Пастернак родился. Личная жизнь Пастернака. Разрыв с ЛЕФом

Борис Леонидович Пастернак (29 января (10 февраля) 1890, Москва, Российская Империя - 30 мая 1960, Переделкино, Московская область, СССР) - российский поэт и писатель еврейского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Жизнь и творчество

Будущий поэт родился в Москве в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец - художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать - пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Срулевна Кауфман, 1868-1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989).
Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. В 1900 году Райнер Рильке познакомился с семьёй Пастернаков во время второго визита в Москву. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).
В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения - ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки - эпизод, вошедший в книги Пастернака.
В 1900 году Пастернак не был принят в пятую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во вторoй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился Владимир Маяковский. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг. С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.
После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» - Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом - Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 годa Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Б. И. Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь, расположенный неподалеку от поселка Всеволодово-Вильве.
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой, а через неё - с Р.-М. Рильке. В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя - жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.
В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.
На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.
Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию, где знакомится с поэтами Т. Табидзе, П. Яшвили. Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение» - попытка Пастернака влиться в дух того времени. В 1938 гoду во втором браке у Пастернака рождается сын Леонид.
В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу). В январе 1936 гoдa Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину, однако уже к середине 1936 гoдa отношение властей к нему меняется - его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок. К концу 30-х он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942-1943 провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой.
В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства:

На самом деле, наглядное выражение нашей культуры, героев и персонажей в европейской истории - это как-то подражание Иисусу Христу или тесно связано с ним, и Евангелие является основой того, что мы называем сферой литературы и реализма. Пастернак любил много, как поэт, и с детства хорошо знал литургию. Среди его бумаг он держал листовки в складках, где он покрывал проходы литургических текстов, которые он носил с собой. В литургических книгах он подчеркнул красным карандашом слова, выражающие счастливое объявление о Воскресении: «Вот радость всего мира», «Празднование праздников и торжественности торжеств», «Побег и радость, или Сион», поэтому в радости вашего Господа и так далее.

«Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни - тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция - недоразумение и лучше было её не делать», К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!». Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 гoду прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина - привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.

Это не просто следы нормального чтения, но и поиск выразительных форм божественной радости на литургическом языке. Чувство радости похоже на дар благодарности, самый красивый подарок, предоставленный Пастернаком в изобилии. Вот его классическая выразительная формула этого чувства природы: «Я благодарю вас, потому что вы даете больше, чем вы просите». Смена времен года, приход весны для него всегда была вечеринкой, предметом особого энтузиазма и благодарности. Апофеоз этого чувства выражается в поэзии в больнице, где чувство благодарности Богу и миру рождается у больного человека, когда он понимает, что он, скорее всего, умрет.

Нобелевская премия

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов:
…что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа.
Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.
Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.
Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.
Пастернак умер от рака желудка 30 мая 1960 в Переделкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

Господи, как совершенны твои дела, подумал он больной. С какой любовью Пастернак смотрит на этот момент все, что его окружает, панорама окна. Страшные условия скорой помощи и коридора большой переполненной городской больницы описываются с чувством любящего прощания и благодарности. В молитве последнего часа Пастернак выражает глубочайшее чувство своей лирики, похвалу Богу, празднование видимой реальности и чувство участия в творении, то есть ученик от Творца и общение с творением. Творчество - это школа Творца.

Пастернак остро ощущал долг этого ученика всю свою жизнь. И его неутомимая работа как художника, все его плодотворное существование, является верным ответом, перешедшим к этому призыву. Томас Мертон, монах-ловушка, поэт и богослов, познакомился с Пастернаком по переписке после чтения Сальвакондотто и некоторых стихотворений. Д-р Зиваго и короткое сообщение об обмене обогатили первоначальное впечатление экзистенциальными аспектами: Первое, что поразило меня знать, что Пастернак как художник и человек - это религиозный смысл в самом широком смысле этого слова; как в его личности, так и в философии, на которой он основан, как он пишет, испускают христианские элементы, выраженные ему.

