Работоспособность в начале учебного дня бывает. Определение работоспособности у школьников в зависимости от пола

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 57.(571) Алёшина Татьяна Евгеньевна Кандидат биологических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Наумова Александра Александровна Студентка 4 курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Наумова Татьяна Александровна Студентка 4 курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА Аннотация В данной статье представлены результаты исследования динамики уровня умственной работоспособности учащихся 11 – х классов. Показаны особенности динамики работоспособности школьников разного возраста, которые следует учитывать при организации здоровье сберегающего образовательного процесса, в частности, при составлении расписания уроков, являющегося важным компонентом школьного режима. Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Например, количественные показатели, такие как объем зрительной информации, у девочек выше, чем у мальчиков, а объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. В результате проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что умственная работоспособность у девочек и мальчиков 11 классов примерно одинаковая. Abstract The article presents the results of a study of the dynamics of the level of mental health of pupils 11 – x classes. The features of the dynamics of health of schoolchildren of different ages that should be considered when organizing health-preserving educational process, in particular, when scheduling lessons, which is an important component of the school regime. Analysis of the results of this experiment showed that pupils of 11 classes of qualitative and quantitative indicators of mental health are different for girls and boys. For example, quantitative indicators, such as the amount of visual information, in girls than in boys, and the volume of work is higher in boys than in girls. As a result of the experiment, we can conclude that the mental capacity of girls and boys about the same 11 classes. Ключевые слова: умственная работоспособность; количественные и качественные показатели работоспособности; корректурный тест по таблице Анфимова. Keywords: mental performance; quantitative and qualitative indicators of efficiency; correction test table anfimova. На основе анализа различных данных можно сказать, что в настоящее время в нашей стране складывается ситуация, когда к 16 – 18 годам здоровых школьников остается около 6%. Такое ухудшение состояния здоровья учащихся объясняется большой учебной нагрузкой, которая приводит к снижению работоспособности. Изучение работоспособности школьников является одной из проблем, которая, несмотря на актуальность и давнюю историю, по сей день привлекает много исследователей. Это обусловлено необходимостью глубокого знания соответствующих механизмов и факторов, влияющих на работоспособность, а так же способов ее повышения. Это проблема занимает важное место в физиологии человека. Одним из интереснейших направлений является изучение динамики показателей умственной 23 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х работоспособности школьников. Работоспособность определяется, как потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы . Различают умственную и физическую работоспособность. Умственная работоспособность – это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активности нервно – психической сферы субъекта. Она требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы . На умственную работоспособность учащихся оказывают влияние личностные и организационные факторы. К личностным факторам относят: тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивации. К организационным факторам относят: условия обучения, организацию рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения эргономическим требованиям, режим труда и отдыха. В процессе выполнения любой работы для человека свойственны различные стадии работоспособности: 1.фаза врабатываемости, в ней могут быть сбои, ошибки в работе; 2.фаза оптимальной работоспособности, характеризуется хорошим стабильным результатом работы, максимальной производительность труда; 3.фаза полной компенсации, характеризуется возникновением начальных признаков утомления, которые могут компенсироваться волевым усилием человека или положительной мотивацией его к работе и не вызывать снижение работоспособности; 4.фаза неустойчивой компенсации, характеризуется снижением работоспособности. Степень снижения работоспособности в этот период зависит от индивидуальных особенностей человека; 5.фаза прогрессивного снижения работоспособности. Для этого характерно нарастания утомления, выражающееся снижением продуктивности, эффективности умственной работоспособности. В этой фазе человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности; 6.после прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Умственная деятельность сопровождается некоторыми особенностями. При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению работы в заданном направлении. Таким образом, в результате длительного занятия умственным трудом наблюдается ослабление функционального состояния организма. Целью настоящей работы являлось определение умственной работоспособности. Задача данного экспериментального исследования состояла в изучении динамики работоспособности учащихся 11 классов в связи с адаптацией их к учебной нагрузке. В своей работе мы использовали методику Анфимова, которая позволяет определить у школьников уровень умственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции. Умственная работоспособность изучалась у учащихся 11 классов. Каждому школьнику давалась таблица с буквами, и по команде экспериментатора в течение 4 минут зачеркивались одной косой чертой 2 буквы «И», «К», при последовательном просматривании букв и строк. Время отмечалось по секундомеру. При обработке результатов подсчитывались количественные показатели работоспособности, такие как объем работы (количество просмотренных знаков за 4 минуты); объем зрительной информации; скорость переработки информации. Кроме того, определялись качественные показатели работоспособности – количество ошибок, допущенных при просмотре знаков по корректурной таблице в течение 4 минут; коэффициент точности выполнения задания; коэффициент умственной продуктивности; показатель устойчивости внимания . Экспериментальное исследование было проведено на 71 учащемся в 11 классах средней общеобразовательной школы №5 г. Калуги. Из них было исследовано 40 мальчиков и 31 девочка. 