Оптимальному результату педагогической деятельности соответствует. Материалы самоанализа педагогической деятельности учителя начальных классов

Зависимости от места заключения закон различает биржевые и внебиржевые сделки, имеющие, однако, одинаковую природу.

Биржевыми сделками являются действия граждан и организаций по установлению, изменению или прекращению гражданских прав или обязанностей, совершенные на бирже в результате биржевых торгов. Заключаются эти сделки через посредников — брокерские конторы и брокеров, а не продавцами и покупателями реального товара. Выполняются биржевые сделки вне биржи (товара как такового на бирже нет). Биржевая сделка имеет юридические признаки обычного соглашения по содержанию, структуре текста, формы и т.д. .

На биржевые и внебиржевые сделки распространяются одни и те же правовые нормы Гражданского кодекса Украины о сделках. Вместе с тем биржевая сделка имеет определенные юридические особенности. Поэтому виды, особенности заключения биржевых сделок урегулирован ст. 15 «Биржевые операции» и ст. 17 «Правила биржевой торговли» Закона Украины «О товарной бирже». Подробно биржевые сделки регулируются Правилами биржевой торговли, утвержденными биржевыми комитетами, а содержание этих соглашений определяется Типичными контрактами, которые также утверждают биржевые комитеты.
Чтобы отличить биржевые сделки от обычных, небиржевых, законодатель, во-первых, определяет, что деятельность по их заключения называется биржевыми операциями, во-вторых, устанавливает особые условия, которым должно отвечать биржевая сделка.
Предметом биржевой сделки является так называемый биржевой товар. Так, биржевая сделка может быть заключена на куплю-продажу, поставку и обмен товаров, допущенных для обращения на товарной бирже. Требования к биржевому товару регулируются правилами биржевой торговли отдельных бирж.
Как правило, биржи осуществляют обмен (товарооборот) товаров, характеризующихся качественным однородностью (вещи, определенные родовыми признаками, взаимозаменяемых товар). Обязательным требованием является то, что биржевой товар не должен дополнительное согласование его характеристик. Товар, который подается бирже, должна соответствовать установленным стандартам. Если он частично потерял потребительские качества, соответствующие данные должны быть известны всем участникам биржевого торга.
Различие между биржевыми и небиржевыми сделками заключается также в том, что субъектами (участниками) биржевых сделок могут быть только члены биржи.
Биржевые сделки по различным критериям делятся на виды. Наиболее общим критерием деления является время выполнения соглашения.

Согласно этому критерию являются сделки:
— с немедленным исполнением («сделки на реальный товар» или «кассовые соглашения»). Такое название соглашений обусловлена тем, что приобретение или отчуждение товара предполагает в этом случае именно «немедленное» выполнение соглашения. По такому соглашению товар должен находиться на одном из указанных биржей складов и передаваться покупателю немедленно. Конкретный срок определяется Правилами биржевой торговли;
— срочные (сделки на срок). Согласно таким соглашениям организация — продавец передает в определенный, определенный сторонами срок в собственность (полное хозяйственное ведение) организации -покупателя товар, а покупатель обязуется принять и оплатить товар на условиях (относительно срока платежа, цены), установленных договором. По сути, это договоры поставки биржевого товара, сроки выполнения которых определяются заранее, на будущее. Поскольку речь идет о поставках в будущем, такая биржевая сделка называется соглашением на срок, или форвардной сделке.

Форвардный контракт — это стандартный документ, который удостоверяет обязательство лица приобрести (продать) ценные бумаги, товары или средства в определенное время и на определенных условиях в будущем, с фиксацией цен такой продажи во время заключения такого форвардного контракта.
При этом любая сторона форвардного контракта имеет право отказаться от его выполнения исключительно при наличии согласия другой стороны контракта или в случаях, определенных гражданским законодательством.
Претензии относительно невыполнения или ненадлежащего выполнения форвардного контракта могут предъявляться исключительно эмитенту такого форвардного контракта.
Продавец форвардного контракта не может передать (продать) обязательство по этому контракту другим лицам без согласия покупателя форвардного контракта.
Покупатель форвардного контракта имеет право без согласования с другой стороной контракта в любой момент до окончания срока действия (ликвидации) форвардного контракта продать такой контракт любому другому лицу, включая продавца такого форвардного контракта.
Срок указывается в договоре (биржевом контракте). Наибольшая продолжительность этого срока также регулируется биржей в Правилах биржевой торговли. К сделкам на срок относятся также биржевые сделки с товаром, который находится в пути, а также с товаром с последующим поступлением. Характерной особенностью сделки на срок является то, что договоры такого рода можно многократно перепродавать на бирже до момента окончательной поставки товара.

Учитывая юридический способ обеспечения исполнения отличаются биржевые сделки с залогом. Особенностью этого вида сделок является то, что, кроме основных предметов сделок, к их содержанию входит и содержание другого договора — договора залога. Он заключается в том, что в момент заключения основного договора один контрагент выплачивает другому сумму, определенную договором как залог. Итак, по этому соглашению, кроме основного, действует также договор залога.

Одним из видов биржевых сделок на срок является фьючерсные сделки, предметом которых являются стандартные биржевые контракты на стандартизированный товар с предопределенным сроком исполнения, но по цене, установленной на день заключения контракта.
Фьючерсный контракт определяется Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» как стандартный документ, который удостоверяет обязательство приобрести (продать) ценные бумаги, товары или средства в определенное время и на определенных условиях в будущем, с фиксацией цен на момент выполнения обязательства сторонами контракта.

При этом любая сторона фьючерсного контракта имеет право отказаться от его выполнения исключительно при наличии согласия другой стороны контракта или в случаях, определенных гражданским законодательством.
Покупатель фьючерсного контракта имеет право продать такой контракт в течение срока его действия другим лицам без согласования условий такой продажи с продавцом контракта.

Особенности фьючерсной сделки:
— предметом фьючерсной сделки является купля-продажа биржевого контракта на определенный товар, а не реального товара;
— предмет контракта и сам контракт должны быть стандартными (в том числе по количеству и качеству товара, способа установления цены и т.д.), поскольку это необходимо для поддержки биржевого оборота фьючерсов;
— биржевой контракт (предмет фьючерса) заключается при условии, что он имеет указанное биржей стандартное место поставки, но может свободно продаваться и покупаться на бирже в течение всего срока своего действия (до определенного биржей «ликвидационного срока»);
— особенностью прав продавца фьючерса является возможность обратного его выкупа по биржевому курсу (ценой фьючерсного рынка) в любой момент до окончания ликвидационного срока. Со своей стороны, покупатель имеет право свободной продажи фьючерса по такому же курсу и к тому же сроку.
Таким образом, фьючерс, имея стандартное место поставки, является предметом биржевой купли-продажи в течение срока его действия. Оборот фьючерсов обеспечивают биржевые спекулянты фьючерсами. Как участники биржевых торгов, они присваивают разницу между ценой каждого фьючерса (ценой фьючерсного рынка) и реальной ценой на товар на момент выполнения фьючерса.