После смерти

Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 году от той же болезни, что и муж. Советская власть отказалась предоставить ей пенсию, несмотря на ходатайства многих известных писателей; она похоронена в Переделкине. Cын Леонид Борисович умер в 1976 году в возрасте доктора Живаго.
Евгения Владимировна Пастернак умерла в 1965 году.
В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта - Е. Б. Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.
У Бориса Пастернака 4 внука и десять правнуков.
«Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду режиссёром Дэвидом Лином и в 2002 гoду режиссёром Джакомо Каприотти, в России в 2005 гoду А. Прошкиным.

Было бы принуждением определять Пастернака как борца за христианство, его религиозный профиль шире, шире, загадочен и экзистенциальен, а отпечаток его личности как человека истинного внутреннего вдохновения выражает себя более интенсивно в том, кем он был, не в том, что он сказал. В отличие от христианства Достоевского в своих романах, в том, что касается дыхания д-ра Живаго, Томас Мертон утверждает, что Достоевский отражает темные и беспокойные стороны христианства в эпоху, когда Церковь интегрируется в государство.

Когда Церковь преследуется и подвергается бесчисленным опасностям и бременам, родится светлое апостольское христианство ранних веков. Это христианство Пастернака. Следует также сказать, что важным компонентом христианского видения Пастернака является великая внутренняя свобода, которая отмечает все его работы. Свобода как способ существования, как творческий метод и как религия.

Музеи

Первый государственный музей Бориса Пастернака в России был открыт в 1990 гoду в Чистополе, где он жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941-1943).
Государственный дом-музей Б. Л. Пастернака действует и в Переделкине, в доме, где писатель провёл последние годы жизни. Надгробный памятник поэта в Переделкине в последние два десятилетия подвергался неоднократному осквернению. В Москве, на доме в Лаврушинском переулке, в котором долгое время жил Пастернак, установлена мемориальная доска его памяти.

В Евангелии это знание истины освобождает человека: «Вы узнаете истину, и истина сделает вас свободными, - говорит Христос, - к евреям, которые уверовали в Него». Идея свободы никогда не понималась Пастернаком как освобождение от долга или безразличия, но всегда была связана с понятиями «полной производительности», добра, мужества и «независимости от слабых сторон и иностранных расчетов». Теперь поговорим с Ольгой Седаковой, о которой многие из вас уже знают о чтении его книг и статей. Это был взгляд.

Обычно мы боимся чужих глаз на нас, потому что они глубоко погружаются в нас, потому что они видят наши пределы, наши недостатки. Ну, взгляд святого, взгляд Христа на нас, с другой стороны, является положительным взглядом, потому что Он знает, как видеть в нас этот образ и сходство с Богом, эту красоту, он знает, как мы на самом деле, знает, как сделать мы сталкиваемся с реальностью вещей, как перед присутствием, которое слышит. Теперь послушаем Ольгу Седакову.

Библиография

2005 - в октябре издательство «Слово» выпустило первое в истории писателя полное собрание сочинений в 11 томах общим тиражом 5000 экземпляров. Собрание составлено сыном поэта Е. Б. Пастернаком и его женой Е. В. Пастернак. Вступительную статью к собранию написал Лазарь Флейшман.
Первые два тома собрания вместили в себя стихи, третий - повести, статьи, эссе, четвёртый - роман «Доктор Живаго», пятый - публицистику и драматургию, шестой - стихотворные переводы. Обширная переписка поэта заняла четыре тома (всего 1675 писем). В последнем, одиннадцатом, находятся воспоминания современников о Б. Л. Пастернаке.
Издание сопровождается мультимедийным диском, на котором содержатся записи Бориса Пастернака, читающего свои стихи, его музыка, переводы драматических произведений, не вошедших в основное собрание.
В полное собрание вошли черновые редакции «Доктора Живаго», в том числе фрагменты и варианты, отвергнутые автором, первая редакция перевода «Гамлета», выпущенные отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт», неизвестные катрены из поэмы «Спекторский», переводы из бельгийского поэта Шарля ван Лерберга.
Почтовая карточка СССР с оригинальной маркой, художник Ю. Арцименев, 1990
«Когда разгуляется» - цикл стихотворений Пастернака - полностью издан посмертно в «Избранном» (М., 1961).
«На ранних поездах» - книга стихотворений Пастернака, впервые изданная в 1943 году.

