Оптимальный темп речи составляет. Нарушение темпа и ритма речи: виды, симптомы, рекомендации для учителей и педагогов

Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.

Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы.

Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.

Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.

Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).

Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом дыхании.

Таким образом, использование же этих приемов при произнесении речи требует некоторых сознательных усилий:

Акцентирование главных слов предложения;

Изменение темпа речи;

Использование пауз.

Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией.

Благозвучие речи связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Благозвучные и неблагозвучные звуки

В русском языке звуки воспринимаются как эстетические и неэстетические, ассоциируются с понятиями «грубые» (хам, хрыч) - «нежные» (мама, милая, лилия, любовь); «тихие» (тихий, шепот, писк) - «громкие» (кричит, зовет, ревет).

Причины неблагозвучия

В русском языке сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Все, что затрудняет артикуляцию, создает неблагозвучие, например, частотность сочетаний взгр, вздр, встр. Трудны для произношения фамилии.

Скопление одинаковых согласных также снижает благозвучие речи, создает однообразие. Неблагозвучным и не характерным для русского языка является и так называемое зияние, т.е. сочетание двух-трех гласных: слово о обновлении, Аракнаа, Уодай, Уотчаа. Поэтому некоторые заимствованные слова претерпевают фонетические изменения в соответствии с законами русского языка: Иоанн - Иван.

Неблагозвучие речи вызывает и повторение некоторых гласных, как и-о-и-о. Неблагозвучие могут создавать и некоторые аббревиатуры: ДЮСШ - добровольная юношеская спортивная школа, ЭОАСТР - экспедиционный отряд аварийно-спасательных технических работ.

Выпадение согласных (например, кажеца вместо кажется, военый вместо военный, не одам вместо не отдам), а также исчезновение целых слогов (че-ек вместо человек, та-ащи вместо товарищи, со-ршенно вместо совершенно) делает речь неразборчивой, неэстетичной, хотя в разговорной речи подобные явления оправданы законом экономии речевых средств. Сравните: тыща вместо тысяча. Непроизвольная ритмизация, а также случайная, неуместная рифма являются недостатком речи, вызывают неблагозвучие.

Благозвучие - одно из необходимых качеств хорошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.

Ударение

Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. Основной функцией словесного ударения является фонетическое объединение слова, выделение слова в речи.

Подвижное ударение

Ударение в русском языке свободное, не фиксированное на определенном слоге; оно может падать на приставку, на корень слова, на суффикс, на окончание. К тому же оно подвижное, т.е. может менять место при изменении формы слова: вода- воды, судьи - судей. Кроме того, некоторые слова имеют варианты в постановке ударения, Нарушения в постановке ударения

На постановку ударения оказывают влияние территориальные и социально-профессиональные диалекты. Юристы, к сожалению, также довольно часто нарушают акцентологические нормы, произнося эксперт вместо эксперт, осужден вместо осуждён, возбуждено вместо возбуждено. Но то, что допустимо в речи шахтеров, непозволительно в правовой сфере общения, нетерпимо в правовой сфере, статус которой слишком высок и ответствен.

Темп речи означает то, как быстро вы говорите. Он определяет, насколько быстро или медленно произносятся слова и насколько они отчетливы и понятны для слушающего.
Используем темп для эффективного изложения сообщения

Многие люди говорят в одинаковом темпе в любой ситуации. Оми мало обращают внимания на то, с кем в данный момент имеют дело. В разных уголках земли для речи людей характерны свои особенности. Одни могут говорить медленнее, другие - быстрее. В деловом мире приходится общаться с разными людьми, для которых характерны непохожие стили речи. Поэтому очень важно уметь поддерживать ровный темп в разговоре, чтобы ваши слова звучали ясно и понятно для тех людей, с которыми вам приходится иметь дело.

Этот инструмент предполагает умение находить золотую середину между слишком быстрым и слишком медленным темпом речи. Ровный темп поможет вам говорить эффективно с огромным количеством разных людей. В то же время это средство подсказывает вам, что иногда есть необходимость немного изменять быстроту речи в зависимости от аудитории, с которой вы общаетесь.

