Развитие библиотеки в конце 19 века. Возникновение и развитие библиотек

Конец 18-первая половина 19 века в России были периодом разложения феодально-крепостнического строя и развития в его недрах новых, капиталистических отношений. Рост промышленности, увеличение числа фабрик и заводов, расширение внутренней и внешней торговли, а также постепенное втягивание помещичьего хозяйства в товарные отношения неизбежно приводили к кризису феодально-крепостнической системы. Россия все более становилась на путь капиталистического развития.

Царское правительство, приспосабливаясь к новым социально-экономическим отношениям, вынуждено было проводить реформы в области просвещения, образования и печати, расширять сеть высших и средних учебных заведений, открывать новые и специальные библиотеки.

В начале 19 века в России вводятся в действие устав университетов и устав учебных заведений, положившие начало созданию государственной системы народного образования. Развитие просвещения и издание книг создавали необходимые предпосылки для дальнейшего роста библиотечного дела в стране. Распространение грамотности способствовало увеличению числа читателей, формированию читательских кругов из среды купечества, мещанства, разночинцев.

В связи с реформой народного образования в России значительно расширилась сеть библиотек при учебных заведениях. К началу 30-х годов в России насчитывалось уже 62 гимназические библиотеки, ряд библиотек существовал при уездных училищах . Дальнейший рост технических и других специальных учебных заведений способствовало развитию сети соответствующих библиотек. Так, в первой половине 19 века в связи с открытием новых специальных училищ и институтов создаются библиотеки Института инженеров железнодорожного транспорта, Технологического института, Института гражданских инженеров и другие.

В связи с развитием науки и открытием университетов в России в начале 19 века стали возникать университетские библиотеки. В первой половине 19 века открываются пять новых университетских библиотек - в Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Киеве. Старейшей и наиболее значительной была библиотека Московского университета, открытая еще в 18 веке и имевшая в начале 19 свыше 20000 томов.

Университетские библиотеки, как указывалось в уставе университетов 1804 года, создавались для распространения наук и просвещения. Заведующий или библиотекарь избирался советом университета из числа профессоров. Кроме того, назначался помощник из адъюнктов или магистров. Правительство предоставило университетам право беспрепятственной выписки книг и периодических изданий из-за границы. Иностранные издания непосредственно поступали в университетские библиотеки, благодаря чему последние получили возможность приобретать запрещенные произведения, хотя их использование строго контролировалось.

Библиотеки университетов находились на государственном бюджете. И хотя в 1837 году сумма на содержание библиотек была увеличена, университетские библиотеки испытывали острый недостаток денежных средств, что отрицательно отражалось на комплектовании книжных фондов. Университеты, были лишены возможности своевременно и в необходимом количестве, приобретать текущую научную литературу и периодические издания. Пополнение книжных фондов многих университетских библиотек происходило бессистемно, носило случайный характер и зависело в основном от добровольных пожертвований. В библиотеках губернских университетов часто отсутствовали издания, необходимые для проведения научной работы. Даже по официальным данным, некоторые университетские библиотеки в первой четверти 19 века представляли собой довольно обширные, но недостаточные и случайные собрания книг.

Рост фондов университетских библиотек можно проследить по следующим данным. В 1825 году библиотека Московского университета насчитывала около 30 тыс. томов, Харьковского - около 17 тыс. К концу первой половины 19 века самым крупным по размерам книжного фонда являлись: библиотека Киевского университета (свыше 88 тыс. томов), Московского (около 85 тыс. томов), Дерптского (более 83 тыс.), Харьковского (свыше 50 тыс. томов), Казанского (47 тыс.) и Петербургского (около 40 тыс. томов).

В университетских библиотеках велась большая работа по организации, каталогизации и классификации книжного фонда, по разработке оригинальных систем библиотечных классификаций. Не удовлетворялась применявшаяся в западноевропейских университетах факультетской системы расположения книжных фондов, библиотекари русских университетов применяли свои классификационные системы. Так, в 1826 году библиотекарь Ф.Ф. Рейс опубликовал Расположение библиотеки Московского университета. Эта классификация имела 10 основных отделов, каждый из которых делился на 2 подчиненных ему понятия, которые делились на 2 новых и т.д. Однако система Рейса получила отрицательную оценку русских библиотекарей и не имела широкого распространения.

Во всех университетских библиотеках имелись рукописные каталоги книжного фонда, некоторые из них составлялись на карточках и назывались подвижными. Отдельные университетские библиотеки (Московского, Казанского университетов) издавали печатные каталоги.

Организации обслуживания читателей в университетских библиотеках были присущи существенные недостатки. Фондами библиотеки могли пользоваться преимущественно профессора и сотрудники университета. Только некоторые библиотеки (Московского, Казанского и Киевского университетов) имели характер публичных и были открыты для "посторонних" читателей. Правилами университетских библиотек и других высших учебных заведений категорически запрещалось выдавать книги читателям, не принадлежащим к университетам.

Неудовлетворительно было организовано обслуживание студентов. Доступ в фундаментальную, или главную, университетскую библиотеку студентам запрещался или умышленно затруднялся различными формальностями и ограничениями. По распоряжению правительства для студентов в университетах создавались особые фонды, так называемые казенные студенческие библиотеки. Эти библиотеки комплектовались только справочными изданиями-учебниками, словарями и др. Покупка других, посторонних книг и периодических изданий. Не говоря уже о прогрессивной русской и иностранной литературе. Пользовавшейся большой популярностью у передовых студентов, запрещалась.

В первой половине 19 века фундаментальной библиотеки Казанского университета принимал активное участие выдающийся русский математик Николай Иванович Лобачевский. Нет, пожалуй, в нашей стране грамотного человека, который не слышал бы имени этого великого математика творца новой неевклидовой геометрии. Потомки справедливо сравнивают его с Христофором Колумбом, то с Николаем Коперником. Но при жизни гений Лобачевского не был признан, его основной труд подвергался резкой критике, насмешкам. Ученый так и остался выжившим из ума чудаком, казанским сумасшедшим.

Окончил университет Лобачевский в 1811 г. с присвоением звания ему магистра. Началось научное творчество-период полного раскрытия богатой и многогранной личности.

