Решу егэ биология впр.

Всероссийская проверочная работа. Биология. 11 класс. Типовые задания. Мазяркина Т.В.

М.: 2018. - 128с. М.: 2018. - 96с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по биологии для учащихся 11 -х классов. Сборник предназначен для обучающихся 11 -х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по биологии.

Формат: pdf (2018 , 128с.) (2018г, 14 заданий)

Размер: 28 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2018 , 96с.) (2017г, 16 заданий)

Размер: 20 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 4
Введение 5
Примерный вариант проверочной работы с разбором заданий 6
Вариант 1 17
Вариант 2 27
Вариант 3 36
Вариант 4 45
Вариант 5 54
Вариант 6 63
Вариант 7 72
Вариант 8 81
Вариант 9 90
Вариант 10 99
Ответы и критерии оценивания 108

Проверочная работа включает в себя 14 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведенном для этого месте работы. В случае неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Предлагаемое пособие адресовано учителям, школьникам, родителям для подготовки к всероссийской проверочной работе по биологии, которая состоится в конце 2017-2018 учебного года.
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучивших курс биологии на базовом уровне.
Тексты заданий в вариантах всероссийской проверочной работы по биологии учитывают формулировки, принятые в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях. Задания всероссийской проверочной работы контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии и проверяют сформированность у выпускников практико-ориентированной биологической компетентности.
Вариант всероссийской проверочной работы состоит из четырнадцати заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения биологических объектов. При выполнении этих заданий обучающиеся могут показать сформированные умения анализа рисунка, применения теоретических биологических знаний при решении практических задач. Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагают выбор или создание верного суждения, исходя из самого задания. Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 показывают умение выпускника работать со схемами, графиками, таблицами. Задания 6, 8, 9, 10, 12 - это простейшие биологические задачи.

4 Изучите график, который отражает активность человека в зависимости от его хронотипа (по оси у отложена величина - уровень активности (в %), по оси х - время суток (ч)).
Существует теория хронотипов, ее суть в том, что человеку характерен определенный стереотип чередования активности и пассивности в течение суток, | и по этому стереотипу большинство людей могут быть отнесены к одному из нескольких «хронотипов». Выделяют два основных хронотипа- «жаворонки» и «совы». В какое время суток у «жаворонков» наступает один из пиков активности, тогда как у «сов», наоборот, снижение активности?
Ответ: в 9 часов.
В задании контролируется умение учащихся объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (в данном случае график), проводить анализ. Задание базового (уровня оценивается в 1 балл.

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс Вариант 1

Подготовила Шагиахметова Лейсан Радиковна

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.
Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Наутилус

Кальмар

Осьминог

Перечень таксонов:

1) класс Однодольные
2) царство Животные
3) тип Моллюски
4) надцарство Прокариоты
5) класс Головоногие
6) тип Плоские черви

Запишите номера выбранных таксонов.

2. Правило Глогера гласит, что окраска животных в холодном и сухом климате сравнительно светлее, чем в теплом и влажном.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

1

2

3

2. Используя знания о маскировке или влиянии климатических условий на синтез пигментов объясните правило Глогера.

________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: 132
Ответ на второй вопрос: Объяснение. Чем севернее обитает животное, тем светлее оно окрашено. Это обусловлено тем, что в северных широтах больше снега, а животные маскируются и приобретают окраску окружающей среды. ИЛИ В холодных условиях синтез пигментов у животных идёт медленнее, поэтому животные, обитающие в северных широтах (а там холодно), имеют светлую окраску.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: мухи, мёртвое животное, ужи, лягушки.

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 50 000 кДж.

1. Мёртвое животное-мухи-лягушки-ужи

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое изменение окраски организмов?

Ответ: __________________________________________________________________________

Движущий отбор

5. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти объёма за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %) от вре­ме­ни (по оси x от­ло­же­но время (в часах), а по оси y - ко­ли­че­ство за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции (в %)).

Через сколь­ко часов объём за­пом­нен­ной ин­фор­ма­ции со­ста­вит 40%?

Ответ: __________________________________________________________________________

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) ура­цил
2) по­стро­е­ние тела ри­бо­со­мы
3) пе­ре­нос ин­фор­ма­ции о пер­вич­ной струк­ту­ре белка
4) рРНК
5) ДНК
6) тимин

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г йогурта 0,5% жирности, 25 г российского сыра, 1 апельсин и 50 г креветок.

