Районная олимпиада по биологии 10.

Программа курса биологии для 10 класса посвящена знакомству с основами цитологии, более подробному рассмотрению клетки, как элементарной единицы всего живого. Для того чтобы подготовиться к олимпиаде по биологии десятиклассникам нужно уделить внимание теоретическому повторению и обобщению именно этих разделов. Однако, кроме этого среди олимпиадных заданий встречаются занимательные задачи, для решения которых понадобятся знания, полученные ранее, а также способности к логическому мышлению.

На этой странице мы приготовили тренировочный комплект заданий олимпиады по биологии для 10 класса. Вы можете использовать его на уроке, посвященному подготовке к олимпиаде или выдать учащимся для домашней подготовки. Комплект заданий состоит из тестов и открытых вопросов. Ко всем заданиям даны ответы и записаны примеры решений.

Олимпиада по биологии 10 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
А) клеточный
Б) популяционно-видовой
В) биогеоценотический
Г) биосферный

2. О единстве органического мира свидетельствует
А) наличие ядра в клетках живых организмов
Б) клеточное строение организмов всех царств
А) объединение организмов всех царств в систематические группы
Г) разнообразие организмов, населяющих Землю

3. Какая структура клетки изображена на рисунке?
А) эндоплазматическая сеть
Б) плазматическая мембрана
В) комплекс Гольджи
Г) вакуоль

4. Хроматиды – это
А) две цепи одной молекулы ДНК
Б) кольцевые молекулы ДНК
В) участки хромосомы в неделящейся клетке
Г) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

5. Наибольшее количество крахмала человек потребляет, используя в пищу
А) листья салата и укропа
Б) растительное и сливочное масло
В) хлеб и картофель
Г) мясо и рыбу

6. Рефлекторная дуга заканчивается
А) исполнительным органом
Б) чувствительным нейроном
В) вставочным нейроном
Г) рецептором

7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
А) географическому
Б) генетическому
В) экологическому
Г) морфологическому

8. Пример внутривидовой борьбы за существование −
А) соперничество самцов из-за самки
Б) “борьба с засухой” растений пустыни
А) сражение хищника с жертвой
Г) поедание птицами плодов и семян

9. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань
А) соединительная
Б) мышечная
В) эпителиальная
Г) нервная

Вопрос 1
В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?

Вопрос 2
В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные).

Вопрос 3
Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

Вопрос 4
Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Вопрос 5
В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б Б В Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Г А А Б

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
— в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов;
— в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов;
— биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

Ответ на вопрос 2:
Различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) - стручок; семена внутри боба лежат на створках, а в стручке - на пленчатой перегородке;
Сходство: боб и стручок - сухие многосеменные вскрывающиеся плоды; В — различие:

Ответ на вопрос 3:
— корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
— у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
— листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

Ответ на вопрос 4:
Быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше. Глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

Ответ на вопрос 5:
Вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность). Затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма. Возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На агар-агаре можно вырастить культуру возбудителей:

а) дизентерии б) гриппа в) малярии г) диабета.

2. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения:

а) живые, но их клеточные оболочки одревесневают

б) живые, но их ядро исчезает

в) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки

г) мертвые.

3.В вишне или сливе съедобными являются бывшие:

а) семязачатки б) стенки завязи в) цветоложа г) пыльники.

а) сосна, ель, банан б) кедр, туя, секвойя

в) тисс, кокос, кипарис г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма.

5. Из оплодотворенной центральной клетки покрытосеменных растений образуется:

а) плод б) семя в) зародыш семени г) эндосперм.

6. Характерными соцветиями для бобовых являются:

а) простой зонтик и корзинка б) колос и метелка в) головка и кисть г) щиток и сложный зонтик

7. После «выстрела» стрекательные клетки тела гидры:

а) восстанавливаются б) отмирают

в) превращаются в покровно-мускульные клетки г) становятся промежуточными клетками.

8. Какая группа является наиболее древней среди современных рептилий:

а) крокодилы б) черепахи в) гаттерии г) змеи.

а) гермафродитизм

б) отсутствие органов чувств

в) отсутствие пищеварительной системы

г) сильно развитая половая система.

10. У цапли, долго стоящей в холодной воде, не бывает переохлаждения из-за:

а) противоточного кровообращения в ногах

б) равномерного тонкого слоя жира под кожей ног

в) роговых чешуек на конечностях

г) интенсивного обмена веществ в конечностях.

11. Cердце насекомых:

а) в виде трубки б) однокамерное; в) двухкамерное г) четырехкамерное.

12. К отряду Перепончатокрылые относятся:

а) пчела, оса, овод

б) шершень, наездник, муравей

в) шмель, слепень, богомол

г) пилильщик, рогохвост, стрекоза.

