Пастернак февраль достать чернил анализ. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

1 вариант

Стихотворение Б.Л.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..» посвящено природе.

М.Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вздохнул, втянул ее всю… и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

В этом стихотворении поэт передает ту тонкую грань, когда зимний месяц февраль начинает уступать место весне. Но лирический герой, видимо, больше любит зиму, от того и получились строки;

Февраль. Достать чернил и плакать!..

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Но все же первое весеннее чувство, которое просыпается еще в феврале берет верх и потому хочется:

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

В этом стихотворении все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого движения, и мы сами, того не подозревая, становимся участниками, свидетелями этого сказочного действия.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени (сорвутся, обрушат).

Это стихотворение очень эмоционально, последние его строки – это уже гимн весне:

Под ней проталины чернеют

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Весна – символ обновления, поэтому весной и стихи «слагаются навзрыд».

В стихотворении используются интересные метафоры, эпитеты и сравнения: «грохочущая слякоть», «как обугленные груши», «ливень еще шумней чернил и слез», «обрушат сухую грусть на дно очей», что, несомненно, придает стихотворению яркую индивидуальность.

Эмоциональность, чувства лирического героя отражает также и звуковая организация стиха.

2 вариант

В стихах Б.Л. Пастернака всегда завораживает его особое отношение к миру, его умение во всякой картине увидеть красоту и передать это неуследимое чувство любования жизнью. Ахматова замечала, что Пастернак описывает мир до шестого дня творения, когда в нем еще нет человека, а есть только природа. Цветаева также писала поэту: «Вы не человек… а явление природы… Бог по ошибке создал Вас человеком…». Глубокие человеческие переживания Пастернак передавал через проникновенные пейзажные зарисовки, восхищаясь чудом мирозданья и ощущая себя его частью. Поэтому каждое из стихотворений мастера мы воспринимаем как развитие одной общей темы – темы красоты мира, «сгущение некоей «энергии», развертываемой в любой точке времени и пространства» (Л. Аннинский).

Пастернак часто в стихах приурочивал пейзаж к определенному моменту –времени года или времени суток, будто обозначая реальность происходящего. Так и в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» лирический герой словно останавливает для себя мгновения исхода зимы, он остро чувствует перемену сезона, надлом, происходящий в природе. Все это пронзительно отзывается в душе поэта и стихи его слагаются «навзрыд». Определение «навзрыд» повторяется дважды – в первой и последней строфах, определяя общую тональность произведения. Однако четкие временные рамки подчеркивают конечность любого явления. Анализируемое стихотворение перекликается со стихотворением «Зимняя ночь», где последняя строфа («Мело весь месяц в феврале, / И то и дело / Свеча горела на столе, / Свеча горела») повторяет первую, но в нее вводится упоминание месяца, как будто ориентируя читателя на то, что зимняя буря не бесконечна, ей на смену придет иное состояние природы.

Поэт буквально упивается предметностью мира, поэтическая реальность собирается у него из мелких и конкретных деталей: «достать пролетку», «шесть гривен» извозчику. Образные ряды Пастернака помогают впустить в природу будничность и простоту из повседневной жизни. Но с конкретностью парадоксально соседствует хаотичность бытия, где все неуследимо: «…Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит». Стихия воспринимается лирическим героем не как что-то таинственное и вечное в своей неизбежности (это было свойственно поэзии Блока), а, скорее, как игра, забава:

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Молниеносная смена впечатлений рождает у поэта совершенно неожиданные ассоциации и образы:

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Сравнение грачей с обугленными грушами вносит своеобразный хаос в описание февральского ненастья, придает стихотворению эмоциональную непосредственность. Мы удивляемся свежести восприятия поэтом пейзажа. Природа у него не просто одушевлена, в ней узнаются живые черты то озорницы и проказницы, то человека с «сухой грустью» в душе. Интересно, что Пастернак почти никогда не придает неодушевленным предметам облик живых существ, но в его поэзии очеловечены действия, «повадки» природы (например, «ветер криками изрыт»). В словосочетании «грохочущая слякоть» эпитет, присвоенный заурядному природному явлению, выражает хлещущую через край энергию, которую поэт умел почувствовать в окружающей жизни.

