Примеры ситуации ролевого конфликта. Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Ролевой конфликт.

Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

· Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.

· Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья работа).

Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:

1. степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

2. жесткость, с которой эти требования предъявляются;

3. личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения Я-концепции личности, что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.

Таким образом, в отечественной и западной психологии мы видим кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся рассматривать психический мир личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти общую методологическую платформу для взаимодействия.

Кроме проблемы формулируемой в терминах что такое конфликт, психологи отвечают на вопрос о характере отношений конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса:

· Сравнительная интенсивность противостоящих в конфликте сил: этот подвопрос со времени постановки проблемы К. Левиным решается однозначно и предполагает приблизительное их равенство.

· Определение относительной направленности относительно друг друга этих сил:

противоположность, что приводит к внутренней невозможности решения (невроз в терминах К. Хорни);

различие, меньшее, нежели 180 о и потому может быть найдено поведение, в большей или меньшей степени удовлетворяющее обоим побуждениям;

· внутренне представляется противоречивым;

· является несовместимым только ситуативно, т.е. не принципиально, а только по условиям конкретного места и времени.

В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, - сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов. 1 система использует язык переживания человеком трудной для него ситуации. Примером такого подхода называют классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека:

Мотивационный конфликт столкновение мотивов, бессознательных стремлений (см. выше: З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). Между хочу и хочу.

Нравственный конфликт столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл). Между хочу и надо.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они - референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа). Между хочу и могу.

Ролевой конфликт внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: Я и роль), межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком). Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям. Между надо и надо.

Адаптационный конфликт нарушение равновесия между человеком и окружающей средой (широкий смысл) или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. Между надо и могу.

Конфликт неадекватной самооценки расхождение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (варианты: низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний). Между могу и могу.

Невротический конфликт длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.

Вторая типология конфликтов оперирует иными, более общими единицами и предполагает описание исходя из общей феноменологии самосознания личности. Содержание работы самосознания по преодолению конфликта исследователи называют личностным решением задачи на конфликтный смысл.

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:

1. бессознательные связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т.д.);



2. сознательные определяются следующими вариантами:

· переориентация изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;

· компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;

· коррекция изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

Последствия внутриличностных конфликтов:

1. конструктивные максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, это один из механизмов гармонизации личностного развития (усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, способствует формированию адекватной самооценки);

2. деструктивные усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (угроза эффективности деятельности, торможение развития личности, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности; перерастание внутриличностного конфликта в невротическую форму (присущие конфликту переживания занимают центральное место в системе отношений человека, и он не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения).

Общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом конфликте может измениться самая структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.

Как отмечает К. Хорни, тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон отдельных потенциальных конфликтов узок. Но даже и в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны. Наша страна сегодня может быть отнесена к цивилизациям второго типа, проблемы развития которой находят выражение, в том числе, и в многообразных внутриличностных конфликтах.

Типы ролевых конфликтов

Описанные ситуации связаны с разными типами ролевых конфликтов. Несмотря на большое количество классификаций ролевых конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:

а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;

б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;

в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;

г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).

Мы расположили типы в порядке возрастания глубины личностной проблематики. Хотя нет какого-то соответствия между видами ролевых конфликтов и типами ролей, описанными раньше (в каждом виде конфликтов могут быть привлеченными любые роли), однако первые два типа чаще всего касаются социальных ролей, а два других чаще всего связанные с личностными ролями.

На первый взгляд, кажется, что в описанном разнообразии противоречий тяжело сориентироваться. Тем не менее, после детального анализа можно сделать вывод, что все типы ситуаций и все виды ролевых конфликтов подчиняются одной закономерности. Всех их можно свести к противоречию между внутренними и внешними факторами функционирования личности, или между внутренними (то есть, связанными с собственной личностью) и внешними (то есть связанными с социумом) ценностями индивида.

Особенности ролевого конфликта

Главными особенностями ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития конфликта и влияние на конфликты межличностные.

Как, мы знаем, конфликт всегда состоит из предконфликтной ситуации, начала конфликта, его эскалации, разрешения и периода послеконфликтного. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис.

Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.

Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных.

Человек и роль, которая он выполняет, связанны определенными психологическими характеристиками, которые подходят для выполнения определенных социальных ролей. Игнорируя эту зависимость, люди испытывают ролевое напряжение и ролевой конфликт.

Пример ролевого напряжения - это когда человек выполняет под давлением обстоятельств роль, которая не отвечает ни его интересам, ни наклонностям, ни внутренним установкам. Если ролевой конфликт обостряется, то это может привести к отказу исполнять ролевые обязанности, тогда человек получает внутренний стресс и отходит от данной роли.

Своя роль - это качественная реализация себя согласно сильным сторонам своего социально-психологического типа.

Ролевое напряжение и ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую проблему.[ Фролов С.С.Социология: Учебник. -- 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. -- 344 с.]

Часто внутренние противоречия сотрудников и конфликты влияют отрицательно на их межличностные отношения с коллегами. Бывают случаи, когда ролевые конфликты не осознаются ими и тогда они приносят неприятности без видимых причин. Приведу пример нескольких неосознанных внутренних конфликтов и их влияния на межличностные отношения. Например, вследствие внутреннего конфликта у человека начинает проявляться агрессия, желание унизить окружающих. Это приводит к столкновениям с его обиженными коллегами. В данном случае это характерно для интер и интра-ролевых конфликтов.

Конфликты интра и интер-персональные уже сами по себе тяготеют к межличностному противостоянию.

Ролевой конфликт - это ситуация, в которой один индивид сталкивается с требованиями к выполнению разных, противоречащих друг другу, ролей или одной, но которая при реализации вызывает трудности. Буквально воспринимая это понятие, несложно определить явление, которое оно означает. И «конфликт» здесь ключевое слово: выполняя несколько ролей, человек сталкивается с противоречием интересов или требований к нему. Например, существуют ситуации, когда студент, женившись и обзаведясь потомством, вынужден совмещать роль мужа, отца и учащегося. И если первые две роли между собой хорошо сочетаются, то третья выступает в качестве конфликтной: как муж и отец, он должен зарабатывать деньги, и участвовать в решении бытовых вопросов, но, будучи учащимся, он одновременно должен посвящать все свое свободное время обретению новых знаний.

Определение ролевого конфликта

Изучением этого явления занимается наука конфликтология. Для начала следует определить природу конфликта, которая даст ясное представление о ролевом противоречии.

Итак, конфликт может быть внутриличностным и межличностным. Для него характерно наличие противоборствующих позиций, мотивов, суждений, которые всегда противоположно направлены.

Особенностью внутриличностного противоречия выступают равные по силе, но противоположно направленные интересы, потребности, желания. Человек сталкивается с выбором между желаниями и возможностями, необходимостью следовать определенным нормам и одновременным нежеланием делать это. Следствием этого зачастую выступает стресс и неконтролируемое поведение перед выбором.

При межличностном противоречии всегда есть несколько участников, интересы и представления которых не совпадают.

Ролевой конфликт - это разновидность внутриличностного, когда человек сталкивается с необходимостью выполнить одновременно несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Например, семьянин, который является начальником, сталкивается с ситуацией ролевого конфликта в тот момент, когда ему необходимо отвезти заболевшего ребенка в больницу и при этом выполнить массу работы. Уехать в больницу - значит поступить непрофессионально, а остаться на работе - значит проявить халатность в отношении к здоровью собственного ребенка.

Классификация ролевых конфликтов

Предлагаем рассмотреть несколько видов этого явления:

  • Статусно-ролевой конфликт

Это психологическое явление, связанное прежде всего с которую выполняет человек. Конфликт возникает, когда индивид не может общества от той роли, которую он должен выполнять. В организациях статусно-ролевые разногласия порождают межличностные. Например, человек, который не отвечает требованиям занимаемой должности, не может качественно выполнить работу, и это заставляет окружающих считать его некомпетентным и сталкиваться с профессиональными трудностями, если

  • Ролевой конфликт и Я-концепция

Конфликт, основанный на противоречии собственных представлений и ожиданий общества от роли, которую выполняет индивид. Это часто бывает, когда человек выбирает профессию, к которой у него слабые способности. На работе в этом случае у него не получается реализовать себя, он выглядит в коллективе «белой вороной», которая занимает неподходящую должность. Индивид понимает свои недостатки, но, тем не менее, продолжает работать в этом направлении, т.к. за это ему платят ту заработную плату, которая соответствует его представлениям о нормальной оплате труда. Здесь налицо противоречие между способностями и желаниями.

