Орден ленина история создания. Характеристики и интересные факты об ордене ленина

Если судить по цифрам, то к моменту начала Второй мировой войны Польша имела достаточно внушительный парк бронетехники - около 870 единиц (против примерно 2700 танков в немецких группах армий «Север» и «Юг»). Но 3/4 из них приходилось на достаточно специфические машины - танкетки TK-3 и TKS. Что же представляли собой эти боевые машины, составлявшие основу польского бронетанкового вооружения?

Студент-архитектор и его «тараканы»

9 сентября 1939 года началось одно из первых крупных сражений Второй мировой войны – битва на Бзуре. Польские армии «Познань» и «Поморье», отступавшие на восток из познаньского выступа, оказались в тылу рвавшейся к Варшаве немецкой группы армий «Юг». Передвигаясь ночными маршами, поляки скрытно дошли до долины реки Бзуры и нанесли мощный удар по левому флангу 8-й армии вермахта. При наступлении на юго-восток они освободили несколько городов и вынудили германское командование пересмотреть планы операций в центральной Польше, перебросив к Бзуре дополнительные танковые и авиационные подразделения. Ситуация для немцев в этом районе была настолько критичной, что, например, 17 сентября люфтваффе практически отменило все вылеты, кроме связанных с районом Бзуры. Тем не менее, общий ход боевых действий армии «Познань» и «Поморье» переломить не смогли - ещё 12 сентября немцы подошли ко Львову, а 14-го завершили окружение Варшавы.

В числе других воинских частей в состав армии «Познань» входила Великопольская кавалерийская бригада, в составе которой сражался 71-й бронебатальон (71 Dywizjon Pancerny). Из трёх рот этого сформированного непосредственно перед войной (24–27 августа) подразделения только одна была укомплектована машинами, которые с известной долей условности можно назвать танками. Это были тринадцать пулемётных танкеток TKS (и, возможно, TK-3), четыре из которых поляки успели перевооружить, установив автоматические пушки 20 mm wz. 38 model A (по польской классификации это орудие проходило как «сверхтяжёлый пулемёт»). Одной из таких танкеток с «тяжёлым» вооружением командовал призванный в армию 26 августа студент Варшавского политехнического университета - командир взвода сержант Роман Эдмунд Орлик. Вторым членом экипажа, состоявшего из двух человек, был механик-водитель Бронислав Закржевский.

Во время битвы на Бзуре Великопольская кавалерийская бригада вела тяжёлые бои против 4-й танковой дивизии 16-го моторизованного корпуса 10-й армии вермахта. 14 сентября бригада атаковала немцев в районе Брохова. В этом бою Орлик уничтожил 3 танка из состава 36-го танкового полка; скорее всего, это были машины PzKpfv I и PzKpfv II, составлявшие основу танкового парка немецкой 4-й дивизии.

18 сентября Великопольская кавалерийская бригада в составе Оперативной кавалерийской группы, сформированной с целью очищения пути на Варшаву для остальных окружаемых немцами польских частей армии «Познань», вела бои в районе Кампиноской пущи к западу от столицы. Взвод (в польских источниках – полувзвод, półpluton) Орлика в составе его машины и ещё двух танкеток с пулемётным вооружением был направлен в разведку. Услышав шум танковых двигателей впереди, сержант отправил машины с пулемётным вооружением в укрытие, а сам расположился в засаде.

По дороге перед польской танкеткой двигалась колонна из трёх танков и нескольких автомобилей 1-й лёгкой дивизии вермахта. Внезапно открыв огонь, польский танкист выстрелом в борт уничтожил головной немецкий танк прямо на дороге, вынудив остальные машины для объезда съехать в лес. Меняя позиции, Орлик уничтожил два остальных немецких танка, оставшуюся часть немецкой колонны обратил в бегство и без потерь вышел со своим взводом из боя.

В некоторых источниках указывается, что все три танка, уничтоженные Орликом 18 сентября, были чешскими PzKpfw 35(t), составлявшими основу танкового парка 1-й лёгкой дивизии. Однако с большой вероятностью одним из этих танков был PzKpfw IV . На вооружении 1-й лёгкой дивизии в небольшом числе они имелись, и за период с 1 по 25 сентября дивизия потеряла до 9 танков этого типа. В бою в числе прочих получил тяжёлые ранения и умер командир танкового взвода лейтенант Виктор IV Альбрехт, принц Ратиборский – в ряде источников указывается, что именно он командовал экипажем PzKpfv IV, и даже приводится фотография его уничтоженной боевой машины.

Предположительно, на фото PzKpfv IV принца Виктора Альбрехта, уничтоженный Романом Орликом в бою 18 сентября

19 сентября Орлик принял участие в бою за Серакув, где несколько десятков танков немецкого 11-го танкового полка и 65-го танкового батальона атаковали 7-й полк конных стрелков и 9-й уланский полк поляков. Батареей 7-го дивизиона конной артиллерии и польскими танкистами в этом бою было уничтожено и подбито более 20 немецких танков, из числа которых на счету танкетки Орлика 7 машин. Двоих немецких танкистов Орлик взял в плен. Затем Орлик сумел вывести свою танкетку к Варшаве, принял участие в её обороне, а после падения города присоединился к силам польского сопротивления. Ему удалось пережить войну, после которой он работал по своей специальности – архитектором.

Принимая во внимание машину, на которой сражался Орлик, его достижения (13 подбитых и уничтоженных танков меньше, чем за неделю боёв) выглядят очень достойно. Маленькая, легкобронированная и слабо вооружённая танкетка TKS и на первый, и на второй взгляд мало подходила на роль грозного истребителя танков. Тем не менее, как показала практика, в умелых руках и она могла быть грозным оружием - причём, учитывая то, что Орлик стал танкистом буквально за несколько дней до начала войны, освоить её, видимо, было несложно.

Так что же это за бронемашины, о которых, как пишет польский военный историк Януш Магнуски, пленённый поляками немецкий офицер-танкист отозвался такими словами:

«…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».

