов, способных пролить хоть какой-либо свет на личность царя, до наших дней не дошло. «Мы не знаем его почерка, не имеем ни клочка бумаги, им самим написанного». Это отмечал известный русский историк начала XX века Платонов. А что касается завещания Грозного, то это только неполная и неисправная копия XVIII века.

Наконец, такой факт: Грозный умер, когда ему было 54 года. Возраст зрелый, но еще не старый, а на дошедших до наших дней прижизненных портретах он выглядит глубоким старцем. Странно?

Из книги Иван Грозный и Петр Первый [Царь вымышленный и Царь подложный] автора

3.4. Симеон Бекбулатович как четвертый царь «Грозного времени», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской истории Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. Симеон Бекбулатович как четвертый царь «времени Грозного», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской истории Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы

автора Носовский Глеб Владимирович

7.7. СИМЕОН-ИВАН БЕКБУЛАТОВИЧ СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584. См. его предположительный портрет на рис. 7.23. На страницах западных хроник он отразился как Габсбург, то есть Новгородец, «МАКСИМИЛИАН II» 1564–1576 по . См. рис. 7.24.После разгрома опричнины царевич Иван был

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

5.25. СИМЕОН-ИВАН БЕКБУЛАТОВИЧ = «МАКСИМИЛИАН II» 25a. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584, правил 12 лет. См. его предположительный портрет на рис. 7.23. ~ ~ ~ 25c. ГАБСБУРГИ. «МАКСИМИЛИАН II» 1564–1576, правил 12 лет, по . См. рис. 7.24. КОММЕНТАРИЙ. После разгрома

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. Симеон Бекбулатович как «четвертый период Грозного», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской истории Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы (! -

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Симеон Бекбулатович как «четвертый период Грозного». Правил в 1572–1584 годах В традиционной истории, Иван «Грозный» отрекся от престола в 1575 году «и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы (! - Авт.), а „великий

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Симеон-Иван Бекбулатович Симеон-Иван Бекбулатович 1572–1584. В западных хрониках он отразился как Габсбург «Максимилиан II» 1564–1576 по .После разгрома опричнины царевича Ивана принудили отречься от престола. Царем становится глава земщины, член царствующего дома, Симеон.

Из книги 1612. Все было не так! автора Винтер Дмитрий Францович

Симеон Бекбулатович – «ВрИО царя» или «Чингисхан всея Руси»? Но был и еще один претендент на московский трон. Речь идет о правителе Касимовского царства, крещеном татарине Симеоне Бекбулатовиче.Под 1570 г. Саин-Булат (имя Симеон он получит три года спустя при крещении)

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

Кем был царь Семион Бекбулатович? В учебниках пишут, что царь Семион Бекбулатович – это крещеный татарин Саин-Булат, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Считается, что царем его сделал великий князь Иван IV. Затем тот же Иван IV в 1575 г.

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

7. Присяга Борису и ее повторение. – «Царь» Симеон Бекбулатович. – Серпуховский поход и коронация Бориса Приведенные сведения иностранцев имеют в глазах исследователя чрезвычайную цену. То, что успела заглушить в московской письменности политическая сдержанность и

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

25. Симеон-Иван Бекбулатович отразился в западных летописях как «Максимилиан II» 25а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584, правил 12 лет. См. его предположительный портрет на рис. 184. Рис. 184. Предположительный портрет великого царя-хана Симеона

автора Носовский Глеб Владимирович

25. Симеон-Иван Бекбулатович отразился в западных летописях как «Максимилиан II» а. РУССКО-ОРДЫНСКАЯ ИМПЕРИЯ. СИМЕОН-ИВАН «БЕКБУЛАТОВИЧ» 1572–1584, правил 12 лет. См. его предположительный портрет на рис. 1.41.с. ГАБСБУРГИ. «МАКСИМИЛИАН И» 1564–1576, правил 12 лет, по . Столько же,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Симеон Бекбулатович как «четвертый период Грозного», правивший в 1572–1584 годах В миллеровско-романовской версии Иван IV «Грозный» отрекся от престола в 1575 году <<и посадил на трон служивого ТАТАРСКОГО ХАНА Симеона Бекбулатовича. ТАТАРИН въехал в царские хоромы (! –

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Симеон Бекбулатович Симеон Бекбулатович (до крещения Саинбулат) - великий князь всея Руси (1575–1576). Правнук последнего хана Большой Орды Ахмата; в России находился вместе с отцом с 1562 г. В 1570 г. получил титул хана («царя») и стал правителем мусульманского удельного

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

1.3. Царь-татарин Симеон (Саин) Булат Бекбулатович Краткая биография Через несколько лет после описанных событий «память об опричнине несколько потускнела… Но в воздухе запахло НОВОЙ ОПРИЧНИНОЙ, когда в 1575 г. Грозный ВТОРИЧНО отрекся от короны и посадил на трон служилого

