Композиционный ряд рассказа "Куст сирени". Приём «Чтение с остановками»

ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Арестова Валентина Захаролвна, учитель дефектолог
УФА 2013
Сценарий рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» к речевой конференции «В мире звуков»
Роли исполняют.
Алмазов. - Денис Верочка –Каусария.
Оценщик – Линара. Садовник – Эдик. Рабочий - Айзат.
++++++++++++Сцена дома.
Верочка - Добрый день! /поклон/. Мой муж /смотрит в окно/, Алмазов Николай - офицер /смотрит на портрет/, он учится / смотрит в окно/, сегодня у него защита /показывает на портрет/, сдаёт проект /ходит по квартире/, я волнуюсь, как он там. /смотрит в окно/, думаю, что всё нормально /показывает на портрет/, да, он учится в военной гимназии /ходит по квартире/, вот он и сам. /смотрит в окном, потом к дверям/.
Алмазов. /молча, сердито, не раздеваясь проходит и резко опускается в кресло, бросив портфель на пол/.
Вера – Все экзамены прошли отлично / в сторону удивленно / - жмёт плечами, молчат, обходит вокруг кресло и осторожно трогает за плечо/. Как твоя работа, Коля? Плохо?
Алмазов. / молчит, потом резко/ Ну, да! Ну, да!
Вера – Забраковали?
Алмазов – В печку теперь. /раздраженно ногой ткнул портфель/.
Вера – Ты скажи! Обсудим.
Алмазов – Всё из – за пятна.
Вера – Какое пятно? /села рядом, обняла/.
Алмазов – Зелёной краской.
Вера – Откуда?
Алмазов – Я ночью работал, устал и ошибка, сделал пятно.
Вера – НУ и что?
Алмазов – Стал тереть, размазал.
Вера - Ну и что?
Грязно, нарисовал кусты.
Вера – Хорошо, кусты.
Алмазов – Профессор удивился, здесь нет кустов./ ломает карандаш, бросает/.
Вера – Почему он не верит?
Алмазов – он двадцать пять лет знает это место. /сидят и думают, чешет затылок/.
Вера – / вскочила/ Одевайся! Нужно ехать.
Алмазов – Куда! Не поеду.
Вера - /топнула ногой / Нет кустов, нужно посадить.
Алмазов - Посадить..кусты????
Вера – Да, посадить./ собирает драгоценности из шкатулки, корзины, ящиков – серьги, кольца, браслет/.
Алмазов – Что ты делаешь?
Вера – Где твои часы? /собирает в сумочку/.
_______________СЦЕНА в ломбарде.
Оценщик – Да! Да! /рассматривает вещи/.
Вера – Брильянт.
Оценщик – Всё равно, камень не нужен. Три рубля. /Кладет на весы/
Вера - /удивленно/ 37 рублей.
Оценщик – Вот это хорошо /браслет, перебирает вещи/
Так! Так! Всего 23 рубля.
____________СЦЕНА у садовника.
Вера – К садовнику.
Садовник – Я закрыл магазин.
Алмазов – Пожалуйста! Нужно посадить кусты. Пятно.
Садовник – Не могу, завтра./ хочет уйти, Вера ловит за руку/.
Рабочий – Куда? /несёт кусты/.
Вера – Нужно, сегодня! Выручайте! Пятно!
Садовник - Хорошо! Хорошо! Пятно!
Рабочий – Здесь сажать. / сажают/
Вера - /проверила/ Ну, вот!
Рабочий – Дёрн здесь нужно положить. /утаптывают ногами, уходят/.
____________СЦЕНА дома.
Вера - Что так долго. /ждёт возвращения мужа, ходит по квартире, смотрит в окно/.
Алмазов - / радостно/ Ну, вот! Всё получилось. Профессор увидел кусты.

по рассказу "Куст сирени"

  1. Не случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией.

    Алмаз-прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намк на чистые, светлые отношения между супругами.
    Куприн и делает упор на этом "хранителе вечной чистоты", показывает чистоту отношений между людьми.

    Фет А. А. "Алмаз"

    Не украшать чело царицы,
    Не резать твердое стекло, -
    Те разноцветные зарницы
    Ты рассыпаешь так светло.

