1. Четкое произнесение и различение звуков в слогах и словах.
2. Звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
4. Образование относительных прилагательных от названий овощей.
5. Правильное употребление существительных в родительном падеже множ. числе.
6. Усвоение глаголов с различным значением.
7. Закрепление знаний об овощах.
8. Развитие слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №16
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К-Кь
на лексическом материале «ОВОЩИ»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Баканова С.А.
Химки
2014 год
Цели:
- Четкое произнесение и различение звуков в слогах и словах.
- Звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Образование относительных прилагательных от названий овощей.
- Правильное употребление существительных в родительном падеже множ. числе.
- Усвоение глаголов с различным значением.
- Закрепление знаний об овощах.
- Развитие слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
Оборудование:
Предметные картинки со звуками К и Кь, картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи овощей, материал для составления схемы слогов.
НОД.
- Оргмомент.
Дети отгадывают загадки:
1) Как надела сто рубах, 2) И зелен, и густ
Захрустела на зубах. (капуста ) На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …(картошка )
3) Сидит дед, в шубу одет. 4) Сидит красная девица в темнице,
Кто его раздевает, А коса на улице. (морковь )
Тот слёзы проливает. (лук )
2. Знакомство со звуком К:
Давайте вспомним слова-отгадки: капуста, картошка, лук, морковь.
Как мы их называем одним словом?
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Как мы произносим звук К? (Язычок поднимает хвостик и упирается в нёбо. Закрывает дорогу воздушной струйке. Воздух выходить толчками.)
Как называется звук К? (согласный, твёрдый ).
В каком замке живёт? (В синем)
3. Игра «Наоборот».
Давайте проверим может ли звук К быть мягким. Поиграем в «Двух медведей»:
Ка-ка - кя-кя кэ-кэ - ….
Ку-ку - кю-кю кы-кы - ….
Ко-ко - ….
В каком замке живёт мягкий звук Кь? (В зелёном )
4. Различение звуков К-Кь:
а) в слогах: ка, кя, ко, кё, ки, ке, ку, кы, ак, …
б) кабачок, чеснок, сладкий, свёкла, горький, огурчики, тыква, свеженький, баклажан, кислый.
5. Выделение звуков К-Кь по предметным картинкам , выставление их к синему и зелёному замкам (редиска, яблоки, картофель, абрикосы, персики, свёкла, лук, киви ).
На какие две группы можно разделить эти картинки? (фрукты, овощи ).
6. Физминутка.
Приходите в огород шаги на месте
Посмотреть, как всё растёт. руки поднять вверх
Всё растёт, всё цветёт потряхивание руками
Никому не тесно. руки разведены в стороны
Приходите в огород! поступательные движения
Очень интересно! наклон вперёд, руки в
Стороны перед собой.
7. Составление схемы слогов.
АК. Сколько звуков я произнесла? Какой 1-й, какой 2-й?
Обозначаем цветом. Затем слоги ИК и КИ.
- Игра «Назови ласково».
На доске выставляется картинка - огурец.
Есть ли в этом слове звук К?
Как можно изменить слово, чтобы в нем появился звук К? (Огурчик ).
Аналогично выполняются задания с картинками: помидор, репа, горох, перец.
- «Один – много»
Измените слова так, чтобы в словах появился мягкий звук Кь. (огурчик-огурчики, помидор-помидорчики, репка-репки, горошек-горошки, перчик-перчики).
- Образование относительных прилагательных.
А) Пирог из капусты – … капустный пирог,
Салат из огурцов - … огуречный салат,
Сок из тыквы -… тыквенный сок,
Сок из помидоров -… томатный сок,
Салат из лука - … луковый салат.
Б) «Исправь ошибку»:
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Гороховый суп приготовим из редиски.
11. Физминутка.
У Лариски – две редиски , (дети по очереди
У Алёшки – две картошки, загибают
У Серёжки сорванца - два зелёных огурца, пальчики,
А у Вовки – две морковки, начиная с
Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки. большого)
- «Соберём урожай».