Вот некоторые подсказки, как воспользоваться данным инструментом.

— Четко произносите слова. Произнесение связано с тем, что вы высказываете слова так, как они и должны звучать. “Ты ‘дешь на ‘стречу?” и “Ты идешь на встречу?”, “Ты что-то хошь мне сказать? и “Ты что-то хочешь мне сказать?” - разные вещи. Эти скрытые отличия (список можно продолжать до бесконечности) часто замечают слушатели и недоумевают, а что же на самом деле хотел сказать говорящий. У них также может сложиться впечатление, что вы не очень уверены или осведомлены в своем сообщении. Если люди начинают судить, как вы используете свой словарный запас, они менее внимательны к тому, что вы имеете в виду, и вы больше не можете повлиять на их заинтересованность.

— Делайте время от времени паузы в сообщении. Куда вам спешить? Если вы позволите себе подумать и вдохнуть немного воздуха, прежде чем что-то сказать, это лишь положительно скажется на вашем сообщении. Именно такое влияние оказывают паузы на все высказывание. Вместо того чтобы спешить непонятно куда и размышлять вслух, заполняя пустоту различными междометиями, паузы помогают выровнять темп речи, собраться с мыслями и четко изложить свои соображения.

Всегда давайте себе возможность обдумать, вдохнуть поглубже и лишь затем начинайте говорить.

— Подстраивайте свой темп речи под темп речи собеседника. Последний аспект использования темпа речи немного похож на отражение. Главное, что нужно, - это настроиться на один лад с собеседником и показать некоторую гибкость в отношении его стиля высказывания. Например, общаясь с эмоциональным коммуникантом, который говорит в быстром темпе, старайтесь хотя бы немного повысить свой собственный темп речи. В общении с достаточно замкнутым и сдержанным собеседником вам следует немного снизить темп. Сосредоточьтесь на том, чтобы быть примерно на одном уровне темпа речи со слушающим. Если ваш темп противоположен темпу реципиента, ему труднее вас слушать, и при этом не имеет значения, насколько быстро или медленно он может это делать.

Темп речи помогает достичь взаимопонимания с другими людьми. Взаимопонимание предполагает хорошие рабочие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Обычно мы лучше всего находим общий язык, выполняя какую-то работу, с людьми, обладающими именно этими качествами. Если вы можете подстроить свой темп под темп речи собеседника, это говорит о том, что у вас хорошие взаимоотношения с другими людьми. Когда собеседники думают, что вы понимаете смысл их сообщения, намного выше вероятность, что и они правильно понимают то, что вы имеете в виду.

Не допускайте ошибок с темпом речи

В этом разделе вы найдете описание основных ошибок, которые допускают коммуниканты при использовании темпа речи. Скорее всего, вам также не удалось избежать некоторых из них, но это подтверждает лишь одно: вы - человек! Ознакомившись с ними, попытайтесь исправиться и сделать ваш темп речи доступным для понимания собеседников.

Говорим слишком быстро . Если вам знаком тип тараторящего коммивояжера, вы сразу же поймете, в чем состоит этот промах. Слишком высокий темп речи свидетельствует больше о взволнованности, а искренность и убедительность ваших слов теряются, поэтому собеседник не воспринимает ваше сообщение.

Глотаем слова . Иногда человек говорит нечетко и кажется, что все его слова слеплены в одно целое и произносятся на одном дыхании так, что их просто нельзя разобрать. Если ваше сообщение трудно уловить, его еще труднее попять и положительно оценить.

Говорим слишком медленно . В этой ситуации коммуникант произносит одно предложение за то время, когда другой мог бы сказать три. Подобное поведение приводит к тому, что слушатель теряет терпение и перестает следить за тем, что вы пытаетесь сказать.

Не нужно полностью отказываться от личного стиля общения, просто помните, что с каждым нужно разговаривать как с уникальным индивидом. Это значит, что с одним собеседником нужно говорить быстрее, с другим - немного притормозить.

