Олимпиада по психологии для школьников задания. Сборник олимпиадных заданий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОЛОМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Настоящее Положение определяет цели и задачи I Областной Олимпиады по психологии для учащихся общеобразовательных учреждений, порядок ее организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

I . Общие положения

1.1. Олимпиада проводится совместно Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России», отделения г.Коломны, ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт».

1.2.Олимпиада является практической программой, ориентированной на повышение интереса к изучению психологии, развитию коммуникативных умений, углублению самопознания, развитию профессионального самоопределения.

II . Цели и задачи Олимпиады

2.1.Олимпиада проводится в целях повышения психологической культуры учащихся, и наиболее полной реализации творческого потенциала, повышения престижа службы практической психологии в системе образования

2.2. Задачами Олимпиады являются:

 создание условий для развития психологической компетентности учащихся, раскрытия их творческого потенциала;

 выявление талантливых учащихся, их поддержка и поощрение;

III . Учредители Олимпиады

3.1. Олимпиада учреждена Коломенским отделением Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт».

V. Организационный комитет Олимпиады

4.1. Для организации, проведения, а также организационно-технического обеспеченияОлимпиады создается Организационный комитет Олимпиады (далее — Оргкомитет), в состав которого входят представители Коломенского отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт».

V . Участники Олимпиады

5.1. В Олимпиаде принимают участие учащиеся 8-11-х классов образовательных учреждений Московской области

5.2. Направление на участие вОлимпиаде осуществляетсяпедагогами-психологами образовательных учреждений

5.3. Участие вОлимпиаде является сугубо добровольным.

VI . Жюри Олимпиады

6.1. В целях оценкивыступлений участников Олимпиады и выбора победителей создается Жюри Олимпиады (далее — Жюри).

6.2. Состав Жюри, а также изменения в нем определяются Оргкомитетом.

6.3. Жюри формируется из нечетного количества членов с равными правами.

6.5. До начала Олимпиады проводится инструктивно-методическое совещание Жюри, на котором обсуждаются процедура судейства и все организационно-технические вопросы.

6.6. В состав Жюри входят преподаватели психологии МГОСГИ и педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях Московской области

6.7. Права и обязанности членов Жюри

6.7.1. Члены Жюри обязаны:

 соблюдать данное Положение;

 использовать в своей работе критерии определения победителей и призеров, утвержденные Оргкомитетом Олимпиады;

 не пропускать заседания без уважительной причины;

6.7.2. Члены Жюри имеют право:

 вносить предложения Оргкомитету о поощрении участников финала Олимпиады грамотами и специальными призами;

6.7.3. Председатель Жюри обязан:

 обеспечивать соблюдение настоящего Положения;

§ координировать работу Жюри Конкурса.

VII . Организация Олимпиады.

7.1. Олимпиада проводится в сентябре 2013 г. в г.Коломна, ул.Зеленая, д.30

VIII . Процедура Олимпиады .

8.1. Первый тур является дистанционным. Задания выполняются индивидуально участниками Олимпиады под руководством педагога-психолога образовательного учреждения. Задания присылают по адресу: kolomna— psy@ mail. ru до 15.09.2013. В теме письма указывать: «Олимпиада 2013». Подробности можно посмотреть: . Требования к выполнению задания содержатся в приложении №2

8.2. Второй тур проводится в конце сентября2013 г. в г. Коломна.

8.2.1.Во втором туре Жюри оценивает следующие задания: а) подготовленную презентацию команды. Оценивается содержание презентации, эстетичность, творческий подход, сотрудничество участников, артистизм. Тема презентации: Модель счастливой семьи. Критерии оценки презентации содержатся в Приложении №3.

б) задания, требующие анализа ситуаций, отрывков из литературных произведений и т.п.

8.3.1.Задания второго тура выполняются участниками Олимпиады и оцениваются жюри.

8.3.2. Задания и критерии оценивания разрабатываются членами Оргкомитета.

8.2.3. Результаты 1 и 2 тура оцениваются отдельно.

8.2.4. Победители 1 и 2 тура определяются по сумме баллов.

8.2.5. Победители, занявшие 1, 2,3 места награждаются грамотами.