декабря 1819 г. экстраординарный профессор, надворный советник Николай Лобачевский вместе с профессором Э.О. Вардерамо был назначен в особый комитет для проверки приведения в должное устройство и порядок университетской библиотеки. Но Вардерамо вскоре уволился из университета, и Лобачевский остался единственным членом спец. комитета. Это был трудный для Казанского университета период. Попечитель округа Магницкий, искавший во всем следы безбожия и вольномыслия, только что закончил чистку студенческой библиотеки от безбожных и противных нравственности" книг: они были сожжены на костре. Такая же участь ждала и главную библиотеку. На спец. комитет была возложена обязанность изъять и уничтожить книги, противные нравственности или вообще не согласные с божественным началом.

Ради спасения бесценных книг были забыты старые обиды между студентом Лобачевским и суд. инспектором Кондыревым, теперь уже профессором и библиотекарем университета. Проявив большое гражданское мужество, он сумел вынести и спрятать в доме адъюнкта- профессора Хальфина самые опасные книги. Каталоги тогда отсутствовали. Разрозненные описи книг представляли такое запутанное дело, что невозможно было в нем разобраться. Но беспорядок, всегда раздражавший Лобачевского, в ту пору только обрадовал его: не опасаясь проверки, легко было изолировать все, что нужно было спасти.

октября 1825 г. Совет университета поручил должность библиотекаря Н.И. Лобачевскому, но только 19 февраля 1826 г. он был утвержден в ней. Однако из-за того, что библиотека по-прежнему оставалась в крайне запущенном состоянии, больше года он не мог приступить к исполнению своих обязанностей и даже вынужден был обратиться в Совет с вопросом: Каким образом магу я когда-нибудь принять библиотеку и от кого?

Н.И. Лобачевский был избран ректором 3 мая 1827 г., сразу же после освобождения Казанского учебного округа и университета от роковой семилетней опеки, от гнетущего попечительства непревзойденного мракобеса Магницкого. Можно представить себе, в какой трудной обстановке, требовавшей огромного напряжения сил, протекали первоначальные дни и недели работы Николая Ивановича на этом посту. Но при этом он не сложил с себя и полномочий библиотекаря университета, считая эту обязанность исключительной по важности, святой. По существу лишь после избрания ректором он мог приступить к действительному руководству библиотекой. Библиотекарем он работал более 10 лет, почти до конца 1837 г., когда была закончена постройка великолепного для тех времён здания библиотеки с трёхъярусным книгохранилищем и просторными читальными залами.

Всех, знавших Лобачевского, поражала широта его познаний и необыкновенная начитанность. Многолетний читательский опыт и помог ему досконально изучить устройство библиотек, организацию библиотечного дела в Санкт-Петербурге, Дерпте, Москве. Подход его к библиотечным вопросам был порой оригинальным. Вот представление Правлению Казанского университета об устройстве библиотеки от 30 апреля 1825 года, сделанное Лобачевским ещё до назначения библиотекарем: Устройство библиотеки требует обратить внимание на поместительность, на издержки, надоставление удобности библиотекарю служить читателю и, наконец, на красоту наружности. Последнее требование уступает первым, как существенным; но и убранствам библиотеки нельзя пренебречь, в намерении всё то, что служит для просвещения, сверх внутреннего достоинства, одеть привлекательного наружности и тем поддержать любовь в науках и высокое о них мнение … .

Интересно, что свой замысел об устройстве библиотечного помещения Н.И. Лобачевский полностью осуществил при строительстве здания библиотеки. С первого же месяца своей работы на посту ректора- библиотекаря Николай Иванович настойчиво выступал за сохранность библиотечного фонда. Он требовал возвращения недостающих книг и журналов, невзирая на лица.

Первые книги для Казанского университета Лобачевский приобрёл, ещё не будучи библиотекарем, в 1821 году.

Летом этого года он находился в отпуске в Петербурге и получил поручение от попечителя округа Магницкого приобрести оборудование для физического кабинета и книги по математике для библиотеки. Лобачевский отобрал необходимые математические сочинения в книжных лавках Сент-Флорана и В. Грефа. О том, насколько ответственно он подходил к отбору покупаемой литературы, говорит его донесение Магницкому от 8 сентября 1821 года: Списки отобранных мною книг готов я представить, как скоро на то получу от Вас приказание. Однако ж я не могу ручаться, что все книги, назначенные мною для покупки, могли с пользою служить для руководства в преподавании, ибо многие из них не были мною читаны, а известны только мне по ссылкам на них других писателей или показались мне важным по их заглавиям. Чтоб сделать безошибочный выбор и сберечь бесполеззные издержки казны, почитаю я нужным предварительно пересмотреть их самому, на что потребуется около месяца времени.

Уже в 1821 г. Лобачевский выдвигает важнейший принцип комплектования библиотеки, без осуществления которого невозможно развитие научной мысли: необходимость своевременного приобретения новейших сочинений и, прежде всего, важнейших научных периодических изданий: … другая часть содержит в себе столь же необходимые книги, но которые здесь у книгопродавцев не отыскались. Это большею частью академические записки, весьма дорогие издания, которые в особенности должен стараться приобретать университет как творения славнейших мужей учёности. Чтоб преподавание в университете шло наряду с просвещением целой Европы, чтоб учёные люди, составляющие университеты, были допущены трудиться над усовершенствованием науки, надобно, чтоб университет был уведомляем о предприятиях и успехах мужей, надобно, чтоб он читал современные записки.

Став библиотекарем, Лобачевский вырабатывает специальные правила, которыми необходимо было руководиться при комплектовании фондов библиотеки:

Чтоб сочинения пополняли недостатки других, признанных полезными в преподавании и находящихся уже в университетской библиотеке.

При назначении вновь вышедших книг преимущество дать тем сочинениям, которые приобрели славу в ученом свете.

Чтоб сочинения были новейшими.

Чтоб они заключали не только отдельные и частные открытия, иногда подверженные сомнению, сколько открытия, приведённые уже в систему и которые были причинами полезного преобразования науки.

Чтоб главная цель при выборе книг была польза для преподавания наук в университете.