  • Ролевой конфликт и неоднозначные условия

Этот тип внутриличностного противоречия возникает, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования: например, отсутствие правил техники выполнения работы на предприятии, в то время когда она осуществима на 100% исключительно с помощью следования правилам. Неоднозначность задач погружает человека в стрессовую ситуацию, когда он сталкивается с двумя разными требованиями.

  • Ролевой конфликт на основе недостаточности ресурсов

В этой ситуации человек сталкивается с необходимостью выполнить поставленные задачи, но не может сделать этого из-за отсутствия мотивации, времени или любых других ресурсов, которые нужны для реализации цели.

10], роль рассматривается как динамический аспект статуса, т.е. его наиболее изменчивая сторона.

В принципе, через призму характеристики статусности можно рассмотреть значительную часть указанных выше теорий, что еще раз доказывает относительность деления конфликтующих внутри человека сторон по различным психологическим направлениям. Так, например, в психоаналитическом направлении ядро Super-Ego по Фрейду составляют запреты отца, статус которого для человека на разных возрастных этапах, хотя и меняется, однако играет существенную роль для становления личности субъекта и разрешения внутриличностных конфликтов последнего на протяжении всей жизни. Аналогичную позицию можно занять и по отношению к направлению трансактного анализа и гештальт теории. В последней различные стороны Ego вряд ли можно полностью отождествить с проигрыванием той или иной роли, и, тем не менее, отрицание сопричастности последней к рассмотрению целостного образа Я вряд ли будет верным.

В то время как предыдущие теории можно назвать собственно психологическими, ролевой подход является одним из вариантов социологического подхода к решению проблемы внутреннего конфликта. Однако было бы не верно считать, что социологический подход занимается только теми конфликтами, которые выходят за границы «тела» одного человека, поскольку апеллирует к понятию социального.

«Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным. Психодраматическая теория ролей, имеющая дело с психиатрической ориентацией, гораздо обширнее. Она распространяет концепцию ролей на все измерения жизни» [Цитата по 88, с. 101] ..

Классификация ролей

Согласно ролевому подходу Я.Морено в интерпретации Г.Лейтц , развитие человека связано с его ролевым развитием. При этом возможно выделение, как минимум, следующих групп ролей : соматические (психосоматические) роли, психические роли, социальные роли, трансцендентные (интегративные, трансперсональные) роли.

Соматические роли являются первыми ролями человека. С их исполнением связана вся его жизнь вплоть до самой смерти. Исполнение соматических ролей, например, принимающего пищу, является непременным условием не только сохранения жизнедеятельности организма, но и дальнейшего его развития и перехода к другим ролевым уровням.

Психические роли являются следующей ступенью ролевого развития человека. К соматической роли «принимающего пищу» добавляется роль наслаждающего. В роли наслаждающегося ребенок чувствует себя ещё лучше, чем просто в роли физиологически удовлетворяющегося. Новая роль со своей стороны способствует дальнейшему духовному, умственному и физическому развитию ребёнка. Психическая роль расстроенного, наоборот, приводит к торможению потребностей, нарушению аппетита и трудностям в обучении. Психическими ролями человека определяется характер исполнения им социальных ролей. Психические роли, как правило, связанны с исполнением других ролей. Они имеют особое значение в возникновении ролей-кластеров и кластерного эффекта, который будет обсуждаться несколько ниже.

Социальные роли - это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, сына и т.д. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли. В своих социальных ролях человек не только действует в соответствии с ожиданиями и требованиями общества, но и, принимая всё более дифференцированные роли, развивает самого себя. Сумма всех социальных ролей человека соответствует тому компоненту личности, который в психологии К.Г.Юнг называет «персона».

