Особенности проведения границ между странами латинской америки. Состав Латинской Америки

Латинская Америка на карте мира представляет собой совокупность стран, расположенных на территориях, которые ранее находились в зависимости от европейских метрополий. Эти страны занимают часть Южной и Северной Америк, а также перешейка между ними. Латинская Америка – это удивительный край загадочных цивилизаций, таких как ацтеки и майя, а также храбрых кабальеро, знойных красавиц, уникальных традиций и культур. В качестве официальных языков латиноамериканских стран используется группа романских языков (испанский, португальский и французский).

Страны и столицы Латинской Америки

Ниже представлены страны и столицы Латинской Америки, а также их краткая характеристика.

  • Антигуа и Барбуда – небольшое государство Карибского бассейна. Население страны составляет более 86,6 тыс. жителей. Официальный язык – английский. Столица – город Сент-Джонс.
  • Аргентина – второе по площади государство, входящее в состав Латинской Америки. Его население составляет более 42,6 млн. жителей. Официальный язык Аргентины – испанский. Столица – город Буэнос-Айрес.
  • Белиз – государство, расположенное в Карибском бассейне. Население страны составляет 308 тыс. жителей. Официальный язык – английский.Столица – город Бельмопан.
  • Боливия – государство, расположенное в центре Южной Америки. Его население – около 10,5 млн. жителей. Официальные языки – испанский и кечуа. Столица – город Сукре.
  • Бразилия – крупнейшее государство, входящее в состав Латинской Америки. Оно занимает территорию центральной и восточной части Южной Америки. Население – 201 млн. жителей. Официальный язык – португальский. Столица – .
  • Венесуэла – страна, расположенная на севере Южной Америки. Ее население – более 28,4 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город .
  • Гаити – одна из беднейших латиноамериканских стран, постоянно страдающая от стихийных бедствий, и государственных переворотов. Население – около 9,9 млн. жителей. Официальные языки Гаити – французский, креольский и . Столица – город Порт-о-Пренс.
  • Гватемала – государство, которое находится в центральной части континента Америка. Население – около 14,4 млн. жителей. Большую часть жителей составляют метисы и индейцы. Официальный язык – испанский. Столица – город Гватемала.
  • Гондурас – государство, которое расположено в центральной части континента Америка. Оно омывается и Карибским морем. Население – более 8,4 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город Тегусигальпа.
  • Доминиканская Республика – страна, расположенная на востоке живописного острова Гаити. Население – примерно 9,7 млн. жителей. Официальный язык Доминиканской Республики – испанский. Столица – город .
  • Колумбия – государство, расположенное в Южной Америке. Население – более 45,7 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город .
  • Коста-Рика – небольшое государство, расположено в центре континента Америка. Его население – более 4,2 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – город Сан-Хосе.
  • Куба – островное государство, расположенное в Карибском бассейне. Его неофициальное название – остров Свободы. Население – чуть более 1 млн. жителей. Официальный язык Кубы – испанский. Столица – .
  • Мексика – государство, расположенное на юге Северной Америки. Его население – 116,2 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – .
  • – государство, расположенное в центральной части континента Америка. Население – более 6 млн. жителей. Официальный язык Никарагуа – испанский. Столица – Манагуа.
  • Панама – государство, расположенное на Панамском перешейке. Его население – около 3,7 млн. жителей. Официальный язык Панамы – испанский. Столица – Панама.
  • Парагвай – государство в центре Южной Америки. Его население – более 6,3 млн. жителей. Официальные языки Парагвая – испанский и гуарани. Столица – Асунсьон.
  • Перу – государство Южной Америки, расположенное в ее северно-западной части. Его население – около 30,5 млн. жителей. Официальные языки Перу – испанский, а в отдельных регионах – аймара, кечуа и др. Столица – Лима.
  • Сальвадор – государство, расположенное в центре континента Америка. Его население – 6,9 млн. жителей. Официальный язык Сальвадора – испанский. Столица – Сан-Сальвадор.
  • Уругвай – государство в юго-восточной части Южной Америки. Его население – более 3,3 млн. жителей. Официальный язык – испанский. Столица – Монтевидео.
  • Чили – государство, расположенное на юго-западе Южной Америки. Его население – более 17,2 млн. жителей. Официальный язык Чили – испанский. Столица – Сантьяго.
  • Эквадор – государство, расположенное в Южной Америке. Его население – более 15,4 млн. жителей. Официальный язык Эквадора – испанский. Столица – Кито.

