Наиболее значительным представителем философии немецкого Просвещения, а по существу "отцом" или родоначальником философского просвещения в Германии был Хр. Вольф (1679-1754). В этой оценке единодушны исследователи самых различных ориентации, как единодушны они и в критике односторонности и противоречивости вольфианской метафизики, в ее оценке как "плоской и скучной", сыгравшей неоднозначную роль в составе философии Нового времени и века Просвещения. При всей справедливости этой и других оценок философии Вольфа (как "поверхностной систематизации учения Лейбница", "рассудочно-метафизической", "догматической") необходимо иметь в виду, что в данном случае речь идет не о недостатках учения конкретного мыслителя, не о субъективной ограниченности его философского мышления, а о важном и закономерном историко-философском явлении, имевшем под собой вполне реальные и даже необходимые теоретико-методологические и мировоззренческие основания.
Не случайно философия Лейбница, по крайней мере до середины XVIII столетия, была известна в Германии именно в интерпретации Вольфа. Именно он стал основателем самой влиятельной философской школы. Его ученики и последователи занимали большинство важнейших кафедр в германских университетах, а вся система образования, преподавание различных наук так или иначе основывались на его общефилософских принципах.
Популярность и слава Вольфа вышли далеко за пределы Германии и даже Европы. Он был членом пяти крупнейших европейских Академий, в том числе и в России. Популярности философии Вульфа во многом способствовал доходчивый, ясный и точный язык его работ, внесших огромный вклад в разработку немецкой философской и научной терминологии; большинство из них он сам в поздний период творчества перевел на латынь, а важнейшие его труды уже при жизни мыслителя были переведены на основные европейские языки.
Однако главной причиной популярности и влиятельности Вольфа было то, что его работы весьма точно соответствовали и с максимальной силой выражали исходные установки просветительского мышления, его основную "парадигму". Основным способом или типом отношения человека к миру, а также мерилом, критерием и судьей всего сущего Вольф сделал "разумные мысли о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще" (именно таково название основного его труда и именно со слов "разумные мысли" начинаются заголовки большинства его работ). Иначе говоря, в основание своего способа философствования он положил мыслящее или рассудочное, понятийно строго определенное, последовательное, систематизированное и логически доказательное рассмотрение всех областей сущего, всех вещей действительного или возможного мира.
Вместе с тем, именно в мыслящем рассудке и достигаемом им знании Вольф усматривал основное средство просвещения, образования и воспитания людей, с чем он связывал главную цель своей философии. Он подчеркивал, что в своей философии всегда стремился к достоверному познанию того, что служит благу человеческого рода, к применению найденных им истин для пользы людей. Мысль о том, что философ служит человечеству, встречается во всех его работах. Девизом своей философии он избрал латинское изречение "Ad usum vitae" ("для житейской надобности"). Эта практически-просветительская и даже пропагандистская ориентация философии Вольфа наглядно просматривается даже в его пресловутом педантизме, попытках "демонстративного доказательства" правил и советов для домашнего обихода и "житейской надобности", которые сегодня выглядят забавным казусом в истории философской мысли, собранием тривиальных поучений. Но его современниками они воспринимались иначе. Убеждение Вольфа в силе мышления, его призыв к самостоятельному применению разума (провозглашенный намного раньше знаменитого "Sapere aude" Канта), стремление внедрить в сознание рядового человека принципы рационального, доказательного мышления имели важное просветительское и социальное значение. Не менее важно, что в противоположность религиозной идеологии и пиетистской морали Вольф апеллировал не столько к внутреннему миру человека, к его благочестивой набожности, сколько к деятельной жизни труженика, основанной на принципах реальной пользы и чувственного, земного счастья. Трактуя Бога как совершенное разумное существо, а веру как оптимистическую уверенность в способности разума к постижению истины, Вольф, по справедливому замечанию Фейербаха, обозначил своей философией первую ступень в борьбе духа науки и просвещения с религиозной протестантской идеологией. Именно эта принципиальная мировоззренческая оппозиция лежала в основе конфликта Вольфа с официальной церковью и ортодоксальным пиетизмом, приведшего его к изгнанию из Галле в 1723 г.
В своих работах Вольф постоянно подчеркивает, что главная цель метафизики - счастье людей - не будет достигнута, пока в ней отсутствуют основательные, ясные, отчетливые и подтверждаемые в опыте понятия о каждой вещи. В более поздней работе он отмечает, что вопрос о счастье - отнюдь не собственная часть философии: задача философии - служить фундаментом других наук, доставлять им надежные принципы, точные методы достижения истинного знания и его критерии. Свое понимание философии как "Welt-Weisheit", т.е. "мудрости для мира" или "мировой мудрости", Вольф связывал с необходимостью рассудочного, научного объяснения мира, построения целостного, доказательного и систематического знания о нем. Только в этом случае философия может служить миру и благу людей, их образованию и воспитанию, способствовать расцвету наук.
С этим осуществленным Вольфом и его учениками поворотом к разработке общефилософских, научно-теоретических и методологических оснований человеческого познания и поведения, просветительского мировоззрения в целом исследователи связывают начало так называемого умственного этапа, зрелой или высокой стадии немецкого Просвещения. Говоря о "повороте", осуществленном Вольфом в философии Просвещения, нужно учитывать, что во многом это было продолжением лейбницевской и всей предшествующей традиции рационалистической метафизики XVII в. Однако у Вольфа эта традиция выступила в своеобразном синтезе с просветительскими установками, что во многом определило специфические особенности, равно как и место его учения в просветительском движении и в истории философской мысли XVIII в.
За вольфовской философией установилась дурная "слава": её обычно оценивают как "плоскую" и "скудоумную" систематизацию наследия Лейбница, утратившую многие гениальные идеи, догадки и прозрения великого учителя. Эта оценка во многом несправедлива. Предприняв грандиозную попытку построения универсальной системы метафизики на основе единого математического метода и в соответствии с логическим идеалом знания, Вольф исходил из идеи самого Лейбница, стремился реализовать неосуществленный замысел этого мыслителя. Следуя просветительскому подходу к науке, ее пониманию как средства образования и воспитания людей, Вольф пытался обобщить и систематизировать не только наследие Лейбница, но едва ли не всю совокупность современных ему научных и философских знаний, подвести их под единые принципы познания и представить в виде дедуктивной системы "разумных мыслей о всех вещах".
