Микены город. Открыть левое меню микены

III тысячелетие до н. э. в истории материковой Греции характеризуется всё большим распространением металлов. Раннеэлладские племена были уже знакомы с их обработкой: в Зигури (южнее Коринфа) найдено остриё бронзового кинжала, в Герее (Аркадия) - золотой предмет; серебро использовалось иногда для булавок. Захоронения того времени были обычно коллективные; они размещались в узких колодцеобралных и высеченных в скале могилах. Поселения, как правило, расположены на холмах. Нет никаких следов имущественного и социального расслоения этих племён. Только в районе Тиринфа в древнейших слоях вскрыт фундамент круглой большой постройки, которая, возможно, представляла собой хижину племенного вождя. Очевидно, раннеэлладские племена жили в условиях первобытно-общинного строя.

Около 2500 г. в Фессалии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племён, и в частности трипольской. Для неё характерны оборонительные стены, которые возводились вокруг поселений, и прямоугольный дом с мегароном(Мегароном называлась в более позднее-«гомеровское» время центральная комната в греческих домах. Она представляла собой прямоугольное помещение на столбах с отверстием в кровле).

Носители этой культуры, повидимому, являлись предками некоторых из греческих племён. Эта культура, сосуществовавшая с раннеэлладской, постепенно распространяется на юг вплоть до Крита.

Раннеэлладские племена говорили, очевидно, на языке, не принадлежавшем к числу индоевропейских. В древнегреческий язык вошло большое число слов с основами, оканчивающимися на -нт (-нф) и -се, отсутствующими в других индоевропейских языках. К этим словам наряду с такими географическими названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и многие другие. Повидимому, всё это является наследием в греческом языке, полученным от раннеэлладских, догреческих племён, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н. э. Раннеэлладские племена были родственны древнейшему населению Малой Азии, так как и здесь встречаются сходные географические названия. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите.

Древние греки называли догреческое население страны пеласгами, карийцами или лелегами. Эти племена заселяли Эгеиду с периода неолита. Они, повидимому, не принадлежали к числу народов индоевропейской семьи языков.

Между 2200 и 2000 гг. до н. э. южная часть Балканского Среднеэлладскии полуострова подвергалась опустошительному нашествию. (XXI - XXII до н.э). Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера. При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии. Серая минийская посуда была сделана из хорошо размятой глины, которая после обжига приобретала темно- или светлосерый цвет. Минийскай серая керамика, современная упомянутой выше критской керамике типа камарес, датируется первыми веками II тысячелетия.

Начало среднеэлладского периода совпадает во времени с появлением хеттских племён в центральной и восточной части Малой Азии, говоривших на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье. Минии, повидимому, принесли с собой греческий язык.

Античные источники в общем довольно точно указывают границы расселения отдельных эллинских племён на протяжении почти всего II тысячелетия до н. э. вплоть до начала следующего вторжения - переселения дорийцев. Данные древних писателей подтверждаются изучением районов распространения различных греческих диалектов. Три основные группы греческих племён - ионийцы, ахейцы и эолийцы- расселились на территории материковой Греции: ионийцы жили в Аттике и в северовосточной части Пелопоннеса, ахейцы заняли почти весь Пелопоннес, эолийцы расположились в Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики. В течение почти всего II тысячелетия ахейские племена, жившие в наиболее плодородных районах и находившиеся ближе к древнейшим - догреческим центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались значительно быстрее, чем другие греческие племена; они первыми создали классовое общество и государство и распространились по всей территории Эгеиды. Ахейцами, в частности, было создано и Микенское царство, сыгравшее важную роль в истории древнейшей Греции.

Племена среднеэлладской культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-порей, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. Минии занимались и рыбной ловлей. В Филакопи, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э.,на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.

Мининская керамика, в отличие от раннеэлладских сосудов, делалась уже на гончарном круге. На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой мининской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы - сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т. д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.

Частые находки боевых бронзовых топоров, украшений из драгоценных металлов и, реже, металлической посуды свидетельствуют о значительном прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой.

Минийские племена жили ещё в условиях первобытно-общинного строя. Захоронения их, известные в числе нескольких сот, производились в так называемых ящичных могилах. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.

Позднеэлладский период (XVI - XII вв. до н. э.)

