Население земли народы языки религии страны города. Население земли, его рост, национальности, языки и проблемы

Технологическая карта урока географии

Народы, языки и религии мира

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать разнообразие языков и религий мира, их размещение на Земле.

Задачи урока

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

5) Формировать толерантное отношение к культуре других народов.

Планируемые результаты:

Предметные

Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира, районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям.

Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий..

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, парная

Основные понятия

Народ, языковая семья, религии (христианство, ислам, буддизм)

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Ресурсы

Рабочий лист, мультимедийная презентация

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить?

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Начать новую тему урока я хочу со стихотворения «Про народ-этнос» (авт. Найденова Е.А.):

Подошел, друзья, черед рассказать вам про НАРОД.

Слово будто бы не ново, но что значит это слово?

Все в нем будто без затей: это множество?... (людей)

У народов (этносов, наций) есть приметы, станут вам они заметны.

Всех примет по счету шесть, каждой отдадим мы честь:

Счет открыт, прошу вниманья: у народов есть?.. (НАЗВАНЬЯ)

Роль им важная дана, они словно имена

Позволяют нам не сбиться и к народам обратиться.

Англичане, итальянцы, русские, американцы.

Я открою вам секрет: одинаковых двух нет.

Кеты, нивхи, тофалары, немцы, удэгэ, татары,

Сербы, орочи, мари, вепсы, энцы, лопари.

Перейдем к другой примете: каждый человек на свете

С детства говорить привык, потому что есть?.. (ЯЗЫК)

Языков на свете много, и они равны пред Богом.

Как чужой язык понять? Его надо?.. (изучать)

А теперь примета три: на людей ты посмотри,

Каждому принадлежит свой особый ВНЕШНИЙ?.. (ВИД)

Кожи цвет, волос и глаз различаются у нас.

Даже у сестер двоих форма носа, глаз свои

Люди с темной, светлой кожей только внешне не похожи,

Но в любом народе есть ум, порядочность и честь.

Хорошо, что этот мир нам приносит красок пир,

Разноцветие во всем: и в живом, и в не живом.

Вот четвертая примета: дарит каждому планета

Уголок особенный, все мы любим?.. (РОДИНУ)

Могут родиной быть горы, могут быть - степей просторы,

Берег моря, лес густой или тундры мох цветной.

Верю я, примету пять вам не трудно угадать.

Это песни, игры, пляски, и пословицы, и сказки,

И одежда, и дома, и особая еда,

И картины, и скульптура. Все это, друзья?.. (КУЛЬТУРА)

Даже наше поведенье есть культуры проявленье:

Как здороваемся, спим, умываемся, сидим.

Как гостей встречаем в доме, как мы праздники проводим,

В Бога верим или нет - это все культуры след

Наконец, примета шесть – ОСОЗНАНЬЕ, КТО ТЫ есть:

Русский, удэге, калмык, чех, поляк или таджик.

Детям смешанных семей, кто они, понять сложней.

Папа русский, мама – шведка. Кем себя считает детка

Надо две культуры знать, мостиком меж ними стать.

Оба полюбить народа, их соединить природу,

Выучить два языка, хоть работа велика!

Но владенье языками щедро наградит?.. (друзьями)

Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

И так, тема нашего урока «Народы, языки и религии мира» . Какую цель мы с вами поставим?

Что такое народ?

Давайте составим план урока:

Сколько народов живет на Земле?

Какие религии исповедуют народы Земли?


На каких языках говорят народы Земли?


Проблемный вопрос «Может ли появиться сейчас новый народ на Земле?»

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей ).

Используя текст учебника, дайте определение термину «народ» (народ- совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке)

Что отличает один народ от другого? (единство языка)

А сейчас работаем по рядам парами. У каждого ряда свое задание

    Сколько народов сейчас живет на Земле?

    Назовите народы, численность которых более 100 млн.чел.

    По каким признакам различаются народы мира?

Изучите пункт 1, параграфа 13 (стр. 44) и ответьте на вопросы:

    Что такое языковая семья?

    Сколько языковых семей существует в мире?

    Какая языковая семья является самой большой в мире?

