Пошлые пытки женщин. Пытки инквизиции

1 декабря 2012, 18:38

Применение пыток известно с древнейших времен как средство наказания, устрашения и получения признаний. В частности, разнообразные пытки широко применялись в Древнем Египте, Ассирии, Древней Греции, Древнем Риме и других античных государствах. Саркофаг «Железная дева» Это изобретение появилось на свет в 18 веке, когда наблюдался закат католической инквизиции. Пытаемого засовывали в саркофаг и закрывали дверцу. По сторонам стенок были шипы небольшой длины, которые впивались в кожу. Также были предусмотрены острые иголки на уровне глаз для лишения зрения. Острая груша С помощью этой пытки в средневековье воспитывали богохульников, женщин и мужчин с нетрадиционной ориентацией. Предмет засовывался грешнику в рот или анальное отверстие, а женщинам во влагалище. Палач начинает раскручивать винт, чтобы заостренные листья распустились внутри жертвы. Обычно смерть наступала от внутренних повреждений и потери крови. Пытки крысами Такой вид пыток был разработан в Китае, а усовершенствован во время Нидерландской революции в 16 веке. Раздетая жертва фиксируется на большом столе. На живот ставится тяжелая клетка с голодными крысами, а дно убирается. Крысы пугались горячими углями и начинают прогрызать путь к освобождению через живот жертвы. Помещение металлов в человека Эта пытка использовалась в средневековье. На ноге жертвы делался небольшой, но глубокий надрез и засовывался кусок железа или свинца, затем рана зашивалась. Металл начинал окисляться, причиняя сильную боль и отравляя организм. Надуть через анальное отверстие Смысл пытки очень прост - накачать воздухом жертву через анальный проход. Применялась к ворам в Древней Руси. Связанному вору набивали хлопком уши, рот и нос. В анальный проход с помощью мехов закачивали большое количество воздуха, из-за чего жертва надувалась. Анальное отверстие закрывалось куском хлопка. Затем делался надрез над бровями, и кровь под давлением вытекала из казненного. Посадить на кол Дикая страшная казнь известная на Востоке. Жертву клали на живот и крепко держали. Через задний проход человеку вбивали колотушкой острый кол. Затем сажали жертву на землю, и под тяжестью тела острая палка выходила под мышкой или между ребер. Испанское кресло Это кресло для пыток широкомасштабно применялось палачами инквизиции в Испании. Кресло было сделано из железа, на него сажали узника, а ноги заковывали в колодки, крепящиеся к ножкам кресла. Затем под ноги ставили раскаленные угли, чтобы конечности медленно поджаривались, а сверху поливали маслом. Решетка для пытки огнем Эта пытка не особо часто использовалась для мучения жертвы. Обычная металлическая решетка 2 метра в длину и 1 метр в ширину. Пленника клали на решетку и крепко привязывали. Под не разводился костер, постепенно увеличиваясь в размерах. К сожалению, допрашиваемый долго не выдерживал пытку и умирал. Пектораль Венецианская инквизиция придумала издевательскую пытку с помощью пекторали. Эту вещицу раскаляли до высокой температуры и щипцами надевали на грудь жертве. Если обвиняемая не сознавалась, то палачи повторно прикладывали пектораль к живому телу. Обычно, вместо женской груди оставались дымящиеся рваные дыры. Клещи «Крокодил» Эти ужасные клещи «Крокодил» из металла нагревались докрасна и обхватывали половой член жертвы. Чтобы привести в готовность, женщина-палач ласкающими движениями или тугой перевязкой форсировали стойкую твердую эрекцию и начинали рвать половой член на части. Кровавый орел Очень древняя пытка; жертву связывали и клали лицом вниз, острым скальпелем вскрывали спину, а все ребра обламывали у столба позвоночника, раздвигая их в виде крыльев. Раны посыпали солью для пущей боли.
Акты пыток, совершенные во время войны, считаются военным преступлением и были запрещены еще в 1949 году Женевскими конвенциями

Как вы думаете, как пытки были самые страшные во времена Средневековья? Отсутствие зубной пасты, хорошего мыла или шампуня? То, что средневековые дискотеки проводились под нудную музыку мандолин? А, может быть, то, что медицина еще не знала прививок и антибиотиков? Или бесконечные войны?

Да, наши предки не посещали кинотеатры и не посылали друг другу электронные письма. Но они тоже были изобретателями. И самое страшное, что они изобрели — это инструменты для пыток, инструменты, с помощью которых творилась система христианского правосудия — инквизиция. И для тех, кто жил в Средние века, «Айрон Мейдн» — не название хэви-металл-группы, а один из самых отвратительных гаджетов того времени.

Это не «три девицы под окном». Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия и острые шипы. Они расположены таким образом, чтобы жизненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной. Впервые «Деву» использовали в 1515 году. Приговоренный умирал три дня.

Это приспособление вставлялось в отверстия тела – понятно, что не в рот или уши – и раскрывалось так, чтобы причинять жертве немыслимую боль, разрывая эти отверстия.

Эта пытка была разработана в Греции, Афины. Эта была форма быка из метала (латунь) и полая внутри, с дверью сбоку. Осужденного помещали внутрь «быка». Зажигали огонь и нагревали до такой степени, что латунь становилась желтой, что в итоге приводило к медленному поджариванию. Бык был так устроен, что при крике и воплях изнутри - слышался рев бешеного быка.

Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции 16-го века Дидриком Соноем.

Как это работает?

  1. Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
  2. Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
  3. На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
  4. Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.

Ноу-хау принадлежит Ипполит Марсили. В свое время это орудие пытки посчитали лояльным – кости оно не ломало, связки не рвало. Сначала грешника поднимали на веревке, а потом усаживался на Колыбель, причем вершина треугольника вставлялась в те же отверстия, что и Груша. Было больно до такой степени, что грешник терял сознание. Его приподнимали, «откачивали» и снова насаживали на Колыбель. Не думаю, что в минуты просветления грешники благодарили Ипполита за его изобретение.

В течении нескольких веков эта казнь практиковалась в Индии и Индокитае. Слон очень легко поддается тренировке и научить его затаптывать своими громадными ногами провинившуюся жертву дело нескольких дней

Как это работает?

  1. Жертву привязывают к полу;
  2. В зал заводят дрессированного слона, чтобы тот раздавил мученику голову;
  3. Иногда перед «контрольным в голову» животные отдавливают жертвам руки и ноги, дабы повеселить публику.

Это устройство представляет собой продолговатый прямоугольник с деревянной рамой.Снизу и сверху крепко фиксировались руки.По мере допроса\пытки палач крутил рычаг, с каждым оборотом человека растягивало и наступала адская боль.Обычно по завершению пытки человек либо просто умирал от болевого шока, тк все его суставы были выдернуты.

Пытку «кровать мертвеца» китайская компартия применяет в основном к тем заключенным, которые пытаются протестовать против незаконного заключения с помощью голодовки. В большинстве случаев это узники совести, попавшие в тюрьму за свои убеждения.

Как это работает?

  1. Руки и ноги раздетого догола заключённого привязываются к углам кровати, на которой вместо матраца деревянная доска с вырезанным отверстием. Под отверстие подставляется ведро для испражнений. Зачастую верёвками туго привязывают к кровати и тело человека так, чтобы он вообще не мог шевелиться. В таком положении человек находится непрерывно от нескольких дней до недель.
  2. В некоторых тюрьмах, например тюрьме № 2 города Шеньян и тюрьме города Цзилинь, полицейские под спину жертвы ещё подкладывают твёрдый предмет, чтобы усилить страдание.
  3. Бывает также, что кровать ставят вертикально и 3-4 дня человек висит, растянутый за конечности.
  4. К этим мучениям добавляется ещё и насильственное кормление, которое осуществляют с помощью трубки, вставленной через нос в пищевод, в которую заливают жидкую пищу.
  5. Проделывают эту процедуру в основном заключённые по приказу охраны, а не медработники. Они делают это очень грубо и не профессионально, зачастую нанося серьезнее повреждения внутренним органам человека.
  6. Прошедшие через эту пытку рассказывают, что при ней происходит смещение позвонков, суставов рук и ног, а также онемение и почернение конечностей, что часто приводит к инвалидности.

