Незнакомка краткое. Анализ стихотворения Незнакомка кратко

Дон Педро , принц Арагонский.

Дон Хуан , его побочный брат.

Клавдио , молодой знатный флорентинец.

Бенедикт , молодой знатный падуанец.

Леонато , мессинский губернатор.

Антонио , его брат.

Бальтазар , слуга дона Педро.

Борачио 1
Борачио – смысловое имя. По-испански оно означает «пьяница» (boriacho).

, Конрад – приближенные дона Хуана.

Отец Франциск , монах.

Кизил , полицейский пристав.

Булава , помощник его.

Протоколист .

Мальчик .

Геро , дочь Леонато.

Беатриче , племянница Леонато.

Маргарита , Урсула – камеристки Геро.

Гонцы, стража, свита, слуги.


Место действия – Мессина.

Акт I

Сцена 1

Перед домом Леонато.

Входят Леонато , Геро , Беатриче и гонец .

Леонато

Я вижу из этого письма, что герцог Арагонский прибудет сегодня вечером к нам в Мессину.

Гонец

Сейчас он уже близко: я его оставил мили за три отсюда.

Леонато

Сколько же дворян потеряли вы в этом сражении?

Гонец

Очень немного; а из знатных – никого.

Леонато

Победа – двойная, когда победители возвращаются без потерь. В письме сообщается, что дон Педро весьма отличил молодого флорентийца по имени Клавдио.

Гонец

Он вполне заслужил это, и дон Педро, упомянув о нем, лишь воздал ему должное: синьор Клавдио превзошел все, что можно было ожидать от него в его возрасте: он дрался как лев во образе агнца. Словом, он превысил все надежды настолько, что это превышает мое уменье рассказывать.

Леонато

В Мессине у него есть дядя, которого эти вести очень порадуют.

Гонец

Я уже вручил ему письма: он очень обрадовался им – до такой степени, что радость из стыдливости прибегла к наружным признакам горести.

Леонато

Он заплакал?

Гонец

Неудержимо.

Леонато

Сердечный избыток сердечности! Что может быть правдивее лица, омытого подобными слезами? Насколько лучше плакать от радости, чем радоваться слезам!

Беатриче

А скажите, пожалуйста, синьор Фехтовальщик вернулся с войны или нет?

Гонец

Я такого имени не слыхал, синьора. В нашем войске такого человека не было.

Леонато

О ком это ты спрашиваешь, племянница?

Геро

Кузина имела в виду синьора Бенедикта из Падуи.

Гонец

А, он вернулся; и такой же весельчак, как всегда.

Беатриче

Он по всей Мессине развесил объявления, вызывая Купидона на состязание в стрельбе острыми стрелами, а дядюшкин шут прочел вызов, расписался за Купидона и предложил состязаться тупыми стрелами.

Скажите, пожалуйста, много людей он на этой войне убил и съел? То есть много ли он убил? Потому что съесть всех, кого он убьет, обещала я.

Леонато

Право, племянница, ты слишком нападаешь на синьора Бенедикта; но я не сомневаюсь, что он поладит тобой.

Гонец

Он очень отличился на войне, сударыня.

Беатриче

Верно, у вас был залежалый провиант, он помог вам с ним управиться? Он доблестный обжора, желудок у него превосходный.

Гонец

Он превосходный воин, сударыня.

Беатриче

Да, когда с дамами; а каков-то он с кавалерами?

Гонец

С кавалером он – кавалер, а с воином – воин: он полон всяких достоинств.

Беатриче

Прямо-таки начинен ими, как пирог; но что до качества начинки… все мы – люди смертные.

Леонато

Не принимайте, сударь мой, всерьез выходок моей племянницы. Между нею и синьором Бенедиктом идет шуточная война: стоит им только сойтись, как сейчас же начинается перестрелка остротами.

Беатриче

Увы, он никогда не остается в выигрыше! В нашей последней стычке четыре из его пяти умственных способностей получили тяжелое увечье, и теперь им управляет одна-единственная; если у него хоть малая толика ума осталась – так хватит разве на то, чтобы отличить его от его лошади. Это единственное, что дает ему право называться разумным существом. А кто теперь его приятель? У него ведь каждый месяц новый названый братец.

Гонец

Возможно ли?

Беатриче

Очень даже возможно; его верность – все равно что фасон его шляп: меняется с каждой новой болванкой.

Гонец

Я вижу, сударыня, что этот кавалер не записан у вас в книге почета.

Беатриче

Нет! Будь это так, я сожгла бы всю мою библиотеку. Но все-таки – кто же его приятель? Неужели не какого-нибудь молодого шалопая, который готов с ним вместе отправиться хоть к самому черту?

Гонец

Он чаще всего бывает в обществе благородного Клавдио.

Беатриче

О Господи! Он пристанет к нему, как болезнь: он прилипчивее чумы, а кто им заразится, тот непременно сойдет с ума. Помоги, Создатель, благородному Клавдио! Если он заразился Бенедиктом, леченье обойдется ему в тысячу фунтов.

Гонец

Разрешите мне быть вашим другом, синьора.

Беатриче

Сделайте одолжение, милый друг.

Леонато

Ну, племянница, тебе-то уж не грозит опасность сойти с ума.

Беатриче

Разве что в январе жара хватит.

Гонец

Идет дон Педро.

Входят дон Педро , дон Хуан , Клавдио , Бенедикт и Бальтазар .

