Правописание суффиксов ива ева в глаголах. Правописание суффиксов различных частей речи

Правописание суффиксов различных частей речи кроме -Н-/-НН- входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 10).

Правописание суффиксов существительных

В существительных чаще всего проверяется правописание суффиксов -ЕК-/-ИК-. Суффиксы -ОК- и -ОН- пишутся единственным образом.

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

Если поставить существительное в родительный падеж единственного числа, и гласная в суффиксе исчезла, то в слове пишется суффикс -ЕК-. Иначе – суффикс -ИК-.

Например:

  • Ключик – суффикс -ИК-, так как в родительном падеже единственного числа «ключика» гласная в суффиксе не пропадает.
  • Замочек – суффикс -ЕК-, так как в родительном падеже единственного числа «замочка» гласная в суффиксе пропала.

Суффиксы -НИК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ИН-, -ИЦ-, -ЕЦ- можно проверить таким же способом.

Правописание суффиксов прилагательных

В прилагательных чаще всего проверяется написание суффиксов -К-, -СК- и -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-/-ИВ-.

Правописание суффиксов -К- и -СК-

Если прилагательное качественное (т.е. оно имеет степени сравнения) или оно образовалось от существительного с основой, заканчивающейся на К, Ч или Ц, то пишется суффикс -К-. Иначе пишется суффикс -СК-.

Например:

  • Низкий – суффикс -К-, потому что прилагательное качественное.
  • Немецкий – суффикс -К-, потому что прилагательное образовалось от существительного немец, заканчивающегося на Ц.
  • Французский – суффикс -СК-, так как прилагательное не качественное и оно образовалось от существительного француз, основа которого не заканчивается на К, Ч или Ц.

Правописание суффиксов -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-, -ИВ-

Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- и -ЧАТ- всегда пишутся единственным образом.

Например:

  • Причудливый – суффикс -ЛИВ-
  • Усидчивый – суффикс -ЧИВ-
  • Репчатый – суффикс -ЧАТ-

Суффикс -ЕВ- пишется только без ударения, а суффикс -ИВ- пишется только под ударением. Исключения: милостивый, юродивый.

Например:

  • Фланелевый – суффикс -ЕВ-, т.к. без ударения
  • Правдивый – суффикс -ИВ-, т.к. под ударением

Главное – отличать суффиксы -ЕВ-/-ИВ- и -ЛИВ-, -ЧИВ- друг от друга. Для этого нужно правильно выполнять морфемный разбор слова.

Правописание суффиксов причастий

В причастиях чаще всего проверяется написание суффиксов -А-, -Я-, -Е- и -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-.

Правописание суффиксов А, Я и Е

Для проверки гласной в суффиксе нужно обратиться к начальной форме глагола (инфинитиву) и посмотреть, какой суффикс используется там. Если глагол заканчивается на -АТЬ или -ЯТЬ, то в суффиксе причастия пишется А или Я. Во всех остальных случаях в суффиксе причастия пишется Е. В причастиях и деепричастиях перед суффиксом -ВШ- используется тот же суффикс, что и в инфинитиве.

Например:

  • Запутанный – суффикс -А-, так как образовано от запутать (заканчивается на -АТЬ)
  • Засеянный – суффикс -Я-, так как образовано от засеять (заканчивается на -ЯТЬ)
  • Клееный – суффикс -Е-, так как образовано от клеить (заканчивается не на -АТЬ или -ЯТЬ)

Правописание суффиксов -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-

Чтобы проверить, какая гласная пишется в суффиксе, нужно определить спряжение глагола , от которого образовано причастие. Если глагол первого спряжения, то используются суффиксы -ОМ-, -ЕМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, если второго, то -ИМ- и -АЩ-, -ЯЩ-.

Например:

  • Зависимый – суффикс -ИМ-, так как образовано от глагола зависеть 2 спряжения
  • Лелеемый – суффикс -ЕМ-, так как образовано от глагола лелеять 1 спряжения
  • Тающие снега – суффикс -ЮЩ-, так как образовано от глагола таять 1 спряжения
  • Клеящий – суффикс -ЯЩ-, так как образовано от глагола клеить 2 спряжения

Правописание суффиксов наречий

В наречиях обычно проверяется написание суффиксов -О- и -А-.

Правописание суффиксов -О- и -А-

Если наречие образовано суффиксальным способом (только с помощью суффикса), то пишется суффикс -О-. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом (с помощью приставки и суффикса одновременно), то при приставках ИЗ-, ДО- и С- пишется суффикс -А-, а при приставках В-, НА- и ЗА- пишется суффикс -О-.