Одной из средневековых пыток, применяемых в современных китайских тюрьмах, является ношение деревянного хомута. Его надевают на заключённого, отчего он не может нормально ни ходить, ни стоять.

Хомут представляет из себя доску от 50 до 80 см. в длину, от 30 до 50 см. в ширину и 10 – 15 см. в толщину. В середине хомута сделаны два отверстия для ног.

Жертва, на которую надет хомут, с трудом перемещается, должна заползать в кровать и обычно должна сидеть или лежать, так как вертикальное положение вызывает боль и приводит к травмированию ног. Без посторонней помощи человек с хомутом не может пойти поесть или сходить в туалет. Когда человек встаёт с кровати, хомут не только давит на ноги и на пятки, вызывая боль, но край его цепляется за кровать и не даёт человеку вернуться в неё. Ночью заключённый не в состоянии повернуться, а в зимнее время короткое одеяло не укрывает ноги.

Еще худшая форма этой пытки называется «ползание с деревянным хомутом». Охранники надевают хомут на человека и приказывают, чтобы он ползал по бетонированному полу. Если он останавливается, его бьют по спине полицейской дубинкой. Через час пальцы, ногти на ногах и колени сильно кровоточат, в то время, как спина покрыта ранами от ударов.

Ужасная дикая казнь пришедшая с Востока.

Суть этой казни состояла в том, что человека клали на живот, один садился на него, чтобы не дать ему пошевелиться, другой держал его за шею. Человеку вставляли в задний проход кол, который затем вбивали колотушкой; затем вколачивали кол в землю. Тяжесть тела заставляла войти кол все глубже и наконец он выходил под мышкой или же между ребер.

Человека усаживали в очень холодной комнате, привязывали его, так, что он не мог пошевелить головой, и в полной темноте ему на лоб очень медленно капали холодной водой. Через несколько дней человек замерзал либо сходил с ума.

Этот инструмент пытки широко использовался палачами испанской инквизиции и представлял собой изготовленное из железа кресло, на которое узника усаживали, а ноги заключали в колодки приделанные к ножкам кресла. Когда он оказывался в таком совершенно беспомощном положении, под ноги его ставили жаровню; с раскаленными углями, так, что ноги начинали медленно поджариваться, а для того, чтобы продлить страдания бедняги, ноги время от времени поливали маслом.

Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.

Пытка святого Лаврентия на гридироне.

Этот вид пытки часто упоминается в житиях святых – реальных и выдуманных, однако нет никаких свидетельств того, что гридирон «дожил» до средних веков и имел хотя бы малое хождение в Европе. Обычно он описывается как обыкновенная металлическая решетка 6 футов в длину и двух с половиной – в ширину, установленная горизонтально на ножках, чтобы иметь возможность развести под ней костер. Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.

На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.

К этой пытке прибегали очень редко. Во-первых, было достаточно легко убить допрашиваемого, во-вторых, существовала масса более простых, но не менее жестоких истязаний.

Пекторалью в древности называли нагрудное женское украшение в виде парной резной золотой или серебряной чаши, зачастую осыпанной драгоценными каменьями. Она надевалась, как современный лифчик, и крепилась цепочками. По издевательской аналогии с этим украшением было названо изуверское орудие пытки, применявшееся венецианской инквизицией.

В 1985 году пектораль раскаляли докрасна и, взяв ее щипцами, надевали на грудь истязуемой и держали до тех пор, пока та не сознавалась. Если обвиняемая упорствовала, палачи накаляли вновь остуженную живым телом пектораль и продолжали допрос.

Очень часто после этой варварской пытки на месте грудей женщины оставались обугленные рваные дыры.

Это кажущееся безобидным воздействие было страшной пыткой. При длительном щекотании у человека настолько повышалась нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывало поначалу дерганье, смех, а потом переходило в жуткую боль. Если подобную пытку продолжали довольно долго, то через некоторое время возникали спазмы дыхательных мышц и, в конце концов, истязуемый погибал от удушья.

При наиболее простом варианте пытки допрашиваемому щекотали чувствительные места либо просто руками, либо волосяными щетками, кистями. Популярностью пользовались жесткие птичьи перья. Обычно щекотали под мышками, пятки, соски, паховые складки, половые органы, женщин еще и под грудями.

Кроме этого часто примялась пытка с использованием животных, слизывавших какое-либо лакомое вещество с пяток допрашиваемого. Очень часто использовали козу, поскольку ее очень жесткий язык, приспособленный для поедания трав, вызывал очень сильное раздражение.

Существовала и разновидность пытки щекоткой при помощи жука, наиболее распространенная в Индии. При ней маленького жучка сажали на головку полового члена мужчине или на сосок женщине и накрывали половинкой скорлупы ореха. Через некоторое время щекотание, вызванное движением ножек насекомого по живому телу становилось настолько непереносимым, что допрашиваемый признавался в чем угодно…

Эти трубчатые металлические клещи «Крокодил» раскалялись докрасна и использовались для того, чтобы рвать половой член истязаемого. Вначале несколькими ласкающими движениями (нередко производимыми женщинами), либо тугой перевязкой добивались стойкой твердой эрекции и затем начиналась пытка

Этими зубчатыми железными щипцами медленно раздавливали яички допрашиваемого. Нечто похожее широко применялось в Сталинских и фашистских тюрьмах.

Вообще-то это не пытка, а африканский обряд, но, на мой взгляд, это очень жестоко. Девочкам от 3-6 лет без анестезии просто выскабливали наружные половые органы. Таким образом, девушка не теряла способность иметь детей, но навсегда лишалась возможности испытать сексуальное желание и наслаждение. Этот обряд делается «во благо» женщинам, чтобы у них никогда не было соблазна изменить мужу…

Часть изображения, выгравированного на камне Стора Хаммерс. На иллюстрации изображен человек, лежащая на животе, над ним стоит экзекутор, распарывающий спину мужчины необычным оружием.

Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.

Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел – это просто страшная легенда.

Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы.

Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.

Как вы думаете, что было самым страшным во времена Средневековья? Отсутствие зубной пасты, хорошего мыла или шампуня? То, что "средневековые дискотеки" проводились под нудную музыку мандолин? А, может быть, то, что медицина еще не знала прививок и антибиотиков? Или бесконечные войны? Да, наши предки не посещали кинотеатры и не посылали друг другу электронные письма. Но они тоже были изобретателями.

И самое страшное, что они изобрели - это инструменты для пыток, инструменты, с помощью которых творилась система христианского правосудия - инквизиция. И для тех, кто жил в Средние века, " Айрон Мейдн" - не название хэви-металл-группы, а один из самых отвратительных гаджетов того времени. К особо нервным и чувствительным просьба: не заглядывать под кат.

Термин «инквизиция» произошёл от лат. Inquisitio, означающего «допрос, дознание». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. И только со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.

Пытки инквизиции имели сотни разновидностей. При этом допросы велись в тайне, а казнь на площадях была зрительно знакома современникам, поэтому ее художники тех времен зарисовывали с достоверностью. А вот пытки инквизиции рисовали, исходя из чужих слов, зачастую, опираясь на воображение. Кое-какие средневековые орудия пыток сохранились и до наших времен, но чаще всего даже музейные экспонаты восстановлены по описаниям. Их вариации поражают воображение. Перед вами двадцатка орудий пыток Средневековья.

20. Башмаки с шипом

Это железные башмаки с острым шипом под пяткой. Шип можно было выкручивать при помощи винта. С выкрученным шипом жертве пыток приходилось стоять на мысках ноги, пока были силы. Встаньте на мыски и проверьте - сколько вы протянете.