Кроме того, в состав Латинской Америки входят следующие территории: Пуэрто-Рико (территория США) и территории – Французская Гвиана, Мартиника, Гваделупа, Сан-Мартен и Сан-Бартельми.

Достопримечательности Латинской Америки

Латинская Америка невероятно богата на интересные места. Здесь расположены 3 из 7-ми новых чудес мира. Все достопримечательности Латинской Америки можно разделить на природные и рукотворные объекты, а также города и села древних цивилизаций.

Природные достопримечательности

  • Охос-дель-Саладо – самый высокий вулкан Земли (6887 м).
  • Пустыня Атакама – наиболее засушливое место Планеты, расположенное на западе Южной Америки.
  • Анды – самая протяженная горная система мира (9000 км).
  • Анхель – самый высокий в мире водопад (979 м).
  • Амазонка – самая длинная и живописная река Планеты (6437 км).
  • в – крупнейший южноамериканский остров, площадью 47 992 кв. км. Это девственная земля, которая знаменита своей дикой природой, красивыми пейзажами и жесткими климатическими условиями.
  • Водопады Игуасу, расположенные на границе Аргентины и . Они представляют собой одно из самых красивых природных чудес нашей Планеты.

Рукотворные достопримечательности

  • Стадион Маракана в Бразилии – один из крупнейших стадионов мира, способный вместить до 103 тыс. болельщиков.
  • Статуя Христа-Искупителя – одно из 7-ми новых чудес мира. Статуя расположена на горе Корковаду в Рио.
  • Геоглифы плато Наско – группа удивительных изображений, линий и геометрических фигур, созданных неизвестной цивилизацией.
  • Моаи – каменные истуканы острова Пасхи.

Города и села древних цивилизаций

  • Куско (Перу) – древняя столица империи инков и один из старейших южноамериканских городов. Название города с кечуа переводится как «пуп мира».
  • Мачу-Пикчу (Перу) – одно из 7-ми новых чудес мира, известное как «город в небесах» или «потерянный город инков».
  • Теотиуакан (Мексика) – знаменитый «город-призрак», который является старейшим населенным пунктом Западного полушария.
  • Умшаль (Мексика) – древний центр цивилизации майя, расположенный на полуострове Юкатан.
  • Панаме (80 см), Парагвае (86,7 см), Сальвадоре (83,5 см), Уругвае (85,9 см), Чили (83,5 см), (84 см), Кубе (84,8 см) и в Аргентине (86,7 см).
  • Легуа – единица длины, используемая в Гватемале (1 е.д. = 5,573 км), Гондурасе (4,2 км), Колумбии (5 км), Кубе (4,24 км), Эквадоре (5 км), Парагвае (4,33 км), Перу (5,6 км), Уругвае (5,154 км), Чили (4,514 км), Бразилии (6,66 км), Мексике (4,19 км) и в Аргентине (5,2 км).








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебно-воспитательные задачи:

– Сформировать понятие и представление о Латинской Америке, как историко-культурном и историческо-географическом регионе.
– Сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, их особенностях экономико-географического положения.

Развивающие:

– Развивать умение оформлять ответ в виде схемы.
– Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику странам.
– Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать.