а) Логопед подчеркивает, что каждый овощ собирают по-разному, одни овощи выдёргивают (морковь, редис, репу, свёклу ), другие срезают (капусту, тыкву, кабачки ), срывают (горох, огурцы, п омидоры ) или выкапывают (картофель ). И предлагает детям выбрать муляж овоща и рассказать, как его убирают.
б) Логопед читает стишок, дети выполняют движения:
В огород пойдем, урожай соберём шаги на месте
Мы моркови натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты, «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный. показывают круг
руками 3 раза.
- Логопед предлагает детям вспомнить, какие картинки у них были на столах и составить предложение со словом много.
У меня много свёклы.
У меня много лука и т.д.
- Итог занятия
Какие звуки сегодня вспоминали?
Какие они?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №94
Тема: «Дифференциация звуков К –КЬ»
Подготовительная к школе группа.
Учитель – логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом ;
закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;
закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;
развитие общей и мелкой моторики:
развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;
воспитание внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Проверили осанку, развели лопатки,
Вдохнули покой, выдохнули напряжение.
П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:
«Улыбочка»- «Пятачок»
«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.
«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»
«Сосём сосульку – леденец».
«Заболело горлышко» /кашляем: кккха - кккха!»
Ш.Сообщение темы занятия.
Логопед: - По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.
Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли , на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.
Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].
Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.
1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.
Логопед: - Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)
Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. - Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.
У.Развитие фонематического восприятия.
Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)
К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,
КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ
У.Д/игра «Наоборот»
Логопед: - Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:
КА - КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ
Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.
КОТ –огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Логопед: -Это так? А как надо сказать?»
Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ
Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ
Назовите его:[ К]. Какой это звук?
Дети: - звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.
(выкладывают звук [К] (синий квадрат).
Дети: -КООООТ
Логопед: -Назовите его.
Дети: - Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.
(Дети достраивают схему слова.)
Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.
Дети: -Нет, слово не закончено.
Дети: - КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: - Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.
(Дети читают хором и по одному.)
Сколько согласных звуков в слове? Какие они?
Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?
Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.
(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)
Логопед: - Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.
Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой - звук,.обозначается зелёным цветом.
Логопед: - Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?
Дети: - Слева, это начало слова.
Дети: - КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.
Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.
Дети: - Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?
(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).
Дети: -Получилось слово КИТ.
Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?
Дети: - В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.
В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.
В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.
ХШ. Итог занятия. Логопед: -Палочку волшебную передавай, что понравилось на занятии – называй!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №94
Занятие
Тема: « Звук Р»
(второе занятие)
Подготовительная к школе группа
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Цель:
Закрепление правильного произношения звука «Р»;
Закрепление умения определять место звука в слове;
Звуко-буквенный анализ и синтез слова из двух слогов;
Составление предложений с заданным словом;
Развитие фонематического восприятия;
Развитие мыслительной деятельности детей;
Развитие памяти, внимания на линейный ряд;
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Оборудование:
Предметные картинки: роза, букет роз, сигнальные карточки, фишки – звуки, буквы, слоговые таблицы, настольное зеркало, « буква Р».
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Д/игра с мячом «Мяч кидай, слово повторяй».
Логопед: Рак, рука, робот, рыба, роза, рынок.
Логопед: - Сядет тот, кто повторит слова, которые мы повторяли.
П.Введение темы:
Логопед: –Дети, как вы думаете, какой звук мы сегодня будем повторять?
Дети: -Сегодня мы будем повторять звук [Р].
Логопед: -Молодцы! Правильно, сегодня мы будем повторять звук [Р].
Ш.Характеристика звука Р. Д/игра «Объяснялки».
Логопед: -Как вы думаете, звук [Р] – гласный звук или согласный?
Дети: - Звук [Р] – согласный звук.
Логопед: Объясните, почему звук [Р ] согласный звук?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р] воздух идет через рот и встречает преграду.