Центральная Европа - основное место его популярности. Грешника раздевали догола, сажали на кресло, утыканное шипами. Двигаться было невозможно - иначе на теле появлялись не только колотые раны, но и разрывы. Если инквизиторам и этого казалось мало, они брали в руки шипы или щипцы и терзали жертве конечности. Конечно, у вас под пятками не будет «шпилек наоборот», поэтому грешники терпели намного дольше. Но, когда их силы иссякали, тело само опиралось и на пятку. Дальше все понятно - боль и кровь.

19. Вилка еретика

Четыре шипа - два, впивающихся в подбородок, два - в грудину, не давали жертве совершать никаких движений головой, в том числе и опустить голову ниже.

18. Кресло для ведьминого купания


Грешника привязывали к креслу, подвешенному к длинной жерди, и опускали под воду на какое-то время, потом давали немного глотнуть воздуха, и опять - под воду. Популярное время года для проведения таких пыток - поздняя осень или даже зима. Во льду делали прорубь, и через какое-то время жертва не только задыхалась под водой без воздуха, но и на таком желанном воздухе покрывалась коркой льда. Иногда пытки длились сутками.

17. Испанский сапог

Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.

16. Пытки водой

Этот способ был "подсмотрен" инквизиторами на востоке. Грешника привязывали колючей проволокой или крепкими веревками к специальному деревянному приспособлению типа стола с сильно приподнятой серединой - чтобы живот грешника выпирал, как можно дальше. Его рот забивали ветошью или соломой, чтобы он не закрывался, и вставляли в рот трубку, через которую вливали в жертву неимоверное количество воды. Если жертва не прерывала эту пытку для того, чтобы сознаться в чем-то или целью пытки была однозначная смерть, в конце испытания жертву снимали со стола, укладывали на землю, а палач прыгал на ее раздутый живот. Финал понятен и отвратителен.

15. Железный крюк (кошачий коготь)

Понятно, что использовался не для того, чтобы почесать спину. Плоть жертвы разрывалась - медленно, болезненно, вплоть до того, что этими же крюками у нее вырывали не только куски тела, но и ребра.

14. Дыба

Та самая дыба. Их было два основных варианта: вертикальный, когда жертву подвешивали под потолком, вывернув суставы и подвешивая к ее ногам все боольшие тяжести, и горизонтальная, когда тело грешника фиксировалось на дыбе и растягивалось специальным механизмом до той поры, пока у нее не разрывались мускулы и суставы.

13. Четвертование лошадьми

Жертва привязывалась к четырем лошадям - за руки и ноги. Потом животных пускали вскачь. Вариантов не было - только смерть.

12. Груша

Это приспособление вставлялось в отверстия тела - понятно, что не в рот или уши - и раскрывалось так, чтобы причинять жертве немыслимую боль, разрывая эти отверстия.

11. Очищение души

Во многих католических странах духовенство считало, что все-таки душа грешника может быть очищена. Для этих целей им приходилось использовать или вливание в горло грешника кипящей воды, или закидывание туда же раскаленных углей. Сами понимаете, в заботе о душе места для заботы о теле не находилось.

10. Подвесная клетка

Предполагала два экстремальных способа эксплуатации. В холодную погоду, подобно креслу для ведьминого купания, грешника в этой клетке, подвешенной к длинной жерди, опускали под воду и доставали из нее, заставляя мерзнуть и задыхаться.

А в жару грешник висел в ней на солнцепеке столько дней, сколько мог вытерпеть без капли воды для питья.

9. Пресс для черепа

Как грешник мог как-то раскаяться в чем-то, когда сначала сжимались и крошились его зубы, потом крошилась челюсть, за ней кости черепа - до тех пор, пока из ушей не выливался мозг - мне не понятно. Еще более недоступна для моего сознания информация о том, что в некоторых странах до сих пор в качестве инструмента допроса используется версия этой дробилки.

8. Костер

Это было главным способом искоренения ведьминского влияния на чужие безгрешные души. Сгоревшая душа исключала какую-либо возможность смутить или испачкать безгрешную душу. Какие могут быть сомнения?

7. Бдение или Колыбель Иуды

Ноу-хау принадлежит Ипполит Марсили. В свое время это орудие пытки посчитали лояльным - кости оно не ломало, связки не рвало. Сначала грешника поднимали на веревке, а потом усаживался на Колыбель, причем вершина треугольника вставлялась в те же отверстия, что и Груша. Было больно до такой степени, что грешник терял сознание. Его приподнимали, «откачивали» и снова насаживали на Колыбель. Не думаю, что в минуты просветления грешники благодарили Ипполита за его изобретение.

6. Колыбель

Двоюродная сестра Колыбели Иуды. Не думаю, что картинка оставляет место для воображения, как использовалось это орудие пытки. Тоже порядочная гадость.

5. Айрон Мейдн. Железная дева. Нюрнбергская дева.

Это не «три девицы под окном». Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия и острые шипы. Они расположены таким образом, чтобы жизненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной.Впервые «Деву» использовали в 1515 году. Приговоренный умирал три дня.

4. Кресло допроса

Центральная Европа - основное место его популярности. Грешника раздевали догола, сажали на кресло, утыканное шипами. Двигаться было невозможно - иначе на теле появлялись не только колотые раны, но и разрывы. Если инквизиторам и этого казалось мало, они брали в руки шипы или щипцы и терзали жертве конечности.

3. Кол

На востоке придумали эту страшную казнь. Дело в том, что человек, которого посадили умело на кол - его конец должен был торчать из горла жертвы (а не так, как нарисовано на этой картинке), мог жить еще несколько дней - страдать физически и морально, поскольку эта казнь была публичной.

2. Пила

Палачи и инквизиторы тех лет проявляли недюжинную изобретательность в своем деле. Лучше нашего они знали, отчего человек испытывает боль, и знали, что в бессознательном состоянии боли он не почувствует. А какая же казнь в Средних веках без садизма? Обычную смерть человек мог встретить повсеместно, дело это было нередкое. А необычная и очень болезненная смерть - распиливание. Жертву подвешивали вниз ногами, чтобы кровь не переставала поставлять кислород в голову, и человек испытал весь ужас боли. Бывало, он доживал то того момента, когда ему медленно-медленно успевали распилить тело до диафрагмы.

1. Колесование

Если вы дочитали до этого места, представляю вам один из самых премерзких способов казни из всех существующих.

Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости организма, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

И, хотя считается, что орудия пытки чаще демонстрировались, чем использовались, тем не менее, не просто так 26 июня ООН провозгласила с 1997 года Международным днем в поддержку жертв пыток.

Блогер Soulim побывал в в музее Средневековых орудий пыток.
Музей расположен в Петропавловской крепости.
75 довольно страшных фотографий и много букв про пытки.

КОЛЕНОДРОБИЛКА

Использовалась для раздробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Кроме того многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, вследствие которых жертва истекала кровью.

НЮРНБЕРГСКАЯ ДЕВА

Орудие смертной казни или пытки эпохи Средневековья, представлявшее собой железный или деревянный шкаф-саркофаг, напоминавший по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. В него помещали обвиняемого, створки дверей закрывали и тело несчастного пронзали десятки острых шипов-кинжалов, расположенных так, что ни один из жизненно-важных органов не был задет, поэтому агония длилась довольно долго. Один из ранних прототипов этого орудия был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Первый зафиксированный случай судебного разбирательства с помощью "Девы" относится к 1515 году: наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри этого пыточного шкафа три дня.



КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ

Этот вид казни считался в прошлые времена (как впрочем и в XX веке) самым позорным. В России его подразделяли на три вида: обычное повешение за шею, повешение за проткнутое крюком ребро, и повешение за ноги. Повешение совершалось обычно на виселице, стоящей на эшафоте, но случалось, что для этой цели использовали дерево или ворота.

Обычно выделяют три вида виселиц характерных для России XVII-XVIII веках: покоем (П), глаголем (Г) и двойным глаголем (Т). В допетровские времена, если казнимый преступник срывался с виселицы, то ему по давней традиции даровали жизнь. В 1715 году этот обычай был отменен: "Палач когда кого имеет повесить, а веревка порветца и осужденный с виселицы оторветца и еще жив будет, того ради осужденный не свободен есть, но палач имеет чин свой (т.е. обязанность) до тех пор то отправлять, пока осужденный живота не лишитца". Когда во время казни декабристов летом 1826 года двое из приговоренных сорвались с виселицы, главный экзекутор приказал их повесить заново и в этом он строго следовал нормам петровского законодательства.

