Ребусы про растения. Конспект урока на тему «Цветы в нашей жизни

Чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют.

Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

Итак, ребус – это один из видов головоломок, загадка на расшифровку слов. Зашифрованным по определённым правилам в ребусе может быть не только отдельное слово, но и пословица, поговорка, цитата, загадка и даже целый небольшой рассказ. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса - это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Хотя различают несколько видов ребусов (литературные, математические, музыкальные, звуковые и т.п.), существуют некоторые общие правила их составления и разгадывания.

пример ребуса


ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака. Ребус читается слева направо, реже сверху вниз. Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть обязательно оговорено в условиях ребуса. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается.

РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ

Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок , которые помогут составить новое слово. Названия предметов, изображённых в ребусе, следует читать в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько предметов.


ребус 1


ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО

ребус 2


СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

ребус 3


ОКО + ЛИЦА = ОКОЛИЦА


Из последнего примера видно, что картинка в ребусе может иметь не одно название (глаз и око, пчёлы и рой и т.п.); или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; стриж, ласточка, курица - частное название). Если изображённый предмет имеет два значения, то логически нужно определить подходящее. Это самое трудное в ребусах.

Если картинка перевернута вверх ногами , это значит, что слово читается «задом наперёд».


ребус 4


Перевёрнутый НОС = СОН


Если справа или слева от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.


ребус 5



КОЛБА + СА = КОЛБАСА

ребус 6



Буква Х + ЛЕВ = ХЛЕВ

РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Иногда запятые слева от изображения рисуют вверх тормашками, хотя принципиальной роли это не играет.


ребус 7


ВОЛ К - К = ВОЛ

ребус 8


ГА МАК - ГА = МАК

ребус 9


БА РАБ АН - БА - АН = РАБ


Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой, указывает, что после того как слово расшифровано его нужно прочитать задом наперёд.


ребус 10


КО МОД - КО, читаем справа налево = ДОМ

РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква , а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.


ребус 11


О Р ЁЛ = ОСЁЛ

ребус 12


БА БОЧКА - БА = БОЧКА

ребус 13


КОРО В А = КОРОНА

Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не».


ребус 14


НЕ УЧ

Вместо картинки могут использоваться цифры. Если часть слова в ребусе изображена числом, то число произноситься как числительное.


ребус 15


Цифра СЕМЬ + буква Я = СЕМЬЯ

ребус 16



Цифра СТО + буква Л = СТОЛ

Имеем в виду, что и у цифры может быть не одно название.


ребус 17


РАЗ + ВИЛКА = РАЗВИЛКА

ребус 18


Буква Ш + КОЛ + буква А = ШКОЛА

ребус 19



Буква Р + ОДИН + АР КА = РОДИНКА

ребус 20



ПО ВАР + цифра ДВА + Л ЕС = ПОДВАЛ

Несколько одинаковых букв или других изображений подряд означают, что их нужно попытаться сосчитать.


ребус 21



СЕМЬ букв Я = СЕМЬЯ

ребус 22



ТРИ КОТА + буква Ж = ТРИКОТАЖ

ребус 23


ПАРА букв Д = ПАРАД

Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы.


ребус 24


СОСНА = НАСОС

ребус 25


МАЛЯР = МАРЛЯ

Если цифр указывается меньше, чем букв в загаданном слове, это значит что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв.


ребус 26


А ЛЛ ИГАТ О Р = ГИТАРА

Употребление зачёркнутых цифр означает, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы.


ребус 27



ПАЛ АТ КА = ПАЛКА

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.


ребус 28


З А М ОК = МАЗОК

Могут также использоваться и римские цифры.


ребус 29



Сорок А = СОРОКА

Не исключается использование дробей. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).


ребус 30


З делим на К = ЗНАК

ребус 31


Пол буквы Е = ПОЛЕ

Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" .


ребус 32



И не Й = ИНЕЙ

РЕБУСЫ ПО ТИПУ «БУКВЫ В БУКВЕ», «БУКВЫ НА ИЛИ ПОД БУКВОЙ»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью предлогов, союзов: «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

Если предметы, цифры или буквы изображены одни в других, то их названия читаются с добавлением предлога "В" перед или между названиями.


ребус 33


В букве О буква З = ВОЗ

ребус 34



Буква З в букве О + буква Н = ЗВОН

Если один объект изображен за другим, то их названия читаются с добавлением предлога "ПЕРЕД" или "ЗА" .


