Литературный портрет дубровского. Главные герои романа «Дубровский

Андрей Дубровский - один из центральных героев знаменитого романа "Дубровский" .


Образ и характеристика Андрея Дубровского в романе "Дубровский" Пушкина

Андрей Гаврилович Дубровский - отец главного героя романа, .

Андрей Дубровский - бедный дворянин, потомок старинного дворянского рода:

"...Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне..."

"...остался беден и независим..."

Таким образом, этот писатель строит собственный обозреватель, комментатор событий и главный герой в то же время, в котором подчеркивается его роль фильтра действительности, которую он хочет выразить, субъективности, с которой журналист неизбежно объясняет вещи. В то же время построение я в колонках подчиняется цели опроса самого себя, не воспринимать его всерьез, дистанцируясь от обоих событий и своих собственных идей. Фактически, он часто ссылается на нее с ироничным выражением «слуга» и даже выступает в качестве цели своего собственного дразня.

"...старинный дворянин..."

Андрей Дубровский - небогатый помещик, владеющий небольшим именем с 70 крепостными крестьянами:

"...владел семидесятью душами..."
"...У меня сосед есть, – сказал , – мелкопоместный грубиян..."
"...Дубровский объезжал однажды малое свое владение..."
"...нападение на Кистеневку (так называлась деревня его соседа)..."
"...доходу означенное спорное имение может приносить, полагая с того времени в сложности, ежегодно не менее как до 2000 р..."
Андрей Дубровский - отставной гвардейский офицер, поручик:
"...Дубровский, отставной поручик гвардии..."

О внешности Андрея Дубровского известно следующее:

Она не единственный обозреватель, который практиковал себя. Например, Куим Монцо также вводит ложные данные в своих статьях, в которых раскрывается конструкция самого себя, которая не соответствует его реальному человеку. Хуан Хосе Миллас использует фиктивные рамки для написания своих колонок: бар, где он обычно идет за джин и тоником, и где он слышит разговоры от других клиентов. Его столбцы состоят из якобы реальной транскрипции упомянутой сцены.

Использование мнимых данных, добавленных к вымышленному я этого типа столбцов, превращает их в настоящие вымыслы идей, т.е. придумывают истории, приведенные в аргументационной цели, очень близкие к апологезу или примеру повествования, как будет видно из в следующем разделе. С другой стороны, изобретение человека, который думает в первом человеке, может рассматриваться как критика обозревателей, комментаторов и комментаторов, которые охватывают страницы газет, радиостудий и телевизоров, освобождаются от профессионализма, что они ограничиваются выдачей необоснованных мнений, пронизанных клише и клише, а также демонстрируют свою личную жизнь высокомерие.

"...вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке..." (старик Дубровский во время болезни)



Старик Дубровский участвовал в русско-турецкой войне 1787—1791 гг.:

"...письма моей жены [...] они писаны были во время турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки..."
"...был ему ближайшим соседом..."
"...Некогда были они товарищами по службе..."

Андрей Дубровский - нетерпеливый и решительный человек:

На самом деле Молинер выражает свое отрицание «автобиографических» статей, в которых некоторые писатели рассказывают о своих детях, их зависимостях, их социальной жизни и другой личной информации. В одной из своих колонок она заявляет о своем намерении опубликовать биографию, полную ложности, которая делает ее жизнь интересной и превращает ее в героиню. Книга предложила бы, что она жила «опасно», объяснила бы ее «излишествами», прежде чем стать матерью, и изменения, которые ей «сработали», будут включать «много» друзей и людей, которые ее любили, будут преувеличивать, как она «страдает» путем написания, Позже, когда его запись появится в Большой каталонской энциклопедии, он скажет, что это «несанкционированная» биография.

"...Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.,."

Андрей Дубровский - горячий и неосмотрительный человек:

"...человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение..."

