Лесотехническая академия.Могила Э. Л

Наиболее значительным представителем философии немецкого Просвещения, а по существу "отцом" или родоначальником философского просвещения в Германии был Хр. Вольф (1679-1754). В этой оценке единодушны исследователи самых различных ориентации, как единодушны они и в критике односторонности и противоречивости вольфианской метафизики, в ее оценке как "плоской и скучной", сыгравшей неоднозначную роль в составе философии Нового времени и века Просвещения. При всей справедливости этой и других оценок философии Вольфа (как "поверхностной систематизации учения Лейбница", "рассудочно-метафизической", "догматической") необходимо иметь в виду, что в данном случае речь идет не о недостатках учения конкретного мыслителя, не о субъективной ограниченности его философского мышления, а о важном и закономерном историко-философском явлении, имевшем под собой вполне реальные и даже необходимые теоретико-методологические и мировоззренческие основания.

Не случайно философия Лейбница, по крайней мере до середины XVIII столетия, была известна в Германии именно в интерпретации Вольфа. Именно он стал основателем самой влиятельной философской школы. Его ученики и последователи занимали большинство важнейших кафедр в германских университетах, а вся система образования, преподавание различных наук так или иначе основывались на его общефилософских принципах.

Популярность и слава Вольфа вышли далеко за пределы Германии и даже Европы. Он был членом пяти крупнейших европейских Академий, в том числе и в России. Популярности философии Вульфа во многом способствовал доходчивый, ясный и точный язык его работ, внесших огромный вклад в разработку немецкой философской и научной терминологии; большинство из них он сам в поздний период творчества перевел на латынь, а важнейшие его труды уже при жизни мыслителя были переведены на основные европейские языки.

Однако главной причиной популярности и влиятельности Вольфа было то, что его работы весьма точно соответствовали и с максимальной силой выражали исходные установки просветительского мышления, его основную "парадигму". Основным способом или типом отношения человека к миру, а также мерилом, критерием и судьей всего сущего Вольф сделал "разумные мысли о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще" (именно таково название основного его труда и именно со слов "разумные мысли" начинаются заголовки большинства его работ). Иначе говоря, в основание своего способа философствования он положил мыслящее или рассудочное, понятийно строго определенное, последовательное, систематизированное и логически доказательное рассмотрение всех областей сущего, всех вещей действительного или возможного мира.

Вместе с тем, именно в мыслящем рассудке и достигаемом им знании Вольф усматривал основное средство просвещения, образования и воспитания людей, с чем он связывал главную цель своей философии. Он подчеркивал, что в своей философии всегда стремился к достоверному познанию того, что служит благу человеческого рода, к применению найденных им истин для пользы людей. Мысль о том, что философ служит человечеству, встречается во всех его работах. Девизом своей философии он избрал латинское изречение "Ad usum vitae" ("для житейской надобности"). Эта практически-просветительская и даже пропагандистская ориентация философии Вольфа наглядно просматривается даже в его пресловутом педантизме, попытках "демонстративного доказательства" правил и советов для домашнего обихода и "житейской надобности", которые сегодня выглядят забавным казусом в истории философской мысли, собранием тривиальных поучений. Но его современниками они воспринимались иначе. Убеждение Вольфа в силе мышления, его призыв к самостоятельному применению разума (провозглашенный намного раньше знаменитого "Sapere aude" Канта), стремление внедрить в сознание рядового человека принципы рационального, доказательного мышления имели важное просветительское и социальное значение. Не менее важно, что в противоположность религиозной идеологии и пиетистской морали Вольф апеллировал не столько к внутреннему миру человека, к его благочестивой набожности, сколько к деятельной жизни труженика, основанной на принципах реальной пользы и чувственного, земного счастья. Трактуя Бога как совершенное разумное существо, а веру как оптимистическую уверенность в способности разума к постижению истины, Вольф, по справедливому замечанию Фейербаха, обозначил своей философией первую ступень в борьбе духа науки и просвещения с религиозной протестантской идеологией. Именно эта принципиальная мировоззренческая оппозиция лежала в основе конфликта Вольфа с официальной церковью и ортодоксальным пиетизмом, приведшего его к изгнанию из Галле в 1723 г.

В своих работах Вольф постоянно подчеркивает, что главная цель метафизики - счастье людей - не будет достигнута, пока в ней отсутствуют основательные, ясные, отчетливые и подтверждаемые в опыте понятия о каждой вещи. В более поздней работе он отмечает, что вопрос о счастье - отнюдь не собственная часть философии: задача философии - служить фундаментом других наук, доставлять им надежные принципы, точные методы достижения истинного знания и его критерии. Свое понимание философии как "Welt-Weisheit", т.е. "мудрости для мира" или "мировой мудрости", Вольф связывал с необходимостью рассудочного, научного объяснения мира, построения целостного, доказательного и систематического знания о нем. Только в этом случае философия может служить миру и благу людей, их образованию и воспитанию, способствовать расцвету наук.

С этим осуществленным Вольфом и его учениками поворотом к разработке общефилософских, научно-теоретических и методологических оснований человеческого познания и поведения, просветительского мировоззрения в целом исследователи связывают начало так называемого умственного этапа, зрелой или высокой стадии немецкого Просвещения. Говоря о "повороте", осуществленном Вольфом в философии Просвещения, нужно учитывать, что во многом это было продолжением лейбницевской и всей предшествующей традиции рационалистической метафизики XVII в. Однако у Вольфа эта традиция выступила в своеобразном синтезе с просветительскими установками, что во многом определило специфические особенности, равно как и место его учения в просветительском движении и в истории философской мысли XVIII в.

За вольфовской философией установилась дурная "слава": её обычно оценивают как "плоскую" и "скудоумную" систематизацию наследия Лейбница, утратившую многие гениальные идеи, догадки и прозрения великого учителя. Эта оценка во многом несправедлива. Предприняв грандиозную попытку построения универсальной системы метафизики на основе единого математического метода и в соответствии с логическим идеалом знания, Вольф исходил из идеи самого Лейбница, стремился реализовать неосуществленный замысел этого мыслителя. Следуя просветительскому подходу к науке, ее пониманию как средства образования и воспитания людей, Вольф пытался обобщить и систематизировать не только наследие Лейбница, но едва ли не всю совокупность современных ему научных и философских знаний, подвести их под единые принципы познания и представить в виде дедуктивной системы "разумных мыслей о всех вещах".