Коммерческая идея фьючерса заключается в страховании как продавца, так и покупателя от неблагоприятного колебания цен на данный товар.
Продавец реального товара имеет возможность в зависимости от курса цен реального и фьючерсного рынков выкупить контракт и продать товар по цене, более выгодной, чем цена контракта.
Покупатель, если он не заинтересован в цене контракта в день его исполнения, может продать его на бирже.
Покупка-продажа фьючерсов с целью страхования от неблагоприятного колебания цен на биржевой товар в течение срока их действия называется хеджированием.

Следующим видом биржевых сделок является опцион , т.е. стандартный документ, который удостоверяет право приобрести (продать) ценные бумаги (товары, средства) на определенных условиях в будущем, с фиксацией цены на время заключения такого опциона или на время такого приобретения по решению сторон контракта.
Первый продавец опциона (эмитент) несет безусловное и безотзывное обязательство по продаже ценных бумаг (товаров, средств) на условиях заключенного опционного контракта.

Любой покупатель опциона имеет право отказаться в любой момент от приобретения таких ценных бумаг (товаров, средств).
Претензии относительно ненадлежащего выполнения или невыполнения обязательств опционного контракта могут предъявляться исключительно эмитенту опциона.
Опцион может быть продан без ограничений другим лицам в течение срока его действия.

В зависимости от места заключения закон различает биржевые и внебиржевые сделки, которые имеют, однако, одинаковую юридическую природу.

Биржевыми сделками являются действия граждан и организаций относительно установления, изменения или прекращения гражданских прав или обязанностей, которые совершены на бирже в результате биржевых торгов. Заключаются эти сделки через посредников - брокерские конторы и брокеров, а не самими продавцами и покупателями реального товара. Выполняются биржевые сделки вне биржи (товара как такого на бирже нет). Биржевое соглашение имеет юридические признаки обычного сделки относительно содержания, структуры текста, формы и тому подобное.

На биржевые и внебиржевые сделки распространяются одни и те же правовые нормы о сделках. Идет речь, во-первых, о нормах Гражданского кодекса Украины, во-вторых, о соответствующих статьях раздела «Отдельные виды обязательств», которые регулируют отношения купли-продажи, мены, поставки. Вместе с тем биржевое соглашение имеет определенные юридические особенности. Поэтому виды, особенности заключения биржевых соглашений урегулированы ст. 15 «Биржевые операции» и ст. 17 «Правила биржевой торговли» Закона «О товарной бирже». О товарной бирже. Закон Украины от 10 декабря 1991 г.// Ведомости Верхов. Рады Украины 1992.-№ 10.- Ст. 139

Детально биржевые сделки регулируются Правилами биржевой торговли, утвержденными биржевыми комитетами, а содержание этих соглашений определяется Типичными контрактами, которые также утверждают биржевые комитеты.

Чтобы отличить биржевые сделки от обычных, небиржевых, законодатель, во-первых, определяет, что деятельность относительно их заключения называется биржевыми операциями; во-вторых, устанавливает особенные условия, которым должно отвечать биржевое соглашение.

Предметом биржевой сделки является так называемый биржевой товар. Согласно с п. а) ст. 15 Закона «О товарной бирже» биржевое соглашение может быть заключено на куплю-продажу, поставку и обмен товаров, которые допущены для обращения на товарной бирже. Требования к биржевому товару регулируются правилами биржевой торговли отдельных бирж. О товарной бирже. Закон Украины от 10 декабря 1991 г.// Ведомости Верхов. Рады Украины 1992.-№ 10.- Ст. 139

Как правило, биржи осуществляют обмен (товарооборот) товаров, которые характеризуются качественной однородностью (вещи, определенные родовыми признаками, взаимозаменяемый товар). Обязательным требованием является то, что баржевый товар не должен нуждаться в дополнительном согласовании его характеристик. Товар, который подается бирже, должен отвечать установленным стандартам. Если он частично потерял потребительские качества, соответствующие данные должны быть известны всем участникам биржевого торга.

Отличие между биржевыми и небиржевыми сделками заключается также в том, что субъектами (участниками) биржевых соглашений могут быть лишь члены биржи.

Биржевые сделки по разным критериями разделяются на виды. Наиболее общим критерием деления является время выполнения сделки. Согласно с этим критерием есть сделки:

* с немедленным выполнением («сделки на реальный товар» или «кассовые сделки»). Такое название соглашений обусловлено тем, что приобретение или отчуждение товара предусматривает в этом случае именно «немедленное» выполнение сделки. По такому соглашению товар должен находиться на одном из указанных биржей составов и передаваться покупателю немедленно. Конкретный срок определяется Правилами биржевой торговли;

* срочные (сделки на срок). Согласно таким договорам организация-продавец передает в определенный сторонами срок в собственность (полное хозяйственное ведение) организации-покупателя товар, а покупатель обязывается принять и оплатить товар на условиях (относительно срока платежа, цены), установленных договором.

В сущности, это договоры поставки биржевого товара, сроки выполнения которых определяются заранее, на будущее. Поскольку речь идет о поставках в будущем, такое биржевое соглашение называется соглашением на срок, или форвардным соглашением.

Форвардный контракт - это стандартный документ, который удостоверяет обязательство лица приобрести (продать) ценные бумаги, товары или средства в определенное время и на определенных условиях в будущем, с фиксацией цен такой продажи во время заключения такого форвардного контракта.

При этом любая сторона форвардного контракта имеет право отказаться от его выполнения исключительно при наличии согласия другой стороны контракта или в случаях, определенных гражданским законодательством. Ещенко С. Биржа: задачи и функции. // Экономика Украины. 1994г. №3- C. 25-17

Претензии относительно невыполнения или неподобающего выполнения форвардного контракта могут предъявляться исключительно эмитенту такого форвардного контракта.

Продавец форвардного контракта не может передать (продать) обязательства по этому контракту другим лицам без согласия покупателя форвардного контракта.

Покупатель форвардного контракта имеет право без согласования с другой стороной контракта в любой момент к окончанию срока действия (ликвидации) форвардного контракта продать такой контракт любому другому лицу, включая продавца такого форвардного контракта.