Действительность в глазах Пастернака полна беспорядка, и описание внешнего мира помогает разобраться в душевной сумятице. Шум за окном, где «грохочущая слякоть / Весною черною горит», где «с деревьев тысячи грачей / Сорвутся в лужи и обрушат…», где «ветер криками изрыт», перекликается с рыданиями души лирического героя. Аллитерация [р] сближает голос природы с голосом поэта, слагающего «стихи навзрыд». Но рядом с плачем звучит благовест, «клик колес», «ливень еще шумней чернил и слез». И звук [л] рождает в нас ощущение благости, умиротворения.

Такая противоречивость мировосприятия вообще была свойственна Пастернаку. Отсюда неслучайность в его поэзии приема антитезы. Например, образ «сухой грусти», обрушивающейся «на дно очей», предполагает рождение у нас ассоциации с глазами, влажными от слез. В строках «И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» противопоставляются на понятийном уровне случайность и уверенность, плавность и надрывность, а на звуковом – резкий, грубый [р] с мягким, плавным [л]. Синтез зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных ощущений сближает творчество Пастернака с поэзией А.А. Фета, они придают стихотворению страстность, неистовость, трепетность.

Кроме предметного и звукового параллелизма, мы видим, как соотносятся цветовые образы черной весны, обугленных груш, чернеющихся проталин и образ чернил, которыми выплаканы строки стихов. Здесь, вместо противопоставления, поэт ищет гармонию между велениями своего сердца и настроениями природы. Мифологический мотив дождя, традиционный в лирике Пастернака, а в этом стихотворении сочетающийся с мотивом плача, призван ознаменовать соединение земли и неба, тела и души. Опорой для поэта всегда являются стихи, и последняя строфа стихотворения становится итоговой в развитии мысли о месте человека в мире природы, его чувств, переживаний, которые с наибольшей полнотой могут быть выражены только в творчестве. Излюбленная метафора Пастернака: стих – губка: реальность впитывается, а потом выжимается на бумагу. И читатель вслед за поэтом учится смотреть на мир широко распахнутыми глазами, пленяясь его разнообразием и дивясь его богатству.

Стихотворение Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» создано в 1912 году и входит в сборник «Поверх барьеров».

Это необычное творение состоит из шести строф, написанных катреном. Автор использует перекрестную рифмовку, женскую рифму чередует с мужской, что придаёт произведению особую твердость и упругость, но в то же время удивительную мелодичность.

Пастернак обращается к теме природы:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Первые три четверостишия- мысленное путешествие в грядущую весну. Сначала медленное, затем всё быстрее:

Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

Обратим внимание на то, каким размером написано это творение. Безусловно, перед нами энергичный и упругий ямб. Именно он даёт нам ощущение неотвратимого движения времени, стремительности, бодрости. Б.Пастернак чувствует сам и помогает осознать своим читателям красоту мира и радость бытия.

Именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. И он обращается к природе, её стихии:

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Вслушайтесь в поэтические строки Б.Пастернака. Они удивительно музыкальны! С помощью повторяющихся сонорных «р», «л»передаётся движение самой жизни, стремление поэта, «плачущего» от напряжения и выкрикивающего свои открытия. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передаёт образ, созданный в третьей строфе. Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность:

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Поражает яркость и выразительность поэтических строк! Автор использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты («грохочущая слякоть», «весною чёрною», «обугленные груши», «сухую грусть»), олицетворения («обрушат сухую грусть на дно очей», «пока грохочущая слякоть весною чёрною горит»), сравнения («как обугленные груши»), с помощью которых стихотворения становятся своеобразным гимном весне.

В своём стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» Б.Пастернак обращается к теме природы и говорит о месте человека в окружающем мире. У поэта всё сливается в единое целое, создаётся иллюзия движения, и мы сами становимся участниками, свидетелями этого сказочного действия.