Логопед: – Объясните, какую преграду встречает воздух на своём пути?
Дети: - Язык. Язык поднят за верхние зубы и дрожит, когда воздух идёт через рот.
Логопед: - Проверим!
- «Едем на лошадке»:
Прискакал я к дому на лошадке
И сказал ей громко: «Трррррр….!»
«Летим на самолёте, заводим мотор –р-р-р……!»
Дети,объясните, в каком положении находится язык, когда мы произносим звук[ Р] ? губы? зубы?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р], язык находится вверху за верхними зубами.
Губы раскрыты и улыбаются.
Зубы разомкнуты.
Логопед: - Объясните, почему звук[ Р ]– звонкий или глухой? Проверяем!
Дети: - Звонкий! Потому что он произносится с голосом, мы это проверили тыльной стороной ладони.
Логопед: -Молодцы! Всё правильно объяснили! Загибаем пальчики, рассказываем всё о звуке Р.
Дети (загибая пальчики, рассказывают): Звук[ Р] – согласный звук, звонкий звук, твёрдый звук.
1У. Закрепление правильного произношения звука [Р] в словах, определение место звука в слове.
Логопед: - У вас на столах лежат картинки. Задание, слушайте внимательно:
« 1,2,3 –на картинку посмотри,
Слово верно назови, место звука в слове определи !»
Логопед: -Молодцы!
У. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: -Дети, прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется 2 раза:
Ра -ра-ру-ры ро-ро-ра-ры ры-ры-ра-ру
ар-ар-ор-ур ур-ыр-ар-ар ор-ур-ур-ар
У1. Соотнесение звука с буквой. Д/игра «Запоминалка».
Логопед: -Дети, рассмотрите картинки на «букве Р», запомните слова, я закрою « букву Р», а вы положите на стол столько полосок-слов, сколько картинок - слов вы запомнили.
Дети выполняют на столах.
Логопед: -Называем слова.
Дети называют.
Логопед: Я открываю « букву Р», а вы проверяете – проговариваем слова-картинки по порядку.
У!!.ФКМ. Устали! Сейчас мы отдохнем:
Вместе весело шагать по просторам,…
УШ. Звуко- буквенный анализ и синтез слова из 2-х слогов. Д/игра «Загадалки». Работа со схемами.
Логопед: -Дети, я загадала слово.(Дети кладут перед собой полоску-слово).
В этом слове 4 звука. (Дети выкладывают под полоской 4 квадратика – звука).
В этом слове 2 гласных звука.(Дети выкладывают 2 короткие полоски – слоги)
Догадались какое слово я загадала?
Дети: - Нет.
Логопед: - Почему вы положили 2 короткие полоски?
Дети: - Потому что вы сказали, что в слове 2 гласных звука. Мы знаем правило: -Сколько в слове гласных звуков , столько и слогов.
Логопед:-Молодцы! Даю следующую подсказку: в первом слоге есть гласный звук[ О], находится в конце слога. (Дети выкладывают звук [О]).
Во втором слоге – гласный звук А находится в конце слога.(Дети выкладывают гласный звук [А]).
Теперь вы наверное догадались, какое слово я загадала? (Дети: -Нет).
Слушайте следующую подсказку: звук, который мы сегодня повторяем, находится в начале слова, слышится твёрдо. (Дети выкладывают звук [Р]).
Обозначьте звук[Р] буквой Р.(Дети выкладывают букву Р). Догадались – какое слово?
Сейчас я дам вам последнюю подсказку. Это слово обозначает самый красивый и нежный цветок, его называют «царицей цветов» и у него есть колючие шипы. Кто догадался, обозначьте звук во втором слоге,какой звук? Превратите звук [З[ в букву З .
Читаем слово: РОООО-ЗААА, выделяем согласные звуки и поём гласные звуки. Молодцы! (Чтение слова детьми.)
Логопед: - Дети, а если первая буква в слове РОЗА будет большая – то, что это слово будет обозначать?
