Обновленная система образования. Доклад на тему: "Обновление образования - реальность времени"

Педагогический совет.

Тема: «Обновление содержания образования: ориентир на будущее»

Цель : Знакомство педагогов школы с содержанием учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015.

Задачи:

    Познакомить педагогов с предпосылками появления новых государственных стандартов образования;

    Познакомить с особенностями учебных планов обновленного содержания образования.

    Вовлечь педагогов в обсуждение вопроса о готовности коллектива школы к внедрению обновленного содержания образования.

Зам. директора по УВР Хамзина Р.Г.

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

(слайд №1)

1. Вступление.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования» .

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Сегодня на педсовете мы должны понять, почему возникла необходимость в обновлении содержания образования, познакомиться с содержанием, структурой и особенностями новых учебных программ и самое главное: каждый из нас должен определить, насколько он готов работать по-новому, что необходимо ему еще освоить в теории или совершенствовать в своей практике.

3. Обзор национальной образовательной политики.

Что на ваш взгляд стало причиной подготовки и внедрения обновленных общеобразовательных программ в рамках обновления содержания образования в школах Казахстана? (Обмен мнениями)

Министерством образования РК был проведен глубокий анализ национальной образовательной политики. В результате были сделаны следующие выводы:

Программа средних школ не соответствует современным требованиям. Является чрезмерно обширной, имеет академический характер.

Результаты указывают, что казахстанские школьники отстают от сверстников из стран организации экономического сотрудничества и развития.

Текущая система образования имеет избыточность теории; повтор некоторого материала из класса в класс без углубления; доминирование учителя над учащимся; оценка знаний основана на шкале от 1 до 5. На практике она основана на сравнении уровня знаний каждого учащегося, что не обеспечивает четкую картину усвоения знаний.

Итак, главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

3. Национальная идея «Мәңгілік Ел» (слайды №2, №3)

Последнее послание Президента стало выдающимся по своему значению для народа Казахстана. Провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. Значимость общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» составляет «Единая цель, единые интересы, единое будущее". Важнейшими составляющими «Мәңгілік Ел» являются гражданская и общенациональная идеи, ориентированные на развитие у казахстанцев свойств и качеств интеллектуальной и конкурентоспособной личности с высоким уровнем национального самосознания, национального духа, патриотизма, гражданственности и социальной активности.

(слайд №4) Семь принципов «Мәңгілік Ел» отражают базовые ценности развития, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана.

(слайд №5) Механизмы реализации идеи в обучении и воспитании.

Ценности общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» комплексно реализуются через все формы учебной и воспитательной работы. Одними из главных особенностей организации образовательного процесса является ценностно – ориентированное обучение и воспитание и единство обучения и воспитания.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально- ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

4. Рассмотрим содержательное отличие обновленных программ (слайд №7)

    Повышение воспитательного потенциала обучения. Формирование нравственно- духовных качеств обучающихся.

    Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения.

    Соответствие содержания и предложенных тем запросам времени, акцент на формировании социальных навыков.

    Системно-деятельный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания). Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

    Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. (слайд №8)

    Государственные стандарты, а следовательно иерархия целей обучения целиком построены по таксономии Блума: знание – понимание – применение – анализ – синтез оценка – оценка. (слайд №9)

    Наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей. (слайд №9)

    Организация учебного процесса с использованием долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

5. Структура учебных программ.

Обновленные образовательные программы по предметам начальных классов разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам будет осуществляться с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.
5. Организация содержания предмета.
6. Системы целей обучения.

В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. «1» - класс, «2» - раздел, «3» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.

Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
7. Долгосрочные планы.

В этом плане на весь учебный год по всем подразделам определены учебные цели.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

«Об особенностях учебных планов обновленного содержания образования и внедрении обновленных программ»

Учитель 1-го класса

Давыдовская В.А..

2016-2017 учебный год является особенным для учителей и обучающихся 1-х классов. Все 1-е классы нашей страны начали внедрение учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015. В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера. Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя. Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.

