Кружки и секции для детей. Кружок по развитию речи в старшей группе

Выбрать название кружка декоративно-прикладного творчества - задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Объединение это создается не на один год, в перспективе заложено развитие кружка. Возможны изменения и дополнения рабочей программы, появление новых направлений и возрастных групп. Все это делает выбор мероприятием ответственным.

Важность дополнительного образования

Дети, посещающие кружок, приобретают умения и навыки, которые помогают им учиться в общеобразовательной школе. Кроме того, занятия творчеством с увлеченным, неравнодушным педагогом делают их более организованными и управляемыми.

Мелкая моторика, которая хорошо развивается на таких занятиях, дает возможность научиться хорошо писать, ставить красивый почерк. Известно, что это также полезно для умственной деятельности детей.

Современное название кружка по декоративно-прикладному творчеству привлечет внимание детей, им будет интересно в него ходить. В процессе создания произведения искусства маленький человек будет преодолевать трудности: научится терпению, узнает о своих возможностях.

Скучные этапы работы, такие как однообразная операция, повторяющаяся много раз, учитель поможет выполнять механически. Тогда голова освобождается для беседы на интересную тему. Пока ребята заштриховывают, приклеивают, вырезают что-то, педагог ведет рассказ на общую тему.

  • Листья.
  • Желуди.
  • Мелкие камни.
  • Ракушки.
  • Семена различных растений.
  • Шишки.

Затем создаются поделки или в виде картин, которые можно повесить на стены помещения, или в виде статуэток. Могут быть изображены сцены из русских сказок. Природный материал можно красить гуашью, а после высыхания покрыть акриловым прозрачным лаком. Он не имеет запаха и растворяется водой.

Названия, подходящие для рабочей программы дошколят:

  • "Развиваем умения".
  • "Перед школой".
  • "Умелые ручки".

Кружок для младших школьников

Прежняя практика факультативов давала ощутимые результаты: ученики, которые их посещали, лучше успевали по предметам. Группа из 10 человек - это оптимальное количество для неформальных занятий.

В процессе учитель часто подходит то к одному, то к другому школьнику. Личная помощь специалиста, причем вовремя, - это залог успеха учащегося. Если записалось много ребят, особенно в начале его работы, объединить всех одним делом поможет общая работа.

Распределение заданий даст каждому почувствовать себя на месте и работа пойдет слаженней. Зимой, когда посещаемость падает, можно будет больше внимания уделять индивидуальному подходу.

Направления, которые с удовольствием изучают дети младшей школы:

  • Пластилиновая техника.
  • Соленое тесто.
  • Декоративная открытка.

Перспективное развитие кружка

Чтобы кружок не закрылся после первого года жизни, следует продумать его перспективное развитие. Программа, которую дети изучали в первый год, останется и на второй для тех, кто впервые пришел заниматься. Второй год - уже другая программа, иначе детям будет скучно.

Тематические планы для каждого года обучения могут иметь собственные наименования. Но постоянным остается название кружка декоративно-прикладного творчества. каждого года включает и повторение, закрепление полученных ранее навыков, и новый материал.

Технологии, которые требуют постоянного повышения квалификации, хорошо оставить и развивать. Это могут быть следующие виды работ:

  • Лепка.
  • Рисование.
  • Декорирование.
  • Шитье.
  • Вышивание.
  • Вязание.
  • Авторская кукла.

Работа с бумагой, скорее всего, уже будет неинтересна ребятам. Хотя для поздравлений близких можно оставить

Третий год (или курс для ребят постарше) может делать не просто куклы или мягкие игрушки, а куклы-перчатки. Тогда можно будет разыграть небольшое представление. Это привлечет и внимание родителей.

Участие в выставках - это быстрый способ добиться успеха в выбранной области. Порой учителя не хотят связывать себя этим, объясняя загруженностью. Но дети, которые готовятся к конкурсу, могут посвящать этому много времени. Особенно когда слышат похвалу. Не стоит бояться заявлять об участии в городских, областных и других конкурсах. Это будет хорошей идеей для перспективного развития.

Кружок может получить заказ на изготовление рекламной продукции, сувениров, модели здания и т. п. Это - хорошая реклама. Фотографируйте этапы процесса, делайте заметки в местной газете, и все узнают название кружка декоративно-прикладного творчества. По окончании устройте праздник.

