Наследие императорской семьи. Семейное наследие

Министру культуры Российской Федерации

Мединскому Владимиру Ростиславовичу

от Атаманенко Николая Ивановича

Уважаемый Владимир Ростиславович!

В средствах массовой информации в последние годы все чаще появляется противоречивая информация о судьбе Наследия семьи Рерихов. Многих граждан нашей страны и соотечественников за ее пределами волнует участь и перспективы развития созданного два года назад филиала Государственного музея Востока – Государственного Музея Рерихов. Система управления: Государственный Музей Востока – Музей Рерихов не отвечает текущим задачам становления Музея и планам его перспективного развития.

Возглавляющий Государственный Музей Востока — Александр Всеволодович Седов практически передал руководство деятельностью Музея своей бывшей жене – Анне Сергеевне Ковалец, которая работает в музее заместителем генерального директора по науке. После запрещения родственникам руководящих работников работать на руководящих должностях в одной государственной бюджетной организации культуры, А.В. Седов и А.С. Ковалец развелись, сохранив при этом семейные отношения на прежнем уровне с совместным ведением хозяйства. Фактически все вопросы, и не только семейные, но и служебные, решаются теперь только после одобрения Анны Сергеевны Ковалец.

С ее подачи появилась новая идея создания буддийского центра на базе здания, где расположился сейчас Музей Рерихов (Малый Знаменский пер., дом 3/5). Эта идея была сразу поддержана Седовым А.В. и к её реализации уже приступили. Таким образом, план становления Государственного Музея с коллекцией произведений и уникальным материалом философского Наследия семьи Рерихов оказывается под угрозой забвения. Последствия такого изменения в судьбе Усадьбы Лопухиных не ждут ни противники, ни сторонники идеи создания Музея Рерихов. Скандал неизбежен, и в него будут вовлечены и руководители Министерства культуры РФ, как вышестоящей организации — инициатора решения о создании Филиала ГМВ.

Обращаю внимание, что решение о месте размещении Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., дом 3/5) было принято руководством СССР (М.С. Горбачевым и Н.И. Рыжковым) после того, как Святослав Николаевич Рерих лично выбрал и одобрил размещение Архива и культурно-художественного Наследия семьи Рерихов, передаваемого в дар советскому народу, в этот вариант размещения. Это было одно из условий С.Н.Рериха по передаче Наследия из Индии в СССР с целью создания Центра-Музея Рерихов, концепцию которого он изложил в своей знаменитой статье «Медлить нельзя!» (опубликована в газете «Советская культура», 29 июля 1989 г.). Этот же вариант места размещения Наследия Рерихов в усадьбе Лопухиных, был подтвержден Вами 16.02.2016 года решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов».

В сложившейся ситуации становится окончательно понятно, что судьба Наследия Рерихов руководителей ГМВ совершенно не интересует. Об этом можно судить и по проходящей сейчас выставке на ВДНХ. В павильоне, до сих пор не принятом по акту, не приспособленном для проведения выставок живописных работ и их хранения согласно музейным требованиям, плохо работают системы вентиляции и климатического контроля, практически отсутствует противопожарная и охранная системы, т.е. в любой момент страна может лишиться картин Рериха.

Вопросами приспособления павильона к выставочной деятельности ведал заместитель директора по эксплуатации музейного оборудования Александр Александрович Лемещук. Генеральный директор А.В. Седов доверил право подписи финансовых документов и распоряжение большими бюджетными средствами человеку сомнительной репутации. Выясняется, что А.А.Лемещук не имеет высшего образования, а диплом, предъявленный им в отдел кадров ГМВ, является подделкой. Через него фактически идут потоки средств, что позволяет ему «рулить» не только по хозяйственным вопросам, но и вмешиваться в решение вопросов, не имеющих отношение к его обязанностям.

Прошу Вас принять меры по защите Музея Рерихов – Филиала Государственного музея Востока от некомпетентного руководства, не заинтересованного в развитии Государственного Музея и сохранении Наследия семьи Рерихов.

PS: Также ставлю Вас в известность, что данное письмо и Ваш ответ будут опубликованы на интернет-сайте «Агнивести» (Новостной канал Рериховского движения).

Когда мне было 3-4 года, мы с дедом наводили порядок в гараже, и мне на полке попалась деревянная ложка. Я спросила у деда, кто сделал эту ложку. Дед сказал, что эту ложку сделал мой прадед. А еще он рассказал, что прадед был мастер резьбы по дереву. Я ничего не поняла и забыла про этот разговор. А сейчас, когда я пошла в школу, меня стало интересовать все, в том числе и наследие нашей семьи. И тут я вспомнила давний разговор с дедушкой о деревянной ложке. Вот с этой ложки все и началось.