Как это может показаться странным, при рассмотрении романа д-ра Живаго и вообще искусства Пастернака эта тема, центральная по зрелости Пастернака, наименее лечится. Возможно, причина в том, что обычное понятие христианства, теологии, церковного опыта для многих слишком далека от того, с чем мы сталкиваемся в Пастернаке, который говорит об этом на преднамеренно «светском» языке, сознательно «ежедневно», а не формально, церковь. Христианство без «спиритуализма», «преданности», без обычного страха говорить «своими словами» вещей, принадлежащих к другой реальности, без богословских терминов, без каких-либо более традиционных духовных тем, которые по этой причине неузнаваем.

По материалам Википедии

Жизнь и творчество Бориса Леонидовича Пастернака

Биография Бориса Леонидовича Пастернака

Б.Л. Пастернак родился 29 (10.II) января 1890 года в Москве.


Борис Пастернак с братом в детстве

Вы не всегда можете сами написать себе такую ​​музыку. Эта музыка была Божьим словом о жизни, и на ней Лара плакала в церкви. Музыка, которая сопровождает жизнь? Разве это не то, что нам нужно для жизни? Эта «музыка» меняет жизнь по-другому. С проницательными призывами не навязывать «преданности» и не скрываться за заранее установленными формами религиозности, он обратился к своим слушателям самым любимым и влиятельным православным проповедником нашего времени, митрополитом Антонием Сурозским. Те, кто следует за Фруа Джуссани, могут признать в тесной связи между христианскими смыслами в Пастернаке и опытом «истины», которые сделаны в его повседневной жизни аналогией с «религиозным смыслом», на котором говорит Джуссани.

Отец поэта - художник, академик живописи, мать - известная пианистка.

«Больше всего на свете я любил музыку , - вспоминал поэт, - больше всех в ней - Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращенью (из-за границы) я был учеником одного ныне здравствующего композитора (Глиэра). Мне оставалось еще только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно, жизни вне музыки я себе не представлял... »

Но, в частности, меня поразили аналогия между образами Пастернака и тем, что сказано о Святом Духе в Энциклическом Доминиуме и жизнедеятельности, о будущей жизни по этим аналогам. Объявление великого искусства, и Благая весть для него в некотором смысле совпадают. Не случайно д-р Живаго Николай Веденяпин является главным «носителем идей», все под влиянием всех героев романа «Богословие», начиная с его племянника Юрия, и формулируя идеи «нового историзма» и «новой фазы христианства» начинается с того, что «с древних времен этот аспект Евангелия ощущался и выражался лучше всех художников».

Однако от профессии музыканта Пастернак отказался: поступил в 1909 году на историко-философский факультет Московского университета. Тогда же начал писать стихи, по его словам, не придавая этому занятию особого значения и ничего хорошего от стихов не ожидая. Весной 1912 года летний семестр слушал лекции в Марбургском университете известного философа, главы неокантианской школы, профессора Германа Когена. Однако, как и раньше занятия музыкой, вдруг оборвал учебу у Когена, уехав на встречу со своей двоюродной сестрой О. Фрейденберг. Позже Марбург и весь этот период отозвался в известных стихах:

Это связано с конкретным опытом христианского обращения Пастернака, который не представляет драматических перерывов, как это произошло в поздних преобразованиях других художников, таких как Микеланджело, Петрарка, Гоголя и Льва Толстого. «Я возобновил, как прихоть», поэтому Пастернак описывает, что с ним случилось. Из других мы можем сказать, что они как бы пробуждались к покаянию - и, во-первых, к покаянию за их чрезмерное поклонение искусству, которое в новой перспективе казалось им идолопоклонством.

Пастернак вместо этого видит только новую свободу и новое пространство для творчества, простоту которого он всегда искал, о чем он говорит в своих размышлениях о Верлене: «Нелегко поверить, но чтобы не мешать голосу жизни, который разрушается от него». Жизнь - это тот момент, когда Пастернак ограничивается художественным вдохновением и верой. «Новая жизнь» или, как пишет новый персонаж, «жизнь доведена до уровня гения». Таким образом, Пастернак является художником, а не теологом или систематическим философом.

