Российский герб римские или византийские корни. Значение Герба России: что символизирует двуглавый орел

Младенческая инициация (посвящение) обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных сынов Тихого Дона: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком - уже был казаком.

В сословной культуре младенческая инициация трансформировалась в обряд посвящения в казаки. В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок рода Астаховых». Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов.

Подростковая инициация происходит в 13-15 летнем возрасте. Историки и этнографы Дона почти единодушны в определении приоритетов воспитания растущего поколения: с первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутником казака на всех путях его жизни - и мирных, и немирных. От знания повадок лошадей, навыков обращения с ними подчас зависела сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном - т.е. родной землей, родным домом, родной семьей. В Области Войска Донского сложился настоящий культ коня, связанный не только с традициями древнерусских дружинников, но и с укладом жизни степных кочевников, у которых казаки переняли множество способов обращения с лошадью, которые и сами нередко становились казаками.
Постепенно сфера воспитания мальчиков расширялась, в нее включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т.п. Мальчиком казак играл в айданчики на станичной улице, наметывая себе глаза, или, прыгая и бегая, гонял кубарь. Едва хватало у него силы, он уже брал пищаль и шел стрелять чутких дроф, или скакал по степи, загоняя сорвавшийся в метель табун. Он ползал на животе, подкрадываясь к зверю, он переплывал Дон, спасаясь от татар, он знал, что промах из ружья для него - часто смерть или плен. Он делал сам все то, чему теперь мы учим казака на случай войны, учителем его была жестокая, смертельная опасность, а это учитель суровый!…
Финалом подростковой инициации можно считать «потешные сражения» между группами подростков станицы или хутора. Так, в книге «Донцы» читаем: «По временам все ребячье население Черкасска выступало за город, где, разделившись на две партии, строили камышовые городки. В бумажных шапках и лядунках, с бумажными знаменами и хлопушками, верхом на палочках, противники сходились, высылали стрельцов или наездников-забияк и, нападая, сражались с таким азартом, что не жалели носов; рубились лубочными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали знамена, хватали пленных. Победители под музыку из дудок и гребней, с трещотками или тазами, возвращались торжественно в город; сзади заливаясь слезами, понурив от стыда головы, шли пленные».

Юношеские инициации предназначалась для 17-19 летних парней, именуемых малолетками, что соответствует по значению современному слову «допризывник». Два главных события определяют характер этой инициации: обучение в летних военных лагерях и публичное состязание молодых казаков. Обстановка летнего лагеря казаков-малолеток живо представлена в следующем описании: «когда была введена перепись «малолетков», то все достигшие 19-летнего возраста собирались в заранее назначенном месте, на лучших конях и в полном вооружении. На ровном месте, возле речки, разбивался большой лагерь, где в продолжении месяца обучались малолетки воинскому делу под руководством стариков, в присутствии атамана. Одних учили на всем скаку стрелять; другие мчались во весь дух, стоя на седле и отмахиваясь саблей, третьи ухищрялись поднять с разостланной бурки монету или же плетку. Там выезжают поединщики; здесь толпа конных скачет к крутому берегу, вдруг исчезает и снова появляется, но уже на другом берегу». Атмосферу публичного состязания передает автор «Картин былого Тихого Дона»: «со многих станиц в одно место собираются казаки-малолетки на смотр. Что смотреть? - когда их никто ничему не учил. И вот начинались скачки, стрельба в цель, стрельба на всем скаку, рубка и фланкировка. Разгоревшись отвагою, целые станицы малолеток с полного разгона кидались в реку и плыли на ту сторону с лошадьми, амуницией и пиками. Они рассыпались лавою, скакали друг против друга, схватывались в объятия и боролись на коне». Итоги состязания подводил атаман: «Самым метким стрелкам, самым лихим наездникам атаман дарил нарядные уздечки, разукрашенные седла, оружие».
Малолетки во многих станицах принимали участие в кулачных боях в качестве зачинщиков на их начальной стадии. Последующий ход сражения они наблюдали со стороны. Однако это тоже являлось своеобразной школой, т.к. кулачки развивали смелость, отвагу идти в пешем строю на грудь неприятеля и быструю в казаке смекалку разбираться, кого выручить, кого смять в свалке.

Сценарий

праздника посвящения в казачата

(Звучит музыка – позывные. Под торжественную музыку входят классы строевым шагом)

1 ученик.