Первую четверть первый класс активно работал по обновленным программам. Очень помогает то, что педагоги, преподающие в первом класса получили полное нормативное обеспечение: учебные программы и планы; сборники с заданиями для формативного оценивания, руководство по критериальному оцениванию. Более подробно остановлюсь на планировании.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения конкретному учебному предмету по каждому разделу, образуя систему долгосрочных и среднесрочных целей обучения. Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным программам, имеют рекомендательный характер. В долгосрочных и среднесрочных планах даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности учащихся на уроках, включены также рекомендуемые учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Долгосрочный план как элемент учебной программы определяет разделы/темы учебного материала, которые будут пройдены за год. Долгосрочный план включает в себя цели обучения, которые необходимо охватить в рамках определенного раздела/подраздела/темы.

Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой учителей или отдельно взятым учителем, структурирующим (и) учебную программу в последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, и осуществляется на более короткий период. В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период, в нем отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя. В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Учитель может варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня успеваемости учеников класса.

Краткосрочный план, или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие трудности при освоении учебного материала обучающимися.

Казахстанские школы в рамках трехъязычия.

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику»

В целях интеграции в мировое образовательное пространство Республика Казахстан выбрала стратегический курс ориентации на стандарты мировой образовательной практики с учетом сохранения лучших традиций и стандартов отечественного образования.

Возникла необходимость пересмотра учебной программы среднего образования, так как она не способствует развитию навыков мышления высокого уровня, перегружена академическими предметами, при этом чрезмерный упор делается на теорию.

Необходимо повысить качество образования с учетом опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ»

Основной целью образования в “НИШ” является формирование полиязычной личности выпускника, который владеет тремя языками, знает предметные области на этих языках, умеет успешно вести диалог по различным сферам деятельности, ценит культуру своего народа и при этом понимает и уважает культуру других народов.

25 ноября 2015 года состоялась конференция "Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы»

Принятие Дорожной карты развития трехъязычного образования обеспечит планомерный и поэтапный переход всех уровней образования на трехъязычное образование.

Реализация Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы направлена на обновление содержания учебных программ на всех уровнях образования; обеспечение преемственности трехъязычного образования в контексте единой образовательной среды;

Реализация Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы направлена на совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для эффективного внедрения трехъязычного образования; обеспечение проведения эффективных научных исследований в области трехъязычного образования в Казахстане.

В рамках реализации Плана Нации «100 шагов» начат планомерный переход к единовременному обучению на казахском, русском и английском языках.

Модель трехъязычного обучения предусматривает поэтапный переход на английский язык обучения в старших классах С 2013-2014 учебного года в Казахстане английский язык изучается с первого класса. В 1-4 классах на изучение английского отводится по 1 часу в неделю, в 5-11 классах – по 2 часа в неделю.

В 2017-2018 учебном году в 5-й класс придут ученики, которые начали изучение английского языка с 1-го класса, поэтому с 5-го класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах.

В основной школе подготовка учащихся будет осуществляться по методикам предметно-интегрированного обучения с увеличением часов английского языка (на 1 ч) Предметно-интегрированное обучение означает, что учебный материал на уроках английского языка строится на содержании предметов, изучаемых на английском языке.

Начата подготовка для перехода на изучение терминологии по предметам: «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», проведения внеклассных мероприятий и изучение отдельных тем по элективным курсам на английском языке с 5-го последовательно по 9-й класс.

После 9-го класса будет проводиться внешняя оценка уровня компетенции обучающихся по языкам. Планируется организация летней языковой школы для учащихся 5-11 классов с привлечением студентов 3-4 курсов педагогических вузов.

В 2023-2024 учебном году будет осуществлен переход на трехъязычие всех общеобразовательных школ страны.

В рамках перехода на трехъязычие планируется изучение:

«История Казахстана» на казахском языке

«Всемирная история» на русском языке

«Информатика» «Физика» «Химия» «Биология» на английском языке (по выбору на основании коллегиального решения организации образования)

«Для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия» Н.А. Назарбаев.