«В тот день всю тебя, от гребенок до ног, как трагик в провинции драму Шекспирову, носил я с собою и знал назубок, шатался по городу и репетировал... »


Борис Пастернак в молодости

Первые шаги в творчестве

Впервые стихи Пастернака появились в печати летом 1913 года в альманахе «Лирика». А в 1914 году вышел первый сборник - «Близнец в тучах». Написаны стихи были на даче родителей близ станции Столбовой.

Но это не значит, что мы можем извиниться перед его «поэтической теологией». Как будто художник не мог просить чего-то, и, в частности, доктринальной точности, моральной ответственности. Они, как соглашается художник, «играют». Выражает свои «настроения» и «впечатления», часто тонкие и случайные; это «вечный ребенок», поэтому иллюстрирует это от ответственности «взрослых» людей! Не указывайте точку отсчета с вашими представлениями о православной доктрине Церкви, не контролируемой частыми религиозными функциями и т.д. и в самом деле, в проходах и прозе Пастернака мы сталкиваемся с утверждениями, которые, казалось бы, прямо подтверждают эти рассеянные взгляды на неповторимую спонтанность художника.

«Под парком вилась небольшая речка, вся в крутых водороинах, - вспоминал поэт. - Над одним из омутов полуоборвалась и продолжала расти в опрокинутом виде большая старая береза. Зеленая путаница ее ветвей представляла висевшую над водой воздушную беседку. В их крепком переплетении можно было расположиться сидя и полулежа. Здесь я обосновал свой рабочий угол. В гуще дерева я в течение двух или трех летних месяцев написал стихотворения своей первой книги. Книга называлась до глупости притязательно «Близнец в тучах», из подражания космологическим мудреностям, какими отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств.

Но они означают что-то еще. «Свободный гений человека» является залогом реальности реальности; без этого факт еще не факт. Художник для Пастернака ни в коем случае не является любительским или второразрядным мыслителем, он не понимает никакой поэтической лицензии на художественные капризы; искусство никоим образом не освобождается от отношений с истиной и совестью. Это как раз наоборот: у Пастернака есть видение истины и жизни, что искусство как особый вид знания - и образ как основной инструмент этой ассимиляции знаний - может выражаться более тесно и с большей точностью всех понятий и систем концепций суть вопроса, сущность жизни и сущность истины. В искусстве человек молчит, он начинает говорить образ.

Писать эти стихи, перемарывать и восстанавливать зачеркнутое было глубокой потребностью и доставляло ни с чем не сравнимое, до слез доводящее удовольствие. Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности. Мне не требовалось громыхать их с эстрады, чтобы от них шарахались люди умственного труда, негодуя: «Какое падение! Какое варварство!» Мне не надо было, чтобы от их скромного изящества мерли мухи и дамы профессорши, после их чтения в кругу шести или семи почитателей, говорили: «Позвольте пожать вашу честную руку».

Таким образом, только изображение может не отставать от прогресса природы. Именно этот пластичный и эластичный путь, дальновидный, чтобы понять вещи, по мнению Пастернака, отвечает сущности жизни и правды. Возможно, потому что жизнь и правда «иррациональны»? Мы не можем не согласиться, как если бы они были неодушевленными объектами. У них есть своя свобода и творческая воля. Мы не можем их иметь. Человек падает в объятия жизни, в объятиях истины, становясь «созданной работой», признавая себя «даром», «работой» Творца.

С самых ранних заметок на письма прошлых лет Пастернак размышляет о сути искусства, и его размышления являются одними из самых глубоких страниц в мировой литературе. И это не эстетика: в искусстве Пастернак видит нечто совершенно необычное в эстетическом подходе, каким бы тонким и парадоксальным оно ни было. В искусстве он видит служение бессмертию, работу по преодолению смерти, «усилия по воскрешению». Искусство всегда и без передышки доминируют две вещи. Он неустанно размышляет о смерти и тем самым создает, неустанно, жизнь.

Я не добивался отчетливой ритмики, плясовой или песенной, от действия которой почти без участия слов, сами собой начинают двигаться ноги и руки. Я ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображал. Впоследствии, ради ненужных сближений меня с Маяковским, находили у меня задатки ораторские и интонационные. Это неправильно. Их у меня не больше, чем у всякого говорящего. Совсем напротив, моя постоянная забота обращена была на содержание, моя постоянная мечта, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красными строками своей черной, бескрасочной печати... »


В 1917 году вышел сборник стихов «Поверх барьеров».