Позднеэлладский период продолжался примерно с 1600 по 1100 г. до н. э. В истории материковой Греции это время называется также микенским, по имени главного центра культуры того периода - Микен. Количество археологических памятников очень велико. Наиболее выдающиеся памятники происходят из пелопоннесских центров этой культуры: Микен, Тиринфа и Пилоса. Однако позднеэлладские предметы находят в больших количествах во всём Восточном Средиземноморье, вплоть до Египта и Угарита (Финикия). Крупные центры микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы), большим количеством драгоценных металлов, высокохудожественными ремесленными изделиями, многими вещами, привезёнными из стран Востока и даже Прибалтики (янтарь). Но основная масса поселений - а их раскопано не менее сотни - по своему инвентарю и, следовательно, образу жизни обитателей не многим отличается от тех же поселений предшествующего периода. Зато в главных центрах микенской культуры, в частности в самих Микенах, заметна постоянная, иногда изумительно быстрая эволюция материальной культуры.

Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные могилы представляют собой овальные или прямоугольные углубления в земле, обычно скалистой; на тело покойника клали глиняные миски; эти захоронения характерны для ранне- и среднеэлладского времени, но встречаются и в поздний период.

Одновременными ямным погребениям являются и описанные выше ящичные могилы. Инвентарь обеих этих групп могил исключительно беден, что, возможно, объясняется низким уровнем развития производительных сил в ранний периоды, а для последующего времени также и тем, что в таких могилах хоронили простых людей.

Следующим, наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений. Инвентарь этих гробниц поражает обилием изделий из золота. В них также найдено много изделий из бронзы и серебра. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйпа и другие явно привозные предметы. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей.

Четвёртым видом погребений являются камерные гробницы, строившиеся внутри холмов. Вход в погребальную камеру вёл через открытый коридор-дромос. Камеры представляют собой семейные склепы. Их инвентарь состоит из оружия, орудий производства, украшений, предметов домашнего обихода и т. д. Такие гробницы были обнаружены не только в Микенах, но и на всей территории распространения микенской культуры. Эти гробницы считают усыпальницами аристократических семей.

Последняя группа погребальных сооружений - купольные гробницы позднеэлладского периода, являющиеся большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено ещё в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями «династии купольных гробниц».

Микены

Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника - Персей и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось. В среднеэлладский период была сооружена оборонительная стена вокруг вершины холма и построены дома на соседних возвышенностях. У западного склона вершины холма было расположено кладбище, на котором находились шахтовые гробницы.

В период, когда сооружались шахтовые гробницы, микенское общество переживало подъём. Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далёкими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах даёт основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют о местных корнях микенской культуры.

В начале XV в. до н. э. в Микенах, повидимому, пришла к власти упоминавшаяся выше «династия купольных гробниц», продержавшаяся по крайней мере до 1300 г. до н. э. В это время наиболее ощутимо влияние критского искусства. Как говорилось ранее, из расшифровки линейного письма Б неизбежно следует, что именно в это время ахейцы завоевали Кносс. Победители, несомненно, вывезли на родину не только много предметов критского искусства, но, возможно, и критских ремесленников. В это же время значительно расширяются связи Микон с другими странами. В Эль-Амарне (Египет), например, найдено 19 микенских ваз - видимо, подарок фараону Эхнатону. Большое количество микеискои керамики найдено в Трос и Милете (западное побережье Малой Азии), на острове Кипр и даже в Угарите (Финикия).

В XIV в. до н. э. в Микенах наблюдается значительное строительство. Расширяется и укрепляется Микенский акрополь (кремль), строятся циклопические стены с так называемыми Львиными воротами. На вершине холма возводится новый дворец с мегароном, тронным залом, святилищем. Стены дворца расписываются высокохудожественными фресками. Каменной оградой в это время были обнесены и шахтовые гробницы. Много новых домов, раскапываемых в настоящее время, было построено на прилежащих холмах. В искусстве заметна борьба против критского влияния; критские цветочные и морские мотивы становятся всё более условными и, наконец, уступают место линейному орнаменту со многими лентами и спиралями.

К этому времени относится создание сети дорог, связывающих Микены с Арголидским и Коринфским заливами. Сохранившиеся до настоящего времени остатки мостов,насыпей из булыжника и т. д. показывают, что все эти дорожные сооружения были построены по единому плану. Наличие развитой дорожной сети свидетельствует о том, что Микены в это время были столицей какого-то небольшого, централизованного государства. Находки микенской керамики вне материковой Греции становятся, можно сказать, массовым явлением. Особенно много такого рода находок сделано на островах Эгейского моря и в южной части Малой Азии. Микенского типа купольная гробница найдена в Колофоне (малоазийское побережье). Это было время наибольшего расцвета и распространения микенской культуры.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, повидимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей. Одновременно перестраиваются и оборонительные сооружения Тиринфа. В XIII в. до н. э. прекращаются связи с Египтом.

Исходя из подсчётов античных авторов, войну ахейцев, возглавлявшихся царём Микен Агамемноном, против Трои, описанную в греческом эпосе-«Илиаде»,следует датировать началом XII в. (1194-1184 гг. до н. э.). Археологические данные свидетельствуют о том, что в эти годы ахейцы находились в связи с северо-западным побережьем Малой Азии и что Троя примерно в это время подверглась разрушению. «Илиада» в поэтической форме отразила, повидимому, действительно имевшее место военное столкновение между ахейцами и троянцами.

