М слепнев. В снегах севера читать онлайн, слепнев маврикий трофимович

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896, деревня Ямсковичи Олонецкой губернии - 1965, Москва), лётчик, один из первых семи Героев Советского Союза (1934), полковник. В 1920-х гг. инструктор Московской лётной школы. С 1925 в ГВФ, полярный лётчик. В 1934 участвовал в спасении челюскинцев. С 1939 начальник Академии ГВФ. В Великую Отечественную войну командовал авиационной бригадой, затем работал в Главном штабе ВМФ. С 1946 в отставке. Именем Слепнёва в 1936 названа улица в Лианозове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • - Государство Маврикий, в Африке, на о-вах Маврикий, Родригес, Агалега и архипелаге Каргадос-Карахос в зап. части Индийского ок. Пл. 2045 км2. Нас. 983 т. ч. . Столица - Порт-Луи...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - Население 1,211 млн чел. Военный бюджет 8,9 млн долл. . ВС нет. Военизированные формирования 2 тыс. чел., в т. ч. специальные мобильные силы - 1,5 тыс., БОХР - 500...

    Вооруженные силы зарубежных стран

  • - советский лётчик, полковник, один из первых Героев Советского Союза...

    Энциклопедия техники

  • - государство, расположенное на острове и островах Родригес, Агалега и архипелаге Каргадос-Карахос в западной части Индийского океана. Входит в британское Содружество. Общая площадь 2045 км2 ...
  • - Маврикий Трофимович, советский лётчик, Герой Советского Союза, полковник. Член КПСС с 1934...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский лётчик, Герой Советского Союза, полковник. Член КПСС с 1934...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Республика Маврикий, островное государство в юго-западной части Индийского океана. Включает острова Маврикий, Родригес, Агалега, архипелаг Каргадос-Карахос...

    Энциклопедия Кольера

  • - страна в зап. части Индийского ок. Колония Великобритании. В состав колонии входят о. Маврикий и "зависимые территории": о. Родригес, группа о-вов Чагос, о-ва Каргадос-Карахос и о-ва Агалега. Площ. 2,1 тыс. км2...

    Советская историческая энциклопедия

  • - лекарь, р. 1835, † 1866. {Венгеров} лекарь-писатель...
  • - польский поэт романтического направления, сын бедного арендатора, жившего в Подольской губ. В 1819 г. Г. поступил в Кременецкий лицей и сделался членом студенческого общества, к которому принадлежали К....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авиаконструктор. Работал в ОКБ С. А. Лавочкина. Был начальником моторной бригады...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известный полярный летчик, один из первых Героев Советского Союза, полковник...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - восточно-римский император, родом из Каппадокии; в 579 г. был главным военачальником в азиатских провинциях империи; в 582 г. сделался зятем императора Тиверия II и вслед за тем его преемником...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский летчик, Герой Советского Союза, полковник. Участвовал в спасении экипажа парохода "Челюскин" ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Мавр"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 имя страна...

    Словарь синонимов

"Слепнёв Маврикий Трофимович" в книгах

Маврикий Слепнев. Война, жизнь и полеты

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

Маврикий Слепнев. Война, жизнь и полеты В громах и грозах войны рождалось лето 1915 года. Бронированный кулак соединенных австро-германских войск прорвал русский фронт в районе Тарнова, и армия дрогнула. Началось отступление.В это время 19-летний прапорщик Маврикий Слепнев

Маврикий Стратег

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

Маврикий Стратег II Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу. И дождь, и наготу

Маврикий

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Маврикий (539–602, имп. с 582)Будущий император Маврикий родился в каппадокийском городке Арависсе. Население тех мест было в основном армянского происхождения, но официальные историки тех лет утверждали, что род его был древним и происходил еще из Рима. Начав службу простым

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

XIX. ИМПЕРАТОР СВЯТОЙ МАВРИКИЙ (582–602)

Принц с острова Маврикий

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Принц с острова Маврикий Что взамен?.. Каждая девушка в мечтах желает заполучить в полное свое распоряжение самого, самого... То есть красивого, сильного, богатого, имеющего отдельную квартиру и машину, обязательно безумно любящего свою дражайшую половину и прощающего ей

