Русские земли покорными племенами. Загадочные славянские племена (6 фото)

Восточнославянские племена

БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.

Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть временных лет» сообщает: «Бужане, сидевшие по Бугу, после стали зваться волынянами». По мнению археолога В. В. Седова, часть дулебов, которые обитали в бассейне Буга, сначала называлась бужанами, затем волынянами. Возможно, бужане – название лишь части племенного союза волынян. Е. Г.

ВОЛЫНЯ?НЕ, велыняне – восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.

Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название – бужане. Согласно другой точке зрения, «волыняне» и «бужане» – названия двух различных племен или племенных союзов. Анонимный автор «Баварского Географа» (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан – 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.

В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как «толковины» – переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский

г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество. Е. Г.

ВЯ?ТИЧИ – восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.

Согласно «Повести временных лет», родоначальником вятичей был Вятко, пришедший «от ляхов» (поляков) вместе с братом Радимом – родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.

Во 2-й пол. 9–10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11– нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования. В «Повести временных лет» описан погребальный обряд вятичей (сходный обряд был и у радимичей): «Когда кто-то умирал, устраивали по нем тризну, а затем раскладывали большой костер, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали их в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах». Этот обряд сохранялся до кон. 13 в., а сами «столпы» в некоторых местностях России встречались вплоть до нач. 20 в.

К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах. Е. Г.

ДРЕВЛЯ?НЕ – восточнославянский племенной союз, занимавший в 6–10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига.

Согласно «Повести временных лет», древляне «произошли от тех же славян», что и поляне. Но в отличие от полян, «древляне жили зверинским образом, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали девиц у воды».

На западе древляне граничили с волынянами и бужанами, на севере – с дреговичами. Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6–8 вв. распространились погребения в курганах, в 8–10 вв. – безурновые захоронения, а в 10–13 вв. – трупоположения в курганах.

В 883 г. киевский князь Олег «начал воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице (соболь)», а в 911 г. древляне участвовали в походе Олега на Византию. В 945 г. князь Игорь по совету дружины пошел «к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его», однако не удовлетворился собранным и решил «пособирать еще». Древляне, посовещавшись со своим князем Малом, решили убить Игоря: «если не убьем его, то всех нас погубит». Вдова Игоря, Ольга, в 946 г. жестоко отомстила древлянам, предав огню их столицу г. Искоростень, «городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань», а вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч). Ю. К.

ДРЕГО?ВИЧИ – племенной союз восточных славян.

Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В. В. Седов и др.), в 6–9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11–12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная – в водоразделе рек Друть и Березина, западная – в верховьях р. Неман. Соседями дреговичей были древляне, радимичи и кривичи. «Повесть временных лет» упоминает дреговичей вплоть до сер. 12 в. По данным археологических исследований, для дреговичей характерны земледельческие поселения, курганы с трупосожжениями. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества. Вл. К.

ДУЛЕ?БЫ – племенной союз восточных славян.

Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.

Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси. Вл. К.

КРИ?ВИЧИ – племенной союз восточных славян 6–11 вв.

Занимали территорию в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины, а также в районе Чудского, Псковского озер и оз. Ильмень. «Повесть временных лет» сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам «из заморья», а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в «Повести временных лет» помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, «посадил в нем мужа своего». Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11–12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.

Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.

Археологические раскопки показали, что первоначально специфическими погребениями кривичей были длинные курганы: невысокие валообразные насыпи длиной от 12–15 м до 40 м. По характеру могильников археологи выделяют две этнографические группы кривичей – смоленско-полоцкие и псковские кривичи. В 9 в. длинные курганы сменились круглыми (полусферическими). Умерших сжигали на стороне, причем большинство вещей сгорало на погребальном костре вместе с умершим, и в захоронения попадали лишь сильно поврежденные вещи и украшения: бусы (синие, зеленые, желтые), пряжки, привески. В 10–11 вв. у кривичей появляется трупоположение, хотя вплоть до 12 в. сохраняются черты прежнего обряда – ритуальный костер под захоронением и курган. Инвентарь погребений этого периода достаточно разнообразен: женские украшения – браслетообразные завязанные кольца, шейные ожерелья из бус, привески к ожерельям в виде коньков. Встречаются предметы одежды – пряжки, поясные кольца (их носили мужчины). Часто в курганах кривичей встречаются украшения балтских типов, как и собственно балтские захоронения, что свидетельствует о тесной связи кривичей и прибалтийских племен. Ю. К.

ПОЛОЧА?НЕ – славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.

Центром земли полочан был г. Полоцк. В «Повести временных лет» полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.

Однако ряд историков подвергает сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зрения, они обращают внимание на то, что «Повесть временных лет» никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Историк А. Г. Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в «Повести» ок. 1068 г., когда киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава.

В сер. 10 – нач. 11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество. Е. Г.

ПОЛЯ?НЕ – племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева.

