Подбери фразеологизм к иллюстрации.

  • показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов;
  • формировать понятие “устойчивые обороты речи”;
  • развивать интерес к русскому языку, слову;
  • формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
  • продолжить работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
  • Структура урока:

    I. Организационный момент. 1 мин.

    II. Минутка чистописания. 2 мин.

    III. Работа над темой урока. 27 мин.

    1. Вступление в тему. 2 мин.
    2. Работа с текстом. 5 мин.
    3. Запись предложения, работа над ним. 2 мин.
    4. Запись фразеологизмов. Разбор существительных по составу. 3 мин.
    5. Отгадывание фразеологизмов по иллюстрациям. 2 мин.
    6. Отдыхательная пауза “Фразеологический зверинец”. 2 мин.
    7. Устойчивые обороты в стихах. 2 мин.
    8. Из истории появления фразеологизмов. 4 мин.
    9. Фразеологизмы в анаграммах. 5 мин.

    IV. Итог урока. Составление синквейна. 8 мин.

    V. Домашнее задание. 2 мин.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Звенит звонок.
    Урок начать пора.
    Желаем мы друг другу
    Ни пуха ни пера!

    II. Минута чистописания.

    “И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” (А.Ахматова)

    Как вы понимаете эти слова?

    III. Работа над темой урока.

    1. Вступление в тему.

    Чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте слово-анаграмму:

    ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ (Фразеологизмы)

    Посчитайте количество слогов в слове. (6 слогов)

    Запишите тему в тетради.

    Что такое фразеологизм? (Оборот речи)

    Приведите примеры фразеологических оборотов.

    Дети приводят свои примеры.

    А как вы думаете, почему в учебнике русского языка за 3 класс часто встречаются эти устойчивые выражения? (Чтобы обогатить наши знания, лучше познакомиться с нашей историей, показать неразрывную связь языка с историей русского народа)

    Давайте представим, что в нашей речи не было бы таких устойчивых оборотов. Какой была бы тогда наша речь? (Бедной, невыразительной)

    Проблемный вопрос.

    Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?

    Варианты ответов детей.

    Выполнив несколько заданий, мы проверим, правы ли мы были в своих предположениях.

    2. Работа с текстом (работа в парах).

    Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

    Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

    Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.

    Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.

    Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.

    У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

    Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете.

    И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.

    Чтение текста вслух.

    Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку)

    Что означает это выражение? (Обманулись)

    Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (Нет)

    Почему? (Это выражение употребляется в переносном значении, поэтому рисунок не подойдёт )

    Какие выражения, употреблённые в переносном значении, вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.)

    3. Запись предложения с комментированием на доске.

    Мы попались на удочку.

    Подчеркните главные члены, укажите части речи.

    4. Запись фразеологизмов.

  • Развесить уши.
  • Морочить голову.
  • Не в своей тарелке.
  • Разберите по составу существительные в этих выражениях.

    5. Отгадывание устойчивых оборотов по иллюстрациям.

    Через час по чайной ложке (очень медленно ).

    Крокодиловы слёзы (притворные ).

    Делать из мухи слона (делать проблему из мелочи ).

    Медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха ).

    Заговаривать зубы (отвлекать от сути дела ).

    На один зубок (очень мало ).

    Смотреть сквозь розовые очки (иметь наивное представление о жизни ).

    С гулькин нос (очень мало ).

    Бросаться со всех ног (бежать стремглав ).

    6. Отдыхательная пауза. “Фразеологический зверинец”.

    Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

    Голоден, как … (волк ).

    Хитёр, как …(лиса ).

    Труслив, как … (заяц ).

    Надут, как … (индюк ).

    Неповоротлив, как … (медведь ).

    Упрям, как …(осёл ).

    Здоров, как … (бык ).

    Колюч, как … (ёж ).

    7. Устойчивые обороты в стихах.

    Мухи белые летели,
    На дворы, на крыши сели.
    Не сочтете белых мух,
    Что летают словно пух.

    (М. Рыльский)

    За домом, едва
    Пожелтела трава,
    Два брата рубили дрова.
    Один это делал спустя рукава,
    Другой – засучив рукава.