24 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х Эксперимент проводился в середине учебного года (в течение 3-х недель) в з четверти. Работоспособность изучалась в понедельник, в начале 2 урока. Таблица 1 Динамика показателей работоспособности учащихся 11 класса в третьей четверти объем работы, (S) объем зрительной информации, (Q) Показатели, М ± m скорость количество переработки ошибок, (n) информации, (СПИ) коэффицие нт точности, (A) коэффициент умственной продуктивности, (P) показатель устойчивости внимания, (УВН) Мальчики 718,6±4,6*** 407,8±22,9* 81,5±10,9 8,1±0,92 0,6±0,3 229,5±37,4** 122,2±16,5*** Девочки 702,3±30,2*** 416±17,9* 84,2±13,6 6,2±1,1 0,5±0,1 372,4±95** 162,5±25,5*** Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Количественные показатели, такие как объем зрительной информации и объем перерабатываемой информации у девочек выше, чем у мальчиков, а такой количественный показатель как объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. Качественные показатели умственной работоспособности: коэффициент умственной продуктивности и показатель устойчивости внимания выше у девочек, чем у мальчиков, а также количественные показатели, как количество ошибок и коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек. Анализ исследования показал, что умственная работоспособность у девочек и у мальчиков 11 классов приблизительно одинаковая, т.к. из проанализированных семи качественных и количественных показателей умственной работоспособности 4 показателя у девочек, таких как объем зрительной информации, скорость переработанной информации, коэффициент умственной продуктивности, показатель устойчивости внимания выше, чем у мальчиков. А мальчиков из тех же проанализированных показателей три (объем работы, количество ошибок, коэффициент точности) у мальчиков выше, чем у девочек. В 11 классе у подростков завершается процесс полового созревания, в связи с тем уменьшается разброс показателей по комплексному параметру умственной работоспособности, память, внимание и др. зависит от личных особенностей подростков. Выводы: 1. Объем работы у мальчиков выше, чем у девочек. 2. Объем зрительной информации у девочек выше, чем у мальчиков. 3. Скорость переработанной информации у девочек выше, чем у мальчиков. 4. Количество ошибок у мальчиков больше, чем у девочек. 5. Коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек. 6. Коэффициент умственной продуктивности у девочек выше, чем у мальчиков. 7. Показатель устойчивости внимания у девочек выше, чем у мальчиков. Список использованной литературы: 1. Словарь физиологических терминов: М.: Наука 1987. 304 с. 2. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение. 1967. 251 с. 3. Аркунова Н. А., В. Д. Смирнова В. Д., Тутуркина Т. В. Морфофизиологические особенности юношеского возраста. Межвузовский сборник научных трудов. 4. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле. 1999. № 6. с. 48-50 5. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным по общей и возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1900, 39 с. 25 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х 6. Умственная работоспособность студентов во взаимосвязи с уровнем их физической подготовленности и режимом двигательной активности: Учебное пособие / В. В. Кузовенков. Московский государственный институт электронной техники (технический ун-т). МГИЭТ (ТУ) 1996 Алёшина Т. Е., Наумова А. А., Наумова Т.А., 2016 УДК 633.63:631.527.5 Васильченко Елена Николаевна старший научный сотрудник Федулова Татьяна Петровна док. биол. наук Богомолов Михаил Алексеевич док. с.-х. наук ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт cахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» п. Рамонь, Воронежской обл., РФ Е-mail: [email protected] ПОЛУЧЕНИЕ ИНТРОГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕЖВИДОВОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ В РОДЕ BETA Аннотация Представлены результаты культивирования in vitro незрелых зародышей от межвидовой гибридизации B. vulgaris x B. corolliflora. Выявлено, что полученные межвидовые гибридные растения различаются по количеству хромосом. Молекулярно-генетические исследования показали, что гибриды, наследующие фенотип B. vulgaris и диплоидное число хромосом несут лишь отдельные элементы генома дикого вида, что выражается присутствием видоспецифичных сателитных участков ДНК. Ключевые слова Сахарная свекла, культура in vitro, незрелые зародыши, ПЦР-анализ. Важнейшей задачей современной селекции сахарной свеклы является получение новых исходных форм и ускоренное создание гибридов с повышенной продуктивностью и другими хозяйственнополезными признаками и свойствами. Независимо от средств и методов селекции самой сложной частью работы является выявление генетической изменчивости в исходном селекционном материале и отбор желаемых генотипов. Все виды дикой свеклы обладают рядом ценных признаков и скрещивание их с культурной свеклой представляет большую практическую ценность. Однако лишь ограниченное число межвидовых скрещиваний может привести к получению полноценных гибридных растений . Невозможность осуществления таких скрещиваний очень часто связана с приостановкой развития гибридного зародыша, что в свою очередь, может быть обусловлено либо его ранней гибелью, либо дегенерацией эндосперма . Поэтому для эффективного получения определенной генетической комбинации желаемых признаков в процессе межвидовой гибридизации использовали метод эмбриокультуры, позволяющий в условиях in vitro выращивать регенеранты из зиготических зародышей на разных стадиях их развития . Введение в культуру in vitro незрелых зародышей межвидовых гибридов на разных стадиях развития (3-12 день после опыления) показало их различную отзывчивость на стрессовые условия. Недифференцированные гибридные зародыши (5-ти дневные) прорастали на питательной среде с частотой 0,9-7,3 %, но проростки на ранних стадиях развития погибали. С увеличением возраста зародышей их 26