Срок отмечается в договоре (биржевом контракте). Наибольшая длительность этого срока также регулируется биржей в Правилах биржевой торговли.

К сделкам на срок относятся также биржевые сделки с товаром, который находится в дороге, а также с товаром со следующим поступлением. Характерной особенностью сделки на срок является то, что договоры такого рода можно многократно перепродавать на бирже вплоть до момента окончательной поставки товара.

Учитывая юридический способ обеспечения выполнения выделяются биржевые сделки с закладной. Особенностью этого вида соглашений является то, что кроме основных предметов соглашений к их содержанию входит и содержание другого договора -- договора закладной. Он заключается в том, что в момент заключения основного договора один контрагент выплачивает другой стороне, определенную договором как закладная. Следовательно, относительно этого сделки кроме основного действует также договор закладной.

В зависимости от лица залогодателя этот вид биржевой сделки имеет два подвида: соглашение с закладной на куплю (залогодателем является покупатель) и соглашение с закладной на продажу (залогодателем является продавец). Ещенко С. Биржа: задачи и функции. // Экономика Украины. 1994г. №3- C. 25-17

В случае невыполнения должником обеспеченного закладной обязательства удовлетворения имущественных требований кредитора проводится за счет залоговой суммы. В случае спора это происходит по решению биржевого арбитража.

Одним из видов биржевых соглашений на срок являются фъючерсные сделки, предметом которых являются стандартные биржевые контракты на стандартизированный товар с предопределенным сроком выполнения, но по цене, установленной на день заключения контракта.

Фьючерский контракт определяется Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» как стандартном документе, который удостоверяет обязательство приобрести (продать) ценные бумаги, товарах или средствах в определенное время и на определенных условиях в будущем, с фиксацией цен на момент выполнения обязательств сторонами контракта.

При этом любая сторона фьючерского контракта имеет право отказаться от его выполнения исключительно при наличии согласия другой стороны контракта или в случаях, определенных гражданским законодательством. Яворська О. Проблеми законодавчого визначення діяльності на ринку цінних паперів // Вісник Львівського університету. Сер. Юридична. -2000. -Вип: 35. - С.287-290

Покупатель фьючерского контракта имеет право продать такой контракт на протяжении срока его действия другим лицам без согласования условий такой продажи с продавцом контракта.

Особенности фъючерской сделки заключаются в том, что:

* предметом фьючерского сделки является купля-продажа биржевого контракта на определенный товар, а не реального товара;

* предмет контракта и сам контракт должны быть стандартными (в том числе относительно количества и качества товара, способа установления цены и тому подобное), поскольку это необходимо для поддержки биржевого обращения фьючерсов;

* биржевый контракт (предмет фъючерса) заключается при условии, что он имеет указанное биржей стандартное место поставки, но может свободно продаваться и покупаться на бирже на протяжении всего срока своего действия (к определенному биржей «ликвидационному сроку»);

* особенностью прав продавца фъючерса является возможность обратного его выкупа по биржевому курсу (ценой фьючерского рынка) в любой момент к окончанию ликвидационного срока. Со своей стороны, покупатель имеет право свободной продажи фъючерса по такому же курсом и к тому же сроку.

Таким образом, фьючерс, имея стандартное место поставки, является предметом биржевой купли-продажи на протяжении срока его действия. Обращение фьючерсов обеспечивают биржевые спекулянты фьючерсами. Как участники биржевых торгов, они присваивают разницу между ценой каждого фъючерса (ценой фьючерского рынка) и реальной ценой на товар на момент выполнения фъючерса.

Коммерческая идея фъючерса заключается в страховании как продавца, так и покупателя от неблагоприятного колебания цен на данный товар.

Продавец реального товара имеет возможность в зависимости от курса цен реального и фьючерского рынков выкупить контракт и продать товар по цене, более выгодной, чем цена контракта.

Покупатель, если он не заинтересован в цене контракта на день его выполнения, может продать его на бирже. Купля-продажа фьючерсов с целью страхования от неблагоприятного колебания цен на биржевый товар на протяжении срока их действия называется хеджированием.

Следующим видом биржевых соглашений является опцион, то есть стандартный документ, который удостоверяет право приобрести (продать) ценные бумаги (товары, средства) на определенных условиях в будущем, с фиксацией цены на время заключения такого опциона или на время такого приобретения по решению сторон контракта. Мельник В.А. Ринок цінних паперів. - К.: ВІРА-Р, 1998. - 290с.

Первый продавец опциона (эмитент) несет безусловное и безотзывное обязательство относительно продажи ценных бумаг (товаров, средств) на условиях заключенного опционного контракта.

Любой покупатель опциона имеет право отказаться в любой момент от приобретения таких ценных бумаг (товаров, средств).

Претензии относительно неподобающего выполнения или невыполнения обязательств опционного контракта могут предъявляться исключительно эмитенту опциона.

Опцион может быть продан без ограничений другим лицам на протяжении срока его действия.

Деятельность бирж протекает в трех основных направлениях: купля-продажа реального, существующего товара, осуществление чисто спекулятивных, перепродажных операций, объектом которых может быть условный, еще не существующий, будущий товар, и выполнение вспомогательных функций и услуг. Последние включают в себя разработку контрактов, котировку цен, выработку стандартов на биржевые товары, проведение арбитража, оказание консультационных и информационных услуг. Практически все виды осуществляемых биржами сделок так или иначе вписываются в эти направления деятельности, соответствуют им по содержанию.

Биржевые сделки в зависимости от срока их исполнения и характера товара делятся на два класса. Первый охватывает сделки на реальный товар. Они именуются также реальными сделками и связаны с непосредственной передачей товара продавцом покупателю. Второй класс - сделки на срок, или срочные сделки, называемые также фьючерсными. В них объектом купли-продажи служат обычно не сами товары, а контракты, обязательства на их поставку.

В зависимости от срока поставки сделки с реальным товаром делятся на две труппы: с немедленной поставкой и с поставкой в будущем. Близким по содержанию к сроку поставки является другой аналогичный критерий, который отражает срок оплаты и именуется обычно сроком исполнения сделки. Различают кассовые сделки, при которых оплата происходит в течение ближайших двух-трех дней, и сделки, при которых права на товар передаются при заключении сделки, а денежная оплата осуществляется через определенный срок, то есть товар передается покупателю с оплатой как бы в кредит, в рассрочку.

Сделки с немедленной поставкой, а точнее, с коротким сроком поставки принято называть сделками на наличный товар. В иностранной терминологии они известны под названием «кэш» или «спот». Товар, на продажу которого заключена подобная сделка, должен находиться на складе биржи и быть передан покупателю в короткий срок, оговариваемый правилами биржи, но не превышающий двух недель. В отечественной практике сделки на продажу наличного товара иногда называют «по факту».

