Логопедические таблицы для чтения. Комплексная программа для чтения

Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и она должна быть перед глазами весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить.

Слоговую таблицу полезно использовать на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку их основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога. Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить как единое целое. Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.

Таблица слогов используется в складовом методе изучения чтения по методу Зайцева и Чаплыгина.

Эти упражнения можно предлагать ребенку, начиная со второго этапа обучения чтению. Таблицы и слоговые цепочки могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы.

С помощью таблиц и слоговых цепочек (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.

Таблицы желательно изготовить в более крупном размере и повесить их рядом со столом, за которым ребенок готовит уроки. Конечно, можно использовать и тот вариант, который представлен на сайте.

Виды упражнений со слоговыми таблицами для обучения ребенка чтению

  • Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали.
  • Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый.
  • «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог.

все в обучении идет от простого к сложному. Поэтому не стоит бросаться сразу в карьер и давать ребенку для чтения длинные слова или тексты. Даже, если он и прочитает слово, то понять смысл будет очень трудно. Не забывайте, что на этапе обучения чтению, ребенок прикладывает массу усилий на прочтение букв и слияние их в слог и слово. Поэтому на понимание у ребенка сил не остается.

И здесь нашему ребенку помогут таблицы, но не простые, а слоговые таблицы. Мы составляем таблицы слогов и ребенок отрабатывает навык чтения по этим таблицам. Сейчас компьютер есть почти в каждом доме, так что больших трудностей не возникнет. Но если вдруг у вас нет компьютера или принтера, то лист бумаги и ручка всегда под рукой. Ребенку не так важно, в каком виде сделаны таблицы слогов, как важно, что они есть и их используют.

Онлайн игра в слова - учим азбуку с дошкольником.

Учить азбуку с дошкольниками можно в играх, Этот сайт специально разработан для обучения детей чтению. Отдельный раздел посвящен обучению буквам из русской азбуки. Обучение чтению на сайте идет в игровой форме. Как известно, дети учатся в играх, поэтому, основываясь на своем опыте и отзывах покупателей, я сделал несколько тренажеров для обучения детей чтению.

Буквы для дошкольников и учеников 1 класса - тем, кто испытывает трудности при изучении букв.

Не каждый из детей успевает к школе изучить все буквы. Есть класс детишек, которые испытывают трудности с обучением и чтением. Для таких детей был разработан этот сайт. Здесь вы найдете тренажеры по обучению буквам, слогам и тренажеры, которые помогают научиться бегло читать.

Повышение скорости чтения. Чтение слов и словосочетаний до трех слогов. От топота копыт пыль по полю летит. Филат. На дворе трава, на траве дрова. Чтение буквосочетаний. Поиск в тексте заданных слов. Бог ума не дал. Молодец. Набор деформированных предложений. Тетерев. Медвежата. Выдох со счётом. Чтение в темпе скороговорки. Плащ. Чтение трёхбуквенных сочетаний. Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

«Продуктивное чтение» - Выявление первичного восприятия. Работа с текстом после чтения. Работа с правилом. Составь план сказки. Якорь. Обобщение. Рассказ. Современные методы развития памяти. Сложносокращенные слова. Желание читать. Желания. Тетрадь по литературному чтению. Литературное чтение. Сказка. Изучающее чтение. Самодиктант. Изучение качества чтения. Ангина. Развитие гибкого чтения. Виктор Драгунский. Предметная специфика.

«Антиципация в литературе» - Весёлое и грустное завершение. Работа в режиме опорных сигналов. Фотоохотой занимался пёс Шарик из Простоквашино. Технология обучения детей приёму антиципации. Обучение технологии. Результаты применения технологии. Учим отвечать на почемучкины вопросы и задавать их. В. Викторов. Подключение воображения. Термин «антиципация» был введен в психологию немецким ученым. Учим отвечать на прямые вопросы текста.

«Развитие скорости чтения» - Поле зрения. Зрительный диктант. Чтение согласных. Методика. Эксперименты. Использование таблицы Шульте. Занятия чтением. Артикуляционная гимнастика. Навык чтения. Процесс формирования навыка чтения. Развитие скорости чтения. Типичные ошибки. Режим щадящего чтения. Слоговая таблица. Речевая зарядка. Правильное обучение навыкам чтения. Мальчики.

