Подготовка детей к школе в каникулы. Как подготовить детей к школе после каникул

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

В течение 3-х долгих летних месяцев дети, независимо от того, с кем и где находятся, привыкают к свободному режиму сна и отдыха, когда можно ложиться спать за полночь, отдыхать с самого утра и питаться нормальной пищей исключительно в перерывах между играми. Естественно, начало учебного года становится для детей культурным и физическим шоком: быстро перестроиться не получается ни у кого. Как результат – недосып, головные боли, нежелание ходить в школу и проч.

Чтобы избежать таких перегрузок, готовиться к учебному году следует начинать задолго до 1 сентября. Особенно, если ребенок идет в школу впервые.

Как ребенка подготовить к школе морально – настраиваемся на новый учебный год вместе!

Нужно или не нужно готовить чадо к школе? Вопреки мнению некоторых беспечных родителей, однозначно нужно! Если, конечно, вам важно физическое и моральное здоровье ребенка.

Своевременная подготовка позволит избежать тех популярных проблем, которые преследуют весь сентябрь детишек, сразу шагнувших в школу из вольного безрежимного лета.

  • Устраняем помехи. Не все дети рвутся в школу. Бывает, что для ребенка – это повод вспомнить о проблемах, с которыми он снова столкнется в учебном году (неуверенность в себе, неподтянутая математика, первая безответная любовь и проч.). Все эти вопросы следует решать заранее, чтобы у ребенка не было страхов перед школой.
  • Вешаем веселый календарик с обратным отсчетом – «до 1 сентября – 14 дней». Пусть на каждом листке, который ребенок будет отрывать и складывать в папочку, он пишет о своих достижениях за день – «прочитал рассказ к школе», «начал вставать на час раньше», «сделал зарядку» и проч. Подобный календарик будет незаметно помогать вам настраивать чадо на школьный режим.
  • Создаем настроение. Вспомните, что именно ваш ребенок любит в школе более всего и делайте упор именно на это. Готовьте его к новым достижениям, общению с друзьями, получению новых интересных знаний.
  • Создаем расписание. Летние привычки пора менять. Вместе с ребенком продумайте – какое время оставить на отдых, а какое – на повторение пройденных за прошлый год материалов или на подготовку к новым, какое – на сон, какое – на прогулку и игры, какое – на зарядку (к физической нагрузке тоже нужно готовиться!). Рука наверняка забыла, как писать красивым почерком, а из таблицы умножения в памяти пропали некоторые столбики. Самое время подтянуть все «слабые места».
  • Пустое времяпрепровождение (бесполезные игры на компьютере и дурачества на детской площадке) заменяем полезными семейными прогулками – экскурсиями, походами, посещением зоопарков, театров и проч. После каждой прогулки обязательно делайте вместе с ребенком красивую презентацию (на бумаге или в программе) о проведенном вместе замечательном дне. Выдайте ребенку фотоаппарат – пусть снимает лучшие моменты вашего семейного культурного отдыха.
  • Покупаем школьную форму, обувь и канцелярские принадлежности. Все дети, без исключения, обожают эти моменты подготовки к школе: наконец, появляется новый ранец, новый красивый пенал, забавные ручки и карандаши, модные линейки. Девчонки с удовольствием примеряют новые сарафаны и блузочки, мальчишки – солидные пиджачки и ботиночки. Не отказывайте детям в удовольствии – пусть выбирают себе портфели и канцелярские принадлежности сами. Если к форме в большинстве российских школ отношение весьма строгое, то уж ручки и тетрадки можно выбирать, исходя из собственных пожеланий.
  • Особое внимание к детям, если они идут или в 5-й . Для первоклашек все только начинается, и ожидание учебы может стать слишком волнительным, а для ребят, которые идут в 5-й класс, сложности связаны с появлением в их жизни новых учителей и предметов. Также стоит особо поддержать ребенка, если его перевели в новую школу – в этом случае ему двойне тяжелее, ведь рядом не будет даже старых друзей. Заранее настройте ребенка на позитив – у него все обязательно получится!
  • – пора вспомнить про оздоровление организма, подвижные игры, полезные занятия.
  • Пора начинать читать книги! Если ребенок отказывается читать рассказы, заданные по школьной программе, купите ему . Пусть читает хотя бы по 2-3 страницы в день.
  • Чаще разговаривайте с ребенком о том, чего он хочет от школы, о его страхах, ожиданиях, друзьях и проч . Так вам будет легче «подстелить соломки» и заранее подготовить ребенка к сложной учебной жизни.