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ –

РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ

Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает, что «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования».

Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно.


На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
-Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?
-Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
-Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
- Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

В Республике и Алматинской области делается немало по обновлению содержания образования. Свидетельством тому известные всей Республике инновационные проекты, инновационная деятельность, программы развития организаций образования. Это внедрение с 2015 года опыта работы НИШ, как базовой площадки полиязычной школы. В 2012 – 2013 годах прошла апробация новых учебных пособий. В 2014 году разработана и апробирована программа профильного обучения "Бейіндік мектеп" по направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое

С какими новшествами мы столкнулись в этом учебном году:

- С 1 сентября 2016 года в первых классах общеобразовательных школ Казахстана введена пятидневная учебная неделя. Соответственно учиться до 31 мая придется тоже только им – за счет 33 «сэкономленных» субботних дня. Продление учебного года необходимо для полноценного освоения заложенной программы школьного обучения.

- Вызвало не мало вопросов внедрение критериального, формативного, суммативного оценивания. Анализируя итоги суммативного оценивания учеников 1-х классов за 3 четверть, была внесена ясность в решении отдельных вопросов.

Для всех учителей в этом учебном году стало возможным применение в практике «Электронного дневника». Новая информационная образовательная среда была разработана ТОО "Күнделік" при поддержке Министерства образования и науки РК.

Что ждет казахстанских школьников в новом учебном году

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе учителя. С 2017 – 2018 учебного года по обновленном программам будут обучатся учащиеся 1,2, 5, 7 классов.

Итак, что, по моему мнению, требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результатов, направленные на достижение поставленных целей.

Что касается трехъязычия:

Нововведения ждут детей и их родителей с 1 сентября 2019 года во всех школах, независимо от языка обучения, историю Казахстана будут преподавать на казахском языке, а Всемирную историю – на русском. В 2019-20 учебном году в 10-11-х классах четыре предмета будут вестись на английском языке – химия, физика, биология и информатика. Изучение терминологии на английском языке по предметам «Информатика» и «Естествознание» учениками 5-х и 6-х классов начнется соответственно в 2017-18 и 2018-19 учебных годах.

Кроме того, в Казахстане в 2019 году в школьную программу 10-го и 11-го классов будет введена дисциплина по основам предпринимательства.

Пятидневка:

С 1 сентября 2017 года на пятидневную учебную неделю перейдут ученики 2, 5 и 7 классов . С 2018 года в новом режиме будут учиться все классы школ республики.

По мнению вице-премьера РК Дариги Назарбаевой, шестой день недели может быть использован на организацию дополнительных платных занятий, открытие спортивных секций, учителя в этот день могут заниматься повышением своей квалификации, готовиться на следующую неделю.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни. Основываясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащимся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера.

Программа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся.

Содержательным отличием обновленных учебных программ является:

принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);

иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания;

педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.

В долгосрочных планах отражаются: общие принципы развития образования (концепция развития); главное направление и программы развития; В долгосрочный план включаются темы обучения на один учебный год.

В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео и аудиоматериалы и др.). В отличие от учебной программы учебные планы носят рекомендательный характер, поэтому учитель может адаптировать виды деятельности и подобрать свои альтернативные ресурсы, которые соответствуют интересам, уровню, потребностям и возрастным особенностям учащихся.

Среднесрочный план состоит из языковых целей. У каждого предмета есть свой языковой стиль, его можно назвать «научным языком» одного конкретного предмета.

Научный язык - основное средство используемое в обучении содержания предмета, мышлению и улучшению способностей работы с основными понятиями в содержании предмета. Языковые цели являются важным средством в научении научному языку.

Для построения языковых целей можно использовать следуюшие глаголы: разделенить на категории, выбрать, классифицировать, сравнить, связать, идентификация, копирование, построение, критика, определение, характеристика, оценить, объяснить, привести примеры, проектирование, выяснение, обосновать, вести переговоры, гипотеза, добыча, предложение альтернативных решений, объяснить причины, уточнить, говорить другими словами, пересмотреть, списание, играть в ролевые игры, подведение итогов, ситезирование и написание, использовать в различных целях, написать справки своими словами, оформить.