К этому времени из литературной группы поэта Ю. Анисимова Пастернак перешел в «Центрифугу», близкую к футуристам. Некоторое время примыкал к литературному объединению ЛЕФ, но это скорее определялось его дружескими отношениями с В. Маяковским. Когда в 1922 году вышла книга «Сестра моя жизнь», Пастернак получил настоящую известность. Тогда же в альманахе «Наши дни» появилась повесть «Детство Люверс». Один за другим выходили в эти годы сборники его стихов - «Темы и вариации», «Второе рождение», «На ранних поездах», «Когда разгуляется», роман в стихах «Спекторский», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», наконец, вышла еще одна книга прозы «Охранная грамота».

Т.В. Иванова (жена писателя Всеволода Иванова) в своих записках отметила характерную для Пастернака чрезвычайно преувеличенную манеру отвечать на все встречные душевные движения.

«Дело происходило в 1933 году, - вспоминала она. - Мы встретились в гостях у Сергея Буданцева. Тогда мы со Всеволодом только что вернулись из первой нашей совместной заграничной поездки. Всех присутствующих очень интересовали наши рассказы. Но Борис Леонидович, всегда так живо на все откликавшийся, был неузнаваем. Он ничего не видел и никого не слышал, кроме Зинаиды Николаевны (его новой женой). Он глаз с нее не спускал, буквально ловил на лету каждое ее движение, каждое слово. Она была очень хороша собой. Но покоряла даже не столько ее яркая внешность жгучей брюнетки, сколько неподдельная простота и естественность в обращении с людьми...

Когда мы собрались уходить, я услышала, что Вера Васильевна (жена Буданцева) предлагает Зинаиде Николаевне и Борису Леонидовичу остаться у них ночевать. Меня удивило не то, что Вера Васильевна оставляет москвичей, а то, что в буданцевских двух комнатах ни дивана, ни кушетки, вообще нет никакого другого ложа, кроме супружеской двуспальной кровати. Видимо, прочитав удивление в моих глазах, Зинаида Николаевна очень просто сказала:

«А нам с Боренькой ведь все равно, на чьем полу ночевать. У нас сейчас своего угла нет. Так вот и ночуем». Бориса Леонидовича эти слова привели в неистовый восторг, он бросился целовать руки сперва Зинаиде Николаевне, благодаря ее за то, что она такая чудесная, потом Вере Васильевне за то, что она их понимает и оставляет у себя, а под конец и мне, вовлекая и меня тоже в круг своего ликования, за что-то благодаря и меня..

В 1934 году состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. «Он (Пастернак) сидел в президиуме и все время восхищенно улыбался , - вспоминал Эренбург. - Когда пришла делегация метростроевцев, он вскочил - хотел взять у одной из девушек тяжелый инструмент; она рассмеялась, рассмеялся и зал. А Пастернак, выступая, начал объяснять:

«И когда я в безотчетном побуждении хотел снять с плеча работницы Метростроя тяжелый забойный инструмент, названия которого я не знаю, мог ли знать товарищ из президиума, высмеявший мою интеллигентскую чувствительность, что в этот миг она в каком-то мгновенном смысле была сестрой мне и я хотел помочь ей как близкому и давно знакомому человеку... »


Борис Пастернак и Анна Ахматова

В конце тридцатых, когда ожесточенной идеологической проработке подвергся целый ряд советских поэтов и прозаиков, Пастернак почти целиком ушел в переводы. «Личное творчество кончилось». Много сил отдал Пастернак драмам Шекспира («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Король Лир», «Генрих XIV», «Макбет»), грузинским поэтам - Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Работая, он основное время проводил вне Москвы, в дачном поселке Переделкино.