Поэтический талант Б. Пастернака признавали и его соратники по литературному творчеству. Например, Марина Цветаева относила его к чистым лирикам, говоря, что его произведениям характерна проницательность и неусыпное ощущение «судьбы, то есть себя».

Что же становится объектом вдохновения для Пастернака? Что наделяет его стихотворения силой?

Ответ на эти вопросы один - это природа.

«Его грудь заполнена природой до предела,

Писала о Пастернаке Марина Цветаева. -

Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым вздохом вдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Лирика, особенно раннего периода творчества, отмечается восхищением перед природой. Даже не восхищением, а преклонением перед ее силой, мощью и красотой. Каждое его стихотворение - это внутренний монолог поэта, наполненным слезами восторга и внутренним трепетом.

Февраль. Достань чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

В стихотворении «Февраль. Достань чернил и плакать!», написанном в 1912 году, Пастернак передает свое отношение к концу зимы, когда еще чуть-чуть и улицы станут черными от грязи, это проявляется в переживаниях лирического героя.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Человек, привыкший к благовесту, клику колес, наблюдая необычную красоту природы, может расплакаться, потому что слезы иногда выражают восторг и внутренний трепет.

Природа рождает вдохновение, а вдохновение - стихи. Если не будет природы, не будет и стихов, которые бьют прямо в сердце.

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Стихотворения Б. Пастернака отличаются мелодичностью, образностью, чему способствует перекрестная рифма и двусложный размер стиха - ямб.

Февраль. Достать чернил и плакать!

— / — / — / — / —

Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Уже с первой строки мы можем прочувствовать отношение автора к природе: он влюблен и восхищен так, что хочет от этого плакать. Это душевное состояние передается при помощи восклицательного предложения.

Подчеркнуть выражения, которые придают стихотворению наибольшую точность, выразительность, помогает инверсия: обрушат грусть, слагают стихи. Синтетический параллелизм усиливает значимость фразы «чрез благовест, чрез клик колес».

Усилить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автору помогают изобразительно-выразительные средства языка - тропы. Эпитеты: грохочущая слякоть, черная весна, ливень шумный - подчеркивают состояние природы, когда вот-вот начнется весна и станут цвести цветы. За счет употребления олицетворения: слякоть горит - автор создает яркую картину происходящего. Чтобы показать, как необычна природа в предвесенний период, Б. Пастернак использует сравнение: грачи, как обугленные груши.

Мне кажется, что творчество Бориса Пастернака оказалось близким и понятным читателям, потому что в его поэзии отразилось время. Даже в стихотворениях, принадлежащих к жанру пейзажной лирики, мы невольно ощущаем те годы, в которые жил и творил поэт. К творчеству Пастернака без всякого сомнения можно отнести слова А. Пушкина: в его произведениях «отразился век, и современный человек изображен довольно верно».

Отражён практический опыт использования некоторых элементов структурного анализа художественного текста.

Наша работа должна заключаться не в том, чтобы, отправляясь от форм, распознавать, освещать и формулировать содержание (для этого никакой структурный метод не нужен), а в том, чтобы, напротив, рассеивать, раздвигать, приводить в движение первоначально данное содержание под действием науки о формах. Р.Барт

Литературоведческий анализ, которым мы пользуемся в школьной практике, обычно отталкивается от темы, идеи и завершается детальной характеристикой речевых единиц. Как бы его ни определяли – «целостный», «комплексный», анализ производится по принципу «от общего – к частному».

Мы рассмотрим другой подход к работе с текстом, когда из анализа отдельных элементов художественного произведения «постепенно складывается <…> целостный его образ». У истоков этого метода стояли такие исследователи, как А.-Ж. Греймас – эмигрант из России, основатель Парижской школы семиотики; члены ОПОЯЗ, представители «формальной школы» (Р.О. Якобсон, В.Б. Шкловский, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум), В.Я. Пропп, Ю.М. Лотман и школа Тартуского университета, в киноискусстве – С.М. Эйзенштейн.