    (В. Викторов)

    Жил-был гусак – большой чудак:
    Он задирался просто так.
    Но вдруг гусак
    Попал впросак –
    Гусак нарвался на собак.

    (С. Баруздин)

    Дети находят фразеологические обороты, объясняют их.

    8. Из истории появления фразеологизмов.

    Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Обучающиеся дают историческую справку к следующим устойчивым оборотам: спустя рукава, засучив рукава, попасть впросак.

    Выражения спустя рукава и засучив рука ва зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигли 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

    Выражение попал впросак возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак . Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – “попал в неудобное положение”.

    9. Фразеологизмы в анаграммах. (Составление фразеологизмов и объяснение их значений в группах.)

    Чтобы разгадать анаграмму, нужно начать с заглавной буквы, которая выделена.

    биораЗть ан сону зарубить на носу

    ведМедь ан оху липунаст медведь на ухо наступил

    жужПрожать вес ишу прожужжать все уши

    сянаГть аз мядву цаймиза гнаться за двумя зайцами

    тятьПуся доп гамино путаться под ногами

    атьДерж зякы аз базуми держать язык за зубами

    IV. Итог урока. Составление синквейна.

    Итак, вернёмся к вопросу: Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?

    (Фразеологические обороты не создаются в момент говорения, а существуют давно устоявшимися в русском языке)

    Например: С этой работой наш друг сел в калошу , то есть попал в неудобное положение.

    В таких оборотах невозможно заменить одно слово другим. Например, сесть в туфель .

    Капля в море, но не капля в океане

    Кот наплакал, но не кошка .

    Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов. Слова в устойчивых выражениях тесно связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке.

    Обучающиеся составляют синквейны. Например:

    Фразеологизм.

    Мудрый, поучительный,

    Выражает, украшает, дополняет.

    Речь яркая и эмоциональная.

    Устойчивое выражение.

    V. Домашнее задание (карточка).

    Выбери одно из предложенных заданий и выполни его.

    1. Запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.
    2. Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.
    3. Зашифруй фразеологические обороты в анаграммах.
    4. Найди историю возникновения фразеологизма.
    5. Составь синквейн.
    6. Придумай игру с использованием фразеологизмов.

    Что такое фразеологизмы

    Фразеологизмом называют устойчивое и неделимое сочетание слов. Его можно заменить синонимом, выразиться каким-нибудь по-другому или же выразиться одним словом. Но только в целом фразеологизм имеет лексическое значение.

    Благодаря фразеологизмам наша речь становиться более яркой, выразительной и эмоциональной.

    Фразеологизм – это такое сочетание слов, которое невозможно перевести дословно, так как при этом теряется весь смысл выражения и его эмоциональная окраска.

    Можно уверенно сказать, что фразеологизмы являются такими крылатыми выражениями, которые не имеют автора.



    Как правило, такие устойчивые словосочетания не всегда являются нормами современной речи и чаще выступают в роли грамматических архаизмов. Таких примеров в русском языке множество. Это и выражение: «бить баклуши», «валять дурака», «повесить нос» и так далее.

    Непонятные для человека фразеологические значения можно найти в соответствующих словарях или справочниках крылатых выражений и слов. Значение часто употребляемых словосочетаний предоставлены в толковых словарях. Их можно легко найти под обозначенным таким значком <>.

    Естественно, что такое крылатое выражение, как «лить крокодильи слезы», вовсе не означает, что крокодил жалостливый, слезливый и постоянно рыдающий. Применяют этот фразеологизм там, где нужно подчеркнуть притворство и неискренность.

    Фразеологизмы воспроизводятся уже в целостном виде и являются одним членом предложения.



    Задание

    А теперь давайте попробуем разобраться, какие из этих выражений и словосочетаний относятся к фразеологизмам:

    1. Заварить кашу;
    2. язык заплетается;
    3. говорить, как прирожденный оратор;
    4. Тихий океан;
    5. как слон в посудной лавке.