    Используя карту, (атлас стр.18-19 «Народы») приведите примеры языковых семей живущих на Евразии?

Изучите пункт 1, параграфа 13 (стр. 44) и ответьте на вопросы:

    Какие языки являются самыми крупными?

    Сколько населения мира говорит на данных языках?

    Как вы понимаете термин «мертвый язык»?

    Приведите пример такого языка

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, пока один ряд отчитывается, два других делают записи в свои рабочие листы (отчет рядов о выполненной работе)

Ребята, обратите внимание на такое противоречие: среди крупных народов нет англичан. А в диаграмме английский язык стоит на 2 месте. Почему, как вы думаете? (ответы детей) (это объясняется, что на одном языке говорят несколько народов)

А вы можете мне привести пример, где один народ говорит на нескольких языках (швейцары – французский, немецкий, итальянский, ретроманский)

А сейчас давайте сделаем вывод? Что мы узнали нового о народах и языках? (ответы детей) .

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

У нас с вами остался еще один вопрос, который мы не рассмотрели. Как он звучит? (Какие религии исповедуют народы Земли?

Используя текст параграфа 13, пункт 2, ответьте на вопросы?

    Что такое религия?

    Какую роль играет религия в жизни человека?

    На какие группы делятся религии?

    Назовите мировые религии?

    Назовите национальные религии?

А сейчас заполните рабочий лист.

(ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

1. Дополните предложения: Совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке, называют ___________________________

2. 2/3 населения мира говорят на _______ самых распространенных языках

3. Перечислите мировые религии: _____________________________________________________

4. Расставьте народы мира по мере убывания их численности:

а) русские в) бенгальцы

б) хиндустанцы г) китайцы

5. Установите соответствие между религиями и странами, в которых они наиболее распространены:

1. индуизм а) Япония

2.иудаизм б) Израиль

3.синтоизм в) Китай

4.конфуцианство г) Индия

6. Добавьте правильное число: Около 95% всех верующих приходится на долю ______ наиболее распространенных религий.

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующий тест

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, чем вы занимались сегодня на уроке и для чего (ответы детей

Давайте отметим на наш проблемный вопрос (ответы детей)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 13

Выполнить задание «Мои географические исследования»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Прием незаконченного предложения

    На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

    На этом уроке меня порадовало…

    Я похвалил бы себя…

    Особенно мне понравилось…

    После урока мне захотелось…

    Я мечтаю о …

    Сегодня мне удалось…

    Я сумел…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал, что…

    Я научился…

    Меня удивило…

Цель урока: расширить и систематизировать знания о языковом и этническом составе населения; формировать знания о языковых семьях и группах, о мировых религиях; рассмотреть религию как явление культуры; способствовать развитию толерантного религиозного мировоззрения учащихся; совершенствовать практические умения и навыки анализировать текстовые, картографические и статистические материалы; научить выделять главное из общего потока информации; воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Оборудование: атлас, политическая карта мира

Тип урока: комбинированный

Ход урока

І. Организационныймомент.

ІІ. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

2. Работа с картой у доски.

3. Блицопрос

Что такое эмиграция?

Что такое иммиграция?

Что такое сальдо миграций?

Что такое демографическая политика?

Какие страны проводят демографическую политику сокращения рождаемости? Увеличения рождаемости? Почему?

Какая демографическая политика проводится в Украине?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учеников.

В мире насчитывается свыше 3,5 тыс. этносов (народов). При этом на 300 крупнейших народов приходится приблизительно 95% населения Земли. Условие формирования народа — проживание на одной территории. Каждый народ имеет свою историю, традиции и культуру. Важнейшей частью куль-туры народа является религия. Она имеет большое значение не только в жизни стран, но и отдельных людей. Особо важное влияние она имеет на быт, обы-чаи, характер, на рождаемость, положение женщины в семье и обществе.

І V . Актуализация и повторение знаний и умений учащихся.

Какие вы знаете внешние признаки основных человеческих рас?

Каков национальный состав населения Украины?

На каких языках разговаривают жители соседних с Украиной стран?

Какие религии вы знаете? Какие из них распространены в Украине?