Значение СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ

Симеон Бекбулатович - касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 году великим князем всея Руси. Казнив многих бояр, чудовского архимандрита, протопопа и многих других всякого чина людей, Иоанн посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и венчал его царским венцом, а сам назвался Иваном Московским, вышел из города и стал жить на Петровке; весь свой царский чин он отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях, и всякий раз, когда приезжал Симеон, ссаживался вместе с боярами далеко от царева места. Все грамоты и челобитья Грозный приказывал писать на имя Симеона. Одни объясняют это желанием Грозного унизить земщину и особенно ненавистных ему бояр; другие предполагают, что он хотел, прикрываясь именем Симеона, дать полную волю своей необузданной жестокости; наконец, третьи видят в этом поступке патологическое явление. Через два года Симеона сослали из Москвы и дали ему в управлении Тверь и Торжок. Возвращен он был из ссылки в царствование Дмитрия Самозванца.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) касимовский хан, "великий князь всея Руси" - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в удел …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    Бекбулатович (до крещения - Саин-Булат) [умер 5(15).1.1616], касимовский хан, потомок ханов Золотой Орды. Появился в России в конце 50-х гг. …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив многих …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    ? касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) , касимовский хан, «великий князь всея Руси» - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в …
  • СИМЕОН
    СИМЕ́ОН БЕКБУЛАТОВИЧ, Саин-Булат (?- 1616), касимовский хан, "вел. князь всея Руси" - номинальный правитель Рус. гос-ва с 1575. В 1576 …
  • СИМЕОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (слышание) - имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: Быт 29:33 и др.; второй сын Иакова от Лии. По предсказанию …
  • СИМЕОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 107) апостол от 70-ти, сродник Господень по плоти (сын апостола Клеопы), второй епископ Иерусалимский (с 62), священномученик, пострадавший в …
  • СИМЕОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (864 или 865-27.5.927), болгарский князь (с 893) и царь (с 919). В результате многочисленных войн с Византией значительно расширил территорию …
  • СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (евр. "услышанный") — весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. — один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН СТОЛПНИК (ок. 390-459), христ. монах, аскет, отшельник. Более 40 лет подвизался возле Антиохии, стоя на площадке на столпе, окружённом …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), обществ. и церк. деятель, писатель, проповедник. С 1664 в Москве. Автор богословского …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949-1022), визант. религ. писатель, поэт, мистик. Подвизался в Студийском мон., затем игумен монастыря св. Мамонта в Константинополе. …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН МЕТАФРАСТ (т.e. пересказчик) (также Логофет) (? - ок. 960), визант. агиограф. Получил известность своим собранием и пересказом "Житий …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ЕРЕВАНЦИ, арм. католикос (1763- 1782). Основатель первых в Армении типографии и бум. ф-ки в …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН БОГОПРИИМЕЦ, согласно Новому Завету, старец-священник, к-рый принял в Иерусалимском храме новорождённого младенца …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН (864?-927), болг. князь (с 893), царь (с 919). В правление С. Первое Болг. царство достигло наиб. терр. расширения (в …
  • СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (евр. "услышанный") ? весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. ? один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СИМЕОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (864?-927) , болгарский князь (с 893), царь (с 919). В правление Симеона Первое Болгарское царство достигло наибольшего территориального расширения (в …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель …
  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, …
  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Новый Богослов (946 - 1022), игумен, преподобный. Память 12 марта. …
  • СИМЕОН ВЕТХИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Ветхий (+ ок. 390), преподобный. Память 26 января. Преподобный Симеон Ветхий, назван …
  • СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Богоприимец (IV в. до н.э. - I в.), праведный. Память 3 февраля. …
  • СИМЕОН (МОЛЮКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Молюков) (+ 1699), митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель. Память 4 января …
  • СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Ду) , (1886 - 1965), епископ Шанхайский. В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣). …
  • СИМЕОН ИОАННОВИЧ ГОРДЫЙ
    Симеон Иоаннович Гордый - сын Ивана Даниловича Калиты, занимал великокняжеский московский стол с 1341 по 1353 год. По смерти …
  • СИМЕОН ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Симеон Дмитриевич - князь суздальский, сын Дмитрия Константиновича; после нашествия на землю Нижегородскую татар отразил нападение на нее мордвы; поход …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (серб. Наход Симеуне — Симеон-Найденыш) — герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (серб. Наход Симеуне? Симеон-Найденыш) ? герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • СТЕФАН ФИЛЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Филейский (1830 - 1890), Вятский, иеросхимонах, преподобный. Память в Соборе Вятских …
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сретение Господне , праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля. В …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Кривошеин) (1900 - 1985), архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В миру Кривошеин Всеволод …
  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн IV Васильевич Грозный - царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго …
  • ВАСИЛИЙ IV ИОАННОВИЧ ШУЙСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий IV Иванович (Шуйский), царь Московский и всея Руси. Родился в 1547 г., вступил на престол 19 мая 1606 г., …
  • КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    монастырь, мужской монастырь на С. России. Основан в 1397 Кириллом Белозерским на берегу Сиверского озера (в черте современного г. …
  • ТВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Тверской край уже в начале XI в. принадлежал к довольно населенным и культурным местностям древней Руси: муромский кн. Глеб Владимирович, …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!