Тогда дети будут на крыльях лететь в свой любимый кружок, а их учитель станет родным человеком.

Автор и руководитель: Ефименко Светлана Николаевна,воспитатель логопедической группы. МБДОУ д/с №18 "Алёнка" , г.Сафоново, Смоленская область
Возраст детей: 6–7 лет .
Срок реализации программы - 1 года .
Описание материала: предлагаю разработку образовательной программы кружка по творческому и нравственному развитию "Волшебная сказка", для детей старшей и подготовительной(логопедической)к школе группе.
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных (логопедических) групп, руководителям кружков дополнительного образования, а так же всем, кто стремиться развивать у детей самостоятельное словесное творчества через использование сказочного материала.

I.Пояснительная записка
Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.
А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Мне нравится разговаривать с детьми через сказки и притчи, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.
Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.
Работа кружка направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего. Сказка способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.

II.Цель :
Формирование у детей самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала.

III.Задачи :
Обучающие :
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
Развивающие :
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные :
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу
.

IV. Построение занятия :
«Путеводитель по Тридесятому царству – Солнечному государству» :
- «Игры - сказки».
Инсценировка сказки, героев которой дети будут создавать сами из самых разных материалов .

- «Веселые тропинки».
Освоение детьми разных способов создания художественных произведений, в результате которых не только развивается мелкая моторика рук, но и познаётся окружающий и свой внутренний мир с совершенно новых точек зрения .

- «Ручейки красивой речи».
Разнообразные игры, которые помогут детям вывести как можно больше слов из пассивного словаря в активный. Развитие красивой речи детей ещё до школы .

- «Хитрые дорожки».
Удивительные идеи по развитию различных необходимых ребёнку жизненных навыков и общечеловеческих качеств .

V.Виды деятельности :
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Познавательно-речевая деятельность.
- Знакомство с литературой, формирующей творческое и нравственное развитие детей.
- Музыкальная деятельность.
- Предпосылки учебной деятельность.
- Самостоятельная деятельность
.

В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
- деятельность, как способ выражения себя;
- человек в общении с другими людьми;
- внешний и внутренний «портреты» ребенка
.

Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
- создание специальной обстановки для успешного обучения ребенка.
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого- физиологических особенностей ребенка;
- совершенствование знаний, умений и навыков при формировании творческого и нравственного развитию детей;
- формирование навыков речевой культуры
.

Программа рассчитана на один год .
Она:
- органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу ДОУ;
- предусматривает динамику в умственном развитии
.

Успешная реализация данной программы предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.

Ожидаемые результаты:
- у детей возникнет интерес к искусству инсценировки сказки, героев которой они будут создавать из самых разных материалов;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- выведение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный – формирование «великого и могучего русского языка»;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков
.

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Я хочу, чтобы мои дети научились состраданию, любви и мудрости. Сказка заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А, тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество .

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сентябрь :
Тема №1 .«Игра-сказка с куклами из раскрасок.»(4 занятия)
Задачи обучения:
Учим создавать свою многосерийную сказку с использованием кукол из раскрасок.
Развиваем умение использовать нестандартные красители.
Интеллектуальное развитие ребенка путем сочетания умственно–речевой и изобразительной работ
.

Тема №2 .«Игра - сказка с куклами – воздушными шарами». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим инсценировать сказку, используя для создания образов воздушные шары.
Учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
Развиваем память и внимание
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Воздушные рисунки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Меняем громкость и скорость речи)».
3.«Хитрая дорожка (Внимательный суфлер)
».

Тема №3 . «Игра – сказка осенних листьев».(2 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья.
Развиваем фантазию детей, предложив придумать и дорисовать картину,используя контуры осенних листьев.
Учим подбирать действие к предмету и предметы к действию
.

Октябрь :
Тема №1 «Игра – сказка с куклами из спичечных коробков.» (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем воображение детей - для этого нужно придумать и разыграть вторую серию уже знакомой сказки.
Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
Продолжаем отрабатывать эмоциональную выразительность речи. Учим детей выделять главное, а значит, и логически мыслить
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Разноформатные картинки)».
2.«Ручеёк красивой речи ("Страшилка")»

3.«Хитрая дорожка (Афиша)
».