    Признаки фразеологизмов

    Во-первых, к фразеологизмам относятся только устойчивые словосочетания, не терпящие замены слов и их перестановки. Например, в выражении «беречь, как зеницу ока», нельзя произвести замену слова «око» на глаз.
    Во-вторых, многие устойчивые словосочетания можно заменить одним словом. В этом случае, например, фразеологизм «бить баклуши» можно выразить одним словом – бездельничать, «взять себя в руки» – значит собраться, «выйти из себя» – разозлиться.
    В-третьих, каждый фразеологизм имеет образно-переносный смысл. Так например, в речи швеи выражение «трещит по швам» получило более широкое его значение, т.е прийти в упадок.

    Типы фразеологизмов

    Фразеологизмы бывают нескольких разновидностей.

    К ним относятся фразеологические: 1. сращения,
    2. единства,
    3. сочетания.

    К первому типу относятся идиомы, которые имеют устойчивый оборот и их невозможно удалить из составляющего выражения, так как при этом теряется смысл предложения. Эти фразеологизмы являются целостно-неделимыми и значения этих выражений определяют по их составным частям. К таким словосочетаниям можно отнести фразеологизм «мутить воду», «точить лясы» и другие.

    Так, например, фразеологизм «после дождичка в четверг», обозначает, что событие может произойти неизвестно когда.

    Ко второму типу относится такой устойчивый оборот, значимость которого можно вынести из выражения составляющих слов, но слова этого оборота при объединении могут приобрести переносный смысл. То есть, это такие неделимые сочетания, понять смысл которых можно лишь благодаря входящим в них словам.

    К третьему типу относятся такие обороты, в которых одно слово является неизменным, а другое можно заменить. К таким словесным сочетаниям можно отнести фразеологизмы, как «светиться счастьем» или «светиться радостью». То есть, это такие объединения слов, где одно слово встречается только в этом выражении, а второе употребляется свободно и при случае может быть изменено.



    Как найти фразеологизм в предложении

    Мы с вами уже узнали основные признаки фразеологизмов и теперь благодаря им, мы легко можем находить эти устойчивые словосочетания в предложениях.

    Вам уже известно, что фразеологизмы состоят из не менее двух слов. Естественно, что фразеологизмом не может быть каждое словосочетание, а лишь образное. Ведь такие словосочетания, как троллейбусное депо или железная дорога, называют предметы и понятия, но фразеологизмами они быть не могут. Также, не каждое необычное сочетание слов является фразеологизмом. Это может быть обычное слово, которое имеет переносный смысл.

    Благодаря тому, что фразеологизм имеет устойчивый состав, то чтобы проверить, относится ли к нему словосочетание, необходимо попробовать произвести замену слов в этом выражении.

    Если вы решите проверить перед вами фразеологизм или обычное словосочетание, то для этого необходимо попробовать заменить одно из слов этого выражения на другое. То есть, если в выражении после замены какого-то слова, получилась полная бессмыслица, то оно относится к фразеологизму.

    Но существуют такие словосочетания, в которых все-таки есть возможность замены некоторых слов. Такие сочетания слов также являются фразеологизмами.

    Ну и последнее, что нужно помнить при поиске этих устойчивых словосочетаний, что фразеологизм не является названием. К этим выражениям не относятся никакие географические названия, ни названия учреждений и т.д.



    Задание

    Прочитайте внимательно предложения и скажите, в каком из них присутствуют фразеологизмы?

    1. Ну что ты молчишь, словно воды в рот набрал?
    2. Твоя история потрясла меня до глубины души.
    3. Лена с Таней сидели на лавочке и оживленно щебетали.
    4. Наконец-то лед тронулся, и Сережа решил задачку.
    5. Коля закинул удочку и поймал крупную рыбу.

    Крылатые выражения, не имеющие автора



    Фразеологизмы со своеобразной изюминкой, прочно вошли в нашу повседневную жизнь и стали восприниматься как естественный элемент нашей речи, идущий еще с глубины веков и созданный народом.

    Эти своеобразные выражения стали украшением нашей речи, добавив в нее образность и народность, которая легко воспринимается нами, но непонятна для иностранных граждан, так как не поддается переводу.

    И хотя фразеологические сочетания имеют какую-то двусмысленность, а некоторые их слова давно устарели, но для нас они все равно понятны, так как эта языковая модель передается из поколения в поколение.