Старик Дубровский - гордый и независимый человек:

"...Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим..."
"...уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние..."
Андрей Дубровский - суровый, хмурый человек:
"...Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович..."
"...Нет, – отвечал он сурово..."
Андрей Дубровский - остроумный, ироничный человек:
"..он, бывало, всегда первый трунил над продажной совестью чернильного племени..."
Андрей Дубровский - смелый, прямой человек:
"...удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина..."
Андрей Дубровский - упрямый человек:
"...Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться..."
Андрей Дубровский - человек с чувством собственного достоинства:
"...я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю – потому что я не шут, а старинный дворянин..."

Андрей Дубровский любит охоту. Он - опытный охотник:

Таким образом, Молинер изобретает персонаж для себя и создает постановку, которая объясняет впечатляющий характер средств массовой информации. Автор рисует портрет, который содержит ее идеологические координаты, черты характера, биографические данные, вкусы и увлечения.

Критик Понч Пуигдевалл описывает характер, который Молинер изобретает в своих колоннах таким образом, который, по сути, находится в анализируемом тексте текстов. Лично она одета в рваные джинсы, расплывчатые и определяет себя как невротик, который верит в заговоры фармацевтической промышленности и в мистификацию смерти Элвиса Пресли; она претендует на то, чтобы быть первым управляемым писателем, появляющимся в Великой каталонской энциклопедии и ревностно к ее близости. Что касается его идей, он заявляет о себе как оскорбительном; вопреки позитивной, не националистической дискриминации; вопреки демонстрациям; не феминистский; отступник; беспокоился о голоде в мире и в то же время о его морщинах.

"...Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых..." (для сравнения: Троекуров держит более 500 собак)
"...без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров..."

Андрей Дубровский - вдовец. У него есть единственный сын, Отец ничего не жалеет для сына:

"...отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать..."
Андрей Дубровский и его сын Владимир мало знают друг друга, но все равно испытывают взаимную любовь и привязанность. У отца и сына хорошие, теплые отношения:
"...Он [сын Владимир Дубровский] лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романически был к нему привязан..." (о любви сына к отцу)
"...мой Володька..."
" ...Владимир с жаром обнял отца своего. Радость произвела в больном слишком сильное потрясение..." (встреча отца и сына)
" ... Владимир [...] не отходил от старика, впадшего в совершенное детство..."
Когда Троекуров отбирает у Дубровского его имение, бедный старик сходит с ума и вскоре умирает:
"...Внезапное сумасшествие Дубровского..."
"...Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое..."
"...здоровье бедного Дубровского всё еще было плохо; правда, припадки сумасшествия уже не возобновлялись, но силы его приметно ослабевали. Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам..."

Образ главного героя в повести А. С. Пушкина «Дубровский» – один из любимых не только автором, но и читателями. Даже современные молодые люди находят общие черты в этом образе благородного разбойника. Пытаясь полностью раскрыть весь конфликт, автор нарисовал героя, которого наделил лучшими качествами.

С другой стороны, он включает в себя биографическую информацию, такую ​​как факт женитьбы в Лас-Вегасе и быть матерью дочери. Иногда это порождает противоречия, которые являются результатом скептической позиции, которая дистанцируется от любого типа воинственности в установленных вероучениях, которые справедливо отрицают возможность несогласия, ошибки и противоречия. Наиболее очевидным признаком этой точки зрения является ирония, лежащая в основе его размышлений. Таким образом, в отношении так называемого конфликта между арабами и израильтянами он не объявляет себя антисемитским или про-исламистским, но в целом утверждает, что он нетерпим к религии вообще.