Как правило, человек располагает достаточной внутренней свободой, чтобы не только усвоить свои социальные роли или профессионально их деформировать, но и пользоваться ими для преобразования жизни. Однако, чем сильнее человек идентифицируется со своими социальными ролями, тем более слабой является или становится его личность, тем стереотипнее его поведение. Ослабленный в своём «Я», такой человек уже не способен спонтанно справляться с требованиями чрезвычайных ситуаций. При известных условиях в связи с появлением чувства страха гражданское мужество, самоутверждение и самоактуализация ему уже (или пока ещё) не доступны. Его жёсткая ролевая конформность служит скорее защите от страха, нежели исполнению ролей.

Трансцендентные роли , это такие роли, в которых человек переживает себя не просто в единении с другими людьми, но также и как существо возвышающееся над уровнем «человеческого, слишком человеческого». Он преодолевает какое бы то ни было отчуждение, вступая в новое, осознанно - эмпатическое взаимодействие с надындивидуальным бытием, космосом. Спектр ролей на трансцендентном ролевом уровне достаточно обширен - от сферы этического и креативного до сферы абсолютно религиозного. В последнем случае индивид полностью растворяется в надличностном, как, например, принц Гуатама в роли Будды и Иисус из Назарета в роли Христа.

Если взрослый человек актуализирует социальные, психические и соматические роли, то они для него достаточно очевидны. Он воспринимает их в повседневности как стереотипные и считает их менее важными, чем свою личность. Если актуализируются трансцендентные роли, то они кажутся человеку необыкновенными, сакральными, архетипными. Благодаря ним он ощущает себя ответственным за свою жизнь и нередко считает эту роль более важной, чем свою личность. Стереотипные роли воспринимаются здоровым человеком как подчиненные его личности, архетипные - как роли, которым он подчинён сам.

Если разместить по графам четыре трансцендирующие друг в друга ролевые категории, то получится следующая таблица.

Таблица 5. Ролевые категории

Ролевое развитие и его нарушения

Человеческое развитие - это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже к концу эмбриональной стадии - растущего, дрыгающего ногами, - к трансцендентальным ролям. В ходе нормального развития на каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные уже существующие роли теряют свое значение или же исчезают вовсе. Однако большая часть ролевого репертуара всё же сохраняется или же на более или менее длительное время переходит в скрытое состояние, например, роль школьника в отличие от роли учащегося. Исключение составляют чётко ограниченные во времени соматические роли, такие, как роль человека, у которого режутся зубы, роженицы, больного и т.д., равно как и ограниченные во времени ролевые кластеры, объединяющие различные роли в роли более высокого порядка, например в роли ребёнка. Важные соматические роли, такие, как роль дышащего, принимающего пищу и т.д., с рождения до самой смерти являются базальными жизненными ролями. Также и на психическом ролевом уровне ролевое поведение, освоенное в детстве, не сходит «на нет» при актуализации социальных и трансцедентно-интегративных ролей, а может только варьировать.

В социальных ролях особенно чётко проявляются фазы подъема, кульминации, спада и угасания. Их поворотные пункты, так же как и поворотные пункты соматических ролей, часто сопряжены с кризисами, которые могут вести к психическим расстройствам.

В качестве нарушений ролевого развития психопатологические синдромы проявляются тремя принципиально различными способами:

1. В перескакивании на другие ролевые уровни, минуя промежуточные.

2. В застое развития

3. В регрессии, то есть в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

С точки зрения ролевого подхода здоровье человека представляет собой направленное, последовательное развитие в направлении будущего (прогрессия), болезнь же - застой или регрессию.


Рис. 13. Варианты ролевого развития и его патологии

При определённых нарушениях развития может оказаться пропущенным тот или иной ролевой уровень: развитие идёт не последовательно с одного ролевого уровня на другой, а протекает скачкообразно. Это, как правило, приводит к патологии, выражающейся в «пробелах» личности. И хотя эти скачки в развитии имеют прогредиентное направление, при каждом из них существует две возможности проявления расстройства, в соответствии с которыми оно приобретает либо черты (сверх-) смелости, либо черты относительной боязливости или осторожности в рамках общей прогрессии.