Поляк с британскими корнями

Эксперименты британского танкостроения в межвоенный период «аукнулись» по всему миру. «Виккерс шеститонный», например, породил целую плеяду однотипных машин в разных странах, впоследствии воевавших по обе стороны фронтов Второй мировой войны. Похожим образом сложилась судьба и у двухместной танкетки конструкторов Джона Кардена и Вивьена Ллойда Mk VI, которая в советской специальной литературе звучно именовалась «гусеничным пулемётовозом Карден-Ллойда». Их с различными доработками производили в СССР (Т-27), Франции, Чехословакии, Японии, Италии, Польше – причём в двух последних странах к началу мировой войны именно танкетки составляли основную массу гусеничных бронемашин.

Британская танкетка, вооружавшаяся 7,7-мм пулемётом «Виккерс» с водяным охлаждением, была дёшева и проста в конструкции. При её изготовлении использовались многочисленные доступные автомобильные узлы и агрегаты, в том числе двигатель Ford T.

В 1929 году, когда началось её серийное производство в Англии, поляки закупили один экземпляр для испытаний. После показа на полигоне в Рембертове 20 июня 1929 года было решено закупить ещё 10 танкеток, из которых сформировали два взвода по пять машин. Всесторонние испытания показали, что машины обладают хорошими подвижностью и проходимостью, что в совокупности с малым размером делает их подходящими для нужд разведки. Было принято решение заменить танкетками бронемашины wz.28 в разведывательных подразделениях кавалерийских частей, и Польша приобрела лицензию на производство Карден-Ллойд Mk VI.

Более подробные исследования, проводившиеся с сентября по декабрь 1929 года, показали и определённые недостатки. В первую очередь проблемы доставляла малокомфортная не подрессоренная подвеска, из-за которой экипаж выматывался после продолжительной поездки. Уже на двух британских машинах поляки усовершенствовали её конструкцию, установив полуэллиптические рессоры.

Но на этих полумерах решено было не останавливаться – в массовое производство поляки запустили более глубоко модернизированные машины. Промежуточными этапами по усовершенствованию танкетки были машины версий TK-1 и TK-2 с изменённой формой корпуса, которые друг от друга отличались расположением ведущего колеса: в ТК-1 оно было сзади, а в ТК-2 осталось спереди.

Кроме того, если на ТК-2 в качестве силовой установки по-прежнему использовался двигатель Ford T, на ТК-1 поставили новый Ford A. Обе машины получили электрический стартёр, а в качестве вооружения на них установили пулемёт с воздушным охлаждением «Гочкисс» wz.25. Что касается названия польской танкетки, то по его происхождению нет единого мнения. ТК может быть аббревиатурой от фамилий конструкторов Тшецьяка и Каркоза, которые работали над машиной, инициалами подполковник Тадеуша Коссаковского из инженерного департамента польской армии, а также просто сокращением от слова «танкетка».


Прототипы ТК-2 (на переднем плане) и ТК-1. За ними видны оригинальные британские Карден-Ллойды Mk VI. Фотография, вероятно, относится к 1930 году. На заднем плане грузовики Ursus A и два Saurer

Серийное производство

Дальнейшие испытания и работа над прототипами привели к созданию третьего варианта машины с закрытым сверху боевым отделением. Новая машина под названием ТК-3 и была принята на вооружение польской армии в 1931 году. Всего этих танкеток было изготовлено 3 партии по 100 штук, причём 15 ТК-3 из первой партии были сделаны из неброневой стали.


Серийная танкетка ТК-3. Масса 2430 кг, двигатель Ford A 40 л.с., скорость по дороге 46 км/ч, запас хода до 200 км. Вооружение – 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1800 патронов

В начале 30-х годов поляки приобрели лицензию на производство итальянского двигателя FIAT-122BC и в рамках импортозамещения (моторы Ford-A приходилось закупать за границей) в 1933 году установили двигатель отечественной сборки на некоторое число танкеток. Всего таких машин (которые получили наименование TKF) было выпущено от 18 до 22; есть мнение, что они входили в число 100 машин последней серии ТК-3.

В 1933 году началась работа над модернизацией ТК-3. TKS (или, в довоенном написании, TK-S) получила корпус новой формы с улучшенным бронированием. Разумеется, машину оснастили фиатовским двигателем отечественного производства, а также новой трансмиссией. Была усилена подвеска, расширены траки гусениц и изменена система их натяжения. Командир получил поворачиваемый современный перископ, а пулемёт на TKS был установлен в шаровой установке (на первом прототипе устанавливался пулемёт с водяным охлаждением wz.30 «Браунинг», но затем было решено вернуться к такому же, как и на ТК-3, «воздушному» wz.25).


10. Серийная танкетка TKS с пулемётным вооружением. Масса 2570 кг, двигатель FIAT 122ВС 46 л.с. (или FIAT 122AC 42 л.с), скорость по дороге 45 км/ч, запас хода до 160 км. Вооружение - 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1920 патронов

В общей сложности к окончанию производства в апреле 1937 года были построены 262 серийные танкетки TKS. Разрабатывался и облегчённый вариант TKS-B для эксплуатации в качестве артиллерийского тягача, в котором вместо бронепластин использовались обычная сталь. Машина получилась легче, быстрее (на 5 км/ч), с меньшим расходом топлива и лучшей управляемостью, но в серию так и не пошла.

Так как с самого начала было понятно, что вооружённая пулемётом танкетка не сможет бороться с бронетехникой противника, неоднократно высказывались идеи о перевооружении польских танкеток более серьёзным оружием. Ещё в 1931 году на них предлагалось установить 13,2-мм тяжёлый французский пулемёт «Гочкис». Рассматривались варианты с установкой 37-мм и даже 45-мм орудий. На рубеже 1935–1936 годов на одну из TKS в экспериментальном порядке установили тяжёлое противотанковое 20-мм ружье Золотурн S18–100 (которое использовалось в качестве основного вооружения на венгерском лёгком танке «Толди»). Этот опыт показал, что установка вооружения с таким калибром целесообразна, но ружьё поляки «забраковали» из-за того, что оно могло вести только одиночный огонь.