13. Синтез белка не происходит в следующих органоидах клетки:

а) рибосомах б) лизосомах в) митохондриях г) ЭПС.

14. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают:

а) сужение лимфатического сосуда

б) расширение лимфатического сосуда

в) поворот глазного яблока

г) формирование внутреннего сфинктера мочевого пузыря

15. Естественная форма бесполого размножения, известная у человека

а) клонирование б) почкование в) полиэмбриония

г) у человека бесполое размножение отсутствует

16. Плодовитый капустно-редечный гибрид создал:

а) Вавилов Н.И. б) Мичурин И.В. в) Астауров Б.Л. г) Карпеченко Г.Д.

17. Бройлерные куры - это:

а) особая мясная порода кур

б) яйценосная порода кур

в) гетерозисный гибрид

г) инбредная порода кур.

18. Возможной переходной формой от дриопитековых к австралопитековым являются: а) парапитеки б) шимпанзе в) гориллы г) рамапитеки.

19. В какой момент определяется вероятность рождения девочки или мальчика:

а) при рождении ребенка

б) при образовании зиготы

в) при проведении УЗИ на 4-ой неделе беременности

г) при образовании гамет.

20. Гормон роста образуется в:

а) надпочечниках

б) щитовидной железе

в) гипофизе

г) поджелудочной железе.

21. Онтогенез начинается с:

а) момента рождения

б) образования морулы

в) образования зиготы

г) образования половых клеток.

22. Плод человека соединен с материнским организмом через:

а) плаценту

б) стенку матки

в) пуповину

г) желтое тело.

23. Нервная система образуется из:

а) разных зародышевых листков

б) эктодермы

в) энтодермы

г) мезодермы.

24. Расщепление клетчатки у человека происходит главным образом в:

а) желудке

б) тонком кишечнике

в) толстом кишечнике

г) вообще не происходит.

25. Соматической нервной системой называется:

а) центральная нервная система;

б) периферическая нервная система;

в) часть нервной системы, управляющая

внутренними органами;

г) часть нервной системы, управляющая

произвольной мускулатурой.

26. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены

светочувствительные клетки, в которых:

а) образуется витамин А;

б) возникают зрительные образы;

в) черный пигмент поглощает световые лучи;

г) формируются нервные импульсы.

27. В результате мейоза образуется:

а) четыре диплоидные клетки

б) четыре гаплоидные клетки

в) две гаплоидные клетки

г) две диплоидные клетки.

28. Конкурентные отношения характерны для пары видов:

а) лиса и воробей б) сова и воробей в) заяц и сова г) лиса и сова

29. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:

а) дивергенции б) ароморфоза в) дегенерации г) идиоадаптации.

30. «Бессмысленные» кодоны УАА, УАГ и УГА:

а) могут кодировать сразу несколько аминокислот

б) препятствуют соединению РНК с рибосомой

в) означают прекращение синтеза белковой молекулы

г) ничем не отличаются от остальных кодонов.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Какие органоидов нет в животной клетке:

I . Митохондрии II . Клеточная целлюлозная стенка
III . Клеточный центр IV . Пластиды V . Рибосомы VI . Вакуоли с клеточным соком

а) II , V , VI

б) II , III , IV , VI

в) II , IV , VI

г) I , IV , VI .

    Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
    I . Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте. II . Образование глюкозы из воды и углекислого газа. III . Гидролиз белков. IV . Синтез жиров.

V . Синтез белков на рибосомах. VI . Образование глюкозы из гликогена печени.

а ) I, II,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК: I . Двухцепочная молекула. II . Переносит наследственную информацию. III . Отсутствует у прокариот IV .Хранит наследственную информацию.

V . Может быть трех видов. VI . Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а ) I, IV,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Среди животных развитие с метаморфозом характерно для :
    I . Пауков. II . Лягушек III . Змей IV . Бабочек V . саранчи
    а) II ; IV

б) II , III

в) I , IV

г) I , II , III , V .

    Какие функции не могут выполнять липиды :
    I . Строительную. II . Гормональную III . Транспортную IV . Энергетическую

V . Ферментативную
а) II ; IV б) II , III в) I , IV ,V г) III , V .

Часть 3 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

6. Все растения содержат хлоропласты.

7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

16. Генетический критерий вида является абсолютным критерием.

17. В настоящее время образования новых видов не происходит.

18. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

20. Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционных факторов.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между названием органоида и его типом . К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами .

Название органоида

тип органоида

А) ЭПС

Б) рибосомы

В) митохондрии

Г) ядро

Д) комплекс Гольджи

Е) клеточный центр

1. мембранные органоиды

2. немембранные органоиды

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Установите соответствие между видом отбора и его признаками .

Признак отбора

Вид отбора

А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями;

Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений;

В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями;

Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе;

Д) действует в природе миллионы лет;

Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.

    Естественный

    Искусственный

А

Б

В

Г

Д

Е

    Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией.