Другие центры микенской культуры

Сооружения, аналогичные микенским, были найдены в Тиринфе, Пилосе, Фивах и некоторых других местах. Раскопанный ещё в прошлом веке Тиринфский дворец находился на расстоянии около 15 км от Микен. Он так же был построен на крутом холме и окружён почти неприступными стенами. Внутренняя планировка этого дворца аналогична микенской. И здесь имеется мегарон, а стены покрыты фресками в микенском стиле.

Несколько позже был построен дворец в Пилосе (Мессения). Недалеко от Пилоса находится купольная гробница. В верхних слоях Пилосского дворца ещё при начале раскопок было найдено множество хозяйственных документов - глиняных табличек со знаками линейного письма Б. Пилосский дворец сгорел или был сожжён в начале XII в. до н. э.


Следы микенской культуры обнаружены и в Лаконике (юго-восточная часть Пелопоннеса). Главным её центром в позднеэлладский период были Амиклы; кладбище местных правителей находилось вблизи современной деревни Вафио. В гробницах было найдено большое количество предметов искусства, в том числе два прекрасных золотых кубка. В Центральной Греции более крупные поселения были открыты в Фивах, Афинах и ряде других мест. К концу позднеэлладского периода относятся следы ирригационных сооружений на Копаидском озере в Беотии.

Дворцы с их большими комплексами монументальных построек были лишь островками в море селений, так сказать, деревенского типа, обитатели которых жили в условиях, немногим отличающихся от предыдущего времени. Таких поселений в одной только материковой Греции раскопано несколько десятков. В Кораку, Эвтресисе и многих других селениях не найдено никаких монументальных построек, нет привозных вещей, очень мало ремесленных изделий, за исключением глиняных сосудов.

Состояние производительных сил в позднеэлладское время.

Микенское время - расцвет бронзового века. Из бронзы делались самые разнообразные орудия труда, вооружение, сосуды, украшения и т. д. В районе Микен были найдены бронзовые слитки, топоры, ножи, перстни, гвозди, дверные шарниры и др. В несколько меньшем объёме применялись другие металлы. Из олова делалась кухонная посуда; даже глиняные сосуды изготовлялись с подражанием металлическим образцам. В Немее, севернее Микен, найдены остатки медного рудника. Некоторые учёные предполагают, что источником богатства Микен является разработка месторождений меди. Золото и серебро относительно широко применялись для изготовления всякого рода украшений. Однако такие украшения были дороги и носились только богатыми.

Вопреки долго распространённому мнению, микенская Греция была знакома и с железом, которое, однако, использовалось только для предметов роскоши. В слоях того времени найдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц; в Тиринфе обнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода была освоена техника плавления железа, по образцу плавки меди, но всё ещё при довольно низких температурах: в шлаках микенского времени очень высок процент содержания железа.

Главной отраслью производства было, несомненно, земледелие и связанное с ним скотоводство. В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах. О значительном развитии масличных культур и виноделия свидетельствуют материалы раскопок домов вблизи Микенского акрополя, условно называемые археологами домами «торговца оливковым маслом» и «торговца вином». В первом из них было найдено 39 табличек с надписями линейным письмом Б, в которых учитывался приход и расход оливкового масла.

Разводился в это время крупный рогатый скот; имеются данные о разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась тогда только в боевые колесницы. Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенных данных - значительный рост населения, использование большого числа людей на крупных постройках, развитие ремёсел - приводит к выводу, что производительность труда в сельском хозяйстве должна была к этому времени значительно возрасти.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т..д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников. Громадные каменные блоки весом иногда в десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на добрый десяток километров. Камни для построек вначале обрабатывались тяжёлыми молотами, затем их резали уже бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчётов. Характерно единообразие точно выработанных приёмов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры.

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным. В Зигури найден большой склад керамики, в котором насчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь больших запасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от крупных центров, свидетельствует о значительном развитии гончарного дела.

Совокупность всех этих данных показывает, что ремесло уже отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства. Большая часть ремесленников работала при дворцах местных правителей и была занята производством оружия, строительством, создавала предметы роскоши. Другие, как, например, гончары, вырабатывали предметы широкого потребления.

Внутренняя торговля была развита слабее, чем внешняя. В микенскую Грецию кроме олова ввозились исключительно предметы роскоши. Для сравнения напомним, что в это время на Крите уже встречаются слитки из меди, по форме напоминающие бычью шкуру и игравшие, вероятно, роль денег.