Ответ: _________________________________________________________________________.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2. поражение кровеносных сосудов, ИЛИ развитие атеросклероза, ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Марина пришла к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество гемоглобина равно 90 г/л при норме от 120 до 140 г/л. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

  1. нарушение углеводного обмена
  2. анемия
  3. анализ крови
  4. анализ мочи
  5. нарушение водно-солевого баланса

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) герпес
2) синдром Клайнфельтера
3) гонорея
4) энцефалит
5) ишемический инсульт

2 134 5

10. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется признак дальтонизма.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:

1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Ответ:
1)______________________________________________________________________________;
2)______________________________________________________________________________

1. Рецессивный

2. Сцеплен с X-хромосомой

11. Маша всегда хотела иметь темные волосы, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но волосы Маши светлые, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку цвета волос. Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Дочь

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась IV(АB), а у матери – II(A). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с III(В) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

Ответ: __________________________________________________________________________

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

* Примечание.
Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: да
Ответ на второй вопрос: нет
Ответ на третий вопрос: В результате одновременного нахождения в кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А и B ребёнка и антител β (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля тиминовых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ: ______________

1. Рассмотрите изображение модели двумембранного органоида растительной клетки. Как он называется?

Ответ:___________________________

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Ответ: _________________________________________

1. Хлоропласт

2. В случае повреждения данных органоидов может произойти нарушение фотосинтеза.

15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты валин (Вал), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен .

Таблица генетического кода

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов (триплетов, кодонов);

2) кодирование аминокислоты валин(Вал) может произойти с помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ГТТ, ГТЦ, ГТА, ГТГ

16. На рисунке изображён птеродактиль – вымершее животное, обитавшее 150 - 65 млн летназад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

Мезозойская эра, Юрский и Меловой периоды

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.
Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые
Запишите номера выбранных таксонов.

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство , которое называется Растения .

Растения делятся на два подцарства — высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным — отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная — растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные .

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1 , 4 , 6 .

Давайте, исключим остальные варианты ответов.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, так как они имеют клеточное строение, то есть состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты — организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: 312
Ответ на второй вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на первый вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на второй вопрос.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов:
кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

Ответ: __________________________________________________________________________

Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Ответ: __________________________________________________________________________

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

Ответ: _________________________________________________________________________.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из
болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

2 145 3

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Ответ:
1)______________________________________________________________________________;
2)______________________________________________________________________________

  1. рецессивный признак

2. признак не сцеплен с полом

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Дочь

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой
крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором
крови для своей матери.

Ответ: __________________________________________________________________________

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

* Примечание.
Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: да
Ответ на второй вопрос: нет
Ответ на третий вопрос: в результате одновременного нахождения в
кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А
ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что
может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ: ______________

1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

Ответ:___________________________

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Ответ: _________________________________________

1. митохондрия

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха!

Рассмотрите изображение и выполните задания 1-5

    1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель, лист, соцветие, плод вишни.

    1. В каком из этих органов в течение всего лета происходит дыхание?

    1. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию вегетативного размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, стебель, лист.

Ответ: ________________________________________________________________

    У вишни в середине лета появляются сочные плоды с одним крупным семенем. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

Ответ: ______________________________

Начало формы

3. Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа

1) перисто-лопастная

2) перисто-раздельная

3) перисто-рассечённая

4) цельная



Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

1) яйцевидный

2) овальный

3) обратно-яйцевидный

4) ланцетный

5) продолговатый

6) обратно-ланцетный

Д. Край листа

1) цельнокрайный

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко-пильчатый

5) лопастной

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

А

Конец формы

4.Садовая вишня богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), добавляют в маринад (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

А. __________________________________ Б. __________________________________

5. Ученик рассматривал под микроскопом лист вишни и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил под цифрой 3?

Ответ: ______________________________

6. Почему в пробирке с семенами гаснет лучинка? Объясните данный процесс.

Ответ:_______________________________________________________________________________

7. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

Вид

Площадь поверхности листа, см 2

Число устьиц в 1 см 2

верхняя сторона листа

нижняя сторона листа

Капуста

1503

14 100

22 600

Фасоль

4 000

28 100

Яблоня

29 400

Картофель

5 100

16 100

Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

Ответ: _______________________________

Какие растения имеют количество пластинок с нижней стороны листа более 20 000?

Ответ:________________________________

Какое растение испаряет больше всего воды?

Ответ: ________________________________

7.2 Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения

Б__________________________

Г________________________________

7.3 . Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.

