Личностный блок. Отказ от символизма

Александр Александрович Блок родился 16(28) ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова, - дочь известного ученого, бывшего в те годы ректором Петербургского университета.

Детство и юность А.А.Блока прошли в семье матери, т. к. родители разошлись еще до рождения сына. В доме деда очень почиталась русская классическая литература, что, несомненно, рано пробудило в ребёнке тягу к поэзии.

Важную роль в формировании Блока-поэта сыграли впечатления подмосковной природы: в имении Бекетовых Шахматове Блок проводил летние месяцы. Мальчик рос в полной изоляции от «большого мира». Погруженность в себя, сосредоточенность, мир литературных образов, традиционный для дворянской семьи уклад - все это и обусловило своеобразие внутреннего развития Блока. Уже в пять лет у мальчика обнаружились литературные наклонности: он пишет первые стихи. Но, как отмечал позже А.А.Блок: «Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет».

В 1894-1897 годах Блок помещал свои стихи, переводы и прозу в домашнем рукописном журнале «Вестник». В те годы наиболее близки ему были поэты В.А.Жуковский, Я.Полонский и А.Фет.

Летом 1897 года А.А. Блок испытал первое увлечение. Ксении Михайловне Садовской были посвящены его первые детские стихи, вошедшие в цикл «Отроческие». Он пишет ей «Ты» (с прописной буквы), «мое Божество», «моя лучезарная звезда». Но стихи и «проза жизни» оказались для поэта-романтика несовместимы. Роман с К.М. Садовской показал Блоку разницу между идеальной любовью и ее земным воплощением. Этот разлад будет вносить трагическое звучание в его лирику на протяжении всей жизни.

В 1898 году А.А.Блок окончил гимназию и поступилна юридический факультет Петербургского университета, однако в сентябре 1901 года перевелся на филологическое отделение, которое окончил в 1906 году.

В эти годы он увлекался философско-мистическим учением Соловьева, которого считали своим учителем символисты. Особенно большое влияние на Блока оказала идея Мировой Души, или Вечная Женственность, «Софиология» Соловьева – это вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего существующего на Земле. Эти романтические переживания нашли свое отражение в стихотворениях «Апte Lucem» («До света»), «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». В книгу вошли произведения, посвященные Л.Д.Менделеевой, с которой А.А.Блок сочетался браком 17 августа 1903 года.

Постепенно Блок открывает для себя новый мир - мир реальных событий. Он делает решительные попытки выйти за пределы, образности первого сборника, все внимание уделяя реальной жизни. В эти же годы Блок создает лирическую драму: «Балаганчик», стихотворения «Незнакомка» (1906 год), «Песня судьбы» (1908), «Роза и крест» (1913).

1904-1907 годы - переломные для Блока, это годы переоценки ценностей. Мистицизм Соловьева уже не удовлетворяет поэта, он активно ищет свой путь в искусстве и жизни, все настойчивее ставит вопрос об общественном служении художника.

В 1911 году выходит в свет четвертая, наиболее совершенная, книга стихов «Ночные часы». Здесь происходит окончательное формирование лирического героя Блока, вступившего в сложные отношения с окружающим миром. Этот мир неблагополучия назван поэтом «страшным миром», где человек, изменяя красоте и добру, идет к неизбежному опустошению и гибели.

В 1911 году Блок подготовил к изданию «Собрание стихотворений», которое в письме к А.Белому назвал «трилогией вочеловечения», взяв слово «вочеловечивание» из Евангелия. Сознанием неблагополучия проникнуты его стихи предреволюционной поры. К этому времени творческая активность поэта заметно снизилась.

7 июля 1916 года Блок был призван в армию в качестве табельщика инженерно-строительной дружины. После Февральской революции Блок служит редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства.

В первые месяцы после Октябрьской революции Блок создал поэмы «Двенадцать» (1918), «Скифы» (1918), написал статью «Интеллигенция и революция» (1918). Поэт приветствовал революцию, восторгаясь ее «очистительной силой». Блок писал матери: «Произошло то, чего никто еще оценить не может…».

А.А.Блок призывал деятелей культуры участвовать в строительственовой жизни и сам стремился к этому. Поэт работает в Государственной комиссии по изданию классической русской литературы, сотрудничает с издательством «Всемирная литература». Однако со временем энтузиазм Блока начал гаснуть. Причиной тому были и личные неурядицы, и неустроенность в стране, что пагубно отразилось на здоровье. В последние годы жизни он почти ничего не пишет, переживая глубокую депрессию.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Цель личностного блока - способствовать осознанию себя (своей личнос­ти) и пониманию других людей. Задачи:

    формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутрен­ний мир и ориентация в нем;

    знакомство с чертами личности - первичными и вторичными способно­стями;

    формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Учитывая особенности воспитания в сиротских учреждениях, в этой час­ти программы важно уделить внимание смягчению стереотипа «хорошо-пло­хо», формированию безоценочного принятия себя и других.