Общественные отношения

После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских я пилосских табличек со знаками линейного письма Б, которые в течение полувека представляли собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношений микенского и позднеминойского общества.

Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. Повидимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов,обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам. Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле; многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.

Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой 50 мечей, в третьей 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи - термин, которым обозначались племенные вожди («цари») в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, повидимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.

Падение микенской культуры

В XIII в. до н. э. выступают всё более отчётливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведется только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя.

Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, повидимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племён. По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. дон. э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н. э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племён дорийцев.

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Это объяснение далеко не достаточно. Упадок микенской культуры начинается по крайней мере за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующего периода и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев. Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры.

Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н. э. многими своими корнями уходит в микенский период.

Микены - древний город на северо-восточном Пелопоннесе на Аргосской равнине. В настоящее время он представляет собой развалины, расположенные в 32 км к северу от залива Арголикос.
Исторически город появился на важном участке пути из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции. Значение его было столь велико, что оставило свой след в древнегреческой мифологии. Согласно легендам, город основал Персей, сын верховного бога Зевса и несчастной Данаи, победитель Медузы Горгоны. Легенды о божественном происхождении Микен должны были подтвердить важность и величие города.

История

Люди жили в этих местах еще в раннем неолите - 5-6 тыс. лет назад. Археологические раскопки показали, что на месте Микен в III тыс. до н. э. стояла деревня. Город появился позднее и к XVII в. до н. э. стал столицей государства ахейцев - самого первого из основных древнегреческих племен. Античный поэт Гомер, описывая ахейцев в эпической поэме «Илиада», подразумевает всех греков Пелопоннеса: столь могущественными стали Микены к тому времени.
О богатстве Микен и роскошном образе жизни их правителей говорят драгоценные находки из погребений микенских царей XVII-XVI вв. до н. э., сделанные при раскопках в XIX в.
В XVI-XV вв. на микенском акрополе были возведены новые, более мощные укрепления, построен царский дворец.
Правил тогда Микенами, по легенде, самый известный из его царей - Атрей, также персонаж из древнегреческой мифологии, сын божественного Пелопса и отец Агамемнона и Менелая - героев поэм Гомера.
Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры.
Расцвет Микен пришелся на 1400-1200 гг. до н. э. Правившие Микенами в XIV-XIII вв. до н. э. потомки царя Атрея возвели толосы - большие круглые купольные усыпальницы, сменившие строившиеся до возвышения Микен скромные шахтные гробницы.
Власть Микен в то время распространялась на всю северную часть Пелопоннеса, микенцы захватили Кносс на Крите, торговали с Древним Египтом и Хеттским царством, Кипром и Сирией.
Понятно, что у такого богатого города было много врагов.
Стены вокруг акрополя стали еще выше, а желающие попасть за них, в крепость, должны были пройти через Львиные ворота. Предвидя жестокие войны и изнурительную осаду Микен, в XII в. до н. э. из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.
Судьбу Микен решил ужасный пожар, случившийся примерно в 1200 г. до н. э. Город погиб в пламени.
Спустя столетия Микены были частично восстановлены, но былое величие к ним уже не вернулось. Хотя, чтобы доказать свою силу, Микены участвовали в Фермопильском сражении 480 г. до н. э. и в Марафонской битве 490 г. до н. э. - крупнейших во время греко-персидских войн 499-449 гг. до н. э.
Весь Пелопоннес захватили дорийцы - другое древнегреческое племя. Своей столицей они сделали соседний Аргос, усиления Микен никак не желали и в 470 г. захватили город и разрушили до основания.
На руинах города некоторое время еще теплилась жизнь, но к II в. он был окончательно покинут и заброшен.
Город играл столь важную роль в античное время, что «микенским» называют весь период доисторической цивилизации в Греции (1600-1100 гг. до н.э.).
Руины древнего города Микены находятся на греческом полуострове . Стратегическое местоположение города - скалистый хребет, нависающий над проходом из Пелопоннеса на север, в остальную часть Греции.
Раскопки в Микенах начал археолог-энтузиаст Генрих Шлиман, утверждавший, что в поэмах Гомера прямо указано на местонахождение захоронений микенских царей.
Раскопки Микен начались лишь в 1874 г., занимался ими Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), уже успевший прославиться находкой «Золота Трои», вылившейся в грандиозный международный скандал. Немецкий археолог вел раскопки до 1876 г. и сумел обнаружить следы цивилизации II тыс. до н. э., описанной в трудах древнегреческого географа Павсания, и до этого считавшиеся таким же мифом, как и легенды о Персее и Медузе Горгоне.
Шлиман стремился найти гробницу микенского царя Агамемнона, и гробницу обнаружил, правда, археологи выражают большое сомнение в том, что это захоронение именно Агамемнона. Зато сокровищ было найдено много: общий вес золотых находок составил более 14 кг. Раскопки подтвердили истинность многих описаний, сделанных Гомером в «Илиаде» и «Одиссее».
Раскопки велись и после Шлимана. Все найденные руины и сооружения можно условно разделить на три группы.
Шахтные гробницы - самые ранние из объектов, раскопанных в Микенах. На самом деле это не шахты, а скорее большие каменные колодцы. Они оказались в неприкосновенности, грабители до них не добрались. Убранство всех шести гробниц поражает необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, вокруг россыпью лежали золотые изделия, от украшений до множества золотых дисков и пластин с чеканкой в виде осьминогов и розеток, а также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота, с тонкой сюжетной золотой и серебряной инкрустацией на клинках. Над могилами установлены стелы, на которых вырезаны изображения колесниц, сцен охоты и спирального орнамента.
Толосы, или купольные гробницы, найдены за городскими стенами. Всего их обнаружено девять, а рядом - большое количество камерных гробниц. Это подземные сводчатые сооружения в форме старинного улья, с высоким куполом. В толос ведет дромос - коридор. Когда обряд захоронения заканчивался, вход закладывали камнем, а дромос забивали землей. Самый большой толос, именуемый «гробницей Атрея», сложен из гигантских каменных блоков. Балка притолоки размерами 38,512 м весит около 120 т (!). Диаметр гробницы - 15 м, высота - 13 м. Хоронили в них, разумеется, не персонажей из древнегреческих мифов - Атрея и Клитемнестру, а представителей царствующей семьи. Купольным гробницам не повезло: их разграбили еще в древности.
Крепостные стены и дворец - самые поздние по времени объекты в Микенах. Стены сложены из громадных каменных глыб. В стене проделаны Львиные ворота с бастионами по сторонам. Своим названием они обязаны треугольной плите наверху, на которой высечены две львицы. Эти звери - единственное дошедшее до наших дней произведение монументальной скульптуры того времени.
От дворца мало что осталось, можно лишь судить по размерам руин, что он был монументален и состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений. Был здесь и дорический храм: найдены его остатки.
В обширном нижнем городе сохранились кварталы с каменными домами зажиточных ремесленников и торговцев, условно названными Дом виноторговца, Дом щитов, Дом торговца маслом.
Рядом с развалинами античных Микен стоит городок, носящий то же название.
С почти лишенной растительности возвышенности, где только алеют маки, на которой под палящим солнцем находятся развалины Микен, открывается панорама всей области Арголис - вплоть до Саронического залива Эгейского моря.


