Лесотехническая академия.Могила Э. Л

Наиболее значительным представителем философии немецкого Просвещения, а по существу "отцом" или родоначальником философского просвещения в Германии был Хр. Вольф (1679-1754). В этой оценке единодушны исследователи самых различных ориентации, как единодушны они и в критике односторонности и противоречивости вольфианской метафизики, в ее оценке как "плоской и скучной", сыгравшей неоднозначную роль в составе философии Нового времени и века Просвещения. При всей справедливости этой и других оценок философии Вольфа (как "поверхностной систематизации учения Лейбница", "рассудочно-метафизической", "догматической") необходимо иметь в виду, что в данном случае речь идет не о недостатках учения конкретного мыслителя, не о субъективной ограниченности его философского мышления, а о важном и закономерном историко-философском явлении, имевшем под собой вполне реальные и даже необходимые теоретико-методологические и мировоззренческие основания.

Не случайно философия Лейбница, по крайней мере до середины XVIII столетия, была известна в Германии именно в интерпретации Вольфа. Именно он стал основателем самой влиятельной философской школы. Его ученики и последователи занимали большинство важнейших кафедр в германских университетах, а вся система образования, преподавание различных наук так или иначе основывались на его общефилософских принципах.

Популярность и слава Вольфа вышли далеко за пределы Германии и даже Европы. Он был членом пяти крупнейших европейских Академий, в том числе и в России. Популярности философии Вульфа во многом способствовал доходчивый, ясный и точный язык его работ, внесших огромный вклад в разработку немецкой философской и научной терминологии; большинство из них он сам в поздний период творчества перевел на латынь, а важнейшие его труды уже при жизни мыслителя были переведены на основные европейские языки.

Однако главной причиной популярности и влиятельности Вольфа было то, что его работы весьма точно соответствовали и с максимальной силой выражали исходные установки просветительского мышления, его основную "парадигму". Основным способом или типом отношения человека к миру, а также мерилом, критерием и судьей всего сущего Вольф сделал "разумные мысли о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще" (именно таково название основного его труда и именно со слов "разумные мысли" начинаются заголовки большинства его работ). Иначе говоря, в основание своего способа философствования он положил мыслящее или рассудочное, понятийно строго определенное, последовательное, систематизированное и логически доказательное рассмотрение всех областей сущего, всех вещей действительного или возможного мира.

Вместе с тем, именно в мыслящем рассудке и достигаемом им знании Вольф усматривал основное средство просвещения, образования и воспитания людей, с чем он связывал главную цель своей философии. Он подчеркивал, что в своей философии всегда стремился к достоверному познанию того, что служит благу человеческого рода, к применению найденных им истин для пользы людей. Мысль о том, что философ служит человечеству, встречается во всех его работах. Девизом своей философии он избрал латинское изречение "Ad usum vitae" ("для житейской надобности"). Эта практически-просветительская и даже пропагандистская ориентация философии Вольфа наглядно просматривается даже в его пресловутом педантизме, попытках "демонстративного доказательства" правил и советов для домашнего обихода и "житейской надобности", которые сегодня выглядят забавным казусом в истории философской мысли, собранием тривиальных поучений. Но его современниками они воспринимались иначе. Убеждение Вольфа в силе мышления, его призыв к самостоятельному применению разума (провозглашенный намного раньше знаменитого "Sapere aude" Канта), стремление внедрить в сознание рядового человека принципы рационального, доказательного мышления имели важное просветительское и социальное значение. Не менее важно, что в противоположность религиозной идеологии и пиетистской морали Вольф апеллировал не столько к внутреннему миру человека, к его благочестивой набожности, сколько к деятельной жизни труженика, основанной на принципах реальной пользы и чувственного, земного счастья. Трактуя Бога как совершенное разумное существо, а веру как оптимистическую уверенность в способности разума к постижению истины, Вольф, по справедливому замечанию Фейербаха, обозначил своей философией первую ступень в борьбе духа науки и просвещения с религиозной протестантской идеологией. Именно эта принципиальная мировоззренческая оппозиция лежала в основе конфликта Вольфа с официальной церковью и ортодоксальным пиетизмом, приведшего его к изгнанию из Галле в 1723 г.