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели. Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организмапри их синхронной, скоординированной деятельности. Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этимработоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов. Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышениеработоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке. Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

33. Утомление и переутомление. Фазы утомления на уроке. Роль учителя в предупреждении утомления и переутомления .

При активной умственной работе возрастает потребность мозга в питательных веществах, возникает кислородный дефицит, снижающий жизнедеятельность мозга, в результате чего наступает утомление или переутомление, проявляющееся снижением восприятия и работоспособности.

Утомление - это состояние организма, вызванное работой, при которой временно понижается работоспособность, изменяются функции организма и появляется субъективное ощущение усталости. Снижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Например, неблагоприятные условия труда (нарушение температурного режима, монотонный шум, недостаточное освещение и т.д.) могут вести к снижению работоспособности. Утомление, субъективно ощущаемое как усталость, появляется у каждого человека, как правило, к концу рабочего дня. Субъективными симптомами утомления являются: тяжесть в голове и конечностях; вялость, разбитость и общая слабость; трудность выполнения работы.

К характерным объективным признакам утомления следует отнести: ослабление внимания к выполняемой работе и окружающей среде; неспособность к выработке новых полезных навыков и ослабление ранее приобретенных автоматических навыков; нарушение координации функций и замедление темпа выполняемой работы; нарушение рабочего ритма и возникновение лишних движении. Следовательно, утомление приводит к возникновению в мозговых центрах охранительного торможения, предотвращается «функциональное истощение» и обеспечивается восстановление работоспособности человека. Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Здесь важно эмоциональное состояние работающего в отношении выполняемой им гы. Если работа приятная и имеет большую социальную значимость, то усталость у работающего может не проявляться в течение длительного времени. В то же время при бесцельной, бесплатной, малоприятной работе усталость может возникнуть тогда, когда объективно утомление еще далеко не наступило.

Таким образом, утомление - это нормальное физиологическое состояние организма. Физиологические процессы, приводящие к утомлению, биологически полезны, так как они являются стимулятором восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности в ходе упражнения, т.е., наступив сегодня, оно ставится предпосылкой роста работоспособности завтра. Работа с умеренным утомлением дает человеку хороший аппетит и содействует хорошему ночному сну.

Переутомление - состояние, при котором даже длительный сон в полной мере не восстанавливает работоспособность. Та работа, которая выполнялась раньше легко, теперь выполняется с трудом, требует напряжения.

Настроение при этом мрачное, возникает раздражительность; падает интерес к жизни, растет недовольство. Человек нередко вступает в споры, конфликтует, него появляется чувство общей усталости еще до начала работы; отсутствует интерес к ней. Возникает апатия, снижается аппетит и кружится и болит голова.

Как видно из вышеизложенного, утомление является закономерной физиологической реакцией организма на выполнение любой работы. Однако целью физиологии является разработка такого комплекса мероприятий, которые бы способствовали более позднему появлению выраженных признаков утомления и обеспечивали длительную работу человека без существенного сниже-|вия работоспособности.