Общая информация

Местонахождение : юг Греции.
Официальный статус : археологический памятник Микены и Тиринф.

Административная принадлежность : децентрализованная администрация Пелопоннеса, Западной Греции и Ионии, административная область (периферия) Пелопоннес, ном Арголида, муниципалитет Аргос-Микены, Греция.
Дата основания : около XVII в. до н э.
Первое письменное упоминание : VIII в. до н. э.
Язык : греческий.

Этнический состав : греки.

Религия : греческое православие.
Денежная единица : евро.

Цифры

Площадь : 0,32 км 2 (период расцвета, 1350 г. до н. э.).

Крепостная стена : длина - около 900 м, вес каменных блоков - от 20 до 100 т, высота - до 7,5 м.

Высота над уровнем моря : 278 м.

Удаленность : 90 км на юго-запад от Афин.

Климат и погода

Средиземноморский.

Теплая зима, жаркое лето.

Средняя температура января : +14°С.

Средняя температура июля : +27°С.
Среднегодовое количество осадков : 400 мм.

Относительная влажность воздуха : 65%.

Достопримечательности

Археологический парк «Микены» : шахтовые гробницы (XVII-XVI вв. до н. э.), крепостные стены (XIV в. до н. э.), Львиные ворота (конец XIV-XIII вв. до н. э.), толосы (камерные гробницы, XV-XIV вв.), дворец (XVI-XIII вв. до н. э.), жилые дома, склады, цистерны, (XIV-XIII вв. до н. э.), зернохранилище (XII в. до н. э.), резервуар «Источник Персея».