После испытания различных моделей автоматических пушек Эрликон, Золотурн и Мадсен, уже в августе 1939 года было принято решение перевооружить 80 танкеток TKS и 70 TK-3 недавно разработанными отечественными автоматическими пушками 20 mm wz. 38 model A.

К началу войны поляки успели произвести лишь около 50 таких орудий, а на танкетки было установлено и того меньше – от 20 до 24. Именно на такой машине сражался Роман Орлик – в силу малой заметности, подвижности и удачного вооружения такие TK-3 и TKS оказались самыми ценными образцами польской бронетехники.

Эксперименты над «тараканами»

Рассказывая о польских танкетках, необходимо упомянуть вкратце и о экспериментальных машинах на их базе. В конце 1932 или в начале 1933 года был построен башенный прототип TKW (W – «wieża», башня). На него пробовали ставить пулемёты с воздушным и водяным охлаждением. Испытания этого «минитанка» показали, что башня является экстремально тесной, обладает ужасной вентиляцией и плохой обзорностью. У машины получался очень высокий центр тяжести, правая сторона оказалась перегруженной, что могло привести к опрокидыванию, а броневой колпак водителя ограничивал угол поворота башни 306 градусами.

В 1932 году на базе ТК-3 было создано лёгкое самоходное орудие TKD с вооружением в виде 47-мм короткоствольной пушки Vickers QF. Всего было построено 4 машины, из которых сформировали экспериментальный взвод. Самоходки проходили испытания в качестве средств противотанковой и артиллерийской поддержки кавалерийских частей. По итогу учений летом 1933 года стало понятно, что к ходовой части претензий нет, а вот маломощное орудие не совсем отвечало потребностям польской армии.

37-мм противотанковой пушкой «Бофорс» была вооружена ещё одна экспериментальная машина TKS-D . Её концепция была уникальна: здесь танкетка выступала в роли тягача для обычного лафетного орудия, которое, однако, при необходимости можно было снять с лафета и установить в передней части корпуса машины. В таком виде тягач превращался в миниатюрный, но полноценный для 30-х годов «истребитель танков», самоходное ПТО.


Артиллерийский тягач/самоходное ПТО TKS-D. Орудие установлено на машине, которая буксирует «пустой» лафет

Ещё одним интересным решением была польская реализация модной в 1930-е годы концепции «колёсно-гусеничного» танка. Для польских танкеток на базе грузовика Ursus А было разработано специальное колёсное шасси. После заезда с рампы на это устройство ведущие колеса танкетки соединялись цепями с передачей на задний мост агрегата, а передние колеса шасси соединялись с органами управления бронемашины. В таком виде танкетки приобретали внешность тяжёлого бронеавтомобиля – правда, в безбашенном варианте практическая польза такого решения в боевых условиях остаётся под очень большим вопросом.

Танкетки TK-3, TKF и TKS были основными и наиболее многочисленными бронемашинами польской армии перед началом Второй мировой войны. Их внушительное количество в примерно 600 единиц на бумаге создавало видимость бронетанковой мощи польской армии. На самом деле они не могли и не смогли стать полноценной заменой «настоящим» танкам. Однако такие преимущества, как небольшой размер, малая заметность и высокая подвижность, позволяли им удачно действовать в разведке или из засад. При отсутствии другой бронетанковой техники они могли выполнять роль танка непосредственной поддержки пехоты; иногда даже само их присутствие поднимало боевой дух польских войск и угнетающе действовало на немецкую пехоту, которая часто вообще не ожидала столкновения с польской бронетехникой.

  • Janusz Magnuski, «Czołg rozpoznawczy TKS (TK)"; TBiU nr. 36; Wydawnictwo MON; Warszawa 1975;
  • Janusz Magnuski. Karaluchy przeciw Panzerom (Тараканы против танков). Pelta, Warsaw (1995);
  • Мото-механизированная пехота (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений). Государственное военное издательство, Москва, 1934

(Польша)

Польские танковые войска были сформированы в 1919 году, когда Польша отделилась от России и получила независимость. Непосредственное участие в процессе вооружения армии этой страны приняла Франция. Кроме финансовой поддержки, Франция также направила в Польшу военных специалистов, при помощи которых была организована Высшая военная школа и закуплена боевая техника, в том числе самолеты и танки. Предоставленные Польше 120 машин Рено ПЧ7 вошли в состав 1-го танкового полка и вскоре уже участвовали в боях против Красной Армии. 7 танков стали трофеями советских войск, а 19 были потеряны в сражениях. После войны польские танковые части пополнились еще некоторым количеством П-17, и до начала 30-х годов танки этого типа были самыми распространенными в Польше. Поскольку они быстро устаревали, стране пришлось заняться созданием собственных бронированных машин. Первыми образцами гусеничной бронетехники, которые освоила польская промышленность, стали танкетки ТК-3 и ТКБ. Накануне Второй мировой войны парк бронетанковых войск Польши на две трети состоял из этих машин.

В 1929 году Польша в числе первых стран закутила в Великобритании десять танкеток «Карден-Лойд» Мк VI и лицензию в их производство. Однако английскую машину в Польше не строили, а было принято решение разработать на ее основе улучшенный образец. В 1930 году были изготовлены две польские опытные танкетки, ТК-1 и ТК-2, отличавшиеся от зарубежного прототипа улучшенной подвеской, трех-скоростной коробкой передач, иным способом размещения двигателя и прочими новшествами. Пулемет «Браунинг» калибра 7,92 мм мог переставляться на наружный штырь и использоваться в качестве зенитного. Открытая сверху рубка имела броню толщиной 6-8 мм.

В 1931 году завод «Урсу» в Варнаве построил танкетку ТК-3 с бронированной крышей рубки и дополнительной листовой рессорой подвески опорных катков. Именно она была запущена в серийное производство, и за три года было изготовлено 280 таких машин. В процессе эксплуатации танкетки выявились ее недостатки: неудачная установка пулемета, недостаточная защищенность и теснота для обоих членов экипажа. Поэтому в 1933 году начался выпуск усовершенствованной модификации, ТКБ, имеющей увеличенный внутренний объем и лучшую защиту корпуса. Пулемет получил установку, обеспечивающую горизонтальный сектор обстрела 48˚ вертикальный - 35˚.