Именно такое просветительски-практическое, целеслужебное отношение к знанию послужило источником повышенной требовательности к его логической строгости, точности, доказательности и систематической упорядоченности. Указанные особенности многочисленных работ Вольфа, посвященных самым различным областям человеческого знания, принесли им необычайную популярность и позволили стать заметным вкладом в разработку теоретических и мировоззренческих основ не только немецкого, но и европейского Просвещения. Вместе с тем именно у Вольфа с наибольшей ясностью и силой обозначился специфический философско-гносеологический феномен: просветительское отношение к знанию как средству образования и обучения, его рассмотрение в качестве учебно-педагогического материала оборачиваются серьезной гносеологической ошибкой, а именно превращением форм экспликации знания в основное средство его достижения, подменой процесса познания его конечным результатом. При этом способы рассудочного мышления, его логические законы и формы не только абсолютизируются, но и неправомерно переносятся на бытие и познание, отождествляются с сущностью и структурой самого действительного мира и процессами его познавательного освоения.
В результате этого вольфовская метафизика, с одной стороны, все больше превращалась в набор общеизвестных и банальных "разумных мыслей", в застывший свод неизменных, раз и навсегда данных понятий, поучений, советов, внешним и весьма искусственным образом упорядоченных в некое подобие единой и доказательной системы. С другой стороны, система эта не только все более устаревала по сравнению с бурно развивавшейся наукой, с результатами и запросами реальной практики; в ней все более отчетливо обнаруживались глубокая внутренняя противоречивость и догматичность ее исходных философских оснований и "первых принципов". Именно в системе Вольфа с её претензиями на научность, доказательность и обоснованность всех ее понятий со всей очевидностью проявился тот парадоксальный факт, что ее возможность зиждется на никак не обоснованном, т. е. догматическом, постулировании бытия Бога и чудесного акта творения действительного мира. Только при таких допущениях или предпосылках, составлявших содержание так называемой рациональной, или естественной, теологии, сохранялась возможность обоснования двух других частей метафизики - рациональной космологии и психологии, т.е. учения о мире и человеческой душе и предустановленной гармонии между ними. Иначе говоря, при внешней наукообразности и просветительской направленности обсуждения вопросов о мире и человеке, о его способности к познанию и преобразованию действительности, к совершенствованию общества, достижению всеобщего блага и нравственного совершенства, и т.д. их решение оказывалось мнимым и иллюзорным, а главное, основанным на недоказуемых и противоречащих опыту и здравому смыслу постулатах. Эти и другие пороки и внутренние противоречия метафизики Вольфа привели к тому, что она перестала быть центром просветительского движения. Неминуемым стало и последующее разложение вольфовской школы. Вместе с тем вольфианство имело важное эвристическое значение для дальнейшего развития философской мысли в Германии. Предметом философской рефлексии стала проблема принципиальной односторонности, ограниченности и глубокой противоречивости рационалистической метафизики вообще, теоретической и методологической несостоятельности ее исходных установок и принципов. Вольфу выпала малопочетная участь стать носителем и выразителем общего кризиса традиционной метафизики. Но в этом состоит и его непреходящая заслуга в истории философской мысли нового времени, равно как и в процессе вызревания проблемно-теоретических предпосылок для разработки новых, нетрадиционных подходов к решению основных вопросов философского познания, прежде всего у Канта, других представителей немецкой классической философии.
В целом вплоть до второй половины XVIII в. вольфовская школа оставалась самой влиятельной философской школой в Германии. Апогей ее развития приходится на начало 40-х годов, когда взошедший на престол Фридрих II торжественно пригласил Вольфа в Галле, объявив его философию чуть ли не официальной философией Пруссии. Среди наиболее известных представителей вольфовской школы, внесших немалый вклад в культурную жизнь Германии и немецкое Просвещение, следует отметить Г.Б. Бильфингера, Л.Ф. Тюммига, И.Хр. Готтшеда, Ф.Хр. Баумейстера, А.Г. Баумгартена, Г.Ф. Мейера и др. Большинство вольфианцев занимались в основном формальными уточнениями и "улучшениями" системы своего учителя, пытаясь устранить ее многочисленные противоречия и содержательные пробелы. Как правило, однако, результатом этого на деле оказывалось лишь усиление таких негативных сторон вольфианской метафизики, как бесплодная игра дефинициями и абстрактными формулировками, выдумывание искусственных логических связей между никак не обоснованными и эклектически рядоположными понятиями. В силу этого она все более превращалась в бессодержательную схоластику, теряла реальное познавательное значение, отдалялась от потребностей и задач просветительского движения, развития общества, науки, образования.
Вместе с тем в составе вольфовской школы возникла и определенная дифференциация: её наименее ортодоксальные представители постепенно отказывались от крайнего рационализма учителя и от рассмотрения сугубо умозрительных и "высших" вопросов метафизического познания, переходя к анализу вопросов, непосредственно связанных с конкретными потребностями общественной и культурной практики, научного познания. В работах вольфианцев на первый план все более выдвигалась проблематика эмпирической психологии, где понятие человеческой души трактовалось уже не как безликая совокупность абстрактных способностей, как "простая" и бессмертная сущность, а как многомерное, целостное и активное образование, как достояние конкретной личности во всем богатстве и многообразии ее жизненных потребностей и интересов. Показательно, что именно из попыток уяснения специфики чувственности как самостоятельной и независимой от рассудка способности души и разработки специальной логики "низшего" познания возникли эстетические идеи Баумгартена и Мейера, ставших основателями немецкой эстетической теории века Просвещения. На творчество ряда вольфианцев все большее влияние стали оказывать традиции английского сенсуализма, шотландской школы "морального чувства" и "здравого смысла", эмпирико-психологической линии Томазия. Все это привело к постепенному эклектическому размыванию вольфовской школы и её растворению в так называемой популярной философии позднего Просвещения.
РУС
ВОЛЬФ Л.Э
КУРС
ГЕРМАНСКОГО
ГРАЖДАНСКОГО
ПРАВА
1949
ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва
ВВЕДЕНИЕ И ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Превод с 13-го немецкого издания,
проф. К. А. Гр а ее, кандидата юридических наук Г. Н. Полянской
и В. А. Альтшулера
Под редакцией, с предисловием и вводными замечаниями заслуженного деятеля науки проф. Д. М. Ген к и на и проф. Ж. Б. Новицкого
Москва
ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
И НАУКА О НЕМ
Введение к курсу гражданского права Эннекцеруса содержит: понятие гражданского права; историю его развития до составления единого для всей Германии кодекса - Германского граж-" данского уложения; историю составления и основные принципы этого уложения; историю науки гражданского права; краткий обзор законодательства и литературы других стран в области гражданского права.