Сделки на срок предусматривают поставку товара в срок, обусловленный заключенным биржевым контрактом, но по цене, зафиксированной в контракте. Продолжительность срока устанавливается биржей, но существуют и признанные нормативные сроки, обычно составляющие несколько месяцев. В оговоренный срок продавец товара обязан осуществить его поставку на склад, указанный биржевым комитетом. После этого биржа либо полномочная экспедиторская фирма выдают продавцу сохранное свидетельство. Оно хранится обычно в банке и до истечения срока поставки передается покупателю товара, становящемуся его владельцем. При этом, конечно же, покупатель обязан оплатить товар.

Сделки на срок с залогом заключаются между продавцом и покупателем товара (контрагентом по сделке) и предусматривают гарантию обязательств поставки или закупки в виде выплаты одним контрагентом другому оговоренной договором суммы. Она составляет ощутимую долю стоимости товара, вплоть до полной стоимости. При залоге на покупку его вносит покупатель, а при залоге на продажу - продавец. Залог возвращается, если сделка полностью завершена.

В условиях неплатежей, расстройства денежного обращения и безудержной инфляции приобрели популярность бартерные сделки на биржах. Это прямой, непосредственный товарообмен по принципу «ты - мне, я - тебе». Так как бартерные операции на биржах не пользуются статусом официально признанных, разрешенных, то они проводятся под видом сделок «с условием». Такая сделка представляет разновидность сделки с реальным товаром, заключающуюся в том, что продажа товара осуществляется только при условии одновременной покупки на вырученную сумму другого товара. Таким образом, в итоге соединения двух сделок с реальным товаром возникает одна бартерная сделка.

В странах с рыночной экономикой приобретает широкое распространение второй класс сделок на товарных биржах - срочные сделки.

Существует три основных вида срочных сделок: форвардные, фьючерсные и опционные.

Форвардный контракт - это договор на поставку какого-либо актива в некоторый определенный период в будущем. По сложившейся традиции форвард - это обычно внебиржевой договор с твёрдо оговариваемыми условиями (в том числе ценой) и оплатой в сроки, близкие к срокам поставки предмета форварда. Предметом соглашения могут выступать различные активы - товары, акции, облигации, валюта. Форвардные контракты, как правило, заключаются в целях осуществления реальной продажи или покупки соответствующего актива. Они служат также для страхования поставщика или покупателя от возможного неблагоприятного изменения цены. Форвард не позволяет участникам сделки воспользоваться возможной будущей благоприятной конъюнктурой, так как цена зафиксирована в контракте.

Условием договора предусматривается участие в нем двух лиц. Лицо, обязующееся поставить соответствующий актив по контракту, открывает короткую позицию, то есть продает форвардный контракт. Лицо, приобретающее актив по контракту, открывает длинную позицию, то есть покупает контракт. Закрытие контракта может производиться двумя способами: а) стороны договора могут заключить еще один договор с противоположными обязательствами и таким способом погасить обязательства друг перед другом; б) стороны исполняют реально форвардный контракт путем поставки актива договора и его оплаты. Форвардный контракт заключается также с целью игры на разнице курсовой стоимости активов. В этом случае лицо, которое открывает длинную позицию, надеется на дальнейший рост цены актива, лежащей в основе контракта. При повышении цены по

купатель контракта выигрывает, а продавец проигрывает. И наоборот, при понижении цены выигрывает продавец контракта и проигрывает покупатель.

Заключение контракта не требует от контрагентов каких-либо расходов. Особенностью форварда является то, что он не является стандартным по своему содержанию. В связи с этим вторичный рынок для него слишком узок или вовсе отсутствует, так как трудно найти какое-либо третье лицо, интересы которого в точности соответствовали бы условиям данного контракта. Поэтому ликвидировать свою позицию по контракту одна из сторон может лишь с согласия контрагента.

Фьючерс (фьючерсный контракт) представляет собой биржевой стандартизированный контракт на будущую поставку некоторого актива, чаще всего условную, то есть которую не планируется довести до поставки. В отличие от форварда фьючерсный контракт - это всегда биржевая сделка, гарантом исполнения которой выступает расчетная палата фьючерсной биржи, в связи с чем они высоколиквидны и для них существует широкий вторичный рынок. Контракты жестко стандартизированы и очень редко доводятся до поставки, объектом биржевой сделки являются сами контракты, то есть зафиксированные в них права, возможности.

Опцион - сделка, дающая право ее владельцу на покупку (опцион колл) или продажу (опцион пут) некоторого актива в течение определенного срока или в определенный момент времени. Основные отличия опциона от фьючерса и форварда заключаются в том, что опцион - одностороннее обязательство продавца опциона перед его владельцем, это не твердое обязательство, а право его владельца, которое может быть и не реализовано, обладатель права может не воспользоваться этим правом, если рыночная конъюнктура сложилась неблагоприятно и не имеет смысла воплощать свое право в реальное действие.

Как правило, предметом опционного контракта выступают ценные бумаги. Условия опционов стандартны, что способствует высокой ликвидности этих инструментов. Существует первичный и вторичный рынок опционов. Опционы, обращающиеся на бирже, называются котируемыми опционами. На бирже они реализуются путем двойного аукциона, во внебиржевом обороте - на основе переговоров. Цена опциона, фиксируемая в контракте, - называется страйковой ценой (ценой реализации). По срокам исполнения различают американский опцион, который может быть исполнен в любой день до дня завершения опциона, и европейский тип опционов, который может быть исполнен только в день завершения опциона.

Основные отличительные признаки различных срочных инструментов приведены в табл. 15.6.1.