Чего делать не нужно:

  1. Запрещать прогулки и встречи с друзьями.
  2. Загонять ребенка за учебники, вопреки его желанию.
  3. Перегружать чадо уроками.
  4. Резко обрывать привычный летний режим и переводить на «строгий» — с ранним пробуждением, учебниками и кружками.

Не переборщите в подготовке к школе! Все-таки учебный год начнется только с 1-го сентября, не лишайте ребенка лета – направляйте его в нужное русло мягко, ненавязчиво, в игровой форме.


Режим дня и питание при подготовке ребенка к учебе после каникул

Ребенок не в состоянии сам себя «подстегнуть» и исправить режим сна и питания. Только родители в ответе за данный момент подготовки.

Но, как показывает жизнь, невозможно удержать в рамках ребенка, у которого начались каникулы. Поэтому возвращать чадо к режиму придется, и сделать это надо с минимальными нагрузками для его психики и организма.

Итак, как вернуть нормальный режим сна к школе?

  • Если ребенок привык ложиться после 12-ти (часа, двух…), не укладывайте его насильно в 8 вечера – это бесполезно. Некоторые родители думают, что идеальный способ – начать рано поднимать чадо. То есть, даже при позднем укладывании – поднимать в 7-8 утра, мол, «перетерпит, а потом само наладится». Не наладится! Такой метод – сильный стресс для детского организма!
  • Идеальный метод. Начинаем постепенно! За 2, а все-таки лучше за 3 недели начинаем каждый вечер укладываться чуть пораньше. Сдвигаем режим назад по чуть-чуть – на полчаса пораньше, на 40 минут, и т.д. Важно с утра тоже поднимать чадо раньше – на те же полчаса, 40 минут, и т.д. Постепенно доведите режим до естественного школьного и удерживайте его любыми способами.
  • Помните, что ребенку в начальной школе просто необходимо хорошо высыпаться. Минимум 9-10 часов сна – это обязательно!
  • Найдите стимул для раннего пробуждения. Например, какие-то особые семейные прогулки, на которые чадо будет вставать рано самостоятельно и даже без будильника.
  • За 4 часа до сна исключайте все, что может его перебить : шумные игры, телевизор и компьютер, тяжелая пища, громкая музыка.
  • Используйте средства, способствующие лучшему засыпанию : проветренная комната с прохладным свежим воздухом, чистое белье, прогулка и теплая ванна перед сном и теплое молоко с медом после нее, сказка на ночь (даже школьники любят мамины сказки), и проч.
  • Не позволяйте ребенку засыпать под ТВ, музыку и при свете . Сон должен быть полноценным и спокойным – в темноте (максимум маленький ночник), без посторонних звуков.

За 4-5 дней до школы режим дня ребенка должен уже полностью соответствовать школьному – с подъемом, зарядкой, чтением книг, прогулкой и проч.

А как быть с режимом питания?

Обычно летом дети кушают только тогда, когда заскакивают домой между играми. Во всяком случае, если никто не загоняет их на обед строго по времени.

Ну и что уж греха таить, все полноценные схемы питания рушатся под натиском быстрой еды, яблок с дерева, клубники с кустов и прочих летних прелестей.

Поэтому режим питания налаживаем одновременно с режимом сна!

  1. Сразу выбирайте такой режим питания, который будет в школе!
  2. К концу августа вводите витаминные комплексы и специальные добавки, которые добавят ребенку выносливости на сентябрь, улучшат память, защитят от простудных заболеваний, которые начинают «сыпаться» по осени на всех детей.
  3. Август – время фруктов! Покупайте их побольше и при возможности заменяйте ими перекусы: арбузы, персики и абрикосы, яблоки – наполняйте витаминами ваш «кладезь знаний»!