В этом блоке мы выделяем три этапа.

1-й этап. Ориентировочно-диагностический. Личностный блок открыва­ет программу, поэтому в начале занятий для ведущего более важными явля­ются задачи формирования сплоченности группы, выработки групповых пра­вил, мотивирования на занятия, диагностики личностных особенностей де­тей. Это происходит непосредственно в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями, что составляет специфику первого этапа.

2-й этап. Основной. Он посвящен изучению первичных и вторичных ка­честв личности.

3-й этап. Заключительный. Основным содержанием этого этапа является интеграция участниками полученной информации в целостный портрет своей личности.

Ориентировочно-диагностический этап

О начале работы и выработке правил уже говорилось выше, в части, по­священной развитию группы. Если Личностный блок проводится первым, то здесь также должно быть уделено внимание мотивации участников. К особен­ностям и сложностям мотивирования детей-сирот мы будем обращаться ниже, в главе «Особые дети», а здесь приводим примеры мотивирования участников на работу, которые использовались нами на первых занятиях.

Пример.

«"Я сам строю свою жизнь". Как вы думаете, что это такое, о чем мы будем здесь говорить. Бывает ли так в вашей жизни, когда вам не нравится, что за вас реша­ют, что вам делать, куда ходить и как вам жить? Да. А бывает ли так, что вы не знаете, что вам нужно делать, что бы вам самим хотелось, и в то же время не хотите, чтобы за вас решал другой человек. Да, бывает. А хо­телось бы вам самим распоряжаться своим временем, строить планы и быть хозяевами своей жизни? Да. Но одного желания недостаточно: нужно знать себя, свои желания, потребности и возможности, предвидеть по­следствия на несколько шагов вперед, как в шахматах. И кроме того, нужно понимать других людей, так как многое в нашей жизни зависит от других. На наших занятиях мы будем узнавать себя и других людей, рас­поряжаться своим временем, принимать решения и строить свою жизнь».

Еще один вариант начала занятий: «Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качествах вещей - мы знаем, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь, если мы ее покупаем, должна обладать совер­шенно определенными качествами. То же с людьми. Важно знать о своих ка­чествах и качествах других людей».

Упражнения, приводимые ниже, рекомендуются нами для первого этапа. Они могут проводиться в начале занятий в качестве разминки, а также как диагностические. Эти упражнения позволяют создать веселую атмосферу, рас­полагают детей к сотрудничеству. С другой стороны, уже эти игры помогают детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о других и о себе.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК ТЕБЯ ЗВАТЬ»____________________________________

Многие дети часто недовольны своим именем. Они предпочитают, чтобы их называли в группе их полным или другим именем.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ»_________________________________

Информация для ведущего. Детям иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому ведущему важно вовремя поддержать ребенка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВОЕ ИМЯ»_____________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ПАУТИНА» _______________________________________

Материалы. Инструкция.

Обсуждение.

Обсуждение.

Это упражнение является в дополнение еще и хорошим опытом для прочувствования сплоченности группы.

Клубок ниток.

«Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, например, чем ты любишь заниматься или какая твоя любимая игрушка или еда. Подумайте, что вы хотите рассказать о себе. (Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребен­ку, сидящему напротив.) Если хочешь, ты можешь на­звать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему». Таким образом, все дети оказываются «в паутине». Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину? Что нам помогло создать такую мощную паутину?

После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к ведущему. В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, ска­зав, например, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Все ли высказались? Что почувствовали? Чьи рассказы заинтересовали? Трудно ли было говорить о себе? Кто в группе вызвал любопытство?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«КАКОЙ ОН?»_________________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «20 Я»________________________________________________

Материалы. Инструкция.

Это упражнение особенно подходит для первых заня­тий и является хорошим способом «сломать лед», спо­собствует развитию атмосферы открытости и доверия. Для психолога это упражнение является диагностичес­ким.

Каждому члену группы даются карандаш и бумага.

«Двадцать раз ответьте на вопросы "кто я, какой я". Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения "Я"...

Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «стоп!» вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей и рассказать друг другу о своих ответах».

Возможный вариант проведения. «Можете не показывать свой список всем, но дайте прочитать свой список тому, кому захотите».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ИМЯ И ДВИЖЕНИЕ»__________________________________

Инструкция.

Упражнение позволяет прочувствовать себя и свою принадлежность к группе, задействовав свое тело. Также оно дает возможность представить себя группе необычным образом. Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание «запечатлеть» свое движение становится все более сильным. При этом дети получают прекрасную возможность посмеяться.

«Встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, шагнет вперед и сделает какое-то движение или встанет в какую-либо позу, то есть представит так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет: раз, два, три! - все вместе, повторим его имя и движение».

Можно продолжить упражнение - сделать еще круг, но «изображать уже иное движение, которое отражает, каким бы ты хотел быть».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ВОЛШЕБНАЯ РУКА»__________________________________

Это сложное упражнение для детей-сирот. Они часто затрудняют­ся в определении своих хороших черт, отказываются от поиска отрицатель­ных качеств.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ-2»________________________________

Для ведущего это упражнение показывает, как воспринимает себя ребе­нок, как его воспринимает группа и какой может быть цель его дальнейшей работы в группе.

После проведения этих упражнений ведущий рассказывает о стереотипах «хорошо-плохо», используя названные качества. Необходимо обратить вни­мание на то, что в каждом качестве есть две стороны - и позитивная, и нега­тивная. Например, лень имеет позитивную сторону - умение отдыхать, а по­слушание имеет негативную сторону - отказ от своих потребностей. Когда мы осознаем и позитивную, и негативную стороны качества, возможен баланс и сознательный выбор линии поведения.

После проведения беседы можно предложить следующее упражнение.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО»_______________________________

Ведущий выбирает какое-либо качество. Это может быть то качество, которое называли чаще других, или более актуальное в этой группе, или можно записать несколько качеств из названных на листах бумаги и вытянуть одно из них, или спросить у ребят, какое ка­чество взять для упражнения. По кругу каждый участ­ник высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество), потому что...», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество), потому что...» и так далее попеременно. Например: «хорошо быть неряш­ливым, потому что можешь бросать свои вещи, где хочешь», «плохо быть неряшливым, потому что девоч­ки не будут любить». Проводится два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную, и негатив­ную сторону качества.

Ведущий помогает и поддерживает детей в поиске позитивной и негативной сторон качества, привлека­ет участников к активному обсуждению и поддержке друг друга.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ СЕБЯ»__________________________________

Ведущему надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрос­лый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Ведущий при этом подчерки­вает, что у каждого рисунок хорош по-своему, и главное, что участники изоб­разили себя.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ДОБРОТА» ______________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«АХ, КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ - РАЗ!»______________________

Упражнение позволяет обратиться к себе с позитивной стороны. Оно по­вышает самооценку, но достаточно сложно для детей-сирот.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«КОМПЛИМЕНТЫ»­____________________________________

_____________________________________________________________

П РИТЧА «ПРО ВОРОНУ И ПАВЛИНА» _____ _____________________________

В парке дворца на ветку апельсинового дерева опу­стилась черная ворона. По ухоженному газону ше­ствовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк. Он выступает так важно, что можно по­думать - это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой хвост, как будто он лиса». Ворона прекратила делать замечания и выжидательно замолчала. Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся и на шее появляется второй подбородок. В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне» [П. Этессами, цит. по 12].

При обсуждении обращается внимание группы на то, что все имеет позитивные и негативные стороны, что у каждого есть позитивные качества, дети учатся видеть в себе и друг в друге не только «ужасные ноги», но и «красивые перья».

Можно провести ролевое обыгрывание притчи. Задать вопросы: «Как вела себя Ворона? Побудьте Воронами. А как вел себя Павлин? Побудьте Павлинами». Можно разделить участников на две группы, одни будут Павлинами, а другие - Воронами, и предложить детям походить как эти птицы. Можно выбрать пару участников, один будет Павлином, а другой - Вороной. Ворона спрашивает: «А что в тебе хорошего?» И Павлин отвечает, что хорошего он в себе видит. Затем они меняются ролями. Важно, что дети при этом мо­гут вербализовать свои положительные качества и по­чувствовать гордость.

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 20.

Тема. А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Цель :

    дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока, показать многозначность символов в стихотворениях разных лет;

    развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа лирического произведения;

    воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к лирике А. А. Блока.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа с эпиграфом к уроку. «Он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжесть не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя». (К.И.Чуковский)

3. Слово учителя о Блоке.

Александр Александрович Блок (1880-1921) – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию века XX, соединив русскую классику и новое искусство.

Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера была пропитана классической культурой. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова, жена – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева, сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, в «ректорском доме», а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и её дочери, в том числе и мать поэта, занимались переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, ещё в пятилетнем возрасте. Однако серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

4. Сообщение о Блоке подготовленного ученика.

Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок остается в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», – вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редактором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894–1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», – вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младо-символист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

История любви двух молодых людей не была безмятежной. Были и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь… немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

7 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но растет увлечение литературой и философией, и в 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи o Прекрасной даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влиятельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й степени.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен».