Если в развитии происходит скачок с соматического ролевого уровня (1) на социальный (3), то есть прежде, чем в достаточной степени было освоено психическое ролевое поведение, то возникают следующие нарушения:


Рис. 14 . Психопатическое развитие

Если в развитии происходит скачок с психического ролевого уровня (2) на трансцендентный (4), то есть без достаточного овладения социальным ролевым уровнем, то возникают нарушения, которые в совокупности относят к нарушениям шизоидного круга:

Рис. 15 . Шизоидное развитие

Скачкообразная прогрессия образует «пробелы» в личности. И всё же это прогрессия, почему данные люди не страдают по-настоящему.

В отличие от данного развития событий регрессия является причиной чувства неудовлетворённости человека. В рамках регрессии смелость столь же относительна, как страх при прогрессии. Поэтому, если, говоря о прогрессии страх можно назвать осмотрительностью, то в рамках регрессии смелость понимается как защита от страха.

Рис. 16 Невротическая регрессия или застой

На Рис. 16 регрессия 4-3 не означает, что данный человек освоился с жизнью в четвёртой ролевой категории. Возникающие здесь невротические симптомы гораздо чаще оказываются остановкой или задержкой на третьем ролевом уровне: хотя человек созрел для трансценденции к четвертому ролевому уровню, вместо этого он судорожно цепляется за третий ролевой уровень.

После достигнутого прочного закрепления личности на третьем социальном ролевом уровне может возникнуть маниакально-депрессивное помешательство:


Рис. 17 . Психотическая регрессия

При недостаточном закреплении личности на третьем ролевом уровне при регрессии может иметь место шизофренная картина болезни:


Рис. 18 . Шизофренная регрессия

До сих пор мы имели дело с последовательной постепенной регрессией. Однако регрессия также как и прогрессия может происходить скачкообразно. В этом случае могут встречаться более серьезные и острые расстройства психики


Рис. 19 . Другие формы скачкообразной шизофренной регрессии

Из сказанного становится понятным, что корни последующих внутренних ролевых конфликтов могут лежать в сфере описанной выше ролевой динамики.

Классификация внутренних ролевых конфликтов

Если говорить о рассмотрении собственно ролевых конфликтов, то в качестве противоборствующих сторон внутри личности также выступают её различные аспекты. Среди них можно выделить:

а) Интраролевой конфликт (конфликты внутри одной роли) - различные ролевые представления, т.е. имеющиеся у субъекта различные правила о том, как должна проигрываться собственная роль или же различные ожидания к субъекту как исполнителю единственной роли. В основе конфликта данного типа лежит"кластерный эффект"

Кластерный эффект возникает из-за того, что не существует практически ни одной роли, которая не подразделялась бы на несколько ролей или которая не представляла бы собой ролевой кластер или ролевой конгломерат, состоящий из нескольких ролей. К примеру, роль матери состоит не только из роли роженицы, она складывается из нескольких различных ролей, таких, как роль кормилицы, любящей, опекунши, попечительницы, воспитательницы детей. Как правило, отдельные роли такого ролевого кластера не актуализируются одновременно, В то время, как одни из них проявляются, другие остаются латентными, Тем не менее, латентные роли кластера, оказывают влияние на роли актуализированные. Этот феномен Морено и называет кластерным эффектом.

В виде интраролевого конфликта кластерный эффект проявляется, однако, только в том случае, если отдельные роли принадлежащие к одному и тому же ролевому кластеру, например роли матери, принимаются ею в разной степени или частично даже отвергаются. Женщина, исполняющая роль матери, может, например, принять роли роженицы и любящей своих детей, но зато отвергнуть роли кормилицы и воспитательницы. Этот интраролевой конфликт становится конкретной проблемой, если другой человек не берет на себя парциальные роли ролевого кластера "мать", отвергнутые данной женщиной. Если мать, основываясь на своих ценностных представлениях, с осуждением относится к своему отвержению определённых парциальных ролей, составляющих роль матери, то её интраролевой конфликт превращается в интрапсихический, который может отрицательно сказаться на её самочувствии. Возможно, она всё же попытается исполнить эти роли, но будет делать это столь незаинтересованно, что вряд ли достигнет в них успеха, а неудачи ещё более усилят её антипатию к ним и её страдания. Говоря об интраролевом конфликте, следует иметь в виду не только болезненные переживания индивида, но и социальные последствия конфликта, например пренебрежение детьми. Последнее имеет место также тогда, когда из-за отсутствия соответствующих ценностных представлений интраролевой конфликт не становится интрапсихическим [ 88, 301-302].