Любопытные факты

Древнегреческие мифы об основании Микен Персеем рассказывают, что главные укрепления города были возведены циклопами - могучими великанами. Отсюда и название кладки из грубо обтесанных глыб огромного размера - циклопическая.
■ Название «Микены» явно не греческого происхождения и унаследовано от местных племен эллинами, приехавшими из других мест. Тем не менее мифы связывают это название с греческим словом «микес» - «гриб». Древнегреческий географ Павсаний утверждал, что название придумал сам Персей, посмотрев на грибоподобную вершину, на которой расположились Микены.
■ Первое письменное упоминание Микен встречается в поэмах Гомера.
■ Во второй половине XX в. и в начале XXI в. подлинность Маски Агамемнона была подвергнута сомнению. Некоторые археологи ссылались на то, что еще до раскопок в Микенах Шлиман был замечен в подлогах: он намеренно приносил на раскопках предметы, которые были найдены совершенно в других местах, да и Маска Агамемнона по стилю резко отличается от всего остального, что найдено в Микенах. Официальная точка зрения категорически отрицает подлог.
■ Развалины Микен стали туристическим объектом еще в эпоху Древнего Рима: богатые римляне совершали сюда поездки, чтобы посмотреть на останки былого величия Микен.
■ Шлиман полностью доверял тому, что написано в поэмах Гомера, и соответствующим образом интерпретировал в своих изысканиях. Так, обнаружив в микенской гробнице череп под золотой маской, он тут же воскликнул: «Я узрел лицо Агамемнона!»
■ В 1999 г. руины города Микены внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
■ Из прочих пелопидов (потомков божественного Пелопса), избравших Микены своей столицей, более всего известны жена Агамемнона - Клитемнестра - и ее дети - Орест и Электра. Судьба их, изложенная в мифах, ужасна: Клитемнестра убила мужа («похоронена» в стороне от городской стены Микен), Орест убил собственную мать (погиб от змеиного укуса), Электра (подтолкнула брата к убийству матери, «похоронена» в Микенах). Электра стала главным действующим лицом трагедий, местом действия которых были Микены: «Хоэфоры» Эсхила, «Электра» Софокла, «Электра» и «Орест» Еврипида, «Агамемнон» Сенеки.
■ Как коммерсант, Генрих Шлиман сколотил свое состояние на поставках русской армии во время Крымской войны 1853-1856 гг.: он торговал стратегическим товаром - серой, селитрой, свинцом, оловом, железом и порохом.
■ Микенская цивилизация пришла на смену минойской, когда ее центр - остров Крит был разрушен извержением вулкана Санторин, что послужило основой мифа о гибели Атлантиды.
■ Еще один «именной» предмет, найденный Шлиманом в гробницах Микен в 1876 г., - знаменитая золотая Чаша Нестора. Шлиман заявил, что это именно та чаша, которую Гомер описывал в «Илиаде» как принадлежавшую Нестору, царю Пилоса. Большинство археологов не согласны со Шлиманом: микенское захоронение появилось за три века до предполагаемой даты Троянской войны, да и внешне чаша отличается от описанной Гомером.
■ Район, где находятся руины Микен, экономически развит очень слабо, зато выходцы из этих мест занимали и занимают ведущее место в греческой политике.

Древние греки были убеждены: Микены построил Персей, а толстые, высокие стены из огромных каменных плит по его приказу возвели циклопы – одноглазые чудовища-великаны. Иначе объяснить, как во втором тысячелетии до нашей эры удалось возвести столь грандиозное сооружение, они попросту не могли.

Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.

Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.

Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.

Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.

Власть правителей Микен распространялась на всю близлежащую территорию и, по предположениям учёных, даже охватывала весь север Пелопоннеса (исследователи выдвигают предположение, что цари города вполне могли возглавлять конфедерацию Пелопоннесских царств).

Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).


Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).

Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.

Как выглядел город

Большая часть населения Микен жила вне крепости, у подножия холма. Раскопки, проведённые археологами, показали, что прежде, чем попасть в цитадель, нужно было миновать кладбище, находящееся вне стен города и жилые дома. Обнаруженные постройки в черте города показали, что в его пределах находился дворец, жилые помещения, храмовые сооружения, склады и шахтные гробницы, в которых хоронили представителей правящих династий.

Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров.

Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной – не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн.

Парадные ворота

Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота, ширина и глубина которых составляла около трёх метров.

Построили Львиные ворота в Микенах в тринадцатом веке до нашей эры во время расширения крепостной стены. Возвели их из трёх громадных, слегка обработанных известняковых глыб, а закрывали двумя деревянными створками (об этом свидетельствуют углубления, находящиеся внутри боковых стен).

Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые её положили – это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон, с двумя изображёнными львами. По одной из гипотез, барельеф, венчающий Львиные ворота, является гербом династии Атридов, которая правила городом в то время. По другой – посвящён богини Потнии, являющейся покровительницей всех зверей.


Львы эти развёрнуты друг к другу и, стоя на задних лапах, передними опираются на два находящихся алтаря, между которыми изображена колонна. К сожалению, головы зверей до наших дней не сохранились, но тщательно изучив барельеф, учёные пришли к выводу, что изготовлены они были из другого материала (возможно, из слоновой кости) и скорей всего, смотрели на людей, которые входили в цитадель через Львиные ворота.