Дон Педро

Добрейший синьор Леонато, вы сами причиняете себе беспокойство. Другие стараются избежать лишних расходов, а вы сами напрашиваетесь на них.

Леонато

Беспокойство никогда не является в мой дом в лице вашего высочества. Ведь когда беспокойство исчезает – остается облегчение, а когда вы от меня уезжаете – остается огорчение, а счастье говорит: «прости».

Дон Педро

Вы слишком охотно берете на себя заботы. – Это, вероятно, ваша дочь?

Леонато

По крайней мере ее мать не раз мне это говорила.

Бенедикт

А вы разве сомневались в этом, что спрашивали ее?

Леонато

Нет, синьор Бенедикт, потому что вы тогда были еще ребенком.

Дон Педро

Получайте, Бенедикт. Теперь ясно, чем вы стали, когда сделались мужчиной. – Но, право, ее лицо ясно говорит, кто ее отец. (К Геро.) Будьте счастливы, сударыня; вы походите лицом на достойнейшего человека.

Бенедикт

Хотя синьор Леонато и отец ей, однако я уверен, что она за всю Мессину не согласилась бы иметь его голову на своих плечах, – как ни велико между ними сходство.

Беатриче

Удивляюсь, как это вам охота все время болтать, синьор Бенедикт, когда на вас никто не обращает внимания.

Бенедикт

Как, милейшая Шпилька, вы еще живы?

Беатриче

Может ли Шпилька умереть, когда у нее есть такой удобный предмет для уколов, как синьор Бенедикт? Сама Любезность должна превратиться в Шпильку в вашем присутствии.

Бенедикт

Тогда Любезность станет оборотнем. Но одно верно: в меня влюблены все дамы, за исключением вас одной. А я, хоть и от всего сердца хотел бы, чтобы мое сердце не было таким жестоким, ни одной из них не люблю.

Беатриче

Какое счастье для женщин! Иначе им пришлось бы терпеть убийственного поклонника. Благодарю Бога и мою холодную кровь за то, что в этом я похожа на вас: для меня приятнее слушать, как моя собака лает на ворон, чем как мужчина клянется мне в любви.

Бенедикт

Да укрепит небо вашу милость в подобных чувствах! Это избавит немало синьоров от царапин на физиономии.

Беатриче

Если физиономия вроде вашей, так от царапин хуже не станет.

Бенедикт

Ну, вам бы только попугаев обучать.

Беатриче

Птица моей выучки будет лучше, чем животное, похожее на вас.

Бенедикт

Хотел бы я, чтобы моя лошадь равнялась быстротой и неутомимостью с вашим язычком. Впрочем, продолжайте с Богом; я кончил.

Беатриче

Вы всегда кончаете лошадиной остротой. Я это давно знаю.

Дон Педро

Отлично, Леонато. – Синьор Клавдио и синьор Бенедикт, мой дорогой друг Леонато приглашает нас всех к себе. Я ему сказал, что мы пробудем здесь по меньшей мере месяц, но он выражает сердечное желание, чтобы какая-нибудь случайность задержала нас еще дольше. И я готов поклясться, что это не притворство, а чистая правда.

Леонато

Если вы в этом поклянетесь, ваше высочество, то не рискуете оказаться клятвопреступником. (Дону Хуану.) Позвольте мне приветствовать и вас, ваша светлость. Раз вы примирились с вашим братом, я весь к вашим услугам.

Дон Хуан

Благодарю. Я не люблю лишних слов, но… Благодарю.

Леонато

Не угодно ли вашему высочеству пройти вперед?

Дон Педро

Вашу руку, Леонато: войдемте вместе.

Все, кроме Бенедикта и Клавдио, уходят.

Клавдио

Бенедикт, заметил ты дочь синьора Леонато?

Бенедикт

Заметить не заметил, но видел ее.

Клавдио

Какая скромная молодая девушка!

Бенедикт

Как вы спрашиваете меня: как честный человек – только затем, чтобы узнать мое искреннее мнение, или хотите, чтобы я ответил вам, по своему обыкновению, как признанный враг женского пола?

Клавдио

Нет. Прошу тебя, отвечай просто и прямо.

Бенедикт

Что ж, по-моему, для большой похвалы она слишком мала; для высокой – слишком низка ростом; для ясной – слишком смугла. Одно могу сказать в ее пользу: будь она иной, она была бы нехороша; а такая, как есть, она мне не нравится.

Клавдио

Ты думаешь, что я шучу? Нет, я прошу тебя сказать искренне, как она тебе нравится.

Бенедикт

Да что ты, купить ее, что ли, хочешь, что так о ней расспрашиваешь?

Клавдио

Разве может кто-нибудь в мире купить такую драгоценность?

Бенедикт

О да, и даже найти футляр, чтобы уложить ее. Но что это ты – серьезно говоришь или так, играешь в остроумие, вроде болтунов, утверждающих, что Купидон – хороший охотник на зайцев, а Вулкан – отличный плотник? Скажи, в каком ключе надо тебе подпевать, чтобы попасть в тон твоей песне?

Клавдио

На мой взгляд, это прелестнейшая девушка, какую я когда-либо видел.

Бенедикт

Я могу еще обходиться без очков, однако ничего такого не вижу. Вот ее сестра – не вселись в нее бес – была бы лучше ее настолько, насколько первые дни мая лучше конца декабря. Но, я надеюсь, тебе не захотелось обратиться в женатого человека? Или захотелось?

Клавдио

Я не поверил бы самому себе, если бы поклялся в противном, согласись только Геро стать моей женой.