Маврикий Республика Маврикий

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

Маврикий Республика Маврикий Дата создания независимого государства: 12 марта 1968 г.Площадь: 2045 кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 9 округовСтолица: Порт-ЛуиОфициальный язык: английскийДенежная единица: маврикийская рупияНаселение: 1,23 млн (2007)Плотность

СЛЕПНЁВ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

СЛЕПНЁВ Наши предки были остры на язык и, замечая физические недостатки людей, подчеркивали их в именах-прозвищах. Слепуня, слепец, слепыш – так называли слабо или совсем не видящих людей. От этого корня произошли фамилии: Слепак, Слепаков, Слепкин, Слепко, Слепков,

Маврикий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Рудзкий Маврикий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Слепнёв Маврикий Трофимович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

Слепнёв Маврикий Трофимович Слепнёв Маврикий Трофимович , советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934), полковник. Член КПСС с 1934. Окончил школу

Псевдо-Маврикий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Государство Маврикий

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Государство Маврикий Консульский отдел посольства: г. Порт-Луи, авеню Куин Мэри, п/я 509, тел. 696-55-33, 696-15-45 (круглосуточно), телекс

МАВРИКИЙ ВОЛЬФ

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

МАВРИКИЙ ВОЛЬФ География русских издателей: Илья Ефрон родился в Вильно, Маврикий Вольф - в Варшаве. Собственно, Маврикием Осиповичем Вольф стал в России, а в Польше он носил имя Болеслав Мауриций. Сын варшавского врача, он не пошел по стопам отца и избрал себе другую

Гагарин Иван Слепнев

Из книги автора

Гагарин Иван Слепнев Никогда не будешь ты состарен, Юрий Алексеевич Гагарин! Все прошло: победы и ошибки, жизнь твоя осталась нам улыбкой - высшей благодарностью людской,

Маврикий (Mauritius)

Из книги История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты автора Трескин Алексей Валерьевич

Маврикий (Mauritius) Республика Маврикий, государство, расположенное на островах в западной части Индийского океана. Олимпийский комитет Маврикия (Mauritius Olympic Committee) создан в 1971 г., признан МОК в 1972 г. Спортсмены Маврикия участвовали в Олимпийских играх, начиная с 1984 г., в

    Слепнёв Маврикий Трофимович Энциклопедия «Авиация»

    Слепнёв Маврикий Трофимович - М. Т. Слепнёв Слепнёв Маврикий Трофимович (1896—1965) — советский лётчик, полковник, один из первых Героев Советского Союза (1934). Окончил школу прапорщиков (1915), Гатчинскую военную авиационную школу (1917), 1 ю Высшую школу военных… … Энциклопедия «Авиация»

    Слепнёв Маврикий Трофимович - М. Т. Слепнёв Слепнёв Маврикий Трофимович (1896—1965) — советский лётчик, полковник, один из первых Героев Советского Союза (1934). Окончил школу прапорщиков (1915), Гатчинскую военную авиационную школу (1917), 1 ю Высшую школу военных… … Энциклопедия «Авиация»

    Слепнёв Маврикий Трофимович - М. Т. Слепнёв Слепнёв Маврикий Трофимович (1896—1965) — советский лётчик, полковник, один из первых Героев Советского Союза (1934). Окончил школу прапорщиков (1915), Гатчинскую военную авиационную школу (1917), 1 ю Высшую школу военных… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1896 1965), лётчик, Герой Советского Союза (1934), полковник (1936). Участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин» (1934). В Великую Отечественную войну в ВВС ВМФ и Главном штабе ВМФ. * * * СЛЕПНЕВ Маврикий Трофимович СЛЕПНЕВ Маврикий… … Энциклопедический словарь