Тема №2 . «Игра – сказка с клубочками.»(3 занятия)
Задачи обучения:
Тренируем мелкую моторику рук, развиваем терпение и усидчивость.
Продолжаем отрабатывать эмоциональную выразительность речи (интонацию).
Обогащение активного словаря ребёнка – подбор определений и эпитетов для того или иного существительного.
Составить и записать полезные советы герою сказки.
Сыграть сказку наоборот, с учётом составленных полезных советов
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Ниткография)».
2.«Ручеёк красивой речи (Какой)».
3.«Хитрая дорожка ("Полезные советы врача и повара"».

Тема №3 . «Игра – сказка с куклами – масками». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыгрывать сказочное представление, используя театральные маски, надетые на кукол и плюшевые игрушки.
Развиваем аккуратность.
Развиваем речь детей, предложив рассказать самый смешной, весёлый случай из своей жизни. Укрепляем чувство собственного достоинства детей
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Кто аккуратнее)».
2.«Ручеёк красивой речи (Смешная история)».
3.«Хитрая дорожка (Билетики счастья)
».

Ноябрь :
Тема №1 . «Игра – сказка с куклами – кулёчками». (3 занятия)
Задачи обучения:
Тренируем сосредоточенность детей, предложив нарисовать героев сказки, используя только одинаковые или только разные геометрические фигуры.
Учим детей узнавать предметы по описанию.
Развиваем умение составлять загадки, словесные портреты.
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Картинные геометрические фигуры)».
2.«Ручеёк красивой речи (Узнай по описанию)».
3.«Хитрая дорожка (Сюрприз в сказке)»
.

Тема №2 . «Игра – сказка с куклами на магнитах». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим детей разыгрывать сказку, используя кукол на магнитах.
Учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в раз-личном темпе.
Развиваем чувства ритма и темпа, умение управлять своими движениями, ярче выражать свои чувства
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисуем ватой)».
2.«Ручеёк красивой речи (Артист)


3.«Хитрая дорожка (Музыкальная палочка) ».

Тема №3 . «Игра – сказка с куклами из камушков».(3 занятия)
Задачи обучения:
Инсценировать сказку, используя театр камней.
Развиваем фантазию детей – возможность увидеть в объёмной форме того или иного сказоч-ного героя.
Обогащение активного словаря детей - учим подбирать обстоятельства к глаголам. Учим вы-ражать амплитуду чувств, наиболее точно переводить чувства в звуки, что важно для самовы-ражения.
Развиваем коммуникабельность
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Разноцветные ракушки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Как)».
3.«Хитрая дорожка (Соловей соловья поймёт издалека)»
.

Декабрь :
Тема №1 «Игра – сказка с куклами из зонтика». (3 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыгрывать сказочное представление, используя в качестве декорации зонтик, что позволяет периодически возвращаться к уже упомянутым героям, повторяя имена и произо-шедшие когда – то события.
Учим детей сочетать в едином сюжете получившихся из клякс персонажей.
Развиваем фантазию детей, для этого нужно придумать и обыграть уже знакомую сказку так, будто по сюжету в ней действует секретная организация
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Загадочные кляксы)».
2.«Ручеёк красивой речи (Удлиняем предложения)».
3.«Хитрая дорожка (Шпионская сказка)
»

Тема №2 .«Игра – сказка с куклами из веера». (2 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем эстетические чувства.
Тренируемся подбирать красивые, необычные определения к персонажам сказки.
Учимся описывать свою внешность, используя новые придуманные слова.
Развиваем речь, фантазию –для этого нужно придумать,нарисовать и рассказать о подарках для сказочных героев; и к каждому подарку придумать небольшое пожелание, с ним связанное


Содержание:
1.«Веселая тропинка (Морозные узоры)».
2.«Ручеёк красивой речи (Новые слова)».
3.«Хитрая дорожка (От всего сердца)»
.

Тема №3 . « Игра – сказка с ёлочными куклами». (3 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыгрывать сказку, используя театр – ёлку.
Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
Развиваем память и внимание.
Учим подбирать рифмы к словам.
Развиваем смекалку, находчивость, умение быстро принимать правильное решение
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Волшебный рисунок)».
2.«Ручеёк красивой речи (Цепочка рифм)».
3.«Хитрая дорожка (Я знаю всё подряд)
».