Бенедикт

Вот до чего дело дошло! Да неужели же во всем мире нет ни одного человека, который бы желал носить на голове шапку, не вызывая подозрений? Неужели так мне никогда и не видать шестидесятилетнего холостяка? Ну что ж, валяй! Раз ты непременно хочешь носить ярмо, подставляй шею и вздыхай напролет все воскресные дни. – Смотри, дон Педро идет сюда: должно быть, он ищет нас.

Входит дон Педро .

Дон Педро

Какие это секреты задержали вас здесь, помешав последовать за Леонато?

Бенедикт

Я бы хотел, чтобы ваше высочество принудили меня открыть вам все.

Дон Педро

Повелеваю тебе именем твоей присяги на верность.

Бенедикт

Ты слышишь, граф Клавдио? Я умею хранить тайны, как немой, – ты в этом не должен сомневаться. Но именем моей присяги на верность – слышишь, присяги на верность! – он влюблен! «В кого?» (Это спрашивает ваше высочество.) Заметьте, до чего быстр его ответ: «В маленькую Геро, дочь Леонато».

Клавдио

Если это действительно так, ответ правильный.

Бенедикт

Как в старой сказке, ваше высочество: «Это не так, и не было так, и дай Боже, чтобы этого не было».

Клавдио

Если страсть моя внезапно не исчезнет, дай Боже, чтобы так оно и было.

Дон Педро

Аминь, если вы любите ее; она вполне достойна любви.

Клавдио

Вы это говорите, чтобы меня поймать, ваше высочество?

Дон Педро

Клянусь честью, я искренне высказал свои мысли.

Клавдио

И я, клянусь истиной, высказал свои.

Бенедикт

А я клянусь и честью и истиной, что высказал свои.

Клавдио

Что я люблю ее – я это чувствую.

Дон Педро

Что она достойна любви – я это знаю.

Бенедикт

А вот я так не чувствую, как ее можно любить, и не знаю, достойна ли она любви. Таково мое мнение, и его из меня огнем не выжечь: готов за него на костре умереть.

Дон Педро

Ты всегда был закоренелым еретиком в отношении прекрасного пола.

Клавдио

И он всегда выдерживал эту роль только благодаря силе воли.

Бенедикт

Я очень благодарен женщине – за то, что она меня родила, и за то, что меня выкормила, тоже нижайше благодарю; но чтобы у меня на лбу играла роговая музыка или чтобы привесить мне рожок на невидимый ремешок, – нет, тут уж пусть женщины меня извинят. Я не желаю оскорбить своим недоверием какую-нибудь одну из них и потому не верю ни одной. Окончательный вывод тот, что меня не проведешь, и я до конца жизни останусь холостяком.

Дон Педро

Прежде, чем умру, я еще увижу тебя побледневшим от любви.

Бенедикт

От злости, от болезни или от голода, ваше высочество, но уж никак не от любви. Если я начну бледнеть от любви, вместо того чтобы краснеть от вина, – позволяю вам выколоть мне глаза пером плохого стихоплета и повесить меня вместо вывески над входом в публичный дом в качестве слепого Купидона.

Дон Педро

Ну, если ты когда-нибудь отречешься от своих слов, ты будешь славной мишенью для насмешек.

Бенедикт

Если отрекусь, повесьте меня, как кошку, в кувшине и стреляйте в меня. И кто в меня попадет, того можете хлопнуть по плечу и назвать Адамом Беллом.

Клавдио

Время покажет! Говорят ведь: «И дикий бык свыкается с ярмом!»

Бенедикт

Дикий бык – может быть; но если благоразумный Бенедикт влезет в ярмо – спилите у быка рога и нацепите мне их на голову, потом размалюйте меня и подпишите под портретом огромными буквами, как пишут: «Здесь сдается внаем хорошая лошадь», – «Здесь показывают женатого Бенедикта».

Клавдио

Если это случится, ты, пожалуй, станешь бодаться.

Дон Педро

Нет. Если только Купидон не растратил в Венеции всех своих стрел, не миновать тебе этого потрясения.

Бенедикт

Скорее землетрясение случится.

Дон Педро

Время покажет. А пока что, любезнейший синьор Бенедикт, отправляйтесь к Леонато, передайте ему мой привет и скажите, что я не премину прийти к нему на ужин. Он затеял большие приготовления…

Бенедикт

Вот такое поручение особенно охотно исполню. «А засим вручаю вас…»

Клавдио

«…милости Божией. Писано в моем доме, если бы он был у меня…»

Дон Педро

«…июля шестого дня. Ваш любящий друг Бенедикт».

Бенедикт

Нечего смеяться, нечего смеяться. Красноречие ваше заштопано лохмотьями, да и те плохо держатся на нем. Вы бы посовестились пускать в ход старые остроты. На этом я вас оставляю. (Уходит.)

Клавдио


Я вас прошу помочь мне, государь.

Дон Педро


Моя любовь помочь тебе готова.
Но как? Скажи – и выучит она
Урок труднейший, чтоб тебе помочь.

Клавдио


Есть сын у Леонато, государь?

Дон Педро


Наследница и дочь одна лишь – Геро.
Ее ты любишь?

Клавдио


О, мой государь,
Когда мы шли в поход, что ныне кончен,
Я любовался ею как солдат,
Которому суровый долг мешает
Дать нежной склонности расцвесть в любовь.
Но я вернулся – бранные заботы
Меня покинули; на место их
Стеклись толпою сладкие желанья
И шепчут мне: прекрасна Геро,
Что до войны была уж мне мила.