Как подавляющее большинство буржуазных трудов, курс Эннекцеруса исходит из противопоставления права публичного и частного. Это противопоставление действительно коренится в самых основах капиталистического строя. Но Эннекцерус, как буржуазный ученый, не выявляет причин, обусловливающих это противопоставление и делающих различие между публичным и частным правом присущим капиталистическому строю. Для Эннекцеруса публичное право - это область отношений между обществом и его членами, характеризующаяся началом господства и подчинения, в то время как частное право (гражданское) регулирует правоотношения отдельных лиц на основе равенства, свободы и автономной воли этих лиц. Для Эннекцеруса остается скрытым, что различие между публичным и частным (гражда^ ским в широком смысле этого слова) правом зиждется на противоречии в капиталистическом обществе между общими интересами (в смысле интересов всего класса капиталистов, частных собственников) и частными интересами. «Буржуазное государство, - говорит Маркс, - зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, на противоречии между общими интересами и интересами частными. Администрация вынуждена поэтому ограничиваться формальной и отрицательной деятельностью: там, где начинается гражданская жизнь и ее работа, власть администрации кончается» 2 . Говоря о «свободе», «равенстве», «автономии воли», Эннекцерус не вскрывает того, что речь идет о формальной свободе, о формальном равенстве, узаконяющих неограниченную эксплоатацию трудящихся капиталистами. Он не вскрывает и того, что государственная власть в капиталистических; странах сама является совокупным капиталистом, началами господства и подчинения охраняющая незыблемость капиталистического строя, несущего невыносимый гнет, произвол, насилие.
Эннекцерус писал уже в период империализма, однако он умышленно обошел молчанием те изменения, которые имели место в гражданском законодательстве этого периода и которые были обусловлены господством монополий, и превращением буржуазного государства в служанку монополистических организаций. Маркс, говоря о периоде промышленного капитализма, писал: «Буржуа не позволяют государству вмешиваться в их частные интересы и дают ему лишь столько силы, сколько необходимо для их собственной безопасности и для сохранения конкуренции...» 1 Но в период империализма положение меняется , буржуазные государства, выполняя задания финансовой олигархии, вмешиваются в хозяйственную жизнь. В связи с этим буржуазное гражданское право перестает быть исключительно областью «свободы», «равенства» и «автономной воли», оно в значительной степени уже включает принудительное нормирование. Однако, несмотря на происшедшие изменения, деление права на публичное и частное остается во всех капиталистических государствах, поскольку сохраняется право частной собственности на орудия и средства производства, конкуренция и анархия капиталистического производства.
Параграфы, посвященные истории германского гражданского права, показывают параллельное действие национального германского права, реципированного римского и канонического права, процесс их взаимного влияния и объединения, результатом которого явилось Германское гражданское уложение, действующее с начала XX столетия. Говоря об истории развития германского права Эннекцерус приводит большой и ценный позитивный материал, но освещение, даваемое им различным этапам этого развития, является в корне неверным. Так, рецепцию римского права в Германии Эннекцерус объясняет воздействием высокой римской культуры, тем, что римское право рассматривалось как обязательный имперский закон, преемственно перешедший от римских императоров к императорам германским. Лишь наряду с указанными моментами Эннекцерус отмечает также, что рецепция римского права обусловливалась потребностями развивающегося торгового оборота. Эннекцерус не вскрывает того, что основной причиной рецепции римского права явилось стремление буржуазного общества установить неограниченную частную собственность, свободную от феодальных пут. «Лишь только промышленность и торговля - сперва в Италии, а позже и ib других странах - развили дальше частную собственность, как
Архив К. Маркса и Ф Энгельса, кв. IV, 1929 г., стр. 228.
тотчас же было реципировано и возведено в авторитет разработанное римское частное право» *.
Характеризуя Германское гражданское уложение, Эннекцерус отмечает логичность и ясность его построений, четкость даваемых им формулировок. В качестве особого достоинства Уложения Эннекцерус выдвигает положения тех параграфов Уложения (§ 157, 242), которые требуют соблюдения доброй совести, обычаев гражданского оборота, подчеркивает эластичность норм уложения, дающую, по мнению Эннекцеруса , возможность примирять противоречивые интересы. В действительности же Германское гражданское уложение, являясь кодексом периода империализма, отличается чрезвычайной сложностью своих конструкций и формулировок и тяжелым языком. Отсылка уложения к доброй совести, к обычаям оборота не примиряет противоречивые интересы, а, создавая «каучуковые нормы», дает возможность буржуазному суду, представляющему интересы монополистического капитала, применять закон в желаемом для монополистов смысле.
История науки гражданского права дается с тех же буржуазных, классовых позиций, с которых исходит Эннекцерус при изложении действующего права; для советского читателя эти страницы интересны богатым фактическим материалом, а не характеристикой или оценкой, даваемой Эннекцерусом той или другой школе.
Так, например, давая положительную оценку роли исторической школы в развитии правовой науки, Эннекцерус не отмечает ее националистическое направление, ее реакционность. Маркс писал об исторической школе, что она стремится оправдать «подлость сегодняшнего дня подлостью вчерашнего», объявляя «мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут - старый и прирожденный исторический кнут» 2 .
Эннекцерус не излагает различных современных буржуазных теорий в области гражданского права, ограничиваясь в параграфе, посвященном взгляду на будущее науки частного права, общей фразой, что цель права заключается «в развитии всей нашей культуры, в усовершенствовании человеческого общежития и человеческого рода». А между тем все эти «теории», обычно представляющие собой смесь идеалистической философии с религией, демагогически направлены на оправдание империализма, на маскировку все более обостряющихся противоречий капитализма. Под видом различных модуляций теории «социальных функций» эти теории стремятся скрыть эксплоататорский характер капиталистической частной собственности.
Конец «Введения» посвящен сравнительному обзору гражданских законодательств других стран.
1 К Маркс и Ф Энгельс, Соч, т IV, стр 53.