Январь :
Тема №1 . «Игра - сказка с куклами из флажков». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим инсценировать сказку, используя театр флажков.
Продолжаем учить сочетать в рассказе прилагательные и наречия.
Учим пояснять, аргументировать свои мысли.
Развиваем память и внимание.
Развиваем доброжелательные отношения к окружающим
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Раскрась что- нибудь)».
2.«Ручеёк красивой речи (Что нравиться, а что нет)».
3.«Хитрая дорожка (Добрая сказка)
».

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами из проволоки». (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем фантазию детей, используя гибкий и податливый материал – проволоку.
Тренируем мелкую моторику рук, развиваем терпение и усидчивость.
Продолжаем учить придумывать, проговаривать слова и одновременно разводить ладошки в стороны для сравнения их длины.
Обучаем детей пиктографии, что способствует развитию художественного видения слова и мысли, способности выделять главное и обобщать - логически мыслить
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисунки из спичек)».
2.«Ручеёк красивой речи (Длинные и короткие слова)».
3.«Хитрая дорожка (Пиктография)
».

Тема №3 . «Игра - сказка с куклами Би – Ба – Бо» . (2 занятия)
Задачи обучения:
Продолжаем учить инсценировать сказки, используя куклы Би – Ба –Бо. Развиваем творческие возможности детей, умение вести диалог.
Развиваем фантазию детей, используя метод «секретного рисования».
Продолжаем развивать навыки аргументированной речи, речи с рассуждениями и доказательствами.
Расширяем кругозор ребёнка в его представлении о мире и о своих возможностях в нём
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Секретное рисование)».
2.«Ручеёк красивой речи (Объяснения, пояснения)».
3.«Хитрая дорожка (Новый мюзикл "Каркуша учит Хрюшу летать")
.

Февраль :
Тема №1 . «Игра - сказка с куклами – оригами». (3 занятия)
Задачи обучения:
Продолжаем учить детей складывать фигурки - оригами, и развивая творческие качества - обязательно стремимся «вдохнуть в создаваемые образы жизнь – разыграть с получившимися персонажами ролевую сказку.
Развиваем наблюдательность.
Читая незнакомое стихотворение, опустить последнее слово – рифму, пусть дети сами попробуют угадать слово рифму находчивость и фантазия.
Воспитываем умение взаимодействовать друг с другом
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Портрет любимой игрушки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Угадай рифму)».
3.«Хитрая дорожка (Будьте так добры)».

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами из ниток». (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем фантазию и воображение детей.
Продолжаем развивать речь детей, предлагаем взять интервью у главного героя сказки.
Учим правильно составлять вопросительные предложения.
Развиваем умение смотреть на себя и свои поступки со стороны, критическое отношение к самому себе
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисунок в тумане)».
2.«Ручеёк красивой речи (Задаем вопросы)».
3.«Хитрая дорожка (Зеркало сказки)»
.

Тема №3 . «Игра - сказка на подвижных ленточках». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках.
Предложить детям придумать несколько предложений за любого сказочного героя.
Учить детей делать выводы о том, как правильно поступать в разных ситуациях, размышляя о том, что есть добро, а что зло
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Кот в мешке)».
2.«Ручеёк красивой речи (Новости леса)».
3.«Хитрая дорожка (Сказочный футбол)
».

Март :
Тема №1 . « Игра – сказка с куклами из яичной скорлупы». (3 занятия)
Задачи обучения:
Придумать и изготовить кукольный театр из яичной скорлупы.
Развиваем фантазию и воображение детей для этого, взяв одно слово, предлагаем составить с ним целое предложение, а затем придумать целый рассказ.
Учим работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру, строить диалог через игру, ощущать себя незаменимым звеном и важной частью общего дела
.

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами – напёрстками».(3 занятия)
Задачи обучения:
Инсценируем сказку, используя куклы-напёрстки – учим детей исполнять роли сразу нескольких героев.
Развиваем фантазию и воображение детей.
Учимся использовать сравнительные слова.
Развиваем чувство юмора
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисуем через копирку)».
2.«Ручеёк красивой речи (Сравни и объясни)».
3.«Хитрая дорожка (Сказка со смешинкой)»
.