    Употребляя фразеологизмы в своей речи, мы не всегда задумываемся в точном значении каждого слова этого словосочетания, но прекрасно понимаем его смысл.

    Крылатые слова, идиомы или фразеологизмы являются ярко выраженными средствами образной речи. Говоря о фразеологизмах, великий поэт Древней Греции Гомер, подчеркивал, что это крылатые выражения, которые легко срываются из уст говорящего и мгновенно долетают до ушей слушателя.

    Домашнее задание

    1. Прочитайте внимательно предложения и замените слова и выражения в них фразеологизмами, которые бы соответствовали по смыслу:

    Эти два котенка очень похожи друг на друга.
    Виталик был мальчиком легкомысленным и никогда не выполнял свои обещания.
    Дети, идите поиграйте во двор и не мешайте мне убирать.
    Таня сказала маме, что выучила уроки, но при этом сильно покраснела.
    Петя долгое время не признавался, что посещает кружок рисования.

    2. Посмотрите внимательно на проиллюстрированные фразеологизмы и объясните, как вы понимаете их смысл.

    «Устойчивые выражения»

    Цель: сформировать у детей представление об устойчивых выражениях.

    Задачи:

      Иметь представление о фразеологизмах.

      Уметь работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять их значение.

    Планируемые результаты:

      Личностные:

    - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

      Регулятивные:

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

    Применение установленных правил в планировании способа решения задания;

    С амоконтроль и взаимоконтроль результатов выполненного задания.

      Познавательные:

    Находить необходимую информацию в словаре;

    - выполнять задания с использованием рисунков, схем;

    - проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

    Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

      Коммуникативные:

    - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    - задавать вопросы.

    Тип урока – урок введения нового знания.

    Технологии: ИКТ технологии, деятельностный подход, здоровье – сберегающие технологии

    Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

    Этапы урока:

      Самоопределение к деятельности

      Постановка учебной задачи

      Открытие нового знания

      Первичное закрепление

      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

      Включение нового знания в систему знаний и повторение

      Рефлексия деятельности

    Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс, 1часть», карточки с заданиями , рисунки к устойчивым выражениям, мультимедийный проектор , презентация.

    Ход урока

      Самоопределение к деятельности ( Организационный момент.)

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне (1-2 минуты)

    Слайд 1. - Прозвенел звонок на урок. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь им. И пусть хорошее настроение не покидает вас до конца урока. Садитесь.

    Слайд 2. – Ребята, сегодня к нам на урок приехали гости издалека, можно сказать, из-за тридевять земель . Сегодня на уроке у нас так много гостей, что яблоку негде упасть . Надеюсь, что между нами завяжется такая дружба, что водой не раз0льешь . Я волнуюсь, но думаю, что мы все найдём общий язык .

    (На доске поочерёдно появляются данные выражения)

      Постановка учебной задачи.

    Цель: обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание целей урока в виде вопросов, на которые предстоит ответить, определение темы урока. (4-5 минут)

    Слайд 3. – Прочитайте тему нашего урока «Устойчивые выражения». Какие вопросы возникают? (учащиеся устно проговаривают возникшие вопросы)

    Слайд 4 . – Посмотрите, сколько много вопросов у нас возникло. Прочитайте их.

      Что такое устойчивые выражения?

      Как они называются?

      Когда и зачем их употребляют в речи?

      Где можно найти значения устойчивых выражений?

    - Эти вопросы и будут целью нашего сегодняшнего урока. Попробуем найти на них ответы.

      Открытие учащимися нового знания.

    Цель: решение задач (поиск ответов на вопросы), (10 - 15 минут)

    Послушайте историю, которая однажды приключилась с Мишей.

    ( Учитель читает по учебнику, с. 112, авторский текст до слов «Есть такое выражение «Взять себя в руки»»)

    Ребята, что же Миша понял не правильно?

    А что имела в виду Анишит Йокоповна?

    Кто же из них понял это выражение в прямом значении, а кто в переносном?

    А в каком же значении нужно употреблять это выражение? Как вы его понимаете?