Таблица 15.6.1

Основные различия между форвардом, фьючерсом и опционом Форвард Фьючерс Опцион Место торговли Внебиржевой рынок Фьючерсная биржа Фондовая биржа и внебиржевой рынок Стороны договора Два конкретных контрагента Обезличенные партнеры через организацию, осуществляющую всеобщий клиринг, - расчетную палату Два конкретных контрагента Размер контракта, срок исполнения, условия поставки Устанавливаются по согласованию контрагентов Стандартизированы биржей Могут быть и договорными, и стандартизированным эмитентом Кто несет ответственность за выполнение условий Оба контрагента Владелец контракта и расчетная палата биржи Эмитент Частота исполнения Около 100 % Не более 5 % Зависит от конъюнктуры Основной способ закрытия контракта Поставка против платежа Покупка контракта с противоположными обязательствами Поставка против платежа или отказ от прав, заложенных в ценной бумаге Затраты при заключении контракта Обычно отсутствуют Биржевые сборы и внесение гарантийного взноса, возвращаемого при закрытии контракта Опционная премия Размер риска у сторон сделки (при условии исполнения ими взятых обязательств) У обеих сторон

конъюнктурные

риски У покупателя (продавца): конъюнктурные риски плюс биржевые сборы плюс потери от вывода из оборота средств на гарантийный взнос и поддержание позиций; у расчетной палаты риски отсутствуют У покупателя: опционная премия; у эмитента: конъюнктурный риск минус опционная премия Ликвидность Обычно низкая Высокая Различная, часто высокая Основная задача контрагентов форвардного договора - страхование от неблагоприятного изменения конъюнктуры или хеджирование (от английского слова «hedge»). Механизм хеджирования выглядит так: предположим, импортеру через полгода потребуется 1 000 000 долл. Чтобы застраховать себя от неблагоприятного изменения курса, он заключает сегодня форвардный контракт на покупку валюты по текущему форвардному курсу и через полгода реализует данный контракт вне зависимости от состояния рынка на момент реализации контракта. Покупка форварда хеджирует от повышения стоимости актива контракта, а продажа - от понижения. Как уже упоминалось выше, по сложившейся на срочном рынке терминологии лицо, продавшее обязательство на поставку, открывает короткую позицию, а лицо, купившее контракт, - длинную позицию.

Несколько иначе выглядит механизм заключения сделки на фьючерсном рынке. Открывая свою позицию на бирже, участник торговли кроме биржевого сбора обязан внести гарантийный взнос, размер которого обычно зависит от степени колебания цен базового актива на рынке реального товара. Учитывая возрастающую степень неопределенности ценовой динамики с увеличением срока до поставки, многие биржи вводят систему гарантийных взносов - размер которых зависит от удаленности срока поставки актива. Обычно гарантийный взнос составляет 5-10 % стоимости контракта.

Кроме гарантийного взноса участник фьючерсной торговли должен оплачивать вариационную маржу, которая представляет собой разницу между стоимостью фьючерсного контракта по текущей котировке и стоимостью по котировке, по которой данный контракт учтен на бирже. Если контракт заключен в последний торговый день, то это цена контракта, если ранее - то котировка предшествующего торгового дня. Размер вариационной маржи определяется как произведение стоимости одного пункта контракта на изменение котировки и размер контракта (каждый контракт имеет размер - 1000 долл., 10 облигаций, 10 т металла и т. д.). В случае благоприятного изменения цены вариационная маржа зачисляется на счет владельца открытой позиции, а в случае неблагоприятного - списывается.

Из необходимости оплачивать вариационную маржу вытекают основные достоинства и недостатки фьючерсных контрактов. С одной стороны, возникает так называемое плечо: с внесением залога в размере 5-10 % стоимости актива (гарантийная маржа) появляется возможность получать доходы от полной стоимости, что привлекает на фьючерсный рынок спекулянтов и повышает ликвидность рынка. С другой стороны, хеджеру для оплаты вариационной маржи в случае соответствующих изменений конъюнктуры приходится отвлекать из оборота средства, а это существенно удорожает для него стоимость хеджирования.

В случае если фьючерсный контракт был доведен до поставки, биржа в жестко регламентированные сроки оповещает участников торгов, кто из них кому и что будет поставлять.

Приобретая опционный контракт, покупатель рассчитывает, что цена базисного актива контракта за время его действия изменится минимум до величины, зафиксированной в опционе плюс уплаченная за опцион премия. В случае если прогноз покупателя не оправдался, опцион не будет реализован. Следует иметь в виду, что в случае частичной реализации прогноза, а именно если цена актива окажется между ценой по опциону и данной ценой плюс опционная премия, опцион будет реализован, так как в этом варианте убытки покупателя опциона от оплаты премии будут частично компенсированы выигрышем от курсовой разницы между ценой реализации опциона и текущей рыночной ценой базисного актива. Поясним это на примере. Предположим, был куплен европейский опцион колл на акции АО «Мегионнефтегаз» с ценой реализации 4 долл.

За акцию, сроком реализации 1 августа 1999 года и премией 0,5 долл. за акцию. Если цена акции в день реализации составит 4 долл. и менее, то покупатель опциона может считать 0,5 долл. премии своими убытками. Если цена будет находиться в интервале от 4 до 4,5 долл., то опцион будет реализован, а убытки сократятся до величины (Р - 4,5 долл.), где Р - цена акции в долларах США. И только в случае, если цена превысит 4,5 долл. у покупателя появится прибыль (см. рис. 15.6.1).

Рис. 15.6.1. Зависимость прибыли покупателя опциона от цены акции

С точки зрения продавца опциона, если цена не достигнет 4 долл., то он получит прибыль в размере 0,5 долл., равную премии по нереализованному опциону, если же цена окажется в интервале от 4 долл. до 4,5 долл., опцион будет реализован, но продавец все-таки получит прибыль от операции в размере (4,5 долл. - Р). В случае же, если цена превысит 4,5 долл., то убыток продавца от реализованного опциона можно определить по формуле (Р - 4,5 долл.) (см. рис. 15.6.2). " Прибыль, $ Цена акции, $ 1

1 2 3 Ч Рис. 15.6.2. Зависимость прибыли продавца опциона от цены акции

Перейдем к рассмотрению возможных стратегий работы на рынке срочных контрактов. Стратегии, применяемые на фьючерсном рынке, можно разделить на две группы: стратегии с использованием базового товара контракта и стратегии, использующие только фьючерсы.

ц Прибыль, $

Применение стратегии первой группы обычно имеет целью получение гарантированного дохода и страхование от неблагоприятного изменения конъюнктуры (хеджирование). Стратегии второго типа чаще всего чисто спекулятивные.

Простейший вариант стратегии первого типа представляет собой классический случай хеджирования: некто (например, фермер) через определенный срок (к октябрю) будет иметь товар (урожай), который он бы хотел продать по цене не ниже, чем та, которая позволит ему расплатиться с кредиторами. Сегодняшняя конъюнктура рынка данного товара благоприятствует его владельцу. Если бы он имел товар сегодня, то он с лихвой окупил бы свои затраты, более того, цены срочного рынка прогнозируют небольшой рост спроса. Однако наш фермер не верит в перспективы рынка или просто не желает рисковать. Чтобы гарантировать себе прибыль, он уже сегодня может купить фьючерсный контракт на поставку всего своего урожая осенью по цене, которую рынок прогнозирует сегодня. Теперь ухудшение конъюнктуры рынка не приведет к потерям для фермера, так как будет компенсировано выигрышем на фьючерсах.