Тема №3 . «Игра - сказка с куклами из овощей». (2 занятия)
Задачи обучения:
Разыграть представление, превратив в персонажей сказки обычные овощи.
Фантазируем и раскрашиваем рисунки методом рисования точками.
Тренируемся придумывать диалоги.
Учимся логически мыслить и развиваем речь детей, предложив придумать другое название для знакомой сказки
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисование точками)».
2.«Ручеёк красивой речи (Диалог солнышка и тучки)».
3.«Хитрая дорожка (Другое название)».

Апрель :
Тема №1 «Игра - сказка с куклами на ложках». (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем интерес детей, предложив смастерить кукол и разыграть сказку, используя дере-вянные ложки.
Развиваем фантазию и воображение детей, используя метод мокрого рисунка.
Учимся придумывать рассказы – небылицы.
Фантазируем и учимся смешивать сюжеты сказок
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Мокрый рисунок)».
2.«Ручеёк красивой речи (Небылица)».
3.«Хитрая дорожка (Букет из сказок)»
.

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами из бумаги». (3 занятия)
Задачи обучения:
Инсценируем сказку, используя кукол из бумаги, которых дети нарисуют, раскрасят и вырежут сами.
Развиваем воображение, мелкую моторику рук.
Учим детей придумывать необычные письма, а затем сочинять и ответные послания.
Расширяем активный словарь детей, развиваем способность к изобретательству
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисование на пластилиновой дощечке)».
2.«Ручеёк красивой речи (Необычное письмо)».
3.«Хитрая дорожка (Шиворот - навыворот)
».

Тема №3 . «Игра - сказка с куклами на колесах». (2 занятия)
Задачи обучения:
Расширяем возможности инсценировки сказок, для этого используем детские машинки и из-готовим куклы на колёсах.
Развиваем фантазию и воображение детей, используя метод рисования песком и мелкой кру-пой.
Учимся придумывать монологи воспитанного героя (котёнка, щенка и т.д.).
Развиваем лаконичность и точность речи
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисование песком и мелкой крупой)».
2.«Ручеёк красивой речи (Воспитанный котенок)».
3.«Хитрая дорожка (Короткая тропинка)»
.

Май :
Тема №1 . «Игра - сказка с куклами из пластиковых упаковок». (3 занятия)
Задачи обучения:
Разыграть представление, используя изготовленные детьми куклы из пластиковых упаковок. Развиваем фантазию и воображение детей, создавая рисунки с помощью тканей или открыток. Учимся придумывать вместе с детьми сказки– басни.
Развиваем мышление
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисуем с помощью тканей или открыток)».
2.«Ручеёк красивой речи (Сказка - басня)».
3.«Хитрая дорожка(Сказка за семью печатями)»
.

Тема №2 . «Игра - сказка с танцующими человечками».(2 занятия)
Задачи обучения:
Инсценируем сказку, используя игрушки танцующих человечков (куклы-дергунчики).
Развиваем фантазию и воображение детей, используя нестандартную живопись – кляксы на асфальте, рисунки на асфальте.

В январе после рождественских праздников начинается настоящий бум записи детей в кружки раннего развития. Погода к этому располагает как нельзя лучше: на улице в зимние забавы играет метель и морозный ветер, скользкие тропинки и ледово-снежные завалы не привлекают к себе внимание даже самых отчаянных любителей снега. Хочется тепла, уюта, дружественной компании и веселья. Центр раннего развития – отличный выбор, но подходит ли он вашему ребенку? Какие кружки творческой направленности предпочесть, чтобы было актуально, интересно, полезно?

Мама и малыш: кому это больше нужно?

Многие родители одобряют кружки раннего развития детей. Это отличная альтернатива скучному сидению дома после положенной прогулки на свежем воздухе. Безусловно, хорошая мама всегда может занять своего отпрыска, чтобы было весело и увлекательно, с пользой для развития и здоровья малыша. Но мама имеет свойство уставать, ей тоже требуется время для восполнения своих сил и возможностей. Посидеть тихонько в тишине, пока ребенок занимается в компании одногодок с умным и добрым инструктором по раннему развитию – никогда не бывает лишним. Можно немного повязать, составить план покупок на ближайшие выходные или даже предаться виртуальному общению в Стране мам.