Именно такое просветительски-практическое, целеслужебное отношение к знанию послужило источником повышенной требовательности к его логической строгости, точности, доказательности и систематической упорядоченности. Указанные особенности многочисленных работ Вольфа, посвященных самым различным областям человеческого знания, принесли им необычайную популярность и позволили стать заметным вкладом в разработку теоретических и мировоззренческих основ не только немецкого, но и европейского Просвещения. Вместе с тем именно у Вольфа с наибольшей ясностью и силой обозначился специфический философско-гносеологический феномен: просветительское отношение к знанию как средству образования и обучения, его рассмотрение в качестве учебно-педагогического материала оборачиваются серьезной гносеологической ошибкой, а именно превращением форм экспликации знания в основное средство его достижения, подменой процесса познания его конечным результатом. При этом способы рассудочного мышления, его логические законы и формы не только абсолютизируются, но и неправомерно переносятся на бытие и познание, отождествляются с сущностью и структурой самого действительного мира и процессами его познавательного освоения.

В результате этого вольфовская метафизика, с одной стороны, все больше превращалась в набор общеизвестных и банальных "разумных мыслей", в застывший свод неизменных, раз и навсегда данных понятий, поучений, советов, внешним и весьма искусственным образом упорядоченных в некое подобие единой и доказательной системы. С другой стороны, система эта не только все более устаревала по сравнению с бурно развивавшейся наукой, с результатами и запросами реальной практики; в ней все более отчетливо обнаруживались глубокая внутренняя противоречивость и догматичность ее исходных философских оснований и "первых принципов". Именно в системе Вольфа с её претензиями на научность, доказательность и обоснованность всех ее понятий со всей очевидностью проявился тот парадоксальный факт, что ее возможность зиждется на никак не обоснованном, т. е. догматическом, постулировании бытия Бога и чудесного акта творения действительного мира. Только при таких допущениях или предпосылках, составлявших содержание так называемой рациональной, или естественной, теологии, сохранялась возможность обоснования двух других частей метафизики - рациональной космологии и психологии, т.е. учения о мире и человеческой душе и предустановленной гармонии между ними. Иначе говоря, при внешней наукообразности и просветительской направленности обсуждения вопросов о мире и человеке, о его способности к познанию и преобразованию действительности, к совершенствованию общества, достижению всеобщего блага и нравственного совершенства, и т.д. их решение оказывалось мнимым и иллюзорным, а главное, основанным на недоказуемых и противоречащих опыту и здравому смыслу постулатах. Эти и другие пороки и внутренние противоречия метафизики Вольфа привели к тому, что она перестала быть центром просветительского движения. Неминуемым стало и последующее разложение вольфовской школы. Вместе с тем вольфианство имело важное эвристическое значение для дальнейшего развития философской мысли в Германии. Предметом философской рефлексии стала проблема принципиальной односторонности, ограниченности и глубокой противоречивости рационалистической метафизики вообще, теоретической и методологической несостоятельности ее исходных установок и принципов. Вольфу выпала малопочетная участь стать носителем и выразителем общего кризиса традиционной метафизики. Но в этом состоит и его непреходящая заслуга в истории философской мысли нового времени, равно как и в процессе вызревания проблемно-теоретических предпосылок для разработки новых, нетрадиционных подходов к решению основных вопросов философского познания, прежде всего у Канта, других представителей немецкой классической философии.

В целом вплоть до второй половины XVIII в. вольфовская школа оставалась самой влиятельной философской школой в Германии. Апогей ее развития приходится на начало 40-х годов, когда взошедший на престол Фридрих II торжественно пригласил Вольфа в Галле, объявив его философию чуть ли не официальной философией Пруссии. Среди наиболее известных представителей вольфовской школы, внесших немалый вклад в культурную жизнь Германии и немецкое Просвещение, следует отметить Г.Б. Бильфингера, Л.Ф. Тюммига, И.Хр. Готтшеда, Ф.Хр. Баумейстера, А.Г. Баумгартена, Г.Ф. Мейера и др. Большинство вольфианцев занимались в основном формальными уточнениями и "улучшениями" системы своего учителя, пытаясь устранить ее многочисленные противоречия и содержательные пробелы. Как правило, однако, результатом этого на деле оказывалось лишь усиление таких негативных сторон вольфианской метафизики, как бесплодная игра дефинициями и абстрактными формулировками, выдумывание искусственных логических связей между никак не обоснованными и эклектически рядоположными понятиями. В силу этого она все более превращалась в бессодержательную схоластику, теряла реальное познавательное значение, отдалялась от потребностей и задач просветительского движения, развития общества, науки, образования.

Вместе с тем в составе вольфовской школы возникла и определенная дифференциация: её наименее ортодоксальные представители постепенно отказывались от крайнего рационализма учителя и от рассмотрения сугубо умозрительных и "высших" вопросов метафизического познания, переходя к анализу вопросов, непосредственно связанных с конкретными потребностями общественной и культурной практики, научного познания. В работах вольфианцев на первый план все более выдвигалась проблематика эмпирической психологии, где понятие человеческой души трактовалось уже не как безликая совокупность абстрактных способностей, как "простая" и бессмертная сущность, а как многомерное, целостное и активное образование, как достояние конкретной личности во всем богатстве и многообразии ее жизненных потребностей и интересов. Показательно, что именно из попыток уяснения специфики чувственности как самостоятельной и независимой от рассудка способности души и разработки специальной логики "низшего" познания возникли эстетические идеи Баумгартена и Мейера, ставших основателями немецкой эстетической теории века Просвещения. На творчество ряда вольфианцев все большее влияние стали оказывать традиции английского сенсуализма, шотландской школы "морального чувства" и "здравого смысла", эмпирико-психологической линии Томазия. Все это привело к постепенному эклектическому размыванию вольфовской школы и её растворению в так называемой популярной философии позднего Просвещения.

РУС


ВОЛЬФ Л.Э


КУРС

ГЕРМАНСКОГО

ГРАЖДАНСКОГО

ПРАВА


1949

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва

ВВЕДЕНИЕ И ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Превод с 13-го немецкого издания,

проф. К. А. Гр а ее, кандидата юридических наук Г. Н. Полянской

и В. А. Альтшулера

Под редакцией, с предисловием и вводными замечаниями заслуженного деятеля науки проф. Д. М. Ген к и на и проф. Ж. Б. Новицкого

Москва



ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ

ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

И НАУКА О НЕМ

Введение к курсу гражданского права Эннекцеруса содержит: понятие гражданского права; историю его развития до состав­ления единого для всей Германии кодекса - Германского граж-" данского уложения; историю составления и основные прин­ципы этого уложения; историю науки гражданского права; краткий обзор законодательства и литературы других стран в области гражданского права.