Угу.
-Гм.
-И (вводящие дополнительные предложения).
-Ну.
-Ладно.
-Хорошо.
-Ну, ты знаешь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Изучение литературы по лингвистике, психолингвистике, физиологии, медицине и логопедии показало, что темп речи слышащего человека довольно глубоко и разносторонне исследован (Жинкин Н.И., Архипов Г.Б., Выготский Л.С.). В зависимости от специфики той или иной области науки даются различные определения понятия «темп речи», раскрываются физиологические механизмы этой стороны произношения, определяется роль темпа речи в обеспечении её коммуникативной функции.

Изучение литературных материалов по логопедии показало, что в этой области исследованы дефекты скорости произношения нормально слышащего человека и описаны приёмы их коррекции(Мартынова Н.Ю.).

Одним из выразительных средств устной речи является её темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчёркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждение и торможение.

Большинство слышащих детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них ещё слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления у слышащих детей с возрастам исчезают.

Темп речи привлекает внимание исследователей из разных областей науки. Вопросам его изучения посвящены работы в области психологии речи, лингвистики, медицины, логопедии, сурдопедагогики (Артёмов В.А., Архипов Г.Б., Бельтюков В.И., Ильина В.И., Чистович Л.А.)

В большинстве работ отражено изучение скорости речи нормально слышащего человека. Гораздо менее исследован темп речи глухих. В литературных материалах раскрывается физиологический механизм речепроизводства при нарушенном слухе и влияние этого дефекта на темп речи глухих (Жинкин Н.И.), констатируется неудовлетворительный, слишком замедленный темп речи глухих школьников и учителей-сурдопедагогов при общении с этими учащимися (Бельтюков В.И., Чадова С.В., Шустрова Л.Г.). Описано влияние отдельных факторов на темп речи глухих (Шустрова Л.Г.), исследовано влияние темпа речи глухих на формирование у них навыка чтения с губ (Бельтюков В.И., Чадова С.В.) Сформулированы общие методические положения по обучению глухих школьников правильному темпу речи (Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Волкова К.А.).

Анализ специальной литературы, посвященной вопросам изучения темпа речи глухих школьников, позволил получить определенное представление о современном уровне исследовательности этой проблемы. Многие авторы констатируют неудовлетворительное состояние темпа речи глухих учащихся (Ф.Ф.Рау, В.И. Бельтюков, К.А.Волкова, С.В. Чадова, Л.Г.Шустрова). Имеются высказывания о слишком замедленном темпе речи учителей-сурдопедагогов при общении с глухими учащимися независимо от уровня обучения. Изучено взаимоотношение темпа речи устной и дактильной на начальной стадии обучения в школе (Е.Н. Марциновская), а также влияние скорости произношения глухих школьников на формирование у них навыка чтения с губ (С.В. Чадова). Исследовано влияние определенных факторов на темп речи глухих школьников (Л.Г.Шустрова). Разработаны общие методические положения по обучению глухих правильному темпу речи (Ф.А. и Ф.Ф.Рау, К.А.Волкова). Проведены психологические и физиологические исследования темпа речи глухих (Ф.Ф.Рау, Н.И. Жинкин). Во многих литературных источниках подчеркивается большое значение формированию правильного темпа речи у глухих школьников в системе работы над речью в целом. Высказывается убеждение, что глухие обладают возможностью усвоить правильный темп речи (В.И. Бельтюков).

Как было уже неоднократно отмечено, важнейшей задачей школы глухих является формирование у учащихся внятной членораздельной речи, способной служить средством коммуникации, максимальное приближение устной речи глухих к устной речи слышащих.

Среди факторов, оказывающих влияние на внятность устной речи глухих, существенное значение имеет темп речи (В.И. Бельтюков, К.А.Волкова, Ф.Ф.Рау).

Скорость произнесения речевых отрезков в единицу времени, т.е. темп речи, является существенным показателем фонетического оформления устной речи. Установлено (Г.Б. Архипов), что наиболее благоприятным для аудирования (слушание с целью получения информации) является такой темп речи говорящего, который близок или равняется темпу речи слушающего. Для русского языка таким оптимальным темпом является скорость произнесения около 250 слогов в минуту.(В.И. Ильина, 1965).

Известно, что произносительная сторона речи глухих страдает рядом недостатков, среди которых не последнее место занимает чрезмерно замедленный её темп.