Снаружи корпуса вновь появилось дополнительное крепление в виде вилки, на которую мог переставляться пулемет для ведения зенитного огня. Стрелок командир при этом должен был находиться снаружи машины Кроме установки более мощного двигателя, была усилена подвеска катков и увеличена ширина гусениц, что привело к лучшей проходимости танкетки. Шестицилиндровый двигатель «Польский Фиат» 122АС мощностью 42 л. с. позволял машине развивать скорость 40 км/Ч.

Командир вел наблюдение на поле боя через перископ и три смотровые щели. До 1937 года было построен около 280 ТКБ

К моменту нападения Германии на Польшу в строю оставались 403 танкетки обоих танков и 250 легких танков. В бой было отправлено все, включая резервы. Но польская бронетехника, и в первую очередь танкетки, была уничтожен превосходящими силами противника. Уцелевшие и захваченные вермахтом ТК-3 и ТКБ использовались затем в качестве транспортеров боеприпасов и для несения охранной службы тыловых объектов после замены вооружения на пулеметы германского производства. Польская кампания выявила несостоятельность танкеток на поле боя. При встрече с немецкими танками они были обречены на поражение. Пулеметы и даже 20-мм пушки, установленные на некоторых машинах, не могли нанести существенных повреждений бронетехнике врага. Нанести урон противнику смогли только легкие танки типа 7ТР.

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня мы поговорим об очень необычной машине, которой пока нет в игре, польском легком танке(такетке) второго уровня, перед вами TKS Z N.K.M. 20 MM гайд .

Первая информация о данном аппарате появилась еще в далеком 2015 году, он был добавлен в клиент игры, но официального релиза так и не произошло. В начале августа 2018 этот польский ЛТ снова вышел на супертест и станет подарком на день рождения World of Tanks, игре исполнится 8 лет, с момента официального релиза. Ранее машина называлась TKS z n.k.m. 20 A.

Кстати, в реальной жизни это детище польских инженеров являлось танкеткой, именно поэтому агрегат имеет такой комичный и очень компактный вид.

Подробные ТТХ TKS Z N.K.M. 20 MM

В первую очередь стоит сказать, что в распоряжении нашего маленького поляка есть вполне стандартный для ЛТ-2 запас прочности, а также не рекордный, но очень даже приличный базовый обзор в 290 метров.

Ввиду того что на самом деле перед нами танкетка, несложно догадаться, что у TKS Z N.K.M. 20 MM характеристики бронирования будут очень скудные. И действительно, если посмотреть на колижн модель, как в лобовой проекции, так с бортов и кормы не найти бронелистов толще 10 миллиметров, такая фольга пробивается все пулеметными орудиями одноклассников. Исключением будет только маска орудия TKSz nkm 20A WoT , тут толщина брони суммарно составляет 20 миллиметров, но этот элемент очень маленький и вряд ли вас спасет.

К сожалению, несмотря на скромный вес машины (всего около 3 тонн), ее подвижность далека от совершенства и сильно уступает многим легким танка на уровне. Как видите, у есть хорошая, но не очень высокая максималка, очень скромные параметры динамики, но поворачиваем на месте мы неплохо.

Орудие TKS Z N.K.M. 20 MM

В плане вооружения наша танкетка не очень сильна, но несколько положительных моментов тут все же есть.

Начнем с того, что у TKS z n.k.m. 20 A орудие пулеметного типа, с магазином заряжания на 10 снарядов, каждый из которых имеет скромный альфастрак. К слову, перезаряжается барабан тоже очень быстро, но вот урон в минуту получается скромным, всего около 790 единиц.

Приятно удивляют параметры пробития нашего пулемета, легкий танк TKS z n.k.m. 20 A WoT без труда сможет наносить урон даже противникам третьего уровня, что практически исключает надобность использования голды.

Параметры точности орудия на втором уровне никогда не были хорошими и наш случай не исключение. TKSz nkm 20A танк получил слабую стабилизацию, большой разброс, да и скорость сведения тут не предел мечтаний.

Что же касается углов вертикальной наводки, они неплохие, ствол опускается вниз на 7 градусов, что достаточно комфортно. Кроме того, по всей видимости, TKS Z N.K.M. 20 MM World of Tanks имеет части вращающуюся рубку, из-за чего УГН у орудия суммарно составляют 26 градусов, что накладывает определенные ограничения на геймплей.

Преимущества и недостатки TKSz nkm 20A

Ввиду того что машина эта нам пока незнакома и вполне возможно, что если она когда-нибудь появится в игре, ее характеристики еще могут не раз измениться, все же стоит подвести первые итоги на основе имеющихся ТТХ. Давайте выделим основные преимущества и недостатки TKS Z N.K.M. 20 MM WoT , разбив их по пунктам.
Плюсы:
Неплохой обзор;
Компактные габариты;
Хорошие показатели пробития;
Высока скорострельность и скорость перезарядки магазина.
Минусы:
Картонная броня;
Посредственная подвижность;
Слабый альфастрайк и ДПМ;
Посредственная точность;
Ограниченные УГН частично подвижной рубкой.

Оборудование для TKS Z N.K.M. 20 MM

Все мы прекрасно знаем, что на низкоуровневой технике нет большого разнообразия в выборе дополнительных модулей. По этой причине придется довольствоваться тем, что есть, так что на танк TKSz nkm 20A оборудование поставим следующее:
1. – один из лучших возможных вариантов, ведь мы получим хороший 5-процентный буст к наиболее важным характеристикам.
2. – точность у танкетки слабенькая, да и время сведения не лучшее, так что этот выбор вполне очевиден.
3. – до топового обзора на втором уровне не доберешься, но улучшить данный параметр важно, чтобы получить преимущество над некоторыми противниками.