Требования Лобачевского о комплектовании библиотеки, новейшими сочинениями, наиболее фундаментальными научными работами и вообще книгами, приносящей пользу для преподавания наук, сохранили своё значение и в наши дни, они актуальны и сейчас для любой вузовской библиотеки.

Для обеспечения качественного комплектования фондов библиотеки Лобачевский разработал чёткую систему собирания предварительных заявок на необходимую научную и учебную литературу от всех факультетов, кафедр и преподавателей университета. Раз в году, летом, после окончания занятий, все преподаватели обязаны были представить списки книг, которые желательно было бы приобрести в течение следующего учебного года. В результате такой системы все преподаватели университета принимали участие в комплектовании библиотеки, этим достигалось качественное пополнение её фондов по всем отраслям знаний.

Надо отметить, что Лобачевский стремился выполнять все заявки не только профессоров и адъюнктов университета, но и начинающих, совсем ещё молодых преподавателей.

Лобачевскому принадлежит заслуга организации чёткой системы быстрого получения новейших заграничных изданий. В первые годы существования университета какие-либо иностранные издания выписывались от случая к случаю, и всё зависело только от энергии заинтересованного в книге того или иного профессора. В период попечительства Магницкого выписка комплектования заграничных изданий фактически прекратилось, вопросы европейских учёных единолично решались попечителем. Только при Лобачевском случайность в выборе иностранных изданий заменилась системой, позволившей библиотеке получать любую нужную книгу вне зависимости от того, где она издана.

Не менее заинтересованного и тщательно, чем научной литературой, комплектовал Лобачевский фонды библиотеки лучшими произведениями отечественной словесности. Так, 17 ноября 1828 года он предлагает приобрести Евгения Онегина, Бахчисарайский фонтан, Цыган, Руслана и Людмилу и др. произведения Пушкина, которые признаны классическими и, составляя эпоху в русской литературе, давно уже заслужили бы быть приобретённями для оной. Представление Лобачевского не было утверждено, однако уже третьего апреля 1829 года он покупает некоторые работы Пушкина.

Вышеприведённые данные убедительно свидетельствуют, что почти все, вновь выходившие произведения незамедлительно приобретались Лобачевским для библиотеки Казанского университета. Надо отметить, что книги Пушкина не составляли исключения, так же обстояло дело со всеми лучшими образцами отечественной литературы.

Если научная литература и иностранные издания выписывались через комиссионера графа, то произведения русской литературы, как правило, непосредственно отбирались Лобачевским в казанской книжной лавке Глазунова.

Иногда в своём представлении совету Лобачевский давал краткую характеристику книг, показывающую, что новые литературные произведения, приобретаемые для библиотеки, им предварительно прочитывались. Лобачевский внимательно следил за всеми новинками отечественной литературы и, если их не было в казанской книжной лавке, выписывал книги из Петербурга.

Большое внимание Лобачевский уделял и историческим сочинениям вообще, сочинениям по отечественной истории - в особенности. Высоко ценил Лобачевский и энциклопедии, различные словари и указатели, библиографические пособия, прекрасно понимая, что они необходимы и учёному, и библиотекарю. Предметом постоянных забот Лобачевского было и комплектование востоковедных фондов библиотеки, что вполне объяснимо. Именно в тридцатые годы 19 века восточный факультет Казанского университета стал бурно развиваться, по инициативе Лобачевского были организованы и открыты новые кафедры.

Большое количество ценнейших китайских и маньчжурских рукописей, ксилографов и печатных книг поступило в библиотеку в результате одной из поездок в Бурятию и Китай, которая была организована по инициативе Лобачевского. Целенаправленное комплектование фонда востоковедческой литературой продолжалось и в последующие годы.

Большое внимание уделял Лобачевский и приобретению изданий за прошлые оды, отсутствовавших в фондах библиотеки, в том числе- покупке старинных и редких книг, рукописей, гравюр, карт, планов. Основной путь комплектования изданиями за прошлые годы, применяемый при Лобачевском,- приобретение личных библиотек, покупка книг у частных лиц.

Интересное приобретение удалось сделать Лобачевскому в 1829 году. Так, предлагая купить у крестьянина Ивана Никонова Апостол, изданный в 1567 году Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславсцем, первую русскую датированную книгу, он пишет: Книга сия, будучи первой, напечатанной в Москве, важна для библиотеки университета как памятник типографского искусства того времени.

Необходимо отметить, что приобретение личных библиотек, особенно больших по объёму, требовало от библиотекаря значительных усилий. Прежде всего, представляла трудность сверка списка предлагаемой для покупки литературы с каталогами библиотеки: ведь единого алфавитного или документального каталога в этот период в библиотеке Казанского университета ещё не было.

Можно ещё отметить одну деталь фондов библиотеки. Речь идёт о стремлении приобрести для библиотеки и такие издания, которые были бы интересны не только преподавателям и студентам университета, но и любым её посетителям.

Важнейшим источником комплектования фондов при Лобачевском стала подписка на иностранные и отечественные газеты и журналы. Лобачевский справедливо подчёркивал важность своевременного получения научной периодики, чтоб преподавание в университете шло наряду с просвещением целой Европы. В период его библиотекарства начинается и международный книгообмен. Первым, кто стал поддерживать связь с библиотекой Казанского университета, было Королевское Азиатское общество Великобритании и Ирландии. Первоначально за издания этого общества библиотека переводила через русское посольство деньги, затем английские издания по востоковедению стали присылаться в библиотеку бесплатно в обмен на издания соответствующего профиля Казанского университета.

Не менее заботливо, чем к комплектованию фондов, подходил Лобачевский и к вопросу о создании и организации каталогов университетской библиотеки. К тому времени, когда он был выбран библиотекарем университета, единого каталога на все библиотечные фонды ещё не существовало. В библиотеке было пять отдельных каталогов: книжного собрания, поступившего из гимназии в 1807 году, библиотеки Франка, библиотеки Зимнякова, а также, так называемых новой и новейшей библиотек. Качество этих каталогов было весьма неудовлетворительным, и Лобачевский прекрасно это знал.