    Нет! За прозрачность отраженья,
    За непреклонность до конца,
    Ты призван - разрушать сомненья
    И с высоты сиять венца.

  2. Почему рассказ называется Куст сирени? Почему именно сирень выбирает автор?

    (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям

    счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и вс из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень красивый цветок, который зацветает весной. Весна это пора влюблнных. Можно предположить, что сирень цветок влюблнных. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 символ Вселенной. А ещ есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

    Скажите, чем вам близка героиня?

    (Верочка добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится е упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

    Какие эпизоды вы считаете основными?

    Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

    (Алмазов беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

    В чм своеобразие описания внешности героев?

    (Описания внешности героев в рассказе мы не найдм. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

    И вс же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

    Как вы понимаете пословицу Терпение и труд вс перетрут? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

    (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Е поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

    (Алмаз прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намк на чистые, светлые отношения между супругами.)

    На сколько частей можно разделить произведение?

    (1 часть Горе: Алмазов приходит домой.

    2 часть Надежда: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

    3 часть Счастье: Верочка встречает мужа и видит, что вс благополучно завершилось.)

    Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком Почему автор именно так заканчивает рассказ?

    (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)

    Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

    (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей) . А героиня для автора Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.)

    Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблнных?

    (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

  3. ничево нету
  4. чего нет
Главная > Изложение

ИЗЛОЖЕНИЕ КУСТ СИРЕНИ (по рассказу А.И. Куприна) Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье. Алмазов, молодой офицер, слушал лекции в Военной инженерной академии. Сегодня он сдавал профессору последнюю и самую трудную практическую работу – съемку местности. До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. Даже поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. Она отказывала себе во всём, чтобы создать для мужа необходимые удобства. Сейчас Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отвернувшись в сторону. Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом лице. Наконец она заговорила с той осторожностью, с какой говорят только женщины у постели тяжелобольного человека: - Коля, ну как твоя работа?.. Плохо? Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо: - Ну да! Всю эту дрянь – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами – хоть в печку выбрасывай теперь! И всё из-за какого-то поганого пятна… - Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю. - Ах, обыкновенное пятно, зеленой краской. Я вчера до трех часов не ложился, нужно было работу закончить. План прекрасно вычерчен и раскрашен. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать- и посадил пятно… Стал подчищать и ёще больше размазал. Думал я, думал, да и решил кучу деревьев на этом месте изобразить. Очень удачно вышло, и разобраться нельзя, что пятно было. Приношу сегодня профессору, а он говорит, что знает эту местность как свои пять пальцев и что здесь кустов быть не может. У нас с профессором завязался крупный разговор. «Если вы утверждаете, говорит, что в этом месте есть кусты, то завтра же поедем туда. Я вам докажу, что вы небрежно работали…». - Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов? - Да потому, что вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свой кабинет. Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергично вскочила с кресла. - Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Если там нет таких дурацких кустов, то их надо посалить сейчас же. Алмазов пробовал возражать, но Вера решительно сказала: - Едем! Когда они приехали к садовнику, наступила уже белая петербургская ночь. Садовник был очень недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. На Верочкины настойчивые просьбы он отвечал очень сухо, что не может ночью посылать в такую даль рабочих. Оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее, а потом согласился им помочь. Остановились на кустах сирени. Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверились, что дерн около кустов нельзя отличить от растущей травы. На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она ещё издали, по походке мужа, узнала, что история с кустами окончилась благополучно. - Хорошо! Прекрасно! – крикнул он ещё за десять шагов.- Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал, а потом повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня. Должно быть, я стареть начинаю, если забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Мне даже жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь: - Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком, - с любовью глядя на мужа, сказала Вера.

Главная тема произведения Александра Ивановича Куприна - любовь. В рассказе яркий сюжет, много событий, однако все они связаны любовью Верочки к своему мужу. Тема любви раскладывается на некоторые идеи, такие как поддержка, забота, любовь в семье.

В своем рассказе А. И. Куприн хотел передать мысль о том, что близкие, любимые люди должны поддерживать друг друга, ведь именно поддержка способна помочь человеку справиться со всеми бедами, которые преследуют его в течение жизни. Верочка, например, поддерживала Николая во всем.