Как подавляющее большинство буржуазных трудов, курс Эннекцеруса исходит из противопоставления права публичного и частного. Это противопоставление действительно коренится в самых основах капиталистического строя. Но Эннекцерус, как буржуазный ученый, не выявляет причин, обусловливающих это противопоставление и делающих различие между публичным и частным правом присущим капиталистическому строю. Для Эннекцеруса публичное право - это область отношений между обществом и его членами, характеризующаяся началом господ­ства и подчинения, в то время как частное право (гражданское) регулирует правоотношения отдельных лиц на основе равенства, свободы и автономной воли этих лиц. Для Эннекцеруса остается скрытым, что различие между публичным и частным (гражда^ ским в широком смысле этого слова) правом зиждется на противо­речии в капиталистическом обществе между общими инте­ресами (в смысле интересов всего класса капиталистов, частных собственников) и частными интересами. «Буржуазное государство, - говорит Маркс, - зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, на противоречии между общими интересами и интересами частными. Адми­нистрация вынуждена поэтому ограничиваться формальной и отрицательной деятельностью: там, где начинается граждан­ская жизнь и ее работа, власть администрации кончается» 2 . Говоря о «свободе», «равенстве», «автономии воли», Эннекцерус не вскрывает того, что речь идет о формальной сво­боде, о формальном равенстве, узаконяющих неограниченную эксплоатацию трудящихся капиталистами. Он не вскрывает и того, что государственная власть в капиталистических; странах сама является совокупным капиталистом, началами господства и подчинения охраняющая незыблемость капиталистического строя, несущего невыносимый гнет, произвол, насилие.

Эннекцерус писал уже в период империализма, однако он умышленно обошел молчанием те изменения, которые имели место в гражданском законодательстве этого периода и которые были обусловлены господством монополий, и превращением бур­жуазного государства в служанку монополистических организа­ций. Маркс, говоря о периоде промышленного капитализма, писал: «Буржуа не позволяют государству вмешиваться в их частные интересы и дают ему лишь столько силы, сколько необ­ходимо для их собственной безопасности и для сохранения кон­куренции...» 1 Но в период империализма положение меняется , буржуазные государства, выполняя задания финансовой оли­гархии, вмешиваются в хозяйственную жизнь. В связи с этим буржуазное гражданское право перестает быть исключительно областью «свободы», «равенства» и «автономной воли», оно в зна­чительной степени уже включает принудительное нормирование. Однако, несмотря на происшедшие изменения, деление права на публичное и частное остается во всех капиталистических государствах, поскольку сохраняется право частной собствен­ности на орудия и средства производства, конкуренция и анар­хия капиталистического производства.

Параграфы, посвященные истории германского гражданского права, показывают параллельное действие национального гер­манского права, реципированного римского и канонического права, процесс их взаимного влияния и объединения, результа­том которого явилось Германское гражданское уложение, дей­ствующее с начала XX столетия. Говоря об истории развития германского права Эннекцерус приводит большой и ценный позитивный материал, но освещение, даваемое им различным этапам этого развития, является в корне неверным. Так, рецепцию римского права в Германии Эннекцерус объясняет воздействием высокой римской культуры, тем, что римское право рассматри­валось как обязательный имперский закон, преемственно перешед­ший от римских императоров к императорам германским. Лишь наряду с указанными моментами Эннекцерус отмечает также, что рецепция римского права обусловливалась потребностями раз­вивающегося торгового оборота. Эннекцерус не вскрывает того, что основной причиной рецепции римского права явилось стрем­ление буржуазного общества установить неограниченную част­ную собственность, свободную от феодальных пут. «Лишь только промышленность и торговля - сперва в Италии, а позже и ib других странах - развили дальше частную собственность, как

Архив К. Маркса и Ф Энгельса, кв. IV, 1929 г., стр. 228.

тотчас же было реципировано и возведено в авторитет разработан­ное римское частное право» *.

Характеризуя Германское гражданское уложение, Эннекцерус отмечает логичность и ясность его построений, четкость давае­мых им формулировок. В качестве особого достоинства Уложения Эннекцерус выдвигает положения тех параграфов Уложения (§ 157, 242), которые требуют соблюдения доброй совести, обычаев гражданского оборота, подчеркивает эластичность норм уложе­ния, дающую, по мнению Эннекцеруса , возможность примирять противоречивые интересы. В действительности же Германское гражданское уложение, являясь кодексом периода империализма, отличается чрезвычайной сложностью своих конструкций и фор­мулировок и тяжелым языком. Отсылка уложения к доброй совести, к обычаям оборота не примиряет противоречивые интересы, а, создавая «каучуковые нормы», дает возможность буржуазному суду, представляющему интересы монополистического капитала, применять закон в желаемом для монополистов смысле.

История науки гражданского права дается с тех же буржуаз­ных, классовых позиций, с которых исходит Эннекцерус при изло­жении действующего права; для советского читателя эти страни­цы интересны богатым фактическим материалом, а не характери­стикой или оценкой, даваемой Эннекцерусом той или другой школе.

Так, например, давая положительную оценку роли истори­ческой школы в развитии правовой науки, Эннекцерус не отме­чает ее националистическое направление, ее реакционность. Маркс писал об исторической школе, что она стремится оправ­дать «подлость сегодняшнего дня подлостью вчерашнего», объявляя «мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут - старый и прирожденный исторический кнут» 2 .

Эннекцерус не излагает различных современных буржуазных теорий в области гражданского права, ограничиваясь в параграфе, посвященном взгляду на будущее науки частного права, общей фразой, что цель права заключается «в развитии всей нашей культуры, в усовершенствовании человеческого общежития и человеческого рода». А между тем все эти «теории», обычно пред­ставляющие собой смесь идеалистической философии с религией, демагогически направлены на оправдание империализма, на ма­скировку все более обостряющихся противоречий капитализма. Под видом различных модуляций теории «социальных функций» эти теории стремятся скрыть эксплоататорский характер капита­листической частной собственности.

Конец «Введения» посвящен сравнительному обзору граждан­ских законодательств других стран.

1 К Маркс и Ф Энгельс, Соч, т IV, стр 53.