2 К Маркс иФ Энгельс, Соч, т I, стр 401
I. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
§ 1. Качества гражданского права. I . Гражданское право есть частное право. Частное право регулирует правоотношения отдельных лиц как таковых на основе равенства. Оно представляет собой противоположность публичному праву, которое регулирует правоотношения публичных организаций (государства, общин, церкви и т. д.) как таковых, а , а равно отношения организаций со своими членами!. В публичном праве, поскольку речь идет об отношениях между обществом и его членами, преобладает принцип господства и подчинения или, по меньшей мере, охраны и попечения (подробности см. ниже, § 31).
II. Гражданское право (как этот термин употребляется в дальнейшем изложении) есть исключительно действующее для всех граждан германское частное право, основывающееся на Гражданском уложении и на дополнительных к нему законах.
1. Первоначально гражданское право охватывало все частное
право 2 , но с изданием Гражданского уложения становилось все
более и более обычным обозначать термином «гражданское право»
только имперское частное право, основанное на этом уложении
л: на дополнительных к нему законах. Такое словоупотребление
соответствует и задачам систематического изучения: изложение и без того огромного, трудного и запутанного права Г. У. не следует осложнять правовым материалом, который вследствие внешней самостоятельности своих источников и по своему содержанию
Подлежит отдельному изучению и может от этого только выиграть.
2. Не относятся поэтому к гражданскому праву в этом узком смысле"
а) Специальное право купцов, т. е. торговое право, а равно и род
ственные области морского права, вексельного права, кооперативных това
риществ (Erwerb und Wirtschaftsgenossenschaften), товариществ с ограни
ченной ответственностью, внутреннего судоходства, биржевого и страхо-
1 Не все отношения такого рода организаций принадлежат к публичному праву. Поскольку организация состоит в таких правоотношениях, которые встречаются и меногу отдельными лицами, как в имущественном обороте, речь идет о частном праве.
А Так сказано в в ст. 4, № 13, имперской конституции (1871 г.): «Общее для всей империи законодательство по всем вопросам гражданского ярава, уголовного права и судебного процесса»; согласно ст. 7, Jft 1, имперской конституции 1919 г. под гражданским правом, несомненно, следует понимать все частное право.(
права. Они регулируются особыми имперскими законами. Ввиду этого, а также вследствие значительного своеобразия их содержания эти вопросы торгового права или родственные им вопросы следует излагать отдельно, а здесь касаться их лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы отметить характерные различия и особенности. Наоборот, существуют отдельные относящиеся к имперскому праву вопросы , которые ближе к гражданскому праву, чем к торговому, в особенности те, которые регулируются законом об ответственности за вред от источников повышенной опасности, законом об автомобильном транспорте, законом о воздушных сообщениях, законом о продаже в рассрочку и строительным законом (Bauf orderungsgesetz).
б) Специальные нормы, относящиеся к предприятиям в промышлен
ности (Gewerberecht), в основном объединенные в Промышленном уставе.
в) Специальные нормы, касающиеся наемных рабочих и служащих
(трудовое право).
г) Так называемые права на нематериальные блага, в особенности
авторское право, которое определяет исключительное распоряжение про
дукцией интеллектуальной деятельности, и родственные ему области па
тентного и издательского права. Они регулируются особыми имперскими
законами, причем они настолько своеобразны, что желательно самостоя
тельное их изучение.
III. Гражданское право есть имперское право и, как таковое,
имеет преимущество перед любым партикулярным правом (подроб
нее см. ниже, § 14).
IV. Предметом дальнейшего изложения является только ныне
действующее гражданское право.
1. По своему содержанию, однако, гражданское право является
в основном дальнейшим развитием прежде действовавшего в Гер
мании римского (пандектного) права и сохранившегося в праве
отдельных земель немецкого права. Для более глубокого пони
мания следует поэтому ознакомиться с историческими основами.
В особенности надлежит использовать для изучения гражданского
права высоко развитую науку пандектного права.
Подобное рассмотрение возможно, лишь если бросить ретроспективный взгляд на внешнее развитие, которое претерпело частное право в Германии до Г. У. (см. ниже, § 2-10), а затем и под влиянием этого последнего (см. ниже, § 11-14а). Оно требует также обзора науки частного права (§ 15-23а).
2. Наука гражданского права не должна, однако, ограни
читься пределами положительного права. Ей надлежит заниматься
"и тем правом, которое должно быть, вопросом о справедливом
праве, о правовом идеале, и стремиться к тому, чтобы резуль
таты ее изысканий были плодотворны для толкования и отыска
ния права, а при известных обстоятельствах и для lex ferenda.
Так определяет и § 151 имперской конституции 1919 г. (NRV): «Организация хозяйственной жизни должна соответствовать принципам справедливости с целью обеспечить всем * достойное человека существование» (см. § 30, 46а и сп.).
П. РАЗВИТИЕ ПРАВА ДО ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ
Heusler , Institut des deutschen Privatrechts I §1-10, Stobbe D PrRl §1, Brunner , D Rechtsgesehichte, Bd 1, 2 Aufl , 1906, Bd 2,1892, 2AuIl в обработке Schvienn , 1928II , Brunner Schwerm , Grundzuge d dt Rechtsgeschichte 8 Aufl , 1930, §lff ; Gierke , D PrE, § 1, Schroder , D RG, 5 Aull , § 30 f J § 52II , 6 Aull ,v Kunssberg 1922, Schvsenn , D Rechtsgesch ,2 Aull , 1915, Emfuhrung in das Studram d germ Rechtsgescb , 1922, Amira , Grund-rlss d germ R , 3 Aufl , 1913, Fehr , D Rechtsgesch , 2 Aull ,1925, Rehme , D Rechtsgesch. mlt D PrR в Stammler, Das ges d R 1930, I, S 317 If
§ 2. Немецкое право до рецепции чужого права. I. Германская и франкская эпохи (до IX столетия). Немецкий народ при. своем вступлении на историческую арену состоял из большого числа народностей, между которыми не было государственной связи. В соответствии с этим немецкий народ не имел и единого права; он знал только право отдельных народностей ; и когда многие из них позднее слились в племена, то хотя право этих отдельных племен (племенное право, право отдельных народностей) было общегерманского происхождения и, следовательно, эти права были внутренне родственны между собою, и хотя они сохранили это родство благодаря соприкосновению племен друг с другом и одинаковым условиям жизни, - в них все-таки оказались и значительные различия, которые обнаружились в период от V до IX столетия. Следует упомянуть lex Salica, lex Ribuaria, ler Alemannorum, lex Baiuvariorum, lex Saxonum, lex Frisionum и др.