Актуальность моей исследовательской работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.

Проблема , которую я вижу, - мир вокруг меня и мы становимся более жесткими, менее добрыми, перестаем видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.

Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.

История страны складывается из судеб миллионов ее граждан. Одной их них является судьба моего прадеда и его детей.

Цель исследования : сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Задачи:

1. Ближе познакомиться с биографией прадеда и его сыновей.

2. Изучить мир их интересов и увлечений.

3. Узнать побольше о технике резьбы по дереву.

Прежде чем приступить к данной исследовательской работе, я составила план, мне нужно было ответить на вопрос: «Как я могу узнать что-то новое о том, что исследую». Самыми доступными для меня методами исследования оказались: наблюдение, анализ, самостоятельное размышление, работа с архивными материалами, изучение литературы, получение информации в сети Интернет.

Для выполнения данной работы я использовала документы из семейного архива и сельского краеведческого музея. Систематизировала творческие работы прадеда, беседовала с родственниками, брала интервью, снимала видео. По результатам опроса составила мемораты.

Основная часть

Насколько трудной, настолько и интересной была судьба прадеда. Родился Петр Степанович Пикуль в селе Христиновка Мазановского района Амурской области 18 февраля в 1929 году. (И я родилась 18 февраля) Семья была большая, десять детей. Детство было голодным, одеть нечего.

В годы войны работал в колхозе. После войны прадед строил дома, делал печи. А больше всего любил вырезать из дерева разную утварь (ложки, поварешки, чашки). Прадед делал резные ставни, которые до сих пор сохранились как реликвия. Шли годы, прадед женился, и у него родились дочь да три сына. Когда сыновья подросли, стал их обучать своему ремеслу.

«Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить - он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют моего прадеда.

Проводя исследовательскую работу, нам с бабушкой пришлось изучить литературу, обратиться на страницы Интернета, чтобы узнать, какие существуют виды резьбы по дереву. А затем определить, какими из них владеют мои прадед и деды Николай Петрович, Владимир Петрович и Сергей Петрович.

Мы выяснили следующее: художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. Резьба различается по видам — геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная резьба и объемная резьба.

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д

Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы. Условно можно выделить три основных типа:

  1. Сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба).
  2. Глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы).
  3. скульптурная резьба.
  4. Домовая резьба(является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Проводя исследовательскую работу про деревянную ложку, я узнала следующее. Деревянная ложка состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Держало - черенок, рукоять ложки.
  • Черпало(черпак) - полукруглая «рабочая» часть, ковш, которым зачерпывают пищу.
  • Едало - углубление, полость в черпаке с лицевой стороны.
  • Соединительная перемычка - связывает держало с черпалом.

Творческое наследие не угасло с уходом прадеда из жизни. Его талант к резьбе по дереву передался сыновья Николаю, Владимиру, Сергею. Я еще не знаю, разовьется ли у меня талант резьбе по дереву, но уже сейчас с дедом начинаю вырезать, но пока еще плохо получается. К сожалению, я родилась в тот год, когда не стало прадеда, но я его очень люблю, и у меня складывается впечатление, что я его очень хорошо знаю.

Вот так, шаг за шагом, в процессе исследования открывалась передо мной страничка истории моей семьи. Безымянные, неведомые предки становились роднее и ближе. Работы оставленные прадедом в наследство словно ожили и заговорили.

Заключение

В большой семье живут и передаются из уст в уста семейные предания, семейные реликвии, которые послужили хорошим подспорьем в моей работе. Благодаря моей бабушке, Пикуль Татьяне Викторовне, и моему деду, Пикуль Николаю Петровичу (они меня воспитывают, т. к. моя мама умерла, когда мне было полтора месяца), удалось собрать данный материал, творческие работы моего прадеда и его сыновей.

Моя работа поможет сохранить эту память для потомков, и, может быть, спустя много лет, кто-нибудь из моих детей, внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для их работы станет это исследование. Теперь для меня наполнились конкретным смыслом такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «моя семья и род».

Выводы, к которым я пришла в процессе исследования:

1. Ближе познакомилась с биографией прадеда.

2. Изучила мир интересов и увлечений его сыновей.

3. Узнала много нового и интересного о технике резьбы по дереву.

Науке известен факт, что в жизни человека нередко складываются ситуации, словно скопированные из жизни его родителей и предков. К примеру, деда раскулачили и выслали в Сибирь, у отца отобрали дом и посадили на длительный срок, а у самого человека, уже в наши дни, отняли бизнес и вынудили покинуть страну. Другой пример: у бабушки через год после ее замужества муж погибает на фронте, у матери через год после свадьбы муж уходит из семьи, а девушка (их внучка и дочь соответственно) пребывает в полном отчаянии из-за того, что отношения с молодыми людьми никогда не длятся больше полугода.