Дети: - Имя девочки, имя женщины.Потому что мы знаем: имена пишутся с большой буквы.
1Х. Составление предложений с заданным словом.(картинки).
Х1. Итог занятия:
Мы сегодня старались произносить звук [Р] чётко, правильно и это у нас получилось .
Я дарю вам « букву Р» для выполнения домашнего задания. Вам надо подобрать слова – картинки со звуком [Р] и наклеить их на букву Р или нарисовать слова – картинки со звуком[ Р].
Автоматизация звука К.
Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К - глухой звук).
Звук К согласный, глухой, твёрдый.
Занятие 1
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука [к]в слогах.
ка-ко-ку-кы | ко-ку-кы-ка | ку-кы-ка-ко | кы-ка-ко-ку |
ак-ок-ук-ык | ок-ук-ык-ак | ук-ык-ак-ок | ык-ак-ок-ку |
ак-ак-ак- бак, мак, так; | ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; | ||
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; | ык-ык-ык- бык; | ||
ик-ик-ик- пик, веник, финик; | ек-ек-ек- век, бег, снег; | ||
як-як-як- маяк, як. |
3. Послушай и повтори (3-5 раз). Нарисуй двуумя руками одновременно капельки.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!...
4. Угадай слово, которое -
заканчивается звуком [к]:
уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро...,
вени..., шнуро..., поро..., като..., замо...,
брело..., зна..., кло..., трес... .
5. Запомни, повтори.
Бак-мак, так-тук , маховик-паук, бук- внук,
бык-бок, док- поток, опенок-паек, веник-ботинок,
дубок-моток, охотник-молоток, тюбик-финик, индюк- путник,
пик- табак, як-маяк, каюк-тупик.
Занятие 2
Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».
2. Угадай слово, начав его звуком [к]:
Окос, ...нига, ...ошка, ...рот, ...ольцо, ...олдун, ...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.
3. Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву-квы | кна-кно-кну-кны |
Кво-кву-квы-ква | кно-кну-кны-кна |
Кву-квы-ква-кво | кну-кны-кна-кно |
Квы-ква-кво-кву | кны-кна-кно-кну |
4. Названия, каких картинок звучат, похоже?
5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.
Занятие 3
1. Повторить чистоговорки.
2. Игра « Один-много».
Кабан - кабаны | кабина - кабины, | камень - камни, |
канава - канавы, | капкан - капканы, | конь - кони, |
кот - коты, | канат - канаты, | комета - кометы, |
конфета - конфеты, | команда - команды, | комната - комнаты. |
3. Игра «Прятки». Назови картинки.
4. Повторить чистоговорки.
Занятие 4
1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.
2. Игра « Один-много».
Один бак - много баков | одна буква - много букв |
Один мак - много маков | одна тыква - много тыкв |
Один бук - много буков | одно окно - много окон |
Один паук - много пауков | один маяк - много маяков |
Один бык - много быков | один индюк - много индюков |
Один дубок - много дубков | один веник - много веников |
3. Повторить чистоговорку.
Киска, киска, где твоя миска? | |
Ест киска суп из миски: | |
Сыта киска - пуста миска. | |
(Выложить из счетных палочек) |
4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.
мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.
5. Игра «Прятки». Назови картинки.
Занятие 5
1. Игра «Исправь ошибку».
2. Игра «Веселый счет».
3. Автоматизация звука [к] в словах.
Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.
Занятие 6
1. Автоматизация звука [к"] в слогах.
кя-кя - кя-кя-кя | кя-ке-кю-ки |
ке-ке - ке-ке-ке | ке-кю-ки-кя |
кю-кю - кю-кю-кю | кю-ки-кя-ке |
ки-ки - ки-ки-ки | ки-кя-ке-кю |
2. Автоматизация звука [к"] в словах.
Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.
3. Автоматизация звука [к"] в словочетаниях.
покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.
4. Повторить чистоговорки.
5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).