б) Интерролевой конфликт - конфликты, происходящие из двух и более ролей, которые играет один и тот же человек:

Интерролевые конфликты возникают в том случае, если различаются, а иногда исключают друг друга две или несколько ролей. Возможна такая ситуация, что молодой человек обладает двумя талантами и интересами, например к музыке и естествознанию, занятия которыми взаимно исключаются. При благоприятных условиях (хорошее здоровье, нормальные межличностные отношения, благоприятные внешние условия и внутренняя безопасность) положение дел у молодого человека может быть таково, что на протяжении длительного времени он сможет добиваться хороших результатов в обеих сферах. Но если на освоение программы по музыке и по естествознанию не хватает времени суток, то возникает интерролевой конфликт, который нарушает психическое равновесие вовлеченного в него человека .

Или же, например, военный капеллан: роль священника требует от него соблюдения тайны исповеди, но, являясь одновременно офицером, он должен докладывать о некоторых случаях вышестоящим инстанциям.

в) Интраперсональный конфликт - конфликт, который имеет свою причину не в нынешнем положении клиента, а в прошлой ситуации: В качестве примера можно привести следующий случай.

Благожелательно настроенному по отношению к своим детям мужчине никак не удаётся последовательно и искренне актуализировать роль отца. От этого начинают страдать дети. Однако такое положение дел оказывается невозможным понять исходя из семейной ситуации в настоящее время. При этом создаётся впечатление, что простой интра- или интерролевой конфликт, тоже не является за это ответственным. Только психодраматическое воспроизведение детства клиента и его собственного отношения к отцу делают понятными его проблемы. Во всех изображенных сценах доминирует дед клиента, живущий с ним в одной семье и чрезвычайно строго воспитывающий своего внука. Ни в одной ситуации отец клиента не произносит ни слова, более того, в одной из сцен в страхе перед дедом он отступает даже от собственного сына. Зато в другой сцене он проявляет к нему - робко и неумело - неподдельную нежность. В целом же в обращении со своими детьми он производит впечатление стереотипного, бесцветного человека. При этом клиент отмечает, что, находясь и в роли отца, и в роли деда испытывал примерно то же самое, что и в определённых ситуациях со своими детьми. Он признаёт, что причины проблем, не следует тут же усматривать в них. Скорее они основываются на раздираемом противоречиями опыте отца, то есть на интернализации двух совершенно различных отцовских типов поведения, если говорить с позиций теории воспитания, или в интроекции двух различных образов отца - в соответствии с психоаналитическими представлениями .

Проблема изучения внутреннего ролевого конфликта не является прерогативой исследования только психологии личности. Довольно продуктивное его изучение ведётся в рамках социальной работы , социологии , и социальной психологии в связи с проблемой маргинальности.

В качестве предыстории возникновения указанного понятия можно считать термин «промежуточный элемент» («interstitial element»), употреблённый одним из представителей чикагской школы в 1927 году при изучении иммигранских групп в городской социальной организации. Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный». Однако в социологический обиход его ввёл в 1928 году Роберт Эзра Парк, в концепции которого данное понятие обозначало положение индивидов, находящихся на границе двух, конфликтующих между собой культур.

В его теории маргинальный человек предстаёт как иммигрант; полукровка, живущий одновременно «в двух мирах». Главное, что определяет природу маргинального человека - чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые ещё не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. «Без сомнения, - отмечает Парк, - периоды перехода и кризиса в жизни большинства из нас сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать фортуну в чужой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса относительно непрерывный. В результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности» . В описании «маргинального человека» Парк часто прибегает к психологическим аспектам. Т.Шибутани в специально посвященном разделе «Маргинальный статус и внутренние конфликты» в изданном в 1969 году в нашей стране учебнике «Социальная психология» обращает внимание на комплекс черт личности маргинального человека, описанный Парком. Он включает следующие признаки: серьёзные сомнения в своей личной ценности, неопределённость связи с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неопределённых ситуаций, чтобы не рисковать уважением, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного предприятия, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются .

К сожалению, освещение этой чрезвычайно интересной проблематики выходит за рамки задач, которые мы поставили перед собой в предисловии к данной работе. Поэтому здесь мы ограничимся лишь таким весьма схематичным её описанием для того, чтобы уделить большее внимание рассмотрению проблемы внутреннего конфликта с точки зрения подходов отечественной психологической науки. Реализации указанной цели, как нам представляется, потребует от слушателей получающих образование по специальности «Психология» значительных интеллектуальных усилий, поскольку в отличие от значительной части зарубежных источников, работы российских учёных характеризуются ярко выраженной методологической направленностью. Однако усвоение этого материала выступает в качестве необходимого условия профессиональной подготовки психолога и является характеристикой высокого уровня его квалификации.

Примечания

Данный раздел написан с использованием текстов работ , , .

Для того чтобы убедиться в этом? достаточно посмотреть великолепную подборку работ , , , , , , , , , объединенную под названием «Психодрама: вдохновение и техника , а также работу Дэвида Киппера ..

Роли могут быть также классифицированы исходя из других оснований :

  1. Роли сознательные и бессознательные. Иначе говоря, сознательно принимаемые человеком на себя по собственной инициативе и вынужденные или как бы навязанные обстоятельствами (старшая сестра может сама взять на себя роль воспитательницы младшей сестры или же эта роль выпадает ей лишь потому, что дома младшую сестру некому воспитывать).
  2. Роли более или менее устойчивые и эпизодические.
  3. Роли неразрывно между собой связанные (учитель-ученик) и не связанные (учитель - член спортивной организации).
  4. Роли открытые, внешне выраженные, и, наоборот, в той или иной степени скрытые (отец и человек, недовольный своими детьми или разочарованный в детях).
  5. Роли центральные и второстепенные для личности (учитель и член жилищного кооператива).
  6. Роли стереотипные и оригинальные (учитель как преподаватель и учитель - новатор).
  7. Роли, приписываемые себе человеком, и роли, приписываемые человеку другими (человек может считать себя хорошим семьянином, а другие люди его таким не считают).
  8. Роли реальные и воображаемые (человек может мечтать о роли, которую ему в жизни не удалось играть).
  9. Роли индивидуальные (персональные) и коллективные (групповые). Это разделение относительно, так как всякая индивидуальная роль отражает воздействие группы, и нет таких групп, в которых выполнение роли не имело бы индивидуальных вариантов.
  10. Роли активные и пассивные (в каждом коллективе имеются более активные и более пассивные члены).

Эти классификации, взятые из разных работ авторов (Кеттелла, Дреджера и др.) не исчерпывают всего многообразия ролей, но имеют значение для некоторой ориентировки в этом многообразии.

Обозначение данного класса ролей в качестве трансцендентных принадлежит Г.Лейтц .

Сплошная линия - нормальное развитие; штрих пунктирные линии - частично патологическое развитие; штриховая линия - патологическое развитие.


Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.

В ходе общения порой возникает недопонимание , которое приводит к .

Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль , но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции , появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится .

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения данных конфликтов являются:


Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека . Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

О социальных ролях человека в этом ролике:

Классификация

Психологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

Специалисты также выделяют ситуационно-ролевой конфликт . Он бывает, когда индивид оказывается в новой для себя роли, но ее выполнять не может, так как помнит о старой роли.

Человек привыкает к новым обязанностям и не готов сразу проявлять себя в полной мере .

Примеры и способы разрешения

Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков . Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина .

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери .

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми , если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете : устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери , а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

Подросток

Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек .

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление , касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы . Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

Он сам решит определенные вопросы , избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности .

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям : он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время , так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

Как избежать?

Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах: все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

Ролевые конфликты случаются часто: они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка , которую допускают индивиды — это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!