Одним из предназначений этого барельефа было замаскировать образовавшуюся дыру: Львиные ворота были выстроены по всем правилам своего времени, поэтому все глыбы, которые нужно было положить над перемычкой, устанавливали со скосом, что давало возможность переместить большую часть нагрузки на боковые стены, между которыми были установлены Львиные ворота.

В результате этого над перемычкой образовалось пустое пространство, куда установили плиту с барельефом, который считается самой ранней монументальной скульптурой микенского периода (перед тем как были обнаружены Микены, были найдены разве что статуэтки высотой в 50 см).

Дворец

Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем с левой стороны упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы (по оценкам специалистов, замок был построен в XIV ст. до н.э., а некоторые найденные в нём фрагменты относятся к более раннему периоду).

Лестница заканчивается в прямоугольном дворе, в который можно было попасть из тронного зала, минуя приёмную и портик с двумя колоннами. Тронный зал имел прямоугольную форму, его крышу поддерживали четыре колонны, а стены были украшены фресками с изображёнными на них боевыми колесницами, лошадьми и женщинами.

Жилые помещения находились с северной стороны замка, многие из них были двухэтажными. Скорее всего, к ним можно было попасть из вестибюля дворца. Также здесь находился храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптурная композиция из двух богинь и ребёнка.

Интересно, что при раскопках, во дворце были найдены глиняные таблички с надписями, которые оказались финансовыми отчётами военных затрат, а также списками работающих на микенских правителей людей: это был перечень рабынь, гребцов, ремесленников. Это даёт повод учёным предположить, что Микены были довольно бюрократическим государством.

Шахтные гробницы

С правой стороны от Львиных ворот были расположены обнесённые каменной оградой шахтные гробницы, в которых хоронили царей. Это были вырубленные скале прямоугольной формы погребальные комнаты, уходящие на глубину от полутора до пяти метров. Сейчас на месте древних захоронений установлены поставленные на ребро каменные плиты, отмечающие их месторасположение. В этих гробницах археологи нашли самые настоящие сокровища – монеты, ювелирные изделия, кольца, чаши, кинжалы, мечи, изготовленные из золота, серебра и бронзы.

Купольные и камерные гробницы

До того как построить крепость, микенцы хоронили своих правителей в так называемых купольных гробницах, которые по форме напоминали огромные купола. Всего археологами было обнаружено девять таких усыпальниц, относящихся к XV-XIV ст. до н.э. Усыпальницы представляли собой подземные сооружения с высоким, сужающимся кверху куполом, который возвышался над землёй. После похорон гробницу закрывали, а коридор, ведущий в погребальную яму, засыпали землёй.

Одной из наиболее известных гробниц этого типа является усыпальница Атрея (XIV ст.), в которую можно было попасть по длинному коридору, дромосу. Погребальная яма находилась под землёй и имела 13 метров высоты и 14 ширины (к сожалению, узнать, что именно забрал с собой царь в загробный мир, установить не удалось, поскольку могила была разграблена ещё в прадавние времена). Над входом в погребальную комнату была установлена девятиметровая квадратная плита. Как именно древние мастера сумели её установить, учёные до сих пор не выяснили.

В находящихся неподалёку камерных гробницах хоронили аристократов и представителей их семейств. Это были в основном вырубленные в склоне горы фамильные склепы, в которые можно пройти по дромосу.

Как добраться до Микен

Желающие увидеть один из самых знаменитых памятников бронзового века, должны учитывать, что он находится на территории археологического парка «Микены», а потому вход на его территорию платный (билет стоит около 8 евро).

До города Микен лучше всего добираться из столицы Греции рейсовым автобусом, дорога в этом случае займёт около двух часов, а билет обойдется в 12 евро. Также можно воспользоваться автомобилем и картой – сначала доехать до города Арго, миновав Коринфский канал, а уже оттуда отправиться в Микенес.

Рядом с деревней Микинес на полуострове . В прошлым являлся крупнейшим центром Микенской цивилизации, в настоящее же время это главнейшая достопримечательность периода античности. Датируется вторым тысячелетием до н. э. В письменных источниках впервые упоминается еще Гомером.

Согласно мифам, Микены были основаны Персеем, убийцей Медузы Горгоны. Здесь жили потомки Даная и переселившихся из Элиды амифаонидов. В 468 г. до н.э. город был уничтожен аргосцами. Руины включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году.

Достопримечательности

Остатки древнего города – это музей под открытым небом, который обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней.

Главные достопримечательности Микен:

  • Львиные ворота, охранявшие вход в цитадель,
  • купольные гробницы (толосы),
  • мегароны царя и царицы,
  • королевское кладбище,
  • дворец Агамемнона,
  • гробница Агамемнона.