Также автор заложил в рассказ идею того, что в семье должна быть забота, способность жертвовать чем - то ради своих близких, Верочка заботилась о муже, о его счастье и всегда была готова сию же минуту помочь ему, пусть даже ценой любимых вещей - не важно, чем. Верочка была для Николая не просто любимой женой, в его жизни она символизировала надежду.

События разворачиваются в неком городе, где проживают супруги, читатель не может точно узнать место действий, - возможно, автор не хотел вносить лишнюю смысловую нагрузку в свое произведение, потому что конкретное место событий не играло бы никакой роли.

Главное - это непосредственно события, в которых четко отражены и тема рассказа, и основные идеи. Николай от усталости оставил пятно на чертеже для экзамена и представил это в виде растительных насаждений, после чего ему пришлось соврать преподавателю о том, что кусты действительно растут на той местности. Верочка поддерживает мужа и решает тот час же посадить кусты, она закладывает в ломбард украшения, чтобы заплатить за посадку растений, и все время сопровождает мужа, «горячо суетится». Благодаря Верочке Николай избежал возвращения в полк с позором.

Основными персонажами данного рассказа являются, конечно, Вера и Николай Алмазовы. Среди второстепенных героев можно выделить преподавателя Николая в Академии, садовника, оценщика в ломбарде, рабочие, которые посадили кусты сирени.

Больше всего внимания Александр Куприн уделяет внутреннему миру Веры Алмазовой, в нее о вложил идеал женщины в семье. Вера - любящая, заботливая, энергичная, она встречает неудачи «с ясным, почти веселым лицом», она открытый, доброжелательный и светлый человек. О характере Николая сказать сложно, он - молодой офицер, вспыльчивый по случаю неудач, противоположность Верочки. Супруги дополняют друг друга в произведении.

Роль пейзажа в произведении не так велика, читатель может встретить лишь момент, когда описывалась петербургская ночь. Скорее всего, пейзаж в данном случае - средство художественной выразительности, нельзя сказать, что он передает психологическое состояние героев.

Отдельно отметить стоит символы в рассказе. Не просто так посадить пришлось именно кусты сирени, потому что сирень символизирует любовь. Рассказ носит название «Куст сирени» потому что это символ любви Веры и Николая, это символ их счастья. Фамилия супругов тоже имеет смысл: алмаз - это характер их любви, чистой, яркой.

Роль автора в произведении практически незаметна, нельзя сказать, что он - рассказчик, потому как не от его лица ведется повествование. Автор - это что - то незримое в рассказе, он контролирует события, которые происходят.

Мое отношение к рассказу крайне положительно, потому что в нем раскрывается замечательная идея, поучительное содержание - всегда необходимо поддерживать и любить друг друга. Среди персонажей я могу выделить для себя Верочку, ее образ чистый и светлый, она может послужить примером для многих людей. Ее жертвенность, преданная любовь, энергия и оптимизм не могут не вызвать хорошее отношение читателя.

Сочинение по произведению Куприна Куст сирени

Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы А.И. Куприна. На их страницах представлена безответная любовь и взаимная, со счастливым будущим двух любящих сердец и трагическим исходом.

Внутренние переживания героев в рассказе А. Куприна "Куст сирени" на первый взгляд имеют отношение только к проблемам Николая Евграфовича, связанным с его профессиональной деятельностью. Но по мере знакомства с ним выясняется, что неудача в данной ситуации - это показатель всего существования мужчины. Выпускник Академии генерального штаба не справился с заданием, которое предполагало сдачу работы по съемке местности. Причина заключалась в неосторожном обращении с документом, на котором поставленную кляксу он был вынужден скрыть под видом куста дерева. Профессор не принимает план, ссылаясь на несуществующее растение в указанной местности.

Супруга молодого человека - Верочка не оставляет его в беде. Благодаря своей находчивости, она спасает положение. Собрав нужную сумму денег, ночью супруги нанимают садовника для посадки растения на участке. На следующий день профессор принимает работу студента. Алмазовы радуются избежанию отчисления, вспоминая куст сирени добрыми словами.
Название небольшого по объему рассказа становится для героев символом воплощения желаний, счастливого финала. Этих достижений семья достигла благодаря стараниям жены. Автор относится к ней ласково, восхищаясь преданностью, любовью, благодаря которой ситуация разрешилась благополучно.