В литературе имеются различные определения понятия темпа речи в зависимости от аспекта изучаемой проблемы, от показателей, которые кладутся в основу определения. Так, Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, изучая влияние темпа артикуляции на количественные изменения звуков, пишут: «…мы можем чисто формально определить темп как скорость следования слоговых команд, как коэффициент, на который умножаются заданные в программе интервалы между слоговыми командами» (Речь идёт о командах, вызывающих осуществление всего комплекса речевых движений) [Л.А. Чистович, В.А. Кожевников и др. Речь. Артикуляция и восприятие. М.-Л., 1965 г. стр. 96]. Исследователи, занимающиеся изучением временных характеристик речи (Архипов Г.Б., Гейтенби Д.Х. и др.), под темпом речи понимают индивидуальные различия в длительности произношения фраз каждым человеком, при условии, что для каждого из говорящих данная длительность произношения является нормальной. В.С. Кочергина при исследовании возрастной динамики темпа речи человека вслед за Эссен и Л.Ф.Малановой определяет темп речи как «…количество слогов, произносимых в единицу времени, в сочетании с паузами и остановками» [ В.С.Кочергина. Возрастная динамика темпа т ритма речи в норме и патологии. В сб. «Психосоматическое развитие и норма реакции». М., 1975, т.85, вып.I, стр.48].

В практике обучения глухих устной речи под темпом речи подразумевается, как правило, скорость произношения учеником речевых отрезков в единицу времени, чаще всего - слогов в минуту. При определении темпа речи необходимо учитывать, что существуют две его разновидности - общий и абсолютный. Общий темп речи характеризуется скоростью речевого высказывания в целом; абсолютный темп речи позволяет судить о качестве артикуляционных движений говорящего (Э.Л. Носенко). Для характеристики темпа речи глухих учащихся одинаково значимы и общий и абсолютный темп речи.

Темп речи нормально слышащего человека может изменяться в довольно широких пределах, причем колебания его могут быть не только по разбросу максимальных и минимальных значений, но и по устойчивости темпа от фразы к фразе. Причиной этого является целый ряд факторов (тип высшей нервной деятельности, уровень владения речью и развития словесно-логического мышления, возраст, пол, степень утомления, настроение и др.). Однако несмотря на довольно широкие границы измениения темп речи нормально слышащих людей обычно находится в тех пределах, которые позволяют выступать устной речи в её коммуникативной функции.

Устная речь, имея всегда некоторое количество дефектов фонетического характера, зачастую характеризуется и замедленным темпом. В.И.Бельтюков, характеризуя темп речи глухих учащихся, указывает, что величина его почти в 4 раза меньше, чем у слышащих. При такой скорости произношения устная речь распадается не на синтагмы, как это должно быть в норме, а на отдельные слова или слоги, утрачивая ритмико-интонационную структуру. Речь становится растянутой, монотонной, маловнятной для окружающих (М.А.Александровская, 1960, В.И.Бельтюков, 1970, К.А.Волкова, 1967, Ф.Ф.Рау, 1978 и др.).

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)

Одним из выразительных средств устной речи является ее темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения.

Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом исчезают. Однако в силу разных причин, о которых будет сказано ниже, у детей может возникать патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение - тахилалия, либо излишнее замедление - брадилалия.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia - речь.

По определению М. Е. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20 - 30 звуков (при норме 9 - 14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.

Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.

Брадилалия (от греч. bradus - медленный, lalia - речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».

При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

Вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:

Голосовые приемы

В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи - это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.

Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали - остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух - одна из сложнейших задач.Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек », старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания.

Громкость. Сила голоса или его громкость - это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи, о которых вы уже хорошо знаете из предыдущих уроков по ораторскому мастерству.

Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:

  • Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).
  • Постарайтесь усилить резонанс (вибрацию звуков) в голосовых полостях: в носоглотке, гортани и грудной клетке.
  • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что будет способствовать лучшему восприятию вашей речи даже при отсутствии сильного голосового напряжения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

Кейс Проверьте свои навыки с кейсом "Судебное красноречие"

В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!