Домашние задания на лето и повторение материала – нужно ли на каникулах учиться, готовясь к школе, и как это делать правильно?

Деткам, для которых 1 сентября наступает уже не в первый раз, наверняка задали домашнее задание на летний период – список литературы и др.

Начиная с 1-х чисел последнего летнего месяца, постепенно делайте домашние задания.

  • На уроки уделяйте в день около 30 минут. Час и больше – это слишком много для ребенка на каникулах.
  • Обязательно читайте вслух. Можно делать это вечером, при чтении книги перед сном. Идеальный вариант – чтение по ролям с мамой или папой, это сблизит вас с ребенком и поможет побороть «литературные» страхи перед школой.
  • Если в новом классе у ребенка появляются новые предметы , то ваша задача – подготовить ребенка к ним в общих чертах.
  • Выбирайте одно и то же время для занятий , вырабатывайте у ребенка привычку заниматься – пора вспомнить об усидчивости и терпении.
  • Проводите диктанты – хотя бы маленькие, по 2-3 строчки, чтобы рука вспомнила, каково это – писать ручкой, а не клавиатурой, чтобы вернуть почерку нужный наклон и размер, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы в орфографии и пунктуации.
  • Будет здорово, если вы займетесь с ребенком и иностранным языком. Сегодня существует масса вариантов обучения через игру, которая обязательно понравится ребенку.
  • Если с обучением у ребенка – реальные проблемы, то за месяц до школы озаботьтесь поиском репетитора. Желательно, найти такого учителя, с которым ребенку будет интересно заниматься.
  • Распределяйте нагрузку равномерно! Иначе вы просто отобьете у ребенка охоту к учебе.

Заведите семейную традицию – праздновать этот день в кругу семьи, и дарить школьнику подарки в связи с новым учебным годом.

Любые каникулы рано или поздно кончаются. И каждый раз учеба является для нас настоящим шоком. Но может можно как-то уменьшить такой шок? Чтобы это сделать необходимо, подготовиться к школе после каникул заранее. И сделать это необходимо не только в физическом, но и в психологическом плане. Ведь учеба является в первую очередь стрессом для мозга, а только потом для тела.

Готовим мозг к выходу с каникул

Чтобы вы сразу не испытали серьезные трудности, вам необходимо за некоторое время до выхода с каникул начать тренировать свою память. А именно:

  1. Смотрите научные видео и передачи;
  2. Пытайтесь думать и анализировать факты;
  3. Откройте книги и посмотрите, что вы проходили до каникул;
  4. Попробуйте самостоятельно поизучать новые темы;
  5. Смоделируйте ситуацию, будто вы уже начали учиться.

Причем делать все это необходимо систематически. И тогда вы начнете постепенно «просыпаться после отдыха». Вам будет гораздо легче вернуться в прежний ритм. и вы не будете мучиться от свалившейся на вас нагрузки.

Как подготовить себя к школе после каникул?

Главной проблемой многих учеников является перелом режима дня в учебное время. Поэтому вы должны еще на каникулах больше работать над своим графиком:

  • Просыпайтесь не особо поздно, чтобы в школьное время это не было для вас сложностью;
  • Перед учебой начните чаще гулять, особенно возле школы. Так вы как бы приучите себя к учебе;
  • Начните незадолго до школы есть столько раз в день, сколько вы едите на учебе;
  • Сходите в магазин, купите нужные предметы для занятий.

В общем, вы должны еще до начала учебного процесса жить так, как будто такой процесс уже начался. То есть, ваш отдых не должен быть слишком вальяжным. Тогда перепад между ним и учебой станет минимальным. А это и есть лучшая подготовка.

Немного психологии

Важнее всего, это психологическая подготовка к школе после каникул. В первую очередь, вам стоит понять, что школа — это благо. Поймите, что без нее вы бы работали на работе или делали бы другое, не самое приятное дело.

Не растягивайте в голове каникулы. Вечный отдых — это тоже плохо, он надоедает. Даже если вы хорошо отдыхали, вам стоит потрудиться, а иначе, следующий отдых не будет таким же ярким.

Поставьте заранее точку на каникулах. Не живите ими. Смиритесь с тем, что вы вернулись с дачи, из лагеря, с курорта или ещё откуда-то. Просто сделайте это. Так будет лучше.

