Язык – сложно структурированная система знаков, орудие коммуникации и хранения и передачи информации.
Когда говорят о структурности языка имеют ввиду прежде всего то, что все его единицы и категории взаимно различаются, взаимно соотносятся и зависят друг от друга.
Структурой языка можно было бы назвать совокупность присущих ему единиц и категорий, организуемых в единой целое совокупностью языковых отношений и зависимостей.
Совокупность языковых отношений и зависимостей можно именовать системой языка.
Таким образом, структура – совокупность элементов, а система – совокупность отношений между этими элементами [Б.Н. Головин].
Таким образом, язык – единство структуры и системы, предполагающих друг друга и влияющих друг на друга.
Все системы средств, используемые человеком для обмена информацией, являются знаковыми, т.е. системами знаков и правилами их употребления.
Язык – самое сложное из всех знаковых систем. Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и образовывать единство своих элементов как единое целое.
Под структурой следует понимать единство разнородных элементов в пределах целого.
Различие элементов структуры языка, определяется разричными функциями языка:
1) Звуки – материальные знаки языка. Звуковые знаки языка ровно, как и графические обладают двумя функциями:
Перцептивной – быть объектом восприятия;
Сигнификативной – иметь способность различать вышестоящие значимые элементы языка – морфемы, слова, предложения.
2) Морфемы могут выражать понятия:
Корневые
Некорневые:
Значения признаков: -ость, без-, пере-
Значения отношений: -у (сижу), -ишь (сидишь)
Это семосеологическая функция – функция выражения понятий. Морфемы не могут называть, но они имеют значения.
# морфема –красн выражает цвет, а назвать можно, превратив ее в слово – краснота, красный .
3) Слова могут называть вещи и явления действительности (номинативная функция).
4) Предложения служат для сообщения (коммуникативная функция). Также обладают семосеологической и номинативной функциями.
Элементы данной структуры образуют языковое единство, что легко понять, обратив внимание на их связь. Каждая нижняя ступень является потенциально находящейся выше и наоборот. Так предложения могут состоять из одного слова
В пределах каждого яруса языковой структуры (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический) имеется своя система, так как все элементы данного яруса выступают как члены системы.
Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы. Если остается один элемент, то данная система ликвидируется.
# Система склонения возможна при наличии хотя бы двух падежей.
Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.
По Соссюру:
Язык Речь
идеальное материальное
система варианты использования в речи (реализация системных отношений)
социальное индивидуальное
Таким образом, язык как система противопоставляется у Соссюра речи как ее
материальной реализации.
Артикуляционные механизмы речи.
Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Сложность артикуляции звука состоит в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.
Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.
Речевой аппарат состоит из:
1)Дыхательного аппарата (лёгкие, бронхи, диафрагма, дыхательное горло (трахеи))
3)Надгортанные полости; полость глотки, полость рта и носа.
Нёбная занавеска, когда она поднята, воздух попадает в полость рта, Если опущена - полость рта и носа.
органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть. Гортань расположена над трахеей. Она состоит из кругового перстневидного хряща, щитовидного хряща и парных черпаловидных Между щитовидным хрящем и голосовыми отростками черпаловидных хрящей расположены голосовые связки, окутанные складками слизистой оболочки, щель между ними называется голосовой щелью. Воздух проходит через нее и при дыхании, и при речи. Мышцы гортани имеют особое функциональное значение. Перстнещитовидная мышца расположена вентрально между перстневидным и щитовидным хрящами. Перстнечерпаловидные мышцы состоят из двух частей каждая: латеральной, и задней. Черпаловидные мышцы соединяют дорсальные поверхности одноименных хрящей. Голосовые мышцы в составе голосовых связок идут от щитовидного хряща к черпаловидным. Латерально от каждой из них лежат щиточерпаловидные мышцы.
Гортань снабжена двумя веточками блуждающего нерва. Верхний гортанный нерв Нижний гортанный нерв
1)Наблюдение и самонаблюдение.
2)Инструментальные методы фонетики.
3)Палатография-тонким слоем тальк на небо, потом произносится звук и смотрят на этот слой.