Дон Педро


Теперь всех слушателей, как влюбленный,
Потоком слов ты станешь донимать!
Ты любишь Геро – ну так и люби.
С ее отцом и с ней поговорю я:
Она твоею будет. Не затем ли
Ты стал плести искусный свой рассказ?

Клавдио


Как нежно вы врачуете любовь,
По бледности поняв ее страданья
Чтоб вы ее внезапной не сочли,
Хотел помочь я делу длинной речью.

Дон Педро


Зачем же шире речки строить мост?
Подарок лучший – то, в чем есть потребность.
Смотри, как это просто: ты влюблен,
А я тебе лекарство предоставлю.
Сегодня ночью будет маскарад.
Я за тебя могу сойти под маской,
Скажу прекрасной Геро, что я Клавдио,
От сердца к сердцу все открою ей,
И слух ее я силой в плен возьму
И пылким приступом влюбленной речи.
Затем с ее отцом я потолкую,
И в заключение – она твоя.
Давай скорее примемся за дело.

Уходят.

Сцена 2

Комната в доме Леонато.

Входят с разных сторон Леонато и Антонио .

Леонато

Ну что, братец? Где же мой племянник, где твой сын? Позаботился он о музыке?

Антонио

Хлопочет изо всех сил. Но послушай-ка, братец; я сейчас расскажу тебе такие новости, что тебе и во сне не снились.

Леонато

А хорошие это новости?

Антонио

Смотря по тому, как развернутся события; но на первый взгляд неплохие, я бы сказал даже – очень хорошие. Принц и граф Клавдио прогуливались в густой аллее у меня в саду, и один из моих слуг подслушал их разговор. Принц признавался Клавдио, что он влюблен в мою племянницу, твою дочь, и намерен открыться ей нынче вечером, во время танцев; и если получит ее согласие, то времени терять не станет, а сейчас же переговорит с тобой.

Леонато

А у него есть царь в голове? У того, кто это тебе говорил?

Антонио

Это малый смышленый; я пошлю за ним – расспроси его сам.

Входят слуги .

Вы, голубчики, знаете, что вам надо делать. (К Антонио.) Эй, дружок, сделай милость, пойдем со мной. Придется тебе проявить всю свою сноровку. Уж постарайся, голубчик, помоги мне в хлопотах.

Уходят.

Сцена 3

Там же.

Входят дон Хуан и Конрад .

Конрад

Что это значит, ваша светлость? Почему вы так безмерно печальны?

Дон Хуан

Причина этому превыше всякой меры; оттого и у моей печали нет границ.

Конрад

Вам бы следовало послушаться доводов рассудка.

Дон Хуан

Ну, а если я их послушаюсь, какую пользу мне это принесет?

Конрад

Если это и не доставит вам быстрое облегчение, то по крайней мере поможет терпеливо переносить неприятности.

Дон Хуан

Странно! Ты сам говоришь, что родился под знаком Сатурна, а вместе с тем пытаешься предложить мне нравственные средства против смертельного недуга. Я не умею скрывать свои чувства: когда у меня есть причина для печали, я должен быть печальным и ни на чьи шутки не улыбаться; когда я голоден, я должен есть и никого не дожидаться; когда меня ко сну клонит, должен спать, не заботясь ни о чьих делах; когда мне весело, смеяться – и никогда не подделываться под чье бы то ни было настроение.

Конрад

Да, но вам не следует выказывать свой характер, пока вы не будете вполне самостоятельны. Вы так недавно восставали против вашего брата; сейчас он вернул вам свою милость, но, чтобы вам утвердиться в ней, уж вы сами должны позаботиться о хорошей погоде. Сумейте выбрать время для своей жатвы.

Дон Хуан

Я бы лучше хотел быть чертополохом у забора, чем розой в саду его милости. По моей натуре, мне приятнее терпеть общее презрение, чем притворством красть чью-нибудь любовь. Хоть и нельзя сказать, что я льстиво добродетелен, никто не станет отрицать, что я откровенный негодяй. Мне доверяют, надев намордник, и дают свободу, опутав ноги. Вот я и решил: не буду петь в клетке! Снимите с меня намордник – я буду кусаться; дайте мне свободу – я буду делать все, что хочу. Пока что дай мне быть самим собой и не старайся изменить меня.

Конрад

Неужели вы не можете извлечь какой-нибудь пользы из вашего недовольства?

Дон Хуан

Я из него извлекаю всю пользу, какую могу, потому что это все, что у меня есть! Кто это идет?

Входит Борачио .

Что нового, Борачио?

Борачио

Я только что с великолепного ужина. Леонато по-царски принимает вашего брата. Могу вам сообщить o предстоящей свадьбе.

Дон Хуан

Нельзя ли из этого устроить какую-нибудь каверзу? Какой дуралей хочет обручиться с заботами?

Борачио

Представьте себе, правая рука вашего брата.

Дон Хуан

Кто? Очаровательный Клавдио?

Борачио

Он самый.

Дон Хуан

Прекраснейший кавалер. Но на ком же? На ком? Кто прельстил его?

Борачио

Представьте себе, Геро – дочь и наследница Леонато.

Дон Хуан

Быстро же он оперился! Но как ты это узнал?

Борачио

Мне приказали покурить в комнатах. И вот, когда я зашел в одну непроветренную комнату, вдруг вижу: идут мне навстречу принц и Клавдио под ручку и о чем-то серьезно разговаривают. Я мигом юркнул за занавеску и оттуда все слышал – как они условились, что принц посватает Геро и, получив ее согласие, вручит ее графу Клавдио.