Современник Петра I датчанин Ю.Юль отмечал: "Удивления достойно, с каким равнодушием относятся русские к смертной казни и как мало боятся её... Без милосердия повесили крестьянина. Перед тем, как лезть на лестницу (приставленную к виселице), он обернулся в сторону церкви и трижды перекрестился, сопровождая каждое знамение земным поклоном, потом три раза перекрестился, когда его сбрасывали с лестниц. Замечательно, что будучи сброшен с неё и вися (на воздухе), он ещё раз осенил себя крестом, ибо здесь приговоренным к повешению рук не связывают".

В таком отношении приговоренных к казни видна одна из главных черт русского менталитета: "Умирать не страшно и не жалко", той скверной жизнью, которой живет русский человек, лучше вообще не жить. (К. Случевский).

КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ ЗА ПРОТКНУТОЕ КРЮКОМ РЕБРО.

При этой казни смерть не наступала сразу и преступник мог довольно долго жить. Современники Петра I Ф.В. Берхгольц описывает случай, когда повешенный за ребро преступник ночью "имел столько силы, что мог приподняться кверху и вытащить из себя крюк. Упав на землю, несчастный на четвереньках прополз несколько сот шагов и спрятался, но его нашли и опять повесили точно таким же образом". Эту казнь могли совмещать с другими видами наказания: Никита Кириллов в 1714 г. был повешен за ребро уже после колесования.

МОЛИТВЕННЫЙ КРЕСТ

Этот пыточный инструмент использовался для длительной фиксации преступника в крайне неудобном положении - позе покорности и смирения, что помогало палачам полностью подчинить заключенного своей воле. Пытка "Молитвенным Крестом" в сырых казематах длилась иногда неделями.

По некоторым данным, "Крест" был изобретен в католической Австрии в XVI-XVII вв. Об этом свидетельствует редкое издание "Justiz in der alter Zeit" (Правосудие в старые времена), имеющееся в Музее правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Подлинная историческая модель хранится ныне в башне Замка в Зальцбурге (Австрия).

В истории пытки известны четыре разновидности этого наказания:
1. "Виска", т.е. подвешивание пытаемого на дыбе без нанесения ему ударов кнутом была первой стадией пытки.
2. "Встряска" была методом ужесточения "виски": между связанными ногами преступника продевали бревно, на него вскакивал палач, чтобы сильнее "потянуть ево, дабы более истязание чувствовал".
3. "Развязка в кольца" была разновидностью "виски". Суть пытки состояла в том, что ноги и руки пытаемого привязывали за веревки, которые протягивали через вбитые потолок и стены кольца. В итоге человек висел растянутым в воздухе почти горизонтально. В Западной Европе XVI-XVII вв. это приспособление называли "колыбелью Иуды". К этой категории дыбы можно отнести широко распространенный в Европе "горизонтальный станок".
4. "Битье кнутом на дыбе" было следующей стадией пытки. Палач, связав ремнем ноги пытаемого, привязывал его к стоящему перед дыбой столбу. Таким образом, тело жертвы застывало почти параллельно земле. Затем, к делу приступал "кнутместер", который наносил удары преимущественно от лопаток до крестца.



ПЫТКА ВОДОЮ

Для этой пытки узника привязывали к столбу и на его темя медленно, с расстановкой, падали крупные капли воды. Через некоторое время каждая капля отдавалась в голове адским грохотом, что не могло не побуждать к признанию. Равномерно падающая холодная вода вызывала спазм сосудов головы, тем больший, чем дольше продолжалась пытка. Фиксация воздействия водой на одной точке формировала в теменной области очаг угнетения, который разрастался, захватывая всю кору головного мозга. Вероятно, какое-то значение имела частота падения капель, поскольку считалось, что воде надлежало именно капать, а не литься тонкой струей. Скорее всего, большое значение имела и высота падения капель, отчего зависела сила удара.

Документы свидетельствуют, что эта пытка приводила к тому, что после тяжелых мучений преступник терял сознание. В России так описывали эту пытку: "простригают на голове волосы и на то место льют холодную воду по капле, от чего в изумление приходят". Из истории известно, что в 1671 году такой пытке подвергали Степана Разина.



РУЧНАЯ ПИЛА

С её помощью осуществляли одну из самых мучительных казней, пожалуй, более страшную, нежели смерть на костре. Палачи распиливали осужденного, подвешенного вниз головой и привязанного ногами к двум опорам. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно часто его применяли в отношении содомитов и ведьм. Известно, что это "средство" широко употребляли французские судьи при осуждении ведьм, которые забеременели от "дьявола ночных кошмаров" или даже от с самого Сатаны.

КОШАЧЬЯ ЛАПА ИЛИ ИСПАНСКОЕ ЩЕКОТАЛО

Этот пыточный инструмент напоминал железные грабли. Преступника растягивали на широкой доске или привязывали к столбу, а затем раздирали его плоть в клочья.

ДОЧЬ ДВОРНИКА ИЛИ АИСТ

Использование термина "Аист" приписывают Римскому суду Святейшей Инквизиции. Такое же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге "Итальянские летописи" (1749). Происхождение еще более странного названия - "Дочь дворника" - неясно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления, хранящегося в Лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение "имени", это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, применявшихся во времена Инквизиции.

Положение тела жертвы, при котором голова, шея, руки и ноги были стиснуты единой железной полосой, было изуверски продумано: спустя несколько минут неестественно скрюченная поза вызывала у жертвы сильнейший мышечный спазм в области живота; далее спазм охватывал конечности и все тело. По прошествии времени, стиснутый "Аистом" преступник приходил в состояние полного безумия. Часто, в то время как жертва мучалась в этой ужасной позиции, ее пытали раскаленным железом, хлыстом и другими способами. Железные путы врезались в плоть мученика и становились причиной гангрены, а иногда и смерти.

ФЛЕЙТА-ШУМЕЛКА (ДУДКА КРИКУНА)

Это приспособление обездвиживало голову и руки жертвы. Оно было снабжено большим обручем, охватывающим шею, в то время как пальцы были стиснуты стальными зажимами, причинявшими осужденному нестерпимую боль. Наказание усугублялось тем, что несчастного выставляли у позорного столба перед глумящейся толпой наказание "флейтой" назначалось за клевету, сквернословие, ересь и богохульство. Чем-то напоминает вувузелу.

ВИЛКА ЕРЕТИКА

Этот инструмент, действительно, напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве, как впрочем, и при обвинении в обычных преступлениях. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись: "Я отрекаюсь".


Первое упоминание о "рогатках" в России относится к 1728 году, когда обер-фискала М. Косого обвинили в том, что он держит у себя дома арестованных купцов, "вымысля прежде небывалые мучительные ошейники железные с длинными спицами".

Рогатки известны двух типов. Одни сделаны в виде замыкающегося на замок широкого металлического ошейника с прикрепленными на не длинными железными шипами. Современник, видевший их в Петербурге в 1819 году в женской тюрьме так описывал это приспособление: "Спицы длиной в восемь дюймов, так вделаны, что они (женщины) не могут ложиться ни днем, ни ночью". Рогатки другого типа состояли "из железного обруча вокруг головы, замыкающегося с помощью двух цепей, которые опускались вниз от висков под подбородок. К этому обручу было приделано перпендикулярно несколько длинных шипов".

СКРИПКА СПЛЕТНИЦ

Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин и своей формой напоминала этот изысканный музыкальный инструмент. Это было орудие мягкой пытки, игравшее скорее психологическую и символическую роль. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям.

Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности. Руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так, что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно представить себе страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.