В 1821 году Лобачевский уже приходит к убеждению о необходимости создания единого каталога на все библиотечные фонды, составленного на основании единых требований. Поэтому в октябре 1826 года, когда фактически ещё не был окончен приём библиотеки, он обращается в совет университета со специальным представлением о необходимости составления единого документального каталога на все фонды библиотеки. Тогда же он впервые формирует своё требование описания книг: чтоб с книг было списано заглавие как должно, т.е. содержание оных, издание, место печатания и время оного, также число эстампов в тех книгах, в коих они находятся. В ноябре того же года мысли Лобачевского о каталогах библиотеки получают дальнейшее развитие. В очередном представлении совету университета он приходит к выводу, что в библиотеке университета должны быть три каталога: документальный, систематический по наукам и алфавитный для руководства библиотекаря. Совет университета одобрил предложение Лобачевского, однако ни в 1826, ни в 1827 г.г. правление не смогло выделить никаких сумм для начала работы по созданию каталогов. Лишь в январе 1828 года, после неоднократных представлений и прошений Лобачевского, были выделены необходимые ассигнования, и начались соответствующие работы по созданию единого документального каталога на все библиотечные фонды.

Работа по созданию каталога продолжалось под непосредственным руководством Лобачевского свыше семи лет. Только в 1937 году был полностью составлен документальный каталог на все библиотечные фонды. Каталог этот сохранился, ныне - это начальные инвентарные книги так называемого фонда. Если внимательно просмотреть его, то можно легко убедиться, что многие из принципов описания книг, введённые Лобачевским, применяются и в наши дни. Предписание правления университета от 30 сентября 1833 года, составленное ректором и библиотекарем Лобачевским, чётко определяло цель документального каталога: Документальный каталог должен представлять подробное и верное описание книг, эстампов, рукописей, диссертаций и вообще всего, что составляет учёную собственность библиотеки .

В отличии от подобных каталогов других библиотек, документальный каталог библиотеки Казанского университета был очень подробен и сообщал сведения не только об авторе книги, её полном и точном названии, месте и года издания, объёма, формате, количестве рисунков, цене, но и, по какому случаю книга поступила в библиотеку, от кого именно и по какому предписанию.

К вопросу о создании систематического каталога Лобачевский подошёл не менее серьёзно, чем к созданию документального. Он тщательно изучил существовавшие схемы классификации наук. О том, что уже до 1828 года была начата практическая разработка схемы классификации наук, говорит и отчёт о работе библиотеки: Преступлено к столь необходимой переписке и соединению всех отдельных каталогов в один общий и даже к составлению твёрдого систематического расположения для всех сочинений. В дальнейшем, в 1828- 1834 годах, основную работу по разработке схемы классификации наук, названной План расположения библиотеки Казанского университета, вёл помощник библиотекаря Фойгт. Общее руководство разработкой Плана осуществлял Лобачевский. В 1834 году работа по составлению Плана была завершена.

План предусматривал, что алфавитный каталог должен вестись на отдельных листах (карточках большого формата), разделённых на четыре графы: В первой выставляется номер документального каталога; во второй- литература и номер систематического каталога; в третьей - заглавие книги по правилам, изложенным в документальном каталоге, только в сокращённом виде; в четвёртой- число переплётов.

Раздел о систематическом каталоге, предваряет изложение самой новой схемы классификации и содержит ряд принципиальных положений, позволяющих судить о взглядах Лобачевского и Фойгта.

Этот раздел начинается такой же подробной регламентации правил ведения систематического каталога, как это было сделано относительно документального и алфавитного каталогов: Систематический каталог должен быть подвижным. Заглавия книг выписываются на отдельных листах. Листы сии разделяются на четыре графы, в коих в первой означается литера того отделения, к которому книга относится, и номер, под который она в оном подходит; во второй графе пишется заглавие книги по правилам, принятым в документальном каталоге; в третьей- число переплётов; в четвёртой - номер документального каталога и т.д.

Будучи ректором университета, Лобачевский собственноручно вносил в дела все постановления Совета и Правления, касающиеся библиотеки, регистрировал новые поступления, отмечая их номера, стоимость и т.д. . Изо всех сил старался создать настоящую научную библиотеку. Работа была кропотливая, изнурительная, отнимавшая массу времени и сил.

На взгляд многих исследователей и учёных, не было в истории университетского образования в России другого ректора, который бы так глубоко понимал значение книги, значение библиотеки, так блистательно разбирался в вопросах библиотечного дела и столь много сделал для его развития.

В 2002 г. отмечалось 140-летие Российской государственной библиотеки. Ее история началась с перевода из Петербурга в Москву Румянцевского музея. Государственный канцлер России граф Николай Петрович Румянцев (1754–1826) собирал свою коллекцию всю жизнь. В этой коллекции было более 28 тысяч книг, рукописи, этнографические и археологические материалы, монеты, минералы, живопись, скульптура. Сейчас книги и рукописи хранятся в РГБ с собственноручной надписью канцлера «Беречь как глаза». А при жизни Румянцева коллекция находилась в его особняке на Английской набережной (ныне здесь Музей истории Санкт-Петербурга); в установленные часы ее могли увидеть все желающие.

Н.П.Румянцев умер не оставив завещания. Выполняя устную волю графа, его брат передал коллекцию государству – «на пользу Отечеству и благое просвещение». С 1831 г. в особняке на Английской набережной работал уже государственный Румянцевский музей. В 1845 г. он стал филиалом Императорской Публичной библиотеки. Однако Музей бедствовал, денег на его содержание не отпускалось. К концу 50-хх гг. здания, переданные государству Румянцевым, сильно обветшали, все попытки заведующего музеем В.Ф. Одоевского получить деньги на ремонт были тщетны. М.А. Корф, директор Императорской публичной библиотеки, под управлением которой находился музей, также не мог ничего сделать. Он надеялся, что при продаже зданий часть денег достанется библиотеке (именно так и случилось). В высоких инстанциях было принято решение о переводе коллекций музея в Москву. В 1862 г. Румянцевский музей разместился в ее центре, в красивейшем особняке – Доме Пашкова (в котором и сейчас располагается часть фондов Российской государственной библиотеки.