2 К Маркс иФ Энгельс, Соч, т I, стр 401

I. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

§ 1. Качества гражданского права. I . Гражданское право есть частное право. Частное право регулирует правоотношения отдельных лиц как таковых на основе равенства. Оно представ­ляет собой противоположность публичному праву, которое регу­лирует правоотношения публичных организаций (государства, общин, церкви и т. д.) как таковых, а , а равно отношения организаций со своими чле­нами!. В публичном праве, поскольку речь идет об отношениях между обществом и его членами, преобладает принцип господства и подчинения или, по меньшей мере, охраны и попечения (подроб­ности см. ниже, § 31).

II. Гражданское право (как этот термин употребляется в даль­нейшем изложении) есть исключительно действующее для всех граждан германское частное право, основывающееся на Граждан­ском уложении и на дополнительных к нему законах.

1. Первоначально гражданское право охватывало все частное
право 2 , но с изданием Гражданского уложения становилось все
более и более обычным обозначать термином «гражданское право»
только имперское частное право, основанное на этом уложении
л: на дополнительных к нему законах. Такое словоупотребление
соответствует и задачам систематического изучения: изложение и без того огромного, трудного и запутанного права Г. У. не сле­дует осложнять правовым материалом, который вследствие внеш­ней самостоятельности своих источников и по своему содержанию

Подлежит отдельному изучению и может от этого только выиграть.

2. Не относятся поэтому к гражданскому праву в этом узком смысле"
а) Специальное право купцов, т. е. торговое право, а равно и род­
ственные области морского права, вексельного права, кооперативных това­
риществ (Erwerb und Wirtschaftsgenossenschaften), товариществ с ограни­
ченной ответственностью, внутреннего судоходства, биржевого и страхо-

1 Не все отношения такого рода организаций принадлежат к публичному праву. Поскольку организация состоит в таких правоотношениях, которые встречаются и меногу отдельными лицами, как в имущественном обороте, речь идет о частном праве.

А Так сказано в в ст. 4, № 13, имперской конституции (1871 г.): «Общее для всей империи законодательство по всем вопросам гражданского ярава, уголовного права и судебного процесса»; согласно ст. 7, Jft 1, имперской конституции 1919 г. под граждан­ским правом, несомненно, следует понимать все частное право.(

права. Они регулируются особыми имперскими законами. Ввиду этого, а также вследствие значительного своеобразия их содержания эти вопросы торгового права или родственные им вопросы следует излагать отдельно, а здесь касаться их лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы отметить характерные различия и особенности. Наоборот, суще­ствуют отдельные относящиеся к имперскому праву вопросы , которые ближе к гражданскому праву, чем к торговому, в особенности те, которые регулируются законом об ответственности за вред от источников повышен­ной опасности, законом об автомобильном транспорте, законом о воздуш­ных сообщениях, законом о продаже в рассрочку и строительным законом (Bauf orderungsgesetz).

б) Специальные нормы, относящиеся к предприятиям в промышлен­
ности (Gewerberecht), в основном объединенные в Промышленном уставе.

в) Специальные нормы, касающиеся наемных рабочих и служащих
(трудовое право).

г) Так называемые права на нематериальные блага, в особенности
авторское право, которое определяет исключительное распоряжение про­
дукцией интеллектуальной деятельности, и родственные ему области па­
тентного и издательского права. Они регулируются особыми имперскими
законами, причем они настолько своеобразны, что желательно самостоя­
тельное их изучение.

III. Гражданское право есть имперское право и, как таковое,
имеет преимущество перед любым партикулярным правом (подроб­
нее см. ниже, § 14).

IV. Предметом дальнейшего изложения является только ныне
действующее гражданское право.

1. По своему содержанию, однако, гражданское право является
в основном дальнейшим развитием прежде действовавшего в Гер­
мании римского (пандектного) права и сохранившегося в праве
отдельных земель немецкого права. Для более глубокого пони­
мания следует поэтому ознакомиться с историческими основами.
В особенности надлежит использовать для изучения гражданского
права высоко развитую науку пандектного права.

Подобное рассмотрение возможно, лишь если бросить ретро­спективный взгляд на внешнее развитие, которое претерпело частное право в Германии до Г. У. (см. ниже, § 2-10), а затем и под влиянием этого последнего (см. ниже, § 11-14а). Оно требует также обзора науки частного права (§ 15-23а).

2. Наука гражданского права не должна, однако, ограни­
читься пределами положительного права. Ей надлежит заниматься
"и тем правом, которое должно быть, вопросом о справедливом
праве, о правовом идеале, и стремиться к тому, чтобы резуль­
таты ее изысканий были плодотворны для толкования и отыска­
ния права, а при известных обстоятельствах и для lex ferenda.

Так определяет и § 151 имперской конституции 1919 г. (NRV): «Организация хозяйственной жизни должна соответствовать принципам справедливости с целью обеспечить всем * достойное чело­века существование» (см. § 30, 46а и сп.).

П. РАЗВИТИЕ ПРАВА ДО ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ

Heusler , Institut des deutschen Privatrechts I §1-10, Stobbe D PrRl §1, Brunner , D Rechtsgesehichte, Bd 1, 2 Aufl , 1906, Bd 2,1892, 2AuIl в обработке Schvienn , 1928II , Brunner Schwerm , Grundzuge d dt Rechtsgeschichte 8 Aufl , 1930, §lff ; Gierke , D PrE, § 1, Schroder , D RG, 5 Aull , § 30 f J § 52II , 6 Aull ,v Kunssberg 1922, Schvsenn , D Rechts­gesch ,2 Aull , 1915, Emfuhrung in das Studram d germ Rechtsgescb , 1922, Amira , Grund-rlss d germ R , 3 Aufl , 1913, Fehr , D Rechtsgesch , 2 Aull ,1925, Rehme , D Rechtsgesch. mlt D PrR в Stammler, Das ges d R 1930, I, S 317 If

§ 2. Немецкое право до рецепции чужого права. I. Герман­ская и франкская эпохи (до IX столетия). Немецкий народ при. своем вступлении на историческую арену состоял из большого числа народностей, между которыми не было государственной связи. В соответствии с этим немецкий народ не имел и единого права; он знал только право отдельных народностей ; и когда многие из них позднее слились в племена, то хотя право этих отдельных племен (племенное право, право отдельных народ­ностей) было общегерманского происхождения и, следовательно, эти права были внутренне родственны между собою, и хотя они сохранили это родство благодаря соприкосновению племен друг с другом и одинаковым условиям жизни, - в них все-таки оказа­лись и значительные различия, которые обнаружились в период от V до IX столетия. Следует упомянуть lex Salica, lex Ribuaria, ler Alemannorum, lex Baiuvariorum, lex Saxonum, lex Frisionum и др.