    - (1896, деревня Ямсковичи Олонецкой губернии 1965, Москва), лётчик, один из первых семи Героев Советского Союза (1934), полковник. В 1920 х гг. инструктор Московской лётной школы. С 1925 в ГВФ, полярный лётчик. В 1934 участвовал в спасении… … Москва (энциклопедия)

    Советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934), полковник. Член КПСС с 1934. Окончил школу прапорщиков (1915),… … Большая советская энциклопедия

    СЛЕПНЁВ Маврикий Трофимович - Маврикий Трофимович (1896–1965), лётчик, Герой Сов. Союза (1934), полковник (1936). Участвовал в спасении экипажа парохода Челюскин (1934). В Вел. Отеч. войну в ВВС и Гл. штабе ВМФ … Биографический словарь



С лепнёв Маврикий Трофимович - лётчик Полярной авиации, один из первых Героев Советского Союза.

Родился 15 (27) июня 1896 года в деревне Ямсковичи ныне Кингисеппского района Ленинградской области. Русский. Учился в торговой школе, работал на заводе электроаппаратуры.

В Русской императорской армии с 1914 года. В 1915 году окончил школу прапорщиков. Участник первой мировой войны. В 1917 году окончил Гатчинскую лётную школу. Был командиром авиаотряда. Последнее воинское звание - штабс-капитан.

Участник Октябрьской Революции 1917 года в Петрограде, командовал отрядом Красной гвардии в Лужском районе города.

В Красной Армии с февраля 1918 года, доброволец. С февраля 1918 года - заместитель начальника авиагруппы Лужской стрелковой дивизии (Петроград). С сентября 1918 по февраль 1919 года - командир 1-го отряда, затем лётчик Ярославской авиагруппы. В 1919 году окончил курсы при Военно-инженерной академии РККА. Участник Гражданской войны: с октября 1919 года воевал в должности военного инженера 25-й стрелковой дивизии (Восточный и Западный фронты).

В июле 1923 года окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1925 года – лётчик Гражданского Воздушного Флота СССР (ГВФ) с оставлением в кадрах РККА; осваивал новые воздушные трассы в Средней Азии (при этом в 1925-1928 годах неоднократно выполнял боевые задания командования РККА в ходе боевых действий против басмачей), с 1929 - в Восточной Сибири, с 1931 года - в Арктике. В 1929 году на Чукотке отыскал пропавших американских лётчиков Эйельсона и Борланда, вывез их тела в США.

С 1933 года - инженер-пилот авиационного управления Главсевморпути в Москве. Участник эпопеи спасения потерпевшего катастрофу в Северном Ледовитом океане ледокола "Челюскин": в феврале 1934 года вместе с Г.А.Ушаковым и С.А.Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез с льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О.Ю.Шмидта с Чукотки на лечение в США.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Слепнёву Маврикию Трофимовичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (после учреждения особого знака отличия 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 5).

В 1934-1935 годах - командир авиационного отряда в НИИ ГВФ. В 1936 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. С 1936 года – заместитель начальника, в 1937-1939 – начальник Главной инспекции ГВФ; одновременно в 1935-1937 командовал подразделением дирижаблей. С 1939 по 1940 годы – начальник Академии ГВФ. В 1941 году окончил курсы усовершенствования при Академии Генерального штаба РККА

Участник Великой Отечественной войны: с августа 1941 года – заместитель командира 63-й авиабригады ВВС Черноморского флота. С января 1942 года проходил службу в Главном Управлении ВВС ВМФ: командир по формированиям, с сентября 1942 - начальник 5-го отдела, с января 1943 года - начальник отдела перелётов.

С октября 1944 года - старший офицер по воздушному праву международно-правового отдела в Главном штабе ВМФ СССР. С 1946 года полковник М.Т.Слепнёв – в отставке.

Жил в Москве. Занимался литературной работой. Умер 19 декабря 1965 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 6).

Полковник (1936). Награждён двумя орденами Ленина (20.04.1934, 21.02.1945), орденами Красного Знамени (3.11.1944), Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", другими медалями. Его именем названа улица в Москве.