В своих работах Вольф постоянно подчеркивает, что главная цель метафизики - счастье людей - не будет достигнута, пока в ней отсутствуют основательные, ясные, отчетливые и подтверждаемые в опыте понятия о каждой вещи. В более поздней работе он отмечает, что вопрос о счастье - отнюдь не собственная часть философии: задача философии - служить фундаментом других наук, доставлять им надежные принципы, точные методы достижения истинного знания и его критерии. Свое понимание философии как "Welt-Weisheit", т.е. "мудрости для мира" или "мировой мудрости", Вольф связывал с необходимостью рассудочного, научного объяснения мира, построения целостного, доказательного и систематического знания о нем. Только в этом случае философия может служить миру и благу людей, их образованию и воспитанию, способствовать расцвету наук.

С этим осуществленным Вольфом и его учениками поворотом к разработке общефилософских, научно-теоретических и методологических оснований человеческого познания и поведения, просветительского мировоззрения в целом исследователи связывают начало так называемого умственного этапа, зрелой или высокой стадии немецкого Просвещения. Говоря о "повороте", осуществленном Вольфом в философии Просвещения, нужно учитывать, что во многом это было продолжением лейбницевской и всей предшествующей традиции рационалистической метафизики XVII в. Однако у Вольфа эта традиция выступила в своеобразном синтезе с просветительскими установками, что во многом определило специфические особенности, равно как и место его учения в просветительском движении и в истории философской мысли XVIII в.

За вольфовской философией установилась дурная "слава": её обычно оценивают как "плоскую" и "скудоумную" систематизацию наследия Лейбница, утратившую многие гениальные идеи, догадки и прозрения великого учителя. Эта оценка во многом несправедлива. Предприняв грандиозную попытку построения универсальной системы метафизики на основе единого математического метода и в соответствии с логическим идеалом знания, Вольф исходил из идеи самого Лейбница, стремился реализовать неосуществленный замысел этого мыслителя. Следуя просветительскому подходу к науке, ее пониманию как средства образования и воспитания людей, Вольф пытался обобщить и систематизировать не только наследие Лейбница, но едва ли не всю совокупность современных ему научных и философских знаний, подвести их под единые принципы познания и представить в виде дедуктивной системы "разумных мыслей о всех вещах".

Именно такое просветительски-практическое, целеслужебное отношение к знанию послужило источником повышенной требовательности к его логической строгости, точности, доказательности и систематической упорядоченности. Указанные особенности многочисленных работ Вольфа, посвященных самым различным областям человеческого знания, принесли им необычайную популярность и позволили стать заметным вкладом в разработку теоретических и мировоззренческих основ не только немецкого, но и европейского Просвещения. Вместе с тем именно у Вольфа с наибольшей ясностью и силой обозначился специфический философско-гносеологический феномен: просветительское отношение к знанию как средству образования и обучения, его рассмотрение в качестве учебно-педагогического материала оборачиваются серьезной гносеологической ошибкой, а именно превращением форм экспликации знания в основное средство его достижения, подменой процесса познания его конечным результатом. При этом способы рассудочного мышления, его логические законы и формы не только абсолютизируются, но и неправомерно переносятся на бытие и познание, отождествляются с сущностью и структурой самого действительного мира и процессами его познавательного освоения.