Преимущества посещения кружков ребенком кажутся неоспоримыми. Тем более что выбор их огромен – логика, ритмика, музыка, актерское мастерство, лепка и рисование. Что-то из этого списка непременно понравится малышу. Но как не перепутать свои желания с его интересами?

Каждому периоду развития крохи свойственны свои задачи и умения, которые могут и должны быть освоены ребенком. Естественно, со скидкой на индивидуальные особенности малыша. Только после закрепления определенного набора умений ребенок может перейти на следующий уровень и освоить что-то новое. Важно, чтобы занятия раннего развития способствовали продвижению ребенка вверх, а не тормозили его. Все уроки должны быть яркими, красочными и доступными для восприятия крохи. Только в этом случае пользу от занятий получат двое – мама и малыш.

Давайте разбираться, какие кружки полезны детям разного возраста?

1-3 года

Это время первых шагов развития крохи. Ребенок активно познает мир, учится дружить и играть в компании, общаться на равных с окружающими людьми. Он с большим энтузиазмом разгадывает загадки, которые ставит перед ним жизнь, пытается уловить закономерности между вещами и явлениями.

Самыми популярными видами кружков раннего развития для этой возрастной группы являются занятия по методике Домана и Монтессори, ритмика, логика. Но привлекательность и заманчивость предложений на рынке образовательных услуг не должна вводить родителей в заблуждение. Эксперты в области воспитания подрастающего поколения уверены, в рекомендуемом порядке кружки малышу 1-3-х лет не нужны. Все, что необходимо для полноценного развития крохи он может получить от общения с родителями и сверстниками. Тем более что в зимний период увеличиваются шансы ребенка схватить простуду, потому посещения кружков в это время не всегда оправданы.

Ситуация в корне меняется лишь тогда, когда у мамы недостаточно сил, опыта или фантазии, чтобы организовать своему отпрыску полноценную развивающую среду. То есть, найти время для чтения книг, прослушивания музыки, игры с развивающими игрушками, изучения при помощи подручных материалов явлений природы, названий животных, фруктов, овощей и т.д.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, делая в выбор в пользу кружков – это общение со сверстниками. Если ваш малыш не имеет возможности контактировать с другими детьми дома или на детской площадке, Центр раннего развития – достойное решение проблемы.

3-4 года

Счастливый детский возраст. В это время ребенок становится интересным собеседником, он достаточно хорошо разговаривает, его суждения наивны, но тем и прелестны. Становятся заметными увлечения, легко угадываются способности крохи, видны особенности его характера.

Для полноценного развития ребенку уже недостаточно контакта с родителями, сверстниками. И те, и другие уже не могут удовлетворить его растущие потребности в деятельности и познании. А значит, пришло время выбрать крохе кружок раннего развития.

Главным критерием выбора кружка для малыша является его личная заинтересованность в проводимых занятиях. Ребенок любит слушать музыку и подражать игре на инструментах – запишите его на музыку. Ему больше нравится играть с пальчиковыми куклами – прямая дорога в студию-театр. Он с воодушевлением рисует – займите его рисованием. Но помните, что в этом возрастном периоде важны не столько успехи малыша, сколько сам процесс творчества и развития способностей. Не переусердствуйте с графиком занятий, физические и психические силы крохи не безграничны. Перегруженный занятиями ребенок становится нервозным и напряженным, чаще болеет.

5-6 лет

По мере приближения к школьному возрасту потребности ребенка меняются. Он уже может успешно совмещать несколько видов деятельности одновременно. Ему жизненно необходимы новые впечатления, интересная и разноплановая информация обо всем, что его окружает.

Главным вопросом родителей детей старшего дошкольного возраста является, нужно ли водить ребенка на творческие кружки в то время, когда он активно готовится к школе? Стоит ли развивать его творческие способности или бросить все силы на дошкольную подготовку?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Нужно смотреть по конкретному ребенку. Кому-то успешное совмещение доставляет радость – так приятно после монотонного рисования галок и крючков подвигаться в такт музыке или самозабвенно сыграть на фортепиано, другому же – лишние телодвижения кажутся утомительными, и как следствие, вредными для здоровья.

Но если ребенок с удовольствием совмещает дошкольную подготовку с посещением творческих кружков, не стоит ему мешать. Каждое занятие творчеством воспитывает в ребенке чувство прекрасного, раскрывает его потенциал.

Что для чего нужно?