Не создавайте в виде школы образ врага. Если там жесткий график, то это еще не значит, что все плохо. И вообще, мыслите позитивно.

В частности, подумайте над тем, что в школе вас ожидают друзья, любимые учителя, секции, веселые перемены, новые знания, жизненный опыт и проч. и проч.

Будьте взрослее

И самое главное — это вести себя, как настоящий взрослый человек. А именно, вам стоит самостоятельно собирать себя в школу, подбирая что именно вам необходимо.

Не капризничайте и не впадайте в несбыточные мечты. Ни один человек не может отдыхать вечно. Все люди заняты чем-то. Вы, например, заняты школой.

Мыслите по-деловому, с серьезным подходом. И тогда вы быстро сможете проснуться от ленивого сна и начать покорять новые высоты.
А так как иного выбора у вас все равно нет, то вы в любом случае это сделаете. Лучше, чтобы это было сделано с удовольствием.

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Как провести последнее лето перед школой будущему первокласснику? Нужно ли специально готовиться к школе или наоборот «оторваться» по-полной? Наши полезные советы!

Страхам нет!

Большинство дошколят хотят в школу. Даже если у них есть старшие братья и сёстры, и они хорошо представляют себе будни школьника. Поэтому задача родителей не отбить это желание.

Что ни в коем случае нельзя делать:

  • Чересчур волноваться самим. Дети прекрасно чувствуют настроение родителей и способны заразиться вашими тревогами.
  • Пугать ребёнка школой, учителями, одноклассниками, нагрузкой.
  • Все каникулы загружать ребёнка учёбой. Вместо того, чтобы часами удерживать будущего первоклассника за столом, заставляя его читать-считать-писать, лучше побольше гуляйте, играйте, наблюдайте за тем, что происходит вокруг. Пусть ребёнок придёт в школу отдохнувшим, с новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
  • Забирать все игрушки или большую их часть, объясняя свои действия тем, что дошколёнок теперь уже совсем большой и скоро станет школьником.

Что можно и нужно делать:

  • Рассказывать об интересных и (главное!) жизнеутверждающих случаях из своей школьной жизни. Вспоминайте своих одноклассников и общие игры, дела и проказы, рассматривайте фотографии из вашего школьного детства, устройте целую пиар-кампанию по формированию положительного и привлекательного образа школы. Но при этом не скрывайте и не замалчивайте реальные трудности, с которыми может столкнуться ребёнок во время учёбы. Иначе может получиться, как в том анекдоте: «Что же вы мне не сказали, что ЭТО теперь на одиннадцать лет?!!» Главное — ничего не преувеличивать и не преуменьшать. Подробно и правдиво отвечайте на вопросы, при этом всем своим видом демонстрируя уверенность и спокойствие.
  • Читать весёлые истории про школьную жизнь.
  • Плавно перестраивать распорядок дня ребёнка под школьный.
  • Учить ребёнка самостоятельности.
  • Вместе выбирать и покупать всё необходимое для учёбы.
  • Объяснять правила поведения в школе (особенно, если ребёнок не посещал детский сад).
  • Играть в школу. Пусть ребёнок побудет и учеником, и учителем. Так он лучше прочувствует и поймёт взаимоотношения, которые выстраиваются между детьми и взрослыми в школе.
  • Гулять около школы, чтобы будущий первоклашка привыкал к территории (если он не ходил в эту школу на подготовительные занятия или не встречал с уроков старших брата или сестру).
  • Устраивать соревнования по сбору портфеля. Ребёнок должен стараться собирать всё необходимое быстро и аккуратно, при этом ничего не забывая на столе и не роняя.
  • На даче можно вырастить цветы для букета, который первоклашка подарит первой учительнице.