В результате этого вольфовская метафизика, с одной стороны, все больше превращалась в набор общеизвестных и банальных "разумных мыслей", в застывший свод неизменных, раз и навсегда данных понятий, поучений, советов, внешним и весьма искусственным образом упорядоченных в некое подобие единой и доказательной системы. С другой стороны, система эта не только все более устаревала по сравнению с бурно развивавшейся наукой, с результатами и запросами реальной практики; в ней все более отчетливо обнаруживались глубокая внутренняя противоречивость и догматичность ее исходных философских оснований и "первых принципов". Именно в системе Вольфа с её претензиями на научность, доказательность и обоснованность всех ее понятий со всей очевидностью проявился тот парадоксальный факт, что ее возможность зиждется на никак не обоснованном, т. е. догматическом, постулировании бытия Бога и чудесного акта творения действительного мира. Только при таких допущениях или предпосылках, составлявших содержание так называемой рациональной, или естественной, теологии, сохранялась возможность обоснования двух других частей метафизики - рациональной космологии и психологии, т.е. учения о мире и человеческой душе и предустановленной гармонии между ними. Иначе говоря, при внешней наукообразности и просветительской направленности обсуждения вопросов о мире и человеке, о его способности к познанию и преобразованию действительности, к совершенствованию общества, достижению всеобщего блага и нравственного совершенства, и т.д. их решение оказывалось мнимым и иллюзорным, а главное, основанным на недоказуемых и противоречащих опыту и здравому смыслу постулатах. Эти и другие пороки и внутренние противоречия метафизики Вольфа привели к тому, что она перестала быть центром просветительского движения. Неминуемым стало и последующее разложение вольфовской школы. Вместе с тем вольфианство имело важное эвристическое значение для дальнейшего развития философской мысли в Германии. Предметом философской рефлексии стала проблема принципиальной односторонности, ограниченности и глубокой противоречивости рационалистической метафизики вообще, теоретической и методологической несостоятельности ее исходных установок и принципов. Вольфу выпала малопочетная участь стать носителем и выразителем общего кризиса традиционной метафизики. Но в этом состоит и его непреходящая заслуга в истории философской мысли нового времени, равно как и в процессе вызревания проблемно-теоретических предпосылок для разработки новых, нетрадиционных подходов к решению основных вопросов философского познания, прежде всего у Канта, других представителей немецкой классической философии.

В целом вплоть до второй половины XVIII в. вольфовская школа оставалась самой влиятельной философской школой в Германии. Апогей ее развития приходится на начало 40-х годов, когда взошедший на престол Фридрих II торжественно пригласил Вольфа в Галле, объявив его философию чуть ли не официальной философией Пруссии. Среди наиболее известных представителей вольфовской школы, внесших немалый вклад в культурную жизнь Германии и немецкое Просвещение, следует отметить Г.Б. Бильфингера, Л.Ф. Тюммига, И.Хр. Готтшеда, Ф.Хр. Баумейстера, А.Г. Баумгартена, Г.Ф. Мейера и др. Большинство вольфианцев занимались в основном формальными уточнениями и "улучшениями" системы своего учителя, пытаясь устранить ее многочисленные противоречия и содержательные пробелы. Как правило, однако, результатом этого на деле оказывалось лишь усиление таких негативных сторон вольфианской метафизики, как бесплодная игра дефинициями и абстрактными формулировками, выдумывание искусственных логических связей между никак не обоснованными и эклектически рядоположными понятиями. В силу этого она все более превращалась в бессодержательную схоластику, теряла реальное познавательное значение, отдалялась от потребностей и задач просветительского движения, развития общества, науки, образования.

Вместе с тем в составе вольфовской школы возникла и определенная дифференциация: её наименее ортодоксальные представители постепенно отказывались от крайнего рационализма учителя и от рассмотрения сугубо умозрительных и "высших" вопросов метафизического познания, переходя к анализу вопросов, непосредственно связанных с конкретными потребностями общественной и культурной практики, научного познания. В работах вольфианцев на первый план все более выдвигалась проблематика эмпирической психологии, где понятие человеческой души трактовалось уже не как безликая совокупность абстрактных способностей, как "простая" и бессмертная сущность, а как многомерное, целостное и активное образование, как достояние конкретной личности во всем богатстве и многообразии ее жизненных потребностей и интересов. Показательно, что именно из попыток уяснения специфики чувственности как самостоятельной и независимой от рассудка способности души и разработки специальной логики "низшего" познания возникли эстетические идеи Баумгартена и Мейера, ставших основателями немецкой эстетической теории века Просвещения. На творчество ряда вольфианцев все большее влияние стали оказывать традиции английского сенсуализма, шотландской школы "морального чувства" и "здравого смысла", эмпирико-психологической линии Томазия. Все это привело к постепенному эклектическому размыванию вольфовской школы и её растворению в так называемой популярной философии позднего Просвещения.