Следует иметь в виду, что у хеджирования есть и недостатки. Часто урожай фермера не соответствует стандарту контракта, торгуемому на бирже, поэтому фермеру будет проще закрыть свою позицию на фьючерсах и продать свой урожай на товарном рынке. Кроме того, в случае роста цены на товар фермер уже ничего не выигрывает - рост цены будет компенсирован убытками на фьючерсах. Данная операция по своему экономическому содержанию эквивалентна рассмотренному выше примеру хеджирования валютных рисков с помощью форвардных контрактов.

Аналогичным образом могут быть хеджированы не только продажа, но и покупка различных товаров, а через операции с валютными фьючерсами - валютные риски при экспортно-импортных операциях.

Кроме страхования валютных рисков возможны и другие способы использования фьючерсов для снижения рисков при работе с различными финансовыми инструментами. Приведем пример использования фьючерсов при вложениях в самый популярный вид ценных бумаг российского рынка - Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). На современном рынке ГКО обращаются облигации более чем полутора десятков выпусков. Однако при всем разнообразии вариантов инвестирования часто возникает проблема следующего содержания: инвестор может вложить денежные средства лишь на небольшой период, но вложения в облигации с близким сроком до погашения низкодоходны, а с далеким - слишком рискованны. Так как текущие котировки фьючерсов на ГКО обычно достаточно сильно связаны с реальным рынком, то в описанной ситуации возможна покупка ГКО с большим сроком до погашения, чем срок вложений, и имеющими большую доходность, с одновременной продажей фьючерсного контракта на ГКО. Затраты по операции, безусловно, возрастают, но при значительной разнице в доходностях «коротких» и «длинных» ГКО прирост доходности с лихвой окупает дополнительные затраты.

К стратегиям второй группы относятся так называемые спрэды. Термином «спрэд» обычно обозначают разницу в котировках однородных инструментов рынка, в нашем случае это различные фьючерсные контракты. Спрэдовая стратегия предполагает одновременное открытие длинной и короткой позиции по фьючерсным контрактам с разными характеристиками. Преимущества данной стратегии заключаются в снижении рисков, так как изменение котировок фьючерсов, включаемых в спрэд, не совпадает по размеру, но совпадает по направлению. Таким образом, спрэд минимизирует риски, связанные с колебаниями общего уровня цен, за счет получения прибыли вследствие недооценки или переоценки одного из контрактов. Кроме того, на некоторых биржах в случае, если сформирован спрэд с одним и тем же базовым активом, снижается размер гарантийной маржи.

Основные виды спрэдов -временной и межтоварный. При временных спрэдах игроки часто используют тот факт, что контракты с большим сроком до погашения колеблются сильнее, чем с меньшим. Поэтому если спекулянт формирует спрэд и ожидает роста котировок, то он рассчитывает на увеличение спрэда, а следовательно, покупает контракт с дальним сроком до погашения и продает - с длинным (спрэд «быка»). В противном случае открывается короткая позиция по контракту с дальним сроком и длинная - с ближним (спрэд «медведя»).

Более сложный вариант временного спрэда известен под названием спрэд «бабочка». Данная стратегия включает в себя комбинацию нескольких контрактов: спрэда «медведя» и спрэда «быка», у которых средние контракты одинаковы. В этом случае инвестор стремится получить прибыль на конъюнктурной рассогласованности спрэдов между разными контрактами. Предположим, что на бирже, торгующей фьючерсными контрактами на доллар США, по тенденции поддерживается ситуация, при которой фьючерсные котировки прогнозируют одинаковый темп роста курса от месяца к месяцу (см. табл. 15.6.2). Однако в ходе торгов сложилась ситуация, когда контракт на март котировался по 5983 рубля за доллар на апрель - 6096 на май - 6224 Таким образом, прогноз темпа роста курса с марта по апрель составляет 1,9 %, а с апреля по май - 2,1 %. Учитывая общую тенденцию рынка, инвестор прогнозирует, что в ближайшее время спрэды между контрактами изменятся таким образом, чтобы уравнять прогноз темпа роста, но у него есть сомнение: или возрастет спрэд «апрель-март», или уменьшится спрэд «май-апрель», что затрудняет применение спрэдов «быка» и «медведя», но делает удобным применение спрэда «бабочки». В этом случае инвестор открывает короткие позиции по контрактам на март и май и две длинные - по контрактам на апрель. Возможные результаты от реализации такой стратегии отражены в табл. 15.6.2 (все котировки и результаты в таблице указаны в рублях за доллар США, темпы роста - в % в месяц, результаты приведены в пересчете на один контракт, а не на все открытые). Таким образом, спрэд «бабочка» дает возможность получить прибыль при выравнивании межконтрактных спрэдов, каким бы образом ни произошло это выравнивание. Причем выигрыш инвестора в любом случае примерно одинаков.

Классический межтоварный спрэд заключается в открытии короткой и длинной позиций с одинаковым сроком поставки на разные, но взаимосвязанные товары (пшеница - кукуруза, соя - соевое масло и т. д.). Котировки таких контрактов изменяются более или менее взаимосвязанным образом, и для получения прибыли нужно продать переоцененный контракт и купить недооцененный. Из-за слабого развития в России рынка товарных фьючерсов межтоварные спрэды применяются очень редко.

Перейдем к характеристике опционных стратегий.

Таблица 15.6.2

Результаты реализации игровой стратегии спрэд «бабочка» Месяц контракта Котировка Темп роста Возможные варианты движения котировок

Котировка Темп роста Результат Котировка Темп роста Результат Котировка Темп роста Результат март 5983 - 6000 - - 17 5965 - + 18 5990 - - 7 апрель 6096 1,9 6120 2,0 + 48 6090 2,1 - 12 6104 1,9 + 16 май 6224 2,1 6242 2,0 - 18 6218 2,1 + 6 6220 1,9 + 13 Итого + 13 + 12 + 13 Схемы работы с опционами, использующие простые комбинации покупки-продажи опциона и его базисного актива, достаточно очевидны и не требуют подробного описания. Более интересные стратегии формируются с помощью продажи и/или покупки нескольких опционов.