«Навык чтения» - Методы и приемы работы над формированием навыка чтения. Таблицы Шульте. Динамическое чтение. Выразительность. Методика оптимального чтения. Техническая сторона чтения. Упражнения для понимания смысла прочитанного. Давайте учить читать. Сформированный навык чтения. Цифровые. Темп чтения. Буквенные. Чтение. Формирование у детей навыка чтения. Смысловая сторона чтения. Виды работ для формирования навыка чтения.

«Рабочая программа по чтению» - «Добрый сказочник из Дании». Программа на 2009 - 2010 учебный год. Школа радостного чтения. «Жизнеутверждающая сказка». «Знакомство с книгами познавательного характера». Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердцем. Цель программы. «По страницам книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Школа радостного чтения. «Знакомьтесь, книжка юбиляр». Пояснительная записка. Тема: «Час веселых историй».

Слоговые таблицы для быстрого чтения представляют собой универсальный и наглядный инструмент для обучения детей. Их использование и эффективность подтверждается множеством педагогов и родителей, а легкость занятий в игровой форме нравится всем детям.

Обучение чтению детей - процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать - тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.

Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.

Что представляет собой слоговая таблица

Слоговая таблица скоростного чтения для детей - это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.

Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные - синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.

Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».


Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .

Как правильно и эффективно пользоваться таблицей

Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:

  1. Изучение букв.
  2. Складывание их в слоги на пересечении строк и столбцов таблицы.
  3. Чтение слогов, образованных от одной согласной, то есть все слоги из одной строчки.
  4. Распечатка таблицы и вырезание отдельных слогов на карточках.
  5. Чтение слогов вразброс с разных карточек.
  6. Соединение нескольких слогов в простые слова.

Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.

А У О Ы И Е Я Ё Ю Э Ь
Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ НЬ
М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ МЬ
Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ МЬ
К КА КУ КО - КИ КЕ - КЁ - КЭ КЬ
Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ ХЬ
Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ БЬ
В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ ВЬ
Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - ГЁ - ГЭ ГЬ
Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ ДЬ
Ж ЖА ЖУ ЖО - ЖИ ЖЕ - ЖЁ - - ЖЬ
З ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ ЗЬ
Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ ЛЬ
П ПА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ ПЬ
Р РА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ РЬ


Польза и результаты обучения


Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития».

Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению - преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.

С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.

Вера Александровна Борщёва

РАБОТА СО СЛОГАМИ .

Чтение по слогам применялось еще в 19 веке. Сейчас эта методика тоже становится очень

популярной. В этом пособии хочу рассказать о своей работе по слогослиянию .

На начальном этапе овладения чтением многие дети затрудняются в слогослиянии . Чтобы ребёнку было легче и быстрее научиться сливать в слоги , мною было создано пособие «Беговая дорожка» . За основу взят принцип обучения чтению Н . С. Жуковой.

Учение слиянию букв в один слог выполняется следующим образом. Ребёнок ставит пальчик на первую букву и ведёт им по дорожке до второй буквы»: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты со спортсменом не добежишь по дорожке до второй буквы». Обязательно объясним, что бежим от красной вертикальной полосы слева направо.

В итоге ребёнок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных , гласного и согласного. Первую букву надо немного потянуть, а вторую читать коротко.

Чтение прямого слога (согласный + гласный) – самый ответственный момент начального обучения грамоте. Нельзя допускать побуквенного прочтения слогов . Напоминаем, что первую букву надо тянуть и, добежав до второй, прочитать её, «не разрывая дорожки» . Если этого не происходит, говорим : «Ты вместе со спортсменом упал, попробуй ещё» .

Прочтение слогов из трёх букв можно предлагать только тем детям, которые слитно и свободно читают слоги из двух букв . Объясняем, что по беговой дорожке мы бежим от согласной буквы к гласной, это слитное чтение двух букв , а кружок – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком, т. е. добавление отдельной буквы и остановка движения.

Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность ребёнка читать по догадке, способствует закреплению навыка слогослияния .

С этой целью мною разработаны слоговые таблицы , по которым дети учатся сливать в слоги , ориентироваться на листе бумаги (крайний левый столбик, второй справа столбик, верхняя, нижняя строка, закреплять понятия «столбик» , «строка» .

Слоговые таблицы помогают расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова . Принцип их создания довольно прост : в верхней строке таблицы размещены гласные , в первом столбике (в крайнем левом) - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - слоги . Детям дается вся таблица сразу , и она должна быть перед глазами по возможности весь период обучения чтению . Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и слогов , быстрее их запомнить.