Дон Хуан

Ого! Пойдем-ка туда. Пожалуй, тут есть на чем сорвать мою досаду. Этот юный выскочка – причина моего падения, и, если я хоть как-нибудь сумею насолить ему я буду очень счастлив. Верны ли вы оба и беретесь ли мне помочь?

Конрад

По гроб жизни, ваша светлость.

Дон Хуан

Пойдем же на их великолепный ужин. Их веселье еще увеличивается сознанием, что я побежден. О, если бы повар разделял мои чувства! Но пойдем посмотрим, что тут можно сделать.

Борачио

Мы к услугам вашей светлости.

Уходят.

Акт II

Сцена 1

Зал в доме Леонато.

Входят Леонато , Антонио , Геро , Беатриче и другие.

Леонато

А графа Хуана не было за ужином?

Антонио

Я не видел его.

Беатриче

Какое кислое выражение лица у этого господина! Стоит на него взглянуть – и меня потом целый час изжога мучает.

Геро

Он очень меланхолического нрава.

Беатриче

Вот если бы взять среднее между ним и Бенедиктом, превосходный вышел бы человек: один – совсем истукан, ничего не говорит; другой, как любимый сынок, вечно болтает без умолку.

Леонато

Значит, если бы половину языка синьора Бенедикта в уста графа Хуана, а половину меланхолии графа Хуана на лицо синьора Бенедикта…

Беатриче

…да еще вдобавок стройные ноги, дядюшка, и побольше денег в кошельке. О, такой мужчина покорил бы любую женщину в мире, если бы только мог заслужить ее благосклонность!

Леонато

Право, племянница, ты никогда не найдешь себе мужа, если будешь так остра на язык.

Антонио

Да, уж очень любит она бодаться.

Беатриче

Не страшно! Ведь говорят: «Бодливой корове Бог рог не дает».

Леонато

Так ты думаешь, что и тебе Бог рог не даст?

Беатриче

Конечно, если Он не даст мне мужа, о каковой милости я коленопреклоненно молю Его денно и нощно. О Господи! Бородатый мужчина – какой ужас! Да я лучше соглашусь спать на шерстяных простынях!

Леонато

Может попасться и безбородый.

Беатриче

А что мне с ним делать? Одеть его в мое платье и сделать своей горничной? У кого есть борода, тот уже не юноша; у кого ее нет, тот еще не мужчина. Если он уже не юноша, он для меня не годится; если он еще не мужчина, я для него не гожусь. Лучше уж наймусь к вожаку медведей и буду водить его обезьян в аду.

Леонато

Что же это, ты намерена отправиться в ад?

Беатриче

Нет, только до ворот, дядюшка! Там меня встретит дьявол – этот старый рогоносец – и скажет: «Ступай на небо, Беатриче, ступай на небо! Тут вам, девицам, нет места!» Тогда я ему оставлю обезьян, а сама – к святому Петру на небеса. Он мне укажет, где помещаются холостяки, и тут пойдет у нас веселье день-деньской.

Уильям Шекспир

Много шума из ничего

Действующие лица

Дон Педро , принц Арагонский.

Дон Хуан , его побочный брат.

Клавдио , молодой знатный флорентинец.

Бенедикт , молодой знатный падуанец.

Леонато , мессинский губернатор.

Антонио , его брат.

Бальтазар , слуга дона Педро.

Борачио, Конрад - приближенные дона Хуана.

Отец Франциск , монах.

Кизил , полицейский пристав.

Булава , помощник его.

Протоколист.

Мальчик.

Геро , дочь Леонато.

Беатриче , племянница Леонато.

Маргарита, Урсула - камеристки Геро.

Гонцы, стража, свита, слуги.


Место действия - Мессина.

СЦЕНА 1

Перед домом Леонато.

Входят Леонато , Геро , Беатриче и гонец .


Леонато


Я вижу из этого письма, что герцог Арагонский прибудет сегодня вечером к нам в Мессину.


Гонец


Сейчас он уже близко: я его оставил мили за три отсюда.


Леонато


Сколько же дворян потеряли вы в этом сражении?


Гонец


Очень немного; а из знатных - никого.


Леонато


Победа - двойная, когда победители возвращаются без потерь. В письме сообщается, что дон Педро весьма отличил молодого флорентийца по имени Клавдио.


Гонец


Он вполне заслужил это, и дон Педро, упомянув о нем, лишь воздал ему должное: синьор Клавдио превзошел все, что можно было ожидать от него в его возрасте: он дрался как лев во образе агнца. Словом, он превысил все надежды настолько, что это превышает мое уменье рассказывать.


Леонато


В Мессине у него есть дядя, которого эти вести очень порадуют.


Гонец


Я уже вручил ему письма: он очень обрадовался им - до такой степени, что радость из стыдливости прибегла к наружным признакам горести.


Леонато


Он заплакал?


Гонец


Неудержимо.


Леонато


Сердечный избыток сердечности! Что может быть правдивее лица, омытого подобными слезами? Насколько лучше плакать от радости, чем радоваться слезам!


Беатриче


А скажите, пожалуйста, синьор Фехтовальщик вернулся с войны или нет?


Гонец


Я такого имени не слыхал, синьора. В нашем войске такого человека не было.


Леонато


О ком это ты спрашиваешь, племянница?


Геро


Кузина имела в виду синьора Бенедикта из Падуи.