На протяжении произведения А. Куприн противопоставляет супругов друг другу. Образ Николая складывается из таких деталей, как описание предметов и действий ("портфель падает и раскрывается", "бросился в кресло, хрустнув...пальцами", "хромой ход будильника"). Они подчеркивают раздражительность, гнев героя, его неудовлетворенность произошедшим. Автор представляет человека, который не способен бороться, сопротивляться препятствиям. Он подобно ребенку обижается, опуская руки.

Верочка - энергичная женщина, полная идей и позитивных мыслей. Для нее счастье состоит в успешном окончании дня мужа. Несмотря на их разный духовный уровень развития, она пробирается сквозь преграды, применяя терпение, отзывчивость и понимание. Образ Веры помогает раскрыть одну из сторон вопроса о трудной доли женщин, которые, обладая внешней и внутренней красотой, вынуждены нести на своих плечах тяжелую ношу, совершать подвиг, чтобы избежать разлада во взаимоотношениях. Такая женщина вызывает восхищение, воодушевляет писателей на написание достойных произведений.

Бездействие, отсутствие упорства и веры в себя - основная характеристика Николая. А редкие душевные качества Веры, желание жертвовать собой ради любимого человека, радовать его помогают ощущать себя счастливой вместе с ним. Это и есть залог счастливой семейной жизни.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 20 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А. И. КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ» 8 класс Полиенко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 20 высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ 2013 год

2 Цели урока. Познакомить учащихся с рассказом А. И. Куприна «Куст сирени», раскрыть его идейно-художественное содержание; учить выражать свои мысли и чувства; развивать воображение, воспитывать умение сопереживать, не падать духом в самых трудных ситуациях. Оформление урока. Портрет писателя, иллюстрации П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», М. Врубеля «Сирень», К. Коровина «Сирень», В. А. Серова «Открытое окно. Сирень», Б. Иогансона «Сирень», фотографии, открытки с изображениями цветущих кустов сирени. Ход урока. Вступительное слово учителя. - Сегодня у нас необычный урок литературы, а мастерская. Погружаясь в творческую лабораторию, мы постараемся понять авторский замысел произведения, то, что хотел передать нам автор. (Дети работают в группах по 5 человек. Работа строится с опорой на знания, полученные ранее). 1. Индукция (обращение к эмоциональной и зрительной памяти учащихся). - Вы когда-нибудь видели, как цветет куст сирени? Приходилось ли вам разглядывать её цветы, вдыхать их аромат? Вспомните день, когда любовались ею, место, где вы находились, чувство, которое вы испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? Поделитесь этими воспоминаниями, запишите ваши впечатления и желания, возникшие в этот момент в 2-3 предложениях? (3-4 минуты). 2. Самоконструкция. - Какое слово рифмуется со словом «сирень», с чем ассоциируется? Какого цвета она бывает? Чем же завораживает людей этот цветок? 3. Социализация. - Обменяйтесь впечатлениями в парах, а затем в группе (4 группы на класс), дополните записи понравившимися выражениями. 4. Социоконструкция. Работа с репродукциями. (На столе разложены иллюстрации П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», М. Врубеля «Сирень», К. Коровина «Сирень», В. А. Серова «Открытое окно. Сирень», Б. Иогансона «Сирень», фотографии, открытки с изображениями цветущих кустов). - Выберите любой зрительный образ. Обоснуйте свой выбор, ответив на вопросы: «Что хотел передать зрителю художник? Как он это сделал? Что можно сказать о букете сирени?» Работа с литературным материалом. - Прочитайте отрывки из произведений А. И. Куприна, И. Северянина, В. Рождественского (тексты раздаются в группы учителем). Выпишите понравившиеся слова, словосочетания, предложения. Составьте словарь речевых оборотов, которые могут быть использованы в творческой работе. 5. Социализация. - В своих группах прочитайте друг другу, что вы записали, дополните свои выписки. Словарь речевых оборотов (варианты обучающихся). 1. Прекрасная, изумительная, чудная, несравненная, роскошная, волшебная, восхитительная, великолепная, ароматная, божественная, удивительная, чарующая... сирень. 2. Лиловая красавица, весенняя краса, подарок весны, чудо природы, украшение наших садов, сказочное царство, сиреневые звездочки, чудные кисти, прелестные цветы, удивительный запах, чарующий аромат Быть очарованным, околдованным, вдыхать аромат, наслаждаться красотой, любоваться букетом, чувствовать дыхание весны...