V. Изучение нового материала. Работа со словарём на протяжении урока.

Этнический состав населения мира (рассказ учителя с элементами беседы).

Этнический составнаселения мира — результат длительного исторического процесса. Этот процесс включает и расселение человечества, и приспособление отдельных человеческих общ-ностей к природным условиям конкретной территории, и взаимо-действие между человеческими сообществами (торговля, военные действия, соседские отношения и прочее), когда происходил обмен культурными достижениями. Исторически сложились различия, отличающие одно человеческое сообщество от другого. Такими различиями являются прежде всего язык, историческая судьба, особенности хозяйствования, быта, традиции и морально-этические нормы повседневной жизни. Общность территории и государственность, религия придают постоянство тому или иному сообществу и дают возможность определить его как явление, получившее название «этнос».

Этнос — устойчивая социальная группировка людей, которая возникла исторически, развивалась в определенной природ-ной среде, и в процессе развития приобрела присущие только ей черты.

Этнос всегда является неповторимым комплексом признаков, по которым можно определить этническую принадлежность лю-бого человека. Это может быть манера одеваться, приветствовать, есть или спать, пользоваться определенным хозяйственным инвентарем или домашней утварью и т.п. То есть в основе каж-дого этноса лежат определенные стереотипы и нормы, которые наследуются, формируя определенный психический склад и поведение (ментальность). Эти отличия называют традиционной (или этнической) культурой. Она складывается на протяжении исторического времени в процессе приспособления определенного человеческого сообщества к условиям окружающей природной среды. Потребности человека в пище, безопасности, тепле побуж-дают к поискам средств существования в природе, стимулируют создание орудий труда, оружия, транспортных средств, строи-тельства жилья, его обустройства и т. д. Так формируется целый комплекс элементов материальной культуры , а пости-жение окружающего мира, закрепляясь в ритуалах и связанных с ними песнях, танцах, сказаниях, рисунках формирует духовную культуру определенного этноса. Верования, религия закрепляют процесс формирования морально-этических норм, ценностей, стереотипов поведения, ментальности. Основой единства этноса является система этнокультурной информации между поколениями, зафиксированная в языке.

Сколько языков, столько и народов. Как правило, каждый народ разговаривает на одном — родном языке. Язык коренного (наиболее многочисленного в государстве) народа получает статус государственного

Работа с таблицей «Наиболее распространённые языки мира», коллективное обсуждение.

Наиболее распространённые языковые семьи и группы (рассказ учителя, работа с атласом).

Именно по принципу род-ственности языков народы мира объединены в языковые семьи. Наибольшей по численности является индоевропейская семья, которая насчитывает свыше 2,6млрд. человек. На ее языках разговаривает основная часть жите-лей Европы, Америки, Австралии. В Западной Европе больше всего прожи-вает представителей германской и романской языковых групп. К первой из их принадлежат немцы и англичане, ко второй — французы и итальянцы. В Центральной и Восточной Европе преобладают славяне.

Более разнообразен этнический состав населения Азии. Народы, которые здесь проживают, принадлежат к разным языковым семьям. Кроме индо-европейской, наибольшими из них являются китайско-тибетская, семито-хамитская и тайская. Представители семито-хамитской семьи проживают и в Северной Африке. На другой территории материка преобладают народы, которые принадлежат к нигеро-кордофанской и нило-сахарской семьям.

Семьи делятся на языковые группы. Так, индоевропейская семья вклю-чает романскую (французы, итальянцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы), немецкую (немцы, англичане, шведы, австралийцы, американцы), индо-арийскую (бенгальцы, хиндуетанцы, бихарцы), славянскую, иранскую и другие группы.