9.1. Для участия в Олимпиаде следует подать заявку до 05 сентября 2013 года по образцу (Приложение 1). Тексты письменных работ принимаются до 15 сентября 2013 г.

Приложение 1

Заявка команды- участницы фестиваля

Название команды

Страна, город, школа

Фамилии участников олимпиады с указанием класса

Место работы, должность педагога-психолога, наставника команды

e-mail

Почтовый адрес

Потребность в гостинице

Приложение 2

Требования к дистанционному заданию

Тема задания: Анализ психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка на примере художественного произведения (книга, художественный фильм, мультфильм).

Минимальный объем работы – 1 страница, шрифт Times New Roman , кегль 14, интервал одинарный.

Критерии оценки:

Максимальный балл

Обоснованный выбор произведения. (Выше оценивается, если произведение выбрано не из школьной программы)

Логичность и грамотностьизложения

Подтверждение своих аргументов цитатами из книги или описанием ситуаций, представленных в фильме

Уместное использование психологических терминов

Творческий характер анализа

Максимальная сумма баллов

Приложение №3

Тема презентации:

Представление модели эффективной семьи

Позитивные и негативные тенденции в современном семейном воспитании

Время презентации: 5-7 минут

Максимальный балл

Соответствие теме

Представление о том, что такое семья, семейное воспитание

Подтверждение своих идей примерами

Уместное использование психолого-педагогических терминов

Логичность, грамотность представления

Артистизм

Максимум баллов

Задания олимпиады по психологии и педагогике

для учащихся с 9-го по 11-й класс

(муниципальный уровень)

Для выполнения всех заданий дается 3 часа.

Блок А - теоретический уровень

Выберите правильный ответ.

Задание 1. Термин «психология» в научный оборот ввел:

А) Р. Декарт

Б) Г. Лейбниц

В) Х. Вольф

Г) Аристотель

Задание 2 . Развитие организма человека называется:

А) онтогенезом

Б) филогенезом

В) социогенезом

Г) антропогенезом

Задание 3. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку интегрирующая все другие формы отражения, называется:

Б) рефлексом

В) сознанием

Г) эмоциями

Задание 4.

Установите соответствие, указав стрелкой правильный ответ:

1.способности

а) высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности

2. одаренность

б) индивидуально –психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

3. склонности

в) направленность на деятельность, внутренне мотивированное отношение к какому – либо занятию.

г) системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности и достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Задание 5. На основании психологических проявлений определить тип темперамента различных людей. Ответ напишите во 2-й колонке.

Задание 6. Определите к какому познавательному процессу характерны следующие утверждения:

Процесс, дающий отражение предмета в целом____________________ Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию_________________ Познавательные процессы, характерные только для человека___________________

Задание 7. Выберите правильный ответ.

Предметом педагогики как науки является:

1) Питание

2) Правильный физический уход

3) Воспитание родной матерью

Задание 10. Ведущим фактором в развитии личности является:

1) наследственность

4) воспитание

Аргументируйте Вашу точку зрения.

Задание 11. Лекция - это:

1. Способ изложения основ знаний.

2. Демонстрация знаний

3. Систематизация и обобщение изученного материала

Задание 12. Что называется обучением?

1. Организация самостоятельной учебной работы

2. Процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого

3. Передача знаний с целью подготовки к жизни.

Задание 13. Существует древняя притча о тачке:

«Трое везут тяжелые тачки с камнями. Прохожий задает каждому вопрос: «Что ты делаешь? Первый отвечает: «Вот, везу эту проклятую тачку». Второй сказал: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий произнес: «Строю город».

Обоснуйте с точки зрения психологии почему ответы такие разные.

Задание 14. Представьте себе, что вы - психолог в школе и к вам привели ученика, который познакомился с новыми приятелями и стал курить, пить алкогольные напитки. Вам надо поговорить с ним о сложившейся ситуации и переубедить его в том, что новое пристрастие вредно для здоровья и психики человека. Приведите примерный вариант вашей беседы с учащимся. Какие психологические приемы и методы вы можете использовать в этой беседе?