3 4. Романтика, будущее, счастье, радость, мечта, наслаждение, свежесть, пробуждение, ощущение, очарование, спокойствие, свобода, таинственность Рассвет, утро, вечер, сумерки, ночь, звездопад Индивидуальная творческая работа. - Выберите из записанного материала самое лучшее, по вашему мнению, словосочетание или предложение. Оно и будет заглавием сочинения. (Возможные темы: «Майская красавица», «Лиловые звёздочки», «Чудные кисти сирени»...) Используя свои записи, напишите сочинение-миниатюру о сирени, выразите свое отношение к ней. Учитель тоже может написать свою работу. Для создания «весеннего» настроения можно включить романс С.В. Рахманинова «Сирень» или его переложение для фортепиано. 7. Социализация. Учащиеся представляют сочинения-миниатюры. «Когда смотришь на букет сирени, невольно вспоминаешь раннее весеннее утро. Щебечут птицы. Большой куст сирени издалека похож на облако из бесчисленных звезд. Вдыхая запах сирени, чувствуешь, что ты влюблен. Мир кажется сказочным, а люди, окружающие тебя, - идеальными. Ты забываешь обо всем, хочется жить, радоваться и любить. В душе звучит таинственная музыка, появляется ощущение легкости и свободы...» (Полина П.). «Глядя на сирень, ощущаешь свежесть и представляешь, что ты оказался в её зарослях. Сирень похожа на необыкновенные лиловые звезды. Ты ощущаешь себя человеком, попавшим в сказку. Все вокруг кажется необычным. Сирень пленяет тебя сладким ароматом, который кружит голову и дарит ощущение покоя и свободы». (Света Б.). «Когда ложится вечер, чудные кисти сирени, похожие на мелкие звездочки, собранные в прекрасные узоры, начинают тихонько осыпаться. Луна освещает таинственным блеском сказочный пейзаж. Все сокровища этого мира перед тобой. Ночную тишину нарушает звонкая соловьиная трель. Ты стоишь у куста сирени, вдыхаешь чудный аромат и наслаждаешься красотой весенней ночи...» (Влада С.). - Что объединяет ваши работы, музыкальные произведения, репродукции? (Восхищение красотой, любовь к прекрасному). 8. Слово учителя. - Сейчас мы работали с ключевым образом рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» и смогли интуитивно на уровне своих ассоциаций, представить чувства, с которыми автор создавал своё произведение. Однако цель нашего урока не только эстетическое наслаждение, наша задача - понять нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Но сначала давайте познакомимся с автором произведения. 9. Рассказ учащихся о писателе с использованием презентации (домашнее задание первой группы). 10. Беседа с учащимися (проверка понимания услышанного). - Назовите основные этапы жизни писателя А. И. Куприна. Какова тематика его произведений? Сделайте записи в тетради. 11. Работа над содержанием рассказа (проверка домашнего задания). - Каков сюжет произведения? Перескажите его по плану, представленному на слайде (домашнее задание второй группы). Определите, что можно считать экспозицией, какое событие является завязкой, где кульминация рассказа, когда наступает развязка? 12. Беседа с учащимися и анализ текста. - Что, кроме занимательного сюжета, привлекло вас в этом произведении? (Помимо увлекательного сюжета интерес вызывают его герои, их взаимоотношения). Кто помогает Николаю Евграфовичу преодолеть «все препятствия»? Подтвердите свой ответ текстом. (Николаю Евграфовичу помогла его супруга Вера. «Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему

4 падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой»). - Как Верочке удалось помочь мужу? (Благодаря Верочкиному терпению и осторожности, «с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека», Алмазов рассказал жене, что произошло, и она, подумав, сказала, что им «надо сию минуту ехать»). - Как отреагировал Николай Евграфович на предложение Верочки? (Алмазов отнесся к предложению жены с недоверием, герой подумал, что Верочка предлагает ему извиниться перед профессором). - А как ведёт себя Верочка, приняв решение? (Она очень энергична: топает ногой, командует, выдвигает «ящики столов и комодов, вытаскивает корзины и коробочки, раскрывает их», собирает все фамильные драгоценности, а потом убеждает садовника помочь им, искренне рассказав ему о случившемся). - Почему герои решили посадить именно куст сирени? («из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»). - Что произошло на другой день? («Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу, по его подпрыгивающей походке» она поняла, что история закончилась благополучно). - Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Вера и Николай Евграфович понастоящему любят друг друга. Вместе они пережили множество трудностей, достойно вышли из непростой ситуации, вместе радуются своему успеху. «И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на свете не было: держась за руки и беспрестанно смеясь»). - Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, которое пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом). 13. Сравнительная характеристика героев рассказа. - Используя материал таблицы «Поведение Николая и Веры Алмазовых», составьте сравнительную характеристику героев (таблица на слайде): Поведение Николая и Веры Алмазовых (Домашнее задание учащихся третьей группы ) Николай Вера «...он выпустил из рук портфель, который упал «Верочка не давала ему падать духом и на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, постоянно поддерживала в нем бодрость» «Она злобно хрустнув сложенными вместе научилась встречать каждую неудачу с ясным, пальцами» почти веселым лицом» «Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону» «Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздраженно...» «Наконец она заговорила с ним первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека» «Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

5 «Во все время разговора он вытаскивал из «Вдруг Верочка энергичным движением стоящей перед ним пепельницы горелые вскочила с кресла...» спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол» «Николай Евграфович весь сморщился, точно «Вера возразила, топнув ногой» от невыносимой физической боли» «Алмазов уговаривал жену отправиться «Вера горячо суетилась и мешала рабочим...» домой» Подпрыгивающая походка, «лицо его сияло торжеством одержанной победы» «На другой день никак не могла усидеть дома» «Она заставляла его еще и еще раз передать ей в подробностях весь разговор с профессором» - Можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви Веры к мужу? Счастлива ли она? Что вы можете сказать об ответном чувстве Алмазова? (Муж Верочки действительно любит её, но он недостаточно сильный человек, легко поддающийся отчаянию. Вере приходится постоянно поддерживать оптимизм в любимом человеке, искать пути преодоления трудностей, нести двойную ношу ответственности за семью. Она самоотверженно любит мужа, и поэтому счастлива). Кто из героев вам больше понравился и почему? Какова авторская позиция? (Автор сочувствует Николаю Алмазову. А. И. Куприн восхищается Верочкой и уважает её за то, что она ради любимого человека отдает свои драгоценности, за то, что она в трудной ситуации не опускает руки, а находит нестандартный выход). 14. Словарная работа. - Дайте определение слову «нравственность» (групповая работа). (Нравственность - это душевные качества человека. Слово «нравственность» образовалось от слова «нрав» - характер. Нравственность - нормы поведения человека в обществе). - Сравните определения, данные вами, с тем, которое представлено на слайде, сделайте вывод. (Нравственность (мораль) - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил). - Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения? (С точки зрения морали герои совершили безнравственный поступок: они обманули старого профессора. Но никто из Алмазовых не думает о том, что поступили нечестно, главное они добились цели, и неважно, что, достигая её, Николай Евграфович запятнал честь офицера. Герои счастливы. Верочка тем, что смогла помочь любимому мужу выпутаться из критической ситуации, а Алмазов тем, что сдал практическую работу и, вероятно, поступил в Академию генерального штаба). - Какие нравственные проблемы поднимает А. И. Куприн в своем рассказе «Куст сирени»? (Автор поднимает проблемы счастья и любви, совести и чести офицера. А. И. Куприна волнуют вопросы веры в себя, в свою любовь и в свое предназначение и др.) 15. Работа с высказываниями о любви. - Ребята четвертой группы подобрали афоризмы писателей и великих мыслителей прошлого (высказывания представлены на слайде). Прочитайте их и прокомментируйте: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И. С. Тургенев, русский писатель). «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» (Л. Н. Толстой, русский писатель и мыслитель). «Любовь, которая не выдерживает столкновения с реальностью, - это не любовь» (А. Камю, французский писатель).