В процессе обучения утомление вызывает не только сама работа, но и ряд других факторов.

Факторы, способствующие утомлению детей

Необходимость удержания позы. Чем младше ребенок, тем короче время, в течение которого он способен сохранять статическую позу (сидя, стоя). Чередование на уроке различных поз облегчает процесс обучения. Даже кратковременное изменение позы позволяет расслабить отдельные группы мышц, а затем снова их напрячь. Для детей полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы спины, конечностей и повышающие их статическую выносливость.

Трудовые действия, совершаемые рукой (письмо, рисование, лепка, вырезание). Они требуют значительного напряжения мышц кисти и всей верхней конечности. Утомление кисти быстро приводит к общему утомлению ребенка.

Причины утомления мышц кисти у детей:

1. незавершенные процессы окостенения кисти. К моменту поступления в школу отмечается лишь частичное окостенение 4 из 8 костей запястья. Полностью процесс костеобразования кисти завершается к 15-16 годам;

2. недостаточное развитие мелких червеобразных мышц кисти. Занятия с ребенком лепкой из глины, пластилина в дошкольном возрасте облегчают процесс обучения письму и ускоряют его;

3. необходимость захвата ручки или карандаша тремя пальцами. Врожденный «хватательный» рефлекс основан на захвате предмета всей кистью. Процесс переучивания - один из наиболее сложных и утомительных. Кроме того, энергия тратится на выполнение пальцами сгибательных и разгибательных движений, обеспечивающих начертание рисунка или написание буквы;

4. отсутствие у младшего школьника опыта и умения расслаблять мышцы кисти при письме и рисовании. «Скованность» кисти приводит к общему утомлению и значительному снижению работоспособности. В результате ребенок не может выполнить письменную работу в срок и качественно. Необходимы кратковременные физические упражнения для кисти, вызывающие расслабление мышц и ускоряющие работу. Общая продолжительность письма в течение урока в первом классе не должна превышать 7-10 мин, непрерывного письма - 3-5 мин.

Напряженная работа нервной и мышечной систем при чтении. Чтение - процесс более утомительный для детей младших классов, чем для старшеклассников. Быстрое утомление младших школьников обусловлено несколькими причинами:

Большим числом остановок глаза на строке для восприятия текста. При чтении происходят движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Текст воспринимается в момент остановок глаза. Глаза старших школьников останавливаются на строке 4-6 раз, младших - 10-15 раз. В результате увеличивается нагрузка на глазодвигательные мышцы, быстрее наступает их утомление;

Неспособностью младшего школьника сразу осмыслить содержание строки текста. Глаз вынужден возвращаться к началу строки. Обратные движения глаз утомительны. Так, при чтении одной страницы текста учебника мышцы глаз младшего школьника совершают более 500 движений.

Для предупреждения утомления глаз важны специальные упражнения, основанные на рассмотрении близко расположенных и отдаленных объектов, а также круговые движения глазных яблок при сомкнутых веках. Для профилактики общего утомления школьников на общеобразовательных уроках необходимы физкультпаузы и физкультминутки.

Актуальность выбранной темы определяется снижением работоспособности у учащихся и определения педагогических условий, правильного чередования умственных и физических нагрузок и сохранения возможного уровня работоспособности, достаточного для изучения и закрепления учебного материала в течение учебного дня.

Цель: выявление особенностей динамики и уровней работоспособности у учащихся младшего школьного возраста в течение учебного дня.

В психолого – педагогической литературе физическое воспитание рассматривается как средство коррекции (Воронкова, Аксенова, Барков). Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно – воспитательной работы, которое направлено на решение образовательных, воспитательных и лечебно – оздоровительных задач. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у младших школьников. Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышении сопротивляемости организма. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в периоде развития, способствует стимулированию упорядочению соответствующих процессов, достижению значительного подъема работоспособности.

Работоспособность понимается как уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.

При учебной работе у школьников быстро развивается утомление, а иногда и переутомление.

Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванное напряжённой и сложной умственной работой).

Важным условием, определяющий эффективность учебного процесса является высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности. При обучении детей необходимо правильно организовать учебный процесс, который должен включать в себя занятия физической культурой.

Изучение работоспособности школьников осуществлялется на основе исследования количественных и качественных параметров осуществления деятельности (скорости переработки информации, продуктивности, точности).

Для осуществления поставленной цели использовались следующие методики:

Корректурная проба кольца Ландольта в интерпретации Сысоева.

Корректурная проба буквенные таблицы Бурдона - Анфимова.

Методика исследования умственной работоспособности счет по Крепелину.

Школьники с дефицитом внимания имеет средний уровень работоспособности. Это говорит о том что дети с таким уровнем как правило, быстро приступают к заданию, но спустя небольшое количество времени начинают допускать ошибки в силу невысокого уровня продуктивности, устойчивости и концентрации внимания. После, возникающего утомления, становятся неусидчивыми, снижается интерес к работе, нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. При продолжении работы в таком состоянии снижается количество выполняемых заданий, появляются ошибки и ухудшается настроение. У некоторых учащихся наблюдается показатель работоспособности выше среднего, это означает, что уровень продуктивности и устойчивости внимания высокий. Дети могут концентрировать внимание на предложенном задании, выполнять его со средней скоростью, допуская при этом небольшое количество ошибок. Низкий уровень работоспособности это высокая утомляемость, повышенная отвлекаемость и отсутствие интереса к работе. Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня. У большинства детей отмечается два выраженных подъёма работоспособности: первый – с 8 до 11часов, второй – в 16-17 часов.

Наиболее продуктивная работа проходит на третьем уроке и ухудшается к пятому.

Анализ литературы и полученные нами данные в ходе констатирующего эксперимента позволил сформировать рекомендации для нормализации работоспособности на уроках.

Были выделены условия повышения работоспособности учащихся на уроках.

В преодолении трудностей вызванных из – за понижения работоспособности велико значение физкультурных пауз.

Учащиеся нуждаются в регулярном проведении физкультминуток на уроках. Использование физкультминуток необходимо на всех уроках в школе. Эффективность использования физкультминуток – снятие усталости, обретение спокойствия, укрепление позвоночника, стоп, кистей, профилактика близорукости, формирование красивой осанки, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умственной работоспособности и т.д. Широкое использование физкультминуток на уроках в школе повышает работоспособность и эффективность усвоения новых знаний учащихся школ.

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этим работоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

Еще по теме Динамика работоспособности и ее учет при составлении расписания уроков:

  1. Средства и методы повышения работоспособности врача-стоматолога в динамике рабочего дня
  2. Утомление, его биологическое значение. Возрастные показатели умственной работоспособности. Периодичность работоспособности
  3. Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности школьника и студента. Оптимизация умственной работоспособности
  4. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПОДЛЕЖАТ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
  5. Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы
  6. ХАРАКТЕР И ЕГО ВОСПИТАНИЕ. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРИ РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

Человек работает благодаря двум своим свойствам: способности формировать целенаправленную деятельность и работоспособности, в которой эта деятельность реализуется

. Работоспособность - характеристика имеющихся или потенциальных возможностей индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени

зависимости от форм трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Физическая деятельность требует приложения значительных усилий организма умственная - характеризуется значительно меньшим, часто незначительным и нерегулярным применением двигательного аппарата, способствует замедлению обменных процессов, застойным явлениям, прежде всего в мышцах ног, ухудшение поставит. Ання мозга кислородом и т.п. (составляя 1,2-1,5% массы тела, мозг нуждается более 20% его энергетических ресурсов.

На работоспособность учащихся влияют личностные и организационные факторы. К личностных факторов принадлежат тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. Условия обучения, организация рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения ергономи ичним требованиям, режим труда и отдыха является организационными факторами

Психофизиологические особенности детей 6-10 лет заметно влияют на изменения их физической работоспособности в течение урока, дня, недели и учебного года. Чем младшие школьники, тем заметнее колебания динамики и их работоспособности, на это не следует учитывать, планируя учебно-воспитательную работу. Работоспособность учащихся в течение дня или урока нестабильная, ей присущ фазовый развитие: вхождение, оптимальную работоспособность ь и утомление. Динамику работоспособности учащихся можно изобразить в виде кривой нормального распределения (рис 21 2.1).

. Фаза вхождения охватывает функциональную подготовку нервных и гуморальных механизмов управления будущим видом деятельности, постепенное настройки на нужный динамический стереотип, достижения необходимого уровня вегетат ных функций организма ее продолжительность зависит от характера деятельности. Считают, чем энергетически напряженная работа, темм короче есть эта фаза. Так, при тяжелой физической работы она длится 20-25 минут, а за умственной работы 1,5-2,5 часа. У учащихся сравнению с взрослыми эта фаза намного короче, что объясняют большей возбудимостью и функц национальные подвижностью нервной системы младей.