Функции

Органические вещества

А) крахмал

Б) гликоген

В) целлюлоза

Г) муреин

Д) хитин

    Компонент клеточной стенки грибов

    Компонент клеточной стенки растений

    Компонент клеточной стенки бактерий

    Запасной полисахарид растений

    Запасной полисахарид грибов

А

Б

В

Г

Д

    Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

Биологический процесс

А) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Б) окисление органических соединений для получения энергии

В) поглощение кислорода

Г) использование солнечной энергии для синтеза АТФ

Д) синтез органических веществ из неорганических

1) клеточное дыхание

2) фотосинтез

А

Б

В

Г

Д

    Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой.

Характеристика размножения

Способ размножения

А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

1) Бесполое

2) Половое

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть V . Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее 3-х причин.

2. Задание.

Какие функции выполняет хвост у разных видов позвоночных животных? Дайте классификацию этих функций и приведите примеры.

3. Задание.

Группа радикально настроенных «зеленых» разгромила крупную пушную звероферму и выпустила на волю полторы тысячи норок. Предложите возможный дальнейший сценарий: какая судьба ожидает этих освобожденных норок в природе и как это событие отразится на местной фауне?

Матрица ответов

По набранным баллам определяются три первых места в олимпиаде.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Задания части I

Задание части II В задании выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание части III Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части IV Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание части V Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов школьного_ __этапа

___
10-11 _ __ класс [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Часть II

1

2

3

4

5

Часть III

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"

+

+

+

+

+

+

"нет"

+

+

+

+

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

"ДА"

"нет"

Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

3 задание

А

Б

В

Г

Д

4 задание

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

1

2

5 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

1

2

2

Часть V

Ответ на вопрос № 1:

    Непосредственно поражают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

Ответ на вопрос № 2:

Хвост у животных выполняет различные функции, среди них:
1) механическая (является опорой при беге, прыжках у кенгуру, является рулем при полете, плавании у птиц и рыб):

а) хвост как балансир (у белок, куниц, лемуров);
б) хвост как руль и тормоз (крокодилы, дельфины, рыбы);
в) снаряжение альпиниста (хвост помогает многим животным лазать по древесным стволам и отвесным скалам, например, обезьяны с помощью хвоста обвивают ветку дерева и висят, тем самым освобождая лапы для более важного дела).
2) физиологическая (самозащита у ящериц; крысиные лемуры в дождливые дни накапливают запас жира):

а) хвост как средство защиты и нападения (у ската на основании хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый шип, которым он защищается при нападении).
3) коммуникабельная (взмахами хвоста животные общаются друг с другом. Причем зримые сигналы сопровождаются запахами. Дело в том, на хвосте у некоторых животных располагаются пахучие железы. Известно, что при помощи таких желез олени могут предупреждать друг друга о беде, распространяя так называемый «запах опасности»):
а) хвост как средство общения (у некоторых птиц хвост играет роль удостоверения личности, примером этого является большой и яркий хвост петуха, если собака виляет хвостом, то она показывает свои благонамеренные действия, а не агрессивность).
4)Удивительные функции хвоста :
а) использование его под склад (тушканчики, откладывают излишки жира в основание хвоста;
б) песцы, лисы, куницы, соболи и барсы – используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло;
в) некоторым животным хвост заменяет жабры. Тритоны имеют легкие. Поэтому им приходится постоянно всплывать к поверхности воды за новыми порциями воздуха. Во время брачных игр и икрометания им это делать некогда. Самцов выручает хвост. Под его тонкой кожей масса кровеносных сосудов и кислород легко проникает в кровь

Ответ на вопрос № 3:

1.Большое количество выпущенных норок подорвет кормовую базу и нарушит сложившиеся пищевые связи.

2.Большая часть, выпущенных норок, погибнет, так как животные, выращенные в неволе не приспособлены находить себе пищу, прятаться от врагов, не адаптированы к сильным морозам.

3.Разводят американскую норку. Мы можем предположить, что на воле она вытеснит местную европейскую норку, которая менее конкурентноспособна, или это событие не отразиться на местной фауне, так как эти животные могут быть легкой добычей для хищников.

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___
школьного_ __этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___
10-11 _ __ класс [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5

Часть III . [мах. 20 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"

"нет"

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

"ДА"

"нет"

Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

3 задание

А

Б

В

Г

Д

4 задание

А

Б

В

Г

Д

5 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть V . [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 __________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________ Итого ______________ баллов

1. Выберите один правильный ответ.