Вместе с экспонатами Румянцевского музея в Москву были отправлены тысячи томов русских и иностранных книг из дублетов Императорской публичной библиотеки, из других петербургских библиотек. В 1862 г. открывается первый общедоступный музей в Москве, в составе которого – первая бесплатная публичная библиотека. Музей включал в себя также отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

Основную массу читателей библиотеки Румянцевского музея составляли учащиеся, чиновники, преподаватели средних и низших учебных заведений, врачи, инженеры и техники, бухгалтеры. Среди читателей первой публичной библиотеки Москвы – Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский. С годами возрастала численность женщин-читательниц. Это были учащиеся, учительницы средних и низших учебных заведений, художницы, литераторы, врачи, фельдшерицы, акушерки, массажистки, служащие городских и земских учреждений.

Самыми крупными из университетских библиотек в первой половине XIX в. были московская и петербургская. Выделялась также библиотека Казанского университета, ректор которого, выдающийся математик Николай Иванович Лобачевский , занимал и пост директора библиотеки.

В 1830 гг. в разных регионах России начинают создаваться губернские и уездные библиотеки. Одним из инициаторов этой деятельности был президент Вольного экономического общества адмирал Николай Семенович Мордвинов. «Публичные библиотеки для чтения, – писал он, – учреждаются по губерниям с той целью, дабы по возможности распространять повсеместно общее просвещение, в особенности полезные сведения до местности каждого края относящиеся. По его предложению в 1830 г. Министерство внутренних дел предписывает всем губернатором собрать совещание «представителей дворянства, директоров гимназий и вообще ревнителей просвещения, как из среды дворянства, так и купечества, чтобы совокупно с ними приискать средства для учреждения библиотек». В течение следующих десятилетий было открыто более 30 библиотек – прежде всего там, где идея поддерживалась губернаторами и местным дворянством.

В 1836 г. губернская библиотека была открыта в Вятке. На ее открытии выступил находившийся здесь в ссылке А.И. Герцен. Он сказал: «Библиотека – это открытый стол идей, за который приглашен каждый, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это – запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

Большую роль в формировании фондов общедоступных библиотек сыграл известный книгоиздатель, владелец знаменитой книжной лавки Алексей Филиппович Смирдин. Он подбирал для каждой библиотеки комплект из более 1000 книг – в основном, произведений русских и зарубежных классиков, – приобрести которые можно было с большой скидкой.

В 70-90 гг. ХIХ в. в российские учебные и народные библиотеки допускалось не более 2–3% выходящей в стране печатной продукции. Предпочтение отдавалось официозным и безупречным в идеологическом отношении изданиям. Основные мотивы запрещений – «несоответствие духовным потребностям детей и народа» (характерно, что между ними ставился знак равенства), «изображение страданий», «уныние», «отсутствие положительных начал».

К началу ХХ в. Российская империя была великой книжной державой. Помимо крупных книгохранилищ, открытых для читателей, – Императорской публичной библиотеки в Петербурге, основанной в 1814 г., библиотеки Петербургской академии наук (созданной за сто лет перед этим), библиотеки Румянцевского музея (1862 г.), синодальной, патриаршей, библиотек научных сообществ (Русского географического общества, Вольного экономического общества и др.), в стране существовало множество библиотек в университетах и средних учебных заведениях; в каждом губернском городе и крупных уездных городах были свои публичные библиотеки; велика была сеть военных библиотек; библиотек духовных академий; наконец, в стране была масса «народных библиотек», в частности создававшихся земствами; к этому надо присоединить многочисленные частные коммерческие «библиотеки для чтения». И хотя в России существовала цензура, а правительство время от времени пыталось регламентировать книжные фонды в «народных читальнях» – и даже закрывало те или иные из них, если они служили очагами революционно-подрывной пропаганды, – фактически почти любая книга, как русская, так и зарубежная, в принципе была доступна для заинтересованного читателя.

В конце XIX — начале XX века процессы социально-экономического развития в странах Европы и Америки, сопровождавшиеся трансформацией системы среднего и высшего образования, а также общим ростом уровня грамотности населения, поставили на повестку дня вопрос о реформировании библиотечной системы.

Серьезный ущерб библиотечной системе в Европе нанесла Вторая мировая война . Это касалось как фондов, частично уничтоженных, частично перемещенных оккупационными войсками, так и инфраструктуры. Особенно пострадали библиотеки в странах, непосредственно затронутых боевыми действиями (Франция, Германия, Вост. Европа).

2-я половина XX в. ознаменовалась значительным ростом библиотечной сети. Многократный рост количества обучающихся в высших учебных заведениях обусловил масштабное расширение университетских библиотек. За 10 лет, с 1959 по 1969, их количество в Канаде выросло с 31 до 105. Одновременно крупные библиотеки мира связываются друг с другом посредством системы библиотечного обмена. Окончательно складывается система публичных государственных, региональных и муниципальных библиотек.

С 1980-х началось внедрение в библиотечную инфраструктуру компьютерных и цифровых технологий. С конца 1990-х правило обязательного депонирования книг на национальном языке в национальной библиотеке распространилось и на электронные издания. Начал складываться международный фонд электронных книг.

Современная библиотека представляет собой многопрофильный научный и культурный центр, оснащенный доступом в Интернет и предоставляющий пользователям возможность удаленного доступа к целому ряду научных и популярных изданий.

Крупнейшие библиотеки. 1. Библиотека Конгресса США (The Library of Congress), основанная в 1800. В начале XX в. стала одним из крупнейших мировых книгохранилищ, имея коллекцию в 1 млн томов. Первые десятилетия XX в. ознаменовались приобретением Библиотекой Конгресса целого ряда ценных частных книжных собраний: коллекция русского купца Г. В. Юдина (80 тыс. томов), подборки книг из собрания семьи Романовых, древнееврейские и древнекитайские рукописи, одна из лучших коллекций инкунабул. После Второй мировой войны деятельность по приобретению иностранных книжных собраний продолжили миссии библиотеки Конгресса, которые кроме того участвовали в организации библиотечной инфраструктуры в пострадавших от войны странах. В 1960-е Библиотека Конгресса начала масштабные исследования по проблеме сохранности книг и письменных документов. С 1980-х одним из основных приоритетов Библиотеки Конгресса стало развитие цифровых технологий. В 1990-е по ее инициативе стартовал проект «Национальная цифровая библиотека». В 2005 было объявлено о старте проекта «Мировая цифровая библиотека». По состоянию на 2012 Библиотека Конгресса — крупнейшее в мире собрание книг. Он насчитывает около 151 млн томов, хранящихся в нескольких зданиях в Вашингтоне. В их числе уникальные экземпляры — одна из трех Библий Гутенберга и оригинал Декларации независимости США.