    Давайте прочитаем, что ответила Анишит Йокоповна Мише? (Читают со слов «Есть такое выражение «Взять себя в руки»»…)

    - Ребята, а как вы считаете Анишит Йокоповна сама придумала это выражение? (читают подсказку Летучей Мыши, с. 113)

    Вернёмся к с.112, прочитаем устойчивое выражение данное вверху страницы. (Как воды в рот набрать

    - Что оно означает? В каком значении мы им будем пользоваться в прямом или переносном?

    А где мы можем найти это выражение и проверить правильно ли мы его поняли? (в словаре)

    - Посмотрите на знак, каким словарём мы должны воспользоваться? Мы уже пользовались таким словарём? (словарь устойчивых выражений)

    Найдите это выражение в словаре, проверьте, правильно ли мы его поняли? (поиск в словаре, чтение словарной статьи)

    Слайд 4 . - Итак, вернёмся к вопросам и сделаем вывод, что же мы уже узнали об устойчивых выражениях? (отвечают на вопросы)

    На какой вопрос мы не нашли ответа в учебнике? (Как они называются?)

    Найдем ответ на этот вопрос. Разбейтесь на группы по рядам и выполните задание на карточке. Выполнив его правильно, вы найдёте ответ на поставленный вопрос (работают в группах)

      Задание: Отгадайте загадки, а в клеточки впишите только первые буквы отгадок

      Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)

      Она появляется после дождя и семицветная (Радуга)

      Ледяная глыба, которая плавает в море (Айсберг)

      Их у человека 32 (Зуб)

      Главный герой сказки «По щучьему велению» (Емеля)

      Зима, весна, лето (Осень)

      Царь зверей (Лев)

      Что плывёт по небу (Облако)

      В нём 12 месяцев (Год)

      Без неё нельзя пришить пуговицу (Иголка)

      Полосатая лошадь (Зебра)

      Его даёт корова (Молоко)

    Слайд 5. - Как же называются устойчивые выражения в русском языке? (Фразеологизмы)

      Первичное закрепление.

    Цель: проговаривание нового знания (4 – 5 минут)

    Слайд 6. - Вернёмся, к моему приветствию в начале урока. Вы сказали, что оно было необычным. Ч то я использовала в речи? (Фразеологизмы)

    Как вы их понимаете?

    из-за тридевять земель - издалека

    яблоку негде упасть – очень много людей

    водой не разольешь – крепкая дружба

    найти общий язык – понимать друг друга

    Работа по учебнику, с. 113 – 114, Упр. 103, 104 (с.29 упр.23, 26)

    Составьте предложения с данными фразеологизмами.

    Ребята, оказывается, можно даже рисовать весёлые картинки, используя фразеологизмы. (работают в группах у доски, получив задание на карточке)

    1) Выберите фразеологизм для рисунка.

    2) Объясните, что оно обозначает?

    3)Придумайте предложение, используя это устойчивое выражение

    лить крокодильи слёзы

    жить как кошка с собакой

    собачий холод

    Клевать носом

    как белая ворона

    лить крокодильи слёзы

    Ответы групп (взаимооценка)

      Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет (4-5 минут)

    Тема «Устойчивые выражения»

    1. Определите, какое предложение из пары содержит фразеологизм.

    А) За едой малыш прикусил язык и заплакал.

    Б) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык .

    2. Подберите к фразеологизму синоним-значение:

    Точить лясы

    Набить карманы

    Водить за нос

    Гол, как сокол

    Клевать носом

    Баклуши бить

    лентяйничать

    дремать

    обманывать

    болтать

    бедный

    разбогатеть

    Слайд 7. - Проверьте и оцените свою работу.

    задания

    Задание

    Количество баллов

    За каждое правильное предложение - 1 балл

    За каждый правильный синоним-значение – 1 балл

    Отметка:

    Критерии оценивания:

    «5» - 7 баллов

    «4» - 6-5 баллов

    «3» - 4 балла

    «2» - 3 балла и меньше

      Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Слайд 8,9,10,11. - Мы охотно употребляем устойчивые выражения сами того не замечая. Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Попробуйте догадаться, с какой профессией связаны данные фразеологизмы:

      топорная работа;

      без сучка и без задоринки;

      снять стружку;

      разделать под орех. (Столяр)

      на один покрой

      трещать по швам;

      семь раз отмерь, один отрежь;

      шито белыми нитками. (Портной)

      калачом не заманишь;

      заварить кашу;

      толочь воду в ступе;

      попасть как кур в ощип. (Повар)

      подсластить пилюлю;

      как рукой сняло;

      затаить дыхание (Доктор)

    Значит, устойчивые выражения нельзя составить самому, их нужно запоминать и чем больше вы будете знать крылатых выражений, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

    Вот послушайте стихотворения, в которых встречаются крылатые выражения.