Задание 15. После конфликтной ситуации Вы:

а) подумаете, чему Вас может научить конфликт;

б) посоветуетесь с друзьями;

в) не позволите сбить себя с толку;

г) будете постоянно чувствовать дискомфорт от последствий конфликтной ситуации;

д) будете избегать общения с неприятными Вам людьми;

е) изберете какие-либо иные стратегии поведения (укажите какие).

Объясните, почему Вы избрали данную стратегию поведения.

Задание 16. Прочитайте фразу и определите, какое из предложенных ниже понятий соответствует смыслу этой фразы. Обоснуйте свой выбор.

«Кто достиг высот…, должен заранее предположить, что большинство будет против него».

Блок В

С позиции учителя решите следующие конфликтные педагогические ситуации.

Ситуация 1 . … Ученик 10-го класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку…

Ситуация 2. … Учительница биологии пришла на урок в 9-й класс. Подготовленный по теме «Фотосинтез» плакат повесили вверх ногами. Все ждали реакции учителя…

Ситуация 3. … Ученик Н., систематически не выполнял домашнее задания по предмету, учился плохо. При выставлении учителем оценки «2» в дневник он обычно заявлял: «Ну и ставьте!». Как-то при очередном опросе ученик опять ответил на двойку. Учитель…

Ситуация 4. ... Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь. Учитель спокойно некоторое время продолжает урок, не обращая внимания на случившееся. Затем….

Блок Г – творческое задание

Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем.

Задание 1. «Каким Вы видите образ учителя через 10 лет?».

Задание 2. «Если б я стал министром образования…».

Сопроводительное письмо

руководителям муниципальной олимпиады по педагогике и психологии для учащихся 9-11 кл.

Уважаемые руководители! Все выполненные работы учащихся муниципального этапа Олимпиады отправляются в региональную комиссию до 15 декабря 2013 года. Адрес: 677000, г. Якутск, проспект Ленина 3, каб.301,к. пс. н.,зав. кафедрой психологии и педагогики, председателю регионального жюри.

Телефон для справок: 89241705457

Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Олимпиада по психологии»

для студентов педагогических специальностей

«Познавая себя, познаёшь других»

[Электронный ресурс]. URL : http :// moodle . mmc . rightside . ru / course / view . php ? id =121 (дата обращения: 17.07.2016).

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..2

Сценарий проведения олимпиады ……………………….....................................3

Конкурс 1. Самопрезентация «Давайте познакомимся!»………………..……..…4

Конкурс 2. «Ода предмету»…………………………………………………………5

Конкурс 3 «Эрудит»…………………………………………………………………6

Конкурс 4 «Улитка»…………………………………………………………………6

Конкурс 5 «Кроссворд»……………………………………………………………...6

Конкурс 6. «Жизнь – это….»…………………………………………………….….6

Конкурс 7. «Практический психолог»……………………………………………...6

Заключение ……………………………………………………………..………...…8

Список литературы …………………………………………………………...........9

Оглавление ………………………………………………………………..…….…10

Приложение 1

Положение

о проведении внутриколледжной олимпиады по предмету «Психология» среди студентов вторых курсов педагогических специальностей

Цель олимпиады: повышение уровня профессиональной компетентности студентов в области психологии, стимулирование профессионально-личностного роста будущих специалистов.

Задачи олимпиады:

    Углубление профессиональной мотивации студентов через актуализацию теоретических знаний и практических психолого-педагогических умений.

    Создание условий для проявления студентами общепрофессиональных компетенций через практико-ориентированные задания.

    Вовлечение студентов в социально-профессиональную среду, способствующую развитию творческого потенциала.

    Выявление одарённых обучающихся и предоставление им дополнительных возможностей для самореализации.

Организаторы Олимпиады

Преподаватели психологии ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж».

Участники Олимпиады

В олимпиаде принимают участие 2 студента от каждой группы 2 курса специальностей «Дошкольное образование» и «Педагогика дополнительного образования».

Члены жюри:

Представители МУ «психолого-педагогический центр», администрация и преподаватели высшей квалификационной категории ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный й колледж».

Награды и льготы победителям

Участники Олимпиады, занявшие призовые места награждаются дипломами победителя, дипломанты получают сертификаты участника.