Конечно, объединение большинства племен в франкском государстве-(Хлодвиг, Пипин, Карл Великий) естественно сгладило различия, причем преобладающее влияние получило право салических франков. Капитулярии франкских королей также стояли на почве франкского права - независимо от того, примыкали ли они к праву народностей (capitularia legibus ad­denda) или издавались как самостоятельные законы (capitularia per se-scribenda). Но франкское право не вытеснило полностью права других племен 1 . Оно продолжало существовать и в последующие столетия. Однако франкская германо римская универсальная монархия создала для значи­тельных частей Европы известные общие правовые основы, которые про­должают оказывать свое влияние еще и в настоящее время.

II. Средние века (IX-XV столетия). С избранием Арнульфа из Каринтии германским королем (887 г.) франкское государство прекратило свое существование. С этого времени вступает в жизнь германское гос>дарство. Развитие частного права происходит теперь главным образом на основе обычного права. Записи народ­ного права по своему содержанию становятся все более устарев-

1 Иначе считает So/mt, который признает что произошла рецепция франкского права и вытеснение права всех других племен (кроме фризского), Zeltschr f Rechtsgesch , Germ Abt 14, S If), см также HeusZer, S 20 If , Brunner, I, S 22 fl , 259 If , Siepet, Deutsche Rechtsgeschichte, §15,Nr 1, Sfobbe,I,§ 1, Anm 6, Schroder , Rechtsgeschichte, § 52, Anm 13

шими и в XI столетии предаются полному забвению. Но само право племен не только развивается дальше, но и претерпевает очень существенные изменения в смысле пределов его применения.

1. В то время как прежде каждый судился по праву своего
племени (персональный принцип), теперь племенное право посте­
пенно получает силу на определенной территории. Медленно
развиваясь, племенное право становится местным правом, правом
земель, Landrecht (территориальный принцип).

2. Но рядом с этим местным правом, или правом земель,
во многих местах возникает право, действующее для еще мень­
ших территорий; каждая местность, каждый судебный округ,
каждое крупное поместье имеют свое особое право, ибо обычное
право стремится к обособленности, в то время как писаный закон:
способствует единству права.

3. Рядом с правом земель выступает особое право для ленных,
крепостных отношений и отношений службы (Lehns-, Hof-und
Dienstverhaltmsse). Хотя люди, состоящие в ленной зависимости,
крепостные и находящиеся на службе (Mmisterialen), не освобо­
ждаются в силу этого полностью и от подчинения праву земель,
все-таки это особое право, в частности помещичье право феодала
в пределах его «двора» (Hofrecht). охватывает столь многочислен­
ные и разнообразные правоотношения, что оно для указанных
категорий лиц довольно близко подходит к сословному праву 2 .
Помещичье и служилое право (Hof- und Dienstrecht) также было
очень различным в зависимости от местности.

4. Наконец, земское право (Landrecht) в городах с переходом
от натурального хозяйства к денежному в связи с изменением
условий жизни развивалось в дальнейшем с многочисленными
местными особенностями. Рядом с правом земель появилось
«Weichbildrecht», или городское право, которое, также в соответ­
ствии с развитием феодальной раздробленности в Германии,
приобретало различную окраску в различных местностях 3 .

5. Устранению местных различий до известной степени спо­
собствовали так называемые правовые сборники XIII-XIV веков,
частные записи законов преимущественно земского или феодаль­
ного характера, хотя их авторы частично и ставили перед собой
задачу изложения повсеместно действующего права.

В особенности выделялось Саксонское зерцало, составленное между U220 и 1235 гг. Эйке фон Репковом (саксонским шеффеном из местности

2 Неточно, конечно, говорить о сословном расчленении права, ибо ленное право и др распространялись на соответствующих лиц не в силу принадлежности их к тому или иному сословию, а только тогда, когда они находились в подобном правоотношении

8 Многие города получали свое право путем перенесения уже сложившегося город Ского права, которое, таким обравом, действовало на большой территории, в этом смысле I особенно следует отметить Магдебургское и Любекское городское право

развитие права" до гражданского уложения

Зеримунт, между Эльбой, Заале и Мульдой). Это - для своего времени пре­красное изложение саксонского местного (права земли) и ленного права, которое в XIV столетии получило даже в Северной Германии значение суб­сидиарного источника права ".

По его образцу в Южной Германии было составлено «Зерцало немец­ких людей» (между 1235 и 1275 гг.) - незаконченная переработка Саксон­ского зерцала, имевшая целью дать изложение общего немецкого права. В нем в то же время сказывается: влияние и швабских правовых взглядов. 8та работа продолжалась и, повидимому, была закончена около 1275 г. в Аугсбурге составлением «Книги земского и ленного права» или «имперского права» (Kaiserrecht). Этому сборнику позже присвоили наименование «Шваб­ское зерцало» ввиду того, что в тех частях, в которых сборник был само­стоятельным, он носил швабский характер.

Хотя Швабское зерцало по своей ценности значительно уступает Сак­сонскому зерцалу, оно, тем не менее, получило в Южной Германии широкое распространение.

«Малое императорское право» - сборник права, составленный, видимо, во Франконии, именно в Гессене, в начале XIV столетия, претендовал на то, что в нем изложено право, общее для всего христианского мира.

Имеются также многочисленные записи права городов, особенно Маг-дебургского права (саксонское Weichbild), Мейсенский сборник (Meis-sener Rechtsbuch), «Цветок Магдебурга» (Blume von Magdeburg),"Мюль-гаузенское городское право (Muhlhausener Stadtrecht), Венский сборник городского права (Wiener Stadtrechtsbuch).

6. Но работа частных лиц, как бы ценна она ни была, не могла надолго задержать преобладание партикулярного права, а имперское законодательство в области частного права почти отсутствовало. Поэтому в эпоху сборников законов и в последую­щий период партикулярное право создавалось путем законодатель­ства, автономии и обычного права.