1) К эукариотическим относятся клетки

А) клубеньковых бактерий б) цианобактерий

В) растений г) кишечной палочки

2) В систематике животных классы объединяются в

А) типы б) роды в) семейства г) отряды

3) У позвоночных животных с постоянной температурой тела и высоким

Уровнем обмена веществ клетки снабжаются кровью

А) венозной б) смешанной в) артериальной

Г) насыщенной углекислым газом

4) Твёрдость кости придаёт

А) жиры и клетчатка б) белки и нуклеиновые кислоты

В) гликоген и крахмал г) минеральные соли

5) По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

А) имеют плоды и семена б) половые клетки созревают в шишке

В) цветут весной до распускания листьев г) имеют ксилему и флоэму

2. Определите правильность суждений (да – нет).

1) Пластиды встречаются только в растительных клетках.

2) Клетка – единица строения и жизнедеятельности вируса табачной

Мозаики.

3) Гормоны в организме человека образуются в печени.

4) Папоротниковидные растения размножаются спорами.

5) У птиц постоянная температура тела.

3. Установите соответствие между возможными последствиями недостатка в организме человека витамина и его видом.

4. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос: каких насекомых нужно

Охранять и почему?

5. Решите задачу.

Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов А, Т, Г, и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком ДНК? Ответ поясните.

6. Определите, что изображено на рисунке и опишите.

7. Термины.

1) Рефлекс

2) Гормоны.

3) Микроэлементы.

4) Регенерация.

5) Ткань.

8. Исключите лишнее.

1) Аппарат Гольджи, пластиды, лизосомы, эндоплазматическая сеть.

2) Глюкоза, фруктоза, галактоза, целлюлоза.

3) Амёба, гидра, инфузория – туфелька, эвглена.

4) Хвощи, плауны, папоротники, пихта.

5) Клён, липа, берёза, шиповник.

Критерии оценки. 10 класс

Задание 1. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 2. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 3. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 4. 10 баллов.

Задание 5. 20 баллов.

Задание 6. 20 баллов.

Задание 7. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 8. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Ответы.

Задание 1. 1) в, 2) а, 3) в, 4) г, 5) б.

Задание 2. 1) да, 2) нет, 3) нет, 4) да, 5) да.

Задание 3. 1ВГ, 2АБД.

Задание 4. Охранять нужно пчёл, шмелей, особенно весной, когда встречаются только их самки, безвредных бабочек – крапивниц, адмиралов, махаонов (это насекомые-опылители), божьих коровок, жужелиц, стрекоз (это насекомые-хищники, истребляют вредных насекомых).

Задание 5. По принципу комплементарности А=Т, Г=Ц. Если на одной цепи ДНК А=300, след. на второй цепи ДНК Т=300. На одной цепи ДНК Т=100, след. на второй цепи А=100. Аналогично, на одной цепи Г=150, на второй цепи Ц=150; на одной цепи Ц=200, на второй цепи Г=200.

Таким образом, в двуцепочечной молекуле ДНК содержится А-нуклеотидов 300+100=400, Т-нуклеотидов 100+300=400, Г-нуклеотидов 150+200=350 и Ц-нуклеотидов 200+150=350.

Белок кодируется геном, т. е. участком молекулы ДНК. На предложенном участке молекулы ДНК содержится 300 А-нуклеотидов, 100 Т-нуклеотидов, 150 Г-нуклеотидов и 200 Ц-нуклеотидов.

300+100+150+200=750.

Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами след. 750:3=250 аминокислот.

Ответ: В состав двуцепочечной молекулы ДНК входит 400 А-нуклеотидов, 400 Т-нуклеотидов, 350 Г-нуклеотидов и 350 Ц-нуклеотидов. Данный участок ДНК кодирует 250 аминокислот. Вторая цепь, комплементарная данному участку будет кодировать также 250 аминокислот.

Задание 6. На рисунке изображено строение клеточной мембраны, которая состоит из двух слоёв липидов, в которые погружены белки. Каждая молекула липидов образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. В клеточных мембранах молекулы липидов располагаются головками наружу, а хвостами внутрь. Двойной слой липидов обеспечивает барьерную функцию мембраны. В билипидный слой мембраны погружены многочисленные молекулы белка. Одни находятся на внешней стороне мембраны, другие – на внутренней, а третьи пронизывают всю мембрану насквозь. Белки мембраны выполняют разнообразные функции: рецепторную, транспортную, ферментативную.

Задание 7.

1) Рефлекс – ответ организма на раздражение при участии нервной системы.

2) Биологически активные вещества, вырабатываются железами внутренней секреции, выделяются в кровь и регулируют работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие. Постоянство внутренней среды организма.

3) Микроэлементы – элементы, на долю которых приходится от 0,001 до

0,000001% от массы тела.

4) Регенерация – восстановление утраченных частей организма.

5. Ткань – группа клеток, сходных по строению и выполняющих общие функции.

Задание 8. 1) пластиды, 2) целлюлоза, 3) гидра, 4) пихта, 5) шиповник.

Время на выполнение работы – 1,5 часа (90 минут).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!