Конечно, объединение большинства племен в франкском государстве-(Хлодвиг, Пипин, Карл Великий) естественно сгладило различия, причем преобладающее влияние получило право салических франков. Капитулярии франкских королей также стояли на почве франкского права - независимо от того, примыкали ли они к праву народностей (capitularia legibus addenda) или издавались как самостоятельные законы (capitularia per se-scribenda). Но франкское право не вытеснило полностью права других племен 1 . Оно продолжало существовать и в последующие столетия. Однако франкская германо римская универсальная монархия создала для значительных частей Европы известные общие правовые основы, которые продолжают оказывать свое влияние еще и в настоящее время.
II. Средние века (IX-XV столетия). С избранием Арнульфа из Каринтии германским королем (887 г.) франкское государство прекратило свое существование. С этого времени вступает в жизнь германское гос>дарство. Развитие частного права происходит теперь главным образом на основе обычного права. Записи народного права по своему содержанию становятся все более устарев-
1 Иначе считает So/mt, который признает что произошла рецепция франкского права и вытеснение права всех других племен (кроме фризского), Zeltschr f Rechtsgesch , Germ Abt 14, S If), см также HeusZer, S 20 If , Brunner, I, S 22 fl , 259 If , Siepet, Deutsche Rechtsgeschichte, §15,Nr 1, Sfobbe,I,§ 1, Anm 6, Schroder , Rechtsgeschichte, § 52, Anm 13
шими и в XI столетии предаются полному забвению. Но само право племен не только развивается дальше, но и претерпевает очень существенные изменения в смысле пределов его применения.
1. В то время как прежде каждый судился по праву своего
племени (персональный принцип), теперь племенное право посте
пенно получает силу на определенной территории. Медленно
развиваясь, племенное право становится местным правом, правом
земель, Landrecht (территориальный принцип).
2. Но рядом с этим местным правом, или правом земель,
во многих местах возникает право, действующее для еще мень
ших территорий; каждая местность, каждый судебный округ,
каждое крупное поместье имеют свое особое право, ибо обычное
право стремится к обособленности, в то время как писаный закон:
способствует единству права.
3. Рядом с правом земель выступает особое право для ленных,
крепостных отношений и отношений службы (Lehns-, Hof-und
Dienstverhaltmsse). Хотя люди, состоящие в ленной зависимости,
крепостные и находящиеся на службе (Mmisterialen), не освобо
ждаются в силу этого полностью и от подчинения праву земель,
все-таки это особое право, в частности помещичье право феодала
в пределах его «двора» (Hofrecht). охватывает столь многочислен
ные и разнообразные правоотношения, что оно для указанных
категорий лиц довольно близко подходит к сословному праву 2 .
Помещичье и служилое право (Hof- und Dienstrecht) также было
очень различным в зависимости от местности.
4. Наконец, земское право (Landrecht) в городах с переходом
от натурального хозяйства к денежному в связи с изменением
условий жизни развивалось в дальнейшем с многочисленными
местными особенностями. Рядом с правом земель появилось
«Weichbildrecht», или городское право, которое, также в соответ
ствии с развитием феодальной раздробленности в Германии,
приобретало различную окраску в различных местностях 3
.
5. Устранению местных различий до известной степени спо
собствовали так называемые правовые сборники XIII-XIV веков,
частные записи законов преимущественно земского или феодаль
ного характера, хотя их авторы частично и ставили перед собой
задачу изложения повсеместно действующего права.
В особенности выделялось Саксонское зерцало, составленное между U220 и 1235 гг. Эйке фон Репковом (саксонским шеффеном из местности
2 Неточно, конечно, говорить о сословном расчленении права, ибо ленное право и др распространялись на соответствующих лиц не в силу принадлежности их к тому или иному сословию, а только тогда, когда они находились в подобном правоотношении
8 Многие города получали свое право путем перенесения уже сложившегося город Ского права, которое, таким обравом, действовало на большой территории, в этом смысле I особенно следует отметить Магдебургское и Любекское городское право
развитие права"
до гражданского уложения
Зеримунт, между Эльбой, Заале и Мульдой). Это - для своего времени прекрасное изложение саксонского местного (права земли) и ленного права, которое в XIV столетии получило даже в Северной Германии значение субсидиарного источника права ".
По его образцу в Южной Германии было составлено «Зерцало немецких людей» (между 1235 и 1275 гг.) - незаконченная переработка Саксонского зерцала, имевшая целью дать изложение общего немецкого права. В нем в то же время сказывается: влияние и швабских правовых взглядов. 8та работа продолжалась и, повидимому, была закончена около 1275 г. в Аугсбурге составлением «Книги земского и ленного права» или «имперского права» (Kaiserrecht). Этому сборнику позже присвоили наименование «Швабское зерцало» ввиду того, что в тех частях, в которых сборник был самостоятельным, он носил швабский характер.
Хотя Швабское зерцало по своей ценности значительно уступает Саксонскому зерцалу, оно, тем не менее, получило в Южной Германии широкое распространение.
«Малое императорское право» - сборник права, составленный, видимо, во Франконии, именно в Гессене, в начале XIV столетия, претендовал на то, что в нем изложено право, общее для всего христианского мира.
Имеются также многочисленные записи права городов, особенно Маг-дебургского права (саксонское Weichbild), Мейсенский сборник (Meis-sener Rechtsbuch), «Цветок Магдебурга» (Blume von Magdeburg),"Мюль-гаузенское городское право (Muhlhausener Stadtrecht), Венский сборник городского права (Wiener Stadtrechtsbuch).
6. Но работа частных лиц, как бы ценна она ни была, не могла надолго задержать преобладание партикулярного права, а имперское законодательство в области частного права почти отсутствовало. Поэтому в эпоху сборников законов и в последующий период партикулярное право создавалось путем законодательства, автономии и обычного права.