Могучие горы, степные просторы, приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы – всё это родная Кубань!

2 ученик.

Дары свои щедро открыли нам недра, морями разлились хлеба.

Весёлые песни летят в поднебесье, открытая высь голуба…

И нету красивее края в России, чем наша родная Кубань!

Звучит песня «Это наш рай и наш край – это Россия»

Ведущий- учитель1

Добрый день, гости дорогие!

Доброго вам здоровья,!

Мы приветствуем вас на торжественном празднике «Посвящения в казачата», учащихся 2 «А» и «Б» классов.

Ведущий- учитель2

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить песни да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.

Ведущий- учитель1

А сегодня у нас в гостях атаман Новомышастовского казачьего войска Слюсарь П.Г., глава сельского поселения Вервыкишко А.Т.

Ведущий- учитель2

Казаки! Ваше имя служилое
Никому не испачкать в грязь!
Господь бог да Отчизна милая –
Вот кто ваша верховная власть
Кто черпает для жизни силы
В водах матушки – Кубань-реки?
Кто до смерти служит России?

– Это славные казаки!

Звучит гимн Кубани

Входит казачок

Господин Атаман, дозволь слово молвить.

Атаман

Что у тебя, малец за дело? Скажи.

Казачок читает прошение

Прошение

Господин, атаман! Просим Вас провести смотрины наших хлопцев и дивчат, тай посвятить их в казачата, бо хотят они быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!

Атаман

Ну, что сказать? Достойное «Прошение» составили!

Казачок

Господин атаман! Учащиеся 2 – х классов к посвящению в казачата готовы!

Атаман

Посмотрим, достойны ли вы стать казаками?

Ученик 3

Даль степей сквозная

Гор красот орлиный

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Ты красив и весел,

Щедр ты по кубанский,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский!

Дети исполняют песню «Ой да Краснодарский край»

Ученик -4

Время вспомнить,

И время земно поклониться

Твоим древним годам,

Дорогая станица.

Ученик -5

Щедрым нивам твоим,

Твоим травам и злакам,

Твоим первопроходцам – чубатым казакам.

Ученик -6

Согнулись ковыли – седые старцы,
И мудрость, и молчание храня.
Им кажется, казачьи кони мчатся,
В бою вот-вот вдруг шашки зазвенят.

Ученик -7

Хранит землица славу боевую
И помнят степи то, как орды шли.
Как шли враги на Родину Святую,
Но покорить её всё ж не смогли!

Ученик -8

Хранили, казаки, Россию,
Свой дух крепили, Родину любя.
Родные степи, край, что сердцу милый,
Нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ученик -9

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах

вместе )

Ученик -10

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах. (вместе )

Дети исполняют песню «Спивай казаки»

Ученик -11

Кубань!
Как это много!
И в мыслях не объять границ.
А для меня она - дорога,
петляющая между станиц.

Ученик -12

А для меня она - речонка,
пересыхающая в зной.
В нее, как в зеркальце, девчонки
глядятся каждою весной.

Ученик -13

Кубань -
вот слово-то какое!
Эх, так и просится в распев!
Она вспахала поле боя,
озлобить сердце не сумев.

Ученик -14

А сейчас споём казаки

Пусть услышит нас Кавказ,

Все российские просторы

Пусть равняются на нас!

Дети исполняют песню «Мы с тобой казаки»

Ученик -15

Земля отцов! Кубань родная!

Воистину волшебный уголок,

Цвети в веках от края и до края,

Как истинного счастья островок!

Ученик -16

Люблю леса, поля люблю,

Люблю я родину свою…

И сотни раз я повторю:

«Люблю Новомышастовскую!»

Ученик -17

Кубань, российская земля,

Сады бескрайние, поля…

Тебе родной, тебе одной,

Мы посвящаем танец свой!

(танец)

Атаман:

Молодцы детвора, согрели мою душу тем, что знаете и храните нашу удаль казацкую, песни да танцы! Я вижу, здесь все веселиться умеют, значит, живут с открытой душой! Достойная смена подрастает!

Ведущий.

А- ну детвора все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей шутки – прибаутки да игры – казачьей удалой!

Разыгрываются шутки и казачьи игры, шуточная песня «Як служил я в пана…»

Атаман: Люди добри! Как на ваш погляд, любо казачата поют и танцуют,да веселятся?

Гости: Любо! Молодцы!