^Начиная с XIII столетия появляются , в особенности на почве усилив­шейся власти князей отдельных земель, уставы земель (Landesordnungen), например Кульмский устав (Handveste) Германа фон Зальца (1232), Зальц-оургский земский устав (1328), Верхнебаварское земское право (1346) и мн. др. Самостоятельность городов порождает городское право, среди которого лервое место занимает Магдебургское право, затем Госларские статуты, Аугсбургский, Кведлинбургский и другие сборники городского права.

III. Только рецепция римского права в чрезвычайно ценном, хотя и чуждом для Германии наследии античной практической мудрости дала Германии то развитое единое право, в котором так настоятельно нуждался оборот.

sches und kanomschen Recht im Mlttelalter, 1871, und zur Geschichte d. dt. Rechtswissen-schaft u. d Universitaten In Deutschland, 1876; Stolzel, Die Entwicklung des gelehrten Riehtertums In den deutschen Terrltonen, 1872; Moddermann, Die Rezeptlon des romischen " Bechts, tiberaetztmit Zuaatzen von К Schuls, 1875; Stintzmg, Gesch. d D. RW, I, S. 1-88; Krit VS, VI, S 557-576, Sohm, Frankisches Recht u rom Recht, 1880, Wachter, Pand. I, § 11; Schroder, D RG, § 66; Regelsberger, Paad. I, § I; Glerhe, D PrR, I, § 2; Brawler-

Schvienn, Grundzuge, § 61; Below, Ursaclien der Rezeptlon des rom. Rechts in Deutschland, 1905; Karlebach, Bad Rechtsgescliichte, I, Das ausgehende Mlttelalter und die Rezeptlon desrom Rechts, 1906, F Seckel, Beltrage zur Geschichte beider Rechte im Mittelalter,I:Zur G-eschlchte der popularen Literatur des romisch-kanonischen Rechts, 1898; Maitland, English Law and the Renaissance, 1901; Vmogradoff, Roman Law m medieval Europa, 2 A , 1929.

Новости

12.10.2010. 5 сентября 2010 г. 150 лет со дня рождения известного дендролога, систематика, селекционера и заслуженного деятеля науки Э.Л. Вольфа

5 сентября 2010 г. исполнилось 150 лет со дня рождения известного дендролога, систематика, селекционера и заслуженного деятеля науки Э.Л. Вольфа (1860-1931). Э.Л. Вольф похоронен в парке Лесотехнической академии. К его могиле были возложены цветы, в акции приняли участие представители С.-Петербургского Митрофаниевского союза.

Э.Л. Вольф в 1929 году.

Эгберт Людвиг Мария (Эгберт Людвигович – на русский манер) Вольф родился 5 сентября 1860 г. в семье мастерового в Берлине (Германия), где в 1871-1876 гг. получил среднее образование в Реал-гимназии. Затем перешёл в Школу садоводства при Королевском Берлинском Ботаническом саде и обучался там. Помимо этого слушал лекции по ботанике и дендрологии профессоров Берлинского университета Александра Брауна и Карла Коха. В 1879 г. окончил практический и теоретический курс обучения и получил звание учёного садовода. Затем Э.Л. Вольф поступает в Королевский помологический институт в Проскау, но из-за тяжёлого материального положения ему пришлось оставить обучение раньше срока. Затем он продолжает самообразование, но вынужден при этом зарабатывать на жизнь разной случайной работой. Он путешествовал по Австро-Венгерской империи в области Средиземного моря и изучал горную растительность в Альпах и Карпатах, а также флору венгерских степей.

В 1882 г. по приглашению Э.Л. Регеля - директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге, Вольф приезжает в Россию. Работает в Императорском Ботаническом саду, затем, с 1884 г. занимает должность старшего садовника Императорской Военно-Медицинской Академии, заведует оранжереями и ботаническим садом в течение двух лет. 4 сентября 1886 г. Эгберт Людвигович Вольф зачислен главным садовником Лесного института по вольному найму. С этого времени начинается его многолетняя и плодотворная деятельность в области систематики и интродукции растений. С 1893 г. помимо работы главного садовника, Вольф стал исполнять обязанности ассистента по кафедре дендрологии и лесоводства и вести у студентов практические занятия.

Эгберт Людвигович оказывал содействие в планировке и посадке декоративных растений при устройстве Удельного парка, участвовал во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1894 г., а в 1896 г. эта же выставка была устроена по его проекту. За эти и другие заслуги был награждён золотыми часами, несколькими золотыми и серебряными медалями и получил звание Личного почётного гражданина. Э.Л. Вольф регулярно ездил к себе на родину, в Германию, для посещения родных, сбора научного материала и расширения научного сотрудничества.

Э.Л. Вольф испытывал и акклиматизировал новые растения со всего света в питомниках и дендрологическом саду Лесного института. Многие растения он описал впервые, часть вывел путём селекции, затем он разводил их в дендрологическом саду, часть из них сохранилась и сегодня. Он не просто выращивал разные экзотические растения, но и проводил за ними наблюдения, учитывал, насколько растение зимостойко, и разработал для этого специальную шкалу. Стоит также сказать, что Вольфом фактически создан дендрологический сад, так как до него коллекция растений была очень небольшой. Кроме дендрологического сада и питомников, он совершенствовал цветник перед главным зданием Лесного института; работал также в оранжереях. Э.Л. Вольф составил ряд определителей и практических пособий для студентов, изданных на русском языке. Особенно важно отметить, что эти книги в России на русском языке появились впервые, раньше все подобные пособия были только на иностранных языках. Многие из этих работ не потеряли своей актуальности и сегодня.

В Лесном институте Вольфом был создан салицетум (место, где выращивают коллекцию ив). Эгберт Людвигович занимался ивами и написал работу «Новые русские ивы», изданную в 1909 г. Многие ивы выращивались в салицетуме и их типовые экземпляры хранятся в гербарии Лесного института (ныне Гербарий им. И.П. Бородина Лесотехнической академии). К сожалению, во время Второй мировой войны салицетум Вольфа был запущен и после войны вырублен.

Одна из важнейших работ Э.Л. Вольфа – «Наблюдения над морозостойкостью деревянистых растений», вышедшая в Петрограде в 1917 г. в Трудах Бюро по прикладной ботанике Том X, № 1. В этой работе Вольф подводит итог интродукции растений, которую он проводил с 1886 г. в Лесном институте. В работе приведено 3350 видов и форм растений, из которых около 1650 видов он рекомендует для разведения под Петроградом. Им разработана особая шкала зимостойкости растений, или шкала биоэкологических групп, состоящая из 5-ти баллов (группировок). Если Р.И. Шредер, предшественник Вольфа, работавший в Лесном институте в 1850-х гг., был прозван патриархом русского садоводства, то Э.Л. Вольфа можно назвать патриархом русской дендрологии.