Слоги напечатаны по принципу последовательности : от простого к сложному (закрытый, открытый слог , слог со стечением согласных).

На первоначальном этапе работы с таблицами можно использовать слоговые таблицы И . Л. Калининой и Н. А. Гегелия.

Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия) требования : шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы можно даже назвать «языколомательными» , но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова.

Рекомендации : не следует переходить к следующей таблице , если не отработано чтение предыдущей . При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой, пальчиком, а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.

Цель слоговых таблиц – обеспечить формирование навыка чтения слога .

Достоинство слоговых таблиц состоит в том , что дети, которые обучаются чтению , осознают закономерность расположения слогов в таблице , учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний . Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т. е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.

А У О И Ы А У О И Ы

М АМ УМ ОМ ИМ ЫМ МА МУ МО МИ МЫ

С АС УС ОС ИС ЫС СА СУ СО СИ СЫ

Н АН УН ОН ИН ЫН НА НУ НО НИ НЫ

Х АХ УХ ОХ ИХ ЫХ ХА ХУ ХО ХИ ХЫ

К АК УК ОК ИК ЫК КА КУ КО КИ КЫ

Г АГ УГ ОГ ИГ ЫГ ГА ГУ ГО ГИ ГЫ

П АП УП ОП ИП ЫП ПА ПУ ПО ПИ ПЫ

Б АБ УБ ОБ ИБ ЫБ БА БУ БО БИ БЫ

Д АД УД ОД ИД ЫД ДА ДУ ДО ДИ ДЫ

Т АТ УТ ОТ ИТ ЫТ ТА ТУ ТО ТИ ТЫ

мра мру мро мри мры рма рму рмо рми рмы

ска ску ско ски скы кса ксу ксо кси ксы

нла нлу нло нли нлы лна лну лно лни лны

хка хку хко хки хкы кха кху кхо кхи кхы

кра кру кро кри кры рка рку рко рки ркы

гла глу гло гли глы лга лгу лго лги лгы

пта пту пто пти пты тпа тпу тпо тпи тпы

бра бру бро бри бры рба рбу рбо рби рбы

дма дму дмо дми дмы мда мду мдо мди мды

тва тву тво тви твы вта вту вто вти вты

Для детей, которые выучили все буквы (хорошо усвоили зрительный образ букв, использую методику А. Н. Корнева «Называние – поиск – прочтение (Найди, покажи, назови) ». В ней используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог , который является и единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму .

По слоговой таблице дети повторяют изученные буквы, читают слоги-слияния , совершенствуют артикуляционные умения, учатся дополнять прочитанные слоги до полных слов , соединять слоги в слова . Столь необходимая и полезная работа не должна становиться скучной и однообразной. Таблицы различаются набором букв, обозначающих гласные и согласные звуки, набором слогов и порядком их расположения, а также перечнем слов, которые можно составить из имеющихся на таблице букв и слогов . Каждый раз работа должна начинаться с повторения изученных букв. Читаются буквы верхней строки, левого столбика, а на отдельных таблицах и правого . Чтение в строке предполагает чтение слева направо и справа налево, в столбце – снизу вверх, сверху вниз и в произвольном порядке. После повторения букв, дети последовательно читают слоги в строках и столбиках.

Можно использовать чтение цепочкой , слоговое и выборочное , при этом логопед называет строку и столбец, а ребёнок читает напечатанный там слог . К примеру, прочитай в первой строке второй слог , четвёртый, третий, пятый и первый слог . Или прочитай слог в первом столбике в третьей строке.

Чтение слогов-слияний по слоговым таблицам можно организовать как индивидуальное (вслух и самостоятельное, цепочкой, парами, хоровое.

Дошкольники читают слоги с изученными буквами. Постепенно с изучением новых букв увеличивается количество слогов для чтения . Это позволяет расширить количество и разнообразить задания.

Следующий этап работы - чтение слов , объединенных в группы с одинаковой ритмической и слоговой структурой . Как показали эксперименты Л. А. Румянцевой (1952г., детям легче читать группы слов, которые имеют одинаковую слоговую и ритмическую структуру. По мере продвижения в технике чтения даются группы до 50 слов : двусложные, трехсложные со слогами типа СГ , ГС (ЛУНА, КУЧА, КОРОВА, двусложные и трехсложные типа СГСГС, СГСГСГС (ВЕНОК, МОЛОТОК, односложные, двусложные и трехсложные слова со стечением согласных (ЛИСТ, АРКА, ПОЕЗД, ВОЛКИ, СТЕНА, СТАКАН, СТУПЕНИ, КАРТОЧКА)

Как разбивать слово на слоги

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха : го-ра, ма-ши-на.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки : гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги , являются слогообразующими . Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха : во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов , сколько гласных звуков.