БОЧКА ПОЗОРА

Это приспособление наносило в основном психологическую травму. Физическая сторона пытки состояла в том, чтобы жертва "всего лишь" удерживала вес бочки на плечах, что было, конечно, изнурительно и утомительно само по себе, но не так болезненно, если сравнивать с другими видами пыток. Пытка с помощью "бочки позора" назначалась, в основном, хроническим алкоголикам, которых выставляли на всеобщее осуждение и осмеяние.

Сегодня, когда значение репутации не столь существенно, мы можем недооценивать степень унижения, связанного с этим видом пытки. Бочки могли быть двух видов - с открытым и закрытым дном. Первый вариант позволял жертве ходить с тяжкой ношей; второй - обездвиживал жертву, которую окунали в экскременты или гнилостную жидкость.

Вообще куклы сделаны очень качественно. Даже в музеях восковых фигур искусственные лица не производили такого впечатления, как здесь. Этот персонаж особенно понравился.


КРЕСЛО ДОПРОСА

Пытка с его помощью высоко ценилась во времена Инквизиции как хорошее средство при допросах молчаливых еретиков и колдунов. Этот инструмент применяли в Центральной Европе, в частности в Нюрнберге. Здесь регулярно, вплоть до 1846 года проводились предварительные следствия с его использованием.

Кресла были разных размеров и форм, сплошь покрытые шипами, с приспособлениями для болезненной фиксации жертвы и даже с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в тело вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, но иногда растягивалась до нескольких недель. Палачи порою усиливали муки жертвы, протыкая ее конечности, применяя раскаленные щипцы и другие орудия пыток.




ШЕЙНАЯ ЛОВУШКА

Представляла собой кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Тюремная стража использовала ее, дабы контролировать и подчинять себе жертву, находясь при этом на безопасном расстоянии. Это устройство позволяло удерживать заключенного за шею так, что его можно было вести туда, куда требовалось конвоиру.

ПОСАЖЕНИЕ НА КОЛ

Было одной из самых мучительных казней, пришедших в Европу с Востока. Чаще всего заостренный кол вводили в задний проход, затем его ставили вертикально и тело, под собственной тяжестью, медленно сползало вниз... При этом мучения иногда длились несколько дней. Известны и иные способы сажания на кол. Например, иногда кол вбивали посредством колотушки, или же натягивали на него жертву, привязанную за ноги к лошадям. Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать обильного кровотечения, приближающего конец.

На старинных рисунках и гравюрах часто изображают сцены, где острие кола выходит изо рта казненного. Однако на практике кол чаще всего выходил под мышкой, между ребер или же через живот.

Особенно широко пользовался сажанием на кол господарь (правитель) Валахин Влад Цепеш (1431-1476), известный вы истории под именем Дракула. (Его отец командор религиозно-рыцарского ордена дракона, созданного для борьбы с усилившейся турецкой экспансии, передал прозвище Дракула - посвященный драконе - своему сыну). Борясь против неверных, он жестоко обращался с турецкими пленными и с теми, кого подозревал в связях с противником. современники дали ему и другое прозвище: "Влад - колосажатель". Известно, что когда войска турецкого султана осадили княжеский замок, Дракула велел отрубить у убитых турок головы, насадить их на пики и выставить на стенах. В музее представлен именно этот эпизод.


РЕШЕТКА-ЖАРОВНЯ.

Во времена Средневековья палачи были вольны сами выбирать любое, с их точки зрения подходящее, средство для получения признания. нередко они использовали и жаровню. Жертву привязывали (или приковывали) к металлической решетке и затем "поджаривали", "подвяливали" до тех пор, пока не получали "искреннее признание" или "раскаяние". По преданию, от пыток на жаровне погиб в 28 году нашей эры. Святой Лаврентий - испанский диакон, один из первых христианских мучеников.

Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной. Железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач постепенно закручивал железный болт, который медленно входил в череп осужденного. Другая разновидность этой казни, более распространенная в последнее время - удушение с помощью металлической проволоки.

Гаррота использовалась в Испании вплоть до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с ее применением была проведена в 1975 году: был казнен студент, как выяснилось позднее, оказавшийся невиновным. Этот инцидент стал последней каплей в череде доводов в пользу отмены смертной казни в этой стране.

СОЛОМЕННАЯ КОСА

Коса, сплетенная из соломы, была легким и не причинявшим физической боли наказанием. Ее надевали на голову женщинам, в основном молодым в наказание за провинности, относящиеся к понятиям женской чести. Исключением было прелюбодеяние, которое считалось серьезным преступлением и заслуживало более сурового наказания. Наказание "соломенной косой" налагалось за небольшие прегрешения, такие как слишком большой вырез платья, служащий объектом для сплетен, или же за походку, которая считалась соблазнительной для мужчин.


ИСПАНСКИЙ САПОГ

Был своеобразным проявлением "инженерного гения", так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический "Испанский сапог", снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей.

В России использовали несколько иную, упрощенную разновидность "Испанского сапога" - металлическая конструкция замыкалась вокруг ноги и затем в скрепу забивали молотком дубовые клинья, постепенно заменяя их клиньями все большей и большей толщины. По преданию самым страшным и действенным считался восьмой клин, после чего пытка прекращалась, так как кости голени ломались.


ЖЕЛЕЗНЫЙ БАШМАК

Следует рассматривать как вариант "испанского сапога", но в этом случае палач работал не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Этот "Башмак" был снабжен системой винтов, аналогичной той же, что и в "Тисках для пальцев" (разновидность струбцины). Слишком "усердное" применение этого пыточного инструмента обычно оканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.

ОРДЕН "ЗА ПЬЯНСТВО"

В царствование Петра I таким "орденом" (весом не менее одного пуда, т.е. 16 кг) принудительно "награждали" неисправимых алкоголиков. К сожалению, этот курьезный способ борьбы с пьянством в России не принес никаких результатов.

ПРЕСС ДЛЯ ГОЛОВЫ

Это наказание имеет много общего с пыткой пришедшей в Россию с Востока под названием "клячить голову". Современники так описывали клячанье: "Наложа на голову веревку, просунув кляп, вертят так, что оный (пытаемый) изумленным бывает". (Иными словами, при этой пытке просовывали под веревку палку, которой эту веревку закручивали).

По такому же принципу была изготовлена и "машина для казни" в Северной Германии, высоко ценимая местными палачами. Действовала она довольно просто: подбородок жертвы помещали на плоскую опору, а металлическая дуга опоясывала верхнюю часть головы и опускалась с помощью винтов. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти... Поскольку при повороте ворота давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа.

В дальнейшем этот инструмент утратил свое значение как орудие казни и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах Латинской Америки очень похожие приспособления используются до сих пор.



ВОНЗАЮЩИЕСЯ КОЗЛЫ ("КОНЬ")

Жертву усаживали верхом на этот пыточный аппарат с привязанными к запястьям и лодыжкам гирями. Острое ребро перекладины впивалось в промежности, вызывая нестерпимую боль.

БДЕНИЕ ИЛИ КОЛЫБЕЛЬ ИУДЫ

По словам изобретателя этого приспособления Ипполито Марсили, введение в обиход "Бдения" явилось переломным моментом в истории пыток. Отныне система получения признания не предполагала нанесение телесных повреждений. В ней нет сломанных позвоночников, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов; единственное что по настоящему страдало при новой пытке - это нервы жертвы.

Смысл "Бдения" состоял в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно; это была своеобразная пытка бессонницей. Тем не менее, "Бдение", которое первоначально не рассматривалось как жестокая пытка, во времена Инквизиции нередко принимало более изощренные формы.

На жертву надевали стальной пояс и с помощью системы блоков и веревок подвешивали над острием пирамиды, которая располагалась под задним проходом. Смысл пытки заключался в том, чтобы не дать несчастному расслабиться или уснуть. Платой даже за самый кратковременный отдых становилось проникновение в тело острия пирамиды. Боль была настолько сильной, что обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедуру откладывали пока жертва не приходила в себя. В Германии "пытка бдением" называлась "Колыбелью Иуды".