4)Искуственная палатография.
5)Пластография-аллюминиевые пластинки вводятся в рот, при произнесении звука язык сгибает пластинки.
6)Рентгенография
7)Кимография.
8)Электроакустические методы.
План:
- 1. Понятие «система» и «структура»
- 2. Концепции системно - структурной организации языка
- 3. Парадигматические и синтагматические связи языковых единиц
- 4. Принципы организации языковой структуры
Язык - орудие общения, поэтому он должен быть организован как целое, обладать структурой и образовывать единство своих элементов как некоторую систему.
Структура - единство разнородных элементов в пределах целого.
Система - совокупность элементов, организованных связями и отношениями в целое. Язык - это система, которая подчинена только своему естественному порядку. Язык - это система произвольных знаков.
О языке как системе впервые стал думать Фердинанд де Соссюр . Он писал: «Язык есть система, которая подчиняется только своему собственному порядку». «Язык - это система произвольных знаков». Ф. де Соссюр утверждает, что система имеет приоритет перед составляющими ее элементами. Термин «структура » был введен основоположниками Пражской школы . Структура понимается ими как целое , состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов .
Новое толкование понятию «структура» дали представители Копенгагенской школы . Они стали рассматривать это понятие только со стороны отношений между элементами .
Рассмотрение любого объекта можно производить на трех уровнях.
- 1. Элементный . Рассмотрение объекта как совокупности элементов.
- 2. Структурный . В этом случае объект рассматривается как совокупность отношений между его элементами.
- 3. Системный . В рамках этого подхода рассматриваемый объект считается единым, связным целым, определенной совокупностью элементов и отношений.
Таким образом, «структура » - совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого, а «система» - совокупность элементов, организованных связями и отношениями в единое целое.
Совокупность отношений между знаками образует структуру, а вместе они являются системой. Язык как знаковая система помогает раскрыть их строение, благодаря деятельности мышления.
Традиционной является точка зрения, в соответствии с которой в структуре языковой системы выделяют следующие уровни и единицы этих уровней:
- 1) фонетико-фонологический (единицы - фонемы и звуки);
- 2) морфологический (единицы - морфемы и слова);
- 3) лексико-семантический (единицы - слова);
- 4) синтаксический (единицы - словосочетания и предложения).
Основным понятием языковой системы является понятие языковых единиц .
Единицы языка - это его постоянные элементы, каждый из которых выполняет свою определенную функцию и имеет свое особое назначение.
По своему назначению языковые единицы бывают разных типов:
- 1. Строевые (фонемы, морфемы);
- 2. Номинативные (слова, словосочетания);
- 3. Коммуникативные (предложения).
Различаются два типа отношений между языковыми единицами: парадигматические и синтагматические. Синтагматические отношения связывают между собой компоненты одного высказывания (старый - человек, стар-ик ). Парадигматические отношения устанавливаются между двумя взаимозаменяемыми элементами. Например, бой - битва - сражение - поединок.
Однако в науке существует и другая точка зрения, которая основывается на выделении трех структурных плоскостей, или измерений, в языке:
- 1. измерения уровней;
- 2. измерения аспектов;
- 3. измерения планов.
Описание языковой системы в трех структурных измерениях позволяет в наиболее полном виде показать своеобразие единиц каждого уровня и взаимоотношения элементов нижестоящего и вышестоящего уровней.
язык речь социолингвистика фонема
1.Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Предмет языкознания - человеческий язык в его различных аспектах, а именно: язык как знаковая система, как отражение мышления, как обязательный признак общества (происхождение языка, его развитие и функционирование в обществе), язык и речь.Прикладное языкознание - это применение лингвистической теории для решения конкретных практических задач. Прикладная лингвистика имеет следующие отрасли применения: методика преподавания языка, логопедия, перевод, аннотирование и реферирование информации, создание письменности для бесписьменных народов, совершенствование письма.
Теоретическое языкознание рассматривает важнейшие общие вопросы применительно к языку вообще и к конкретным языкам.