Консультируя людей по самым разным жизненным вопросам, мы обнаружили, что повторы сценариев у представителей разных поколений одного рода осуществляются через чувства. Определяющим является чувство, которое унаследовал и подсознательно готов испытывать человек, и именно под это чувство «подбираются» жизненные обстоятельства, в которых он оказывается.

В примере с бизнесменом, вынужденным уехать из страны и начать жизнь с чистого листа, унаследованным является чувство его деда, пережившего потерю всего, что он имел, - дома, земли, семьи, родины. То же довелось испытать его отцу, хотя он жил в другое время и в иных обстоятельствах. Сам бизнесмен живет в другую эпоху, во времена принципиально иной ситуации в стране, и политической, и экономической. Однако унаследованное им чувство и подсознательная готовность пережить потерю реализовалось с прежней силой уже в третьем поколении.

В случае с девушкой, которой никак не удается выстроить хоть сколь-нибудь длительные отношения, унаследованным чувством является отчаяние в связи с потерей любимого мужчины. Горе бабушки, в молодости лишившейся мужа, передалось матери девушки, которая испытала такое же сильное отчаяние, когда ее муж ушел от нее, а затем это же отчаяние испытывает сама девушка, хотя и находится в другой ситуации. Обстоятельства разные, чувство - то же.

Энергетический кризис

О чувствах принято думать, будто они берутся откуда-то изнутри, сами по себе, и так же непредсказуемо проходят, исчезают или меняются на другие. Мы же утверждаем, что каждое чувство - это отдельная энергия, которая в силу определенных причин входит в человека и, находясь внутри него, неизбежно реализует себя в его жизни.

Любая энергия всегда проигрывается в жизни человека и приводит к тому, что он испытывает соответствующее чувство. К примеру, если человек вобрал в себя энергию печали, в его жизни происходит что-то, что заставляет его грустить. Если в человеке поселилась энергия страха, его напугают; чувство вины приведет к тому, что его в чем-нибудь обвинят; энергия стыда заставит оказаться в неловком положении. Если вам перешло по наследству чувство долга, оно будет реализовываться в вашей жизни обстоятельствами, в которых вы будете ощущать себя должником - сначала морально, а вскоре и материально.

Чем больше одной и той же энергии находится внутри человека, тем более ярким и значимым событием она реализуется, так как любая энергия имеет свойство накапливаться, притягивая себе подобную. Если она увеличивается, усиливается и степень ее влияния на нашу жизнь.

Чувства, которые человек испытывает, шагая по своему жизненному пути, и есть энергии, с которыми он взаимодействует в течение жизни. Энергии принято разделять на позитивные и негативные. Позитивные так или иначе связаны с энергией любви, которая присутствует в каждом без исключения, поскольку является основой человеческого бытия. Негативные являются ее противоположностью и тоже имеются в каждом человеке примерно в одинаковом количестве, но в разном соотношении.

Когда о ком-то говорят, к примеру, «он очень жесткий» или «она всегда всем недовольна», это означает, что в человеке накопилось значительное количество энергии одного вида. Она-то и приводит к тому, что ему приходится проигрывать одно и то же чувство все чаще. Ситуация будет складываться таким образом, что человеку придется все усерднее проявлять жесткость или все острее испытывать недовольство. Между тем ни жесткость, ни недовольство не являются неизменными качествами этих людей. Это подтверждается ситуациями, в которых жесткий по характеру человек может проявлять мягкость и даже нежность, а человек обычно недовольный может испытывать удовлетворение и радость.

Ни одно чувство, за исключением любви, не является неотъемлемой частью нашей сущности. Все они - энергии, которые приводятся в движение усилием самого человека: их можно отпускать, высвобождать, снимать с тонких тел, усиливать, уменьшать, менять на другие. Обучаясь осознанно управлять своими чувствами, человек начинает преобразовывать энергии внутри себя и таким образом влиять на события своей жизни, ведь обстоятельства подстраиваются под чувство. Следовательно, управление своей жизнью начинается с осознания своих чувств и своей способности управлять ими.

Отцы и дети

Наш опыт консультирования показывает, что любая проблемная ситуация, в которой оказывается человек, берет начало в предыдущих поколениях, у родителей, бабушек-дедушек, а иногда и прабабушек и прадедушек. Привычка жить в каком-либо чувстве или испытывать какое-то чувство в определенных ситуациях, определенном возрасте или по отношению к определенным людям перенимается у родственников старшего поколения и реализуется уже в своей жизни, в современных обстоятельствах.