Фото временное, из сети

Лесотехническая академия .

Могила Э. Л. Вольфа

Лесотехни ческая академия 19.3 - Институтский пер., 5

1931 -


На территории кладбища "Лесотехническая академия" сохранилась могила выдающегося учёного Эгберт Людвигович Вольф.

Эгберт Людвиг Мария (Эгберт Людвигович) Вольф (1860-1931)

Родился 5 сентября 1860 г. в семье мастерового в Берлине (Германия). В 1871-1876 гг. получил среднее образование в Реал-гимназии. Затем перешёл в Школу садоводства при Королевском Берлинском Ботаническом саде и обучался там. Затем Э.Л. Вольф поступает в Королевский помологический институт в Проскау.

В 1882 г. по приглашению Э. Л. Регеля - директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге, Вольф приезжает в Россию. Работает в Императорском Ботаническом саду, затем, с 1884 г. занимает должность старшего садовника Императорской Военно-Медицинской Академии, заведует оранжереями и ботаническим садом в течение двух лет. 4 сентября 1886 г. Эгберт Людвигович Вольф зачислен главным садовником Лесного института по вольному найму. С 1893 г. помимо работы главного садовника, Вольф стал исполнять обязанности ассистента по кафедре дендрологии и лесоводства. Э. Л. Вольф испытывал и аклиматизировал новые растения со всего света в питомниках и дендрологическом саду Лесного института. Многие растения он описал впервые, часть вывел путём селекции, затем он разводил их в дендрологическом саду. Вольфом фактически создан дендрологический сад. Отдельно стоит упомянуть о цветниках Вольфа, которые он создал в парке Лесного института. Его клумбы отличались разнообразием ассортимента и особым изяществом; ими приезжали любоваться многие петербуржцы.

Э. Л. Вольф составил ряд определителей и практических пособий для студентов, изданных на русском языке. Описал более 40 видов и форм древесных растений. В Лесном институте Вольфом был создан салицетум (место, где выращивают коллекцию ив). К сожалению, во время Второй мировой войны салицетум Вольфа был запущен и после войны вырублен.

Участвовал в создании Удельного парка и парка Политехнического института в Санкт-Петербурге, Минского ботанического сада, курортов в Пятигорске.

Вольф являлся членом Русского ботанического общества; пожизненным членом Германского дендрологического общества (Deutsche Dendrologische Gesellschaft); членом-корреспондентом Австро-Венгерского дендрологического общества (Dendrologische Gesellschaft in Osterreich-Ungarn); членом Французского дендрологического общества (Societe Dendrologique de France). В 1926 г. избран почётным членом Российского общества садоводства (до 1917 г. Императорское общество садоводства), был членом Императорского общества плодоводства. В 1929 г. Ленинградский лесной институт ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Вольфу звания заслуженного деятеля науки и техники с назначением при этом ему персональной пенсии и об оставлении на работе в Лесном институте в качестве внештатного профессора. Кроме того, на торжественном заседании, посвящённом юбилею Лесного института 16 ноября 1929 г., чествовали старейшего работника - Э.Л. Вольфа. На заседании было решено присвоить имя Э.Л. Вольфа Дендрологическому саду института (ныне Нижний дендрологический сад Ботанического сада Лесотехнической академии). К сожалению, имя Вольфа не прижилось и было забыто. В 1930 г. по решению СНК РСФСР Вольфу присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники.

Новости

12.10.2010. 5 сентября 2010 г. 150 лет со дня рождения известного дендролога, систематика, селекционера и заслуженного деятеля науки Э.Л. Вольфа

5 сентября 2010 г. исполнилось 150 лет со дня рождения известного дендролога, систематика, селекционера и заслуженного деятеля науки Э.Л. Вольфа (1860-1931). Э.Л. Вольф похоронен в парке Лесотехнической академии. К его могиле были возложены цветы, в акции приняли участие представители С.-Петербургского Митрофаниевского союза.