Краткосрочный план , или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей.

При составлении краткосрочного плана учитель может руководствоваться следующими рекомендациями:

при организации урока необходимо руководствоваться целями, указанными в учебной программе и в учебном плане;

следует детализировать формулирование целей урока (по принципу S.M.A.R.T.), то есть ставить конкретные, измеримые, достижимые цели;

на уроке должны быть организованы все виды деятельности, включенные в среднесрочный план;

при необходимости следует дополнить виды деятельности по усмотрению самого учителя.

Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованнную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:

1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.

2. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.

3. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.

5. Полоролевое (гендерное) воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

Сегодня часто используют пассивные, активные и интерактивные методы и приемы обучения.

    Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы- это лекция, чтение, опрос.

    Активные : где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Признаки активных методов обучения:

активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

длительное время активности, т.е. учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

мотивированность к обучению.

Самые распространенные из активных форм: презентации, кес-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет метод (имитация ситуации)

    Интерактивные . От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Задачи интерактивных методов обучения:

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения :

    Мозговой штурм

    Кластеры

    Корзина идей, понятий, имен

    «Инсерт»

    Аквариум

    ПОПС

ПОПС формула представляет собой:

интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.

данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что …

Критериальное оценивание как новая форма оценки заключается в оценивании навыков коллективного взаимодействия, понимания друг друга, организации самостоятельной совместной деятельности обучающихся.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т.е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерий – это измерители оценки по предмету, которые являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Целью внедрения критериального оценивания является – повышение качества обучения учащихся в школе и соответствие знаний выпусников международным стандартам. Критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания обучающихся и стимулировать их к достижению более высокого результата

Преимущества критериального оценивания:

соответствует предметным учебным целям и способствует повышению объективности оценивания;

четко сформулированные уровни достижения;

делает оценивание более понятным для всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, учителей;

способствует развитию навыков самооценивания;

воспитывает ответственность обучающихся за результат своего труда;

способствует росту мотивации к обучению;

предоставляет возможность оценивания обучающихся на каждом этапе урока

возможность самооценивания и взаимооценивания

повышает качество образования.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения одного обучающегося с другим, появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по одному или по другому критерию. Оценивая отдельную работу, учитель обращает внимание обучающегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая оценка.

Для использования системы критериального оценивания учитель должен разработать дескрипторы с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся по критериям «знание и понимание», «использование», «критическое мышление и исследование», «коммуникация и рефлексия» и по другим критериям в соответствии с целями обучения по учебному предмету. Каждый критерий состоит из дескрипторов позволяющих системно оценить выполнение заданий учащимися, а также обучающиеся имеют возможность с помощью этих дескрипторов оценить результаты своих работ.

Обновленное содержание предметов представлено на сайте expert.okuluk-edu.kz. Издательства представили для изучения и обсуждения педагогами, родителями и общественностью учебные пособия, дидактические материалы, методические руководства, тетради и атласы. Данный сайт удобен в использовании, без труда позволяет познакомиться с перечнем литературы для 2, 5,7 классов по всем предметам. Предварительное знакомство позволяет сравнить пособия разных издательств, выявить положительные стороны и минусы, что позволит избежать затруднений в новом учебном году.

Обновление содержания образования должно осуществляться с учетом задач государственных приоритетов, международного опыта и отечественной практики. От обновления содержания образования зависит, сможет ли школа подготовить личность, способную активно, творчески мыслить и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически.

Обновленное содержание образования ориентировано на результаты обучения, которые проектируются с учетом учебных материалов.

Желаю Всем коллегам творчества, успехов и удачи в работе!

В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, т. е. государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом.

2. Компетентностно – ориентированный подход в образовании .