Наследование чувств происходит выборочно, ведь ни один человек не повторяет в точности, целиком и полностью, судьбу своего родителя или предка. Выбор этот определяется задачами, ради решения которых человек пришел на этот свет. Дух сам определяет место и время своего воплощения так, чтобы эти условия наилучшим образом способствовали решению его задач. Так как человек чаще всего не помнит о своих прошлых воплощениях, ему трудно понять задачи этой жизни и еще труднее увидеть в сегодняшних неурядицах и проблемах совершенные, идеальные условия для осмысления своего жизненного урока.

Решение любой задачи должно начинаться с ее осмысления. Человек существует в трех ипостасях - дух, душа и тело, из которых уровень духа является первичным. Способность действовать осмысленно, а не только инстинктивно, отличает человека от иных существ и является для него наиважнейшей, так как является работой духа, которую не в состоянии выполнить за человека ни одно другое живое существо и ни один самый современный компьютер. Осознание того, что в каждой проблемной ситуации кроется определенный жизненный урок, который нужен самому человеку как духу, пришедшему в эту жизнь учиться и развиваться, - первый шаг на пути решения проблемы. Нахождение взаимосвязи между проблемной ситуацией человека и негативным чувством, унаследованным им от родителей или предков, позволяет определить источник возникновения негативной энергии и объясняет истинные причины сложившихся обстоятельств.

Такое понимание дает, во-первых, возможность устранить первопричину проблемы, а не пытаться изменить ее следствие - внешние обстоятельства. А во-вторых, позволяет снять всякого рода обвинения в адрес родителей: становится очевидно, что все их ошибки и промашки в отношении ребенка, будь то недостаток внимания или, напротив, избыточная забота, в действительности были необходимы самому человеку для осмысления своего урока.

Душа обязана трудиться

Следующий после осознания шаг - это замена негативного чувства на позитивное, благоприятное для человека. Речь идет о работе на уровне души. На этом этапе человеку предстоит учиться самому отслеживать свои чувства, понимать, откуда они возникли, и отпускать их. Так, человеку с большим количеством энергии недовольства придется учиться быть довольным собой и своей жизнью; человеку, обиженному и обвиняющему других, предстоит узнать, что такое жизнь без обид и обвинений; а тому, кто привык оказывать давление на партнера или во всем его контролировать, предстоит учиться доверию.

Привычка испытывать негативные чувства в той или иной ситуации не исчезнет сама по себе, здесь требуется осознанная и постоянная работа с собой в течение определенного периода времени, как правило, нескольких недель. Результатом станет устойчивое, стабильное позитивное чувство в душе, под которое все более явственно будут выстраиваться и события жизни. Например, чем больше в душе человека энергии довольства, чем выше готовность испытывать радость, тем чаще в его жизни случаются события, которые его радуют. И так далее. Все действия на уровне души осуществляются на тонком плане, поэтому учиться осознанно обращаться с энергиями лучше всего с помощью медитации. В медитации можно найти негативное чувство, определить его месторасположение на уровне тела, отпустить его, привлечь и сформировать благоприятную энергию, запустить в жизнь новое, желаемое чувство, которое и привлечет в жизнь соответствующие обстоятельства.

Части тела

Третий шаг - уровень физический, работа с телом. Тело человека отображает состояние его духа и души. Все негативные энергии, которые человек вобрал в себя и не отпустил, накапливаются, увеличиваются и уплотняются. Отсюда возникают изменения в теле и в самочувствии.

У каждой энергии есть свое месторасположение. К примеру, правая сторона тела соотносится с женскими энергиями. У девушек, чья женская суть по каким-либо причинам не раскрыта в полной мере, на тонком плане движение энергий на правой стороне тела затруднено или блокировано. Левая сторона - мужская и отображает развитие в человеке мужских энергий и отношение к мужчинам и мужскому миру. Верхняя часть тела связана с будущим, нижняя - с прошлым. Болезненные ощущения в нижней части тела так или иначе связаны с эмоциональными переживаниями и проблемами, тянущимися из прошлого. Текущее состояние, «здесь и сейчас», отображает третья чакра - район солнечного сплетения. Здесь скапливается большое количество страхов: страх двигаться вперед, страх перед будущим, страхи перед родителем или за родителя, страх взрослеть и заниматься своей жизнью. Все эти страхи ложатся на тонкое тело человека и заставляют его сжиматься, сдавливаться. Отсюда - соответствующие ощущения в районе желудка, а также заболевания пищеварительного тракта.