Готовимся с удовольствием

Хотя часами просиживать за уроками летом не нужно, тем не менее, кое-какие полезные задания выполнять всё же можно. Они не вызовут у ребёнка отвращения к учёбе, потому что совсем не похожи на уроки, но при этом обязательно помогут ему в будущем, поскольку будут развивать все те качества и умения, которые нужны в школе:

  • Составляйте распорядок дня. Сделать его можно в любой технике, например, в виде коллажа. Пусть будущий школьник вырезает, а потом наклеивает на картон картинки, иллюстрирующие его день (подъём, завтрак, сборы в школу и т. д.). Так он и руку потренирует, и удовольствие от творческого труда получит, и подготовит себе «подсказку» о том, что, как и в каком порядке нужно делать в течение учебного дня. Первого сентября повесьте распорядок на видном месте, дополните его расписанием уроков, и ребёнок будет с удовольствием пользоваться делом своих рук.
  • Собирайте и заготавливайте природные материалы (листья, жёлуди, цветы и т. д.) для будущих поделок, которые дети наверняка будут мастерить в школе. Учите ребёнка правильно сушить и аккуратно хранить собранное.
  • Займитесь составлением гербария. Это, опять же, тренировка мелкой моторики рук и одновременно подготовка к изучению такого предмета как «Окружающий мир».
  • Подготовьте фотоотчёт о каникулах. Пусть ваш дошколёнок попробует себя в качестве фотокорреспондента и снимет всё самое красивое, интересное, необычное, что встретилось ему летом, а после сам приклеит свои работы в альбом, подпишет их, дополнит всё рисунками и аппликациями. Позднее можно будет договориться с учителем о том, чтобы ребёнок выступил перед одноклассниками с рассказом о лете и показал собственноручно сделанный репортаж.
  • Тренируйте руку для письма не в скучных прописях, а выполняя интересные и при этом чрезвычайно полезные для будущих школьников графические диктанты. Они хороши тем, что не только готовят мышцы руки, но и учат ориентироваться на тетрадном листе, закрепляют пространственные представления и тренируют внимательность.

Примеры графических диктантов можно найти в Интернете. Немного потренировавшись, вы легко сможете составлять их сами, выбирая для своего ребёнка те темы, которые ему интересны (например, автомобили или животных). Имейте в виду, что если ребёнок раньше никогда не выполнял графических диктантов, то начинать нужно с самых простых, в которых есть движение только по направлениям вверх-вниз и вправо-влево. Диктанты с движением ещё и по диагонали вводите, только если более простые варианты дошколёнок выполняет быстро и безошибочно.

  • Уделите внимание развитию межполушарных связей. Для этого предложите ребёнку рисовать простейшие рисунки (домики, облака, грибы и т. д.) двумя руками одновременно. Делать это лучше фломастерами или мягкими карандашами.

Низкий старт

Когда до Первого сентября останется меньше месяца, нужно будет обратить внимание ещё на некоторые моменты:

1. Если режим ребёнка пока всё ещё свободный, самое время перестраиваться. Укладывайте без пяти минут первоклашку спать не позднее девяти часов вечера. Если утром он спит долго или встаёт невыспавшимся, передвиньте время отхода ко сну ещё на полчаса.

2. Не забывайте о сложившихся в вашей семье ритуалах отхода ко сну. Да, дошколёнок уже почти школьник, но это не значит, что нужно перестать читать ему на ночь или вести долгие беседы обо всём на свете. Наоборот, ребёнку важно ощущать, что хотя в его жизни многое меняется, остаются в ней вещи, которые по-прежнему незыблемы и важны, как для него, так и для самых близких его людей, родителей.

3. Не привозите ребёнка с отдыха (особенно из другого климата) в последний момент, накануне «дня икс». Лучше, если у него будет несколько дней, чтобы вновь освоиться в родном городе, адаптироваться к другому ритму жизни.

4. Если вы станете придерживаться этих советов, то за лето ребёнок отдохнёт, наберётся сил и только ещё больше укрепится в своём желании пойти учиться. А хороший, правильный настрой — великая вещь.

Каникулы неизбежно подходят к концу. Перестроиться с отдыха на ежедневную учебу сложно, поэтому готовиться желательно несколько заранее. В первую очередь, за некоторое время до первого сентября пора возвращаться к строгому режиму дня. Укладывать детей спать пораньше, все интересные дела планировать на утро, чтобы появлялась мотивация вставать по будильнику. О том, как еще подготовить школьников к грядущему учебному году, рассказывает Я – Родитель.