ЖЕЛЕЗНЫЙ КЛЯП

Этот пыточный инструмент появился для того, чтобы "успокоить" жертву и прекратить пронзительные крики, докучавшие инквизиторам. Железная трубка внутри "маски" плотно засовывалась в горло преступника, а сама "маска" запиралась болтом на затылке. Отверстие позволяло дышать, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Зачастую это приспособление применялось для тех, кто был приговорен к сожжению на костре.

Особенное распространение "железный кляп" получил во время массовых сожжений еретиков, где казнили целые группы, по приговору Святейшей Инквизиции. "Железный кляп" позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушали своими воплями духовную музыку, сопровождавшую казнь. Известно, что Джордано бруно был сожжен в Риме в 1600 году с железным кляпом во рту. Тот кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил нёбо.

КЛЕЙМЕНИЕ

Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом, а позднее заполняли смесью туши и индиго. В указе 1705 года предписывалось натирать ранки порохом "многажды накрепко", чтобы преступники "тех пятен ничем не вытравливали". Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать "правильным" ранкам и растравляли их. Не случайно петровский указ о наказании закоренелых преступников предписывал: "пятнать их новым клеймом". Но в тюрьме и на каторге всегда находилось много разных "умельцев", благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны.

Уже в XIX просвещенные чиновники понимали всю дикость клеймения. Особенно живо обсуждалась эта проблема в начале царствования Александра III, когда стало известно дело о двух крестьянах, приговоренных за убийство к вырезанию ноздрей, клеймению и ссылке в Нерчинск. Но вскоре выяснилось, что оба они не виноваты, им дали вольную и постановили: "к поправлению варварского вырезания ноздрей и штемпелевывания по лицам следует снабдить их видом (документом), свидетельствующим невинность". Однако клеймение, как и вырезание ноздрей, отменили только по указу 17 апреля 1863 г.







ТИСКИ ДЛЯ БОЛЬШИХ ПАЛЬЦЕВ

Дробление суставов подследственного - один из самых простых и действенных методов пытки, который использовался с древнейших времен. В России, этот пыточный механизм более известен как "Винтовой ручной зажим", прозванный в народе "репкой" (в сжатом состоянии она отдаленно напоминает этот овощ).

Представленная здесь устройство - точная копия, сделанная по чертежам, приложенным к "Криминальному кодексу императрицы Марии-Терезии", изданному в Вене в 1769 г. Появление такого труда в эти годы было явным анахронизмом для Европы: к этому времени пытки уже были отменены в Англии, Пруссии, Тоскане и множестве мелких княжеств. Это руководство подробно описывает процедуру проведения пыток, а также дает судьям ряд практических рекомендаций. Спустя всего семь лет, "Кодекс" был отменен Иосифом II - сыном императрицы.

ПЫТКА "ГРУШЕЙ"

Этот инструмент использовался для анальной и оральной пыток. Его вводили в рот или анальное отверстие и при закручивании винта сегменты груши раскрывались максимально. В результате этой пытки внутренние органы серьезно повреждались, часто приводя к смерти.

ОШЕЙНИК С ШИПАМИ

Цепь с острыми шипами замыкалась на шее жертвы. Ошейник ранил тело, раны гноились и со временем становились неизлечимыми. Такая пытка не требовала вмешательства палача.

ГИЛЬОТИНА




ПЛАХИ И ТОПОРЫ

Слева топор для усечения головы, справа для рук и ног.

КЛЕТКА С ПУГАЧЁВЫМ


ПОСТАНОВКА "ИЗГНАНИЕ БЕСА"




СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРЕ (ЖАННА Д"АРК)


НАКАЗАНИЕ ПЛЕТЬЮ И БАТОГАМИ








ПОЯСА ВЕРНОСТИ

Женский первый, мужской второй.


Клетки использовались в качестве позорного столба. В деревянной клетке человек узник имел небольшую свободу действий, тогда как в железной клетке он был максимально обездвижен, что давало любому желающему причинить вред заключенному, не опасаясь ответной реакции. Обычно жертву поили и кормили, но известны случаи, когда заключенный погибал в ней от голода и жажды, а труп его надолго оставляли в назидание окружающим.














Стоимость посещения 220 рублей.
Вроде были скидки пенсионерам и студентам, фотосъемка включена в стоимость билета.

Пару недель назад побывал в музее Средневековых орудий пыток, который расположен в Петропавловской крепости.

КОЛЕНОДРОБИЛКА
Использовалась для раздробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Кроме того многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, вследствие которых жертва истекала кровью.

"НЮРНБЕРГСКАЯ ДЕВА"
Орудие смертной казни или пытки эпохи Средневековья, представлявшее собой железный или деревянный шкаф-саркофаг, напоминавший по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. В него помещали обвиняемого, створки дверей закрывали и тело несчастного пронзали десятки острых шипов-кинжалов, расположенных так, что ни один из жизненно-важных органов не был задет, поэтому агония длилась довольно долго. Один из ранних прототипов этого орудия был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Первый зафиксированный случай судебного разбирательства с помощью "Девы" относится к 1515 году: наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри этого пыточного шкафа три дня.

КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ
Этот вид казни считался в прошлые времена (как впрочем и в XX веке) самым позорным. В России его подразделяли на три вида: обычное повешение за шею, повешение за проткнутое крюком ребро, и повешение за ноги. Повешение совершалось обычно на виселице, стоящей на эшафоте, но случалось, что для этой цели использовали дерево или ворота. Обычно выделяют три вида виселиц характерных для России XVII-XVIII вв.: "покоем" (П), "глаголем" (Г), и "двойным глаголем" (Т). В допетровские времена, если казнимый преступник срывался с виселицы, то ему по давней традиции даровали жизнь. В 1715 г. этот обычай был отменен:"Палач когда кого имеет повесить, а веревка порветца и осужденный с виселицы оторветца и еще жив будет, того ради осужденный не свободен есть, но палач имеет чин свой (т.е. обязанность) до тех пор то отправлять, пока осужденный живота не лишитца". Когда во время казни декабристов летом 1826 г. двое из приговоренных сорвались с виселицы, главный экзекутор приказал их повесить заново и в этом он строго следовал нормам петровского законодательства. Современник Петра I датчанин Ю.Юль отмечал: "Удивления достойно, с каким равнодушием относятся русские к смертной казни и как мало боятся её... Без милосердия повесили крестьянина. Перед тем, как лезть на лестницу (приставленную к виселице), он обернулся в сторону церкви и трижды перекрестился, сопровождая каждое знамение земным поклоном, потом три раза перекрестился, когда его сбрасывали с лестниц. Замечательно, что будучи сброшен с неё и вися (на воздухе), он ещё раз осенил себя крестом, ибо здесь приговоренным к повешению рук не связывают". В таком отношении приговоренных к казни видна одна из главных черт русского менталитета: "Умирать не страшно и не жалко", той скверной жизнью, которой живет русский человек, лучше вообще не жить. (К. Случевский).
КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ ЗА ПРОТКНУТОЕ КРЮКОМ РЕБРО.
При этой казни смерть не наступала сразу и преступник мог довольно долго жить. Современники Петра I Ф.В. Берхгольц описывает случай, когда повешенный за ребро преступник ночью "имел столько силы, что мог приподняться кверху и вытащить из себя крюк. Упав на землю, несчастный на четвереньках прополз несколько сот шагов и спрятался, но его нашли и опять повесили точно таким же образом". Эту казнь могли совмещать с другими видами наказания: Никита Кириллов в 1714 г. был повешен за ребро уже после колесования.

МОЛИТВЕННЫЙ КРЕСТ
Этот пыточный инструмент использовался для длительной фиксации преступника в крайне неудобном положении - позе покорности и смирения, что помогало палачам полностью подчинить заключенного своей воле. Пытка "Молитвенным Крестом" в сырых казематах длилась иногда неделями. По некоторым данным, "Крест" был изобретен в католической Австрии в XVI-XVII вв. Об этом свидетельствует редкое издание "Justiz in der alter Zeit" ("Правосудие в старые времена"), имеющееся в Музее правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Подлинная историческая модель хранится ныне в башне Замка в Зальцбурге (Австрия).