Например:

  • Издавна – образовалось от прилагательного давний приставочно-суффиксальным способом, а при приставке ИЗ- пишется суффикс -А-.
  • Направо – образовалось от прилагательного правый приставочно-суффиксальным способом, а при приставке НА- пишется суффикс -О-.
  • Изначально – образовалось от прилагательного изначальный суффиксальным способом (хотя в слове есть приставка ИЗ-, она уже была в прилагательном), поэтому пишется суффикс -О-.

Правописание суффиксов глаголов и деепричастий

В глаголах обычно проверяется написание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-.

Правописание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-

Чтобы проверить гласную в суффиксе глагола, нужно поставить его в форму первого лица единственного числа. Если суффикс исчезает, то пишется -ЕВА- или -ОВА-, если суффикс сохраняется, то -ИВА- или -ЫВА-. В существительных, причастиях и деепричастиях, образованных от глаголов с данными суффиксами, суффиксы пишутся по тому же правилу.

Например:

  • Горевать – суффикс -ЕВА-, так как в форме первого лица единственного числа он пропадает (горюю)
  • Усваивать – суффикс -ИВА-, так как в форме первого лица единственного числа он сохраняется (усваиваю)

Стоит отличать суффиксы -ЕВА- и -ИВА- от суффиксов -Е-/-И- и -ВА-. Если из глагола можно убрать -ВА-, и такое слово существует, то в нем 2 суффикса -Е-/-И- и -ВА-, в противном случае суффикс только один.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

Гласную в суффиксе глагола прошедшего времени можно проверить, поставив глагол в инфинитив. В глаголе прошедшего времени используется тот же суффикс, что и в инфинитиве перед -ть.

Например: обидел – суффикс -Е-, так как в инфинитиве обидеть пишется суффикс -Е-.

Здесь можно ошибиться!

1. Причастия завешенный, обвешенный, навешенный, развешенный и др., согласно приведенному правилу, образуются от глаголов на -ИТЬ : завесить, навесить, развесить, обвесить : завешенное шторой окно (его завесили), навешенная дверь, развешенный по пакетам сахар, обвешенный покупатель (его обвесили) . Формы на -АТЬ имеют значение «повесить на всем пространстве, со всех сторон, всюду» или «повесить во множестве» : стены завешаны пучками трав; корабли, обвешанные разноцветными флажками, ёлка, увешанная игрушками. В причастиях с другими корнями важно лишь правильно определить форму инфинитива: замешенное тесто - то, которое замесили, замешанный в неприятную историю - замешаться; пристрелянное ружье - пристрелять («настроить прицельно»), пристреленный хищник - пристрелить и проч.

2. Формы повелительного наклонения образуются с помощью окончания -И(ТЕ)-: умолкни(те), вытри(те), подмети(те ). Эти формы легко опознаются: если отбросить -ТЕ , смысл сохраняется, только вежливая просьба превращается в требование. Иногда эти формы путают с формами изъявительного наклонения в предложениях типа Когда вытрете руки, повесьте полотенце в шкаф , где вытрете - форма будущего времени от инфинитива вытереть (сов. вид), I спряжения (поэтому вытрете). Но: Вытрите руки! (вытри).

3. Основные суффиксы глагола: -ВА - (ударный), -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) . Перед -ВА пишется та же гласная, что была в инфинитиве перед -ТЬ : преодолевать - преодолеть . (Исключения: застревать, затмевать, продлевать, растлевать ). -ЫВА-(-ИВА-) пишется в том случае, если этот же суффикс присутствует в форме 1 лица ед.ч.: настаивать , потому что (я) настаиваю , запрятывать - запрятываю . Обратите внимание: глаголы на -ЫВА-/-ИВА- - несовершенного вида. Суффикс -ОВА-(-ЕВА-) в форме 1 лица настоящего времени чередуется с У(Ю) : советовать - советую, исповедовать - исповедую . При образовании инфинитива обратите внимание: все глаголы несовершенного вида.

4. Сравнительно небольшая группа глаголов с начальным ОБЕЗ- образует разные формы в зависимости от смысла: обезводеть (самому) - обезводить кого-то, обезлюдеть (самому) - обезлюдить кого-либо: деревня обезлюдела - фашисты обезлюдили деревню .

1. Образуйте от данных инфинитивов формы настоящего времени глагола и причастия (если это возможно) и прошедшего времени (глагол и причастие). Укажите спряжение там, где необходимо

Образец . Видеть - видел, видимый. II спр. - видишь, видят, видящий; виденный.

Ненавидеть, сеять, чуять, строить, лелеять, обидеть, обижать, веять, зависеть, душить, мучить, полоть, лаять, таять, стоить, выбрать, вспомнить.



2. Вставьте пропущенные буквы и распределите данные глаголы по группам:

а) глаголы с суффиксами -ова- (-ева-);

б) глаголы с суффиксами -ива- (-ыва-),

в) глаголы с суффиксом -ва-.