Порядок проведения Олимпиады

Олимпиада проводится по предмету «Психология» и включает в себя 7 конкурсных заданий.

Участие в Олимпиаде и победа конкурсантов отражается в индивидуальном рейтинге социальной активности студента, а также в рейтинге учебных групп, влияющего на годовой итог конкурса «Группа на все 100%».

Приложение 2

Вопросы для конкурса 3 «Эрудит»

1. Человеческий индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности - …. (личность)

2. Система отношений к предметам, явлениям, которая выражается в мировоззрении личности, называется …. личности (направленность)

3. Особый класс субъективных психологических состояний, сущность которых составляют переживания человека своего отношения к тому, что делает, понимает, чувствует (эмоции и чувства)

4. Индивидуально-типологические свойства личности, обладая которыми человек может успешно овладевать той или иной деятельностью (способности)

5. Основной источник активности человека и животных (потребности)

6. Память, основанная на повторении материала без осмысления (механическая)

7. Назовите свойство восприятия, состоящее в постоянстве восприятия предметов даже в изменившихся условиях (константность)

8. Назовите свойство, устанавливающее зависимость восприятия от прошлого опыта, рода занятий у человека (апперцепция)

9. Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой работоспособностью, быстрым темпом деятельности, резкостью, раздражением, вспыльчивостью (холерик)

10. Назовите свойство темперамента, проявляющееся в направленности человека на внешний мир (по К. Юнгу) (экстравертированность)

11. Как называется ярко выраженное, бурное эмоциональное состояние, сопровождающееся двигательными и другими проявлениями (аффект)

12. Назовите направления буржуазной психологии, предметом изучения которого является поведение (бихевиоризм)

15. Как называется взаимодействие ощущений, при котором происходит усиление одного ощущения под влиянием другого (сенсибилизация)

16. Способность человека к сопереживанию и сочувствию других (эмпатия)

17. Операция мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов (сравнение)

18. Отражение реальной действительности в иных неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях (фантазия)

19. Метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях (наблюдение)

20. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом (тест)

Приложение 3

Конкурс 4 «Улитка»

1

2

8

9

3

7

6

5

4

1)осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения и мыслям (самосознание);

2) направление, основанное Гальтоном и ставившее своей целью улучшение человеческого рода путем создания препятствий для воспроизведения "неприспособленных" и, напротив, благоприятных условий для воспроизведения наиболее одаренных (евгеника);

3) понятие, обозначающее формы поведения человека, ориентированные на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя (альтруизм);

4) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта (мотив);

5) способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (воля);

6) система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления (язык);

7) трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (конфликт);

8) деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (творчество);

9) осуществляемый субъектом в различных формах контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых норм и правил. Ведущее качество зрелой личности (ответственность)

Приложение 4

Конкурс 5 «Кроссворд»

По горизонтали:

3 . «Петя И. очень впечатлительный мальчик, малейшая неприятность выводит его из равновесия, он плачет по любому пустяку. Долго помнит обиды. В коллективе пассивен. Часто обнаруживает неверие в собственные силы» Определите тип темперамента (меланхолик)

5 . Свойство нервной системы, выражающееся в соотношении между возбуждением и торможением (уравновешенность)

8 . Положение субъекта в системе межличностных отношений (статус)

9 . Совокупность умственных способностей человека (интеллект)

10 . Вид деятельности человека, благодаря которому «обезьяна стала человеком» (труд)

12 . Средство невербального общения (мимика)

14 . Высший уровень психического отражения, который присущ только человеку (сознание)

16 . Человек, у которого наблюдается высшее проявление способностей (гений)

17 . Процесс практического или мысленного соединения целого из частей или соединения различных элементов в целое (синтез)

18 . Отечественный ученый, разработавший учение о высшей нервной деятельности, дал принципиально новое понимание основы темперамента (Павлов)

20 . Один из методов получения психологической информации о человеке (беседа)

21 . Австрийский психолог, привлекший внимание к бессознательной сфере (Фрейд)

23 . Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (мотив)