Оборудование:

  • Настенная политическая карта мира, атлас, мультимедийный проектор.
  • Раздаточный материал для учащихся: ТПО(примеч. Материалы Фестиваля 2009-2010г.) технологическая карта, тест.
  • Методы формы учебной деятельности: частично-посковый, эвристическая беседа.
  1. Презентация “ Особенности стран Латинской Америки”.
  2. План изучения территории.
  3. Сам. работа с ТПО (тетрадь с печатной основой).
  4. Изученик нового материала Состав региона.
  5. Работа по карте у доски “Особенности географического положения материка Южная Америка”.
  6. История открытия региона. Формирование политической карты.
  7. Разнообразие стран Латинской Америки (с.р., схема).
  8. Задания-загадки.
  9. Тест.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня, мы начнём наш урок не совсем обычно, сначала мы совершим виртуальное путешествие по некоторым странам. Перед вами стоит задача: после просмотра презентации ответить на вопрос: Какой регион мы будем сегодня изучать?

2. Показ Презентации. (1-14 слайд )

3.

После просмотра детям задаётся вопрос.

– Ребята, вы определили, с каким регионом мы будем сегодня знакомиться? (Латинская Америка)-(слайд 15).

– Покажите его на карте. (слайд 16)

– Давайте вспомним план, по которому мы даём характеристику региона.

учебник стр.330: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы; население; хозяйство, территориальная структура; характеристика крупнейших стран (Бразилия); охрана окружающей среды и экологические проблемы.

– Итак, назовите тему нашего урока. “ Территория, границы, положение региона на политической карте ” – запишите в тетрадь.(слайд 17)

– Цель нашего урока: Изучить состав региона, закрепить умение определять географическое положение стран и их особенности.

Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.

Для этого откройте ТПО (Тема 5, блок 1, работа по вариантам).

4.

Самостоятельная работа учащихся с ТПО (10мин.). Приложение 1

5. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

– Что входит в состав Латинской Америки?

Латинской Америкой называют регион Западного полушария между США и Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки. Причём, Мексику, Вест– Индию и Центральную Америку часто объединяют в субрегион Карибских стран. Всего в состав региона входит 33 суверенных государства, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. (Это маленькие острова в Карибском море).

Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км., а с запада на восток до 5 тыс. км.

В какой части света расположен регион? (Америка), что в неё входит? (два материка).

– В честь какого путешественника названа Америка? (Америго Веспуччи).

– Ребята, кто открыл материк Южная Америка?(Христофор Колумб). Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир. С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.

– Как вы понимаете слово колонизация? (захват, освоение новых земель).

6. История заселения, освоения региона.Формирование политической карты: Название “Латинская Америка” происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова– испанцев, португальцев. Которые в 15-18 веках завоевали эту часть Америки и колонизовали её.

До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков (слайд 18 )со столицей Теночтитлан, территория современной Мексики и майя (слайды 19,20) на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков (слайды 21,22) на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор) со столицей в Куско.

Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.

Большая часть современных государств Латинской Америки– это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония.

Найдите тому подтверждение в атласе с….(правильно, только в Бразилии– население говорит на португальском языке, на остальной территории господствует испанский язык).

Есть ли в этом регионе развитые страны? (нет).

Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.

6.

Обратите внимание на схему, которую нужно кратко заполнить, применяя условные знаки. По мере заполнения схемы в тетради, заполним схему на доске.

– Что послужило основой выделения региона Латинская Америка? (с.331 уч.)

– Особенности проведения границ между странами.

– Составить схему “ Разнообразие стран Латинской Америки”.

(Слайд 23 )

7

. Работа по карте: Задания-загадки.

А) Государство омываеся двумя океанами, образующими у терриории два залива. С

севера оно граничит с одной более развитой в экономическом оношении страной.

Назвать страну, заливы, пограничное государство. (Мексика слайды 24-27).

Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи (слайды 28-32 ).

В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.(Аргенина слайд 33).

Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.

(Венесуэла слайд 34).

Д) Страна где выращивают тростник, какао-бобы и сырьё для химической промышл енности.(Бразилия слайд 35-36).

Е) Отгадай картинку. (Куба слайд 37-40 ).

8.

Закрепленние материала: ТЕСТ. Приложение 3

9.

Подведение итога урока.

Ребята, сегодня мы изучили особенности географического положения стран Латинской Америки. Скажите, на что же влияют особенности территории? (На разнообразие природных условий и наличие природных ресурсов, которые определяют специализацию хозяйства).Значит тема нашего следующего урока: “Природные ресурсы”.

Д/З

.

– Повторите виды природных ресурсов, выполните практическую работу на к/к “Особенности стран ”. Найдите на карте “географические имена”, выпишите их и нанесите на к/к.

Этапы формирования политической карты Южной Америки:

1. Этап колонизации и колониального правления - с XV по XVIII века
Колонизация Южной Америки в основном испанцами и португальцами

2. Этап деколонизации - XVIII-середина XIX века
Обретение независимости большинством южноамериканских стран

3. Современный этап - конец XIX века - настоящее время
Изменение территорий некоторых государств (Боливия теряет выход к морю, Перу - провинции Арика и Икике, завоевание Араукании, Панама получает независимость от Колумбии)
Почти все южноамериканские страны в этот период становятся независимыми (кроме Французской Гвианы)

Южная Америка вначале была заселена племенами индейцев. Сейчас же, страны Южной Америки - это 12 независимых государств: Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Боливия, Чили, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Гайана и Суринам, а также зависимость Франции – Французская Гвиана. Эти государства Южной Америки являются самостоятельными, хотя до 16 века вся Южная Америка являлась колонией Испании, кроме Бразилии. Она являлась португальской колонией.

Особенность формирования политической карты Америки заключается в том - что здесь государства (которые имеются на современной ПК) образовывались не спонтанно как многие страны в Старом Свете, а под прямым ‘патронажем’ уже сформировавшихся государственных образований Европы.

Первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб, в 1492 г., с благословения короля и королевы Испании - Фердинанда и Изабеллы, отплывший на поиски кратчайшего западного пути в Индию. Путь на восток через Индийский океан был известен, но неприемлем для испанцев, потому что в этом полушарии полностью господствовала Британия.

12 октября 1492 г. спутники Колумба высадились на острове Сан-Сальвадор в группе Багамских островов. Эта дата считается официальной датой открытия Америки. Колонизация началась с островов Карибского бассейна, которые стали плацдармами политического и экономического освоения других районов Америки. В первой четверти XVI в. была колонизована Центральная Америка, несколько позднее испанские конкистадоры прошли по межгорным андским долинам в Южную Америку.



В Америке европейцы встретились с местными цивилизациями. На Мексиканском нагорье к началу конкисты существовало мощное государство ацтеков со столицей в Теночтитлане, на полуострове Юкатан - города-государства майя, в Андах и на Тихоокеанском побережье Южной Америки - империя инков со столицей в Куско. Эти цивилизации добились значительных успехов в развитии математики, астрономии, медицины, изобразительного искусства и архитектуры. Ацтеки и инки оказали яростное сопротивление европейцам, но их государства были разрушены в борьбе с конкистадорами.

Выходцы из Англии поселились на восточном побережье Северной Атлантики, 13 английских колоний впоследствии начали борьбу за независимость, положившую начало созданию США. Франции принадлежали западная часть острова Гаити, Гваделупа, Мартиника, Сен-Пьер и Микелон* и другие острова в Карибском бассейне, а также Французская Гвиана на севере Южной Америки.

Некоторыми территориями европейские державы владели попеременно. Например, Суринам сначала был испанской колонией, затем английской, потом Нидерланды обменяли на него у Великобритании свою колонию Новый Амстердам (ныне - Нью-Йорк, крупнейший город в США).

Формирование новой политической карты региона сопровождалось истреблением коренных жителей континента, которые подвергались физическому уничтожению, умирали от непомерно тяжелой работы на рудниках и плантациях.

Освободительное движение в Америке началось с XVIII в., когда независимость завоевали США (1776 г.). В 1780 г. на территории Перу было поднято крупнейшее восстание, которое испанцы жестоко подавили к 1783 г. В 1791 г. произошла революция негров-рабов во французской колонии Сан-Доминго (западная часть острова Гаити), которые добились признания автономии острова и отмены рабства. В 1804 г. была провозглашена независимость Сан-Доминго (ныне - Республика Гаити).

В начале ХХ в. в результате войн за независимость в испанских колониях на большей части территории Латинской Америки образовались суверенные государства.

В первой половине XIX в. получили независимость: бывшая французская колония Гаити (1804) - первое независимое государство в Латинской Америке, колонии Испании - Эквадор (1809), Колумбия, Мексика, Чили (1810), Парагвай, Венесуэла (1811), Аргентина (1816), Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Гондурас, Гватемала (1821), португальская колония Бразилия (1822), испанские колонии Уругвай и Боливия (1825).

Во всех государствах был установлен республиканский строй, только в Бразилии до 1889 г. сохранялась монархия.

В 1864-1870 гг. Бразилия, Аргентина и Уругвай вели войну против Парагвая, который лишился половины своей территории и потерял значительную часть населения.

В 1879-1884 гг. в результате Тихоокеанской войны к Чили отошли богатые селитрой и медью перуанские провинции Тарапака, Такна (впоследствии возвращена Перу), Арика, прибрежные районы боливийской провинции Атакама. В 1898 г. США в ходе испано-американской войны отторгли Пуэрто-Рико, оккупировали Кубу.

К началу XX в. 27% территории Америки занимали колониальные владения. Самыми большими были владения Великобритании, которой принадлежали: Багамские острова, Барбадос, Бермудские острова, Британская Гвиана, Британский Гондурас (ныне - Белиз), Канада, Наветренные острова, Ньюфаундленд, Подветренные острова, Тринидад и Тобаго, Фолклендские острова, Ямайка. Владениями Дании в Новом Свете были Датская Вест-Индия, Гренландия; владениями Нидерландов - Нидерландская Вест-Индия, Кюрасао, Нидерландская Гвиана (Суринам); владениями США - Аляска, Пуэрто-Рико; Франции - Французская Гвиана, острова Гваделупа, Мартиника, острова Сен-Пьер и Микелон.

Основные события XX в.

1902 г. - провозглашена независимость Кубы.

1903 г. - провозглашена независимость Панамы (ранее - департамент Колумбии).

1916 г. - Датско-американская конвенция об уступке США Датской Вест-Индии: Дания продала за 25 млн долл. острова Св. Фомы (Сент-Томас), Св. Иоанна (Сент-Джон) и Св. Креста (Санта-Крус), а также Виргинские острова (переданы в 1917 г.).

1922 г. - Суринам получил статус присоединенной территории Королевства Нидерландов.

1931 г. - Великобритания признала за Канадой полную самостоятельность во внутренней и внешней политике.

1938 г. - подписание договора между Боливией и Парагваем, завершившего войну 1932-1935 гг. из-за района Гран-Чако (3/4 его территории перешли Парагваю).

1946 г. - правительство Франции приняло закон о предоставлении статуса заморских департаментов колониям Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника.

1948 г. - образование Организации американских государств.

1952 г. - остров Пуэрто-Рико (владение США) получил статус свободной ассоциации с США.

1954 г. - Нидерландская Гвиана получила статус автономной части Королевства Нидерландов с правами внутреннего самоуправления.

1956 г. - колония Великобритании Тринидад и Тобаго получила ограниченное внутреннее самоуправление.

1958 г. - образование Вест-Индской Федерации в составе британских владений в Карибском бассейне: Каймановы острова, Барбадос, Подветренные острова, Наветренные острова (кроме британских Виргинских островов), Тринидад и Тобаго, Ямайка, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины (до 1956 г. - в составе колонии Наветренные острова).

Аляска принята в качестве 49-го штата в состав США.

1959 г. - Гавайские острова приняты в качестве 50-го штата в состав США. Революция на Кубе.

Колония Великобритании Теркс и Кайкос (в 1874- 1962 гг. находилась в составе Ямайки) получила внутреннее самоуправление.

1961 г. - предоставление внутреннего самоуправления Барбадосу.

1962 г. - распад Вест-Индской Федерации. Провозглашена независимость Тринидада и Тобаго. Провозглашена независимость Ямайки.

1964 г. - предоставлено внутреннее самоуправление Багамам, Британскому Гондурасу.

1966 г. - провозглашена независимость Барбадоса и Гайаны.

1967 г. - статус ассоциированного с Великобританией государства с правами внутреннего самоуправления предоставлен колониям Доминика, Гренада, Сент-Китс и Невис, Ангилья, Сент-Люсия.

1969 г. - Сент-Винсент и Гренадины получили статус ассоциированного с Великобританией государства.

1973 г. - Британский Гондурас переименован в Белиз.

Провозглашена независимость Багамских островов.

1975 г. - провозглашена независимость Суринама.

1978 г. - провозглашена независимость Доминики.

1979 г. - получили независимость Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия.

1980 г. - Ангилья вышла из Федерации Сент-Китс и Невис, стала называться Ангилья.

1981 г. - предоставлена независимость государству Антигуа и Барбуда. Провозглашена независимость Белиза.

1982 г. - захват войсками Аргентины Фолклендских островов, находящихся во владении Великобритании с 1833 г., ответные военные действия со стороны Великобритании (временное соглашение о прекращении военных действий подписано в 1983 г.).

1983 г. - интервенция США против Гренады.

Получили независимость Сент-Китс и Невис.

1986 г. - Аруба вышла из Федерации Нидерландских Антил, став третьей составной частью Королевства Нидерландов.

Учебно-воспитательные задачи:

  • познакомить учащихся с историей открытия Америки и с тем значением, которое это открытие имело для человечества;
  • сформировать у учащихся представление об истории заселения Америки, о прошлом и настоящем народов Америки;
  • развивать умение учащихся на основе изучаемых исторических фактов формирование политической карты Америки, устанавливать причинно- следственные связи, работать в группе с учебником, картами и другими источниками информации.

Тип урока : изучение нового материала. Урок-диалог.
Урок проводится в форме дискуссии, где учащиеся ориентируются на диалогические формы общения.
Оборудование: материалы СМИ, политическая карта мира, атласы, учебник.

План урока.

  1. Что нам уже известно об Америке?
  2. Этапы формирования политической карты.
  3. Что представляет собой современная политическая карта Америки?

Ход урока.
1. Изучение нового материала.
Проект «Формирование политической карты Америки».
Задачи: создать проект политической карты Америки.

Что нам уже известно об Америке?

  • ГП Америки
  • История открытия и исследования Америки (сообщения):
    • 981 или 982 г.г. Эрик Рауди открытие острова Гренландия.
    • 1004 г. Эйрик Лейф Счастливый доплыл до новых земель на западе от Гренландии. Он открыл материк.
    • Х. Колумб.

2. Актуализация темы.
Работает географическая лаборатория (работа в группах с обучающими картами) , 10 минут.
История открытия и исследования Америки?

  • (
  • (привело к колонизация в ХУ1 в. – колонии Мексики и Центральной Америки).
  • (борьба негров-рабов на острове Гаити).

Задание для работы в группах

1. Работа с учебником и атласом.
Назовите федеративные республики и независимые государства - члены содружества
Назовите государства, получившие независимость до середины ХIХ в. (до 1890)
Назовите государства, получившие независимость во второй половине ХХ в. (после 1950г.)
Назовите несамоуправляющиеся государства (на 1990г.г.)

2. Работа на контурной карте.
На контурной карте Америки отметьте:
Красным цветом – бывшие колонии Великобритании
Желтым цветом – бывшие зависимые от Франции территории
Синим цветом – бывшие колонии Нидерландов
Зеленым цветом – бывшие колонии Дании


Изображение на политической карте на доске:

  • ХХ в. 27% территории Америки занимали колониальные владения.

Великобритания : Багамские острова, Британская Гвиана, Британский Гондурас (ныне Белиз), Канада, Наветренные острова, Тринидад и Тобаго, Фолклендские острова, Ямайка.
Дания: Гренландия, Датская Вест-Индия,
Нидерланды: Нидерландская Вест- Индия, Кюрасао, Нидерландская Гвиана,
США: Аляска, Пуэрто-Рико,
Франция: Гваделупа, Французская Гвиана, остров Мартиника, острова Сен-Пьер и Микелон.

3. Что представляет собой политическая карта Америки в ХХ веке?
Сообщение- вывод.

  • Основные события ХХ века. (На карте основные даты формирования политической карты Америки.) Работа с учебником.
  • Формы государственного устройства и правления. (На доске перечислены: федеративные республики, несамоуправляющиеся территории, независимые государства) Для проверки.

4. Рецензия на ответ.
5. Итог. Подведение итогов работы в группах.
6. Почему Россия, а не Америка?
Домашнее задание:* 4 стр.53-57.
Выставление оценок в дневники.
Обучаемая карточка
Формирование политической карты Америки.
Работа в группах.

1 группа

  • Сообщения о народах майя, инках (европейская колонизация в конце ХУ провела к истребление племен уничтожение культуры).

2.Прочитав текст учебника (параграфа 4 стр.53-56).
3.Назовите государства, получившие независимость до середины ХIХ в. (до 1890).
4.На контурной карте Америки отметьте:

  • Красным цветом – бывшие колонии Великобритании.

2 группа
1. Домашнее задание опережающего характера (сообщение).

  • Сообщение 1494 г. Испания и Португалия (привело к колонизация в ХУ1 в. – колонии Мексики и Центральной Америки)

2. Прочитав текст учебника (параграфа 4 стр.53-56)

3. Назовите государства, получившие независимость во второй половине ХХ в. (после 1950 г.).

  • Желтым цветом – бывшие зависимые от Франции территории
  • Нанесите их цветом на политическую карту Америки на доске

3 группа
1. Домашнее задание опережающего характера (сообщение).

  • Сообщение ХУ1 в Новом свете начались восстания (борьба негров – рабов на острове Гаити)

2. Прочитав текст учебника (параграфа 4 стр.53-56).
3.Назовите федеративные республики и независимые государства - члены содружества.
4. На контурной карте Америки отметьте:

  • Синим цветом – бывшие колонии Нидерландов.
  • Нанесите их цветом на политическую карту Америки на доске.

4 группа
1. Домашнее задание опережающего характера (сообщение).

  • Сообщение Х1Х в войны за независимость.

2. Прочитав текст учебника (параграфа 4 стр.53-56).

3.Назовите несамоуправляющиеся государства (на 1990г.г.).
4. На контурной карте Америки отметьте:

  • Зеленым цветом – бывшие колонии Дании.
  • Нанесите их цветом на политическую карту Америки на доске.

Литература

Формирование современной политической карты Латинской Америки имело длительную историю. Найдены свидетельства того, что первыми в Америку прибыли еще за 2 тыс. лет до Колумба выходцы из Северной Африки, а затем до берегов Северной Америки добрались европейцы - ирландцы в V-VI вв. и норманны (викинги) в IX в.

