Маяковский лирика о любви. Адресаты любовной лирики Маяковского









Сергей Есенин. Имя великого русского поэта – знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Ранние годы

21 сентября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт с трагической, но весьма насыщенной судьбой. Через три дня был крещен в местной церкви казанской иконы Божией Матери. Отец и мать были крестьянского происхождения. Их брачный союз с самого начала складывался, мягко говоря, не очень, точнее, они были абсолютно разными людьми.

Почти сразу же после свадьбы Александр Есенин (отец поэта) Вернулся в Москву, где стал работать в мясной лавке. Мать Сергея, в свою очередь, не ужившись с родственниками мужа, вернулась в отчий дом, в котором и провел первые годы жизни Сережа. Именно дедушка и бабушка по материнской линии подтолкнули его к написанию своих первых стихотворений, ведь вслед за отцом юного поэта оставила и мать, уехавшая на заработки в Рязань. Дед Есенина был начитанным и образованным человеком, знал множество церковных книг, а бабушка обладала обширными знаниями в области фольклора, что благотворно повлияло на раннее воспитание юноши.

Обучение

В сентябре 1904 года Сергей поступает в Константиновское земское училище, где учится 5 лет, хотя обучение должно было продолжаться на год меньше. Это было связано с плохим поведением юного Сережи в третьем классе. Во время обучение он вместе с матерью возвращается в отцовский дом. По окончании училища будущий поэт получает похвальный лист.

В этом же году он успешно сдает экзамены для поступления в церковно-приходскую учительскую школу в селе Спас-Клепики родной губернии. На время обучения Сергей обосновался там же, приезжая в Константиновское только в каникулярное время. Именно в школе подготовки сельских учителей Сергей Александрович начинает регулярно писать стихи. Первые произведения датируются началом декабря 1910 года. За неделю появляются: «Наступление весны», «Осень», «Зима», «К друзьям». До конца года Есенин успевает написать еще целый ряд стихотворений.

В 1912 году оканчивает школу и получает диплом по специальности «школьный учитель грамоты».

Переезд в Москву

После окончания школы Сергей Александрович покидает родные края и перебирается в Москву. Там он устраивается в мясную лавку Крылова. Начинает жить в том же доме, где и его отец, на Большом Строченовском переулке, теперь здесь располагается музей Есенина. Сначала отец Есенина был рад приезду сына, искренне надеясь, что тот станет для него опорой и будет ему во всем помогать, но проработав некоторое время в лавке, Сергей заявил отцу, что хочет стать поэтом и начинает искать работу себе по душе.

Сначала он распространяет социально-демократический журнал «Огни», с намерением печататься в нем, но этим планам не суждено было сбыться, так как журнал вскоре закрыли. После, устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Именно здесь Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая позже станет его первой гражданкой женой. Почти одновременно с этим поступает слушателем в Московский городской народный университет им. Шанявского на историко-филологический цикл, но почти сразу его бросает. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка.

Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет:

Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…

Расцвет карьеры поэта

В начале 14-го года, в журнале «Мирок» публикуется первый известный материал Есенина. Был напечатан стих «Береза». В феврале журнал публикует еще ряд его стихотворений. В мае этого же года Есенина начинает печатать большевистская газета «Путь правды».

В сентябре поэт вновь меняет место работы, на этот раз становится корректором в торговом доме «Чернышев и Кобельков». В октябре в журнале «Проталинка» публикуется стихотворение «Молитва матери», посвященное Первой мировой войне. В конце года у Есенина и Изрядновой рождается их первый и единственный ребенок - Юрий.

К сожалению его жизнь оборвется достаточно рано, в 1937 году Юрия расстреляют, и как позже выяснится - по ложным обвинениям, выдвинутым против него.

После рождения сына Сергей Александрович покидает работу в торговом доме.