Гонец


А, он вернулся; и такой же весельчак, как всегда.


Беатриче


Он по всей Мессине развесил объявления, вызывая Купидона на состязание в стрельбе острыми стрелами, а дядюшкин шут прочел вызов, расписался за Купидона и предложил состязаться тупыми стрелами.2 Скажите, пожалуйста, много людей он на этой войне убил и съел? То есть много ли он убил? Потому что съесть всех, кого он убьет, обещала я.


Леонато


Право, племянница, ты слишком нападаешь на синьора Бенедикта; но я не сомневаюсь, что он поладит c тобой.


Гонец


Он очень отличился на войне, сударыня.


Беатриче


Верно, у вас был залежалый провиант, он помог вам с ним управиться? Он доблестный обжора, желудок у него превосходный.


Гонец


Он превосходный воин, сударыня.


Беатриче


Да, когда с дамами; а каков-то он с кавалерами?


Гонец


С кавалером он - кавалер, а с воином - воин: он полон всяких достоинств.


Беатриче


Прямо-таки начинен ими, как пирог; но что до качества начинки… все мы - люди смертные.


Леонато


Не принимайте, сударь мой, всерьез выходок моей племянницы. Между нею и синьором Бенедиктом идет шуточная война: стоит им только сойтись, как сейчас же начинается перестрелка остротами.


Беатриче


Увы, он никогда не остается в выигрыше! В нашей последней стычке четыре из его пяти умственных способностей получили тяжелое увечье,3 и теперь им управлявляет одна-единственная; если у него хоть малая толика ума осталась - так хватит разве на то, чтобы отличить его от его лошади. Это единственное, что дает ему право называться paзумным существом. А кто теперь его приятель? У него ведь каждый месяц новый названый братец.


Гонец


Возможно ли?


Беатриче


Очень даже возможно; его верность - все равно что фасон его шляп: меняется с каждой новой болванкой.


Гонец


Я вижу, сударыня, что этот кавалер не записан у вас в книге почета.


Беатриче


Нет! Будь это так, я сожгла бы всю мою библиотеку. Но все-таки - кто же его приятель? Неужели нет какого-нибудь молодого шалопая, который готов с ним вместе отправиться хоть к самому черту?


Гонец


Он чаще всего бывает в обществе благородного Клавдио.


Беатриче


О господи! Он пристанет к нему, как болезнь: он прилипчивее чумы, а кто им заразится, тот непременно сойдет с ума. Помоги, создатель, благородному Клавдио! Если он заразился Бенедиктом, леченье обойдется ему в тысячу фунтов.


Гонец


Разрешите мне быть вашим другом, синьора.


Беатриче


Сделайте одолжение, милый друг.


Леонато


Ну, племянница, тебе-то уж не грозит опасность сойти с ума.


Беатриче


Разве что в январе жара хватит.


Гонец


Идет дон Педро.


Входят дон Педро , дон Хуан , Клавдио , Бенедикт и Бальтазар .


Дон Педро


Добрейший синьор Леонато, вы сами причиняете себе беспокойство. Другие стараются избежать лишних расходов, а вы сами напрашиваетесь на них.


Леонато


Беспокойство никогда не является в мой дом в лице вашего высочества. Ведь когда беспокойство исчезает - остается облегчение, а когда вы от меня уезжаете - остается огорчение, а счастье говорит: «прости».

Стихотворение А.А. Блока «Незнокомка» написано в 1906 году. В этом стихотворении поэт объединяет два мира. В одном преобладает «тлетворный дух», а за столиками сидят «пьяницы с глазами кроликов». Эта первая часть стихотворения отображает нелицеприятную сторону пригородов Санкт-Петербурга. Описания этой части можно сравнить со стихотворением А. Блока «Фабрика». То есть первая часть стихотворения «Незнокомка» относиться к важной для творчества поэта теме «страшного мира».

Автор стихотворения обращает внимание на общество, которое утрачивает моральные устои, и живет лишь желаниями. Появляются остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Это не таинственные незнакомки, а девушки легкого поведения, которые ради денег будут смеяться над шутками любого. Поэт наполняет свое описание звуками: где-то «раздается женский визг», а за шлагбаумом слышен, плачь, в ресторане кричат «пьяницы». Лирический персонаж стихотворения, говорит, что он оглушен, то есть сначала указывает на количество звуков, а потом говорит, что они его оглушили.

Вторая часть стихотворение – это противопоставление «страшному миру». Появляется образ, который не связан со всем ужасом ресторана. Эта часть связана с другой темой в лирике поэта «стихотворения о прекрасной даме». Незнакомка дышит духами и туманами, ее мир совершенно другой. Она пришла из «зачарованной дали». Поэт даже не уверен, реальна прекрасная женщина или она просто плод его воображения. В предпоследнем четверостишье становится все более очевидно, что девушка за столиком перестает быть отчетливым образом: «И очи синие бездонные // Цветут на дальнем берегу».

В итоге, автор снова переноситься в мир реальности, где его опьяненные разум начинает мыслить в другом ключе. Автор признает, что «истина в вине», по сути делая отсылку к тому, что он такой же пьяница, как и другие посетители заведения. А является ли таинственная дама реальностью или иллюзией никогда не будет известно не лирическому персонажу, не читателю.

Анализ стихотворения Незнакомка кратко

Великий писатель двадцатого века, Александр Блок, написал стихотворение «Незнакомка» в 1906 году. Именно это произведение поэта считается самым романтичным, а потому – самым лучшим. Произведение «Незнакомка» очень романтичное, и это недаром, ведь Александр Блок когда-то пережил в определенное времясемейную драму. Ведь его жена, которую он очень любил и уважал, ушла к другому человеку – к Александру Белому, который являлся тоже поэтом.