Общее языкознание изучает то общее и существенное, что свойственно всем языкам человечества. Это наука о языке вообще. Она систематизирует данные по всем языкам и вырабатывает теорию, применимую к любому языку. Образно говоря, общее языкознание - это компас, которым нужно пользоваться, чтобы не утонуть в море частных языков.
Частное языкознание - это науки об отдельных языках или группах родственных языков: японистика, славистика, романистика, тюркология, например, русистика - наука о русском языке.Фонетика.Грамматика. Синтаксис.Семантика. Семиотика.Фразеология. Лексикология. Лексикография.
2.Язык как общ.Явление.Основные функции языка.Язык и мышление
О б щ е е у языка с другими общественными явлениями состоит в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества и что, являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.Язык – достояние коллектива, он осуществляет общение членов коллектива между собой и позволяет сообщать и хранить нужную информацию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. И язык как коллективное достояние складывается и существует веками.
Функции языка:- Коммуникативная ф.я. - быть средством человеческого общения.
Эмоционально-экспрессивная ф.я. -предназначение языка быть одним из средств выражения чувств и эмоций.Волюнтативная (Призывно-побудительная)- Одна из сторон коммуникат.функции)Служит средством призыва,побуждения. Аксиологическая – функция оценочностиМеталингвистическая ф. я. -Назначение языка выступать одновременно как средство исследования и описания языка. Использование языка для описания самого языка.Метоязыковая ф.я. истолкования языковых фактов(обьянение непонятного слова)Идеологическая ф.я. - использование какого-либоязыка,для выражения идеологических предпочтений.Эстетическая ф.я. - предназначение языка быть выразителем худож.творческой потенции,реализуемого в худ.литерат.
3. Язык и речь.Понятие нормы .Язык проникает в человека «извне» и освоенным языком не обязательно может быть родной. Язык может забываеться, если им не пользоваться, то есть о подлинном существовании языка можно говорить, если им пользуются. Язык существует поскольку он функционирует , а функционирует он в речи.
Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые было четко обосновано и описано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), крупнейшим лингвистом, основоположником нового этапа в развитии языкознания.Позднее эти понятия были более глубоко разработаны русским и советским лингвистом Львом Владимировичем Щербой (1880-1944).
Норма - это принятые среди большинства говорящих на русском языке, сознательно поддерживаемые образованными людьми и предписываемые грамматиками и словарями образцовые способы употребления слов, форм слов и отдельных звуков.
4,Язык как системно-структурное образование
Под системой понимается единое целое, доминирующее над своими частями и состоящее из элементов и связывающих их отношений. Совокупность отношений между элементами системы образует ее структуру. Совокупность структуры и элементов составляет систему.
все что нашла
5.Знак.Знаковый характер языковых едениц.
Знак представляет собой соглашение о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла. Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации.
Языковой знак может быть кодовым и текстовым. Кодовые знаки существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков. Текстовые знаки существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц, включая и сам текст как целое. Простейшим самостоятельным кодовым знаком является слово. Не все единицы языка являются знаками. Знаками не являются звуки, фонемы, слоги.
6.Отличие языка от искусственных знаковых систем. Признаки языкового знака
Язык – это система знаков и способов их соединения , которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Как любая знаковая система, язык имеет две обязательные составляющие: набор знаков и правила пользования данными знаками, т. е. грамматику.Наряду с естественными языками, возникшими в процессе человеческого общения, существуют искусственные знаковые системы – знаки дорожного движения, математические, музыкальные знаки и др., которые могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений, связанные с той предметной областью, для которой они созданы. Естественный человеческий язык способен передавать сообщения любых, ничем не ограниченных типов содержания. Это свойство человеческого языка можно назвать его универсальностью. Языково́й знак - единица языка служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения. Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы: слово (лексему) и морфему. Свойства языкового знака: 1. Языковой знак материален и идеален одновременно; представляет собой единство звуковой оболочки - означающего (формы), и того, что она обозначает - означаемого (содержания). Означающее материально (звук, буквы), означаемое идеально (то, что заложено в нашем метасознании). 2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем вторичны. 3. Произвольность. 4. Мотивированность - наличие логических связей между означающим и означаемым. 5. Изменяемость