Новый подход к оценке качества образования связан в федеральной концепции модернизации образования с формированием ключевых компетенций, в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы.

Поэтому главной задачей дошкольного образовательного учреждения становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Этим компетенциям придается особое значение не только в Российском образовании, он и в странах Европейского сообщества. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Е.В. Бондаревская дает следующее толкование понятия ключевая компетенция – это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, то есть может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.



Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и конкретизируются на уровне образовательных областей для каждой ступени образования.

Так, перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет, определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования, структурного представления социального и субъективного опыта личности, а также основных видов деятельности ребенка, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать жизненно важные навыки в практической деятельности.

Рассмотрим с данных позиций формирование ключевых компетенций.

Коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, овладение способами передачи информации, умениями слушать и понимать другого.

Информационная компетенция – направлена формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер и др.).

Социальная компетенция – включает способы взаимодействия с окружающими людьми, сотрудничество в групповом общении, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Когнитивная компетенция – это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической и др. деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией; применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности.

Общекультурная компетенция – означает осведомленность ребенка в вопросах особенностей национальной и общечеловеческой культуры (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций); ребенок обладает способами организации в бытовой и культурно-досуговой сферах.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на самореализацию ребенка в деятельности и овладение способами саморегуляции, саморазвития, самоподдержки.

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В наибольшей степени установкам гуманистического мышления соответствует концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов". опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков; опыта творческой деятельности -в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений. (См. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983).

Шайхутдинова Виктория

«Роль учителя в реализации

обновлённого содержания образования»

21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлыжол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования и к учителям, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов. В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Главная задача учителя– научить детей учиться. Помочь ребенку стать гармоничноразвитой, конкурентноспособной личностью. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.

Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

В современной школе всегда была и остаётся миссия - воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные Этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». В скором будущем современная школа будет обновлённой и полиязычной, многофунциональной, конкурентоспособной школой, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения. Хорошая школа - это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами - мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками.

Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперед. Настоящий учитель живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Такой человек точно знает, чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.

На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:

Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?

Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?

Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?

— Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);

– иерархия целей обучения по таксономииБлума, основанная на закономерностях познания;

– педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.

Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованнную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:

  1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.
  1. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.
  1. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития
  1. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.
  1. Полоролевое (гендерное) воспитание.
  1. Организация групповой деятельности.

7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

Сегодня часто используют пассивные, активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем — источником знаний. Основные методы- это лекция, чтение, опрос.

Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы — это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Признаки активных методов обучения:

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности, т.е. учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Самые распространенные из активных форм: презентации, кес-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет метод (имитация ситуации)

Интерактивные. От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение — обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения:

Мозговой штурм

Кластеры

Корзина идей, понятий, имен

«Инсерт»

Аквариум

ПОПС формула представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П — позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О — обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П — примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С — следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что …

Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам:

Валидности

Систематичности

Последовательности

Объективности

Достоверности-

Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание).Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти

Обновленное содержание предметов представлено на сайте expert.okuluk-edu.kz. Издательства представили для изучения и обсуждения педагогами, родителями и общественностью учебные пособия, дидактические материалы, методические руководства, тетради и атласы. Данный сайт удобен в использовании, без труда позволяет познакомиться с перечнем литературы для 2, 5,7 классов по всем предметам.

Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.

В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.

Использованная литература:

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «НұрлыЖол — путь в будущее» // www.аkorda.kz

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Издательский центр Академия, 2003г.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Изд — во Педагогика,1979г.

Современный ученик должен свободно владеть казахским, русским и английским языками, а также IT-технологиями. Как реализуют эти задачи акмолинские школы, в интервью корреспонденту сайт рассказал руководитель облуправления образования Талгат Жунусов.

- Талгат Турлыбекович, в чём суть новых стандартов учебных программ?