В начале 15-го года Есенин продолжает активно печататься в журналах «Друг народа», «Мирок» и др. Безвозмездно работает секретарем в литературно-музыкальном кружке, после чего становится членом редакционной комиссии, но покидает ее из-за разногласий с другими членами комиссии по отбору материалов для журнала «Друг народа». В феврале печатается его первая известная статья на литературную тематику «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

В марте этого же года, во время поездки в Петроград, Есенин знакомится с Александром Блоком, которому читает свои стихи у него на квартире. После, активно знакомит со своим творчеством многих известных и уважаемых людей того времени, попутно завязывая с ними выгодные знакомства, среди них Добровольский А.А., Рождественский В.А. Сологуб Ф.К. и многие другие. В результате чего стихи Есенина были напечатаны в ряде журналов, что поспособствовало росту его популярности.

В 1916 году Сергей поступает на военную службу и в этом же году издает сборник стихов «Радуница», который делает его известным. Поэта стали приглашать выступать перед императрицей в Царское село. На одном из таких выступлений она дарит ему золотые часы с цепочкой, на которых был изображен государственный герб.

Зинаида Райх

В 1917 году, находясь в редакции «Дело народа», Есенин знакомится с помощником секретаря - Зинаидой Райх, женщиной весьма недурного ума, владевшей несколькими языками и машинописью. Любовь между ними возникла далеко не с первого взгляда. Все началось с прогулок по Петрограду с их общим знакомым Алексеем Ганиным. Изначально они были конкурентами и в какой-то момент товарищ даже считался фаворитом, пока Есенин не признался Зинаиде в любви, недолго поколебавшись, она ответила взаимностью, тотчас было решено венчаться.

В тот момент молодые люди испытывали серьезные финансовые проблемы. Проблему денег они решили при помощи родителей Райх, отправив им телеграмму с просьбой выслать им средства на свадьбу. Без лишних вопросов деньги были получены. Обвенчались молодые в небольшой церкви, Есенин нарвал полевые цветы и сделал из них свадебный букет. Свидетелем выступил их друг Ганин.

Однако, с самого начала их брак пошел не так, в первую брачную ночь Есенин узнает, что его любимая жена не была невинной, и уже разделяла ложе с кем-то до него. Это очень сильно задело поэта за живое. В этот момент в Сергее взыграла кровь, и глубокая обида поселилась в его сердце. После возвращения в Петроград они стали жить раздельно, и только через две недели, после поездки к ее родителям, они начинают жить вместе.

Возможно, перестраховываясь, Есенин заставляет свою жену уйти с работы из редакции, и как всякой женщине того времени, ей пришлось подчиниться, благо к тому времени финансовое положение семьи наладилось, ведь Сергей Александрович стал уже известным поэтом с хорошими гонорарами. А Зинаида решила устроиться в Наркомат машинисткой.

Какое-то время между супругами установилась семейная идиллия. В их доме бывало много гостей, Сергей устраивал для них приемы, роль добропорядочного хозяина очень ему нравилась. Но именно в этот момент стали проявляться проблемы, которые сильно изменили поэта. Его одолевала ревность, к этому добавились проблемы с алкоголем. Однажды он, обнаружив подарок от неизвестного поклонника, устроил скандал, при этом нецензурно оскорблял Зинаиду, позже они помирились, но прежние отношения вернуть уже не удалось. Их ссоры стали происходить все чаще, со взаимными оскорблениями.

После переезда семьи в Москву, проблемы не ушли, а наоборот усилились, пропал тот домашний уют, друзья, которые поддерживали, вместо этого четыре стены захудалого гостиничного номера. Ко всему этому добавилась ссора с женой по поводу рождения детей, после которой она решила покинуть столицу и уехать в Орел к родителям. Горечь от расставания Есенин заглушал алкоголем.

Летом 1918 года родилась их дочь, которую назвали Татьяной. Но рождение ребенка не способствовало укреплению отношений Есенина и Райх. Из-за редких встреч, девочка совсем не привязывалась к отцу, и в этом он видел «козни» матери. Сам Сергей Александрович считал, что его брак закончился уже тогда, но официально он продлился еще несколько лет. В 1919 году поэт предпринимал попытки возобновить отношения и даже высылал деньги Зинаиде.