А____________________

Б____________________

В_____________________

8. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Ласка – хищное животное, размером 16-18 см, имеет тонкое, гибкое и чрезвычайно сильное тело. (2) Ареал распространения занимает практически всю территорию нашей страны, за исключением некоторых островов в северных морях. (3) Зимний мех чисто белый, низкий, но густой и шелковистый. Летом верх тела зверька окрашен в бурый цвет, а низ в белый, мех короткий, редкий и грубый. (4) Сроки спаривания и протекания изменчивы и непостоянны, зависят, прежде всего, от погодных условий и обилия корма. (5) Количество молодняка в выводке зависит от численности мышевидных грызунов, чаще всего их бывает от 4 до 7. (6) Основу питания зверька составляют мелкие грызуны – мыши и полевки.

8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ласку относят к группе хищных животных? Запишите номера выбранных предложений.

Ответ: ______________________________

8.2. Сделайте описание зайца русака по следующему плану

А) В сравнении с лаской: крупнее/мельче

Ответ: ______________________________

Б) Покров тела:

Ответ: ______________________________

В) Чем заяц питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Ответ: ______________________________

Всероссийские проверочные работы - это обычные итоговые работы, в которых проверяется всё, что вы освоили по каждому предмету. Поэтому, если вы добросовестно занимались в течение учебного года, то никакой специальной подготовки к ним не требуется. Однако для успешного выполнения работ необходимо повторить весь пройденный за прошедший год учебный материал, вспомнить, чему вы научились, а также потренироваться в выполнении заданий.

ВПР. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь. (с ответами)

Описание учебника

4 Биология как наука. Методы изучения живых организмов
ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ — НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ
Биология как наука. Методы изучения живых организмов
Вы знаете, что название науки «биология» образовано от двух греческих слов «биос» и «логос». Напишите, как переводится каждое из указанных слов, и дайте определение термина «биология», используя их перевод.
QTBeT. Биос — жизнь; логос — наука, изучение. Наука о жизни, или наука,
изучающая живые организмы_
Как вы понимаете слово «биосфера»? Ответ
Био — жизнь; сфера — оболочка. Оболочка жизни, или оболочка живых организмов
Прочитайте текст и выполните задания.
Биологические науки
Историю биологии принято вести от древних учёных Аристотеля, Теофраста и Галена. Они изучали в основном окружавших людей растения и животных, а также большое внимание уделяли изучению жизни и здоровья самого человека. Поэтому первыми биологическими науками стали ботаника (наука о растениях), зоология (наука о животных) и медицина (наука о здоровье человека). Представления о мире образованные люди древности черпали из собственных наблюдений, рассказов путешественников и небольшого числа рукописных книг.
Пять-шесть столетий назад знания о природе стали быстро накапливаться благодаря изобретению книгопечатания, интересу к опытам с растениями и животными, а также путешествиям в дальние страны. В то время трудились учёные А. Везалий и У. Гарвей, заложившие основы современной анатомии (науки о строении человека) и физиологии (науки, изучающей жизнедеятельность организмов).
Позже учёные К. Линней и Ж. Бюффон провели огромную работу по упорядочению названий животных и растений. Так зародилась ещё одна биологическая наука - систематика. Благодаря её развитию теперь каждый известный науке живой организм имеет свой «паспорт», в котором указывается его видовое название, место обитания и другие особенности.
Когда изобрели микроскоп, появились цитология - наука о клетке, гистология - наука о тканях живого организма, микробиология - наука о невидимых невооружённым глазом живых организмах (одноклеточных животных, растениях, грибах и бактериях). Наблюдение за этими «карликами» стало увлекательным занятием не только для учёных, но и для многих просвещённых людей того времени.
2.1. Как вы думаете, почему медицина была одной из первых биологических наук?
Ответ:
Человек первым начал изучать себя. И начал изучать с того, что важнее всего — здоровье и как лечить болезни
5 Биология как наука. Методы изучения живых организмов
Ответ:
2.3. Что, по мнению автора текста, логии пять-шесть столетий назад?
Ответ:
повлияло на бурное развитие био-
6лагодаря*изобретению*книгопечатания«*интере^*к*опытам*срастениями*и* животными*«автакже«путешествиям*в-дальние«страны
2.2. Рассмотрите фотографии. На какой из них изображён организм, который изучает зоология?
2.4. Составьте список биологических наук, которые упоминаются в тексте.
Ответ:
Ботаника, зоология, медицина, анатомия, физиология, систематика, цитология, гистология, микробиология,
2.5. Расставьте перечисленные в списке биологические науки по времени их возникновения, начиная с возникшей раньше остальных.
1) микробиология 3) анатомия
2) ботаника 4) систематика
Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.
Ответ:

ВПР. Биология. 5 класс.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!