^Начиная с XIII столетия появляются , в особенности на почве усилившейся власти князей отдельных земель, уставы земель (Landesordnungen), например Кульмский устав (Handveste) Германа фон Зальца (1232), Зальц-оургский земский устав (1328), Верхнебаварское земское право (1346) и мн. др. Самостоятельность городов порождает городское право, среди которого лервое место занимает Магдебургское право, затем Госларские статуты, Аугсбургский, Кведлинбургский и другие сборники городского права.
III. Только рецепция римского права в чрезвычайно ценном, хотя и чуждом для Германии наследии античной практической мудрости дала Германии то развитое единое право, в котором так настоятельно нуждался оборот.
sches und kanomschen Recht im Mlttelalter, 1871, und zur Geschichte d. dt. Rechtswissen-schaft u. d Universitaten In Deutschland, 1876; Stolzel, Die Entwicklung des gelehrten Riehtertums In den deutschen Terrltonen, 1872; Moddermann, Die Rezeptlon des romischen " Bechts, tiberaetztmit Zuaatzen von К Schuls, 1875; Stintzmg, Gesch. d D. RW, I, S. 1-88; Krit VS, VI, S 557-576, Sohm, Frankisches Recht u rom Recht, 1880, Wachter, Pand. I, § 11; Schroder, D RG, § 66; Regelsberger, Paad. I, § I; Glerhe, D PrR, I, § 2; Brawler-
Schvienn, Grundzuge, § 61; Below, Ursaclien der Rezeptlon des rom. Rechts in Deutschland, 1905; Karlebach, Bad Rechtsgescliichte, I, Das ausgehende Mlttelalter und die Rezeptlon desrom Rechts, 1906, F Seckel, Beltrage zur Geschichte beider Rechte im Mittelalter,I:Zur G-eschlchte der popularen Literatur des romisch-kanonischen Rechts, 1898; Maitland, English Law and the Renaissance, 1901; Vmogradoff, Roman Law m medieval Europa, 2 A , 1929.
Новости
12.10.2010. 5 сентября 2010 г. 150 лет со дня рождения известного дендролога, систематика, селекционера и заслуженного деятеля науки Э.Л. Вольфа
5 сентября 2010 г. исполнилось 150 лет со дня рождения известного дендролога, систематика, селекционера и заслуженного деятеля науки Э.Л. Вольфа (1860-1931). Э.Л. Вольф похоронен в парке Лесотехнической академии. К его могиле были возложены цветы, в акции приняли участие представители С.-Петербургского Митрофаниевского союза.
Э.Л. Вольф в 1929 году.
Эгберт Людвиг Мария (Эгберт Людвигович – на русский манер) Вольф родился 5 сентября 1860 г. в семье мастерового в Берлине (Германия), где в 1871-1876 гг. получил среднее образование в Реал-гимназии. Затем перешёл в Школу садоводства при Королевском Берлинском Ботаническом саде и обучался там. Помимо этого слушал лекции по ботанике и дендрологии профессоров Берлинского университета Александра Брауна и Карла Коха. В 1879 г. окончил практический и теоретический курс обучения и получил звание учёного садовода. Затем Э.Л. Вольф поступает в Королевский помологический институт в Проскау, но из-за тяжёлого материального положения ему пришлось оставить обучение раньше срока. Затем он продолжает самообразование, но вынужден при этом зарабатывать на жизнь разной случайной работой. Он путешествовал по Австро-Венгерской империи в области Средиземного моря и изучал горную растительность в Альпах и Карпатах, а также флору венгерских степей.
В 1882 г. по приглашению Э.Л. Регеля - директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге, Вольф приезжает в Россию. Работает в Императорском Ботаническом саду, затем, с 1884 г. занимает должность старшего садовника Императорской Военно-Медицинской Академии, заведует оранжереями и ботаническим садом в течение двух лет. 4 сентября 1886 г. Эгберт Людвигович Вольф зачислен главным садовником Лесного института по вольному найму. С этого времени начинается его многолетняя и плодотворная деятельность в области систематики и интродукции растений. С 1893 г. помимо работы главного садовника, Вольф стал исполнять обязанности ассистента по кафедре дендрологии и лесоводства и вести у студентов практические занятия.
Эгберт Людвигович оказывал содействие в планировке и посадке декоративных растений при устройстве Удельного парка, участвовал во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1894 г., а в 1896 г. эта же выставка была устроена по его проекту. За эти и другие заслуги был награждён золотыми часами, несколькими золотыми и серебряными медалями и получил звание Личного почётного гражданина. Э.Л. Вольф регулярно ездил к себе на родину, в Германию, для посещения родных, сбора научного материала и расширения научного сотрудничества.
Э.Л. Вольф испытывал и акклиматизировал новые растения со всего света в питомниках и дендрологическом саду Лесного института. Многие растения он описал впервые, часть вывел путём селекции, затем он разводил их в дендрологическом саду, часть из них сохранилась и сегодня. Он не просто выращивал разные экзотические растения, но и проводил за ними наблюдения, учитывал, насколько растение зимостойко, и разработал для этого специальную шкалу. Стоит также сказать, что Вольфом фактически создан дендрологический сад, так как до него коллекция растений была очень небольшой. Кроме дендрологического сада и питомников, он совершенствовал цветник перед главным зданием Лесного института; работал также в оранжереях. Э.Л. Вольф составил ряд определителей и практических пособий для студентов, изданных на русском языке. Особенно важно отметить, что эти книги в России на русском языке появились впервые, раньше все подобные пособия были только на иностранных языках. Многие из этих работ не потеряли своей актуальности и сегодня.
В Лесном институте Вольфом был создан салицетум (место, где выращивают коллекцию ив). Эгберт Людвигович занимался ивами и написал работу «Новые русские ивы», изданную в 1909 г. Многие ивы выращивались в салицетуме и их типовые экземпляры хранятся в гербарии Лесного института (ныне Гербарий им. И.П. Бородина Лесотехнической академии). К сожалению, во время Второй мировой войны салицетум Вольфа был запущен и после войны вырублен.
Одна из важнейших работ Э.Л. Вольфа – «Наблюдения над морозостойкостью деревянистых растений», вышедшая в Петрограде в 1917 г. в Трудах Бюро по прикладной ботанике Том X, № 1. В этой работе Вольф подводит итог интродукции растений, которую он проводил с 1886 г. в Лесном институте. В работе приведено 3350 видов и форм растений, из которых около 1650 видов он рекомендует для разведения под Петроградом. Им разработана особая шкала зимостойкости растений, или шкала биоэкологических групп, состоящая из 5-ти баллов (группировок). Если Р.И. Шредер, предшественник Вольфа, работавший в Лесном институте в 1850-х гг., был прозван патриархом русского садоводства, то Э.Л. Вольфа можно назвать патриархом русской дендрологии.