Любой вид творчества полезен для малыша. Но если главная задача посещения занятий – решить некие задачи и подтолкнуть развитие ребенка в определенном направлении, следует учитывать навыки и умения, которые ребенку можно привить во время занятий каждого отдельного вида творчества.

Хореография и ритмика способствуют обретению пластичности движений, формированию грациозной осанки, способности управлять своим телом.

Пение и игра на музыкальных инструментах развивают слух и музыкальный вкус, учат мастерству владения голосом.

Занятия в изостудии способствуют развитию воображения, ассоциативного мышления, учат восприятию творческого продукта, как итога своего труда.

Прикладное творчество (оригами, лепка, биссероплетение и т.д.) формируют хороший вкус, способствует творческому самовыражению малыша.

Театральная студия развивает воображение, артистичность, помогает становлению четкой выразительной речи.

Каждый ребенок должен быть счастливым! Стремитесь к идеалу, развивайте детей в гармонии с собой и окружающим миром!

К посещению детьми разных дополнительных занятий родители относятся неодинаково. Одни считают, что ребенку и так тяжело в школе, и вполне достаточно уроков и домашних заданий. Другие нагружают детей по максимуму, отправляя на все доступные секции и кружки, чтобы чадо не сидело без дела. Третьи подыскивают развивающие занятия чуть ли не с рождения.

Кто прав и нужны ли ребенку секции, какие кружки доступны для посещения в разном возрасте и что учесть при выборе подходящих для ребенка дополнительных занятий?


Кружки чаще всего направлены на творческое развитие ребенка

Плюсы

Минусы

  • Приходится подстраивать режим дня под посещение кружков.
  • Ребенок может заразиться вирусами от других деток, которые пришли на занятия в начальной стадии заболевания.

Варианты занятий по возрасту

Занятия с мамой до 2 лет

Самым маленьким деткам предлагаются развивающие занятия, на которые карапузы приходят с мамами. Как правило, это занятия, на которых малыши изучают все понемногу – танцы, музыку, окружающий мир, рисование, совместные игры и прочее.


Занятия малышей в маленьком возрасте до 2 лет, как правило, происходят с участием мам

Взаимодействовать детям между собой и выполнять задания в возрасте до двух лет помогает мама. Часто такие развивающие занятия проводятся по определенной авторской методике, например, Монтессори или Зайцева.

Что дают ребенку:

  • Возможность изучать нюансы мира вокруг и разные элементы.
  • Общение со сверстниками.
  • Всестороннее развитие.
  • Психологическую подготовку к детскому саду.

3-6 лет

В этом возрасте детям доступны такие варианты занятий:

  • Рисование.
  • Уроки иностранного языка в игровой форме.
  • Плавание.
  • Гимнастика.
  • Игровые виды спорта.
  • Бальные танцы.
  • Фигурное катание.



Что дают ребенку:

  • Посещая занятия по рисованию, ребенок будет развивать воображение, а также мелкую моторику. Это поможет ему в обучении письму. Кроме того, художественные занятия формируют наблюдательность у детей.
  • Спортивные занятия положительно сказываются на осанке, ловкости и силе ребенка, а также учат взаимодействовать с другими детьми и оставаться постоянным на своем пути.
  • Если ребенок ходит на фехтование, плавание или другой спорт, развивающий чувство равновесия и координации, это поможет в развитии мозга. Работа обоих полушарий станет более слаженной, что особенно важно при дислексии.
  • Изучение иностранного языка положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и улучшает память.

Как происходит занятие по рисованию для детей до 6 лет. смотрите в видео канала "Клуб Умных Родителей".

О том, в какие игры нужно играть с детками 3-5 лет даже при условии его посещения дополнительных секций, смотрите в видео канала "Mama TV".

От 7 лет

Перечень доступных для ребенка секций и кружков в школьном возрасте значительно расширяется. Ребенок может заняться:

  • Творчеством – рисованием красками или песком, лепкой, макраме, бисероплетением, раскрашиванием гипсовых фигурок, вышивкой и другими вариантами.
  • Спортом - плаванием, хоккеем, фигурным катанием, баскетболом, футболом, боевыми искусствами и другими видами.
  • Танцами – балетом, народными танцами, диско, контемпом, бальными танцами, брейком или другими.
  • Музыкой – играть на разных музыкальных инструментах.
  • Пением – ходить на вокальные занятия или петь в хоре.
  • Развитием интеллекта – ходить в математический кружок, на шахматы , в технический, литературный, компьютерные и другие кружки.