«Борис Леонидович очень любил земляные работы, - вспоминала Иванова. - Он вообще уважал физический труд и для самого себя всегда считал его обязательным. На его дачном участке было знаменитое картофельное поле, которое он регулярно сам обрабатывал. Ритм его жизни был примерно таков: утром работа умственная, творческая. Перед обедом работа на картофельном поле. Потом душ (в саду под открытым небом в специально сделанной для этого фанерной загородке), обед, и опять работа кабинетная. Перед поздним ужином непременная прогулка... »

Переводы

В военные годы продолжал переводить - Гёте, Шелли, Китса, Верлена, Петефи. В августе 1943 года выезжал на фронт в составе бригады, готовившей книгу о битве за Орел. После войны какое-то время Пастернаку казалось, что обстановка в стране начинает меняться к лучшему, однако Постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» сразу и напрочь отмело все его иллюзии, и поэт вернулся к давно задуманному им и даже уже начатому роману. Он издавна считал, что «стихи должны уравновешиваться и идти рядом с большой прозой. Им должна сопутствовать новая, требующая точности и все еще не нашедшая ее мысль, собранное, не легко давшееся поведение, трудная жизнь».


Другими словами, уже в те годы он смотрел на свою прозу не просто как на писательский долг, а как на некий совершенно необходимый поступок, как на некое исполнение высшего духовного замысла. «Поначалу устраивались обсуждения новой прозы и даже споры, - вспоминала Иванова. - Всеволод (Иванов) упрекнул как-то Бориса Леонидовича, что, после своих безупречных стилистически произведений: «Детство Люверс», «Охранная грамота» и других, он позволяет себе теперь небрежение стилем.

На это Борис Леонидович возразил, что он «нарочно пишет почти как Чарская», его интересуют в данном случае не стилистические поиски, а «доходчивость», он хочет, чтобы его проза читалась «взахлеб любым человеком», «даже портнихой, даже судомойкой». Тут, конечно, не без противоречия с действительностью, - замечала Иванова. - Стилистка - стилистикой, но как быть со сложным философским содержанием? Доступно ли оно «любому» читателю?..» Увлечение Пастернака прозой было таким сильным, добавляла Иванова, что он всерьез развивал странную теорию о необходимости издания всех его ранних стихов с построчным их прозаическим разъяснением. Скажем, слева - стихотворение, а справа - прозаическое его переложение.

Осенью 1946 года в редакции журнала «Новый мир» Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской.

«Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать », - признавался Пастернак в письме к Р. Швейцер. Дружба с Ивинской помогла Пастернаку пережить нападки, которым он беспрестанно подвергался с конца сороковых годов. Время от времени нападки становились столь жесткими, что знакомые звонили на квартиру Пастернака специально, чтобы услышать его голос: значит, не арестован. Впрочем, двойственность личной жизни очень мучила поэта.


Издание “Доктор Живаго”

В августе 1949 года он жаловался сестре:

«У меня была одна новая большая привязанность, но так как моя жизнь с Зиной настоящая, мне рано или поздно надо было первою пожертвовать, и, странное дело, пока все было полно терзаний, раздвоения, укорами больной совести и даже ужасами, я легко сносил, и даже мне казалось счастьем все то, что теперь, когда я целиком всею своею совестью безвыходно со своими, наводит на меня безутешное уныние: мое одиночество и хождение по острию ножа в литературе, конечная бесцельность моих писательских усилий, странная двойственность моей судьбы «здесь» и «там» и пр. и пр. Тогда я писал первую книгу романа и переводил «Фауста», среди помех и препятствий, с отсутствующей головой, в вечной смене трагедий с самым беззаботным ликованием, и все мне было трын-трава и казалось, что все мне удается..

К сожалению, личная проблема разрешилась вне воли Пастернака, самым обыкновенным для того времени образом: 6 октября 1949 года Ивинскую арестовали.

«Ее посадили из-за меня , - был уверен поэт, - как самого близкого мне человека, чтобы на мучительных допросах добиться от нее достаточных показаний для моего судебного преследования. Ее геройству и выдержке я обязан своей жизнью и тому, что меня в те годы не трогали..

Правда, Л.К. Чуковская, например, отзывалась об Ивинской гораздо жестче, об этом можно прочесть в ее дневниках...


Нобелевская премия Бориса Пастернака за роман “Доктор Живаго”

На свободу Ивинская вышла только после смерти Сталина, осенью 1953 года. Выразительную сцену о вечере венгерских переводов, состоявшегося в январе 1948 года, оставила в своих дневниках Чуковская.