Сочинения:
В снегах Сибири. М., 1930;
Первые Герои Советского Союза. М., 1955.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

Наш любимый город Ярославль похож на организм человека своими улицами и проспектами, извивающимися, как артерии и вены. Ни один переулок не похож на своего соседа - он рисует своим путем причудливый рисунок, и каждая картинка многогранна, особенна, по-своему интересная. По ним как кровь протекает жизнь любого человека. Он бредет по своему пути не замечая узора, что так старательно выводил переулок. Да и вряд ли кто-то из них или даже вас заинтересовался хотя бы родной улицей - ее названием, историей и человеком, которому она обязана названию, ведь все они такие разные.

Вспомните улицу, которая протягивается вперед в надежде оказаться подольше от городской суеты, по которой поползли старые ворчливые трещины. Им надоело сидеть на месте, и они тоже по-своему прокладывают дорогу вперед. Около дороги выросли небольшие деревья и, раскачивая своими длинными ветвями, стараются скрыть от людских глаз унылые многоэтажки. Пусть пока их старания не увенчались успехом, они не сдаются и продолжают расти. И если вам на ум не пришли пока еще идеи, я подскажу, что это улица Слепнева. Ведь именно здесь лучше всего прогуляться летом, когда светит солнце на пока еще не тронутые островки среди заасфальтированного мира с проросшей зеленой травкой. Или пройтись мрачной осенью по золотым листьям так бережно уложенными деревьями, не обращая внимания ни на ветер, прогуливающийся поблизости, ни на кваканье ворчливой земли, пропитанной кратковременным дождем.

Именно из-за ее красоты мы и решили предложить вам как-нибудь прогуляться по переулку, но есть и еще одна причина. Имя. Имя человека, спасшего многих. Слышали ли вы о Маврикии Тимофеевиче Слепневе? Нет? Ну так послушайте о его подвигах.

Родился Слепнев в деревне Ямсковицы, что не так и далеко от Санкт-Петербурга 15(27) июня 1896 года. Он окончил торговую школу, работал на заводе электроаппаратуры. С 1914 года Слепнев служил в российской армии, в 1915 году окончил школу прапорщиков, участвовал в первой мировой войне. В 1917 году окончил Гатчинскую военную авиашколу и стал командовать авиабригадой Черноморского флота. С февраля 1918 году стал добровольцем Красной армии. С сентября 1918 по февраль 1919 года - командир первого отряда лужской стрелковой дивизии (Петроград), затем летчик Ярославской авиагрппы. Участник Гражданской войны. В 1929 году М.Т. Слепнев отыскал пропавших американских летчиков Эйельсона и Борланда, и вывез их тела в США. С 1933 года - инженер-пилот авиационного управления Главсевморпути в Москве.

Известным Слепнев стал после спасения пассажиров с корабля «Челюскин». Корабля затерянного во льдах Северного Ледовитого океана. В феврале 1934 года Слепнев вместе Г.А. Ушаковым и С.А. Левановским был направлен в США с целью закупки самолетов в США для спасения челюскинцев. Они добирались до Аляски сначала на поездах, после на пароходах, стараясь успеть помочь бедным людям, и они добрались до места назначения без опасных приключений, но оставался еще путь назад, путь до Чукотки. В то время пролив и побережье закрывались из-за сильных снегопадов и туманов. Из-за непогоды невозможно было пробраться к месту назначения даже на самолетах. Но Слепнев не сдался. Вырвавшись из лап холода, он смог благополучно добраться до Ванкарема. Но, увы, при посадке у «Флейстера» было повреждено шасси, и ему пришлось оставаться на льдине трое суток. Трое суток! Это была битва между природой и человеком, и человек победил. Когда доставили нужные детали и починили самолет, Слепнев за один рейс вывез с льдины 5 человек, а позже эвакуировал больного О.Ю. Шмидта с Чукотки на лечение в США.

За мужество и отвагу, проявленную при спасении челюскинцев, Слепневу Маврикию Тимофеевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Маврикий Тимофеевич Слепнев участвовал в Великой Отечественной войне, впоследствии жил в Москве и занимался литературной работой.