Обучение экипажа TKSz nkm 20A

Конечно, нельзя оставлять без внимания вопрос с прокачкой экипажа на этом танке, но в силу того, что внутри сидит всего два танкиста, выбор также будет очень скромным. Предпочтение отдать стоит повышению живучести машины и комфорту нанесения урона, то есть для TKS Z N.K.M. 20 MM перки прокачаем в таком порядке:
Командир (радист, наводчик, заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для TKS z n.k.m. 20 A

Что касается выбора расходников, в этом вопросе будем действовать стандартно и в целях экономии лучше остановиться на джентльменском комплекте из , , . В противном случае, если запасы серебра позволяют и хочется максимального комфорта в бою, возите на TKSz nkm 20A снаряжение в виде , , , а последний вариант при желании можно заменить на польский .

Тактика игры на TKS Z N.K.M. 20 MM

Ввиду того что танк не обкатан, его параметры еще могут меняться и прочее, говорить о стратегических изысканиях сложно, однако, из имеющихся сейчас ТТХ уже можно сложить некоторое представление об этом поляке.

Ввиду слабого бронирования и наличия пулеметного орудия можно сказать, что для TKS z n.k.m. 20 A тактика ведения боя должна быть максимально осторожной. Позиционироваться на второй линии не получится, но с ролью поддержки танк должен справляться хорошо.

В бою мы должны стоять за спинами союзников и таким образом настреливать урон. В то же время благодаря неплохой подвижности польский легкий танк TKSz nkm 20A сможет достаточно быстро менять направления и заходить к противнику с неожиданных сторон, расстреливая его корму или борта.

Однако тут следует помнить о том, что наша рубка вращается не полностью, так что вступая в бой нельзя давать себя каруселить, иначе можно попасть в затруднительное положение. По этой же причине TKS Z N.K.M. 20 MM танк WoT лучше себя чувствует в тандеме с союзниками.

Кроме того, не стоит забывать, что у нас есть магазин заряжания и хотя полная перезарядка не занимает много времени, за 6 секунд в бою может случиться очень многое. Таким образом, играя на TKS z n.k.m. 20 A World of Tanks будьте предельно внимательны, следите за ситуацией вокруг и старайтесь не вырываться вперед, запас прочности у данного аппарата маленький и броня крайне слабая.

Орден Ленина

Страна СССР
Тип орден
Дата учреждения 06.04.1930 г.
Первое награждение 23.05.1930 г.
Последнее награждение 21.12.1991 г.
Награждений 431 418
Статус не вручается
Кому вручается граждане СССР, предприятия, объединения, учреждения, организации, воинские части, военные корабли, соединения и объединения, союзные и автономные республики, края, области, автономные области, автономные округа, районы, города и другие насёленные пункты
Основания награждения исключительные достижения и выдающиеся заслуги
Параметры высота: 38-45 мм

ширина: 38 мм материалы: золото, платина вес: 44 г

О́рден Ленина - высшая награда Союза Советских Социалистических Республик, за исключительные достижения и выдающиеся заслуги - учреждён 6 апреля 1930 года.

История награды

История награды ведет свой отсчет от 8 июля 1926 года, когда начальник Главного управления РККА В. Н. Левичев предложил создать новую награду, которая должна была стать высшим боевым знаком отличия - «орден Ильича». Выдавать предполагалось лицам, уже имевшим четыре ордена Красного Знамени. Первоначальный проект ордена принят не был, однако стала понятна необходимость в создании высшей награды Советского Союза, вручаемой как за военные так и за гражданские заслуги.

Работы над орденом Ленина были возобновлены в начале 1930 года. Работы были поручены московской фабрике «Гознак». В основу эскиза проекта была положена фотография Ленина сделанную на II Конгрессе Коминтерна в Москве фотографом Виктором Буллой в июле - августе 1920 года, где Владимир Ильич запечатлён в левый профиль. В том же году первые знаки ордена Ленина были изготовлены на фабрике «Гознак».

Орден был учреждён постановлением Президиума ЦИК СССР 6 апреля, а его статут - 5 мая 1930 года. В статут ордена и его описание вносились изменения Постановлением ЦИК СССР от 27 сентября 1934 года, Указами Президиума Верховного Совета от 19 июня 1943 года и от 16 декабря 1947 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 года статут ордена утверждён в окончательной редакции.

Статут награды

Орденом Ленина награждаются

граждане СССР, предприятия, объединения, учреждения, организации, воинские части, военные корабли, соединения и объединения, союзные и автономные республики, края, области, автономные области, автономные округа, районы, города и другие населенные пункты. Орденом Ленина могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами СССР, а также предприятия, учреждения, организации, населенные пункты иностранных государств.

Основания для награждения

  • за исключительные достижения и успехи в области экономического, научно-технического и социально-культурного развития советского общества, повышении эффективности и качества работы, за выдающиеся заслуги в укреплении могущества Советского государства, братской дружбы народов СССР;
  • за особо важные заслуги в защите социалистического Отечества, укреплении обороноспособности Союза ССР;
  • за выдающуюся революционную, государственную и общественно-политическую деятельность;
  • за особо важные заслуги в развитии дружбы и сотрудничества между народами Советского Союза и других государств;
  • за особо выдающиеся заслуги в укреплении социалистического содружества, развитии международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс;
  • за иные особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом.

Порядок ношения

Орден Ленина носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается перед ними.

Описание награды

За более чем 70-ти летнию историю ордена его внешний вид, материалы и параметры изготовления неоднократно менялись. Среди различные вариантов ордена выделяют пять основных типов.

I тип

Первый тип ордена Ленина был утверждён 23 мая 1930 года. Знак ордена Ленина образца 1930 года представлял собой круглый портрет-медальон с барельефом Ленина в центре и индустриальным пейзажем на заднем плане. Под барельефом Ленина помещалось изображение трактора. Медальон был окружён накладным золотым ободком, который крепился методом пайки. На лицевой стороне золотой ободок имел канавку, заполненную рубиново-красной эмалью. Вокруг медальона, снаружи от золотого ободка, располагались колосья пшеницы, на которые в верхней части знака были наложены позолоченный серп и молот, а в нижней части - надпись «СССР». Буквы надписи выполнены из золота и покрыты красной эмалью.