Множество энергетических подключений находится у человека на голове. Это напрямую влияет на то, как человек думает, приходят ли ему идеи, открыт ли он для нового, хорошая ли у него память. Не случайно считается, что отпуск, поездка, смена обстановки - хороший способ дать голове отдохнуть, отключить привычный ход мыслей и набраться новых идей. Еще большего эффекта можно достичь, если заниматься собой, осознанно очищая голову в медитации. У человека с блокировками на тонком плане на голове находится шлем или присутствуют шоры, ограничивающие его мировоззрение и не позволяющие видеть мир во всей полноте. Другой тип подключений проявляется в виде труб, проводов, прутьев и обручей вокруг головы. Отсюда - тяжесть, мутность, напряжение в голове, головные боли. Гибкий ум, светлая голова и ясные, четкие мысли - признак того, что человек находится в свободном энергетическом потоке, и ничто не препятствует движению энергий сквозь него.

Сердце отображает все, что происходит в жизни человека, и хорошее, и плохое. Оно - источник любви, и потому состояние сердца зависит прежде всего от того, что творится в жизни человека с любовью. Возможность любить, находиться рядом с любимым человеком и испытывать счастье взаимной любви сохраняет сердце здоровым и сильным. В этом случае поток жизненной энергии беспрепятственно течет через сердце во все органы тела. Любые запреты, связанные с состоянием любви, перекрывают поток энергии, вгоняют человека в состояние депрессии, лишают его сил, хорошего настроения, желания жить, творить, двигаться вперед и чего-то достигать. Недовольство, жалость, обиды, разочарование, чувство долга - все имеет свое место на теле человека. Зная основные правила расположения негативных энергий и сочетая физические упражнения с работой души, можно достичь максимальных результатов.

Любую проблему в жизни можно решить, если задействовать все три уровня своего существования: дух, душу и тело. Без осознания негативной модели, унаследованной от прошлых поколений, невозможно ее устранить, ведь она является уроком для человека. Одни только физические упражнения, без замены чувств, которые испытывает человек и которые несет в себе подсознательно, дают лишь временное облегчение. Йога наилучшим образом помогает запустить в движение энергии тонкого слоя, устраняет блоки и застои, способствует гибкости души и тела. Однако если базовое унаследованное чувство не осмыслено и не отпущено, этот блок быстро возвращается на место и приводит к новым проблемам. Осознание своего жизненного урока и чувств, которые ему сопутствуют, открывает дверь к счастью и возможности управлять своей жизнью.

оглавление

    Введение…………………………………………………с. 2 – 3

    Основная часть…………………………………………..с. 3 – 9

2.1. Мой дедушка………………………………………..с.3 – 5

2.2. Наследие деда - наследие моей семьи……………..с.5 – 9

3.Вывод………………………………………………………с. 9 – 10

4. Список литературы……………………………………….с.10

5. Приложение……………………………………………….с.11 – 14

Введение

Великий классик Л.Н. Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Я позволю себе перефразировать это гениальное изречение в следующее: «Семья, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех её членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества. Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.
В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи.

Выбор темы моей работы, поэтому и неслучаен : «Наследие деда - наследие моей семьи».

Актуальность моей работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.

Проблема , которую я вижу, - мир вокруг меня и мы становимся более жёсткими, менее добрыми, перестаём видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.

Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.

История страны складывается из судеб миллионов её граждан. Одной из их них является судьба моих дедов и их детей.

Цель исследования : сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией своей семьи.

2. Изучить мир интересов и увлечений своей семьи.

3. Узнать больше о ретро - автомобилях.

Этапы исследования:

I . Подготовительный – определение области исследования и сбор информации.

II . Основной –

1) Обзор литературы, интернет – ресурсов, семейный архив.

2) Определение структуры реферата.

III . Заключительный - формулирование результатов исследования и выводов.

В своей работе использовала следующие методы:

Основная часть

Мой дедушка

Семья играет для нас очень важную роль. Самой природой заложено в человеке трепетное отношение и преданность к тем людям, с которыми он рос. У каждой семьи свои обычаи, свои традиции, своя история. Каждая частица этих знаний бережно передается из поколения в поколение с воспоминаниями бабушек и дедушек. Наша семья бережно хранит все самые дорогие для нас вещи: фотографии, старые книги, документы наших предков, вещи (у нас есть старый патефон и шкаф), иконы.

Но одной, самой дорогой ценностью для моей семьи, для мужчин в моей семье, является автомобиль «ГАЗ – 21» 1969 года выпуска. Этот автомобиль достался моей семье от дедушки, рано ушедшего от нас, по линии моего отца - Изосимова Игоря Дмитриевича.