Но ни один человек не живет вечно. Слепнев прожил 69 лет, умерев 19 декабря 1965 года, и теперь покоится на Новодевичьем кладбище.

Еще несколько интересных фактов:

    В честь Слепнёва была выпущена почтовая марка СССР и почтовый конверт России.

    Именем лётчика названы улицы в Москве, Ростове-на-Дону, Ярославле, Донецке, Каменец-Подольском, Кривом Роге, Одессе, Севастополе и Кингисеппе, а также улица в микрорайоне «Аэродром» города Гатчины, в этом же микрорайоне установлена мемориальная доска.

    Самолёт «Ил-76ТД» МЧС России.

На этом, мы думаем, следует поставить толстую довольную точку. Мы поведали вам о том, как прекрасно внимательно рассматривать улицы родного города, как здорово знать их историю, знать о том, что каждая улица хранит в себе маленький секрет, а чтобы его разгадать, достаточно пройтись по ней.

Кочешкова Ксения, Морозова Софья, Мартьянова Анна

Ученицы 8 г класса

Лицей № 86


Родился 27.06.1896 г. в деревне Ямсковичи Ленинградской области в семье крестьянина. Русский. Окончил торговую школу, а затем экстерном сдал экзамены за полный курс кадетского корпуса. В 1914 г. был призван в армию вольноопределяющимся. В 1915 г. с отличием окончил школу прапорщиков. Участвовал в I-й мировой войне. Воевал в Галиции. Был дважды ранен. В 1917 г. кончил Гатчинскую военную авиашколу. Был командиром авиаотряда. К концу войны дослужился до штабс-капитана.

В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был военным инженером-фортификатором 25-й стрелковой дивизии Восточного фронта. Занимался сооружением переправ и полевых укреплений, обслуживал единственный в дивизии бронеавтомобиль. В 1923 г. окончил Московскую авиашколу, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1925 г. работал лётчиком ГВФ. Осваивал воздушные пути в Средней Азии. Награжден орденом Красного Полумесяца Таджикской ССР. Затем летал на Дальнем Востоке и в Арктике. В 1929 г. у берегов Чукотки зазимовали американская шхуна «Нанук» с грузом закупленной пушнины и советский пароход «Ставрополь». Помощь в эвакуации осуществляли советские и американские летчики. При этом пропали без вести американский летчик Бен Эйельсон и его бортмеханик Борланд. Место катастрофы и тела погибших в бухте Ангуэма нашел Слепнев. По просьбе американского правительства он перевез останки погибших в США. После возвращения занимался обследованием побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. Участвовал в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», затертого во льдах. В феврале 1934 г. вместе с Ушаковым и Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. Хотя Слепнев и Леваневский от Москвы до Аляски добирались на поездах и пароходах, заключительный этап с Аляски до Чукотки был самым трудным: в это время года Берингов пролив и побережье часто закрыты туманом и снегопадами. В США с помощью Амторга были закуплены два самолета Консолидэйтед «Флейстер». Первым на Чукотку вылетел Леваневский с американским бортмехаником Армистедом Клайдом и Ушаковым. Несмотря на очень сложные метеоусловия, он продолжил полет. Но, почти у самой цели, в нескольких километрах от Ванкарема, из-за сильного снегопада потерпел аварию. Самолет был сильно поврежден и к дальнейшим полетам уже непригоден. Более опытный полярник, Слепнев вылетал несколько раз, но, попав в непогоду, возвращался. В конце концов, ему вместе с американским бортмехаником Уильямом Левари удалось благополучно добраться до Ванкарема. Оставив механика на Большой земле, Слепнев вторым после Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта. Ушаков должен был руководить работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов часто повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. При посадке у «Флейстера» Слепнева было повреждено шасси, и ему пришлось оставаться на льдине трое суток, пока Молоков не привез ему необходимые запчасти.