2. Британская библиотека (The British Library) — вторая крупнейшая библиотека мира (150 млн томов). Основана в 1973 после слияния библиотеки Британского музея и ряда других книжных собраний. В XX в. стала одним из крупнейших приобретателей частных книжных коллекций, в частности уникальных древнееврейских рукописей и Синайского кодекса. Здесь же хранятся два из трех сохранившихся экземпляров Библии Гутенберга. С 1998 основные фонды библиотеки расположены в новом здании в центре Лондона. Помимо книг и рукописей Британская библиотека является крупным хранилищем звуковых архивов и коллекции марок. Ведет масштабные работы по оцифровке книг и документов. В глобальной сети доступны около 30 тыс. образцов средневековых манускриптов, а также 100 млн наименований письменной и печатной продукции. С 2006 при Британской библиотеке действует Центр по защите интеллектуальной собственности. Доступ к фондам имеют в основном исследователи, работающие над конкретными проектами.

3. Национальная библиотека Франции (La Bibliothèque nationale de France) ведет свое происхождение от книжной коллекции короля Карла V, основанной в 1368. Как национальная библиотека функционирует с 1792. В 1-й половине XX в. пережила период бурного роста. В состав библиотеки вошли более мелкие книжные собрания, для размещения увеличившихся фондов был построен ряд новых зданий. В годы Второй мировой войны библиотека серьезно пострадала. Фонды частично перевозились в другие регионы страны, персонал значительно сократился. После войны основным направлением деятельности библиотеки осталось сохранение фондов. С этой целью продолжали строительство новых зданий, а кроме того были запущены проекты по каталогизации периодики и микрофильмированию книг и документов. В 1960—1970-е начались первые опыты по внедрению автоматизации обработки печатной и письменной продукции. В 1988 президент Ф. Миттеран анонсировал старт проекта по созданию новой инфраструктуры Национальной библиотеки. В его рамках в 1996 для публики открыли новое здание библиотеки. В начале XXI в. Национальная библиотека Франции является одной из крупнейших в мире (30 млн томов). Она осуществляет функции архивного учреждения, а также в рамках проекта «Галлика» предоставляет свободный доступ к более чем 1 млн наименований печатной и письменной продукции.

4. Национальная библиотека Китая — крупнейшая в Азии (27 млн томов). Основана в 1909, с 1912 открыта для посетителей, с 1928 является национальной библиотекой. Унаследовала книжное собрание китайской династии Цин, включавшее ценные документы еще более ранних периодов. Жемчужиной библиотеки стали 38 тыс. надписей на костях и панцирях животных, относящиеся ко временам династии Шан (XVI—XI вв. до н. э.). С 1930 занимается учетом китайской печатной продукции. В 1931 построено первое здание библиотеки. К моменту провозглашения КНР (1949) собрание библиотеки насчитывало более 1,5 млн томов. После установления власти коммунистической партии учреждение было переименовано в Пекинскую библиотеку. В 1987 и в 2008 в рамках реконструкции Национальной библиотеки для нее были возведены новые здания. После их сдачи в эксплуатацию Национальная библиотека Китая стала третьей в мире по площади. В начале XXI в. важнейшим направлением развития библиотеки стала оцифровка фондов, проходящая в рамках проекта «Национальная цифровая библиотека».

Российская Историческая Энциклопедия

История русской культуры. XIX век Яковкина Наталья Ивановна

§ 4. БИБЛИОТЕКИ

§ 4. БИБЛИОТЕКИ

Тяга к знаниям у жителей России выразившаяся в книгоиздательской, журнальной и газетной деятельности, положительно повлияла и на развитие библиотек, сеть которых начала быстро возрастать во второй половине XIX века Если в первой половине XIX века русское общество пользовалось книгой в значительной степени из частных собраний, то во второй половине XIX века на первый план выходят библиотеки: общественные, публичные, и читателями становятся люди самой разной сословной принадлежности. Не только в столичных, но и в ряде губернских и уездных городов создавались публичные библиотеки. Министерство народного просвещения дало разрешение открыть для общего пользования библиотеки уездных училищ. Большую помощь в этом деле оказали земства, организовавшие с помощью частных пожертвований тысячи народных читален при сельских школах. Публичные библиотеки, особенно в провинции, играли главную роль в распространении книги. Так, в 1860 году их было 38, а в 1861 году - 43. Один из читателей сообщал из Твери: «Книжных лавок и магазинов в Твери нет, ибо нельзя считать за книжные магазины те лавки в гостином дворе, где вместе с лубочными картинами, посреди сахара, чая и дегтя, продаются буквари и часословы. Есть также склад изданий „Общества для распространения полезных книг“, в магазине Вагиной, между игрушек, обуви, ламп и проч. Поэтому вся книжная деятельность сосредотачивается в публичной библиотеке; в ней производится и продажа книг, через нее можно их и выписывать».

Устройством публичных библиотек стали в 60-х годах заниматься различные общественные организации, среди них - вышеупомянутое «Общество для распространения полезных книг», «Комитет грамотности», основанный при «Вольном Экономическом обществе» и др. Они создавали библиотеки, читальни, книжные склады, занимались и даровой раздачей книг, частично пожертвованных ревнителями просвещения. Так, в 1861 году неизвестное лицо, изъявив «свое сочувствие делу народного образования», оставило в подъезде дома «Вольного Экономического общества» тысячу экземпляров русской и славянской азбук для передачи «Комитету грамотности». Сеть библиотек и читален росла и в столичных городах. Так, в Петербурге в 1861 году их было 16, а в 1881 году - 39. В 1887 году в Петербурге на Рузовской ул. на средства знаменитого путешественника Н. М. Пржевальского была открыта бесплатная народная библиотека. На следующий год ее посещало 5623 читателя. Затем такая же библиотека-читальня возникла на Сампсониевском пр. К концу 90-х годов в Петербурге действовало шесть бесплатных библиотек.