Э.Л. Вольф в 1929 году.

Эгберт Людвиг Мария (Эгберт Людвигович – на русский манер) Вольф родился 5 сентября 1860 г. в семье мастерового в Берлине (Германия), где в 1871-1876 гг. получил среднее образование в Реал-гимназии. Затем перешёл в Школу садоводства при Королевском Берлинском Ботаническом саде и обучался там. Помимо этого слушал лекции по ботанике и дендрологии профессоров Берлинского университета Александра Брауна и Карла Коха. В 1879 г. окончил практический и теоретический курс обучения и получил звание учёного садовода. Затем Э.Л. Вольф поступает в Королевский помологический институт в Проскау, но из-за тяжёлого материального положения ему пришлось оставить обучение раньше срока. Затем он продолжает самообразование, но вынужден при этом зарабатывать на жизнь разной случайной работой. Он путешествовал по Австро-Венгерской империи в области Средиземного моря и изучал горную растительность в Альпах и Карпатах, а также флору венгерских степей.

В 1882 г. по приглашению Э.Л. Регеля - директора Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге, Вольф приезжает в Россию. Работает в Императорском Ботаническом саду, затем, с 1884 г. занимает должность старшего садовника Императорской Военно-Медицинской Академии, заведует оранжереями и ботаническим садом в течение двух лет. 4 сентября 1886 г. Эгберт Людвигович Вольф зачислен главным садовником Лесного института по вольному найму. С этого времени начинается его многолетняя и плодотворная деятельность в области систематики и интродукции растений. С 1893 г. помимо работы главного садовника, Вольф стал исполнять обязанности ассистента по кафедре дендрологии и лесоводства и вести у студентов практические занятия.

Эгберт Людвигович оказывал содействие в планировке и посадке декоративных растений при устройстве Удельного парка, участвовал во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1894 г., а в 1896 г. эта же выставка была устроена по его проекту. За эти и другие заслуги был награждён золотыми часами, несколькими золотыми и серебряными медалями и получил звание Личного почётного гражданина. Э.Л. Вольф регулярно ездил к себе на родину, в Германию, для посещения родных, сбора научного материала и расширения научного сотрудничества.

Э.Л. Вольф испытывал и акклиматизировал новые растения со всего света в питомниках и дендрологическом саду Лесного института. Многие растения он описал впервые, часть вывел путём селекции, затем он разводил их в дендрологическом саду, часть из них сохранилась и сегодня. Он не просто выращивал разные экзотические растения, но и проводил за ними наблюдения, учитывал, насколько растение зимостойко, и разработал для этого специальную шкалу. Стоит также сказать, что Вольфом фактически создан дендрологический сад, так как до него коллекция растений была очень небольшой. Кроме дендрологического сада и питомников, он совершенствовал цветник перед главным зданием Лесного института; работал также в оранжереях. Э.Л. Вольф составил ряд определителей и практических пособий для студентов, изданных на русском языке. Особенно важно отметить, что эти книги в России на русском языке появились впервые, раньше все подобные пособия были только на иностранных языках. Многие из этих работ не потеряли своей актуальности и сегодня.

В Лесном институте Вольфом был создан салицетум (место, где выращивают коллекцию ив). Эгберт Людвигович занимался ивами и написал работу «Новые русские ивы», изданную в 1909 г. Многие ивы выращивались в салицетуме и их типовые экземпляры хранятся в гербарии Лесного института (ныне Гербарий им. И.П. Бородина Лесотехнической академии). К сожалению, во время Второй мировой войны салицетум Вольфа был запущен и после войны вырублен.