Знакомство с работами по данной теме позволяет сформулировать некоторые тезисы:

  • Не существует единой методики структурного анализа текста, но соблюдается принцип многоуровнего подхода;
  • Структурный анализ осуществляется по принципу «от конкретного – к абстрактному» (от определения конкретных функций – к построению модели текста, выявлению универсальных кодов);
  • Структурный анализ нацелен не на истинный смысл текста, а на его множественность…

В качестве объекта исследования рассмотрим стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..» – произведение, которое, на наш взгляд, ярко иллюстрирует «монтажное мышление» автора.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

В своей работе мы будем использовать подход, представленный авторами «Словаря семиотики» .

Итак, начнём с анализа лексики, определяющей явления внешнего мира, т.е. того, что лежит на поверхности и измеряется «пятью чувствами». Выявляя семантические поля, мы обозначим место, время, явления реального мира, состояние природы и лирического героя.

Смежные явления

Место

туда, где…

[здесь]

под ней

с деревьев

в лужи

на дно очей

Время

февраль

пока <… > весною <…> горит

Действия, состояние

достать

плакать

писать навзрыд

слякоть горит

достать пролётку

перенестись

сорвутся

обрушат

чернеют

криками изрыт

слагаются

Объекты (реальные предметы, явления)

чернила

пролётка

шесть гривен

грохочущая слякоть

благовест

клик колёс

слёзы

тысячи грачей

*сухая грусть

проталины

ветер

стихи

Среди выявленных лексем интересно положение метафоры сухая грусть . Что это – состояние лирического героя или образ «предметного» мира? Выбор семантической группы, на наш взгляд, определяет следующая строка («Под ней проталины чернеют…»); значит, обрушить «сухую грусть на дно очей» – снести сухую листву как символ отжившего.

Указанные смысловые единицы существуют не сами по себе – они взаимосвязаны. По мысли Юрия Лотмана, «реальность текста создается системой отношений, тем, что имеет значимые антитезы…» .

Проследим в смежных явлениях и между ними оппозиции (т.е. противоположные по смыслу единицы речи).

Оппозиции

1) Туда, где…:

- внешний мир;

- творческое волнение.

2) Под ней, на дно, в лужу.

3) Весною чёрною, как обугленные груши, сухая грусть, чернеют – омертвение.

4) Благовест – гармония звука.

1) [Здесь]:

– дом, замкнутое пространство;

- состояние покоя.

2) С деревьев обрушат.

3) Плакать, чернила, слякоть, ливень, слёзы, лужи – животворящее начало.

4) Клик колёс, криками изрыт – неблагозвучность.

Наблюдение за возникающими смыслами позволяет нам увидеть, «какие темы в тексте будут наиболее значимыми» . Автор изображает переходное состояние в природе, пробуждение жизни и творческой энергии, передаёт сложный момент рождения стихов.

Анализ грамматического строятекста помогает проследить «динамический процесс возникновения и становления образа» . Первое, что обращает на себя внимание, - это ряды односоставных предложений (их пять в первых двух катренах: одно назывное и четыре безличных). Безличность сказуемых (достать, плакать…), с одной стороны, создаёт отстранённый план, а с другой, передаёт состояние субъекта через его соприкосновение с действительностью. Парцелляция (в трёх моментах) «разрывает» стремительное нарастание темпа, делая его неровным, прерывистым. Придаточные времени и места («пока грохочущая слякоть…», «где ливень…», «где, как обугленные груши…»), ряды однородных членов замедляют движение. На семантическом уровне мы видим эмоционально окрашенное стремление героя «туда, где…» через необходимое преодоление препятствий.

Стихотворение начинается с точного (почти дневникового) указания на время (номинативная роль подлежащего). При этом прямое значение слова «февраль» размывает рамки конкретности, так как это переходное состояние в природе. Придаточное времени («пока грохочущая слякоть весною чёрною горит») подтверждает пограничное состояние природы.