Посещение археологического парка платное. Единый билет стоит 8 евро (дети до 18 лет - бесплатно) и действует при посещении Микенского акрополя, «Сокровищницы Атрея» и Археологического музея.

В 7 км к югу от Микен находится Аргив-Эрейон (Иреон Аргивский), который является святилищем Геры. Открыт для посещения ежедневно, в сезон с 8:30 до 15:00. Вход бесплатный.

Видео

Как добраться до Микен

Древние руины находятся примерно в 90 км от города и рядом с городом Аргос. Добраться до Микен из Афин можно на автобусе, который отправляется с междугороднего автовокзала КТЕЛ Афинон. Ехать 2 ч, проезд стоит 12 евро.

Также можно доехать на такси из любой точки Пелопоннеса. К городу также организуются экскурсии.

Отели

Рядом с археологическим парком расположена деревня Микинес (в 2 км), где есть несколько отелей, в которых можно остановиться на ночь, а на утро отправиться на осмотр древнего города.

Побольше выбор жилья в городе Аргос, являющийся ближайшим к Микенам крупным населенным пунктом. Забронировать отели можно на

Свои поселения греки-ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен — их строительство стало острой необходимостью. Таким примером являются Микены. Микены - это древний город-крепость, которую окружали крепостные стены, сложенные из монолитных глыб. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь » - «верхний город», Пространство между глыбами было заполнено грунтом и глиной. Это так называемая «циклопическая кладка». Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Крепость располагает двумя воротами – у северо-западного угла находятся главные ворота, известные, как Львиные, тогда, как на северной стороне расположены ворота второстепенного значения. К Львиным воротам вела основная дорога. Знаменитые «» — венчает монолитный фронтон с изображением двух львов, опирающихся на небольшой двойной алтарь.


Львы, головы которых не сохранились, охраняют колонну — символ дворца микенских правителей. Потолок и притолока весят предположительно более 20 тонн. Ширина ворот 3 метра. Раньше ворота закрывались деревянными створками. Мы поднимаемся до них, и фотографируемся в их проёме на память. Под вратами дует хороший сквознячок. От ворот дорога поднимается на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. Поднимаемся ещё выше. Внутри крепостной стены, справа от главного входа, находится знаменитое захоронение, которое окружено круговыми оградами, образуя знаменитые могильные круги.


Здесь ведутся археологические раскопки, и туда проходить нельзя, мы можем смотреть на них только сверху. Одной из его самых выдающихся находок в каменном круге были царские захоронения 1600-1500 гг. до н.э., то есть относящимися к раннему периоду микенской культуры. Поднимаемся выше по склону горы. Здесь уже хорошо жарит солнце, +24 C’ в тени. Подниматься не просто.


Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого около 40 м. На вершине акрополя находятся развалины царского дворца 13-го в. до н.э. Это место огорожено. В центре дворца когда-то было парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине - мегарон.

Здесь наверху можно присесть на камни и отдохнуть, после крутого подъёма. Далее обходим скалу с другой стороны, и спускаемся по окружной дороге. Северо-восточный выступ был пристоен в 12 веке до н. э. с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы. К цистерне подходил терракотовый водопровод. Тайные резервуары обеспечивали дворцу постоянную подачу воды, даже в случае осады. Мы обнаружили вход в цистерну, которая представляет собой скрытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, и далее.

Здесь было уже темновато, и можно воспользоваться светом своего телефона. Далеко идти жутковато.

Внизу под склоном горы есть археологический музей. Под стеклом экспозиции древних предметов: гребни, бусы, керамические изделия.

Родовой склеп царя Агамемнона

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. царей-полководцев Микен и других греческих городов-государств хоронили в гробницах, известных под названием толос. Толос, раскопанный в Микенах, был назван сокровищницей Артея, так как поначалу решили, что это захоронение отца Агамемнона — Артея.

Мы проходим через узкий проход в гробницу под курганом. Тело царя вместе с его оружием и сокровищами помещали в склеп, напоминающий по форме пчелиный улей. Это огромный купольный зал высотой 12 м и шириной 14 м., построенный без использования кладочного раствора в 1250 г. до н.э. Гробница была сооружена в 13-м веке до н.э. и состоит из длинного (36 метров) коридора, круглого помещения, накрытого куполом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Зал пустой здесь ничего нет. Акустика здесь восхитительная. Следов захоронения в гробнице обнаружено не было, возможно она разграблена в более ранние времена.

Это золотая погребальная маска одного из первых микенских царей.

Сначала считалось, что она была сделана с легендарного царя Агамемнона, воевавшего против Трои в знаменитой Троянской войне, но теперь известно, что маска относится к гораздо более древнему периоду. Но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царём и так и называется: «Маска Агамемнона». Маска находится в музее, но естественно это копия. Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу лица. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!