Что дают ребенку:

  • Изучение иностранного языка пригодится в будущем любому ребенку.
  • Благодаря плаванию у ребенка укрепятся все мышцы и исправится осанка, улучшится гибкость, выносливость и иммунитет.
  • На занятиях айкидо, каратэ или других стилей боевых искусств школьник изучит свое тело, научится его контролировать, усвоит духовные принципы.
  • Музыкальные занятия помогают развивать память, концентрацию и внимание.
  • Благодаря занятию пением ребенку легче исправить дикцию и изучать иностранные языки.
  • Играя в шахматы, ребенок будет улучшать внимание, усидчивость, память, способность анализировать, сравнивать и ориентироваться на площади.
  • Занятия вышивкой, вязанием, плетением из бисера и подобным творчеством развивают моторику и мозг ребенка.


В кружках дети учатся и коммуникации друг с другом

  • При выборе дополнительных занятий родители должны поинтересоваться желаниями ребенка и учесть его интересы. Расскажите сыну или дочке о существующих кружках, занятиях в них и новых навыках. При этом не навязывайте собственное мнение и не пытайтесь через детей реализовать свои мечты. Позвольте ребенку подобрать занятие по своему вкусу.
  • В выборе кружка не следует ориентироваться на моду. Если подружки дочки ходят на танцы, это вовсе не значит, что ваша девочка тоже должна на них ходить, особенно, если склонности к таким занятиям у дочери нет. Неправильно выбранная секция будет источником стресса и бременем для ребенка.
  • Обязательно учитывайте темперамент сына или дочки. Если ребенок активный, ему не подойдут шахматы, а тихим и застенчивым деткам будет неуютно в цирковой студии.
  • Обратите внимание и на местоположение секции или кружка, поскольку вам придется организовать свой режим дня с учетом расписания дополнительных занятий. Продумайте, кто будет водить ребенка в кружок, не будет ли это мешать выполнению домашних заданий из-за трат времени на дорогу.
  • Немаловажным фактором выбора подходящего кружка будет и стоимость занятий. Во многих школах, детских клубах, домах культуры и других учреждения предлагают бесплатные кружки. Занятия в них могут ничем не уступать дорогим платным урокам. Большинство секций и кружков в конце лета или в сентябре организовывают день открытых дверей либо предлагают бесплатный пробный урок. Это поможет определиться с правильным выбором, а также познакомиться с педагогами.
  • Если ребенок любит рисовать, но раскрашивание и шаблоны ему не по душе, предложите малышу ходить на художественные занятия. При этом старайтесь подобрать группу, которую посещают максимум 10 детей. Также детям, которым нравится рисовать, можно предложить заняться компьютерной анимацией.
  • Очень активным детям, которым нравится соперничество с другими, лучше всего подойдут занятия спортом. Выбирая спортивную секцию, обратите внимание на квалификацию инструктора, а также адекватно оцените здоровье своего ребенка.
  • Детям, которым нравится музыка, стоит подумать о пении или игре на каком-то инструменте. Присматривать музыкальные занятия следует, если малышу нравилась ритмика в детском саду, он легко запоминает мелодии и песни.


Кружок подбирается не исходя из желаний родителей, а исходя из способностей и пожеланий самого ребенка

И еще несколько советов:

  • Если ребенок перехотел ходить на один кружок и пошел в другую секцию, а потом и туда ходить разонравилось, не ругайте его. Позвольте дочке или сыну искать себя и не попрекайте стоимостью курсов.
  • Всегда хвалите ребенка при успехах и не акцентируйте внимание на неудачах. Пусть он знает, что даже в ситуациях, когда у него не получается, вы считаете его молодцом.

Проявляйте интерес к занятиям дочки или сына. Если ребенок хочет вам показать то, чему научился на занятиях или увлеченно рассказывает о тренировках, не отмахивайтесь, а будьте заинтересованы. Это ценная поддержка со стороны родителей для любого ребенка.

И помните о том, что секций и кружков не должно быть слишком много. Иначе получится история, как в передаче "Уральские пельмени".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!