Росло число библиотек университетов и научных обществ. Большую роль в научной жизни страны играла библиотека Академии наук в Петербурге. В 1862 году была открыта в Москве библиотека Румянцевского музея, ставшая позднее крупнейшей публичной библиотекой страны.

Крупнейшим и ценнейшим книгохранилищем страны являлась Публичная библиотека в Петербурге. Однако к 50-м годам XIX века положение ее было тяжелым. В 1849 году назначенный ее директором М. А. Корф - бывший лицеист пушкинского выпуска, позднее видный сановник - писал: «Книгохранилище, издавна знаменитое в целой Европе - один из памятников народной славы… - запущенное, расстроенное, забытое, занимало лишь материальное место свое на Невском проспекте. Посреди первой улицы Петербурга, кипящей вечной жизнью и деятельностью, громадное здание Библиотеки одно стояло пустынею, лишенное всякой жизни, внешней и внутренней».

Действительно, библиотека находилась в упадке - «около 120 тысяч не переплетенных и не разобранных брошюр под произвольным названием диссертаций валялись целыми горами на глиняном помосте под самой крышей… Каталогов почти не было. Само здание было запущено: полусгнившие полы, рассохшиеся оконные рамы и двери, переломанная мебель, безобразные шкафы, грубо вымазанные красной краской и т. п.»

Корф прежде всего попытался создать четкую структуру библиотеки - фонды были разделены по 17 отделениям: языкознания, историческое, богословское, философии, медицины и естественных наук, математики и т. д.

Во главе каждого отделения стоял библиотекарь, который отвечал за комплектование, выдачу книг в читальный зал, каталогизацию и т. д. Старательно пополнялись и книжные фонды библиотеки, так что уже к концу 50-х годов в ней находилось не менее 90 % всего напечатанного на русском языке с начала книгопечатания на Руси, пополнялись также собрания по математике, естественным наукам, политической экономии и т. д. В деле комплектования книжных фондов большое значение приобрели частные пожертвования. Императоры и частные лица дарили библиотеке целые коллекции книг и рукописей и деньги на новые приобретения. В 1850 году пожертвования составляли 5041 том, в 1851 году - 10 218, в 1852 году - 16 980 томов. По словам В. В. Стасова, Публичная библиотека стала «общественным достоянием, дорогим и знакомым для каждого», так как «со всех сторон сыпались приношения книгами, рукописями, гравюрами, всякими типографическими редкостями и драгоценностями». В итоге в 1863 году в библиотеке насчитывалось 980 тысяч экземпляров книг. Чрезвычайно важное значение для библиотеки и читателей имело создание не только алфавитного, но и систематического каталога, которые помогали.

В последующие годы (1861–1881), когда директором библиотеки стал И. Д. Делянов, богатства ее преумножались приобретением ряда ценных коллекций - арабских и персидских рукописей, древнееврейских рукописей, собрания рукописей Н. М. Карамзина, рукописного собрания путешественника Тоблера (содержавшего сведения о Палестине) и др.

Огромное значение для библиотеки имел коллектив сотрудников, среди которых большинство составляли люди высокообразованные, глубоко преданные своему делу.

В отделении изящных искусств с 1872 года работал известнейший художественный критик В. В. Стасов. Он не только оказывал бесценную помощь писателям, художникам и музыкантам литературой и советами, но привлек в библиотеку большое количество пожертвований, в частности в виде автографов знаменитых деятелей искусства. По его предложению и его стараниями в библиотеке была основана коллекция портретов Петра Великого. По его инициативе библиотекой была приобретена уникальная коллекция византийских эмалей. Человек эмоциональный, увлекающийся он «очень много сделал для библиотеки. Он горячо ее любил, особенно свой отдел».

Заведующим юридическим отделом был Н. Н. Страхов - образованнейший человек, член-корреспондент Академии наук, автор многочисленных работ по философии, естественной истории, литературе. Исключительное значение для библиотеки имела деятельность А. Ф. Бычкова, поступившего в 1844 году в рукописный отдел на должность хранителя, позднее ставшего заведующим русским отделом и, наконец, директором библиотеки (1882–1899). Способный ученый, ученик Погодина, он успешно совмещал научную работу с библиотечной, поступив в русский отдел, составил ряд каталогов, в частности 1015 книг церковно-славянской печати, находившихся в рукописном отделе, каталог книг на иностранных языках, приобретенных библиотекой. Под его редакцией были изданы Академией наук ряд сборников древних рукописей. «Бычков любил библиотеку как родное детище, - отмечали авторы ее истории, - интересовался всякой мелочью, жил ее интересами и заботился, чтобы она стояла на высоте своего назначения».

И действительно, к концу XIX века старанием и трудами этих и других замечательных сотрудников Петербургская Публичная библиотека заняла место в первых рядах европейских библиотек. Многие научные общества и отдельные ученые страны Европы, Азии и Америки устанавливали с ней контакты, пользовались книгами. Книжные фонды библиотеки за вторую половину XIX века возросли с 980 тыс. экземпляров в 1861 году до 2100 тыс. к концу столетия, а количество читателей возросло с 1800 человек в 1855 году до 12 800 человек в 1895 году.

Несмотря на заметные успехи в деле создания библиотек, посещаемость их и использование книжных фондов были крайне неравномерны. Н. А. Рубакин провел детальное исследование количественного и сословного состава читателей библиотек самых различных регионов России. При этом выяснилось, что многие библиотеки имеют самое незначительное число читателей. «Просматривая библиотечные отчеты, присланные из разных концов России, - замечал исследователь, - вы прежде всего поражаетесь чрезвычайно незначительным числом подписчиков в библиотеках». Так, например, в Нахичеванской библиотеке читателей почти не было, в библиотеке г. Онеги в 1889 году было всего 4, в Уфе - 7, в Симферополе - ни одного. Рассмотрение сословного состава читателей показало, что процент представителей привилегированных классов, пользующихся библиотеками, гораздо ниже того, что следовало ожидать. Так, в Екатеринославе из 100 представителей этой группы читателями библиотеки числились 4 человека, в Херсоне - 5, Астрахани - 6, в Нижнем Новгороде - 10, Воронеже - 17, Самаре - 14. «Даже если увеличить эти цифры в четыре раза (учитывая родных и знакомых, которые могли пользоваться книгой) то получается, что в семидесятитысячной Астрахани пользовались библиотекой менее 2000 человек, а из 7000 „чистой публики“ почти 3/4 не имели отношения к библиотеке». В Херсоне также не пользовались библиотекой около 3/4 культурного населения, в Нижнем Новгороде - 2/3, в Самаре и Воронеже - 1/2.