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудничать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая восторженность случившимся историческим событием прошла

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа – умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто добрыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «человеку близкого будущего», рожденному в России: «... пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, – то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней».

5. Анализ стихотворений из цикла «Стихи о прекрасной даме».

5.1. Слово учителя.

В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока – любовь к Л.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В.С.Соловьёва. Появляется первая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905), поставившая её автора в круг видных русских поэтов.

Поэт и философ Вл.Соловьёв стал духовным учителем Блока-символиста. В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Учение Блока основывается на поиске Вечной Женственности – воплощения добра, истины, красоты. Вечная Женственность (Душа Мира, Прекрасная Дама) будет приобретать в лирике Блока то образ земной женщины, то небесного Божества. Большинство из 687 стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящено Л.Д.Менделеевой – жене поэта.

Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

(Вл.Соловьёв)

Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков смысла, толкования.

Заря, звезда, солнце, белый цвет – всё это синонимы Прекрасной Дамы, воплощения Вечной Женственности. Размыкание кругов – порыв к ней. Ветер – знак приближения Её. Зима, ночь – разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь. Жёлтые фонари, жёлтая заря символизируют пошлость повседневности.

Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний

Основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта первого, раннего периода творчества, которые вошли в цикл «Стихи о прекрасной Даме».

5.2.Анализ стихотворения “Вступление”.

Ты в поля отошла без возврата.

Да святится Имя Твое!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне острие.

Лишь к Твоей золотой свирели

В черный день устами прильну.

Если все мольбы отзвенели,

Угнетенный, в поле усну.

Ты пройдешь в золотой порфире -

Уж не мне глаза разомкнуть.

Дай вздохнуть в этом сонном мире,

Целовать излучённый путь...

О, исторгни ржавую душу!

Со святыми меня упокой,

Ты, Держащая море и сушу

Неподвижно тонкой Рукой!

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

5.3. Анализ стихотворения “Предчувствую Тебя”.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

5.4.Анализ стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

Ты, заслышав меня издалёка,

Свой костер разведешь ввечеру.

Стану, верный велениям Рока,

Постигать огневую игру.

И, когда среди мрака снопами

Искры станут кружиться в дыму,-

Я умчусь с огневыми кругами

И настигну Тебя в терему.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

5.5. Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери.. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД. Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

5.6.Анализ стихотворения “Встану я в утро туманное”.

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо!

1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?

2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?

3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?

4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

5.7.Анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате”.

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

III. Подведение итогов урока.

Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия.

IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.172-178, ч.1.




А.А.Блок с собакой Дианкой на ступенях крыльца шахматовского дома. Слева направо: А.А.Кублицкая-Пиоттух (мать поэта), А.Н.Бекетов, Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова, М.А.Бекетова.Фотография В.Н.Бекетова г.






«Первым вдохновителем моим был Жуковский». «Серьёзное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года 3-4 я показывал свои писания только матери и тётке. Всё были лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги Стихи о Прекрасной Даме их накопилось до 800…











Андрей Белый: Впечатление было ошеломляющее… …Было ясно сознание: этот огромный художник – наш, совсем наш… Я понимал: будучи первым поэтом, он был не поэтом для нас, а теургом, соединяющим эстетику с жизненной мистикой, и поднимался вопрос о том, как нам жить, как нам быть, когда явно в мире звучат призывы, подобные блоговским. … А.А. Блок, по времени первый из русских, приподнял поэзию В. Соловьёва и осознал всю огромность религиозного смысла её. Он довёл соловьёвство до идеологии максимализма, почти до секты….





Стихи о Прекрасной Даме осень 1904 года, тираж экземпляров. Из 800 с лишним стихотворений, написанных в 1899 – 1904 годах, автор включил в книгу – 93.






Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой. Несмотря на все уклонения, сомнения, покаяния – я иду.




«Вхожу я в тёмные храмы…» Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты.




«Мне страшно с Тобою встречаться…» Мне страшно с Тобою встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму - живут или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко - Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там.
«Предчувствую тебя…» И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду и горестно и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня С. Шахматово



Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов.

Творчество

В биографии Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. В неё которую также был очень влюблен Андрей Белый , на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

В следующем году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».

В 1909 году Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За творчество того периода Александра Александровича Блока приняли в общество «Академия». В котором уже состояли Валерий Брюсов , Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский .

Кратко говоря, творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» 1907-1913, цикл «Ямбы» 1907-1914).

Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г.)

Последние годы жизни и смерть

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»,1918 г.), статьях.

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

А вы хорошо знаете краткую биографию Блока? Пройдите тест и узнаете!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!