25 . «Поведение Анны К. характеризуется постоянным стремлением привлечь к себе внимание, театральностью, «игрой в переживания». Как характеризуется такое патологическое состояние психики человека (истерия)

По вертикали :

    Система заданий, позволяющих измерить уровень развития какого – либо психологического качества, стандартизированная психологическая методика (тест)

    Одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям (чувство)

    Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи между познаваемыми объектами и явлениями (мышление)

    Один из видов ощущений (вкус)

6.Процесс создания новых образов предметов и явлений (воображение)

7. Состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных или критических ситуациях (стресс)

8. «Антон К. С детства любит слушать музыку и петь. В музыкальной школе он учился на «отлично» и с удовольствием, достигая высоких результатов. Преподаватели музыкальной школы с восторгом отзывались о его музыкальных …» О каких индивидуальных особенностях идет речь? Вставьте пропущенное слово (способности)

11. Специфический вид человеческой активности, направленный на познание, преобразование внешнего мира и самого себя (деятельность)

13. Генетически закрепленная форма поведения (инстинкт)

15. Устойчивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в деятельности и общении, определяющие типичный способ поведения (характер)

19. Способность человека сознательно и целенаправленно регулировать свое поведение, преодолевая препятствия и трудности (воля)

22. Человек, обладающий сознанием, включенный в общественную деятельность (личность)

24. Один из видов человеческой деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними (игра)

Приложение 5

Конкурс 6. эссе «Жизнь – это….»

ЖИЗНЬ – возможность, используй ее.

ЖИЗНЬ – красота, восхищайтесь ею.

ЖИЗНЬ – мечта, осуществите ее.

ЖИЗНЬ – вызов, примите его.

ЖИЗНЬ – долг, исполните его.

ЖИЗНЬ – игра, сыграйте в нее.

ЖИЗНЬ - богатство, дорожите им.

ЖИЗНЬ – любовь, наслаждайтесь ею.

ЖИЗНЬ – тайна, познайте ее.

ЖИЗНЬ – шанс, используйте его

ЖИЗНЬ – горе, превозмогите его.

ЖИЗНЬ – борьба, выдержите ее.

ЖИЗНЬ – приключение, решитесь на него.

ЖИЗНЬ – трагедия, преодолейте ее.

ЖИЗНЬ – счастье, сотворите его.

ЖИЗНЬ – слишком прекрасна, не губите ее.

ЖИЗНЬ – это жизнь, боритесь за нее.

Приложение 6

Конкурс 7. «Практический психолог»

«В копилку интонаций»

Известный французский писатель как-то заметил, что есть всего один способ написать слово «нет» и один единственный способ – слово «да». Но существует 1000 способов произнести слово «нет» и столько же – «да». Многие актеры начинали свою жизнь в театре с известной фразы: «Кушать подано!» Попробуйте произнести эту фразу с разными оттенками:

Громко;

Удивленно;

С раздражением;

Любовью;

Нежностью;

Кокетливо;

С восторгом

Иронией.

«Мысль одна, а слов много»

«Мы хорошо знаем, что одну мысль можно выразить разными фразами. И это говорит лишь о богатстве говорящего. Я предлагаю несложную фразу «Нынешнее лето будет очень теплым». Предложите несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

«За что мы любим»

Вступая во взаимодействия с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что одни нам нравятся, другие – нет. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим и принимаем.

Задание будет выполняться письменно. Каждый участник берет лист бумаги, выбирает в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему.

Нужно указать 5 качеств, которые особенно Вам в этом человеке нравятся, причем, не называя самого человека. Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся.

Ведущий определяет, кто из присутствующих быстрее всего узнал тех, кто оказался в числе популярных личностей.

За какие качества мы ценим и любим!!!

«Мои добрые дела»

Ведущий говорит: »Доброе отношение к людям, своим близким, родным, знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах.

Вспомните, какие конкретные дела вы сделали за вчерашний день (можно за неделю)

Вопросы:

Что вы чувствовали при этом?

Какую благодарность получили?

Как оценили ваши действия?

Вам было приятно от того, то Вы такой хороший?

Какими должны быть формы благодарности?