При чтении стихотворения создаётся ощущение, что всё происходит в настоящем, причём очень динамично. По мысли Ю. Лотмана, именно грамматические категории «в значительной степени создают модель поэтического видения мира, структуру субъектно-объектных отношений» . Какими же грамматическими формами выражено время? Сгруппируем глаголы по смежности форм.

  • Достать (вынуть), плакать, писать, достать (найти), перенестись – форма инфинитива совершенного и несовершенного видов;
  • Горит, чернеют, слагаются – форма настоящего времени несовершенного вида;
  • Сорвутся, обрушат – будущее время совершенного вида;
  • Изрыт (краткое причастие прошедшего времени).

Формы инфинитива создают обобщённый план, как будто не относящийся напрямую к субъекту. При этом глаголы совершенного вида называют конкретное, завершённое действие-связку, а глаголы несовершенного вида – творческий процесс, состояние. Наряду с прямым указанием на явления, которые продолжаются перед глазами лирического героя (2), создаётся вторая реальность (сорвутся, обрушат ), передающая его мечту, ожидание. По динамике чувств этот момент (две последние строки третьей строфы) является кульминацией происходящего в природе. Здесь возникает ещё одна оппозиция – время (февраль) // мгновение (сорвутся, обрушат ). Гипербола «тысячи грачей» усиливает звучание последнего аккорда.

Стихотворение пронизано словами одной тематической группы (об одном и том же разными словами): «плакать», «навзрыд», «слёз»; «чернил», «весною чёрною», «шумней чернил», «обугленные груши», «чернеют» – что позволяет говорить о сквозных мотивах. Употребление глагола «достать» в разных значениях («достать чернил» – вынуть и «достать пролётку» – найти) создаёт каламбурный эффект. Сочетания «писать … навзрыд» (первая строфа) и «слагаются стихи навзрыд» (заключительные строки) закольцовывают композицию стихотворения. Проведённый анализ доказывает, что «язык художественного текста в своей сущности является определенной художественной моделью мира и в этом смысле всей своей структурой принадлежит «содержанию» - несет информацию» .

Как проявляет себя лирический герой? Внутреннее творческое начало, вырвавшееся во вне, сливается с состоянием природы, где также всё сдвинулось; на смену отжившему приходят новые явления, рождаются стихи.

Схематически распределение функций можно выразить следующим образом:

Тематический уровень предполагает абстрагирование и обобщение основных противоречий текста. Воспользуемся семиотическим квадратом, отражающим противопоставление вечных категорий, лежащих в основе искусства .

По мысли Ю. Лотмана, «при всей важности каждого из выделяемых в художественном тексте уровней для построения целостной структуры произведения основной единицей словесного художественного построения остается слово» . Используя некоторые элементы структурного анализа, мы могли убедиться, что все речевые единицы стихотворения Б.Л. Пастернака служат созданию единой картины, передающей пробуждение творческих сил лирического героя.

Произведение искусства не может существовать вне культурно-исторического контекста, и поэтому выявление «универсальных кодов» может стать следующим этапом анализа . Так, одно из противоречий, обозначенное нами ранее, является точным выражением принципа импрессионизма: «И чем случайней, тем вернее…». Сопоставление состояния природы и лирического героя восходит к народной лирической песне и определяется как приём психологического параллелизма.

Выполненная нами работа не может считаться завершённой уже в силу того, что использованы только некоторые уровни анализа структурных единиц текста. Ценность данного подхода как раз и состоит в том, что позволяет «рассеивать, раздвигать, приводить в движение первоначально данное содержание» . Мой опыт показал, что элементы структурного анализа активизируют и развивают мыслительную деятельность учащихся, способствуют более глубокому погружению в художественное произведение.