6 «Верная любовь помогает переносить все тяжести» (Ф. Шиллер, немецкий поэт и философ). «Любить глубоко - это значит забыть о себе» (Ж.-Ж. Руссо французский писатель и философ). «Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо» (Аристотель, древнегреческий философ). «Любовь! Это самая возвышенная и победоносная из всех страстей! Но ее покоряющая сила заключается в безграничном великодушии, в почти сверхчувственном бескорыстии» (Г. Гейне, немецкий поэт, публицист). «Велики силы любви, располагающей любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей» (Дж. Боккаччо, итальянский писатель). - Какой должна быть истинная любовь в понимании авторов афоризмов? Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? Почему? Запишите понравившийся эпиграф в тетрадь. 16. Рефлексия. - Над чем заставил вас задуматься сегодняшний урок? Что было самым главным для вас на уроке? Почему? Какие выводы для себя вы смогли извлечь? (Благодаря взаимопониманию и любви, царивших в семье Алмазовых, герои сумели найти остроумный выход из трудной ситуации. Идея произведения связана с содержанием русских народных сказок, в которых также рассказывается о победе мужа в трудном испытании благодаря находчивой жене. Автор учит нас не падать духом в самых трудных ситуациях и всегда помогать своим близким). 17. Домашнее задание (по выбору учащихся). 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?», используя выбранное высказывание о любви. 2. Составьте развернутый устный ответ на вопрос: «Можно ли считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви?»

7 Материалы к мастерской А. И. Куприн Очерк «Сирень» Приложение «Цветы сирени... фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке. В воде плескаются утки, гуси, теряя свои белые перья, зеленеет трава, благоухают тополи...». «...Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. Тихо спит неподвижная вода озера, и темно-синие морщинки едва-едва расползаются по ней...». «...благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...». Игорь Северянин Гатчинский весенний день Тридцатый год в лицо мне веет Веселый, светлый майский день. Тридцатый раз сиреневеет В саду душистая сирень. «Сирень» и «день» нет рифм банальней! Милей и слаще нет зато! Кто знает рифмы музыкальней И вдохновенней знает кто?! «Сирень» и «день»! Как опьяненно Звучите вы в душе моей! Как я на мир смотрю влюбленно, Пьян сном сиреневых кистей! Пока я жив, пока я молод, Я буду вечно петь сирень! Весенний день горяч и золот, Виновных нет в весенний день! Всеволод Рождественский Сирень Прогремела гроза, прошумела, Затухая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых

8 Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь, В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. Литература 1. Буя Т. А. Современные технологии в литературном образовании учащихся. - Сургут: РИО СУРГПИ, с. 2. Герасимова Т. Ю. Новые знания через педагогическую мастерскую «Что такое духовность?» // Литература в школе С Голубева Г. Л. «Да ведь это настоящий брильянт!..» // Литература в школе С Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. 10 класс. - СПб.: Паритет, с. 5. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, с. 6. Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, с. 7. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе С Окунев A. A. Как учить не уча или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. - СПб: Питер Пресс, с. 9. Педагогические мастерские: теория и практика / Н. И.Белова. И. А.Мухина. - СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», с. 10. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, с. Сычугова Л. П. «И звезда с звездою говорит»: уроки - творческие мастерские // Русский язык в школе С


ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Н. Н. Полиенко, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ 20», почётный работник общего образования РФ, г.

КУСТ СИРЕНИ АЛЕКСАНДР КУПРИН (1870 1938) ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы по тексту. 1)Как зовут главных героев рассказа мужа и жену? Главных героев зовут Николай Евграфович и Вера Алмазовы

КУСТ СИРЕНИ АЛЕКСАНДР КУПРИН (1870 1938) ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы по тексту. 1)Как зовут главных героев рассказа мужа и жену? 2) Откуда вернулся муж и в каком он был настроении?

Перепёлкина Л.П., кандидат филологических наук, доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» (Педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета) Использование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Аистёнок» Улица Новикова, дом4,кор.3. / интегрированное занятие в старшей группе «ЗВЁЗДОЧКА»/ Воспитатели:

МБОУ Гимназия г. Навашино Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила учитель русского языка и литературы Морозова В.А. 2012-2013 учебный год Цель урока: -изучение стихотворения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ГОРОДА ЛИПЕЦКА Литературное чтение. 2 класс. УМК «Планета знаний.» Урок на тему К.Г. Паустовский «Первый зимний

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Классный час «Город Вежливости» Цели: 1. Вооружить учащихся умениями и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; - создать условия для совершенствования монологической речи учащихся (построение предложений