. Фаза оптимальной устойчивой работоспособности по физиологическим характеристикам принципиально отличается от фазы вхождения. В этот период осуществляется необходимое рабочее динамический стереотип, эффективная двигательная или умственная деятельность, сопровождается ся устойчивым достаточным уровнем вегетативных функций и оптимальными результатами деятельности. Продолжительность этого периода также зависит от возраста, состояния здоровья, характера и интенсивности работы. По спр иятливих условиях период оптимальной устойчивой работоспособности может длиться 70-75% рабочего времениасу.

По мере выполнения определенной деятельности работоспособность организма начинает постепенно снижаться. Начинается фаза утомления (снижение работоспособности), что характеризуется уменьшением показателей эффективности выполняемой работы, ухудшением функционального состояния организма и развитием усталости (последние 5-10 минут урока в начальной школе)

По видов деятельности, кроме названных фаз, оказывается еще т н фаза конечного порыва

. Фаза конечного порыва возникает тогда, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или при ее завершения. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоций ийним подъемом, гаммирования ощущение усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее поощрительные стимулы деятельности, тем более выражены является фаза конечного порыва. В этом случае характер естественной динамикой ки работоспособности существенно изменяетсяься.

Итак, кривая динамики работоспособности учащихся в течение урока имеет определенные особенности. Фаза вхождения длится 5-10 минут и требует относительно небольшого напряжения. В период оптимальной устойчивой работоспособности который продолжается 20-30 минут, нагрузка должна быть максимальным (подача нового материала, его закрепления, выполнения самостоятельной работы и т.п.). Последние 5-10 минут урока относятся к фазе стомлюван ния, поэтому нагрузка надо уменьшать (рис 21 2.1).

Работоспособность учащихся меняется также в течение дня. Так, в большинстве младших школьников в первой половине учебного дня работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности спо опасается после первого урока и продолжается до третьего конце третьего урока показатели работоспособности уменьшаются, а на четвертом и пятом уроках становятся совсем низкими. Итак, на первом уроке ва рто изучать сравнительно легкие предметы, на втором-третьего-м - сложные, а затем снова легкиеегкі.

Регулирование учебной нагрузки тесно связано с вопросом о степени сложности предмета для восприятия школьником. Этот показатель зависит от содержания конкретного урока, методики преподавания, склонны ности, способностей и уровня знаний учащихся, их эмоционального восприятия предмета, возраста, мастерства и личности учителя и др.. На основе многочисленных исследований гигиенистов предметы были классифицированы по ст аднистю; критерием классификации стало наличие объективных признаков утомления, которые появлялись после определенного урока. Для практического использования предложен такой распределение учебных предметов по степеней ем сложности в порядке ее снижения: математика, иностранный язык, физика, химия, история, родной язык, литература, естествознание, география, физкультура, трудовое обучение, черчение, рисование, пение. С томлюючимы есть учебные предметы, с которыми дети встречаются впервые (например, для учеников 2 класса - естествознание). В младшем школьном возрасте утомительным является урок чтения, поскольку процесс формирования нави чок чтения сложный и утомительный. Однако, при проведении чтения на втором уроке (период оптимальных возможностей организма) дневная динамика работоспособности лучше и результативнее (54,1%), чем при других условий (18,3%18,3%).

По особенностям динамики суточной работоспособности различают т н"голубей","жаворонков"и"сов""голубой"присуща двовершинна кривая динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 го от, в 14-15 час работоспособность уменьшается, в 17-18 час снова растет, понижуючись вечером"Совы"наиболее продуктивно работают в вечерние часы, а"жаворонки"- в утреннееіше працюють у вечірні години, а "жайворонки" - у ранкові.

Работоспособность учащихся меняется и в течение недели. В понедельник она несколько снижена из-за начала недельной фазы вхождения в учебную деятельность. У младших школьников максимумы работоспособности приходятся на в вторник и четверг. В пятницу этот показатель постепенно снижается вследствие утомления. Некоторые исследования показывают, что в пятницу у младших школьников наблюдается повышение работоспособности, обусловленное ем оцийним ожиданиям дней отдыха. За такими принципами меняется работоспособность детей и в течение учебного рок року.

Рассмотрена динамика работоспособности характерна для большинства здоровых учеников, которые являются успевающих в учебной деятельности. Однако, типологические и возрастные особенности организма детей определенной степени могут изменю юват динамику работоспособности. Кроме того, чем младший школьник, тем ниже уровень его работоспособности и короткий период оптимальной устойчивой трудоспособноститі.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!