О личной жизни Э.Л. Вольфа известно очень немного. В конце XIX века Вольф женится на Матрёне Ивановне Крухмаловой (1858-1937) - уроженки города Рязани. По свидетельствам ближайшего ученика Вольфа Петра Александровича Акимова (1900-1971) и его дочери Т.П. Акимовой (1937 г. р.) первый муж М.И. Крухмаловой был народовольцем, сосланным в Сибирь, где он скончался. У Матрёны Ивановны от первого брака была дочь Елизавета Александровна (1878-1955), которую Э.Л. Вольф удочерил. Сохранилось несколько фотографий Е.А. Вольф. Собственных детей у Вольфа не было. По свидетельству Т.П. Акимовой, Эгберт Людвигович называл своим сыном П.А. Акимова. О родителях, братьях и сёстрах и других родственниках Вольфа данных пока не удалось обнаружить. Семья Эгберта Людвиговича в 1922 г. уехала вместе с ним в Германию, по возвращению они также лишились гражданства СССР и жили на основании вида на жительство. В 1929 году Е.А. Вольф вышла замуж за ассистента (затем доцента) Лесотехнической академии Эдуарда Францевича Вольфа (1884-1942?) (фамилия Вольф - совпадение), детей у них не было.
Вольф являлся членом Русского ботанического общества; пожизненным членом Германского дендрологического общества (Deutsche Dendrologische Gesellschaft); членом-корреспондентом Австро-Венгерского дендрологического общества (Dendrologische Gesellschaft in Osterreich-Ungarn); членом Французского дендрологического общества (Societe Dendrologique de France), правда, во время Первой Мировой войны он, как немец, был исключён из этого общества. В 1926 г. избран почётным членом Российского общества садоводства (до 1917 г. Императорское общество садоводства), был членом Императорского общества плодоводства. В 1929 г. Ленинградский лесной институт ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Вольфу звания заслуженного деятеля науки и техники с назначением при этом ему персональной пенсии и об оставлении на работе в Лесном институте в качестве внештатного профессора. Кроме того, на торжественном заседании, посвящённом юбилею Лесного института 16 ноября 1929 г., чествовали старейшего работника – Э.Л. Вольфа. На заседании было решено присвоить имя Э.Л. Вольфа Дендрологическому саду института (ныне Нижний дендрологический сад Ботанического сада Лесотехнической академии). К сожалению, имя Вольфа не прижилось и было забыто. Год 150-летия учёного – это повод, чтобы восстановить историческую справедливость.
В 1930 г. по решению СНК РСФСР Вольфу присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники. А звание доцента было присвоено уже посмертно в 1931 г. 8 февраля 1931 г. Эгберт Людвигович Вольф скончался. 10 февраля в 12 часов состоялась гражданская панихида и похороны в парке. Вольфу была удостоена большая честь – быть похороненным в саду своего имени, там, где он столько лет трудился.
Именем Э.Л.Вольфа названы следующие растения:
- Acer velutinum Boiss. f. wolfii (Schwer.) Rehd.;
- Diervilla wolfiana Schneid.;
- Lonicera syringatha Maxim. var. wolfii Rehd.;
- Populus wolfii Dode;
- Syringa wolfii Schneid.;
- Salix egberti-wolfii Toepffer.
Кроме Э.Л. Вольфа в парке Лесотехнической академией были погребены профессоры Д.Н. Кайгородов и М.Е. Ткаченко, а также существует братская могила красногвардейцев, участвовавших во взятии Зимнего дворца в 1917 г. и других деятелей революции, Гражданской войны и первых лет Советской власти. Отдельные захоронения занимают особое место в Петербургском некрополе, они также нуждаются в сохранении и углублённом изучении. В перспективе на сайте Митрофаниевского союза будет создана страница, посвящённая отдельным захоронениям.
Возложение цветов к могиле Э.Л. Вольфа секретарём Митрофаниевского союза Н.В. Лаврентьевым. Фото Т.П. Акимовой, 5.IX.2010 года. |
Возложение цветов к могиле Э.Л. Вольфа дочерью ученика Т.П. Акимовой. Фото Н.В. Лаврентьева, 5.IX.2010 года. |
Могила Э.Л. Вольфа в парке ЛТА. Фото Н.В. Лаврентьева, 19.VII.2010 года. |
Эпитафия на памятнике могилы Э.Л. Вольфа. Фото Н.В. Лаврентьева, 17.VII.2010 года. |
Э.Л. Вольф в 1929 году. Акварель И. Зайцева, 2010 год. |
«Патриарх отечественной дендрологии». Фото из архива Т. Зуевой, кон. 1920-х гг. |
Э.Л. Вольф со своим ближайшим учеником П.А. Акимовым. Фото П. Лахтина, 1929 года из семейного архива Т.П. Акимовой. |
Э.Л. Вольф в дендросаду. Фото из архива Т. Зуевой, 1910-е гг. |
Э.Л. Вольф среди членов семьи и коллег. Внизу вторая слева дочь - Е.А. Вольф, вверху вторая справа (сидит) жена - М.И. Вольф. Фото из архива Т. Зуевой, 1910-х гг. |
Николай Лаврентьев, секретарь Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза, инженер кафедры ботаники и дендрологии Лесотехнической академии.
Фото временное, из сети
Лесотехническая академия
.
Могила Э. Л. Вольфа
Лесотехни
ческая академия
19.3 - Институтский пер., 5
1931 -
На территории кладбища "Лесотехническая академия" сохранилась могила
выдающегося учёного Эгберт Людвигович Вольф.
Эгберт Людвиг Мария (Эгберт Людвигович) Вольф (1860-1931)
Родился 5 сентября 1860 г. в семье мастерового в Берлине (Германия). В 1871-1876 гг. получил среднее образование в Реал-гимназии. Затем перешёл в Школу садоводства при Королевском Берлинском Ботаническом саде и обучался там. Затем Э.Л. Вольф поступает в Королевский помологический институт в Проскау.