Для того, чтобы сегодняшний ребенок, завтрашний специалист должен быть востребован на рынке труда. То, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – всё это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Таким образом, классическое образование направлено на знание и понимание. Обновлённое – ещё и на применение информации, анализ, синтез и умение оценивать. Программы успешно прошли апробацию вдвух пилотных школах - "Многопрофильной школе-лицее №5 им. С.Сейфуллина" г.Степногорска и Никольской Буландынского района. И уже есть хорошие результаты.

- Робототехника - элемент STEM-образования. Как у нас сегодня развивают эту науку?

В области активно развивается STEM-образование, особое внимание уделяем развитию образовательной робототехники. Сегодня в рамках проекта "Цифровизация в сфере образования" в области работают 124 кабинета робототехники, 4 робота-гуманоида, 19 - 3D-принтеров, 21 квадрокоптер.

В начале этого учебного года открыт новый IT-лицей на 900 мест с обучением по предметам естественно-математического цикла. Партией "Нұр Отан" инициированы три проекта по цифровизации, один из которых в сфере образования –"Бесплатные IT-классы для детей" и сейчас их в области функционируют 58. Буквально вчера, к слову, открылся IT-центр в Высшем колледже г.Кокшетау.

- Единая информационная система "Kundelik". В чём её суть и везде ли она внедрена?

С 2017 года в области началось её внедрение, на сегодняшний день все школы Акмолинской области перешли на электронный документооборот. Вся информация в процессе обучения доступна в режиме реального времени. Родители могут отслеживать изменения в расписании, текущих и окончательных достижениях ребенка.

- Какие цифровые образовательные ресурсы применяют учителя на своих уроках?

В системе образования республики и области функционирует образовательный портал "BilimLand". Это универсальная, полиязычная образовательная платформа, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения.На портале "BilimLand"размещены более 40 тысяч цифровых образовательных уроков и миллион мультимедийнных материалов на трёх языках. Их применяют учителя, ученики, родители.

- Трёхъязычное образование - ещё одна примета современной образовательной системы…

Во-первых, изучение иностранных языков признано социально значимым. Это залог обеспечения практической и профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире;

Во-вторых, определено место иностранного языка как языка международного общения рядом с государственным (казахским) языком и русским – как языком межнационального общения;

В-третьих, осознана необходимость введения раннего обучения иностранного языка

В нашей области разработан "План мероприятий в рамках Дорожной карты развития трёхъязычного образования". В сельских школах будут созданы Клубы по обучению английскому языку волонтёрами. Это замечательный партийный проект, работа по которому уже началась.

Для развития трёхъязычного образования в казахстанских школах берётся за основу опыт экспериментальных школ для одарённых детей, НИШ, Казахско-турецких лицеев. В нашей области, в частности, это в том числе многопрофильная школа-гимназия №3 им. М.Габдуллина и новый IT-лицей "Білім – инновация".

Отделы образования разработали график поэтапного перехода изучения предметов естественно-научного цикла на английском языке в период с 2018-2022 годы. Согласно графику, переход преподавания предметов естественно-научного цикла на английском языке в нашей области будет проходить в следующем порядке: в 2018 году внедрение произойдет в 41 школе; 2019-м – в 56-ти; 2020-м – в 48; 2021-м – 41.

- Внедрение обновлённого содержания образования – это, в первую очередь, кадры. Современные, высокопрофессиональные, знающие языки и так далее?

Что касается внедрения трёхъязычияи преподавании предметов етественнонаучного цикла на английском языке. Проводится целевая подготовка учителей в вузах и колледжах; повышение квалификации педагогов физики, химии, биологии и информатики на английском языке. Также запущены программы по обмену студентами и привлечению волонтеров. Наши преподаватели прошли языковые курсы и получили уровни В1, В2, С1. В 2018 году планируется обучить более 6тысяч учителей на краткосрочных, уровневых и языковых курсах.

- Как школы обеспечиваются учебниками?

В связи с переходом на обновлённое содержание образования 3, 6 и 8 классов, на приобретение учебников в т.г. из бюджета выделено более 1,3 млрд тенге.Заключены договора с 16-ю издательствами, которые определены МОН РК. Закуплено более 877 тыс экземпляров учебной литературы.На сегодняшний день все учебники доставлены в школы области.

