УРОК НА ТЕМУ
«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.
Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):
Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
осен н ий ← осень вид е л ← видеть
(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)
Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умыва е тСЯ, расчесыва е тСЯ, одева е тСЯ, соб и ра е тСЯ
(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне - изображение аккуратной девочки.)
Какая приставка поможет ученику завершить действие?
Учил → выучил
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:
Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
доклад о ы вать, команд о ы вать,
Гор е и вать, наста е и вать.
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».
- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материалом.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:
Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
гор и е ватъ, доклад о ы вать
1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.
Я что делаю? что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
↓ ↓
Ую, -юю -ываю, -иваю
↓ ↓
Ова, -ева- -ыва-, -ива-
Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
докладЫВАЮ – докладЫВАть
горЮЮ - горЕВАть.
командУЮ - командОВАть.
настаИВАЮ - настаИВАть.
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)
Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:
рассказЫВАю
рассказЫВАешь
рассказЫВАет
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
командОВАтъ
командУю
командУЕешь
командУет
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами - о, е.
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.
4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.
Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).
1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)
Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)
Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)
Раненому сделали операцию, (прооперировали - прооперирУЮ)
Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали - заасфальтирУЮ)
Два часа я гулял по улице, (прогуливался - прогулМВАЮсь)
Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.
2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.
Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.
Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.
Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.
3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
подливать масла в огонь усердствовать
набрать в рот воды подзадоривать
из кожи вон лезть безмолвствовать
5. Промежуточный контроль,
Самостоятельная работа.
Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.
1. -ыва- Оправдывать - атаковать.
2. -ова Воспит..вать - торжеств..вать.
3. -ова- Лакир..вать - испыт..вать.
4. ова Доклад..вать - исслед..вать.
5. -ова- Записывать - чувств..вать.
6. -ова- Негод..вать - откус..вать.
7. -ыва- Действ..вать - образов..вать.
оправдывать
торжествовать
лакировать
исследовать
чувствовать
негодовать
образовывать
Проверка:
Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.
6. Самостоятельная работа.
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.
Использ о вать, жал о ваться, танц е вать,
расспраш и вать, отпляс ы вать, откап ы вать,
высчит ы вать, вспах и вать, пропал ы вать,
склад ы вать, попроб о вать, затраг и вать,
проветр и вать, дн е вать и ноч е вать.
Самопроверка по записи на доске:
О О Е И
Ы Ы Ы И
Ы Ы О И
И Е Е
Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.
7. Подведение итога урока
Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.
8. Дополнительный материал .
Коварные суффиксы.
смотреть - рассмАтривать - (смОтр)
прополоть - пропАлывать - (пОлет)
умолчать - умАлчивать - (мОлча)
Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.
Вечер встречи видовых пар.
Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.
Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.
9. Домашнее задание (на карточке):
1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
команда - _____ расход - _____
зависть - _____ участие - ________
горе - _______ сочувствие -_______
2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.
обвинять - _________ копить - __________
печалиться - молчать -
3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
Торжественно идти - ___
покрывать лаком - _____________________________________________,
быть шефом - __________________________________________________,
принимать участие - ____________________________________________,
ездить по новым местам - _______________________________________,
проводить расследование - _______________________________________,
посылать телеграмму - _________________________________________,
дать совет -__________________________________________________ .
Правописание окончаний глаголов
1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Ко II спряжению относятся:
· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),
· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),
· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:
2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | хочу хочешь хочет хотим хотите хотят | Бегу бежишь бежит бежим бежите бегут | едим едите едят | создам создашь создаст создадим создадим создадут | дашь даст дадим дадите дадут |
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).
4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)
Ь (мягкий знак) в глагольных формах.
1. Ь (мягкий знак) пишется:
· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),
· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),
· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,
· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).
Правописание суффиксов глаголов
1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.
2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .
Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .
3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).
Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .
4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .
5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.
Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.
Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .
1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую/ -юю: заведую – заведовать – заведовал; ночую – ночевать – ночевал. Если же в указанной форме глагол оканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределенном форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс: разведываю – разведывать – разведывал; застраиваю – застраивать – застраивал.
2. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва – ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть – одолевать, залить – заливать. Исключение: застрять – застревать, затмить, продлить и др. Не следует смешивать глаголы увещевать – увещеваю (с ударяемым -ва -) и усовещивать – усовещиваю (с безударным -ва -).
3. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)кровенеть, (о)стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.
4. Гласные е и и в суффиксах, сходных по происхождению глаголов переходных и непереходных. Следует различать однокоренные глаголы с суффиксами -е – и -и – при употреблении с приставками о-, обез– (обес) . В непереходных глаголах, обозначающих состояние, протекающее само по себе, пишется суффикс -е -: Края наши, раньше богатые зверем, ныне совсем обезлесели. В переходных глаголах, обозначающих воздействие на предмет, пишется суффикс -и -: Частые пожары совсем обезлесели наши края.
Суффиксы ива ева в глаголах – одна из самых сложных для понимания грамматических тем в русском языке, в частности, из-за значительного объема материала. Разбирать и запоминать эти темы учащимся лучше по отдельности, чтобы потом составить цельную картину. О правиле ива ева суффиксах глаголов говорим в этой статье.
Правило суффиксов -ива-, -ева-
Эти два суффикса имеют парные им словообразовательные единицы – -ыва- и -ова- соответственно, которые пишутся по тем же правилам, что и рассматриваемые глагольные суффиксы. Что это за правила? Их несколько, ученикам необходимо запомнить всю нижеследующую информацию.
Итак, суффикс -ева- пишется в глаголах, когда вторая гласная в суффиксе, то есть буква а, стоит в ударной позиции.
Например , одолевА ть, а не одолИ вать.
Также он используется в том случае, когда в настоящем времени первом лице глагол заканчивается на -ую, -юю: воюю – воевать.
Нужно отличать слова с суффиксом -ева- от слов с суффиксом -ва- и корневой гласной е, для чего достаточно подобрать к глаголу несколько однокоренных слов, которые помогут правильно определить корень. Если гласная е в корне сохраняется во всех словах, то для образования глагола использован суффикс -ва-. К тому же с помощью одного родственных слов можно будет проверить, какая гласная пишется в корне: запевать – корень пе – проверочное слово “петь”
Суффикс -ива- используется как в неопределенной форме глагола, так и в его прошедшем времени в том случае, когда в форме первого лица единственного числа настоящего (или же будущего) времени глагол заканчивается на -иваю, то есть можно говорить о сохранении суффикса: осматриваю – осматривать .
Есть ряд глаголов, правописание которых следует просто запомнить. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. А также намереваться и увещевать.
Суффиксы -ива- и -ева- играют очень важную роль в образовании глаголов. Чтобы понимать, как в итоге пишутся слова, нужно знать, от чего и как они образованы, а также правила правописания глагольных суффиксов.
Что мы узнали?
Правописание глагольных суффиксов -ева- и -ива-, которые используются в неопределенной форме глагола и в форме прошедшего времени, подчиняется строгим правилам русского языка. Одну или другую словообразовательную единицу выбирают в зависимости от того, каково окончание глагола в форме настоящего времени и первого лица: -ую и -юю для суффикса -ева- и иваю – для суффикса -ива-. В некоторых случаях этот выбор зависит от ударности или безударности его позиции. Также есть перечень глаголов, правописание которых просто нужно запомнить. Важно также отличать эти суффикс от суффикса -ва- с предыдущим гласным корня. Правильное определение корня также помогает подобрать проверочное слово и понять, какую гласную в нем следует писать.