Александр Блок не мог этого пережить, ведь его бросил и предал человек, когда-то такой родной и любимый. Естественно, ничего изменить нельзя было, но поэт переживал очень сильно, так как к тому же – его мужская гордость и самолюбие было сильно задето. А потому Блок начал переживать тот момент, когда он начал ходить по различным пивным и барам, где можно было сильно напиться, чтобы забыться от горя. Именно в том одном заведении, где все пили, гуляли и развратничали, Александр повстречал создание, которое вызвало в его сердце бурю эмоция, главное из которых – восхищение. Именно это чувство заставило его написать это стихотворение, которое было названо вскоре – «Незнакомка». И недаром, ведь блок никогда так и не узнал, кто скрывается пот этой одинокой и хрупкой женщиной. Да, это была женщина, которая однако не пила ни разу. Она просто постоянно регулярно ходила в заведение и сидела возле окна, хотя было видно, что сама переживает какое-то горе, и тем не менее, никогда не пила спиртное, в то время, как другие мужчины и женщины напивались.

В произведении поэт описывает поначалу – всю обстановку пивного заведения, когда вдруг – появляется нежная и хрупкая женщина, лицо которой скрыто под вуалью шляпки. Эта женщина -неизвестна никому, а только то понятно, что она постоянно, без пропусков, ходит именно в это заведение. Это впечатление делает ее еще боле загадочной. Она – сильная женщина, которая переживая горе, все же не пьет, в то время, как другие просто напиваются, особенно мужчины. В этой обстановке Блок выделяет ее одну, так как она – как луч света во всей этой грязи.

Анализ стихотворения Незнакомка Блока

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта, и оно в какой-то мере стало судьбоносным в его жизни. В нём переплетаются – романтика, любовь и ностальгия.

Предыстория стихотворения «Незнакомка» имела настоящий фурор. Александр Блок, в период написания данного стихотворения, испытывал полновластные душевные страдания в связи с изменой своей собственной жены с другим русским поэтом – Александром Белым.

Александр Александрович Блок никак не мог смириться с этим фактом и вскоре, он пристрастился к алкоголю. Он мог проводить часами, а то и сутками время напролёт в различных убогих питейных заведениях. Они казались ему весьма скудными и непримечательными, но всё равно, его почему-то тяготило к таким местам. И именно в таком месте ему приглянулась одна особая дама, которая каждый вечер приходила в одном и том же наряде, садилась за один и тот же столик, и придавалась виду из окна этого заведения, при этом сама она была наполнена печалью.

Она выделялась по всем направлениям и не принадлежала по убеждениям Александра Блока к кастам убогих и неимущих. Именно образ этой дамы натолкнул великого русского поэта на создание стихотворения «Незнакомка». Возможно, Александр Блок узрел в этой незнакомке какое-то важное чувство для себя. Во всяком случае, после написания стихотворения «Незнакомка», его жизнь наполнилась чувством одухотворённости, и он уже больше никогда не стал относиться к своим проблемам так чувствительно.

В стихотворении «Незнакомка» автор описывает дух окружающей обстановки дачного питейного посёлка. Он описывает всю грязь и зловоние, а также нагоняющую на это заведение тоску. В этом ресторанчике царит атмосфера разврата, а люди в нём – несуразные. Лирический герой этого стихотворения полностью теряет разум над собой. Он ищет спасения на дне стакана и при этом жаждет одиночества.

Ему некомфортно в толпе пьяных посетителей и он отстраняется от них. Он уже ни во что не верит, тоска в его душе и за окном. Мир кажется каким-то безнадёжным. Но однажды наш герой видит её, ту самую незнакомку, из-за которой меняется всё его представление о мире. Таинственная и неповторимая, она словно лучик надежды в этом грешном мире.

Она заставляет героя стихотворения вновь взглянуть на жизнь свысока. И вот уже перед нами уже не какой-то пьяница, который потерял смысл жизни, а человек, который обрёл надежду и веру в себя. В его душе разворачивается настоящая романтика, вспыхивает порыв душевных чувств. Теперь его уже ничто не переубедит. Он будет жить дальше в надежде на лучшее.

Оказывается, чтобы переосмыслить кардинально свою жизнь, иногда нужно пройти через многое, и порой самое трудное. Это говорит о том, насколько человек безграничен в своих возможностях, ведь любая, даже самая мелочная деталь, может разыграть в человеке чувство искренности и душевной теплоты. Герой этого стихотворения переосмыслил свою жизнь и вышел на новый этап её становления.

Творческую жизнь Фета можно поделить на 2 периода. Сначала его произведения были милыми и прекрасными. Потом поэзия Фета стала грустной и меланхоличной. Причиной его грусти стала смерть Марии Лазич.