Наиболее многочисленная группа в китайско-тибетской семье — китай-ская. Китайцы составляют приблизительно пятую часть населения Земли. Большинство из них населяют восточную часть Китая, значительное количе-ство живет в странах Юго-Восточной Азии. К семито-хамитской семье при-надлежат арабы, евреи Израиля, ассирийцы. Наиболее многочисленный на-род этой семьи — арабы. Границы их расселения приблизительно совпадают с границами арабских стран

Таблица

Языковая семья

Языковая группа

Индоевропейская

Германская

Немцы, австрийцы, шведы англичане

Романская

Итальянцы, французы, испанцы, румыны

Славянская

Русские, украинцы, сербы, болгары, поляки

Уральская

Финны, эстонцы, венгры

Алтайская

Казахи, узбеки, туркмены, азербайджанцы, якуты, татары, турки

Сино-тибетская

Китайцы, тибетцы, бирманцы

Афрозиатская или семито-хамитская

Арабские народы, евреи, берберы

Нигеро-кордофская, нило-сахарская

Народы Африки

Кроме, китайцев и арабов, к наиболее многочисленным народам Азии и всего мира также принадлежат хиндустанцы, бенгальцы, россияне. Примечательно, что общая численность десяти крупнейших народов мира составляет около половины человечества.

Географический практикум

Когда один человек хочет подчеркнуть, что не понимает другого, то ис-пользует такую фразу: «Мы говорим на разных языках». Легко ли вам найти общий язык со своими товарищами? Считаете ли вы необходимым понять их или настаиваете на своем? Как вы считаете, какие трудности в общении с жителями других стран, кроме знания языка, могут препят-ствовать налаживанию контактов с ними?

Религия как явление культуры. Мировые религии (рассказ учителя, выступление учащихся, работа с картой и учебником).

Религия — одно из явлений культуры, мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного, на освящении норм морали.

Работа с таблицей «Мировые религии»

Из более чем 4 млрд. верующих большинство исповедуют одну из ми-ровых религий, к которым относятся буддизм, христианство и ислам.

Христианство (выступление учащегося)

В I в. до н. э. возникло христианство . Эта религия быстро распространилась сначала в Римской империи, потеснив другие верования, а потом и по всей Европе. На сегодня численность христиан превышает 1,7 млрд. человек. Эта религия является наиболее распространенной в Европе, Северной Америке, Австралии.

Христиане верят в единого Бога, который имеет три ипостаси — Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Основная идея христианства — идея греха и спасение души человека. Очищение от грехов происходит, когда люди сознают, что они грешны, и направляют свои мысли и дела на освобождение от грехов.

В XI в. христианство распалось на два направления: католицизм и православие. Если католики подчинены только Папе Римскому, то у православных существуют независимые (автокефальные) церкви. Есть и другие отличия, например в отправлении служб: католики крестят детей, обливая их водой, православные — трижды погружая их в воду.

В XVI в. от католицизма откололось третье направление христиан-ства — протестантизм.

Буддизм (выступление учащегося).

Буддизм — древнейшая мировая религия, которая возникла в IVв. до н. э. Центральное место в этом учении занимает нравственность. Численность лю-дей, которые исповедуют буддизм, по разным оценкам составляет от 300 до 500 млн. человек. В основном это жители Юго-Восточной и Восточной Азии.

Ислам (выступление учащегося).

Наиболее молодой мировой религией является ислам. Эта религия возникла в VI в. среди населения Аравийского полуострова. Ислам часто называют му-сульманством (магометанством), возможно, это связано с именем основателя ислама — пророка Мухаммеда. Основные положения ислама, его догмы и культы изложены в сурах (главах) Корана. Каждый мусульманин обязан учить Коран и признавать Мухаммеда «виднейшим и последним пророком». Большинство современных сторонников ислама проживает в Юго-Западной и Центральной Азии, Северной Африке и частично в Юго-Восточной Азии. На сегодня насчитывается свыше 1,2 млрд. мусульман.

Кроме мировых религий, значительное число верующих исповедуют национальные религии. К ним принадлежат почти 800 млн. сторонников инду-изма (Индия), около 220 млн. последователей конфуциантства (Китай), син-тоисты (Япония) и иудеи (Израиль).

VI. Рефлексия.

Метод «5 предложений» - учащиеся с помощью 5 предложений делают вывод по изученной теме урока.

Домашнее задание.

VII. Итог урока

На данном уроке решаются следующие цели и задачи:

Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс

Цели:

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель: Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Оргмомент.

Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.

Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.

План-маршрут урока.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание.
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.

Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам

Слайд 2.

Слайд 3.

Изучение новой темы.

– Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.

Остановка №1.
Человеческие расы.

Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас.

Участвуют в беседе.

Слайды 3–5.

– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?

Отвечают на вопросы.

Слайд 3.

– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас?

Называют, потом разрисовывают схему в тетради.

Слайд 4.

Проводит словарную работу.

По очереди читают определения.

Слайд 5.

Остановка №2.
Численность населения.

Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.

Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.

Слайд 6.

Слайд 7.

Остановка №3.
Главные области расселения населения.


Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?

Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.

Слайд 8.

Остановка №4.
Привал.

Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

Выполняют упражнения.

Остановка №5.
Народы мира.

Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.

Читают определение.

Слушают учителя, рассматривают слайды.
Анализ рисунка.

Слайд 9.

Слайды 10–12.
Слайд 13.

Остановка №6.
Страны мира.

– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах.
Оценивает работы.

Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.

Слайд 14.

Слайд 15.

Остановка №7.
Религии мира.

– Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы.
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.

Несколько учащихся получают опережающее задание.

Выступления учащихся.
– Христианство.
– Ислам.
– Буддизм.

Слайд 16.

Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.

Обобщение урока.

– Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание.
Завершение урока.

Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.

Слайд 24.
Слайд 25.


Население земли, его состав, количество постоянно будоражит умы человечества. Вопросов возникает много. Нас становится больше или меньше? Если количество людей возрастает, то хватит ли на всех воды и пищи?

Население земли по расам

На шести континентах земного шара проживает много национальностей, но население земли в основном представляют 4 расы:
. европеоидная;
. монголоидная;
. негроидная;
. австралоидная.

Безусловно, первая группа в основном проживает в Европе, вторая в Азии, негроиды преобладают в Африке, а австралоидная группа населяет Австралию. Однако к основным группам относится только 70 процентов населения, остальные 30 составляют группы, образовавшиеся в результате расовых смешений. Так появились группы метисов, мулатов и самбо.

Расовые группы проявляются в племенах, народностях, нациях. На земном шаре можно встретить народность, численность населения которой не более 1000, в то время как численность китайцев давно уже превысила миллиардный рубеж.

Население земли живет в разных государствах, в которых может проживать одна национальность, но, как правило, в одном государстве проживает множество наций со своими традициями, обрядами, вероисповеданием, что часто является источником конфликтов с выяснением межнациональных отношений.


Если бы нас было 100

Если представить население земли, численность которого постоянно растет в процентном соотношении, то по расовым признакам азиаты составят 57%, европейцев будет 21%, южные и северные американцы - 14%, а африканцы представляют всего 8%.

На земле проживает 52% женщин и 42% мужчин, из них всего 30% белых, 11% относят себя к гомосексуалистам.

Мировое богатство в основном принадлежит 6% процентам богатых американцев, а бомжами становятся почти 60% земного населения.

Только 1% всего населения имеет компьютерную технику, только 1% приобрел высшее образование.
Только 67% людей на земле даже не ценят возможность употреблять чистую воду, в то время как 24% вообще живут без электричества.

В век разнообразного изобилия у одних, 50% людей постоянно живут полуголодными, а 1% населения умирает от голода.
В мире 10% алкоголиков, и 1% ВИЧ-инфицированных.

Данная статистика заставляет пересмотреть каждый свой день и научиться ценить все то, что мы имеем.


На каких языках в основном мы общаемся

Население земли составляет группу, говорящую на множестве языков, представленных языковыми семьями и языковыми группами.

Индоевропейская семья является самой большой, на этих языках говорит более половины населения всего мира, это:
. английский;
. хинди;
. испанский;
. русский;
. бенгальский;
. португальский;
. немецкий;
. французский.

Ярким представителем китайско-тибетской языковой семьи является китайский, однако он имеет столько диалектов, что люди, живущие в разных местах, порой не понимают друг друга.