Занятие 7
Рассмотри картинку. назови слова со звуком К.
Звук К
В начале слова : Кабан, кабина, кабинет, камин, канава, канат, камень, кашель, касса, кашне, калач, карман, капуста, коса, ковбой, конец, кот, кон, конь, код, ком, кол, кофе, комната, куб, купать, куры, кулич, кухня, кнут, квас, класс, клад, клоун, крапива, крупа, кружево.
В середине слова : Мука, река, мышка, челка, белка, елка, дымка, юбка, ветка, палка, девочка, молоко, балкон, шоколад, окно, окунь, ткань, шкаф, акробат, простокваша.
В конце слова: Мак, бак, лак, бок, пирожок, сапожок, сук, стук, паук, лук, хомяк, маяк, моряк, воск, волк, полк, обелиск.
С двумя звуками: Каемка, кадка, какао, капкан, катушка, ракушка, какой, каменщик, кашка, копейка, кокон, коло-кол, кукла, каучук, колпак, кубик, кулак, кубок, кулёк, кончик, клубок, клык, кнопка, сказка.
Звук К"
В начале слова : Кит, кинь, кино, кивать, кинжал, кисель, кисть, кета, кеды, кедр
В середине слова: Накинь, перекинь, экипаж, вовеки, вопреки, маки, баки, ёлки, мелки, палки, пакет, макет, ракета, брикет
С двумя звуками : Кепки, кокетки, киски, кирки, киоски.
Чистоговорки.
Ки - ки - ки, ки - ки - ки - ёлки очень высоки.
Ке - ке -ке, ке - ке- ке - спит котёнок в уголке.
Предложения со звуками К и К".
Катя пьет кофе. У Коли каникулы. Котик - кот, иди ко мне! Кукушка кукует: "Ку - ку - ку". У Кати колпак. На клумбе рос мак. Коля купил аквариум. Катя покупает клубок ниток. Костя купил какао. Кира идет в кино. У Кимы кеды. Клаве купили коньки. На клумбе маки Ким покупает кубики. На окошке - кошка, под окошком - клумба. Старик закинул леску в реку. Костя и Катя идут в клуб кинолюбителей.
Закончить предложения, добавив слова со звуками К и К":
Кораблем управляет (капитан)
Катя упала в (канаву)
На клумбе цветут красные (маки)
В конюшне стоят (кони)
У Кати болит (бок)
Катя и Коля слепили (ком)
Кира пьет (кофе, какао)
У детей летние (каникулы)
Костя кладет брюки в (бок)
У Кати клюквенный (кисель)
Катя купила (коньки)
Коля купил (кепку)
Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.
Коси коса, пока роса.
Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
Рабочие руки не знают скуки.
Как ни кинь - все клин.
Каков век, таков и человек.
Каков корм, таков и конь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Мальчик с пальчик, шапка красная. (подосиновик)
По деревьям скок, скок, а орешки щелк, щелк. (белка)
Домик маленький, а жильцов много (коробок спичек)
Купи кипу пик!
Наша река широка, как Ока.
Около кола колокола.
У Кондрата куртка коротковата.
Покатил Костя в Кострому в гости.
Ткач ткет ткани на платки Тане.
Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.
Свинушки-старушки; волнушки - стрекушки; сыроежки - сладкоежки.
Клала Клара лук на полку,
Кликнула к себе Николу.
Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк.
На окошке крошку - мошку
Ловко ловит лапкой кошка.
Куд - куда? Куд - куда?
Ну - кА, ну - кА, все сюда!
Ну - кА, к маме под крыло,
Куд - куда всех понесло?
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.
Кот копеек накопил
Кошке козочку купил,
А козе - капустки
Кочанчик хрусткий.
Коваль ковал коня,
Конь - копытом Коваля,
Коваль - кнутом коня.
У леса на опушке, высоко на суку
С утра поет кукушка: "Ку -ку -ку!"
Внизу бежит речушка по жёлтому песку,
Поет кукушка звонко:" Ку -ку -ку!"