Райх решила вернуться в столицу, но отношения вновь не клеились. Тогда Зинаида решила взять все в свои руки и, без согласия мужа, родить второго ребенка. Это стало роковой ошибкой. В феврале 1920 года у них рождается сын, но не на родах, ни после них, поэт не присутствует. Имя мальчику выбирают в ходе телефонного разговора, останавливаются на Константине. Есенин познакомился с сыном в поезде, когда они с Райх случайно пересеклись в одном из городов. В 1921 году их брак был официально расторгнут.

Имажинизм

В 1918 году Есенин знакомиться с Анатолием Мариенгофом, одним и основателей имажинизма. Со временем поэт примкнет к этому движению. В период увлечения этим направлением он напишет ряд сборников, среди которых «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», а также поэма «Пугачев».

Есенин в значительной степени помог становлению имажинизма в литературе серебряного века. Из-за участия в акциях имажинистов, был арестован. В это же время у него разгорелся конфликт с Луначарским, который был недоволен его творчеством.

Айседора Дункан

За два дня до получения официального развода с Зинаидой Райх, на одном из вечеров в доме художника Якулова, Есенин знакомится с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала открывать свою танцевальную школу в нашей стране. Она не знала русский язык, ее словарный запас насчитывал всего лишь пару десятков слов, но это не помешало поэту с первого взгляда влюбиться в танцовщицу и в этот же день получить от нее страстный поцелуй.

К слову, Дункан была старше своего кавалера на 18 лет. Но ни языковой барьер, ни разница в возрасте, не помешали Есенину переехать в особняк на Пречистенке, где проживала танцовщица.

Вскоре Дункан перестало удовлетворять то, как развивается ее карьера в Советском Союзе, и она решила вернуться обратно на родину - в Соединенные Штаты. Айседора хотела, чтобы Сергей последовал вслед за ней, но бюрократические процедуры помешали этому. У Есенина возникли проблемы с получением визы, и для того чтобы ее получить, они решили пожениться.

Сам процесс бракосочетания проходил в Хамовническом ЗАГСе города Москвы. Накануне этого Айседора попросила исправить год своего рождения, чтобы не смущать своего будущего мужа, он согласился.

2 мая состоялась церемония бракосочетания, в том же месяце пара покинула Советский Союз и отправилась на гастроли Есениной-Дункан (оба супруга взяли эту фамилию) сначала в Западную Европу, после чего они должны были отправиться В США.

Отношения молодоженов не складывались с самого начала путешествия. Есенин привык к особому отношению в России и к своей популярности, тут же воспринимали его как супруга великой танцовщицы Дункан.

В Европе у поэта вновь возникают проблемы с алкоголем и ревностью. Изрядно напившись, Сергей начинал оскорблять свою жену, грубо хватая, иногда избивая. Один раз Айседоре пришлось вызывать даже полицию, чтобы утихомирить разбушевавшегося Есенина. Каждый раз после ссор и избиений, Дункан прощала Есенина, но это ни только не остужало его пыл, а наоборот - подогревало его. Поэт презрительно стал высказываться о своей жене среди друзей.

В августе 1923 года, Есенин с супругой возвращаются в Москву, но и тут их отношения не ладятся. А уже в октябре он отправляет Дункан телеграмму об окончательном разрыве их отношений.

Последние годы и смерть

После расставания с Айседорой Дункан жизнь Есенина медленно катилась по наклонной. Регулярное употребление алкоголя, нервные срывы, вызванные публичной травлей поэта в прессе, постоянные аресты и допросы, все это сильно подрывало здоровье поэта.

В ноябре 1925 года его даже положили в клинику Московского государственного университета для больных нервными расстройствами. За последние 5 лет жизни, на Сергея Есенина завели 13 уголовных дел, часть из которых была сфабрикована, например, обвинение в антисемитизме, а другая часть была связана с хулиганством на алкогольной почве.

Творчество Есенина в этот период жизни стало более философским, он переосмысливает многие вещи. Стихи этой поры наполнены музыкальностью и светом. Смерть его друга Александра Ширяевца в 1924 году, подталкивает видеть хорошее в простых вещах. Такие изменения помогают решить поэту внутриличностный конфликт.