О личной жизни Э.Л. Вольфа известно очень немного. В конце XIX века Вольф женится на Матрёне Ивановне Крухмаловой (1858-1937) - уроженки города Рязани. По свидетельствам ближайшего ученика Вольфа Петра Александровича Акимова (1900-1971) и его дочери Т.П. Акимовой (1937 г. р.) первый муж М.И. Крухмаловой был народовольцем, сосланным в Сибирь, где он скончался. У Матрёны Ивановны от первого брака была дочь Елизавета Александровна (1878-1955), которую Э.Л. Вольф удочерил. Сохранилось несколько фотографий Е.А. Вольф. Собственных детей у Вольфа не было. По свидетельству Т.П. Акимовой, Эгберт Людвигович называл своим сыном П.А. Акимова. О родителях, братьях и сёстрах и других родственниках Вольфа данных пока не удалось обнаружить. Семья Эгберта Людвиговича в 1922 г. уехала вместе с ним в Германию, по возвращению они также лишились гражданства СССР и жили на основании вида на жительство. В 1929 году Е.А. Вольф вышла замуж за ассистента (затем доцента) Лесотехнической академии Эдуарда Францевича Вольфа (1884-1942?) (фамилия Вольф - совпадение), детей у них не было.

Вольф являлся членом Русского ботанического общества; пожизненным членом Германского дендрологического общества (Deutsche Dendrologische Gesellschaft); членом-корреспондентом Австро-Венгерского дендрологического общества (Dendrologische Gesellschaft in Osterreich-Ungarn); членом Французского дендрологического общества (Societe Dendrologique de France), правда, во время Первой Мировой войны он, как немец, был исключён из этого общества. В 1926 г. избран почётным членом Российского общества садоводства (до 1917 г. Императорское общество садоводства), был членом Императорского общества плодоводства. В 1929 г. Ленинградский лесной институт ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Вольфу звания заслуженного деятеля науки и техники с назначением при этом ему персональной пенсии и об оставлении на работе в Лесном институте в качестве внештатного профессора. Кроме того, на торжественном заседании, посвящённом юбилею Лесного института 16 ноября 1929 г., чествовали старейшего работника – Э.Л. Вольфа. На заседании было решено присвоить имя Э.Л. Вольфа Дендрологическому саду института (ныне Нижний дендрологический сад Ботанического сада Лесотехнической академии). К сожалению, имя Вольфа не прижилось и было забыто. Год 150-летия учёного – это повод, чтобы восстановить историческую справедливость.

В 1930 г. по решению СНК РСФСР Вольфу присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники. А звание доцента было присвоено уже посмертно в 1931 г. 8 февраля 1931 г. Эгберт Людвигович Вольф скончался. 10 февраля в 12 часов состоялась гражданская панихида и похороны в парке. Вольфу была удостоена большая честь – быть похороненным в саду своего имени, там, где он столько лет трудился.

Именем Э.Л.Вольфа названы следующие растения:

  1. Acer velutinum Boiss. f. wolfii (Schwer.) Rehd.;
  2. Diervilla wolfiana Schneid.;
  3. Lonicera syringatha Maxim. var. wolfii Rehd.;
  4. Populus wolfii Dode;
  5. Syringa wolfii Schneid.;
  6. Salix egberti-wolfii Toepffer.

Кроме Э.Л. Вольфа в парке Лесотехнической академией были погребены профессоры Д.Н. Кайгородов и М.Е. Ткаченко, а также существует братская могила красногвардейцев, участвовавших во взятии Зимнего дворца в 1917 г. и других деятелей революции, Гражданской войны и первых лет Советской власти. Отдельные захоронения занимают особое место в Петербургском некрополе, они также нуждаются в сохранении и углублённом изучении. В перспективе на сайте Митрофаниевского союза будет создана страница, посвящённая отдельным захоронениям.


Возложение цветов к могиле Э.Л. Вольфа секретарём Митрофаниевского союза Н.В. Лаврентьевым.
Фото Т.П. Акимовой, 5.IX.2010 года.

Возложение цветов к могиле Э.Л. Вольфа дочерью ученика Т.П. Акимовой.
Фото Н.В. Лаврентьева, 5.IX.2010 года.

Могила Э.Л. Вольфа в парке ЛТА.
Фото Н.В. Лаврентьева, 19.VII.2010 года.

Эпитафия на памятнике могилы Э.Л. Вольфа.
Фото Н.В. Лаврентьева, 17.VII.2010 года.

Э.Л. Вольф в 1929 году.
Акварель И. Зайцева, 2010 год.

«Патриарх отечественной дендрологии».
Фото из архива Т. Зуевой,
кон. 1920-х гг.

Э.Л. Вольф со своим ближайшим учеником П.А. Акимовым.
Фото П. Лахтина, 1929 года
из семейного архива
Т.П. Акимовой.

Э.Л. Вольф в дендросаду.
Фото из архива Т. Зуевой, 1910-е гг.

Э.Л. Вольф среди членов семьи и коллег. Внизу вторая слева дочь - Е.А. Вольф, вверху вторая справа (сидит) жена - М.И. Вольф.
Фото из архива Т. Зуевой,
1910-х гг.

Николай Лаврентьев, секретарь Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза, инженер кафедры ботаники и дендрологии Лесотехнической академии.

Фото временное, из сети

Лесотехническая академия .

Могила Э. Л. Вольфа

Лесотехни ческая академия 19.3 - Институтский пер., 5

1931 -


На территории кладбища "Лесотехническая академия" сохранилась могила выдающегося учёного Эгберт Людвигович Вольф.

Эгберт Людвиг Мария (Эгберт Людвигович) Вольф (1860-1931)

Родился 5 сентября 1860 г. в семье мастерового в Берлине (Германия). В 1871-1876 гг. получил среднее образование в Реал-гимназии. Затем перешёл в Школу садоводства при Королевском Берлинском Ботаническом саде и обучался там. Затем Э.Л. Вольф поступает в Королевский помологический институт в Проскау.