  • Анализ стихотворения Сольвейг Блока

    Поэты работавшие в годы Серебряного века часто адресовали друг другу посвящения в стихотворной форме. Произведение Блока

  • Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

    Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

  • Александр Александрович Блок

    «Незнакомка»

    Уличный кабачок, вульгарный и дешёвый, но с претензией на романтику: по обоям плывут огромные одинаковые корабли… Лёгкий налёт нереальности: хозяин и половой похожи друг на друга, как близнецы, один из посетителей — «вылитый Верлен», другой — «вылитый Гауптман». Пьяные компании, громкоголосый шум. Отдельные реплики, отрывочные диалоги складываются в разбитную музыку трактирной пошлости, затягивающей, как омут. Когда лёгкое allegro предуказало тональность действия, появляется Поэт: растраченный, истаскавшийся по трактирам, запойно упивающийся тем, что намерен «рассказать свою душу подставному лицу» (половому). Смутная поэтическая тоска, мерцающая мечта о «Незнакомке» в шелестящих шелках, чей сияющий лик едва просвечивает сквозь тёмную вуаль, контрастна наступающей со всех сторон, усиливающей свой напор пьяной пошлости, но в то же время как бы порождена ею. И томительная мелодия грёзы вплетается в грубые кабацкие выкрики, и трёпаный Человек в пальто предлагает Поэту камею с дивным изображением, и все качается в дыму, плывёт, и «стены расступаются. Окончательно наклонившийся потолок открывает небо — зимнее, синее, холодное».

    Дворники тащат по мосту хмельного Поэта. Звездочёт следит за ходом светил: «Ах, падает, летит звезда… Лети сюда! Сюда! Сюда!» — выпевает стих своё adagio. Вызванная им, на мосту появляется прекрасная женщина — Незнакомка. Она вся в чёрном, её глаза полны удивления, её лик хранит ещё звёздный блеск. Навстречу ей плавно идёт Голубой — прекрасный, как она, тоже, быть может, сорвавшийся с небес. Он говорит с нею мечтательным языком звёзд, и зимний воздух наполняется музыкой сфер — вечной и оттого завораживающе сонной, холодной, бесплотной. А «падучая дева-звезда» жаждет «земных речей». «Ты хочешь меня обнять?» — «Я коснуться не смею тебя». — «Ты знаешь ли страсть?» — «Кровь молчалива моя»… И Голубой исчезает, истаивает, закрученный снежным столбом. А Незнакомку подхватывает мимоидущий Господин — масленый, похотливый франт.

    Плачет на мосту Звездочёт — оплакивает падшую звезду. Плачет Поэт, очнувшийся от пьяного сна и понявший, что упустил свою мечту. Все гуще падает снег, он валит стеною, снежные стены уплотняются, складываясь в…

    …Стены большой гостиной. Собираются гости, «общий гул бессмысленных разговоров», как бы светских, выше тоном, чем разговоры в кабаке, но ровно о том же. Отдельные реплики повторяются слово в слово… И когда влетает Господин, уведший Незнакомку, и произносит уже звучавшую фразу: «Костя, друг, да она у дверей», когда все вдруг начинают ощущать странность происходящего, смутно догадываться, что это было, было, было, — тогда появляется Поэт. А за ним входит Незнакомка, своим неожиданным явлением смутив гостей и хозяев, заставив уличного донжуана конфузливо скрыться. Но непрошибаема лощёная подлость гостиной; снова закрутился разговор по тому же трактирному кругу. Лишь Поэт задумчив и тих, смотрит на Незнакомку — не узнавая… Запоздавший Звездочёт светски вежливо спрашивает, удалось ли ему догнать исчезнувшее видение. «Поиски мои были безрезультатны», — холодно отвечает Поэт. В глазах его «пустота и мрак. Он все забыл»… Неузнанная дева исчезает. «За окном горит яркая звезда».

    Уличный кабачок, обладающий вульгарной речью, предпочитает романтику абсолютно во всем. Он будто не в этом мире, с его языка спрыгивают дешевые фразы, хозяин и половой настолько похожи, что их не грех сравнить с Верленом и Гауптманом. Пьяные посетители, постоянный и отвратительный шум напоминают некую пошлость, которая когда-то приведет к пропасти.

    Когда наступает момент особенного настроения – allegro, которому свойственно постоянство и однотипность, на горизонте появляется образ Поэта. Он постоянно растрепанный, часто пьет и ходит по трактирам. Хмель, который порождает тоску в нем, навевает мечту о «Незнакомке», которую слегка видно сквозь тёмную вуаль. Пьяная пошлость наступает на него, порождая иллюзии ее сияющего лика. Кабацкие выкрики, потрепанный человек в непонятном пальто – все это создает дивное изображение, которое плывет в дыму.

    Дворники на себе несут пьяного Поэта, который распевает свое adagio. Вообразившая им, появляется на мосту женщина – Незнакомка. Она направляется к нему, ее одежда черная, а в глазах полное удивление. Вдруг к ней спускается Голубой, он такой же прекрасный, как и Незнакомка. Они говорят на языке звезд, а зимний воздух придает загадочность и холод, который постепенно наполняется музыкой сфер. Но вдруг, он исчезает и ее подхватывает масленый Господин.

    Звездочет страдает на мосту, а Поэт плачет от того, что он проснулся и больше не увидит ее – свою мечту. В гостиной собираются гости, слышатся отдельные звуки, фразы и все повторяется по кругу. Влетает Господин и говорит, что Незнакомка стоит прямо возле дверей. В этот момент все присутствующие чувствуют, что все вокруг довольно странное и необычное. Все находятся в ожидании, и тут появляется Поэт.

    За ним следует Незнакомка, которая шокировала большинство гостей, и заставила некоторых тихонько ускользнуть. Общение снова завертелось по трактирному кругу, и только Поэт стоял, как вкопанный. Он стоял в полном недоумении, ни как не мог поверить в то, что смотрит на Незнакомку. Он не может понять – это реальность или сон. В глазах его «пустота и мрак.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!