Стратегия «стеллаж» представляет собой комбинацию опционов колл и пут на один и тот же базисный актив с одними и теми же сроком и датой исполнения. Покупка «стеллажа» имеет смысл, если инвестор предполагает значительные изменения конъюнктуры, но не может предсказать направление изменения курса ценной бумаги, а продажа - если инвестор рассчитывает на незначительные колебания курса. Зависимость прибыли покупателя и продавца стеллажа отражена на рис. 15.6.3. " Прибыль _. - * "Цена ценной бумаги - Прибыли продавца... Прибыли покупателя ----Премии, полученные продавцом----- Премии, уплаченные покупателем Рис. 15.6.3. Зависимость прибылей продавца и покупателя «стеллажа» от цены ценной бумаги

Стратегия «стрэнгл» предполагает сочетание опционов пут и колл на один и тот же базисный актив с одним и тем же сроком исполнения, но разными ценами реализации. «Стеллаж» - разновидность «стрэнгла», отличие заключается в более широких областях убытков покупателя и прибылей продавца, что видно из рис. 15.6.4.

ЇПрибыль I цена реализации I опциона пут_| „.*"

Прибыли продавца... Прибыли покупателя

  • 2. Генезис образования как социального явления
  • 3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности
  • 4. Российские и международные документы по образованию
  • Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований
  • 1. Понятие методологии педагогики
  • 2. Методологические принципы педагогического исследования
  • 3. Методы педагогического исследования
  • 4. Структура педагогического исследования
  • Раздел II. Теория воспитания
  • Глава 5. Сущность воспитания
  • 1. Воспитание как предмет теории
  • 2. Общие концепции воспитания
  • 3. Концепция воспитания в современной России
  • Глава 6. Воспитание как педагогический процесс
  • 1. Сущность процесса воспитания
  • 2. Закономерности процесса воспитания
  • 3. Принципы воспитания
  • Глава 7. Формирование личности в процессе воспитания
  • 1. Проблемы содержания воспитания
  • 2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников
  • 3. Гражданское воспитание молодежи
  • 4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся
  • 5. Эстетическое воспитание школьников
  • 6. Физическое воспитание молодежи
  • Глава 8. Методы, средства воспитания всовременной педагогике
  • 1. Понятие о методах воспитания
  • 2. Классификация методов воспитания
  • 3. Характеристика методов воспитания
  • 4. Средства воспитания
  • 5. Формы воспитания
  • Глава 9. Коллектив как средство воспитания
  • 1. Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива?
  • 2. Становление теории коллектива
  • 3. Сущность, характеристика коллектива
  • 4. Развитие детского коллектива
  • 5. Методика работы с коллективом
  • Глава 10. Воспитательные технологии и системы
  • 1. Методика, технология, мастерство
  • 2. Технология работы классного руководителя
  • Памятка студенту
  • Алгоритм педагогического сценария
  • 3. Воспитательная система школы
  • Глава 11. Педагогика социальной среды
  • 1. Подростковая среда и субкультура
  • 2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде
  • 3. Детские общественные объединения
  • 4. Учреждения дополнительного образования для молодежи
  • Глава 12. Семейное воспитание
  • 1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности
  • 2. Характеристика семейной политики и демографии в России
  • 3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
  • 4. Семейное воспитание и семейное право"
  • Глава 21 Семейного кодекса рф является новой. Она посвящена прием­ной семье - принципиально новой форме устройства по воспитанию де­тей, оставшихся без попечения родителей.
  • Раздел III. Теория обучения (дидактика)
  • Глава 17. Сущность процесса обучения
  • 1. Общее понятие о дидактике
  • 2. Основные дидактические категории
  • 3. Гносеологические основы процесса обучения
  • 4. Движущие силы и закономерности процесса обучения
  • 5. Функции и структура процесса обучения
  • Глава 14. Законы.
  • 1. Понятие закона, закономерности и принципы обучения
  • 2. Обзор основных законов и закономерностей обучения
  • 3. Принципы и правила обучения
  • Глава 15. Содержание образования
  • 2. Основные теории формирования содержания образования
  • 4. Государственный образовательный стандарт
  • 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
  • Глава 16. Методы и средства обучения
  • 1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
  • 2. Эволюция методов обучения
  • 3. Классификация методов обучения
  • 4. Средства обучения
  • 5. Выбор методов и средств обучения
  • Глава 17. Формы организации учебного роцесса
  • 1. Понятие форм обучения и форм организации обучения
  • 2. Генезис форм обучения
  • 3. Формы организации учебного процесса
  • 4. Виды обучения
  • Глава 18. Диагностика и контроль в обучении
  • 1. Диагностика качества обучения
  • 2. Виды, формы и методы контроля
  • 3. Оценка и учет результатов учебной деятельности
  • 4. Ошибки оценивания
  • Глава 19. Современные технологии обучения
  • 2. Обзор педагогических технологий обучения
  • Раздел IV. Управление образовательными системами
  • Глава 20. Основы общей теории социального управления
  • 1. Основные понятия и принципы общей теории социального управления
  • 2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления
  • 3. Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами
  • Глава 21. Система образования в России
  • 1. Принципы государственной политики в области образования
  • 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
  • 3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
  • Глава 22. Основы внутришкольного управления
  • 1. Понятия и функции внутришкольного управления
  • 3. Повышение квалификации и аттестация работников школы
  • Раздел V. Социальная и коррекционная педагогика
  • Глава 27. Социальная педагогика
  • 1. Возникновение социальной педагогики
  • 2. Предмет, объект и функции социальной педагогики
  • 3. Категории социальной педагогики
  • Раздел I. Общие основы педагогики
  • 3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности

    Образование как процесс - это освоение человеком в условиях образова­ тельного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, цен­ ностных ориентации и отношений.

    Образование как результат - характеристика достигнутого уровня обра­ зованности.

    Образование как процесс реализуется в образовательной системе, сово­купности преемственных образовательных программ и государственных об­разовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреж­дений, органов управления образованием.

    Этот процесс протекает, результат достигается, а система функциони­рует не сама по себе, а посредством специфической человеческой дея­тельности - педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизне­деятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обу­чением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффектив­ность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осу­ществляют не только педагоги, но и родители, общественные организа­ции, руководители предприятий и учреждений, производственные и дру­гие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае - это деятельность профессиональная, а во втором - общепедаго­гическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразо­ванием и самовоспитанием.

    Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специаль­но организованных обществом образовательных учреждениях. Как для про­фессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь зна­ния основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее изученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятель­ ность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, со­ знательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоя­ тельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

    Структурными компонентами педагогической деятельности являются:

      цель деятельности;

      субъект деятельности (педагог);

      субъект-объект деятельности (воспитанник);

      объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредован­но влияющая на воспитанника);

      способы деятельности;

      результат деятельности.

    Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эф­фективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.

    Педагогическая деятельность осуществляется педагогами. Если гово­рить о профессиональной педагогической деятельности, то есть смысл дать определение педагогической профессии. Педагогическая профессия - род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разно­ стороннего развития педагогическими средствами.