Литература

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: С чего начать? [Электронный ресурс]: http://philology.ru/literature1/barthes-94g.htm
  2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Структурализм как деятельность. [Электронный ресурс]: http://allrefrs.ru/3-3174.html
  3. Лотман Ю.М Структура художественного текста [Электронный ресурс]: https://adview.ru/wp-content/uploads/2015/09/Yu_M_Lotman_Struktura_Teksta.pdf
  4. Мартин Б., Рингхэм Ф. Словарь семиотики: пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 256 с.
  5. Пастернак Б.Л. Стихотворения. М.: «Детская литература», 1982. 175 с.
  6. Эйзенштейн С. Монтаж [Электронный ресурс]:

1. Особенности лирики Б. Пастернака.
2. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать...».
3. Тема поэта и поэзии в стихотворении.

Начав творческий путь с ориентации на символистов, Борис Леонидович Пастернак испытал и влияние футуризма, особенно в синтаксисе. Он был подготовлен профессионально как музыкант, как художник и философ. Это не могло не сказаться на его творчестве, оригинальном в своей форме и содержании. В контексте всей русской литературы Пастернак был необычным явлением: посвятив себя поэзии, он боготворил ее. Поэт приписывал творчеству способность вознести человека над прозой жизни. Уловить каждое мгновение движущегося мира, постичь единство мира человека и мира природы и передать это в стихах вот цель, которую ставил в своем творчестве поэт Борис Пастернак. Он, вливая экспрессионизм в классическую поэтику, мог передать каждую ноту настроения или состояния человека изображением природы.

Ранние стихотворения, к которым принадлежит и знаменитое «Февраль. Достать чернил и плакать...» (1912) из сборника «Начальная пора», показывают нам главные особенности пастернаковской лирики. Это особое восприятие мира, в котором один предмет легко приобретает свойства другого, а чувства могут быть переданы с помощью ассоциаций, метафор, эмоциональности поэта. В 1913 году «Февраль. Достать чернил и плакать...» публикуют в коллективном сборнике «Лирика». Оно стало первым напечатанным стихотворением Бориса Пастернака. Позже автор изменяет его, предложив новую редакцию в «Избранном» 1945 года, но потом, одиннадцать лет спустя, снова изменяет, возвращаясь к первой редакции. Стихотворение начинается очень эмоционально:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

С первых же строчек видно угнетенное, тоскливое состояние лирического героя, который, в сущности, являлся прямым олицетворением самого поэта, переживающего мучительное рождение стихов. Ведь он собирается не просто писать стихи, а «плакать навзрыд», называет дождь «грохочущей слякотью», которая тревожит его душу, а весну черной. Казалось бы, какой дождь может быть в феврале? Но мы должны помнить о том, что природа для поэта не фон для изображения переживаний, Пастернак всегда рисует не просто картину природы, а состояние души. Состояние природы раскрывает состояние самого героя очень полно и ярко. Пастернак всегда точно указывает в стихах даже время года, ведь природа, автор и герой гармонично составляют для него единое целое, проникая друг в друга. Если в стихотворении февраль, значит, февраль прежде всего в душе поэта. Вслед за этим мы читаем о мечте автора о будущей весне. Именно ее приближение пробуждает поэта к творчеству. Единственное, чего он желает в таком состоянии Это чтобы ливень смог заглушить его слезы.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт...

Это стихотворение максимально насыщено образами. Путешествие через время к весне говорит нам о том, с каким нетерпением герой ждет ее. Неожиданная ассоциация, когда грачей на ветках поэт сравнивает с обугленными грушами, еще больше помогает нам понять его безысходное, гнетущее настроение.

Стихотворения, рожденные в подобном порыве разочарования, не предназначенном для творчества, особенно пронзительны. Поэт, затрагивая актуальную для него тему творчества, поэта и поэзии, пишет о том, что он переживает, о чем «плачет» чернилами. И поразительно, что из такой грусти и уныния возникает вдохновение, и пишутся неповторимые стихи. В финале заметно какое-то успокоение.

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Это утверждение о важной случайности стихов можно понять как желание Пастернака писать по вдохновению, утверждение обязательной свободы творчества. Но безысходность и тоска присутствуют здесь отчасти потому, что поэт досадует на ограничение этой свободы. Строки вдохновения, настоящие стихи, рождаются случайно, в одно мгновение, и этому они обязаны своей красотой и точностью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!