В 1882 г. по приглашению Э. Л. Регеля - директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге, Вольф приезжает в Россию. Работает в Императорском Ботаническом саду, затем, с 1884 г. занимает должность старшего садовника Императорской Военно-Медицинской Академии, заведует оранжереями и ботаническим садом в течение двух лет. 4 сентября 1886 г. Эгберт Людвигович Вольф зачислен главным садовником Лесного института по вольному найму. С 1893 г. помимо работы главного садовника, Вольф стал исполнять обязанности ассистента по кафедре дендрологии и лесоводства. Э. Л. Вольф испытывал и аклиматизировал новые растения со всего света в питомниках и дендрологическом саду Лесного института. Многие растения он описал впервые, часть вывел путём селекции, затем он разводил их в дендрологическом саду. Вольфом фактически создан дендрологический сад. Отдельно стоит упомянуть о цветниках Вольфа, которые он создал в парке Лесного института. Его клумбы отличались разнообразием ассортимента и особым изяществом; ими приезжали любоваться многие петербуржцы.
Э. Л. Вольф составил ряд определителей и практических пособий для студентов, изданных на русском языке. Описал более 40 видов и форм древесных растений. В Лесном институте Вольфом был создан салицетум (место, где выращивают коллекцию ив). К сожалению, во время Второй мировой войны салицетум Вольфа был запущен и после войны вырублен.
Участвовал в создании Удельного парка и парка Политехнического института в Санкт-Петербурге, Минского ботанического сада, курортов в Пятигорске.
Вольф являлся членом Русского ботанического общества; пожизненным членом Германского дендрологического общества (Deutsche Dendrologische Gesellschaft); членом-корреспондентом Австро-Венгерского дендрологического общества (Dendrologische Gesellschaft in Osterreich-Ungarn); членом Французского дендрологического общества (Societe Dendrologique de France). В 1926 г. избран почётным членом Российского общества садоводства (до 1917 г. Императорское общество садоводства), был членом Императорского общества плодоводства. В 1929 г. Ленинградский лесной институт ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Вольфу звания заслуженного деятеля науки и техники с назначением при этом ему персональной пенсии и об оставлении на работе в Лесном институте в качестве внештатного профессора. Кроме того, на торжественном заседании, посвящённом юбилею Лесного института 16 ноября 1929 г., чествовали старейшего работника - Э.Л. Вольфа. На заседании было решено присвоить имя Э.Л. Вольфа Дендрологическому саду института (ныне Нижний дендрологический сад Ботанического сада Лесотехнической академии). К сожалению, имя Вольфа не прижилось и было забыто. В 1930 г. по решению СНК РСФСР Вольфу присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники.
В 1918 году Вольф стал штатным ассистентом при кафедре общего лесоводства. Его назначили консультантом в Главный ботанический сад по совместительству. При дендрологическом кабинете кафедры общего лесоводства Вольфом был устроен специальный дендрологический музей с особой картографической коллекцией.
В 1922 году Вольф был командирован Лесным институтом и Сельскохозяйственным учёным комитетом в Германию для участия в немецком дендрологическом съезде и для ознакомления с современным состоянием дендрологии за границей. По возвращении в СССР он и его семья были лишены гражданства СССР, но ему был дан вид на жительство.
С 15 апреля 1925 года Вольф был зачислен учёным (а затем старшим) специалистом при Главном ботаническом саде по Отделу акклиматизации по совместительству. С 1 августа того же года назначен заведующим парковым хозяйством Ленинградского лесного института.
В 1927 году Вольф был командирован в Пятигорск для участия в проектировании курорта и закладке новых древесных питомников в Кисловодском парке. В 1928 году он был направлен в Минск для участия в заседаниях по решению вопросов о закладке Минского дендрологического парка.
Семья
Вольф был женат и имел дочь, его супругу звали Матрёна Ивановна Вольф. Дочь - Елизавета Александровна Вольф (1899 года рождения).
Научные труды
- Вольф Э. Л. Листва деревьев и кустарников дикорастущих и разводимых. - СПб., 1892. - (Практическая дендрология).
- Вольф Э. Л. Деревья и кустарники в зимнем состоянии. - СПб., 1892. - (Практическая дендрология).
- Вольф Э. Л., Полибин И. Определитель деревьев и кустарников Европейской России, Крыма и Кавказа по листьям и цветам. - СПб., 1904.
- Вольф Э. Л. Определитель по почкам лиственных пород с опадающей листвой. - СПб., 1908.
- Вольф Э. Л. Новые русские ивы = Salices novae russicae. - Юрьев , 1909.
- Вольф Э. Л. Популярная экскурсионная дендрология. Таблицы для определения по листьям. - СПб., 1909.
- Вольф Э. Л. Пособие для студентов Императорского лесного института. - СПб., 1912.
- Вольф Э. Л. Таблицы для определения по шишкам и плодам хвойных, входящих в программу практических занятий по дендрологии. - СПб., 1912.
- Вольф Э. Л. Наблюдения над морозостойкостью деревянистых растений. - Петроград, 1917. - (Труды Бюро по прикладной ботанике).
- Вольф Э. Л. Определитель древесных пород. - Л., 1924.
Растения, названные в честь Вольфа
- Acer velutinum var. wolfii Grf. Schwerin
- Diervilla wolfii C.S.
- Lonicera syringatha var. wolfii Rehd.
- Populus wolfii Dode
- Syringa wolfii C. S.
Награды и звания
- Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Станиславской ленте (1894 год, по представлению принца П. Г. Ольденбургского) - за участие в деятельности Приюта принца П. Г. Ольденбургского.
- Золотые часы с золотой цепочкой (1897 год, по представлению Императора Александра III) - за участие в создании Удельного парка.
- Звание Личного почётного гражданина (1897 год) - за организацию Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде .
- Большая серебряная, средняя серебряная и малая серебряная медали (от Императорского общества садоводства) - за участие в различных выставках.
- Бронзовая медаль (от Общества сельского хозяйства).
- Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Анненской ленте (1900 год, по представлению Лесного института).
- Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Андреевской ленте (1906 год, по представлению Лесного института).
- Звание «Герой Труда» (1924 год)
- Звание «Заслуженный деятель науки и техники» (1930 год, по представлению Лесного института)
- Звание доцента (1931 год, посмертно)
Мнения о Вольфе
Комментарии
Сайт: Википедиярусский ученый, создатель науки «биогеохимия»
русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед
учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине