Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е

Наталья Свиткова
Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушина (старшая группа)

Занятие по художественной литературе .

Тема : «Чтение рассказа Е . Чарушина «Ёж» .

Цель : знакомство детей с рассказом «Ёж»

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с рассказом «Ёж» Е. Чарушина

Развивающие :

Способствовать развитию умений отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста и пересказывать его.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к творчеству Е. Чарушина .

Место проведения : группа .

Участники : (дети, педагог) .

Предварительная работа : знакомство с биографией и творчеством Е. Чарушина .

Ход занятия.

Какие его рассказы вам знакомы ? («Курочка» , «Корова» , «Собака и Гусь» )

А сейчас отгадайте загадку :

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом, вдруг, убежала.

(Показать детям иллюстрацию с изображением ежа)

Сегодня я вам прочитаю еще один рассказ Е . Чарушина «Ёж» , а вы слушайте внимательно, так как я вам буду задавать вопросы по содержанию рассказа и вы будете его пересказывать.

«Ёж»

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка.

А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?

Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поели снова шариком свернулся.

А потом ребята чем-то другим занялись , зазевались – ёжик удрал обратно в лес.

Е. Чарушин .

Вопросы по тексту :

Где гуляли ребята?

Кого они нашли в лесу?

На что был похож ёжик?

Почему ёж свернулся в шарик?

Почему дети не могли взять ежа в руки?

Как ребятам удалось взять ежа?

Что дети дали ёжику?

Почему ёж не стал сразу есть?

Как ежу удалось вернуться в лес?

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Физ. минутка.

Под соснами, под елками

Идёт мешок с иголками.

Ты куда идёшь так быстро?

Яблочко кому несешь?

Рассердился и свернулся ,

Став клубком колючий ёж.

Ребята, правильно ли поступили дети, что взяли ежа к себе домой? Объясните, почему вы так думаете. (Ответы детей)

Как нужно было поступить детям? Почему? (Ответы детей)

Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему? (Ответы детей) .

Пересказ рассказа (по цепочке)

Рефлексия :

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии по художественной литературе ? (Ответы детей)

Что понравилось/ не понравилось?

Публикации по теме:

Комплексное занятие по художественной литературе и изодеятельности (подготовительная группа) Тема: «Беспечность медлительной черепахи».Цель: выяснить с детьми, какой порок разоблачает басня С. Михалкова " Заяц и черепаха"; выявить.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег» (первая младшая группа) .художественная литератураТема:Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»Цель: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Зимующие птицы» (старшая группа) 5 лет Воспитательное: Воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Развивающее: Развить внимание, логическое мышление, связную.

НОД во второй младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» НОД во 2 младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "Гуси.

Цели урока :

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, портрет Чарушина.

Раздаточный материал: картинка «запутанные предметы», цветной карандаш.

План урока .

1. Артикуляционная гимнастика

Фонетическое пение (видео).
Работа над скороговоркой. (Презентация : слайд 1).

У барана рога
Кручены - перекручены,
Верчены - переверчены.

2. Введение в тему. Коррекционные задания

Обобщение. 4 «лишний». (Презентация: слайд 2).

Посмотрите на картинку. Назовите одним словом - кто это?

Назовите животных на картинке. Каких ещё знаете животных?

Кто лишний? Почему?
(Учитель закрывает картинку с животными).
- Вспомните и назовите животных, которые были на картинке.

Упражнение на внимание. (Презентация: слайд 3).

- Посмотрите на картинку. Узнайте животных по фрагменту.

Назовите детёнышей этих животных. (Презентация: слайд 4).

3. Проверка домашнего задания

(Здоровьесберегающие технологии - дети встают за конторки).

Беседа. Чтение стихотворения.

О каком животном мы вчера читали?
- Как называется стихотворение? Кто автор стихотворения? (Презентация: слайд 5).
- Какое правило в слове «со бака»?

(Проверка домашнего чтения).

Ответы на вопросы, выборочное чтение.
- Найдите в стихотворении описание внешнего вида собаки.
- С кем сравнивает автор большую рыжую собаку?
- Что значит «пожилая» собака?
- Найдите строки в стихотворении, как себя ведёт пожилая собака?
- Что снится собаке?
- Как вела себя собака, когда была маленьким щенком?
- Прочитайте и дополните предложения: (Презентация: слайд 6).

Из чашки пьёт …
Её с утра берёт …

Прочитайте предложения и найдите ошибки:

Она собака молодая (пожилая).
Опять ты лаешь на котят (грачат).

Чтение по ролям отрывка стихотворения.

(Чтение 3-4 части стихотворения по ролям).

4. Физпауза «Упражнения для ног на резиновых ковриках», «Гимнастика для глаз».

5. Изучение нового материала

Загадка. Картинка «Запутанные предметы»

Прочитайте загадку. (Презентация: слайд 7).
На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(Учитель вслух читает загадку).

Кто это?
- На картинке «запутанные предметы» найдите ежа и обведите его силуэт.
(Презентация: слайд 8).

Беседа. (Презентация: слайд 9).

Где живёт ёж?
- Опишите ежа. Какой он? Какие у него ножки?
- Чем питается ёж?
- Как ёж спасается от врагов?

Просмотр презентации про ежа. (Презентация: слайд 10-17).
Сообщение темы урока. (Презентация: слайд 18).

Сегодня мы читаем рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Ёж».
- Евгений Иванович Чарушин - детский писатель, художник. Он писал рассказы о животных и иллюстрировал свои рассказы.


Словарная работа. (Презентация: слайд 19).

Прочитаем слова.
- Что значит «зазевались»?
- Зазевались - загляделись по сторонам, забыли.
(Здоровьесберегающие технологии - дети встают за конторки).

Первичное чтение учителем.

О ком этот рассказ?
- Что сделали дети?
- Можно ли приносить диких животных из леса домой?

Самостоятельное чтение.

Прочитайте самостоятельно текст. Ответьте на 1, 2 вопрос после текста.

Чтение рассказа вслух. (Чередование по «цепочке»).
Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Почему дети не могли взять ежа в руки? Найдите в тексте эти предложения.
- Как ребятам удалось взять ежа? Найдите в тексте эти предложения.
- Прочитайте 3 вопрос. Ответьте на него.
- Что дети дали ежу?
- Почему он не стал сразу есть?
- Прочитайте 5 вопрос. Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Повторное чтение. (Работа в парах). (Презентация: слайд 20).

Сейчас вы прочитаете текст ещё раз. Вам надо найти отрывок, что делал ёж после того, как пролежал целый час.
- Проверяем. Какой отрывок? Прочитайте.

Работа над пересказом.

Подготовим пересказ данного отрывка.

4. Обобщение

Какой рассказ читали на уроке?
- Кто автор рассказа?
- Чему учит нас рассказ?
- Что нового узнали на уроке?
- Можно ли приносить домой из леса животных?
- Что запомнилось? Что понравилось?

5. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много, я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так, положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда и выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка. Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ежу, он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задник у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате, чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете, завертелся возле неё, шумел, шумел и наконец ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И оказалось, правда, в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу — луну.

Я подпустил облака и спрашиваю:

— Что тебе ещё надо?

Ёжик не испугался.

— Пить хочешь?

Я встал. Ёжик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять вылью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.

— Ну, иди, иди, — говорю, — видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...

Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется — и я двину, да так и сошлись.

— Пей, — говорю окончательно.

Он и залакал.

А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:

— Хороший ты малый, хороший!

Напился ёж, я говорю:

— Давай спать.

Лёг и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу — и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит — на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью на блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе

Е. Чарушин «Ёж».

Цели: закрепить произношение звуков в, ф ; развивать речевое дыхание; научить правильно, произносить слово клевать ; познакомить детей с рассказом о еже; способствовать развитию у детей воображения.

Планируемые результаты: умеет целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; обобщены и систематизированы представления об окружающем мире; умеет согласовывать прилагательные с существительными.

Материалы и оборудование: предметные картинки диких животных (ёж, волк, лиса, медведь); иллюстрация к произведению, волшебный мешочек.

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

Воспитатель показывает детям куб с картинками. Поворачивает его гранью, на которой наклеен самолёт. Малыши произносят (хором и по одному) звук в . Затем исполняют длинную песенку (произносят звук в длительно). Воспитатель следит за правильностью и отчётливостью произношения.

Затем продолжается. Перед детьми на доске вишнёвое дерево. «Видите, какой созревает урожай, - говорит воспитатель. – Если мы с вами спасём вишню от воробьёв, то непременно сегодня отведаем вкусных и сочных ягод».

Появляется воробей. Он заявляет: «Я весёлый воробьишка – серый маленький воришка. Буду вишню клевать». И спрашивает у детей: «Кто я?» (Ты весёлый воробьишка, серый … и т.д.).

Воробей повторяет свою песенку и собирается клевать ягоды, но дети вместе с воспитателем говорят: «Кыш, воробей, кыш! Дай вызреть нашим вишням!». «Вот и вызрела наша вишня», - говорит воспитатель.

Воспитатель вновь крутит куб. Когда куб поворачивается к детям гранью, на которой изображён ёж, воспитатель загадывает загадку.

Шуба – иголки, свернётся – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж.)

Воспитатель показывает детям игрушку «ёж».

  1. Подготовка к восприятию текста.

«Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Защита.)

Как он спасается от врагов? (Сворачивается шариком.)

Воспитатель предлагает детям произнести звук « ф » (пофыркаем, как ёжики, - негромко, но сердито). Напоминает о том, что недавно на участке была слышна песня синички: « фью – фью - фью ». «Скажите, как пела синичка, радуясь весне»?

3. Чтение адаптированного рассказа.

«Ребята, послушайте рассказ «Ёж», который написал Евгений Чарушин. По ходу чтения педагог выставляет предметные карточки.

«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал».

  1. Беседа по содержанию:

Почему дети – герои рассказа закатали ежа в шапку?

Почему вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался?

Далее проводится игра «Ёжик, хочешь молока?». Предварительно воспитатель объясняет её содержание: «Я спрошу: ёжик, хочешь молока? А ёжик должен ответить: ффф ». Роль ёжика исполняют 7-8 детей поочерёдно.

5. В заключении воспитатель ещё раз читает рассказ Евгения Чарушина.

6. Итог: «Дети, с каким рассказом мы сегодня познакомились?».


Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину.

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитной доски.

Основные задачи:

● Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

● Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

● Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, выстраивание плана рассказа по картинкам; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), дом, блюдце с молоком.

Предварительная работа:

● Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.

● Изучение лексической темы «Дикие животные».

● Рисование, ручной труд по теме «Еж».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Ход занятия

Ребята посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

У нас с вами сегодня будет не обычное занятие, мы с вами отправимся в лес. А какое сейчас время года, а кокой месяц? А как мы с вами можем добраться до леса? (машиной, поездом, и т. д.) . Так давайте будем добираться кто на чем хочет. (Музыкальное сопровождение.)

Приезжаем в лес и находим конверт с заданием от ежа. Дети я нашла под деревом письмо, а от кого оно мы узнаем отгадав загадку

1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно - логического мышления.

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж) правильно от ежа.

Давайте скорей читать письмо, что же еж нам пишет. Дорогие ребята меня из леса забрали ребятишки, помогите мне попасть домой в лес. Я очень хочу домой. Как только вы про меня составите рассказ с хорошим окончанием для меня я сразу вернусь в лес. Спасибо ребята я буду очень ждать.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание (рисунок или игрушка).

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)

Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на

магнитной доске.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

● Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)

● Кого они нашли? (Они нашли ежа)

● Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)

● Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)

● Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)

● Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

● Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

5. Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдем (Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

И братишке отнесем. (Шагают друг за другом в обратную сторону.)

6. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.

● Как надо говорить правильно?

● Дети нашли (кого?) …(ежа)

● Подошли (к кому?)…(к ежу)

● Напоили его (чем?)… (молоком)

● Ежик напился (чего?)… (молока)

● Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

8. Составление картинного плана содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.

Посмотрите на эти необычные картинки. Давайте их рассмотрим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает картинки по порядку на могнитной доск.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой на картинки. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Расскажите историю про ежа. Картинки вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком. Ежик появляется и благодарит детей и дарит им свои портеты.

Что мы сегодня с вами делали? Чем занимались? Чему вы сегодня научились? Что запомнили? (ответы детей)

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!