ДЫБА
В истории пытки известны четыре разновидности этого наказания:
1. "Виска", т.е. подвешивание пытаемого на дыбе без нанесения ему ударов кнутом была первой стадией пытки.
2. "Встряска" была методом ужесточения "виски": между связанными ногами преступника продевали бревно, на него вскакивал палач, чтобы сильнее "потянуть ево, дабы более истязание чувствовал".
3. "Развязка в кольца" была разновидностью "виски". Суть пытки состояла в том, что ноги и руки пытаемого привязывали за веревки, которые протягивали через вбитые потолок и стены кольца. В итоге человек висел растянутым в воздухе почти горизонтально. В Западной Европе XVI-XVII вв. это приспособление называли "колыбелью Иуды". К этой категории дыбы можно отнести широко распространенный в Европе "горизонтальный станок".
4. "Битье кнутом на дыбе" было следующей стадией пытки. Палач, связав ремнем ноги пытаемого, привязывал его к стоящему перед дыбой столбу. Таким образом, тело жертвы застывало почти параллельно земле. Затем, к делу приступал "кнутместер", который наносил удары преимущественно от лопаток до крестца.

ПЫТКА ВОДОЮ
Для этой пытки узника привязывали к столбу и на его темя медленно, с расстановкой, падали крупные капли воды. Через некоторое время каждая капля отдавалась в голове адским грохотом, что не могло не побуждать к признанию. Равномерно падающая холодная вода вызывала спазм сосудов головы, тем больший, чем дольше продолжалась пытка. Фиксация воздействия водой на одной точке формировала в теменной области очаг угнетения, который разрастался, захватывая всю кору головного мозга. Вероятно, какое-то значение имела частота падения капель, поскольку считалось, что воде надлежало именно капать, а не литься тонкой струей. Скорее всего, большое значение имела и высота падения капель, отчего зависела сила удара. Документы свидетельствуют, что эта пытка приводила к тому, что после тяжелых мучений преступник терял сознание. В России так описывали эту пытку: "простригают на голове волосы и на то место льют холодную воду по капле, от чего в изумление приходят". Из истории известно, что в 1671 г. такой пытке подвергали Степана Разина.

РУЧНАЯ ПИЛА
С её помощью осуществляли одну из самых мучительных казней, пожалуй, более страшную, нежели смерть на костре. Палачи распиливали осужденного, подвешенного вниз головой и привязанного ногами к двум опорам. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно часто его применяли в отношении содомитов и ведьм. Известно, что это "средство" широко употребляли французские судьи при осуждении ведьм, которые забеременели от "дьявола ночных кошмаров" или даже от с самого Сатаны.
"КОШАЧЬЯ ЛАПА" ИЛИ "ИСПАНСКОЕ ЩЕКОТАЛО"
Этот пыточный инструмент напоминал железные грабли. Преступника растягивали на широкой доске или привязывали к столбу, а затем раздирали его плоть в клочья.

"ДОЧЬ ДВОРНИКА" ИЛИ "АИСТ"
Использование термина "Аист" приписывают Римскому суду Святейшей Инквизиции. Такое же название этому орудию пытки было дано Л. А. Муратори в его книге "Итальянские летописи" (1749). Происхождение еще более странного названия - "Дочь дворника" - неясно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления, хранящегося в Лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение "имени", это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, применявшихся во времена Инквизиции. Положение тела жертвы, при котором голова, шея, руки и ноги были стиснуты единой железной полосой, было изуверски продумано: спустя несколько минут неестественно скрюченная поза вызывала у жертвы сильнейший мышечный спазм в области живота; далее спазм охватывал конечности и все тело. По прошествии времени, стиснутый "Аистом" преступник приходил в состояние полного безумия. Часто, в то время как жертва мучалась в этой ужасной позиции, ее пытали раскаленным железом, хлыстом и другими способами. Железные путы врезались в плоть мученика и становились причиной гангрены, а иногда и смерти.

ФЛЕЙТА-ШУМЕЛКА (ДУДКА КРИКУНА)
Это приспособление обездвиживало голову и руки жертвы. Оно было снабжено большим обручем, охватывающим шею, в то время как пальцы были стиснуты стальными зажимами, причинявшими осужденному нестерпимую боль. Наказание усугублялось тем, что несчастного выставляли у позорного столба перед глумящейся толпой наказание "флейтой" назначалось за клевету, сквернословие, ересь и богохульство.
Чем-то напоминает вувузелу.

ВИЛКА ЕРЕТИКА
Этот инструмент, действительно, напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве, как впрочем, и при обвинении в обычных преступлениях. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись:"Я отрекаюсь".

"РОГАТКИ"
Первое упоминание о "рогатках" в России относится к 1728 г., когда обер-фискала М. Косого обвинили в том, что он держит у себя дома арестованных купцов, "вымысля прежде небывалые мучительные ошейники железные с длинными спицами". "Рогатки" известны двух типов. одни сделаны в виде замыкающегося на замок широкого металлического ошейника с прикрепленными на не длинными железными шипами. Современник, видевший их в Петербурге в 1819 г. в женской тюрьме так описывал это приспособление:"...спицы длиной в восемь дюймов, так вделаны, что они (женщины) не могут ложиться ни днем, ни ночью". "Рогатки" другого типа состояли "из железного обруча вокруг головы, замыкающегося с помощью двух цепей, которые опускались вниз от висков под подбородок. К этому обручу было приделано перпендикулярно несколько длинных шипов".

СКРИПКА СПЛЕТНИЦ
Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин и своей формой напоминала этот изысканный музыкальный инструмент. Это было орудие мягкой пытки, игравшее скорее психологическую и символическую роль. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности. Руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так, что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно представить себе страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.

БОЧКА ПОЗОРА
Это приспособление наносило в основном психологическую травму. Физическая сторона пытки состояла в том, чтобы жертва "всего лишь" удерживала вес бочки на плечах, что было, конечно, изнурительно и утомительно само по себе, но не так болезненно, если сравнивать с другими видами пыток. Пытка с помощью "бочки позора" назначалась, в основном, хроническим алкоголикам, которых выставляли на всеобщее осуждение и осмеяние. Сегодня, когда значение репутации не столь существенно, мы можем недооценивать степень унижения, связанного с этим видом пытки. Бочки могли быть двух видов - с открытым и закрытым дном. Первый вариант позволял жертве ходить с тяжкой ношей; второй - обездвиживал жертву, которую окунаи в экскременты или гнилостную жидкость.
Вообще куклы сделаны очень качественно. Даже в музеях восковых фигур искусственные лица не производили такого впечатления, как здесь. Этот персонаж особенно понравился.

КРЕСЛО ДОПРОСА
Пытка с его помощью высоко ценилась во времена Инквизиции как хорошее средство при допросах молчаливых еретиков и колдунов. Этот инструмент применяли в Центральной Европе, в частности в Нюрнберге. Здесь регулярно, вплоть до 1846 г. проводились предварительные следствия с его использованием. "Кресла" были разных размеров и форм, сплошь покрытые шипами, с приспособлениями для болезненной фиксации жертвы и даже с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в тело вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, но иногда растягивалась до нескольких недель. Палачи порою усиливали муки жертвы, протыкая ее конечности, применяя раскаленные щипцы и другие орудия пыток.

ШЕЙНАЯ ЛОВУШКА
Представляла собой кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Тюремная стража использовала ее, дабы контролировать и подчинять себе жертву, находясь при этом на безопасном расстоянии. Это устройство позволяло удерживать заключенного за шею так, что его можно было вести туда, куда требовалось конвоиру.