Участники по очереди высказываются. Затем ведущий комментирует насколько способен каждый на доброе дело. Если нет, то, что мешает. Должны ли мы жертвовать собой ради других?

«Встреча»

Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в мире людей. Я предлагаю провести серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. От Вас требуется легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и приятно расстаться с ним. Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, образуя два круга. По сигналу ведущего все участники внешнего круга одновременно делают переход на 1 шаг или пересаживаются на стул, стоящий справа от них оказывается перед новым партнером. Ведущий задает ситуации «встреча» и участники должны будут войти в контакт, поддержать разговор и естественно выйти из нее. Затем перейти вправо к новому партнеру.

Примеры ситуаций «встреча»

    «Перед Вами человек, которого вы хорошо знаете, но долго не виделись. Вы рады этой случайной встрече…»

    «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека …»

    «Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его …»

    «Перед Вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним …»

    «После длительной разлуки Вы встречаете вашего любимого (любимую). Вашей радости нет предела. Наконец-то он (она) рядом с вами …»

Рефлексируем. В какой ситуации было сложно, в какой легко

Неделя Психологии в нашей школе становится традицией. Это один из способов показать ученикам всё разнообразие этой удивительной, интересной, познавательной, необходимой каждому из нас науки. Формы и методы, которые может использовать школьный психолог, настолько разнообразны, что порой стоишь перед серьёзным выбором, что именно использовать. Хочется всего и сразу. В прошлом году на Неделе Психологии проводились различные психологические игры и тренинги на разных ступенях обучения. В этом году я решила провести среди школьников 2-11 классов интеллектуальную олимпиаду. Задания самые разнообразные: словесные игры, нахождение математических закономерностей, логические задачи и отборы, выявление аналогий, определение общих понятий, классификация и т.д.

Возникает резонный вопрос: почему именно олимпиада? Можно взять просто тесты, изучающие интеллект (Айзенк, Амтхауэр) и провести диагностику, а по полученным результатам выстраивать своё направление деятельности. Всё это так. Но в моем случае существует ряд причин, почему я решила пойти не традиционным путём:

Проведенная диагностика по изучению мотивации обучения у учащихся школы показала, что желание и стремление к учебе у многих учеников оставляет желать лучшего. Проще говоря – нашим детям неинтересно на уроках, отсутствует познавательный интерес. Это означает, что для успешного обучения детей новым знаниям и умениям нужно сначала вызвать у них мотивацию, интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т.е. прежде чем учить ЧТО и КАК, нужно вызвать у ученика интерес и желание узнать, ПОЧЕМУ и ОТКУДА, а также для чего мне это нужно;

Выполнение заданий позволит учащимся взглянуть по-новому на предметные дисциплины;

Проведение олимпиады позволит воздействовать на интеллектуальное развитие школьников и пробудить интерес, стремление к развитию своих способностей;

И самое главное – это участие в интеллектуальной олимпиаде дает возможность каждому участнику проверить свои знания и способности.

Как уже было сказано выше, что все задания в корне отличаются от тех, которые дети выполняют на уроках и именно на это делается основной упор.

ЦЕЛЬ: содействовать развитию познавательного интереса учащихся.

ЗАДАЧИ: Активизация размышлений учащихся о роли знаний в их собственной жизни

  • Формирование и развитие чувства успешности
  • Формирование и развитие учебной мотивации
  • Воспитание конкурентноспособной личности
  • Школьная интеллектуальная олимпиада является той формой внеурочной деятельности, которая поможет повлиять на развитие личности, а именно: принимая участие, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и контроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления.

    Проведение интеллектуальной олимпиады даёт возможность каждому ученику:

    • продемонстрировать приобретенные ими общеучебные умения и навыки;
    • проявить интеллектуальные способности;
    • раскрыть многогранность своих интересов;
    • развить смысловую догадку;
    • обогатить словарный запас;
    • развивать логическое мышление;
    • пробудить интерес к решению нестандартных задач и уметь применять полученные знания на практике.

    СТРУКТУРА ОЛИМПИАДЫ:

    1. Подготовка заданий для учащихся (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
    2. Подготовка ответов, решений и бланков.
    3. Составление расписания работы.
    4. Объяснение правил проведения олимпиады.
    5. Письменное выполнение заданий учащимися.
    6. Проверка выполненных заданий.
    7. Подведение итогов.
    8. Общешкольное освещение результатов.
    9. Обсуждение с учащимися решений.