Русский и китайский языки стали одними из распространенных языков благодаря величине занимаемой площади земного шара. При знакомстве с языковыми семьями нельзя не отметить такие, как:
- нигеро-кордофанскую (зулусы, банту, тегали, волофы и другие);
- афразийскую (арабы, евреи, галлы, сомали, хауса и другие);
- алтайскую (татары, туркмены, казахи, калмыки, турки, якуты и другие);
- дарвидийскую (тамилы, каннара, телугу, малаяли);
- австронезийскую (маори, гавайцы, малайцы, таитяне и другие);
- уральскую (эстонцы, венгры, грузины, чеченцы, удмурты и другие).

Если численность населения растет

Согласно статистике, постоянно наблюдается демографический рост. Население земли увеличивается с каждым годом, несмотря на то, что только от голода в Африке ежедневно умирает около 25 тысяч человек. Многих волнует вопрос, насколько же хватит запасов земли, чтобы избежать голода.

Эксперты ООН подсчитали, что на данный момент еды на земле хватит на 9 миллиардов. Проблема не в отсутствии еды на земле, а в распределении этой еды.

Если 900 миллионов человек голодают, то 1,5 миллиарда не могут похудеть и болеют от излишнего веса.

Постоянный спрос на продукты питания будет вызывать рост предложений и, безусловно, рост цен.

Намного хуже будет с водой, по оценке тех же экспертов ООН уже к 2050 году нехватка воды будет составлять 40%. Как выход из создавшего положения будет разработка высоких технологий по использованию и очистке воды.

Еще одной проблемой является увеличение концентрации углекислого газа по мере развития промышленности. Нехватка чистого воздуха становится причиной массовых заболеваний.

Миграция и урбанизация населения

Население земли, численность которого превысило 7 миллиардов, медленно, но уверенно переезжает в города. При этом будет расти не их благосостояние, а увеличится количество пригородных трущоб - к 2030 году половина горожан будут жить в трущобах.

Постоянное стремление к благосостоянию заставляет людей мигрировать в поисках работы. Более 3% населения земли постоянно переезжает, чтобы найти более высокооплачиваемую работу. Дешевая рабочая сила более всего востребована в США.

Около 100 тыс. лет назад у древних предков современного человека начала формироваться речь. Примерно 12 тыс. лет назад, когда большие группы людей оказались отрезанными друг от друга из-за повышения уровня , началось формирование разных языков и народов.

Сколько народов и языков на Земле

Народ - совокупность людей, проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. Каждый народ имеет свою культуру и традиции. Единство языка - главный признак, отличающий один народ от другого. Число народов и языков в ходе человеческой истории постоянно изменяется. Учёные считают, что сейчас на Земле около 5 тыс. народов и языков. В большинстве случаев названия народа и языка совпадают. Однако число людей, говорящих на данном языке, и народов, для которых он является родным, различно.

Языки по своему сходству и происхождению объединяются в языковые семьи. Таких семей около 20. Самая крупная из них - индоевропейская, на её языках говорит почти половина всего человечества. К ним относится и русский язык.

Несмотря на то что количество языков огромно, 2/3 населения мира говорит на 12 языках.

Кроме различий по языку, народы различаются по численности. Численность большинства народов Земли невелика - менее 1 млн человек. При этом выделяются наиболее многочисленные народы: китайцы, хиндустанцы, американцы , бенгальцы, бразильцы, русские, японцы. Численность каждого из них более 100 млн человек.

Религии

С давних времён люди объясняли происходящее вокруг них действиями сверхъестественных существ - духов, демонов, богов. Так появились религиозные верования. С помощью религии люди пытались понять окружающий их мир, постичь смысл жизни. Роль религии огромна и по сей день. Людей, верующих в какое-либо божество, больше, чем неверующих (атеистов). Религия влияет на обычаи, культуру и быт людей, их хозяйственную и политическую деятельность.

В мире существуют сотни религий. Некоторые из них овладели душами и умами большого количества людей в разных частях Земли.

Около 95 % всех верующих приходится на долю 12 наиболее распространённых религий. Среди них - христианство, ислам и буддизм.

Наряду с мировыми существуют национальные религии. Среди них по числу верующих выделяется индуизм, распространённый в . Он возник примерно за 1500 лет до наступления нашей эры. Основатель неизвестен. Индуисты поклоняются многим богам (Брахме, Вишну, Шиве) и верят, как и буддисты, в перевоплощение душ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!