Как выглядел Владимир Дубровский

Все события романа, названного автором в честь главного героя, связаны с ним напрямую. Очень важную роль в произведении играет внешность Дубровского, изображенная Пушкиным, достаточно, лаконично. Внешность героя передает не только автор произведения, что очень важно, но и другие участники событий.
Первое упоминание о незначительных деталях образа встречается в сцене, описывающей встречу крестьян и приказных, когда первые пытаются бунтовать. Владимир успокаивает своих дворовых, даже не повышая голоса до крика. Его уверенный тон, грамотная речь и звучный красивый голос вмиг обратили на себя внимание и крестьяне его послушались. В этот момент читатель впервые видит сильное качество лидерства. Молодого офицера послушались не потому, что он был сыном умершего барина, а потому, что он сумел психологически воздействовать на толпу крестьян.
В то же время Дубровский умел скрывать свое лидерство. Троекуров видит в учителе из Франции приятного, простого, молодого человека. Маша видит в нем храбрость и смелость, гордое самолюбие, которые ярко проявляются в сцене с убийством медведя.

С другой стороны, он утверждает, что не принадлежит какой-либо стороне, но в другой колонке он утверждает, что проголосовал за партию Элвиса Пресли. В общем, благодаря наглому и эксцентричному характеру, который она создает сама, Молинер выражает непочтительное отношение и провозглашает автономный голос, который ставит под сомнение все политические и социальные секторы, в которых она обнаруживает нелепые и абсурдные позиции. Ее непочтительность даже заставляет ее высмеивать себя непосредственно перед конкретными людьми.

Писатель отходит от стадности и тока, ведущего массы, от принятия однородного дискурса без места для инакомыслия, о чем свидетельствует ее отказ от всех видов стереотипных выражений и общих мест, к которым она постоянно деформируется его тексты: «Не только из тех, кто видит, что ампула мигрирует, просто из-за них, которые полностью переносятся». Поэтому он не стремится к соглашению с общим мнением о вещах, он не претендует на участие в политически корректном, но согласуется с его идеями, даже рискуя спровоцировать сердитые реакции. «Я знаю, что тот, кто говорит, не популярен и не просто», - говорит она, признаваясь, что нервничает в полете, в котором она совпадает с мусульманским пассажиром.

Дубровский в глазах других героев повести

Интересно как портрет Дубровского рисует народная молва. В описании Глобовой, которую ограбил собственный приказчик, он предстает генералом, которому лет 35. По ее словам он смуглый, темноволосый, с бородой и усами. Такое описание вызывает интерес молодых барышень, сразу же увидевших в нем романтический образ благородного разбойника.
Троекуров, знавший Владимира с детства, помнит его белокурым и кудрявым мальчиком, по возрасту старше Маши на 5 лет. В таком детском портрете чувствуется доля симпатии к ребенку. А вот описание Дубровского, составленное исправником, контрастно такому восприятию внешности. По словам бывших дворовых Дубровский выглядит: «…от роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа¬лось».
Такие общие слова в описании портрета, по утверждению Троекурова, подходят к большей части населения. Опознать разбойника по невыразительному портрету просто не предоставляется возможным. Внешность Дубровского – собирательный образ.

В другой колонке он считает, что поцелуи - это сексуальная практика, и поэтому актриса Шарлиз Терон, целуя женщину, чтобы получить средства на благотворительном аукционе, является проституткой. Это также указывает на поиск независимого голоса и готовность не подписываться на стереотипные дискурсы, дистанцироваться от актуальных тем, затронутых другими обозревателями, и вкуса к несущественным мотивам, которые порождают некоторые тексты, такие как разговоры, с которыми они беседуют. Официанты в баре.

Вот почему он часто высмеивает разговоры обозревателей и комментаторов по радио и телевизионным программам. Создание этого персонажа достигается несколькими процедурами. Наиболее очевидным является существующая энуктивная паттерн в журналистских жанрах мнений, то есть использование первого человека, который также характеризует автобиографический дискурс и который устанавливает в текстах референциальный пакт о чтении: читатель должен полагать, что автор рассказывает о себе. Этот пакт отличается от типа чтения, требуемого вымышленными произведениями, написанными первым человеком, и не предполагает толкования мнений, фактов и идей как истинных.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!