ПОСАЖЕНИЕ НА КОЛ
Было одной из самых мучительных казней, пришедших в Европу с Востока. Чаще всего заостренный кол вводили в задний проход, затем его ставили вертикально и тело, под собственной тяжестью, медленно сползало вниз... При этом мучения иногда длились несколько дней. Известны и иные способы сажания на кол. Например, иногда кол вбивали посредством колотушки, или же натягивали на него жертву, привязанную за ноги к лошадям. Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать обильного кровотечения, приближающего конец. На старинных рисунках и гравюрах часто изображают сцены, где острие кола выходит изо рта казненного. Однако на практике кол чаще всего выходил под мышкой, между ребер или же через живот. Особенно широко пользовался сажанием на кол господарь (правитель) Валахин Влад Цепеш (1431-1476), известный вы истории под именем Дракула. (Его отец командор религиозно-рыцарского ордена дракона, созданного для борьбы с усилившейся турецкой экспансии, передал прозвище Дракула - посвященный драконе - своему сыну). Борясь против неверных, он жестоко обращался с турецкими пленными и с теми, кого подозревал в связях с противником. современники дали ему и другое прозвище:"Влад - колосажатель". Известно, что когда войска турецкого султана осадили княжеский замок, Дракула велел отрубить у убитых турок головы, насадить их на пики и выставить на стенах.
В музее представлен именно этот эпизод.

РЕШЕТКА-ЖАРОВНЯ.
Во времена Средневековья палачи были вольны сами выбирать любое, с их точки зрения подходящее, средство для получения признания. нередко они использовали и жаровню. Жертву привязывали (или приковывали) к металлической решетке и затем "поджаривали", "подвяливали" до тех пор, пока не получали "искреннее признание" или "раскаяние". По преданию, от пыток на жаровне погиб в 28 г н.э. Святой Лаврентий - испанский диакон, один из первых христианских мучеников.

ГАРРОТА
Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной. Железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач постепенно закручивал железный болт, который медленно входил в череп осужденного. Другая разновидность этой казни, более распространенная в последнее время - удушение с помощью металлической проволоки. Гаррота использовалась в Испании вплоть до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с ее применением была проведена в 1975 г.: был казнен студент, как выяснилось позднее, оказавшийся невиновным. Этот инцидент стал последней каплей в череде доводов в пользу отмены смертной казни в этой стране.

СОЛОМЕННАЯ КОСА
Коса, сплетенная из соломы, была легким и не причинявшим физической боли наказанием. Ее надевали на голову женщинам, в основном молодым в наказание за провинности, относящиеся к понятиям женской чести. Исключением было прелюбодеяние, которое считалось серьезным преступлением и заслуживало более сурового наказания. Наказание "соломенной косой" налагалось за небольшие прегрешения, такие как слишком большой вырез платья, служащий объектом для сплетен, или же за походку, которая считалась соблазнительной для мужчин.

ИСПАНСКИЙ САПОГ
Был своеобразным проявлением "инженерного гения", так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический "Испанский сапог", снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей. В России использовали несколько иную, упрощенную разновидность "Испанского сапога" - металлическая конструкция замыкалась вокруг ноги и затем в скрепу забивали молотком дубовые клинья, постепенно заменяя их клиньями все большей и большей толщины. По преданию самым страшным и действенным считался восьмой клин, после чего пытка прекращалась, так как кости голени ломались.

ЖЕЛЕЗНЫЙ БАШМАК
Следует рассматривать как вариант "испанского сапога", но в этом случае палач работал не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Этот "Башмак" был снабжен системой винтов, аналогичной той же, что и в "Тисках для пальцев" (разновидность струбцины). Слишком "усердное" применение этого пыточного инструмента обычно оканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.

ОРДЕН "ЗА ПЬЯНСТВО"
В царствование Петра I таким "орденом" (весом не менее одного пуда, т.е. 16 кг) принудительно "награждали" неисправимых алкоголиков. К сожалению, этот курьезный способ борьбы с пьянством в России не принес никаких результатов.

ПРЕСС ДЛЯ ГОЛОВЫ
Это наказание имеет много общего с пыткой пришедшей в Россию с Востока под названием "клячить голову". Современники так описывали клячанье: "Наложа на голову веревку, просунув кляп, вертят так, что оный (пытаемый) изумленным бывает". (Иными словами, при этой пытке просовывали под веревку палку, которой эту веревку закручивали). По такому же принципу была изготовлена и "машина для казни" в Северной Германии, высоко ценимая местными палачами. Действовала она довольно просто: подбородок жертвы помещали на плоскую опору, а металлическая дуга опоясывала верхнюю часть головы и опускалась с помощью винтов. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти... Поскольку при повороте ворота давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. В дальнейшем этот инструмент утратил свое значение как орудие казни и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах Латинской Америки очень похожие приспособления используются до сих пор.

ВОНЗАЮЩИЕСЯ КОЗЛЫ ("КОНЬ")
Жертву усаживали верхом на этот пыточный аппарат с привязанными к запястьям и лодыжкам гирями. Острое ребро перекладины впивалось в промежности, вызывая нестерпимую боль.

"БДЕНИЕ" ИЛИ "КОЛЫБЕЛЬ ИУДЫ"
По словам изобретателя этого приспособления Ипполито Марсили, введение в обиход "Бдения" явилось переломным моментом в истории пыток.Отныне система получения признания не предполагала нанесение телесных повреждений. В ней нет сломанных позвоночников, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов; единственное что по настоящему страдало при новой пытке - это нервы жертвы. Смысл "Бдения" состоял в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно; это была своеобразная пытка бессонницей. Тем не менее, "Бдение", которое первоначально не рассматривалось как жестокая пытка, во времена Инквизиции нередко принимало более изощренные формы. На жертву надевали стальной пояс и с помощью системы блоков и веревок подвешивали над острием пирамиды, которая располагалась под задним проходом. Смысл пытки заключался в том, чтобы не дать несчастному расслабиться или уснуть. Платой даже за самый кратковременный отдых становилось проникновение в тело острия пирамиды. Боль была настолько сильной, что обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедуру откладывали пока жертва не приходила в себя. В Германии "пытка бдением" называлась "Колыбелью Иуды".

ЖЕЛЕЗНЫЙ КЛЯП
Этот пыточный инструмент появился для того, чтобы "успокоить" жертву и прекратить пронзительные крики, докучавшие инквизиторам. Железная трубка внутри "маски" плотно засовывалась в горло преступника, а сама "маска"запиралась болтом на затылке. Отверстие позволяло дышать, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Зачастую это приспособление применялось для тех, кто был приговорен к сожжению на костре. Особенное распространение "железный кляп" получил во время массовых сожжений еретиков, где казнили целые группы, по приговору Святейшей Инквизиции. "Железный кляп" позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушали своими воплями духовную музыку, сопровождавшую казнь. Известно, что Джордано бруно был сожжен в Риме в 1600 г с железным кляпом во рту. Тот кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил нёбо.

КЛЕЙМЕНИЕ
Преступников, подлежащих ссылке на каторгу, клеймили особыми клеймами. Это делалось для того, чтобы они "от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были". Клейменый позорным тавром человек становился изгоем. Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом, а позднее заполняли смесью туши и индиго. В указе 1705 г. предписывалось натирать ранки порохом "многажды накрепко", чтобы преступники "тех пятен ничем не вытравливали". Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать "правильным" ранкам и растравляли их. Не случайно петровский указ о наказании закоренелых преступников предписывал:"пятнать их новым клеймом". Но в тюрьме и на каторге всегда находилось много разных "умельцев", благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны. Уже в XIX просвещенные чиновники понимали всю дикость клеймения. Особенно живо обсуждалась эта проблема в начале царствования Александра III, когда стало известно дело о двух крестьянах, приговоренных за убийство к вырезанию ноздрей, клеймению и ссылке в Нерчинск. Но вскоре выяснилось, что оба они не виноваты, им дали вольную и постановили: "к поправлению варварского вырезания ноздрей и штемпелевывания по лицам следует снабдить их видом (документом), свидетельствующим невинность". Однако клеймение, как и вырезание ноздрей, отменили только по указу 17 апреля 1863 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!