    Только для профессионального педагога педагогическая деятельность является основным видом профессиональной деятельности, другие же участники педагогического процесса занимаются педагогической дея­тельностью наряду с основной профессиональной и непрофессиональ­ной работой и, следовательно, не всегда осознают свои действия как акты педагогической деятельности. В связи с этим в профессиональные обязанности педагогов входит, помимо непосредственной педагогиче­ской работы с воспитанниками, еще и деятельность по педагогизации окружающей его социальной среды. Профессиональный педагог несет ответственность за процесс и результаты своей профессионально-педа­гогической деятельности не только как гражданин, родитель, но и как профессионал, т. е. человек компетентный. Отсюда целый ряд требова­ний, предъявляемых к педагогу в нормативном порядке. Эти требования закреплены в стандартах высшего профессионального педагогического образования, в квалификационных характеристиках (учителей и других профессиональных участников образовательного процесса), в должност­ных инструкциях.

    Однако есть еще целый ряд ненормативных требований, которые имеют отношение как к профессиональным педагогам, так и к людям, занимаю­щимся педагогической деятельностью вне сферы своей профессии. Эти требования формулируются в терминах показателей и компонентов педаго­гической культуры.

    Педагогическую культуру правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном.

    На аксиологическом уровне рассматриваются ценностные ориентации в образовании и педагогике.

    Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и ме­тоды, обеспечивающие реализацию этих ценностей.

    В индивидуально-личностном плане педагогическая культура понимается как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности. Этот подход позволяет выявить свойства личности субъекта педагогической деятельности как представителя и обладателя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, транслятора человеческой культуры в область об­разования. Педагогическая культура, как и общечеловеческая, существует в материальной и духовной формах. Педагогические знания, теории, концеп­ции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные педа­гогические этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным относят образовательные средства.

    Педагогическая культура как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности представляет собой систему, от кото­рой существенно зависят процесс и результаты образования.

    К основным системным компонентам и показателям уровня сформиро­ванное™ педагогической культуры можно отнести: уровень интеллек­туального развития (прежде всего развития педагогического мышления); уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень ов­ладения основами педагогической этики; уровень сформированности нрав­ственной и мировоззренческой зрелости; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида.

    Культура педагогического мышления включает в себя развитие способно­сти к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышле­ния, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память и воображение. Куль­тура педагогического мышления подразумевает развитость мышления на трех уровнях:

      первый уровень - методологическое мышление, обусловленное педагогическими убеждениями субъекта, позволяющее ему ориентиро­ваться в педагогической деятельности, разрабатывать ее гуманистиче­скую стратегию;

      второй уровень - тактическое мышление, позволяющее материали-зовывать педагогические идеи в технологии педагогического процесса;

      третий уровень - оперативное мышление, которое проявляется в са­мостоятельном, творческом применении общих педагогических закономер­ностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической дей­ствительности.

    Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее миро­воззренческий компонент. Это процесс и результат формирования педаго­гических убеждений, ценностных ориентации в педагогической сфере. Пе­дагог должен активно включаться в процессы рефлексии, педагогического самосознания, в результате которого происходит становление и формиро­вание его педагогических позиций.

    Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется сте­пенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра соб­ственных педагогических способностей как залога успешности педагогиче­ской деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок.

    Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, форми­руемое посредством освоения теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет педагогической этики.

    Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слы­шать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, по­нимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных си­туациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.

    Весьма важным показателем педагогической культуры является культу­ ра речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других.

    Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразитель­ность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.

    Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответст­вия его внешнего облика педагогической целесообразности. Продуман­ность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, под­тянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной ми­микой и пантомимикой способствуют результативности педагогической деятельности.

    Реализуя задачи педагогической деятельности, педагоги субъективно интериоризируют в индивидуальную деятельность педагогические ценности и являются в разной мере их производителями. Выделяют следующие ценности.

    Социально-педагогические - отражают характер и содержание тех ценно­стей, которые функционируют в различных социальных системах, проявля­ясь в общественном сознании.

    Групповые - идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие пе­дагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных институтов. Личностно-педагогические - социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоз­зренческие характеристики личности педагога, составляющие систему его ценностных ориентации.

    На качество образования во многом влияет творческий характер педаго­гической деятельности, осознание педагогом. престижности, социальной значимости, ответственности перед обществом, государством, воспитанни­ками за процесс и результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только сформированность гуманистической направленно­сти личности педагога, но и совершенное владение разнообразными обра­зовательными технологиями, технологиями общения.

    Успех педагогической деятельности обеспечивается также умением пе­дагога целесообразно и адекватно выстраивать траекторию индивидуально-личностного развития воспитанников в образовательном процессе.

    Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, ста­тусно-ролевые и профессиоиально-деятельностные качества, профессио­нально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности яв­ляются важным фактором эффективного решения задач образования.

    Любая деятельность человека, а следовательно, и педагогическая, носит целенаправленный характер. Считается, что профессиональные педагоги должны четко представлять цели своей профессионально-педагогической деятельности, непрофессиональные же участники педагогического процес­са действуют, не осмысливая или не всегда осмысливая свои действия как нацеленные на педагогический результат. Однако и в практике профессио­нальных педагогов работа с воспитанниками и учащимися зачастую органи­зуется без четко сформулированной и осмысленной цели. Как справедливо указывают авторы учебника «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасисто-го, «бесцельное воспитание» - довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельнос­ти педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается уныньем, про­фессиональной неудовлетворенностью» 1 .

    Естественно, овладеть педагогическим целеполаганием важно всем, кто в той или иной степени решает педагогические задачи, несмотря на то что процедура эта действительно сложна и требует специальных усилий по формированию умений целеполагания. Общая цель педагогической дея­тельности состоит в создании оптимальных условий образования человека. Одним из требований к категории «цель» выступает требование прогностичности, т. е. формулирование цели как ожидаемого и диагностируемого результата. Само образование как социальное явление является совокуп­ным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельно­сти результатом ее тоже является образование конкретных людей, прояв­ляющееся как характеристика их образованности. Эти результаты всегда имеют бтсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, не­смотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалекти­ческую взаимосвязь и взаимодействие.

    Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:

      знания, умения, навыки;

      показатели личностного развития (уровень развитости интеллек­туальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности; уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей; сформированность устойчивой мотивации познания; уровень креативности личности; умение самоопределяться; быть субъектом собственного образо­вания и развития; уровень нравственной, эстетической, физической, эко­логической и др. культур);

      отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов физического и психического здоровья, возникновение отвращения к учению, сопротивление воспитанию, отрица­тельный жизненный опыт и др. 2



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!