Врач...вать, пересе...вать, св...вать, развед…вать, исповед...вать, выгляд...вать, облиц...вать, навед…ваться, завед…вать, размаз…вать, гор...вать, обнадеж...вать, распроб...вать, танц...вать, раскид...вать, забол...вать, осозн...вать, отвед...вать, вывед...вать, преодол...вать.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Тяжело дыш…щий человек, мел...щий муку работник, пил...щие дерево лесорубы, плещ...щиеся в воде ребятишки, кле...щий коробочку мальчик, кол...щий дрова хозяин, бор...щиеся с бурей матросы, ре...щие на ветру знамена, леле...мый матерью ребенок, алч...щий бурь и тревог человек, реж...щий ухо голос, ненавид…мый всеми, пыш...щее здоровьем лицо, невид...мые миру слезы, дремл...щий ребенок, стел...щийся туман.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Где стр...ш…, там и ро...ш.... Эконом...те время - не трат...те его попусту. Стел...щийся туман спускался в долину. Вы пиш...те с ошибками, пиш...те правильно. Больному немож...т...ся. Подстрел…нная собака громко ла...ла. Землетрясение в Турции обескров...ло многих. Необходимо постоянно развед...вать обстановку и доклад...вать командующему. Независ…мое государство. Трава посе...на. Успоко...вшееся море. Обид...вшийся ребенок. Больной вороч...лся в постели. Трава не колыш...тся. Зерно смел...т - хлеб испекут. Едва вид…мый самолет. Ты меня на рассвете разбуд...ш..., проводить необутая выйд...ш..., ты меня никогда не забуд...ш..., ты меня никогда не увид...ш.... Как постел...тся, так и высп...тся. Прыгн...те на лыжах с этого трамплина! Вы почувству...те большое удовлетворение, когда прыгн...те. Чуть шелестят листья берез, едва колебл...мые ветром. На мысли, дыш...щие силой, как жемчуг, ниж…тся слова. Выполн...те три непременных условия, а когда выполн...те все три, возвращайтесь.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Вкач...нный на гору камень - выкач...нный из сосуда воздух

Замеш…нное тесто - замеш...нный в преступлении человек

Вывал…нный в грязи - вывал...нный в грязь

Обвал…нная в сухарях котлета - навал...нный мусор

Отстрел...нный пулей сучок – отстрел…нный волк

Смеш…нный лес - замеш...нный раствор

Завеш...нные картинами стены - завеш...нное шторой окно

Увеш...нная орденами грудь - взвеш...нный товар

Уравновеш...нный человек - навеш...нные повсюду пучки трав

Вал...ная обувь - свал...нные дрова

Насто…нный на травах чай – пристро…нный флигель

Пристрел...нное ружье - пристрел...нный хищник

Тема : ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА-)

Цели:

Образовательные:

изучить правописание суффиксов глагола; гласные в суффикса -ова- (ева), -ыва- (ива); прививать любовь к русскому языку; развивать память, мышление.

Развивающие:

Развить навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания на практике.

Развить орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательные:

Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умение работать в коллективе, умение слушать;

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

учебник Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, рабочие листы для учащихся, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас я вас попрошу посмотреть друг на друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

2.. Повторение с использованием кар­точки

«Уважаемое Словообразование».
Отвечая на поставленный вопрос, учени­ки заполняют карточку.

- Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую за­дачу?

Видеть -видел, осенний- осень

(На интерактивной доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

- Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываемся, одеваетСЯ, собирается

(Учитель открывает шторку. На другой стороне экрана - изображение аккуратной девочки.)

- Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил - выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «За­гадки Словообразования»:

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Доклад..вать, команд..вать,горевать, наста..вать.

Сообщение темы урока: «Правописа­ние суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова- (ева-), -ыва- (ива)»-.

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо вы­брать гласную букву. Должно существо­вать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материа­лом (в учебнике под ред. В. В. Бабацевой данный материал представлен в § 97).

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (ева), -ыва- (ива).

Гор..ватъ, доклад..вать

1. Ставлю глагол

в форму наст, или буд. вр.

/,-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую, -юю -ываю, -иваю

-ова, -ева-- -ыва, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм запи­санные нами глаголы, вставляя пропу­щенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командЫВАть

настаИВАЮ - настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах ова-, -ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказ­ку. Такой ассоциативно-образный под­ход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффик­сы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень предан­ными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам: рассказЫВАю,

рассказЫВАешъ,

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива всегда оставались верными, постоянно при­сутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким посто­янством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива, а если стремится убежать, как колобок, то это

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Ра­бота по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с про­пусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочета­ния близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматрива­емыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - проогшрирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальти­ровали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливал­ся - прогулИВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, прооперирова­ли, опаздывать.