    Замолчи, Петрусь,
    Говорят!
    Прикуси язык,
    Говорят!
    Он язык прикусил
    И сильней заголосил.

    Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?

    А теперь найдите крылатые выражения в этих стихах и объясните их значение.

    Оказался молодцом,
    Смог осилить ношу
    Не ударил в грязь лицом
    И не сел в галошу.

    Ежатки-детки хоть куда
    И что же тут дивиться?
    Ведь мама держит их всегда
    В ежовых рукавицах.

    Вешать можно на гвоздь
    Полотенце и трость,
    Лампу, плащ или шапку,
    И веревку и тряпку…
    Но никогда и нигде
    Не вешайте носа в беде.

      Подведение итогов урока (1 – 2 минуты)

    Слайд 12. - Обобщим все, что мы узнали сегодня на уроке. (отвечают на вопросы)

      Рефлексия деятельности

    1. Я переливал из пустого в порожнее.
    2. Я устал и вышел из себя.
    3. Я работал, не покладая рук.
    4. Я устал, но взял себя в руки.
    5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

      Домашнее задание

    Слайд 14 . Т. Упр.24 или 25 С полученными устойчивыми выражениями составить предложения.

    «Короткие фразеологизмы» - Повесить голову. Тянуть кота за хвост. Зарубить на носу. Как две горошины. Статуя Зевса в Олимпии. Маяк в Александрии. Ни пуха ни пера. Мавзолей в Галикарнасе. Ломать голову. Бить баклуши. Фразеологизмы. Водить за нос. Восьмое чудо света. Кричать во всю Ивановскую. Египетские пирамиды. Кот наплакал.

    «Слова-фразеологизмы» - Баклуша. Подбери фразеологизм к иллюстрации. Продолжи предложение. Мама так вкусно готовит. Дополнить фразеологизмы. Замени фразеологизмом. Знакомство с фразеологизмами. Подобрать слова-синонимы к фразеологизмам. Фразеологизмы. Словарный запас. Продолжи.

    «Устойчивые выражения, фразеологизмы» - Очертя голову. Во время оно. Наломать дров. Бабье лето. Быть начеку. Испокон века. Вернуться к своим пенатам. Соловья баснями не кормят. Сыр – бор. Втирать очки. Великое русское слово. Затрапезный вид. Как в воду глядел. В ногах правды нет. Затрапезные сюртуки и халаты. Втирать очки – обманывать. Аника – воин.

    «Фразеологизмы с растениями» - Лук репчатый. Продолжите предложения. Горох. Целебный огород и фразеологизмы. Культурные растения. Перец жгучий. Предложение с фразеологизмами. Репа. Овощи - лекари. Пищевые вещества. Овощи-лекари при простудных заболеваниях. Редька. Проще пареной репы. Значения фразеологических оборотов. Выберите из данных в скобках слов те, которые используются в приведённых фразеологических оборотах.

    «Значение фразеологизмов» - Бить баклуши. Беречь как зеницу ока. Держи карман шире. Фразеологические словари. Четырехлетняя девочка. Разговорные фразеологизмы. Сирота Казанская. Ни зги не видно. Роль фразеологизмов. Затрапезный вид. Крылатые выражения из произведений художественной литературы. Танталовы муки. У чёрта на куличках.

    «Фразеологизмы и их значения» - Источники фразеологизмов. Знать назубок. Фразеологизмы. Лексически неделимое и целостное по значению словосочетание. Зарубить на носу. Филькина грамота. Фразеологизм “Гоголем ходить”. Фразеологизм “Зарубить на носу”. Фразеологизмы на все случаи жизни. Гоголем ходить. Происхождение.

    Всего в теме 21 презентация



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!