Одна из важнейших работ Э.Л. Вольфа – «Наблюдения над морозостойкостью деревянистых растений», вышедшая в Петрограде в 1917 г. в Трудах Бюро по прикладной ботанике Том X, № 1. В этой работе Вольф подводит итог интродукции растений, которую он проводил с 1886 г. в Лесном институте. В работе приведено 3350 видов и форм растений, из которых около 1650 видов он рекомендует для разведения под Петроградом. Им разработана особая шкала зимостойкости растений, или шкала биоэкологических групп, состоящая из 5-ти баллов (группировок). Если Р.И. Шредер, предшественник Вольфа, работавший в Лесном институте в 1850-х гг., был прозван патриархом русского садоводства, то Э.Л. Вольфа можно назвать патриархом русской дендрологии.

О личной жизни Э.Л. Вольфа известно очень немного. В конце XIX века Вольф женится на Матрёне Ивановне Крухмаловой (1858-1937) - уроженки города Рязани. По свидетельствам ближайшего ученика Вольфа Петра Александровича Акимова (1900-1971) и его дочери Т.П. Акимовой (1937 г. р.) первый муж М.И. Крухмаловой был народовольцем, сосланным в Сибирь, где он скончался. У Матрёны Ивановны от первого брака была дочь Елизавета Александровна (1878-1955), которую Э.Л. Вольф удочерил. Сохранилось несколько фотографий Е.А. Вольф. Собственных детей у Вольфа не было. По свидетельству Т.П. Акимовой, Эгберт Людвигович называл своим сыном П.А. Акимова. О родителях, братьях и сёстрах и других родственниках Вольфа данных пока не удалось обнаружить. Семья Эгберта Людвиговича в 1922 г. уехала вместе с ним в Германию, по возвращению они также лишились гражданства СССР и жили на основании вида на жительство. В 1929 году Е.А. Вольф вышла замуж за ассистента (затем доцента) Лесотехнической академии Эдуарда Францевича Вольфа (1884-1942?) (фамилия Вольф - совпадение), детей у них не было.

Вольф являлся членом Русского ботанического общества; пожизненным членом Германского дендрологического общества (Deutsche Dendrologische Gesellschaft); членом-корреспондентом Австро-Венгерского дендрологического общества (Dendrologische Gesellschaft in Osterreich-Ungarn); членом Французского дендрологического общества (Societe Dendrologique de France), правда, во время Первой Мировой войны он, как немец, был исключён из этого общества. В 1926 г. избран почётным членом Российского общества садоводства (до 1917 г. Императорское общество садоводства), был членом Императорского общества плодоводства. В 1929 г. Ленинградский лесной институт ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Вольфу звания заслуженного деятеля науки и техники с назначением при этом ему персональной пенсии и об оставлении на работе в Лесном институте в качестве внештатного профессора. Кроме того, на торжественном заседании, посвящённом юбилею Лесного института 16 ноября 1929 г., чествовали старейшего работника – Э.Л. Вольфа. На заседании было решено присвоить имя Э.Л. Вольфа Дендрологическому саду института (ныне Нижний дендрологический сад Ботанического сада Лесотехнической академии). К сожалению, имя Вольфа не прижилось и было забыто. Год 150-летия учёного – это повод, чтобы восстановить историческую справедливость.

В 1930 г. по решению СНК РСФСР Вольфу присвоили звание Заслуженного деятеля науки и техники. А звание доцента было присвоено уже посмертно в 1931 г. 8 февраля 1931 г. Эгберт Людвигович Вольф скончался. 10 февраля в 12 часов состоялась гражданская панихида и похороны в парке. Вольфу была удостоена большая честь – быть похороненным в саду своего имени, там, где он столько лет трудился.

Именем Э.Л.Вольфа названы следующие растения:

  1. Acer velutinum Boiss. f. wolfii (Schwer.) Rehd.;
  2. Diervilla wolfiana Schneid.;
  3. Lonicera syringatha Maxim. var. wolfii Rehd.;
  4. Populus wolfii Dode;
  5. Syringa wolfii Schneid.;
  6. Salix egberti-wolfii Toepffer.