Кукушата в первый раз
поступили в первый класс.
"Ку -ку, ку...два, три, четыре",-
устный счёт они учили.
Очень трудная наука
посчитай - ка: "Ку -ку, ку- ку"!
Но зато теперь спроста
Докукуют хоть до ста.
У мышки в норке
Крошки и корки.
В кладовке у мышки
Кусочки коврижки.
У мышки - норушки
Шкварки в кружке.
У мышки в кадушке
Грибочки - волнушки.
В миске у мышки
Остатки закваски,
А в погребочке
Сырки и колбаски.
На двери - крючочки,
Цепочки, замочки... (И. Лопухина)
Рассказ "Как варить компот"
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
Слушайте все! Я прочитал в старой книги, как сварить компот!
Ну и как его варить?
Принесите каждый все самое вкусное, остальное за мной!
Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
Готово! Кушайте на здоровье!
Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:
Компот называется! Сам ешь!
Почему так невкусно получилось? - мрачно задумался кот.
Г.Юдин
Автоматизация звука К /Логопед и психолог ОНЛАЙН/
Автоматизация звука КЬ /Логопед и психолог ОНЛАЙН/
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.
Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.
Научить четко произносить звуки [К], [К"], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.
Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.
Познакомить ребенка с предлогами к, от.
Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.
Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем порядке:
мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам — дым — дом, ком — дом — гном.
Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.
Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа» (практическое усвоение предлогов к, от).
Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти
Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна». Взрослый показывает ребенку графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.
Задание 3 . Знакомство со звуком [К].
Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес — ...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:
губки свободны;
кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
горлышко «молчит».
Символ звука: идет сильный дождик: КККК....
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4 . Фонетическое упражнение. Лягушка квакает: «Ква-ква...».
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:
к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука...
Задание 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):
м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.
Задание 7 . Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).
Задание 8 . Найди лишнее слово в ряду:
— определив место звука [К] в словах:
корова, клумба, крыса, мак;
рак, мак, каша, лук;
капуста, комар, рубашка, карусель;
— определив количество звуков [К] в словах:
кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.
Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.
Посреди двора стоит копна —
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Мягкие лапки,
А в лапках — царапки. (Кошка)
Сто одежек,
Все — без застежек. (Капуста)
Не огонь, а жжется. (Крапива)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит — пищит,
Сядет — молчит. (Комар)
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он не знает. (Крот)
Задание 10 . Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, в середине, в конце.
Задание 11 . Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось?
Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра...
Задание 12 . Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:
Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.
Задание 13 . Выучить чистоговорки и скороговорку:
Ка-ка-ка — бежит река.
Ко-ко-ко — вижу далеко.
Ку-ку-ку — кукушка на суку.
Ак-ак-ак — у реки рыбак.
Около кола бьют в колокола.
Задание 14 . Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.
Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.
Задание 15 . Взрослый просит ребенка договорить предложения: Я иду к... Я иду от...
Задание 16 . Знакомство со звуком [К"].
Символ звука: вдет мелкий дождик: кькькь....
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 17 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:
кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул.
Задание 18 . Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К 5 ], определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок).
Задание 19 . Дифференциация звуков [К] — [К"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:
к, кь, кь...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.
Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К"]):
капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.
Подобрать слово по первому слогу:
ка... (-ша), ко... (-сы), ку... (-ры), ки... (-но), ке... (-ды).
Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К"] (Катя, Кирилл), «подарить им подарки».
Задание 20 . Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение, подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать стихотворение, хлопая в ладоши на каждый слог.
Кот
Копеек накопил,
Кошке
Козочку
Купил,
А козе —
Капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка
Крепка,
Кошке даст Молока.
В. Лунин
Задание 21 . Знакомство с буквой К.
Клюв раскрыла буква К —
Хочет скушать паука.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква К?
Игры с буквой.
Задание 22. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
мак, кот, ток, маки, кино.
После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот, маки...).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток — тук.