ребус 35



За буквой Л буква П = ЗАЛП

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами или цифрами означает использование предлогов "НА" , "НАД" , "ПОД" .


ребус 36


На букве С буква Т = НАСТ

ребус 37


Под буквой С кок = ПОДСКОК

ребус 38


С буквы Н буква Е + буква Г = СНЕГ

У вас получилось 105, 111 или 102 или 101? Тогда вам к нам!

В сети появилась головоломка, разгадка которой многим дается не с первого раза. Казалось, на картинке элементарная математическая задачка для третьего класса. Но большинство взрослых и образованных людей делают в ней ошибки.

Давайте разберемся:

На картинке представлены разные виды цветов, каждый цветок ассоциируется с определенной цифрой. Нужно разобраться, какая цифра или число относится к тому или иному цветку, и произвести математическое действие.

Давайте попробуем решить головоломку, и разобраться в распространенных ошибках. Поехали:

Головоломка «Цветы» ответ и решение:

20 + 20 + 20 = 60

20 + 5 +5 = 30

5 — 2 = 3

1 + 20 х 4 = 81

Дело в том, что в третьей строчке 2 желтых цветка, а в четвертой — 1. Это первая ошибка!

Вторая ошибка, — люди забывают о том, что «умножение» имеет приоритет в данном случае.

И третья ошибка: Синий цветок в четвертой строчке имеет 4 лепестка, соответственно, он равен 4. Два синих цветка в третьей строчке имеют по 5 лепестков, соответственно, они равны 5.

Правильный ответ — 81

Предложите решить вашим детям. Справятся?

Вам будет интересно:

Тема : «Цветы в нашей жизни».

Цель : Дать представление о разнообразии и красоте

цветов нашей Родины; рассказать о цветах в

народном творчестве; научить детей создавать

красоту; воспитывать эстетический вкус,

уважение к труду других, учить работать в

коллективе.

Оборудование : красочные изображения цветов, стихотворения,

загадки, ребусы о цветах, наборы для творческих работ,

музыкальное сопровождение урока, репродукции к

сказкам. Заранее оформлен стенд «Цветы наших садов и

квартир. Откуда они родом?», компьютер для показа

фотографий комнатных цветов

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Богат и разнообразен растительный мир нашей Родины. Множество удивительных растений можно увидеть на её территории. Сегодняшнее мероприятие посвящено необычайно красивому, сказочному творению природы – цветам. Вспомните сказки, в которых говорится о цветах.

«Аленький цветочек» С.Аксаков

«Цветик-семицветик» В.Катаев

«Каменный цветок» П.Бажов

ПО СТРАНИЦАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Самая большая группа растений нашей планеты – цветковые растения. Они встречаются везде, на всех континентах – от заснеженной Антарктиды до жаркой Африки. Все плодовые, ягодные и зерновые растения относятся к цветковым растениям. Все лиственные породы деревьев так же относятся к цветковым растениям!

А какие цветковые растения знаете Вы?

(Просмотр рисунков цветов + названия).

А какие чувства вызывают у вас увиденные цветы? (Использование слов-подсказок: радость, восхищение. удивление…).

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О ЦВЕТАХ .(дети и учитель)

Ромашка. Незабудка.

Я девочка-ромашка Их видимо-невидимо,

Полевой цветок. Не сосчитаешь их!

Белый, как бумажка, И кто их только выдумал-

Каждый лепесток, Весёлых, голубых?

Солнце в серединке Должно быть, оторвали

Жёлтеньким глазком, От неба лоскуток,

И горят росинки Чуть-чуть поколдовали

Золотым огнём. И сделали цветок!

***** Гвоздика.

Цветы, как люди, на добро щедры, Погляди-ка, погляди-ка

И, щедро нежность людям отдавая, Что за красный огонёк?

Они цветут, сердца отогревая, Это дикая гвоздика

Как маленькие тёплые костры. Новый празднует денёк.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернёт цветок.

До утра! До новой встречи!

И погаснет огонёк.

О цветах написаны не только стихотворения, но придуманы загадки, ребусы, шуточные вопросы.

Начнём с загадок . Ответы можно найти и на наших картинках.

1. Видел я такой цветок – золотистый ободок.

Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (одуванчик)

2. Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник).