Кроме Э.Л. Вольфа в парке Лесотехнической академией были погребены профессоры Д.Н. Кайгородов и М.Е. Ткаченко, а также существует братская могила красногвардейцев, участвовавших во взятии Зимнего дворца в 1917 г. и других деятелей революции, Гражданской войны и первых лет Советской власти. Отдельные захоронения занимают особое место в Петербургском некрополе, они также нуждаются в сохранении и углублённом изучении. В перспективе на сайте Митрофаниевского союза будет создана страница, посвящённая отдельным захоронениям.


Возложение цветов к могиле Э.Л. Вольфа секретарём Митрофаниевского союза Н.В. Лаврентьевым.
Фото Т.П. Акимовой, 5.IX.2010 года.

Возложение цветов к могиле Э.Л. Вольфа дочерью ученика Т.П. Акимовой.
Фото Н.В. Лаврентьева, 5.IX.2010 года.

Могила Э.Л. Вольфа в парке ЛТА.
Фото Н.В. Лаврентьева, 19.VII.2010 года.

Эпитафия на памятнике могилы Э.Л. Вольфа.
Фото Н.В. Лаврентьева, 17.VII.2010 года.

Э.Л. Вольф в 1929 году.
Акварель И. Зайцева, 2010 год.

«Патриарх отечественной дендрологии».
Фото из архива Т. Зуевой,
кон. 1920-х гг.

Э.Л. Вольф со своим ближайшим учеником П.А. Акимовым.
Фото П. Лахтина, 1929 года
из семейного архива
Т.П. Акимовой.

Э.Л. Вольф в дендросаду.
Фото из архива Т. Зуевой, 1910-е гг.

Э.Л. Вольф среди членов семьи и коллег. Внизу вторая слева дочь - Е.А. Вольф, вверху вторая справа (сидит) жена - М.И. Вольф.
Фото из архива Т. Зуевой,
1910-х гг.

Николай Лаврентьев, секретарь Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза, инженер кафедры ботаники и дендрологии Лесотехнической академии.

Наиболее полный и авторитетный труд по оптике в мировой литературе, учитывающий все последние достижения классической теории. Излагаются макроскопические уравнения Максвелла с формально введенными константами и подробно разбираются вопросы распространения электромагнитных волн в среде, а также связь этих констант с поляризацией и намагничением. Уравнения геометрической оптики последовательно выводятся из уравнений Максвелла (при этом автоматически учитывается поперечность и векторный характер световых волн) и затем применяются к теории оптического изображения и к расчету аберраций. Рассматриваются интерференция, элементарная и строгая теория дифракции, дифракционная теория аберраций и дифракция света на ультразвуковых волнах. Подробно излагаются вопросы распространения, интерференции и дифракции частично когерентного света, основное внимание уделяется случаю квазимонохроматического излучения, причем общее рассмотрение строится на использовании метода корреляционных функций. Излагаются вопросы металлооптики и кристаллооптики. Во всей книге много внимания уделяется изложению математического аппарата.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И ПОЛЯРИЗАЦИЯ.
В предыдущей главе влияние вещества на электромагнитное поле выражалось через ряд макроскопических постоянных. Однако область их применения ограничена и фактически, пользуясь ими, нельзя адекватно описать такие процессы. как излучение, поглощение и дисперсия света. Полное описание этих явлений потребовало бы подробного изучения атомистики и поэтому выходит за рамки настоящей книги.

Можно, однако, адекватно описать взаимодействие поля и вещества при помощи простой модели, вполне применимой для большинства разделов оптики. Для этой цели каждый из векторов D и В выражают в виде суммы двух членов *). Один из них считают равным соответствующему вектору поля в вакууме и полагают, что Другой описывает влияние среды. Таким образом, мы приходим к необходимости ввести два новых вектора для описания влияния вещества: электрическую поляризацию Р и магнитную поляризацию, или намагничение М. Вместо материальных уравнений (1.1.10) и (1.1.11), связывающих D и В с Е и Н, теперь появятся уравнения, связывающие Р и М с Е и Н. Эти новые уравнения имеют более прямой физический смысл и приводят к следующей концепции распространения электромагнитного поля в среде.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы оптики, Борн М., Вольф Э., 1973 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!