Мой дедушка родился в сентябре 1940 года в деревне Емуртла Упоровского района. Окончив среднюю школу, поступил в сельскохозяйственный техникум, получил специальность инженера-технолога, отслужил в армии. Свою трудовую деятельность начал трактористом. В дальнейшем, после переезда в город Тюмень работал инженером на Судостроительном заводе, заместителем начальника Областного управления Коммунального хозяйства, в дирекции строящихся предприятий г. Тюмени, в объединении «Сибкомплектмонтаж».

Также дедушка окончил Партийную школу, был депутатом Тюменского областного Совета. Благодаря труду моего дедушки был построен Велижанский водозабор, очистительные сооружения, промышленные предприятия в областной столице и Тюменской области.

Его заслуги перед Тюменской областью были оценены. Он имел много благодарственных наград, награжден орденом «Дружбы народов», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Дедушка увлекался спортом (волейболом, легкой атлетикой), автомобилями, охотой. Автомобили – были его главным увлечением. Своего сына Александра (моего папу), дедушка тоже заинтересовал своим увлечением.

Наследие деда – наследие моей семьи

Ретро-машины - это отдельный подкласс автолюбителей, разбросанных по всему миру. Некоторые собирают марки, другие - модные гаджеты, а любители «старины» не могут и недели прожить без обсуждения (а иногда и, действительно, «собирания») моделей старых авто.

Уже в течение нескольких лет мой папа – Изосимов Александр Игоревич, инженер ОАО «Газпромдобыча Ямбург» и мой старший брат – Изосимов Игорь, выпускник нашей школы, занимаются реставрацией ретро - машин.

Папа- Изосимов Александр Игоревич

Брат – Изосимов Игорь

Первый автомобиль, над реставрацией которого упорно трудились мои папа и брат – ГАЗ – 21 «Волга». (Приложение 1)

В 1953-м году на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова было принято решение о разработке полностью новой модели легкового автомобиля, который заменил бы на конвейере устаревшую, по меркам мировой автомобильной моды, легендарную М-20 « Победа ». Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки « Форда » - «прародителя» ГАЗ а. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.

В 1958 году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена “Гран-при”. В Бельгии “Волгу” окрестили “танком на колесах”. В Финляндии и Норвегии - “танком во фраке”. В Англии о “Волге” говорили как о “рабочей лошади”.

Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая.

Свой автомобиль мы называем «Белая молния», охотно катаемся на нём в летнее время года.

Мои папа и брат участвуют в ретро – парадах нашего города.

В 2013 году наша «Белая молния принимала участие в автопробеге Чемпионата России по автомобильному спорту «Упорово 2013», в автопробеге автоклуба «Ретро – Тюмень».


Мой папа общается с автолюбителями других городов и регионов, следит за любыми новинками ретро – индустрии, с этой целью автолюбители создали свой собственный сайт.

Не так давно был отреставрирован ещё один автомобиль – «ГАЗ – 69» 1970 года выпуска. (Приложение 2)


Конструкторские работы над ГАЗ-69 начались тоже на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Моисеевича Вассермана в 1946 году.

При этом ГАЗ-69 в основном предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А - для народного хозяйства. Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами. Наш же автомобиль более позднего года выпуска, поэтому и боковину у него уже иные. Позднее, производство данных автомобилей перешло в город Ульяновск.

ГАЗ-69 «газик» больше признан армейским автомобилем, в основном предназначен для комсостава, а позднее для перевозки военного оружия.

На грунтовых дорогах, изобилующих кочками и ямами, машина нещадно прыгала, прямо как заупрямившийся козел. В результате к ней быстро прилепилось прозвище «козлик» и стало почти нарицательным.

В реставрации этого автомобиля, на момент отсутствия папы, большую часть работ выполнил мой старший брат Игорь.

У Игоря есть и своё увлечение. Он коллекционирует различные автомобили, интересующих его моделей, только в уменьшенном (игрушечном) виде.

В настоящее время мой папа и брат работают над реставрацией известной всему миру инвалидки, созданной Серпуховским мотоциклетным заводом.


В народе этот автомобиль - мотоколяску называли по-разному «жаба», «лягушка», она была в основном предназначена для людей-инвалидов, но после экранизации легендарного фильма Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», где гениальный актёр Евгений Моргунов сыграл так называемого «инвалида», в народе закрепилось и существует поныне прозвище «Моргуновка». (Приложение 3)

Конечно, возникает вопрос, а остальные члены моей семьи, т.е., я и моя мама Надежда Леонидовна, какую роль во всём этом выполняет мы?

Ответ очевиден! Мы с мамой являемся моральной поддержкой и надёжным тылом для наших мужчин. Мы умеем слушать и слышать мужскую половину нашей семьи.