3. РОМА + МАШКА (ромашка)

4. КОЛОКОЛ + МАЛЬЧИКИ (колокольчики)

5. Жемчужный колокольчик пришёл в леса весной.

По лесу он разносит, чудесный запах свой. (Ландыш).

Какие вы молодцы! Вы очень хорошо знаете цветы.

Многие цветы исчезают с нашей Земли. Исчезающие виды занесены в специальную книгу. Зачем?

Лесной цветок ландыш занесён в Красную книгу. Этот цветок постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом. (Показ иллюстрации).

Люди рвут ландыши не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадёт в землю, должно пройти 10 лет. Подумайте об этом!

Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.

Какие декоративные цветы знаете вы?

Эти цветы создал человек, для того чтобы украсить сады, парки, квартиры. Они приносят людям особую радость и поднимают настроение. К любому празднику принято дарить цветы. Дарят цветы женщине, тем самым подчёркивая её красоту и нежность, равную красоте и нежности цветка.

Попробуйте разгадать ребусы.

1. Гвоздика.

2. Роза.

3.Мимоза.

4. Пион. ПИТОН

5. Лилии. ЛилиИ

6. Какие девочки имеют цветочные имена? (лилия, Роза, Маргарита)

У всех людей разные вкусы: кому-то нравятся колючие розы, кто-то наслаждается ароматом лилий. Но все цветы по-своему очень привлекательны и красивы.

(Показ слайдов декоративных цветов).

Со страниц энциклопедии.

Не только у отдельных людей, но и у целых народов есть свои любимые цветы. Цветком богов у древних греков считалась гвоздика. Самым почитаемым цветком в древнем Риме была фиалка. В Болгарии наибольшей любовью пользуются розы. На королевском гербе Франции изображены три лилии, хотя кроме лилий французы очень любят ландыши и красные гвоздики.

Легенда о происхождении цветов.

В греческой мифологии есть герой по имени Нарцисс. Однажды он увидел своё отражение в воде и так влюбился в него, что не мог оторваться от своего созерцания ни на минуту. Так и умер он от любви к себе. А на его месте вырос цветок, названный нарциссом.

(Показ цветка).

Загадки и ребусы о декоративных цветах.

1. Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.

Садовые и дикие алые…. (Гвоздики).

2. Ох, и строга красавица, когда к ней прикасаются. (роза).

3. Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алоэ).

4. Журавлиный нос, нам духи принёс. (герань).

5.. Есть у нас зелёный ёж, на окне его найдёшь.

На моём окошке, поселился в плошке. (кактус)

Зимой, когда земля покрыта снегом. А деревья гнутся от порывов холодного ветра, радуют глаз нежная зелёная веточка или цветок, распустившийся в комнате.

Но есть цветы, особенно чувствительные к непогоде. Их выращивают дома. Это комнатные растения.

Какие комнатные растения знаете вы?

Показ иллюстраций комнатных цветов

Игра «Доскажи словечко».

    На краю овражка расцвела ромашка.

    Под кустом не очень жарко, здесь цветёт краса……фиалка.

    Цветок с лепестками различной окраски, с красивым названьем….анютины глазки.

    Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый…..василёк.

    Не страшится мороза весенняя… мимоза.

Люди издавна рисовали цветы, украшали ими одежду, посуду, игрушки. На Руси женщины украшали себя замечательными цветастыми платками. Поэты и художники воспевают красоту цветов. Композиторы пишут музыку, посвящая её цветам.

Слушание музыки.

Послушайте «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

Цветочный кроссворд.

Найдите в таблице названия цветов:

К

Т

У

С

Р

О

А

К

Л

И

Л

З

Ф

И

А

Я

И

А

А

К

Л

А

Ь

П

В

О

И

К

Л

А

Г

З

Д

Т

Ю

Н

Обратите внимание на удивительные вещи с прекрасными орнаментами из цветов.

Показ платков, подносов, игрушек с нарисованными цветами.

Как много нового и интересного мы сегодня узнали о цветах. Мы не только говорили о цветах, но и увидели, как они прекрасны.

А сейчас вы сами попробуете « создать свою красоту».

Я объявляю конкурс на лучший букет.

КОНКУРС.

За 10 минут ребята наполняют корзинки цветами, вырезая их из заранее заготовленных наборов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА, МЕРОПРИЯТИЯ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!