На сцене цветок (в цветке Баху), звучит музыка Дело было в марте, Думали всем классом - О чем?! О каникулах? - Нет! О том, кто лучший в нашем классе! 1-й Лучший лишь тот, кто поможет в беде Кто, не грустя,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области Конспект мастер-класса по изобразительному искусству Тема: «Пейзаж

Тема урока: Б.Заходер «История Гусеницы». Цели: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную

Пусть Вам солнышко светит, Пусть не старят морщины, Пусть Вас радуют дети, Пусть Вас любят мужчины! Не расточая лишних слов, Я вам дарю букет цветов. Желаю быть прекрасной даме Ещё прекраснее с цветами!

5-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская «А я говорю: «Апрель» Оборудование: листы бумаги, на которых дети будут работать; цветные карандаши, фломастеры; презентация в Microsoft

Занятие по программе «Основы религиозных культур и светской этики» «Свобода и моральный выбор человека»

Классный час «Доброта творит чудеса» Хомич С.В. Цель: довести до сознания детей, что доброта - одно из лучших качеств человека. Задачи: - научить детей видеть и чувствовать этот мир; ощутить понятие добра;

Воробьева В. Н., учитель русского языка и литературы высшей категории юридической «Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня», или Ваш путь к успеху Классный час-мастерская по формированию

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы Тема: Пересказ сказки «Паровозик» Г. Цыферова с использованием опорных предметных картинок. Подготовила и

НОД в старшей группе «В мире цветов. Ромашка». АННОТАЦИЯ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. В.А.Сухомлинский Экологическое воспитание одно из основных направлений

Т. Пономарева «Лето в чайнике» Поход в «Музейный Дом»: А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» Подготовила: Учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ 9 Цель: подвести к пониманию того, что самый главный

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «Мамины глаза» учитель начальных классов МБОУСОШ 8 г. Белореченска Свердлова Е.А. Цель: воспитывать чувство уважение к матери. Оборудование: кораблики с фотографиями

«Русский музей» Впечатления детей Гр.Витаминки Подготовила воспитатель: Пономаренко А.Н. Цель: Развивать познавательный интерес Задачи Формирование знаний детей о творчестве русских художников. Формирование

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение

Звучит песня «Твой мир» или Лена поёт 1 куплет и припев: Замкнулся круг, забыт покой твоих беспечных дней И стала ты совсем другой в игре с судьбой своей Всё закружилось, пронеслось - и осень и зима О

КОНСУЛЬТАЦИЯ ТЕМА: Логопедические игры на развитие связной речи Работа по развитию связной речи у детей неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой

МОУ «Лицей» ТЕМА: «ОСЕНЬ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ» Выполнили: Кяшкина Л. В. учитель музыки Куликова Н. И. учитель изобразительного искусства С. Ельники, Лицей ТЕМА: ЦЕЛИ: Осень в музыке и живописи. - воспитывать

Конспект занятия в старшей группе на тему: «В зимнем лесу». Программные задачи: - Учить детей использовать средствами мнемотехники при заучивании стихотворений; - Учить анализировать, сравнивать, делать

Цель: формирование умения самостоятельно сочинять сказку с опорой на мнемосхему Задачи: Обучающие: Актуализировать представления о сказке, ее особенностях Способствовать развитию умения конструирования

Техники релаксации Упражнение 1. Глубокое дыхание. Время: 2-3 мин. Цель: регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений. 1. Сядь в кресло, спина прямая

Урок: РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для учеников третьего класса, изучающих русский язык, как иностранный. Тема: Праздник Ту Би-Шват Цель: Понимать содержание текста и его связь с праздником. Учить переводить небольшие

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Учебный предмет: Литературное чтение. Класс: 3-а Учитель: Дементьева С.Н. Автор УМК: О.В. Кубасова «Любимые страницы» 3 класс, ч.2, «Ассоциация

Предмет: русский язык, 5 класс. Урок 149. Дата проведения: 5 марта 2014 года. Тема урока. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» Цели: 1.Образовательные: -обобщить

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес

Конспект проведения интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Подснежник» Цель: Формировать творческие способности детей. Программные задачи. Образовательные. Учить подбирать



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!