Личная жизнь также была далека от идеала. После расставания с Дункан, Есенин поселяется у Галины Бениславской, которая испытывала чувства к поэту. Галина сильно любила Сергея, но он этого не ценил, постоянно пил, устраивал сцены. Бениславская же все прощала, каждый день находилась рядом, вытаскивала его из различных кабаков, где друзья-собутыльники спаивали поэта за его же счет. Но и этот союз продержался не долго. Уехав на Кавказ, Есенин женится на внучке Толстого - Софье. Узнав это Бениславская ложится в физио-диетический санаторий им. Семашко с нервным расстройством. В последствии, после смерти поэта, она покончила с собой на его могиле. В предсмертной записке она написала, что в могиле Есенина лежит все самое дорогое в ее жизни.

В марте 1925 года Есенин знакомится с Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого) на одном из вечеров в доме Галины Бениславской, где собирались многие поэты. Софья пришла вместе с Борисом Пильняком и задержалась там до позднего вечера. Проводить ее вызвался Есенин, но вместо этого они долго гуляли по ночной Москве. После Софья призналась, что эта встреча решила ее судьбу и подарила самую большую любовь ее жизни. Влюбилась она в него с первого взгляда.

После этой прогулки Есенин часто стал появляться в доме Толстых, а уже в июне 1925 года он переезжает в Померанцевый переулок к Софье. Однажды, гуляя по одному из бульваров, они встретили цыганку с попугаем, которая нагадала им свадьбу, при этом попугай во время гадания достал медное кольцо, Есенин тут же подарил его Софье. Она была безумно рада этому кольцу и носила его до конца жизни.

18 сентября 1925 года Сергей Александрович заключает свой последний брак, который продлится весьма недолго. Софья была рада, как маленькая девочка, Есенин также был рад, хвастаясь, что женился на внучке Льва Толстого. А вот родственники Софьи Андреевны были не очень рады ее выбору. Сразу же после свадьбы продолжились постоянные запои поэта, уходы из дома, загулы и больницы, но Софья до последнего боролась за своего любимого.

Осенью этого же года длительный запой завершился госпитализацией Есенина в психиатрическую больницу, где он провел месяц. После его выхода Толстая писала родственникам, чтобы те его не осуждали, ведь несмотря ни на что она его любит, и он делает ее счастливой.

После выхода из психиатрической больницы, Сергей отправляется из Москвы в Ленинград, где поселяется в гостинице «Англетер». Встречается с рядом литераторов, среди которых Клюев, Устинов, Приблудный и др. И в ночь с 27 на 28 декабря, согласно официальной версии следствия, сводит счеты с жизнью, повесившись на трубе центрального отопления при помощи веревки. В его предсмертной записке было написано: «До свиданья, мой друг, до свидания».

Следственные органы отказались возбуждать уголовное дело, сославшись на депрессивное состояние поэта. Однако, многие специалисты, как того времени, так и современники, склоняются к версии насильственной смерти Есенина. Возникли эти сомнения из-за неправильно составленного акта осмотра места самоубийства. Независимые эксперты обнаружили на теле следы насильственной смерти: царапины и порезы, которые не были приняты во внимание.

При разборе документов тех лет обнаружились и другие несоответствия, например, то, что нельзя повеситься самостоятельно на вертикальной трубе. Созданная в 1989 году комиссия, проведя серьезное расследование, пришла к выводу, что смерть поэта была естественной - от удушения, опровергнув все домыслы, которые были весьма популярны в 70-ые годы в Советском Союзе.

После вскрытия, тело Есенина на поезде было доставлено из Ленинграда в Москву, где 31 декабря 1925 года и был похоронен поэт на Ваганьковском кладбище. На момент смерти ему было всего лишь 30 лет. Прощались с Есениным в московском доме печати, туда пришли тысячи людей, несмотря даже на декабрьские морозы. Могила и по сей день находится там, и любой желающий может ее посетить.

Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Детство Есенина

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его.

Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца.

О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

Отрочество

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое

находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных.

Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

Рост популярности Есенина

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным.

В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом стихи которого созвучны его собственным. Однако в проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя.

Чтение стихов в Царском Селе

Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Отношение поэта к революции

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан. Путешествие в Европу и Америку

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились. Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности.

В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Тема родины в творчестве Есенина

Родина поэта, как уже говорилось в начале статьи, - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий».

Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям. Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема.

Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни. Примерно за год до своей напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный».

Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости.

С 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет.

Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах.

1. Значение темы Родины в творчестве Есенина.
2. Раннее творчество С. А. Есенина.
3. Тема родины и природы — основные в творчестве поэта.
4. Поэзия 20-х годов XX годов.
5. Идеал поэта — Русь.

Я человек не новый, что скрывать.
Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
С. А. Есенин

Эти строки талантливого русского поэта С. А. Есенина, которые звучат с горечью, автобиографичны. Восторженно встретив новую послереволюционную Россию, он не смог понять и принять того, что стало происходить с русской деревней, природой и человеком как ее неотъемлемой частью. О чем бы ни писал поэт: о революции, о личном, о вечном, — чувство родины, любовь к ней, ее значительная роль в судьбе Есенина всегда проходили лейтмотивом в его поэзии. Он и сам нередко признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

С. А. Есенин (1895—1925) родился в простой крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. За время обучения в земском училище и Спас-Клепиковской школе им написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912). Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, питали его природный талант. Чувство родины находит выражение пока еще только в любви к родной природе, знакомому с детства пейзажу: Сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью природы и готов слиться с ней: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Другой большой мастер Серебряного века А. А. Блок высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи поэта-самородка. В начале 1916 года выходит первый сборник стихов Есенина «Радуница», который проникнут не только свежестью и лиризмом, живым восприятием природы, но и образной яркостью. В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», «смиренная и буйная», «нищая и веселая». В стихотворении «Не в моего ты Бога верила» (1916) поэт призывает Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «веселой вере». В стихотворении того же года «Тучи с ожереба...» поэт к^к бы предсказывает революцию, несущую преображение России «через муки и крест».

В конце 1916 года Есенин готовит новый стихотворный сборник «Голубень», который выйдет после революции в 1918 году. Здесь уже немало лирических шедевров как о светлой любви, окрашенной в чувственные тона, так и о каторжной, нищей, требующей обновления Руси. Претерпевает изменения и лирический герой — он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «грешник», «бродяга и вор», «разбойник с кистенем».

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — обращается он к старому, отжившему миру. Ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, переоценки ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм, в которых воспевается «буйственая Русь» и славится «красное лето» («Товарищ» (1917), «Певущий зов» (1917), « «Пришествие» (1918), «Преображение» (1918), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918) и др.). Есенин ждал от революции улучшения жизни простых крестьян, которого не произошло. Он переживает духовный кризис, который выражен в следующих строках: «...не пойму, куда влечет нас рок событий». Изменение облика России Советской властью теперь ему также непонятно. Преобразования в селе ассоциируются у поэта с вторжением «враждебного» «железного гостя», перед которым беззащитна воспетая им с детства природа. Считая, что человек негативно влияет на ее целостность и красоту, он чувствует себя «последним поэтом деревни». Ярким символом этого представления становится образ жеребенка, тщетно старавшегося обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов России, созданы им в 20-х годах XX века. Поэзия самых трагических лет (1922—1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. В эти годы он пишет свои лучшие творения: «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др. К этому времени также относятся поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925).

Чаще всего в лирике этого периода встречаются мотивы глубокого осмысления Вселенной, своего места в мире наряду с осознанием утраченных надежд. Показательно в этом отношении стихотворение «Пушкину», датированное 1924 годом:

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре.
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
...Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Стихотворение во многом видится пророческим, за исключением одного момента — «петь» ему оставалось недолго.

Поэма «Анна Снегина» (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта переплетается с судьбой всего русского народа. Именно здесь появляется образ «черного человека», преследующего поэта. Его трагическая смерть и Сегодня является одной из неразгаданных загадок литературы XX века и темных страниц в истории советского государства. Это предощущение надвигающейся трагедии, ломки судьбы — и личной, и общей — роднило многих талантливых поэтов и писателей «смутных» годов начала XX века.

Система мотивов в поэзии Есенина образует единую картину «родины любимой» во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта, всю свою недолгую жизнь тонко чувствующего и воспевающего «шестую часть земли с названьем кратким — Русь».

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!