Вспоминает подполковник Кренкель: «Наконец наступил день, когда мы получили сообщение о том, что к нам летят самолеты. Это было 7 апреля. Самолетов было три — „Флейстер“ Слепнева, Р-5 Каманин на и Р-5 Молокова. Первыми вылетели Р-5. Все три летчика хотели лететь вместе и прибыть в лагерь одновременно. Поначалу шло все как задумывалось. Однако, когда Слепнев, имея на борту пассажира Г.А. Ушакова, догнал товарищей, он увидел, что за самолетом Молокова тянется шлейф темного дыма. У Василия Сергеевича барахлил мотор. Продолжать полет было опасно, и, сопровождаемый Каманиным (для подстраховки на случай вынужденной посадки), Молоков вернулся в Ванкарем, чтобы исправить повреждения. Вылетая из Ванкарема, Слепнев сообщил по радио: „Буду в лагере через 36 минут“. Я удивился такой точности и посмотрел на часы. Через 37 минут на горизонте показался самолет Слепнева. С большой скоростью он приближался к лагерю, сделал крутой вираж и потом почему-то долго кружился над аэродромом. В лагере недоумевали. При посадке самолетов на сигнальной вышке обычно находился штурман Марков. Так как он должен был сообщить мне о посадке, мы условились: троекратный взмах шапки над головой означает благополучную посадку. Но сколько я не глядел, Марков неподвижно стоял на вышке, никаких знаков не подавал, а потом стал спускаться на лед. Что-то неладно. Так оно и оказалось. Вскоре пришли с аэродрома и рассказали, что случилось. Аэродром был узок, а машина Слепнева обладала высокой посадочной скоростью. Ветер мешал пилоту совершить посадку, несмотря на летное мастерство. Самолет запрыгал, замахал крылышками и, выскочив за пределы аэродрома, подломался. Когда машина остановилась, из нее, словно ничего не случилось, вышел Слепнев. Одет он был с иголочки, что выглядело особенно заметным на фоне наших весьма обшарпанных туалетов: на нем была великолепная меховая куртка, видимо, эскимосского пошива на Аляске, и игривая шапка с меховым помпончиком. Этот пижонский наряд в сочетании с умением Слепнева носить костюм и его великолепным самообладанием не мог не производить впечатления. Слепнев привез ящик американского пива, шоколад, сигареты — одним словом, ему было чем угощать нас, пока механики, во всеоружии опыта, накопленного при штопании и латании бабушкинской „шаврушки“, приступили к исправлению повреждений слепневского самолета». Починив самолет, Слепнев за один рейс вывез с льдины 5 человек. Позже он вывез больного Шмидта на лечение из Ванкарема в Ном, на Аляску. Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: «В самый разгар эвакуации людей со льдины тяжело заболел Отто Юльевич Шмидт. Верный традиции моряков, он настаивал на том, чтобы его вывезли из лагеря последним. Но болезнь оказалась серьезной, и Москва приказала срочно вывезти его в госпиталь для оказания квалифицированной медицинской помощи. Ближайший пункт, где такая помощь могла быть оказана, — Ном на американском континенте. Кому поручить этот ответственный и трудный рейс? По этому поводу мы долго совещались. Больному требовалось обеспечить хотя бы минимальные удобства при перелете. Наши Р-5, несмотря на то, что были надежными в воздухе и могли совершать посадки на ограниченные полосы, для такой цели не годились. В открытой холодной кабине, продуваемой ветрами, в сорокаградусный мороз тяжело больной через десять минут полета превратился бы в ледяную статую. Наиболее подходящими для транспортировки больного являлись тяжелые транспортные машины. Мы остановились на самолете Слепнева. То был американский „флейстер“, одномоторный моноплан с закрытой пассажирской кабиной, купленный вместе с другим „флейстером“ у американцев для спасения челюскинцев. Маврикий Трофимович Слепнев в Америке бывал неоднократно. У американцев он получил „флейстер“, облетал его и после нескольких неудачных попыток сумел сделать бросок с одного континента на другой. В его экипаже находились два механика-американца Армстедт и Левари. Их также надлежало вернуть на Аляску. Словом, имелось немало доводов в пользу того, чтобы выбор остановить на Слепневе. Летное мастерство, мужество и знание Арктики, опыт полетов в ней — качества, присущие Слепневу, были решающими в этом вопросе. Лично мне Маврикий Слепнев с первых минут нашего знакомства на льдине в лагере и в Ванкареме очень понравился своей собранностью, деловитостью, серьезным и вдумчивым отношением к делу и к заданиям любой сложности. Эти качества у крестьянского сына Маврикия Слепнева выработала сама жизнь, многолетняя летная практика. А жизнь Слепнева сложилась интересно и своеобразно. Окончив торговую школу, он несколько лет работал на заводе электрической аппаратуры. В юности сумел экстерном сдать экзамены за полный курс кадетского корпуса. В первую мировую войну прапорщик Слепнев участвовал в боях в болотах Полесья, в горах Буковины, дважды был ранен, контужен. Маврикий мечтал об авиации и добился зачисления на ускоренные курсы Гатчинской школы военных летчиков. Окончив их, он обрел свою настоящую профессию. Гражданская война привела его в ряды бойцов за власть Советов. Слепнев служил дивизионным инженером в легендарной дивизии Василия Ивановича Чапаева. Вместо самолета под ним была верховая лошадь, а в руках вместо штурвала — кавалерийская шашка. После гражданской войны Маврикий Трофимович работал инструктором в Московской высшей школе военной авиации, учил молодежь летать, учился сам.