    В интеллектуальной олимпиаде могут принимать участие все желающие учащиеся 2 -11 классов.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

    Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние.

    Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями.

    Если во время проведения конкурса кто-то из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол жюри свой листок с заданиями.

    При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.

    Работы участников проверяются членами жюри.

    По результатам проведения олимпиады определяются победители: в личном первенстве внутри класса, а также победители среди соревнующихся классов. Задания креативного типа оцениваются отдельно. Для успешного выполнения заданий не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы.


    Факультет "Консультативная и клиническая психология" ежегодно проводит

    Открытую Олимпиаду по психологии для старшеклассников.

    Время проведения Олимпиады:

    апрель 2019г.

    ПОЛОЖЕНИЕ о б открытой олимпиаде школьников по психологии

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение об открытой олимпиаде школьников по психологии (далее – Олимпиада) определяет порядок ее проведения, организационно-методического обеспечения и определения победителей и призеров.

    1.2. Основными целями Олимпиады являются:

    − выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, творческих способностей и интереса к самостоятельным занятиям за рамками общеобразовательных программ;

    − создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, формирование непосредственных контактов между учащимися, проявляющих интерес к изучению психологии;

    − распространение и популяризация знаний о психологии среди молодежи;

    − профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.

    1.3. Организатором Олимпиады является факультет Консультативной и клинической психологии Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета (далее ПК МГППУ).

    1.4. В Олимпиаде на добровольной основе принимают участие лица, осваивающие общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Плата за участие в Олимпиаде не взимается.

    1.5. Рабочим языком проведения Олимпиады является государственный язык Российской Федерации − русский язык.

    2. Порядок проведения Олимпиады

    2.1. Сроки проведения этапов Олимпиады определяются ежегодно и публикуются на официальном сайте ПК МГППУ;

    2.2. Олимпиада проводится в очной форме. При проведении очного тура используются площадки, предоставляемые МГППУ. Информация о сроке проведения очного этапа Олимпиады определяется не позднее чем за месяц до его п роведения.

    3. Подведение итогов Олимпиады

    3.1. Проверка и оценка работ организуется Жюри Олимпиады. Жюри несет ответственность за качество и объективность оценки работ, своевременность предоставления результатов в соответствии со сроками проведения оценки работ;

    3.2. Апелляции по набранным участниками баллам не проводятся;

    3.3. Участникам Олимпиады, прошедшим регистрацию и пришедшим на мероприятие, высылается электронная форма Сертификата участника;

    3.4. Ответы участников Олимпиады, получившие высокую оценку Жюри, могут быть опубликованы на странице Олимпиады на сайте ПК МГППУ с указанием имени участника, приславшего ответ, или анонимно, согласно выбору участника Олимпиады;

    3.5. Победители Олимпиады награждаются грамотами и ценными призами;

    3.6. Участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов на всех этапах Олимпиады, являются призерами Олимпиады и награждаются сертификатами призеров Олимпиады и памятными подарками.

    ЗАДАНИЯ и ЛУЧШИЕ ОТВЕТЫ

    III открытой олимпиады по психологии 2015 года

    Заочный тур 2015

    ЗАДАНИЯ и ЛУЧШИЕ ОТВЕТЫ

    IV открытой олимпиады по психологии 2016 года

    факультета "Консультативная и клиническая психология"

    Заочный тур 2016

    Задания заочного тура и лучшие ответы


    Очный тур 2016

    ЗАДАНИЯ и ЛУЧШИЕ ОТВЕТЫ

    V открытой олимпиады по психологии 2017 года

    факультета "Консультативная и клиническая психология"

    Заочный тур 2017

    Задания заочного тура и лучшие ответы

    ЗАДАНИЯ и ЛУЧШИЕ ОТВЕТЫ

    VI открытой олимпиады по психологии 2018 года

    факультета "Консультативная и клиническая психология"


    Очный тур 2018

    Задания очного тура и лучшие ответы




    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!