Вывод

В нашем ХХІ веке – сложном, полном инноваций, трудно сохранить доверительные, тёплые отношения между детьми и родителями. Это ведь не только извечная проблема «отцов и детей», но и противостояние разных веков. И мне вдвойне отрадно осознавать, что мой папа и брат нашли общее, то, что их объединило, то, чем они вместе живут и дышат. Они бережно хранят и продолжают то, что начал мой дедушка – Изосимов Игорь Дмитриевич.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что пройдёт время, и потомки нашей семьи продолжат дело, начатое нашим дедом, ведь семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи. Не нужно забывать главного - то, как сложится жизнь ребенка, во многом зависит от того, как вы ему ее преподнесете. Если вы сможете донести до него всё прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью, и в мир, окружающих его людей.

Список литературы

    В. Зацепин, В. Цимбалюк. Мы и наша семья. Москва «Молодая Гвардия», 1988 с. 78

    Книга о «Газ-21 Волга». Большая книга о машине грёз,- Иван Падерин- 4-е издание, 2006г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9C%D0%97_%D0%A13%D0%90

    Семейные традиции .

    Семейные ценности.

Презентация книг «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» издательства "Никея" состоялась 24 марта в Музее-Храме Святителя Николая в Толмачах.


Семья Пестовых-Соколовых – это три поколения уникальной московской поистине православной семьи. На протяжении многих поколений вера в Бога помогала Соколовым – Пестовым выстоять в непростое время XX века, и только благодаря вере они сохранили стойкость духа и лучшие традиции православной семьи.

На встрече присутствовала Екатерина Соколова-Ткаченко, вторая дочь Натальи Николаевны и отца Владимира, внучка Николая Евграфовича Пестова, протоиерей Николай Соколов а также отец Николай Важнов, настоятель маросейского храма, супруг Любови Владимировны, младшей дочки матушки Наталии Николаевны Соколовой.

10 не придуманных историй веры

Собравшихся приветствовал директор издательства “Никея” Владимир Лучанинов. “Мы видим переход от XX века к XXI в истории одной семьи”, – сказал Владимир, – “сейчас все говорят о разрыве традиций. У нас нет опыта воплощения Евангельских заповедей, на которые мы могли бы опереться”, и все же есть одна семья, в которой традиции веры были удивительным образом сохранены в самые трудные годы.

Владимир Лучанинов вспомнил о психологическом эксперименте, который проводился в XX веке, когда в комнату пускали одного человека и двадцать подготовленных участников, отвечавших неправильно на очевидный вопрос. Выслушав неправильные ответы, ничего не подозревавший человек, тоже говорил неверный ответ, но, если в группе был хоть один участник, отвечавший правильно, тот человек чувствовал поддержку и тоже озвучивал верное мнение. По словам директора “Никеи” собрания воспоминаний Пестовых-Соколовых для многих в годы гонений на Церковь стало именно такой поддержкой. “Эти книги называют белое – белым”, – добавил он.

Владимир Лучанинов вспомнил себя студентом Свято-Тихоновского православного университета. Его факультет перевели на станцию метро Юго-Западная и из центра Москвы теперь до занятий приходилось добираться довольно долго. В мрачном настроении в лифте с друзьями, поднимаясь на пары, он встретил протоиерея Николая Соколова. Шел Великий пост. Отец Николай улыбнулся хмурым студентам “Ешьте шоколад, и все будет хорошо”, – подбодрил протоиерей Николай Соколов, разрешив, чтобы победить уныние, небольшое послабление поста

“Роду Соколовых – 300 лет”, – начал свой рассказ протоиерей Николай Соколов, – “Мои дедушки и бабушки – ‘волжане’, выходцы с Волги, бабушка – из Углича. Я помню, как в моем детстве мы с бабушкой посещали Третьяковскую галерею. Остановившись перед картиной “Утро стрелецкой казни”, бабушка сказала “никогда не выступай против власти. Вот, – расстреливают наших предков”

Рассказывая о Николае Евграфовиче Пестове, протоиерей Николай вспомнил, как видел его горячо молящимся в четыре-пять утра. “Мы просыпались от того, что дедушка плакал и бил поклоны. Он был горящей свечой перед Богом. Бабушка говорила ему: “Оставь ты Бога в покое, Он тебе все простил”. Только после смерти дедушки мы узнали, за что он просил прощения”. Михаил Евграфович сражался против Колчака на стороне Красной армии, но “Бог вернул его на Свою сторону”.

Первым читателем книг Михаила Евграфовича стал его сын Николай Пестов, погибший на фронте в Смоленской области в 1943 году. Получив похоронку, Михаил Евграфович нашел в себе силы сказать “Слава Богу за все”, такова была сила его веры. Письма Коли Пестова с фронта, никогда ранее не издававшиеся, войдут новое издание книги “Жизнь для вечности”. Эти письма - ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили.