Летал на самолетах „Добролета“ гражданским пилотом на трассах в Средней Азии. Водил свою машину через Гиндукуш в столицу Афганистана Кабул. Налетав в Средней Азии почти полмиллиона километров, Слепнев перевелся в Сибирь, стал работать на трассе Иркутск — Якутск протяженностью почти 3 тысячи километров над безмолвной тайгой. Суровой зимой 1930 года в лагуне Ангуэма трагически погибли американские авиаторы летчик Эйельсон и механик Борланд. Их искали, но безуспешно. На поиски погибших вылетел Маврикий Слепнев. Во льдах он нашел остатки разбитого самолета и трупы погибших. По просьбе госдепартамента США Слепнев на самолете „СССР-117“ с траурным флагом на борту перевез тела погибших на американскую шхуну. Челюскинская эпопея привела Маврикия Слепнева в США, где он вместе с Леваневским отобрал два самолета, стартовал из Нома вскоре после Леваневского. Самолет попал в пургу, стал обледеневать. Пришлось вернуться, переждать непогоду и стартовать второй раз. На этот раз ему удалось прорваться в Ванкарем, а оттуда в лагерь Шмидта. На посадке машина получила повреждения, на ремонт ушло три дня. Слепнев все же сумел перебросить пятерых челюскинцев в Ванкарем. Да, такому человеку, мужественному летчику можно было доверить труднейшее задание на полет в Америку. И Маврикий Слепнев блестяще с ним справился. Он сумел доставить больного О.Ю. Шмидта на Аляску в Ном, чем удивил американцев. В Номе Маврикию Слепневу вручили радиограмму из Москвы, в которой от имени руководителей партии и правительства говорилось: „Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев“. Америка также восхищалась подвигами русских летчиков и героев челюскинской эпопеи. Американские газеты пестрели сенсациями. Газета „Нью-Йорк таймс“ в одной из передовых статей писала: „В течение многих лет из Арктики не поступало более драматических известий. Мир узнавал о том, что там происходит, ежедневно благодаря радиосвязи, отваге и умению советских летчиков“. Газета заключала, что Шмидт вышел из испытания „с непоколебимой репутацией отважного, жертвующего собой человека, и подвиг советских пилотов продемонстрировал это также“. В газетах многих стран рядом с именем О.Ю. Шмидта стояла фамилия летчика М.Т. Слепнева, оставшегося, несмотря на огромную славу и популярность, скромным человеком, энтузиастом советской авиации». Вспоминает Кренкель: «Вылетая далеко не последним из лагеря, Шмидт рисковал ничуть не меньше. Маврикий Трофимович Слепнев, доставивший Отто Юльевича из Ванкарема на Аляску, в город Ном, рассказывал мне, что американские механики, осмотрев самолет, сказали: - Вам очень повезло! Это чудо, что вы долетели... Дело в том, что во время прыжков самолета на нашем аэродроме лопнули крепления в фюзеляже самолета. Целостность конструкция была нарушена, и все держалось только на обшивке». 20.04.34 г. Слепнев Маврикий Тимофеевич был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 5. Член ВКП(б) с 1934 г. В 1935 г. Слепнев был избран членом ЦИК СССР. С 1935 г. он был назначен командиром учебно-опытной эскадры по эксплуатации дирижаблей. В состав эскадры входило пять кораблей, в т.ч. один полужесткого типа. В 1935 г. «Дирижаблестрой» сдал ГВФ в эксплуатацию полужесткий дирижабль СССР В-7бис «Челюскинец». В ночь с 23 на 24 октября 1935 г. В-7бис вылетел из Гатчины в Петрозаводск. На обратный полет запаса топлива не хватило, и на расстоянии 100 км от базы двигатели остановились. В течение нескольких часов дирижабль дрейфовал к Финской границе, поэтому было принято решение о посадке. При спуске в темноте дирижабль зацепился за провода линии электропередачи, в результате чего возник пожар. Все, кто успел выпрыгнуть из гондолы, спаслись. Горящий дирижабль упал на собачий питомник НКВД, сгорело около ста овчарок. Погиб один член экипажа. Командир дирижабля был осужден на 2 года. В 1936 г. Слепнев окончил ВВА РККА им. Жуковского. В том же году в строй вошел дирижабль СССР В-8 объемом 10 тыс. м3. Его конструкция была аналогична конструкции дирижаблей СССР В-7 и В-7бис. Расположение килевой фермы треугольного поперечного сечения вершиной вверх и применение трехпоясной системы внутренней подвески приблизило поперечное сечение оболочки к кругу. В сочетании с удачной компоновкой аппарата, позволившей значительно сократить количество и размеры отдельных элементов конструкции, выступавших за обводы оболочки, это обусловило относительно небольшую величину коэффициента лобового сопротивления дирижабля.