Атаман: Вот и я так розумею, что негоже таким хлопцам и дивчатам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Братья- казаки, согласны вы с атаманом?

Гости (зал) : Согласны! Любо!

Атаман:

Казачьему роду – нет переводу!

Слава, тебе, Господи, что мы - казаки!

Казаком надо не родиться,

Казаком надо стать!

Казаком быть – значит Родину любить!

Казачок

Мальцы, слушай мою команду!

Для принятия клятвы второклассникам приготовиться.

Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность

Отчизне и народу!

ПРИСЯГАЕМ,

Присягаем быть честными и смелыми

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем защищать справедливость

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем не нарушать клятву

ПРИСЯГАЕМ

«Слава Кубани!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!

Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман

Ведущий- учитель2

Для поздравления мы приглашаем ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученик -17

Мы (хором) казачата!
Сердце гордо и радостно бьётся.
Как награда нам звание это,
А она только лучшим даётся.

Ученик -18

Мы (хором) казачата!
Будто крылья растут за спиною.
И в красивую форму одеты,
Мы, конечно, недаром с тобою.

Ученик -19

Мы (хором) казачата!
В этом наше единство и сила.
За тебя мы, Отчизна, в ответе,
Наша светлая гордость - Россия!

За Благословение священника дети идут в храм Архангела Гавриила к отцу Александру)

Ведущий.

Наш праздник подходит к концу.

Я надеюсь, что сегодняшний праздник станет доброй ежегодной традицией посвящения юных второклассников в казачата!

До свиданья, до новых встреч!

Атаман: Слава, Кубани!

Все стоящие на сцене: Героям слава

Российский герб — не просто рисунок. У него богатая история, а каждый элемент несет в себе скрытый смысл.

Официальным символом любой страны считается ее герб. У любого герба, как правило, есть своя долгая и интересная история. Каждый символ герба имеет строго определенное значение. На гербе может изображаться основной род деятельности страны, важное историческое событие, животное или птица. В общем все что угодно, что является важным для народа и государства.

Помимо герба у любой страны есть еще флаг и гимн. Данная статья посвящена гербу Российской Федерации. Но если вам интересно узнать, например, про флаг РФ, то рекомендуем обратиться к .

Как выглядит Государственный герб Российской Федерации: фотография

Итак, государственный герб Российской Федерации является изображением двуглавого орла, на каждой из голов находится по одной маленькой царской короне. А корона большего размера увенчивает обе головы. В одной лапе у орла находится скипетр, в другой — держава. Это символы власти еще со времен царской России. На груди у орла помещен герб столицы России — города Москвы. На нем Георгий Победоносец убивает копьем змея.

Сейчас герб РФ выглядит так

Примечательно, что у каждого города Российской Федерации есть свой герб, который выбирается посредством народного голосования!

Стоит сказать, что герб РФ далеко не всегда был именно таким, каким мы его сейчас знаем. За последние 100 с лишним лет в России произошло несколько переворотов. Власть менялась, менялось название страны, соответственно менялись герб и флаг. Современный герб существует лишь с 1993 года. В 2000 году поменялось описание герба, но сам герб остался таким же.



Герб РСФСР выглядел следующим образом

На фото ниже видно, чем отличался герб РСФСР от герба СССР.



Греб Российской Империи, утвержденный в 1882 году, больше напоминает целую композицию. Слева изображен Архангел Михаил, справа — Архангел Гавриил. Малый герб внутри, увенчанный гербами княжеств — прародитель современного Российского герба, только в черном цвете.



Полный герб Российской Империи

Малый герб Российской Империи

А до того, как Россия стала империей, у Русского государства был свой флаг. Он очень похож на малый герб Российской Империи, но не так хорошо детализирован.

В зависимости от правителя и общей ситуации в стране, герб менялся. Существовало как минимум три варианта Российского герба до 1882 года. Но в целом они все представляют переработку одного и того же изображения.





вариант 2

История российского герба: описание для детей

История герба России начинается со времен Средневековья. На Руси герба никогда не было, вместо него использовались изображения святых и православный крест.

Это интересно! Изображение орла на гербах было актуально в Древнем Риме, а до него в древнем Хеттском царстве. Орла считали символом наивысшей власти.

Так каким же образом двуглавый орел перекочевал на герб Российского государства? Существует мнение, что символ пришел из Византии, однако есть догадки, что возможно изображение орла было заимствовано у европейских государств.