В связи с введением нового предмета "Краеведение", закуплено более 36 тыс экземпляров учебника по краеведению (издательство "Келешек-2030") и свыше 15 тыс - по предметам естественнонаучного цикла на английском языке ("Астана-Кітап").

- Талгат Турлыбекович, как известно, в области есть школы с трёхсменным обучением. Какие меры принимаются для решения данного вопроса?

Да конечно, в связи с миграционными процессами, движением контингента учащихся получилось так, что в конце 2017 года выявлено 12 школ с трёхсменным обучением.

В 2017 году для снижения их количества за счёт средств Нацфонда начато строительство 3-х объектов образования (школ на 900 мест в г.Кокшетау, на 800 мест с интернатом на 135 мест г.Щучинске Бурабайского района и пристройки к СШ №18 г.Кокшетау на 420 мест). Из них, на 1 сентября т.г. введены два объекта, это школы на 900 мест и дополнительный учебный корпус к СШ №18 в Кокшетау.

Кроме того, для снятия данной проблемы в области строятся ещё три школы на 2 300 ученических мест, с планируемым сроком ввода в 2019 году (на 800 мест в Щучинске, на 300 в с.Кажымукан и 1 200 в с.Коянды Целиноградского района.

Завершается разработка проектно-сметной документации для семи школ (СШ №№ 1,4,13 г.Кокшетау; один проект на 1200 мест для двух школ в с.Косшы (СШ №1 им. Р.Кошкарбаева и №2); №11 с.Семеновка; №37 с.Шубары Целиноградского района. Строительство данных объектов будет заявлено на 2019 год.

- Имеются ли аварийные школы?

К сожалению, имелась многолетняя проблема по аварийной школе в Буландынском районе. Для решения этого вопроса из областного бюджета выделялось 200 млн тенге - на реконструкцию Алтындинской средней школы. На сегодняшний день работы завершены, и учащиеся приступили к занятиям в обновлённом учебном заведении.

- Талгат Турлыбекович, какова техническая оснащённость школ области?

Этот вопросна протяжении долгого времени остаётся в поле повышенного внимания. Ежегодно выделяются средства на оснащение мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Порядка 80% школ оснащены такой мебелью. В текущем году на данные цели из средств районных и городских бюджетов выделено более 19 млн тенге.

о образования по таким предметам как физика, химия, биология, иностранный язык невозможно достичь без оснащения школ кабинетами новой модификации. Это делается с 2005 года, данный показатель включён в Государственную программу развития образования РК. Динамика обеспеченности с 2005 по сегодняшний день составила от 16,9 до 49,6%.

За эти годы для общеобразовательных школ области приобретено 986 кабинетов новой модификации на сумму более 3 млрд тенге, в том числе: из республиканского бюджета - 710 кабинетов на 2 319,3 млн; из районных и городских -276на 798,5 млн тенге.

- А в текущем году?

В этом году на приобретение кабинетов новой модификации из бюджета предусмотрено 55,4 млн тенге.

- Что скажете о подключении к интернету?

Все школы области подключены к широкополосному интернету. На эти цели в т.г. из республиканского бюджета районам и городам выделено 294,1 млн.

На протяжении трёх лет из республиканского бюджета для школ выделяются средства на приобретение комплектов нового мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран). В 2018 году на приобретение 305-ти комплектов мультимедийного оборудования из республиканского бюджета выделено 152,5 млн тенге. В 2016-2017 годах затрачено более 560 миллионов для оснащения 466-ти школ. На покупку компьютеров и интерактивных панелей в областных организациях выделено 45,6 млн тенге. В э.г. запланирована установка Wi-Fi-сетей во всех школах городов и райцентров. В мае из областного бюджета выделено 44,6 млн.

В целом могу сказать, что совершенствование материально-технической базы школ проводится в плановом режиме.

- Спасибо заинтервью!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!