В 1936 г. Слепнев был назначен заместителем начальника, а в 1937 г. — начальником Главной инспекции ГВФ. В 1937 г. был построен небольшой мягкий дирижабль СССР В-10 объемом 3,6 тыс. м3, предназначенный для обучения и тренировки летного состава. В «Дирижаблестрое» велись работы по проектированию полужесткого дирижабля объемом 55 тыс. м3 со следующими параметрами: длина — 152 м, диаметр миделя — 29 м, высота — 31 м, радиус действия — до 7000 км, крейсерская скорость — 100 км/ч. Кроме того, планировалась постройка двух высотных полужестких дирижаблей с объемами 29 и 100 тыс. м3. Последний аппарат должен был летать на высотах около 11 тыс. м. Однако после В-8 ни один полужесткий дирижабль так и не был создан. Участившиеся катастрофы дирижаблей, в т.ч. гибель цеппелина LZ-129 и советских дирижаблей В-6 и В-10, привели к консервации деятельности «Дирижаблестроя».

22.02.38 г. Слепневу было присвоено воинское звание комбриг. Он также был награжден медалью «ХХ лет РККА». В 1939 г. был назначен начальником Академии ГВФ. В июне 1941 г. окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1941-42 гг. полковник Слепнев был заместителем командира авиабригады ВВС Черноморского флота. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. В 1942-43 гг. служил в Главном Управлении ВВС ВМФ, с 1944 г. — в Главном штабе ВМФ. С 1946 г. — в отставке. Автор книг: «В снегах Сибири», «Первые Герои Советского Союза».

Умер 19.12.65 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Герой Советского Союза (20.04.34). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!