Герб с орлом в разных вариациях есть у множества стран. Пример на фото ниже.



Вот такой герб используется в Армении, похожи гербы утверждены во многих странах

Утвердили герб лишь в 16-м веке. Точной даты никто сейчас не назовет. Герб менялся с каждым новым правителем. Добавлялись или убирались элементы следующими правителями:

  • 1584 1587 года — Федор Иванович «Блаженный» (сын Ивана IX Грозного) — между коронами орла появился православный крест
  • 1613 — 1645 года — Михаил Федорович Романов — изображение на груди орла московского герба, третья корона
  • 1791 — 1801 года — Павел Первый — изображение креста и короны мальтийского ордена
  • 1801 — 1825 года — Александр Первый — отмена мальтийской символики и третьей короны, вместо скипетра и державы — венок, факел, молнии
  • 1855 — 1857 года — Александр Второй — перерисовка двуглавого орла (переработка), утверждение трех корон, державы, скипетра, по центру — всадника в доспехах, убивающего змея.

Без изменений герб Российской Империи был действительным до 1917 года. После переворота новая власть утвердила более простой, «пролетарский» герб — серп и молот.



Так выглядел герб СССР на монетах

А после распада СССР и переформировании СССР в РСФСР герб был слегка переработан (фото уже есть в статье). Затем был возвращен герб, напоминающий герб Российской Империи, но в другом цветовом решении. Было это в 1993 году.

Что изображено на гербе Российской Федерации: описание и значение символики каждого элемента герба РФ

Каждый компонент герба несет определенное значение:

  • геральдический щит (тот самый красный фон) — основной элемент герба любого государства
  • двуглавый орел — символ высшей власти и двухсторонней политики Российского государства
  • короны — высокое достоинство, суверенность государства, национальные богатства
  • скипетр и держава — символы власти
  • всадник на коне, убивающий змея — по одной из версий это святой Георгий Победоносец, по другой — царь Иван III. Точное определение дать трудно, возможно это обращение к памяти предкам, воплощение легенды, либо же просто изображение, сделанное на заказ Ивана III.


Сколько цветов на гербе РФ?

На Российском гербе несколько цветов. Каждый цвет имеет особе значение. Например:

  • красный — цвет мужества, отваги, пролитой крови.
  • золотой — богатство
  • синий — небо, свобода
  • белый — чистота
  • черный (у змея) — символ зла

Так и получается, что три цвета из пяти имеются как на гербе России, так и на флаге. Для страны значение этих цветов всегда было очень важно, ведь именно мужество, чистота и свобода всегда были движущей силой в душе русского человека.

Видео: Герб России (документальный фильм)

Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

История изменений герба

Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.

XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.

Середина XVI века
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.

Конец XVI — начало XVII века

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

30-60-е годы XVIII века
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».

Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.

Рубеж XVIII-XIX веков
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.

1-я половина XIX века
Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.
Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.

Середина XIX века

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Большой Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.

Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

Герб России, 1917 г.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.

Государственный герб РСФСР, 1918-1993 гг.

Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.

Еще раньше (16 апреля 1918 года) был узаконен знак Красной Армии: пятиконечная Красная звезда, символ античного бога войны Марса. 60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

Государственный герб Российской Федерации, 1993 г.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации». Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Практически у любой страны мира есть свой собственный герб. В зависимости от того, на основании чего возникло государство, его история может как исчисляться веками, так и полностью отсутствовать, а сам символ государства может являться лишь более-менее современным творением, которое учитывает текущую политическую ситуацию в стране и особенности ее возникновения. Орел на гербе России появился очень давно, и хотя продолжительное время существования Советского Союза такой символ не использовался, сейчас ситуация изменилась, и он вновь вернулся на свое законное место.

История герба

Фактически орел фигурировал на гербах многих князей задолго до того, как стать официальным символом государства. Официально считается, что в варианте, максимально похожем на современный, герб впервые начал фигурировать примерно во времена Ивана Грозного. До этого такой же символ присутствовал у Византийской Империи, которая считалась Вторым Римом. Орел двуглавый на гербе России призван показывать то, что она является прямым преемником Византии и Третьим Римом. В разные периоды, вплоть до появления большого герба Российской Империи, этот символ постоянно видоизменялся и обрастал различными элементами. В результате появился самый сложный в мире герб, который существовал вплоть до 1917 года. Исторически флаг России с гербом использовался во многих ситуациях, начиная с личного штандарта государя и заканчивая обозначением государственных кампаний.