В 1882 г. по приглашению Э. Л. Регеля - директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге, Вольф приезжает в Россию. Работает в Императорском Ботаническом саду, затем, с 1884 г. занимает должность старшего садовника Императорской Военно-Медицинской Академии, заведует оранжереями и ботаническим садом в течение двух лет. 4 сентября 1886 г. Эгберт Людвигович Вольф зачислен главным садовником Лесного института по вольному найму. С 1893 г. помимо работы главного садовника, Вольф стал исполнять обязанности ассистента по кафедре дендрологии и лесоводства. Э. Л. Вольф испытывал и аклиматизировал новые растения со всего света в питомниках и дендрологическом саду Лесного института. Многие растения он описал впервые, часть вывел путём селекции, затем он разводил их в дендрологическом саду. Вольфом фактически создан дендрологический сад. Отдельно стоит упомянуть о цветниках Вольфа, которые он создал в парке Лесного института. Его клумбы отличались разнообразием ассортимента и особым изяществом; ими приезжали любоваться многие петербуржцы.

Э. Л. Вольф составил ряд определителей и практических пособий для студентов, изданных на русском языке. Описал более 40 видов и форм древесных растений. В Лесном институте Вольфом был создан салицетум (место, где выращивают коллекцию ив). К сожалению, во время Второй мировой войны салицетум Вольфа был запущен и после войны вырублен.

Участвовал в создании Удельного парка и парка Политехнического института в Санкт-Петербурге, Минского ботанического сада, курортов в Пятигорске.

Вольф являлся членом Русского ботанического общества; пожизненным членом Германского дендрологического общества (Deutsche Dendrologische Gesellschaft); членом-корреспондентом Австро-Венгерского дендрологического общества (Dendrologische Gesellschaft in Osterreich-Ungarn); членом Французского дендрологического общества (Societe Dendrologique de France). В 1926 г. избран почётным членом Российского общества садоводства (до 1917 г. Императорское общество садоводства), был членом Императорского общества плодоводства. В 1929 г. Ленинградский лесной институт ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Вольфу звания заслуженного деятеля науки и техники с назначением при этом ему персональной пенсии и об оставлении на работе в Лесном институте в качестве внештатного профессора. Кроме того, на торжественном заседании, посвящённом юбилею Лесного института 16 ноября 1929 г., чествовали старейшего работника - Э.Л. Вольфа. На заседании было решено присвоить имя Э.Л. Вольфа Дендрологическому саду института (ныне Нижний дендрологический сад Ботанического сада Лесотехнической академии). К сожалению, имя Вольфа не прижилось и было забыто. В 1930 г. по решению СНК РСФСР Вольфу присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники.


В 1918 году Вольф стал штатным ассистентом при кафедре общего лесоводства. Его назначили консультантом в Главный ботанический сад по совместительству. При дендрологическом кабинете кафедры общего лесоводства Вольфом был устроен специальный дендрологический музей с особой картографической коллекцией.

В 1922 году Вольф был командирован Лесным институтом и Сельскохозяйственным учёным комитетом в Германию для участия в немецком дендрологическом съезде и для ознакомления с современным состоянием дендрологии за границей. По возвращении в СССР он и его семья были лишены гражданства СССР, но ему был дан вид на жительство.

С 15 апреля 1925 года Вольф был зачислен учёным (а затем старшим) специалистом при Главном ботаническом саде по Отделу акклиматизации по совместительству. С 1 августа того же года назначен заведующим парковым хозяйством Ленинградского лесного института.

В 1927 году Вольф был командирован в Пятигорск для участия в проектировании курорта и закладке новых древесных питомников в Кисловодском парке. В 1928 году он был направлен в Минск для участия в заседаниях по решению вопросов о закладке Минского дендрологического парка.

Семья

Вольф был женат и имел дочь, его супругу звали Матрёна Ивановна Вольф. Дочь - Елизавета Александровна Вольф (1899 года рождения).

Научные труды

  • Вольф Э. Л. Листва деревьев и кустарников дикорастущих и разводимых. - СПб., 1892. - (Практическая дендрология).
  • Вольф Э. Л. Деревья и кустарники в зимнем состоянии. - СПб., 1892. - (Практическая дендрология).
  • Вольф Э. Л., Полибин И. Определитель деревьев и кустарников Европейской России, Крыма и Кавказа по листьям и цветам. - СПб., 1904.
  • Вольф Э. Л. Определитель по почкам лиственных пород с опадающей листвой. - СПб., 1908.
  • Вольф Э. Л. Новые русские ивы = Salices novae russicae. - Юрьев , 1909.
  • Вольф Э. Л. Популярная экскурсионная дендрология. Таблицы для определения по листьям. - СПб., 1909.
  • Вольф Э. Л. Пособие для студентов Императорского лесного института. - СПб., 1912.
  • Вольф Э. Л. Таблицы для определения по шишкам и плодам хвойных, входящих в программу практических занятий по дендрологии. - СПб., 1912.
  • Вольф Э. Л. Наблюдения над морозостойкостью деревянистых растений. - Петроград, 1917. - (Труды Бюро по прикладной ботанике).
  • Вольф Э. Л. Определитель древесных пород. - Л., 1924.

Растения, названные в честь Вольфа

  • Acer velutinum var. wolfii Grf. Schwerin
  • Diervilla wolfii C.S.
  • Lonicera syringatha var. wolfii Rehd.
  • Populus wolfii Dode
  • Syringa wolfii C. S.

Награды и звания

  • Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Станиславской ленте (1894 год, по представлению принца П. Г. Ольденбургского) - за участие в деятельности Приюта принца П. Г. Ольденбургского.
  • Золотые часы с золотой цепочкой (1897 год, по представлению Императора Александра III) - за участие в создании Удельного парка.
  • Звание Личного почётного гражданина (1897 год) - за организацию Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде .
  • Большая серебряная, средняя серебряная и малая серебряная медали (от Императорского общества садоводства) - за участие в различных выставках.
  • Бронзовая медаль (от Общества сельского хозяйства).
  • Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Анненской ленте (1900 год, по представлению Лесного института).
  • Золотая медаль с надписью «за усердие» для ношения на Андреевской ленте (1906 год, по представлению Лесного института).
  • Звание «Герой Труда» (1924 год)
  • Звание «Заслуженный деятель науки и техники» (1930 год, по представлению Лесного института)
  • Звание доцента (1931 год, посмертно)

Мнения о Вольфе

Комментарии

Сайт: Википедия

русский ученый, создатель науки «биогеохимия»

русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед

учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!