Заранее составленное расписание недели заново приучит ребенка к четкому распорядку. В расписание хорошо включить не только увеселительные мероприятия, но и домашние занятия по .

Сейчас существует множество учебников по повторению пройденного материала для каждого года обучения. Уделите занятиям всего полчаса в день, поддерживая в ученике уверенность в знаниях. Особое внимание обратите на те предметы, с которыми у вашего ребенка возникали трудности, помогите разобраться, пока на это есть время. Тогда он спокойным и довольным.

Как подготовить первоклассника к школе?

Внезапно подросшие малыши гордо примеряют портфели и школьную форму. После приобретения важно уделить время формированию у детей необходимых в школе навыков.

Развивайте навыки самообслуживания

В первую очередь, первоклашке необходимы навыки самообслуживания. К первому классу ребенку нужно уметь быстро переодеваться, аккуратно есть за столом, вовремя мыть руки, самостоятельно обслуживать себя в туалете, тщательно и быстро собирать портфель. Все эти навыки нужно тренировать в игровой форме.

Поиграйте в «самолет улетает через 15 минут». За это время малыш должен, например, одеться и собрать портфель. Придумайте систему поощрений. За неделю-две до первого сентября повесьте на стене расписание недели и отмечайте звездочками дни, когда ребенок сам проснулся по будильнику, умылся и собрался.

Тренируйте общение с будущим учителем

Ребятам, которые ходят в детский сад, нетрудно переключиться с воспитателя на учителя. Сложнее «несадовским» детям, особенно, если они не посещали занятия по подготовке к школе.

Как научить ребенка выстраивать отношения с учителем?

Поиграйте дома с ребенком в «педагога и ученика», меняйтесь ролями, предлагайте ему разные ситуации на уроке и переменках.

С первых же дней в школе новоиспеченные ученики будут готовить руку к письму. Помогите своему ребенку – развивайте его мелкую моторику.

Для этого существует много игр: конструктор, сборка бус и бисера, перекатывание по столу мелких предметов на скорость, мозаика, лепка из пластилина, штриховка и раскрашивание рисунков. Не каждый ребенок готов заниматься этим в одиночку. Участвуйте в его занятиях, показывайте пример.

Мотивируйте ребенка читать

Сходите с ребенком в библиотеку. В них теперь часто проводятся интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.

Уделяйте время отдыху с ребенком

Одна из главных задач школьников на каникулах – отдохнуть и выспаться. Внимательно следите за временем отхода ко сну и постепенно переводите детей на утренние подъемы пораньше. Ловите солнечные деньки, устраивайте долгие прогулки пешком и на велосипедах, плавайте в пока еще теплых водоемах.

Как подготовить к школе старшеклассника?

Для детей 15-16 лет постепенно начинается подготовка к вузу. Кроме этого, дети еще могут переживать подростковый возраст, и им требуется дополнительное внимание взрослых.

Вместе продумайте план профориентации

Продумайте план профориентации, запишитесь на курсы при институте, внимательно присмотритесь к психологическому состоянию подростка. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учебы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения .

Обсуждайте со старшеклассником события с позиции равноправия

Обсуждайте со старшеклассником события в мире, выслушивайте его точку зрения на политику, экономику, литературу, музыку. Посмотрите вместе исторические или научно-популярные фильмы, а затем обсудите. На даче по вечерам изучайте с подросшими детьми звездное небо, рассказывайте о созвездиях, фантазируйте. Возможно, ваш ребенок уже знает что-то лучше вас, ему будет приятно удивить вас своей эрудицией.

Предложите ребенку начать вести дневник

Предложите подростку вести дневник. Осмысление личных достижений и поражений, ежедневное записывание событий поможет развить навык формулирования своих мыслей в тексты, а тексты – в цели и задачи.

Учите подростка планировать расходы

Подготовьте вместе с ребенком список покупок, например, товаров к школе. Помогите ему рассчитать бюджет на покупки, спланируйте походы по магазинам. Вы это, несомненно, умеете, а вот старшекласснику нужно учиться домашней экономике. Это дополнительная тренировка как в математике, так и в планировании.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Светлана Балашова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!