Значение герба

Основной элемент представляет собой двуглавого орла, который призван символизировать направленность России и на Запад, и на Восток, при этом подразумевается, что сама страна не является ни западом, ни востоком и сочетает в себе их лучшие качества. Расположенный посередине герба всадник на коне, убивающий змея, имеет довольно древнюю историю. Практически все древние князья на Руси использовали подобные изображения на своей символике. При этом подразумевалось, что сам всадник - это и есть князь. Лишь позже, уже во времена Петра Первого, было решено, что всадник - это Святой Георгий Победоносец.

Интересен тот факт, что на некоторых гербах древних князей использовались изображения и пеших воинов, а направление, в котором расположен всадник, также менялось. К примеру, на гербе Лжедмитрия всадник развернут направо, что больше соответствовало традиционной символике Запада, в то время как ранее он был развернут влево. Три короны, которые расположены сверху герба, появились не сразу. В разные периоды времени было от одной до трех корон, и только российский царь Алексей Михайлович первым привел объяснение - короны символизировали три царства: Сибирское, Астраханское и Казанское. Позже короны были признаны символами независимости государства. С этим связан печальный и интересный момент. В 1917 году по постановлению временного правительства герб России был в очередной раз изменен. С него убрали короны, которые посчитали символами царизма, но с точки зрения науки геральдики, государство самостоятельно отказалось от собственной независимости.

Держава и скипетр, которые двуглавый орел держит в лапах, традиционно символизируют единую державу и государственную власть (и они также были убраны в 1917 году). Несмотря на то что традиционно орел изображался в золотом цвете на красном фоне, во времена Российской Империи, недолго думая, взяли традиционные не для нашего государства, а для Германии цвета, потому орел получился черным и на желтом фоне. Золото орла символизирует богатство, достаток, благодать и так далее. Красный цвет фона символизировал в древности цвет жертвенной любви, в более современной трактовке - цвет мужества, отваги, любви и крови, которая была пролита во время сражений за родину. Также иногда используется флаг России с гербом.

Гербы городов России

В большинстве случаев гербы существуют не у городов, а у субъектов Российской Федерации. Однако есть некоторые исключения, к примеру: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они мало напоминают официальный герб России. Все они считаются городами федерального значения и имеют право на собственный герб. У Москвы это всадник на коне, закалывающий змея, аналогичный тому, который расположен на государственной символике, но все же несколько отличающийся. Существующее на данный момент изображение является максимально приближенным к тому, которое существовало у Москвы и ее князей ещё во времена Древней Руси.

У Санкт-Петербурга герб намного более сложный. Утвержден он был в далеком 1730 году и относительно недавно возвращен именно к тому состоянию, в котором изначально и принимался. Прообразом этого символа послужил герб Ватикана. Скипетр с государственным орлом и корона символизируют то, что этот город долгое время являлся столицей Российской Империи. Два перекрещенных якоря обозначают, что Санкт-Петербург является одновременно и морским, и речным портом, а красный фон символизирует кровь, пролитую во время войны со Швецией.

Герб СССР

После возникновения СССР стандартный вариант герба с двуглавым орлом был отринут, и с 1918 года по 1993 год использовался другой символ, который постепенно дорабатывался и видоизменялся. В те же времена были существенно переделаны или вообще полностью изменены и многие гербы городов России. Основные цвета - красный и золотой, традиции в этом плане были соблюдены, однако все остальное изменилось кардинально. По центру на фоне солнечных лучей изображены перекрещенные серп и молот, наверху - красная звезда (ее не было в первых вариациях герба). По бокам расположены колосья пшеницы, а ниже символа на красном фоне черными буквами написано «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В таком варианте герб России, а точнее Советского Союза, использовался очень долго, вплоть до развала и до сих пор в том или ином варианте применяется различными коммунистическими партиями.

Современный герб РФ

В том варианте, в котором герб России существует на данный момент, он был принят в 1993 году. Символика и общее значение остались примерно такими же, как и задолго до возникновения СССР, единственное, что к трактовке красного цвета была добавлена кровь, пролитая во времена войн.

Итоги

В общем и целом, герб России имеет очень долгую историю, и конкретные причины использования именно такой символики придумывались уже скорее по факту применения. Причины, по которым они были выбраны неким древним правителем, вряд ли получится установить доподлинно когда-либо.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!