Знак изготавливался из серебра 925 пробы. Размеры: высота - 38 мм, ширина - 37,5 мм.

Орден Ленина первого типа выпускали до февраля 1932 года. Одной из причин прекращения выпуска орденов данного типа послужило то, что другие награды СССР и даже некоторые нагрудные знаки были украшены цветными эмалями богаче, чем главная награда страны.

Было выпущено около 700 орденов первого типа

II тип

Из-за отсутствия на ордене основных пролетарских символов - красной звезды и красного знамени, было принято решение немного изменить внешний вид знака.

Новый статут ордена Ленина был утверждён Указом ЦИК СССР от 27 сентября 1934 года. Основной материал изготовлениязаменили на золото 750 пробы. С личевой стороны убрали изображения трактора, индустриального пейзажа и надпись «СССР». На новом типе ордена появилось красное знамя с надписью «ЛЕНИН» и красная звезда. Серп и молот из верхней части ордена переместились в нижнюю часть. Красное знамя, красная звезда, серп и молот на знаке второго типа покрыты рубиново-красной эмалью. На центральный круглый портрет-медальон с изображением вождя нанесено серебрение. Колосья вокруг медальона имеют естественную золотую поверхность.

Размеры: высота - 38,5 мм, ширина - 38 мм.

III тип

Основным изменением по сравнению с предыдущим вариантом ордена стало то, что тепеь барельеф Ленина выполнялся из платины как отдельная деталь (вес барельефа колебался от 2,4 до 2,75 г) и крепился к ордену при помощи трёх заклёпок. Поверхность основного медальона у ордена стали покрывалать серо-голубой эмалью. Также для изготовления ордена стали использовать золото 950 пробы.

Размеры: высота - 38-39 мм, ширина - 38 мм.

IV тип

Указом от 19 июня 1943 года был устанавлен порядок ношения орденов имевших овальную или круглую форму - на левой стороне груди на пятиугольных колодках, обтянутых лентой ордена. Одновременно, ввиду резкого увеличения количества орденов СССР и числа награждений, ввели ношение планок с муаровыми лентами взамен орденов. Таким образом, орден Ленина после 19 июня 1943 года приобрёл в верхней части знака ордена ушко, в которое продевалось кольцо, соединяемое с пятиугольной колодкой. Из нового порядка ношения следовало, что все старые ордена подлежали замене с сохранением серийного номера, указанного в орденской книжке. Основная часть орденов I-III типов была заменена после окончания Великой Отечественной Войны.

V тип

Пятый тип ордена вручался награжденным с 50-х годов до распада СССР в 1991 году. Вертикальный размер ордена несколько больше, чем у предыдущего типа, форма ордена приближается к овалу. Высота ордена 45 мм (включая ушко в верхней части), ширина ордена – 38 мм. На реверсе ордена, в центральной его части, имеется неглубокое углубление в форме правильного круга диаметром более 20 мм.

Внешний вид ордена Ленина из статута последней редакции от 28 марта 1980 года

Орден Ленина представляет собой знак, изображающий портрет-медальон В. И. Ленина из платины, помещённый в круг, обрамлённый золотым венком из колосьев пшеницы. Тёмно-серый эмалевый фон вокруг портрета-медальона гладкий и ограничен двумя концентрическими золотыми ободками, между которыми проложена рубиново-красная эмаль. На левой стороне венка помещена пятиконечная звезда, внизу - серп и молот, справа в верхней части венка - развернутое полотнище красного знамени. Звезда, серп и молот и знамя покрыты рубиново-красной эмалью и окаймлены по контуру золотыми ободками. На знамени надпись золотыми буквами «ЛЕНИН».

Примеры награждений

  • Первое награждение орденом Ленина было произведено 23 мая 1930 года. Орденом Ленина № 1 награждалась газета «Комсомольская правда» за «активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания».
  • Первым награжденным человеком стал Авель Софорнович Енукидзе.
  • Первым награжденным воинским коллективом стала 23-я Краснознаменная стрелковая дивизия 5 августа 1932 года, в связи с её десятилетием и «за большевистские образцы активного содействия строительству Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе».
  • Первым награждённым за боевые заслуги стал красноармеец 1-го дивизиона 11-го Хорезмского кавалерийского полка ОГПУ Роман Панченко, отличившийся в боях с басмачами весной 1933 года. Орден был присужден ему 29 октября того же года.
  • Первым из учёных кавалером ордена Ленина стал в июне 1931 года И. В. Мичурин, из деятелей культуры - Максим Горький (17 сентября 1932 года), из живописцев - Исаак Бродский (28 марта 1934 года).
  • 20 апреля 1934 орденом Ленина были награждёны участники операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин»
  • Впервые посмертно орденом Ленина были награждены члены экипажа аэростата «Осоавиахим-1». 30 января 1934 года аэростат достиг рекордной высоты в 22000 метров, но в результате крайне тяжёлых погодных условий аппарат обледенел и упал в Мордовии. Все три члена экипажа - командир П. Ф. Федосеенко, конструктор аэростата А. Б. Васенко и физик И. Д. Усыскин погибли при катастрофе.
  • Первым кавалером двух орденов Ленина стал лётчик В. П. Чкалов 24 июля 1936 года.

Орден Ленина и Медаль Золотая Звезда

Высшая степень отличия СССР - звание Герой Советского Союза была учреждено 16 апреля 1934 года. Однако знака отличия к этому званию не предусматривалось и присвоение звания первоначально сопровождалось лишь вручением Грамоты Президиума Верховного Совета СССР. С 29 июля 1936 года удостоенным этого звания стали вручать орден Ленина, но, так как они внешне продолжали не отличаться от остальных награжденных, 1 августа 1939 года была учреждена медаль «Золотая Звезда». В дальнейшем, практика награждения Грамотой, Звездой и орденом Ленина продолжалась до распада СССР; (та же практика была введена при присвоении звания Героя Социалистического Труда с вручением Грамоты, ордена Ленина и звезды «Серп и Молот»).