Открытие, исследование и захват территорий и государств Латинской Америки в XV-XVII вв. и последовавшая интеграция их в систему мировой экономики явились следствием и составной частью одного из этапов развития европейской цивилизации. Завоевания Османской империей в Передней Азии и на Балканах существенно затруднили использование морских и сухопутных торговых путей в Южную и Юго-Восточную Азию. Необходимость обеспечения прямого доступа к источникам товаров, имевших повышенный спрос в Европе (пряности, шелк и др.) определила практическую задачу поиска прямых морских путей в Индию и Китай.

Великий путешественник, генуэзец по происхождению, Христофор Колумб возглавил испанскую экспедицию по поиску кратчайшего, западного пути в Индию, но открыл 12 октября 1492 г. новую часть света - Америку.

Открытие и завоевание Америки дало мощный импульс развитию торговли, мореплавания, промышленности в Европе, стало важным фактором первоначального накопления капитала в европейских странах. В то же время колонизация Американского региона привела к разрушению существовавших здесь ранее очагов цивилизации. Проживавшие на территории Латинской Америки индейские племена майя, ацтеков, инков и другие прошли длительный путь исторического развития и имели свою письменность, у них хорошо были развиты математика, астрономия, медицина, архитектура. Европейская колонизация, завершившаяся к XVII в., сопровождалась истреблением коренных народов, уничтожением их культуры.

Распад колониальной системы в Латинской Америке начался раньше, чем в других регионах мира. Первой подняла восстание и провозгласила независимость в 1804 г. французская колония на о. Гаити.

Большинство испанских колоний завоевало независимость в ходе освободительной войны 1810-1825 гг., которая была во многом народной. Армии вождя венесуэльских патриотов Симона Боливара, разбив противника на севере Южной Америки, двинулись на освобождение соседних колоний и дошли до нынешней Боливии, получившей свое название в честь Боливара.

Аргентинские армии Хосе де Сан-Мартина участвовали в освобождении Чили, Перу, Эквадора.

Островные колонии Испании в Вест-Индии не смогли освободиться одновременно с континентальными. Здесь испанское владычество было особенно сильно, а островная изоляция и значительный испанский флот мешали вторжению освободительных армий с континента. Впоследствии эти экономически слабые государства попали в финансово-экономическую зависимость вначале от Великобритании и Франции, а потом от США.

США, руководствуясь доктриной президента Монро, главным девизом которой стал тезис «Америка для американцев», продолжают контролировать захваченные ими ранее территории: Пуэрто-Рико (объявлено «свободно присоединившимся к США государством»), Виргинские острова. Они удерживают созданную в Латинской Америке систему военных баз, в том числе Гуантанамо на территории Кубы.

Большинство стран Центральной и Южной Америки входят в группу развивающихся государств, но при этом имеют разный уровень социально-экономического развития. Поэтому с учетом исторических, географических и социально-экономических факторов страны Латинской Америки можно разделить на следующие подгруппы: НИС (Бразилия, Аргентина, Чили), нефтеэкспортеры (Венесуэла), страны-квартиросдатчи- ки, к ним относятся страны Карибского бассейна (Багамы, Панама, Виргинские острова, Барбадос, Антигуа и др.), «классические развивающиеся» (экономически слаборазвитые), к которым относятся все остальные страны региона.

Кроме того, у Латиноамериканского региона есть и своеобразные политические особенности. В первую очередь это политическая нестабильность, проявляющаяся в частых сменах правительства, нахождении у власти военных хунт (в период с 1930-х по 1980-е гг. в большинстве стран региона). В настоящее время в Колумбии и Перу продолжается сопротивление правительству в виде партизанского движения, так называемой герильи. Нередки в этом регионе локальные военные конфликты, например, между Эквадором и Перу. Крайне негативным явлением в регионе стало культивирование наркотических растений, которые выращиваются крестьянами на склонах гор в широко известном «Андском треугольнике». Впоследствии наркотики из этого треугольника переправляются в США и другие страны мира.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!