Согласные звуки являются неслоговыми . При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог .

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге , кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук : во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук : сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова : ноч-ник (первый слог открытый , второй - закрытый, о-бо-док (первые два слога открытые , третий - закрытый) .

В середине слова слог , как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу : но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные) : май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например : изжить [иж :ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога : и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги .

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж :]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов , оканчивающихся на -тся, -ться.

Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги , поскольку в таких формах сочетание букв тс , тьс звучит как один звук [ц].

При делении на слоги сочетания букв тс , тьс целиком отходят к последующему слогу : ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова : два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу : о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу : ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный) : буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Литература

1. Жукова Н. С. Букварь : Учебное пособие – М.: ЭКСМО, 2012.

2. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи : метод. пособие – М.: Айрис-пресс, 2007

3. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-методическое пособие», СПб.: МиМ, 1997.

5. Гегелия Н. А. «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых» : пособие для логопеда / Гегелия Н. А. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 240 с. - (Коррекционная педагогика) .

6. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml

Примерно так выглядит заготовка.

Там не все гласные, почему-то нет Э и Ё. Но принцип, думаю, понятен. Я рисовала всё от руки, когда дети начали учиться читать, мне так было удобнее. Идея не моя, ей пользовались и пользуются уже много лет, так учила читать своих учеников моя мама, учитель начальных классов.

Когда будете заполнять таблицу, не забудьте, что у нас не будет таких слогов, как «ЖЫ», «ШЫ», «ЧЯ» и «ЩЯ». Эти квадратики просто не заполняете или зачеркиваете. Можно брать не все согласные сразу, а постепенно добавлять, например, сначала берете только глухие или только сонорные. Мы брали все сразу.

Старайтесь не читать, а именно петь слоги. Долго тянете «мммммаааааа», надеюсь, я понятно объяснила, если нет, спрашивайте. Ребенок запоминает слоги и затем выделяет их в словах. Идете по улице, спросите, не видит ли он знакомых слогов? В вывесках, названиях продуктов, номерах машин. Дети любят связывать все знания с реальной жизнью. Изучение таблицы, чтобы не было совсем скучно, мы пытались разнообразить. Например, выкладывали карточки с буквами, так же как в таблице, то есть сверху слева направо гласные и вниз - согласные. Просто, чтобы было привычнее. И соединяли по выбору. Взяла Б и И и пропела «биииии»! Таблица лежала рядом.

Ещё делала «игру-ходилку». Для этого сделала несколько комплектов согласных, то есть чтобы каждая согласная повторялась 3-4 раза (если один ребенок, наверное, достаточно 1-2 повторений буквы, как пойдет) и наклеила их на бумагу. Сделала двенадцатигранник с гласными (развёртки в интернете на любой вкус). Кидали его и читали слог, который выпавшая на «кубике» гласная образовывала с согласной, на которой стоит фишка. Прочитала, переходишь дальше. Не прочитала, остаешься на месте (можешь воспользоваться таблицей), чтобы вспомнить. Я, конечно же, читала очень плохо, постоянно брала в руки таблицу и спрашивала: «Как же это читается?» И дети с энтузиазмом мне рассказывали: «Вот видишь, это «т», вот где у тебя фишка стоит - это «т», а у тебя выпало «и», значит будет «ти», как в таблице, видишь, в таблице…». Правда, через некоторое время меня с подозрением спросили, а как я каждый день им книги читаю на ночь, если «ти» не могу прочесть? Но тоже не зря было, я считаю, еще и логика формируется 🙂

Сначала вы формируете слияние, то есть согласная плюс гласная. Затем примыкание, это когда к слиянию примыкает еще буква.

Например, но-с . Одно слияние - но и одно примыкание - с . Если пролистаете страницу по ссылке, которую я дала, то как раз увидите примеры. Я делала другую таблицу, сверху вниз писала все слияния, например, с Б (ба, би, бе и так далее), а сверху все согласные. И читали.

Затем будут слова, в которых слияние и примыкание может быть не одно. Например, ло-ж-ка . Два слияния, одно примыкание. Думаю, суть понятна. Но начинаем со слияний.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!