2. Объясните смысл пословиц, произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола.
Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горе­вать.

Кто не умеет выполнять, не должен (пршазЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а ста­рых не теряй.

Последний глагол является «провока­ционным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать вни­мание учащихся и подчеркивают необхо­димость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограм­ма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбиваем гласную в суф­фиксе глагола.

3". Фразеологическая пауза .

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

(На интерактивной доске)

Фразеологизмы

Глаголы

подливать масла в огонь

набрать в рот воды

из кожи вон лезть

подзадоривать

безмолвствовать

усердствовать

безмо

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Следуйте за мной.

а)Закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;

б)откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем - вправо;

в)опустите голову, резко посмотрите вниз;

г)поднимите голову, резко посмотрите вверх;

д)делайте вращательные движения глаз;

Самостоятельная работа .

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и запи­сываем его в таблицу, выделяем суф­фикс.

-ыва~ Оправдывать - атаковать

-ова- Воспитывать - торжествовать.

-ова- Лакировать - испытывать.

-ова- Докладывать - исслед..вать.

-ова- Записывать - чувств..вать.

-ова- Негод..вать - откус.вать.

-ыва- Действ..вать - образовывать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

- Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если зада­ние выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку.

Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа .

Работая по алгоритму, вставьте пропу­щенные буквы.

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать, расспраш..вать, отпляс..вать, откапывать, высчитывать, вспахивать, пропалывать, складывать, попробовать, затрагивать, проветривать, дневать и ночевать.

На интерактивной доске.

Ответы:
О О Е И

ы ы ы и

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допу­щенных ошибок.

7. Подведение итога урока и выставление оценок.

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответст­вующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..ва­ли, доказ..вали, проб..вали.

0егодня на уроке русского языка мы

образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки" без­ударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, опреде­лите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с по­мощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

9. Итог урока.

(Учитель работает с гитарой)

Итак, сделаем выводы по материалу, с которым мы сегодня работали.

10. Рефлексия.

Ребята, закончите мою фразу.

Мы сегодня повторили ……..

Мне было интересно (делать что?)

Вы все хорошо работали, молодцы. Сейчас вы сами себя оцените. Кто работал хорошо поднимите красный кружочек, а кто считает, что мог бы работать лучше -зелёный.

11. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - расход -

зависть - участие -

горе - сочувствие -

2. К данным глаголам подберите антонимы
с изученными суффиксами.

обвинять - копить -

печалиться - молчать

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ,

покрывать лаком - ,

быть шефом - ,

«Гласные в суффиксах

-ова-, –ева-, -ыва-, –ива-».

Учитель: Грошева А. В.

УРОК НА ТЕМУ

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»

Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.

Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

осен н ий ← осень вид е л ← видеть

(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умыва е тСЯ, расчесыва е тСЯ, одева е тСЯ, соб и ра е тСЯ

(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне - изображение аккуратной девочки.)

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил → выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

доклад о ы вать, команд о ы вать,

Гор е и вать, наста е и вать.

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материалом.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

гор и е ватъ, доклад о ы вать

1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

↓ ↓

Ую, -юю -ываю, -иваю

↓ ↓

Ова, -ева- -ыва-, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ - горЕВАть.

командУЮ - командОВАть.

настаИВАЮ - настаИВАть.

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАтъ

командУю

командУЕешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами - о, е.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - прооперирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливался - прогулМВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.

2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.

Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.

Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.

3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

5. Промежуточный контроль,

Самостоятельная работа.

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.

1. -ыва- Оправдывать - атаковать.

2. -ова Воспит..вать - торжеств..вать.

3. -ова- Лакир..вать - испыт..вать.

4. ова Доклад..вать - исслед..вать.

5. -ова- Записывать - чувств..вать.

6. -ова- Негод..вать - откус..вать.

7. -ыва- Действ..вать - образов..вать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа.

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.

Использ о вать, жал о ваться, танц е вать,

расспраш и вать, отпляс ы вать, откап ы вать,

высчит ы вать, вспах и вать, пропал ы вать,

склад ы вать, попроб о вать, затраг и вать,

проветр и вать, дн е вать и ноч е вать.

Самопроверка по записи на доске:

О О Е И

Ы Ы Ы И

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.

7. Подведение итога урока

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Дополнительный материал .

Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.

9. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - _____ расход - _____

зависть - _____ участие - ________

горе - _______ сочувствие -_______

2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

обвинять - _________ копить - __________

печалиться - молчать -

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ___

покрывать лаком - _____________________________________________,

быть шефом - __________________________________________________,

принимать участие - ____________________________________________,

ездить по новым местам - _______________________________________,

проводить расследование - _______________________________________,

посылать телеграмму - _________________________________________,

дать совет -__________________________________________________ .




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!