«В перерыве Пастернак снова подошел к нам. Не к нам - к Ольге Всеволодовне. Он говорил только с нею, смотрел только ей в лицо, но говорил так громко, будто обращался по-прежнему ко всему залу. (Люди в это время - кто стоял, кто сидел, кто уходил покурить. Но оборачивались.) Длился монолог Пастернака. Лицо у него было мученическое. Он произносил слова с такой глубиной искренности, что казался позирующим или нарочито изображающим искренне исповедующегося человека в каком-то спектакле. Я подумала :

«Он сейчас заплачет». Об этом он и заговорил. «Я - человек отвратительный, - сказал он. - Мне на пользу только дурное, а хорошее во вред. Моему организму вредно хорошее. Право, я словно рак, который хорошеет в кипятке. Случается вот что: я читаю и вдруг вижу у всех в глазах, что они понимают меня, что они видят своими глазами все, про что я говорю. И у меня сразу начинает першить в горле от слез... - Он пошевелил пальцами в воздухе, стараясь показать, как першит. - Читать надо с легкостью, как бы шутя, а я так не могу... Мне мешают слезы...» Он вцепился в обе руки Ольги Всеволодовны. Их лица были почти на одном уровне, и страшно было видеть ее раскрашенность рядом с его обнаженностью... »

Осенью 1954 года по Москве распространились слухи о якобы присужденной Пастернаку Нобелевской премии.

«Такие же слухи ходят и здесь , - нервно писал сам Пастернак О.М. Фрейденберг. - Я - последний, кого они достигают, я узнаю о них после всех, из третьих рук. «Бедный Боря , - подумаешь ты, - какое нереальное, жалкое существование, если ему некуда обратиться по тому поводу и негде выяснить истину!»

Но ты не представляешь себе, как натянуты у меня отношения с официальной действительностью и как страшно мне о себе напоминать. При первом движении мне вправе задать вопросы о самых основных моих взглядах, и на свете нет силы, которая заставила бы меня на эти вопросы ответить, как отвечают поголовно все. И это все обостряется и становится страшнее, чем сильнее, счастливее, плодотворнее и здоровее делается в последнее время моя жизнь...

Я скорее опасался, - добавлял он, - как бы эта сплетня не стала правдой, чем этого желал, хотя ведь это присуждение влечет за собой обязательную поездку за получением награды, вылет в широкий мир, обмен мыслями, - но ведь опять-таки не в силах был бы я свершить это путешествие обычной заводной куклою, как это водится, а у меня жизнь своих, недописанный роман, и как бы все это обострилось!.. Вот ведь вавилонское пленение!.. По-видимому, Бог миловал, эта опасность миновала... Я горжусь одним: ни на минуту не изменило это течения часов моей простой, безымянной, никому не ведомой трудовой жизни. Чувство чего-то нависающего, какой-то предопределенной неожиданности не покидает меня, без вреда для меня, то есть не волнуя и не производя во мне опустошительного смятения, но все время поторапливая меня и держа все время начеку... »

«Доктор Живаго» и травля

В мае 1956 года рукопись законченного, наконец, большого романа «Доктор Живаго» была передана поэтом миланскому издателю Дж. Фельтринелли. 1 сентября К.И. Чуковский записал в дневнике:

«Был вчера у Федина. Он сообщил мне под большим секретом, что Пастернак вручил свой роман какому-то итальянцу, который намерен издать его за границей. Конечно, это будет скандал: «Запрещенный большевиками роман Пастернака». Белогвардейцам только этого и нужно. Они могут вырвать из контекста отдельные куски и состряпать «контрреволюционный роман Пастернака» .

С этим романом большие пертурбации: Пастернак дал его в «Литературную Москву». Казакевич, прочтя, сказал: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция - недоразумение и лучше было ее не делать ». Рукопись возвратили.