Даже среди лиц таких профессий, как учителя и учительницы, доктора, священники, далеко не все пользуются книгами из библиотек. «Кто довольствуется каким-либо дешевеньким журналом с премиями, кто берет книги из учительской, часто скудной библиотеки и держит их подолгу, иной раз по целому году, закрывая доступ к этим книгам другим, кто живет и обходится совсем без книг».

В то же время, завершая раздел о распространении печатного слова в России во второй половине XIX века, следует отметить возросшее понимание значения его среди разных слоев населения, и особенно низших - рабочих, крестьян. Польза и даже необходимость грамотности стала настолько очевидна, что способствовать этому стремились люди разных социальных и имущественных состояний. Так, крестьянин Вятской губернии Василий Завалин в письме, адресованном в «Комитет грамотности», предлагал отпечатать азбуку в собственной типографии в г. Глухове и открыть там же ремесленное училище.

Н. А. Рубакин с большой симпатией отмечал появление рабочего читателя - «стали больше читать фабричные рабочие, ремесленники». При этом автор высказал наблюдение о характерном для этих читателей подходе к чтению: «деревенская читающая публика не гонится за „щекотанием нервов“, как это делает публика столичная. Она требует от книги пользы».

Один из корреспондентов писал Рубакину, что «книга сделала из меня садовода и огородника. Прочитав курс геометрии, сам сделал астролябию и приступил к размерке десятин» (то есть размежеванию - Н. Я. ). Другой крестьянин, сначала читавший книги по сельскому хозяйству, затем стал покупать и художественную литературу, сначала - для семьи, затем образовал что-то вроде избы-читальни, куда стали ходить односельчане. К сожалению, подобные примеры не были частыми. По многим причинам, чаще всего материальным, книга была недоступна рабочему, и особенно крестьянину - не было в хозяйстве лишней копейки на книгу, трудно доставать книги в глухих, отдаленных даже от уездного города деревнях, - но к этому присоединялось и недоверчивое, а иногда враждебное отношение части населения к книге, грамоте и «грамотеям».

Достаточно типичной была жалоба крестьянского юноши Ивана К. о том, что ему «положительно запрещено читать книги со стороны родителей». Яне только родители выражали отрицательное отношение к просвещению крестьянских или рабочих подростков. По мнению господ, писал другой корреспондент Рубакина, «читать книги это слишком вредная привычка для будущего крестьянина: подобно пьянству, она развивает привычку к ничегонеделанию».

Такое «барское» отношение к грамоте, и в целом к просвещению, противостояло активному стремлению русской интеллигенции нести в народ книгу и знания, выразившемуся в организации многочисленных библиотек при земских школах, бесплатных народных читален на селе и в городе.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

В поисках библиотеки Ивана Грозного Более 500 лет энтузиасты ищут библиотеку Ивана Грозного… Тайна пока не раскрыта. По легенде, племянница последнего византийского императора Софья Палеолог, в 1472 году ставшая женой московского князя Ивана III, привезла в Москву древние

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Рунические книги из библиотеки Анны Ярославны История славян исчисляется почему-то всего одним тысячелетием – со времени крещения Руси и обучения ее грамоте святыми Кириллом и Мефодием. Традиционно считается, что славяне обзавелись собственным письмом лишь во второй

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧУДО АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Вскоре после смерти Александра Македонского виднейшие его полководцы разделили огромную империю. Птолемею Сотеру достался Египет, которым он правил 40 лет. При нем новая египетская столица Александрия превратилась в огромный богатый

Из книги Знаменитые мистификации автора Балазанова Оксана Евгеньевна

История Исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного Нетрудно понять, почему легенда заслужила большее уважение, чем история. Легенду творит вся деревня – книгу пишет одинокий сумасшедший. Гилберт

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

автора Кольцов Иван Евсеевич

В поисках библиотеки Грозного Загадка исчезновения библиотеки (либерии) Грозного, первого царя Московии Ивана IV (1530–1584 гг.), будоражит умы многих людей в нашей стране и за рубежом. По различным сведениям среди книг его библиотеки были редкие даже для того периода

Из книги Русская Атлантида. К истории древних цивилизаций и народов автора Кольцов Иван Евсеевич

Судьба Александра Македонского, его мавзолея и Александрийской библиотеки Александр Македонский (июль 356 – июнь 323 г. до н. э.) получил образование в школе Аристотеля, а военно-физическую подготовку в особом центре. Дополнительное обучение прошел у известного в то время

автора Андреев Андрей Юрьевич

Рукописный отдел Российской национальной библиотеки (РО РНБ) Ф. 499 – M. Н.

Из книги Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы автора Андреев Андрей Юрьевич

Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Ф. 178 – М. И.

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 3. БИБЛИОТЕКИ Собирание книг происходило на Руси с древнейших времен. Отдельные крупные книжные собрания известны в XVI, XVII веках. В XVIII веке большой ценности библиотеки были собраны Петром I (позднее собрание было передано Академии наук и легло в основу книжного фонда

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

5.2. КНИГИ И БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики–таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Великокняжеская оппозиция в России 1915-1917 гг. автора Битюков Константин Олегович

Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки 6. Ф. № 1052, Энгельгардт Б.А. Д.

Из книги Солдаты холодной войны автора Таубман Филип

Архивы и библиотеки Университет Эмори, Библиотека рукописей, архивов и редких книг. Атланта, штат ДжорджияГуверовский институт, Архивные собрания, Стэнфорд, КалифорнияГуверовский институт, Документы по проекту о ядерной безопасности, Стэнфорд, КалифорнияАрхив

Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!