Орден Ленина в Вооруженных Силах СССР

В 30-х годах орденами Ленина награждались воинские части и подразделения. В 1932 году орденом Ленина награждена 25-я стрелковая дивизия имени В.И. Чапаева “за героические подвиги в социалистическом строительстве и отличные успехи в боевой и политической подготовке”. В том же году орденом Ленина награждена 23-я стрелковая дивизия “за активное участие в строительстве ХТЗ (Харьковский тракторный завод) и трудовой героизм личного состава”. В 1934 году орденом Ленина награждена 30-я Иркутская имени ВЦИК стрелковая дивизия. В 1935 году орденом Ленина была награждена 44-я кавалерийская дивизия первой конной армии. Жуков Г.К., командовавший в то время 44-й кавдивизией, также был награжден орденом Ленина.

За участие в разгроме японских милитаристов на реке Халхин-Гол летом 1939 года орденами Ленина были награждены 36-я мотострелковая дивизия комбрига Петрова, 11-я танковая бригада комбрига Яковлева, 7-я мотоброневая бригада майора Лесового, 100-я скоростная бомбардировочная авиационная бригада полковника Шевченко, 24-й мотострелковый полк полковника Федюнинского, 175-й артиллерийский полк полковника Полянского, отдельный противотанковый дивизион 36-й мотострелковой дивизии и отдельная танковая рота специального назначения.

Во время Великой Отечественной войны около 41 тысячи человек было удостоено высокой награды (из них около 36 тысяч - за боевые заслуги), а 207 воинских подразделений прикрепили орден Ленина к своим знаменам. Орденом Ленина награждались в годы войны и военно-учебные заведения за подготовку командных кадров. 4 июня 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями за выслугу лет в РККА и РККФ, а 16 сентября появилась инструкция о порядке награждения, которое проводилось два раза в год – к 1 мая и 7 ноября. Орденом Ленина награждались лица командного состава, офицеры и сверхсрочнослужащие, безупречно прослужившие в РККА и РККФ 25 лет. Такой порядок сохранялся до 14 сентября 1957 года, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменяющее награждение за выслугу лет, но в виде исключения сохранялось награждение орденом Ленина при выходе на пенсию «за исключительные заслуги». Но через некоторое время в практику вошло награждение орденами к годовщинам и юбилеям.

Моряки награжденные Орденом Ленина

Афанасьев Иван Иванович награжден медалью “Золотая Звезда”, 2 орденами Ленина и др. В годы Великой Отечественной войны - капитан лесовоза «Старый большевик», приданного Северному флоту. В конце мая 1942 лесовоз, груженный военной техникой, боеприпасами и бензином, счедовал из Рейкьявика (Исландия) в Мурманск в составе союзного конвоя и был атакован и подожжён фашстскими самолетами. Одна из бомб попала в теплоход. На предложение английского командования покинуть судно капитан ответил отказом. Конвой ушел, оставив горящий лесовоз. Экипаж спас свой теплоход от огня, устранил повреждения и доставил груз в Мурманск.

Вершинин Федор Григорьевич награжден 2 Орденами Ленина, Орденом Красного Знамени и др. Награжден во время советско-финской войны. Командовал ПЛ ""Щ-311". Совершил 1 боевой поход в ходе которого потопил 2 судна, еще одно, вероятно, было повреждено. 7 февраля 1940 года присвоено звание Герой Советского Союза.

Калинин Федор Алексеевич награжден медалью “Золотая Звезда”, орденом Ленина. 17 ноября 1943 года было за героический подвиг, проявленный при форсировании Керченского пролива, захват плацдарма на Керченском полуострове.

Петровский Константин Максимович награжден медалью “Золотая Звезда”, орденом Ленина, орденом Красной Звезды. В мае 1942 в составе экипажа теплохода «Старый большевик» участвовал в конвое PQ‑16, следовавшего из порта Рейкьявик в Мурманск. За 3 суток экипаж отразил 47 атак германской авиации. Бомбы попали в трюм, возник пожар, грозивший взрывом боеприпасов и гибелью теплохода. Много часов подряд П. в огне и дыму боролся за живучесть корабля вместе с моряками. Теплоход был спасен и самостоятельно прибыл в порт.

Шумский Алексей Денисович награжден медалью “Золотая Звезда”, орденом Ленина. 1 ноября 1943 года во главе взвода совместно с 386-м отдельным батальоном морской пехоты высадился на северной окраине посёлка Эльтиген. Взвод штурмом овладел высотой 47,7, чем обеспечил прикрытие левого фланга батальона. В течение дня удерживали высоту, отразив большое количество контратак противника. В этом бою Шумский погиб.

.

Галерея изображений

Орден Ленина являлся высочайшей наградой СССР, им награждали за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического отечества, становление дружбы и сотрудничества меж народами, укреплении мира и прочие особо выдающиеся заслуги перед государством и обществом.

Эта награда СССР представляет из себя портрет-медальон В. И. Ленина из платины на тёмно-сером эмалевом фоне, помещенный в круг, обрамленный золотым венком из колосьев пшеницы. На левой стороне венка размещена пятиконечная звезда, внизу – серп и молот, справа в верхней части венка – красное знамя. Звезда, серп и молот и знамя покрыты рубиново-красной эмалью и окаймлены по контуру золотыми ободками. На знамени надпись золотыми буквами «ЛЕНИН».

Высота ордена 40,5 мм, ширина ордена 38 мм, диаметр портретного медальона – 25 мм.

Этот орден СССР изготавливался из золота, накладной барельеф Ленина – из платины. Чистого золота в ордене 28,604±1,1 г, платины – 2,75 г (на 18 сентября 1975 года). Общий вес ордена – 33,6±1,75 г.

Орден при помощи ушка и кольца соединен с пятиугольной колодкой, покрытой муаровой лентой шириной 24 мм, посреди ленты продольная красная полоса шириной 16 мм, по бокам центральной полосы две золотистые полосы шириной по 1,5 мм, далее две красные полосы по 1,5 мм, и две золотистые полосы шириной по 1 мм.

Носится орден Ленина на левой стороне груди и размещается перед другими и .