Протоиерей Николай Соколов представил также иконы написанные Натальей Николаевной. “Она не могла не писать, писала то, что было у нее на душе”, – сказал отец Николай, показав собравшимся образ Богоматери, написанный Натальей Николаевной под вдохновением от такого же образа, явившегося ей в форме инея на окне морозным утром.

Тепло вспоминал Наталью Николаевну и священник Николай Важнов, называя ее не иначе как “своей второй мамой”.

“Мы имели счастье ухаживать за ней до последних дней, – сказал отец Николай, – милость Божия – жить в такой замечательной семье Соколовых”. Натальи Николаевны не стало 24 января 2013 года. Она была живым свидетелем эпохи мученичества, исповедничества, писала прекрасные иконы, дарила любовь ближним. Священнику Николаю Важнову при встрече матушка Наталия подарила свой нательный крестик в знак своей любви, который он продолжает носить по сей день.

“Каким счастливым было время нашего детства!”, – вспоминала, выступая на встрече Екатерина Соколова-Ткаченко, – “Мы не видели ни пьянства, ни ссор. Нас оберегали от всего”. Екатерина Владимировна прочитала два отрывка из дневников матушки Наталии, которые та вела с 1936-го года. Трогательные и не по-детски мудрые письма 10-летней девочки и надпись, сделанная рукой ее мамы, – в 11 лет, в день рождения она “убрала навсегда свой кукольный уголок”. Детство кончилось.

“Когда началось “дело врачей”, на кафедре дедушки судили как врага народа ведущего химика. Профессора Юшкевича впоследствии приговорили, но дедушка не принимал в этом участия. Он демонстративно встал и вышел из зала”, – рассказала Екатерина Соколова-Ткаченко.

“Мои родители не были пионерами, но они очень хорошо учились, никаких санкций на них по этому поводу не накладывали. Причин отказа вступить в пионерскую организацию они не называли. Когда их вызывали, просто молчали”, – вспомнила Екатерина.

“В нашу семью часто приезжала монахиня Магдалина Пашкевич из Марфо-Мариинской обители. Она была из дворянского рода. Еще в 1917-1918 году она преподавала математику в Марфо-Мариинской обители. В то время, когда она приходила к нам, мне было 10 лет, а она была уже в возрасте, прошла и тюрьма, и ссылки. У нее не было пенсии, она жила на пожертвования. В Москве она останавливалась у нас, а потом уезжала обратно в неотапливаемый барак, а бабушка посылала ей посылки. Она была человеком необыкновенной души, очень кроткой. В один из визитов дедушка предложил ей принять у нас ванну и попросил меня вымыть ванну. Я почему-то сказала “не хочу”, уже не могу вспомнить почему. Наш кроткий дедушка сам взял специальную мочалку, вымыл ванну, а мне сказал: “сейчас ты отказалась вымыть ванну для святого человека. Ты знаешь, что она прошла страшную ссылку и тюрьмы, а ты не захотела сделать для нее даже такую малость. Подумай, кому ты отказала?”. Я помню об этом до сих пор”.

Бесконечное количество трогательных историй звучало на встрече, но всем было ясно, что их не уместить в формат небольшого диалога. Издательство “Никея” планирует издать серию их десяти книг. Некоторые из них уже издавались, со многими воспоминаниями читатели смогут познакомиться впервые.

Серию «Наследие семьи Пестовых и Соколовых» открывает книга Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая в конце XX века стала бестселлером на церковном рынке. Посвященная “всем православным женщинам”, эта книга стала своего рода духовным руководством по воспитанию детей и семейной жизни уже для нескольких поколений православных семей.

Всего же планируется выпустить около 10-и книг.

Благодаря этим текстам мы сможем соприкоснуться со всем двадцатым веком, от первых его лет до последних. Проникнутые искренней верой, теплотой и любовью к ближним, слова из книг семьи Пестовых-Соколовых всегда будут звучать мощно и современно. Ведь это слова тех, кто жил для Вечности.

Наталия Николаевна Соколова, дочь известного православного подвижника, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова (1892 -1982), вдова священника Владимира Соколова (1920–1995), мать пятерых детей.

Николай (1950г.р.), Серафим (Епископ Сергий) (1951 -2000), Екатерина (1952 г.р.), Любовь (1954 г.р.), Фёдор (1959-2000). Все они посвятили свои жизни служению Церкви: дочери Любовь и Екатерина - регенты церковных хоров, сын Николай - настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, профессор, духовник Олимпийской сборной команды РФ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!