Он дал ее в «Новый мир», а заодно и написанное им «Предисловие» к сборнику его стихов. Кривицкой склонялся к тому, что «Предисловие» можно напечатать с небольшими купюрами, но когда Симонов прочел роман, он отказался печатать и «Предисловие»:

«Нельзя давать трибуну Пастернаку!» Возник такой план: чтобы прекратить все кривотолки (за границей и здесь) тиснуть роман в 3 тысячах экземпляров и сделать его таким образом недоступным для масс, заявив в то же время: у нас не делают Пастернаку препон..


Однако отдельного издания (даже мизерным тиражом) не последовало, а «Новый мир» от публикации категорически отказался. Письмо об отказе подписали члены редколлегии - Б. Агапов, Б. Лавренев, К. Федин, К. Симонов и А. Кривицкий. Припомнили Пастернаку даже давние стихи его, будто бы характеризующие его отношение к действительности:

«В кашне, ладонью затворясь, сквозь фортку крикну детворе: какое, милые, у нас тысячелетье во дворе?..» Под все усиливающимся внешним давлением, в августе 1957 года Пастернак обратился с письмом к заведующему идеологическим отделом ЦК КПСС Д.А. Поликарпову: «Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при этих мыслях. Может быть, ошибка, что я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если б он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же дается свыше, и, таким образом, дальнейшая его судьба не в моей воле. Вмешиваться в нее я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое ».

15 ноября 1957 года роман «Доктор Живаго» вышел в Италии. Это произвело чрезвычайное впечатление как в СССР, так и за рубежом. В июле 1958 года Пастернак, говоря о романе, признался В.В. Иванову:

«Я давно и долго, еще во время войны, томился благополучно продолжающимися положениями стихотворчества, литературной деятельности и имени, как непрерывным накапливанием промахов и оплошностей, которым хотелось положить разительный и ощущаемый, целиком перекрывающий конец, которые требовали расплаты и удовлетворения, чего-то сразу сокрушающего привычные для тебя мерила, как, например, самоубийства в жизни других или политические судебные приговоры, - тут не обязательно было, чтобы это была трагедия или катастрофа, но было обязательно, чтобы это круто и крепко отменяло все нажитые навыки и начинало собою новое, леденяще и бесповоротно, чтобы это было вторжение воли в судьбу, вмешательство души в то, что как будто обходилось без нее и ее не касалось... Я не говорю, что роман нечто яркое, что он талантлив, что он - удачен. Но это - переворот, это - принятие решения, это было желание начать договаривать все до конца и оценивать жизнь в духе былой безусловности, на ее широчайших основаниях. Если прежде меня привлекали разностопные ямбические размеры, то роман я стал, хотя бы в намерении, писать в размере мировом. И, - о, счастье, - путь назад был раз навсегда отрезан... »

В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Реакция на решение Нобелевского комитета последовала в СССР незамедлительно: уже в октябре поэта исключили из Союза писателей, а Президиум СП пошел еще дальше - потребовал лишить Пастернака советского гражданства.

«Я не знаю, что меня ждет, - писал Пастернак поэтессе Е.А. Благининой, - вероятно, время от времени какие-то друг за другом следующие неожиданности будут в том или ином виде отзываться на мне, но сколько бы их ни было и как бы они ни были тяжелы или даже, может быть, ужасны, они никогда не перевесят радости, которой никакая вынужденная моя двойственность не скроет, что по слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы так привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, художник оказался в моем случае незатертым и нерастоптанным..

«Гордая и независимая позиция, - вспоминал сын поэта, Евгений Борисович, - помогала Пастернаку в течение первой недели выдерживать все оскорбления, угрозы и анафемствования печати. Он беспокоился, нет ли каких-нибудь неприятностей у меня на работе или у Лени (сына) в университете. Мы всячески успокаивали его. От Эренбурга я узнавал и рассказывал отцу о том, какая волна поддержки в его защиту всколыхнулась в эти дни в западной прессе. Но это перестало его интересовать 29 ноября, когда, приехав в Москву и поговорив по телефону с Ивинской, он пошел на телеграф и отправил телеграмму в Стокгольм: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ». Другая телеграмма была послана в ЦК КПСС: «Верните Ивинской работу, я отказался от премии». - «Конец его жизни был омрачен его триумфом », - сумрачно заметил поэт К. Ваншенкин.


Умер Борис Пастернак 30 мая 1960 года в Переделкино.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!