Орден Ленина несколько раз видоизменялся. Изначально эту предложено было назвать «Орден Ильича». В создании проекта ордена участвовали художник И. Дубасов и скульптор И. Д. Шадр. Основой для создания изображения Ленина на знаке ордена стала фотография 1921 года с III конгресса Коминтерна. В 1934 году работу по изменению рисунка ордена проводил медальер А. Васютинский.

В числе первых награждённых орденом Ленина были крупные военачальники Блюхер В.К., Буденный С.М., Ворошилов К.Е., Тухачевский М.Н., также герои первых пятилеток – шахтёр Алексей Стаханов, машинист локомотива Петр Кривонос, работники сельского хозяйства Мамлакат Нахангова, Марк Озерный, Мария Демченко и др.

10 сентября 1934 г. орденом Ленина впервые были награждены иностранцы. За участие в поисках и спасении челюскинцев, данную награду получили граждане Соединенных Штатов бортмеханики Левари Уильямс и Клайд Армистет.

Летом 1939 г., за участие в разгроме японских милитаристов на реке Халхин-Гол орденами Ленина были награждены 24-й мотострелковый полк полковника Федюнинского, 36-я мотострелковая дивизия комбрига Петрова, 11-я танковая бригада комбрига Яковлева, 7-я мотоброневая бригада майора Лесового, 100-я высокоскоростная бомбардировочная авиационная бригада полковника Шевченко, 175-й артиллерийский полк полковника Полянского, отдельный противотанковый дивизион 36-й мотострелковой дивизии и отдельная танковая рота специального назначения.

Всего до Великой Отечественной войны кавалерами ордена Ленина стали около 6500 человек (включая Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда).

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Первыми, кто оказал отпор фашистам, за что были награждены , были пограничники. Бойцы 98-го пограничного отряда политрук Бабенко Ф.Т. (8-я застава) и лейтенант Гусев Ф.И. (командир 9-й заставы) одними из первых совершили подвиги, впоследствии отмеченные орденами Ленина.

Старшина Сурков М.И. (1921-1953). Лучший советский снайпер Великой Отечественной войны, количество уничтоженных противников – 702 человека. Награжден Орденом Ленина, Орденом Красной Звезда и медалью «За отвагу».

В августе – сентябре 1941 года отличился в боях при защите Киева экипаж канонерской лодки «Верный» (Днепровский отряд Пинской военной флотилии). Экипаж канонерки разрушил Печкинский мост и сорвал переправу германских войск на окуниновский плацдарм. При выполнении задания были убиты командир корабля старший лейтенант Терехин А.Ф. и боцман старшина 1-й статьи Щербина Л.С. Оба героя посмертно награждены орденами Ленина.

Орденом Ленина награждались в годы войны и военно-учебные заведения за подготовку командных кадров. Например, 1-е Киевское Краснознаменное артиллерийское училище имени С.М. Кирова в мае 1945 года удостоено ордена Ленина. За годы Великой Отечественной войны училище подготовило свыше 6 тыс. офицеров.

Всего за время Великой Отечественной войны около 41 тыс. человек было удостоено данной награды (из них около 36 тыс. – за боевые заслуги), а 207 воинских подразделений закрепили орден Ленина к своим знаменам.

С 4 июня 1944 г. до 14 сентября 1957 г., орден Ленина вручался офицерам за 25 лет безукоризненной службы. Помимо прочего, с начала 50-х годов орден Ленина могли получить и гражданские лица за долговременный и конструктивный труд. Орденом Ленина награждались почти что все советские руководители высшего ранга. Такое положение вещей способствовало тому, что за последние 40 лет существования СССР орден Ленина был вручен более 360 тыс. раз.

Ряд советских военнослужащих высшего ранга были награждены орденом Ленина несколько раз. Так, 8 орденов Ленина имели маршалы Советского Союза Баграмян И.Х., Брежнев Л.И., Буденный С.М., Василевский А.М., Соколовский В.Д., генерал армии Батов П.И., академики Туполев А.Н., Лысенко Т.Д., Ильюшин С.В., председатель Совмина СССР Тихонов Н.А.

9 орденов Ленина имели маршал Советского Союза Чуйков В.И., полярник Папанин И.Д., генерал-полковники-инженеры Дементьев П.В. (министр авиационной промышленности) и Рябиков В.М. (1-й заместитель председателя Госплана СССР).

10 орденов Ленина имели академик Александров А.П. и авиаконструктор Яковлев А.С.
Одиннадцать раз награждён орденом Ленина Маршал Русского Союза Устинов Д.Ф.
Двенадцать орденов Ленина имел министр внешней торговли СССР Патоличев Н.С.

Орденом Ленина награждались все Советские республики, некоторые из них несколько раз. 3 ордена Ленина имели Азербайджанская ССР (1935, 1964, 1980 гг.), Армянская ССР (1958, 1968, 1978 гг.), Казахская ССР (1956, 1979, 1982 гг.), Узбекская ССР (1939, 1956, 1980 гг.).

20 автономных республик, 8 автономных областей, 6 краев, более 100 областей и некоторые города награждены орденом Ленина. По два ордена Ленина имеют Москва (1947, 1965 гг.), Ленинград (1945, 1957 гг.), Киев (1954, 1961 гг.). Московская область имеет 3 ордена Ленина (1934, 1956, 1966 гг.).

Более 380 промышленных и строительных предприятий и около 180 сельскохозяйственных предприятий и организаций удостоились данной награды. Многие предприятия награждались орденом Ленина несколько раз. К примеру, 3-мя орденами Ленина награжден Московский Автозавод им. Лихачева – «ЗИЛ» (1942, 1949, 1971 гг.).
Ленинский комсомол (ВЛКСМ) был награжден 3-мя орденами Ленина.

Последним награжденным орденом Ленина в истории СССР был директор Маслянинского кирпичного завода Новосибирской области Яков Яковлевич Муль. Он был удостоен данной награды Указом Президента СССР № УП-3143 от 21 декабря 1991 года «за большой личный вклад в реконструкцию и техническое перевооружение предприятия и достижение высоких показателей в труде».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!