С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в «Повести временных лет». Ученые считают «поляно-русскую» версию более древней, чем «варяжская легенда», и относят ее к кон. 10 в.

Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем «русь»: «Поляне яже ныне зовомая русь». В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян.

В Среднем Поднепровье близ Киева археологами обнаружена культура 2-й четв. 10 в. с характерным славянским погребальным обрядом: для курганов была свойственна глиняная подмазка, на которой разжигали костер и сжигали покойников. Границы культуры простирались на западе до р. Тетерев, на севере – до г. Любеч, на юге – до р. Рось. Это и было, очевидно, славянское племя полян.

Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с ругами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование – поляне-русь. Е. Г.

РАДИ?МИЧИ – восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8–9 вв.

Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно «Повести временных лет», родоначальником племени был Радим, пришедший «от ляхов», т. е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения – прах хоронился в срубе – и схожие височные женские украшения (височные кольца) – семилучевые (у вятичей – семилопастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира

Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества. Е. Г.

РУ?СЫ – в источниках 8–10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.

В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9–10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.

Немецкий историк Г. З. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги – это одно норманнское (т. е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.

Опираясь на данные «Повести временных лет», одни историки полагают, что летописец отождествлял «русов» с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы – это варяжское племя, «призванное» на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя «Русь» Киевской земле. Третьи доказывают, что автор «Слова о полку Игореве» связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.

Ученые отмечают, что в древних документах название народа «русь» было различно – руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как «красный», «рыжий» (из кельтских языков), «светлый» (из иранских языков), «ротс» (от шведского – «гребцы на весельных ладьях»).

Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово «русь» близко к названиям «Рюген», «руяне», «руги». Ученые, считающие русов жителями Среднего Поднепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово «рось» (р. Рось), а название «Русская земля» в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).

Существует точка зрения, согласно которой русы – это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово «рус» («рухс») в иранских языках обозначает «светлый», «белый», «царственный».

Еще одна группа историков предполагает, что русы – это руги, жившие в 3–5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа «рус» не решена до сих пор. Е. Г., С. П.

СЕВЕРЯ?НЕ – восточнославянский союз племен, обитавших в 9–10 вв. по рр. Десна, Сейм, Сула.

Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными – радимичи и вятичи.

Происхождение названия «северяне» не выяснено. Некоторые исследователи связывают его с иранским sev, sew – «черный». В летописях северяне именуются также «северъ», «северо». Территория около Десны и Сейма сохранила в русском летописании 16–17 вв. и украинских источниках 17 в. название «Север».

Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7–9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтово-маяцкой археологической культуры.

Основным занятием северян было земледелие. В кон. 8 в. они оказались под властью Хазарского каганата. В кон. 9 в. территории северян вошли в состав Киевской Руси. Согласно «Повести временных лет», киевский князь Олег Вещий освободил их от дани хазарам и возложил на них легкую дань, сказав: «Я им [хазарам] противник, а вам незачем».

Центрами ремесла и торговли северян были гг. Новгород-Северский, Чернигов, Путивль, впоследствии ставшие центрами княжеств. С присоединением к Русскому государству эти земли по-прежнему именовали «Северской землей» или «Северской украйной». Е. Г.

СЛОВЕ?НЕ ИЛЬМЕ?НСКИЕ – племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.

По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам – выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.

Ряд историков считает «прародиной» словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки. Е. Г.

ТИ?ВЕРЦЫ – восточнославянский союз племен, обитавший в 9 – нач. 12 вв. на р. Днестр и в устье Дуная. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра – «Тирас», которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas – быстрый.

В 885 г. князь Олег Вещий, покоривший племена полян, древлян, северян, пытался подчинить своей власти и тиверцев. Позднее тиверцы участвовали в походе Олега на Царьград (Константинополь) в качестве «толковинов» – т. е. переводчиков, поскольку хорошо знали языки и обычаи народов, живших около Черного моря. В 944 г. тиверцы в составе войска киевского князя Игоря вновь осаждали Царьград, а в сер. 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами. Остатки поселений и городищ, которые, по мнению археологов, принадлежали тиверцам, сохранились в междуречье Днестра и Прута. Обнаружены могильникикурганы с трупосожжениями в урнах; среди археологических находок на территорях, занятых тиверцами, отсутствуют женские височные кольца. Е. Г.

У?ЛИЧИ – восточнославянский союз племен, существовавший в 9 – сер. 10 вв.

По сообщению «Повести временных лет», уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. По предположению историка 18 в. В. Н. Татищева, этноним «уличи» происходит от древнерусского слова «угол». Современный историк Б. А. Рыбаков обратил внимание на свидетельство Новгородской первой летописи: «Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр» – и сделал вывод, что Пересечен находился на Днепре южнее Киева. Город на Днепре под таким названием упоминается в Лаврентьевской летописи под 1154 г. и в «Перечне русских городов» (14 в.). В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра), что подтверждает вывод Рыбакова.

Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг. 10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер. 10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси. Е. Г.

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Восточнославянские племена О том, какую систему счисления лет приняли в Древней Руси, определив тем самым свое место во времени, мы уже знаем. Вторым, не менее важным признаком цивилизации является определение своего места на Земле. Где обитает твой народ и с кем он

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

IV. Восточнославянские земли и великое княжество Литовское в XIII–XVI вв Возникновение и развитие Великого княжества Литовского (ВКЛ) «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») - страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Италийские племена Население Италии в раннеримские времена было чрезвычайно пест­рым. В долине По и несколько южнее жили племена кельтов (галлов): инсубры, ценоманы, бойи, сеноны.К югу от верхнего По, в Приморских Альпах и на генуэзском (лигу­рийском) побережье находились

Из книги Нашествие. Пепел Клааса автора Максимов Альберт Васильевич

ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА Бургунды и балтийские острова Бургундия на Черном море Лангобарды Физический тип германцев Вестготы БУРГУНДЫ И БАЛТИЙСКИЕ ОСТРОВА Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, И в ваших жилах тоже есть огонь. Из песни на слова Ю. Ряшенцева О

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Охотничьи племена По сравнению со своими предками древний охотник в период неолита достиг больших успехов в трудовой деятельности.Так, например, о достижениях в области охотничьего вооружения ярко свидетельствует совершенствование лука, который являлся главным

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Восточнославянские племена БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава IV ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») - страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон Изабель

Из книги Викинги. Походы, открытия, культура автора Ласкавый Георгий Викторович

Приложение 3 Восточнославянские князья VII–IX вв. и династия Рюриковичей до 1066 г. Генеалогия и годы правления (прямое родство указано непрерывной линией, опосредованное - пунктиром; подчеркнуты эквиваленты имен, известные по скандинавским источникам) 1 Е.А.Рыдзевская

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Иллирийские племена Восточное побережье Адриатического моря населяли иллирийские племена. Иллирийцы сравнительно поздно вступили в общение с греческим миром. К тому времени у них уже сложился государственный строй. У иллирийских племен - япидов, либуров, далматов,

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Восточнославянские племена на территории Украины Из 15 крупных племенных объединений (каждое племя занимало площадь 40–60 кв. километров), существовавших в VII–VIII веках, половина связана с территорией современной соборной Украины. В Среднем Поднепровье проживали поляне -

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

4. ПЛЕМЕНА ЮГА "В междуречьях нижнего Днепра, Днестра и Прута, а также Прикарпатья антская пражско-пеньковская культура преобразуется к 8-у веку в Луку-Райковецкую. Племенные различия нивелируются и этот район становится этноединым с различными межплеменными

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

САРМАТСКИЕ ПЛЕМЕНА С ослаблением скифского могущества в III веке до н. э. главенствующее положение в Причерноморье переходит к сарматам, ираноязычным племенам. С ними связан целый период древней истории нашей Родины. Ранние античные авторы называли их савроматами (от

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

А) Племена восточнославянские (древние) Белые хорваты. Бужане. Волыняне. Вятичи. Древляне. Дреговичи. Дулебы. Ильменские славены. Кривичи. Полочане. Поляне. Радимичи. Северяне. Тиверцы.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко. Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).
В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.
С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.
Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) - племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне -восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.
В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне - одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи - восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.
Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы(не дулёбы) - союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI-начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи- многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI-X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.
Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.
Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане - восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.
Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне(поли) - название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе - к южным поселениям дреговичей, наюго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке- прекратилась же во время усобиц удельных князей.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты -Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи - наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее- Севера) - племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене(ильменские славяне) - восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы - восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи- восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты - восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии - скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) -полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII-XII вв. - союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик - славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне -западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане(чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды - коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.
Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы - название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.
Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. - в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) -союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.
Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне,помераны - западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.
В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.
С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Новости Соснового Бора

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

В Повести временных лет рассказывается о расселении славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор указывает, какие племена говорили на славянском языке, а какие - на других языках: “Се бо токмо, словенски язык в Руси: Поляне, Древляне, Новгородци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после де же Ве-лыняне. А се суть инии языци иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже жи-вуть в странах полунощных”. Летописец дает и описание быта и обычаев славян: “...живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим на своих местах” и т. п.

Вятичи

Вятичи, древнерусское племя, жившее в части бассейна р. Оки. Родоначальником В. летопись считает легендарного Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». Вятичи занимались земледелием и скотоводством; до 10-11 вв. у Вятичей сохранялся патриархально-родовой строй, в 11-14 вв. развивались феодальные отношения. В 9-10 вв. Вятичи платили дань хазарам, позже - киевским князьям, но до начала 12 в. Вятичи отстаивали свою политическую независимость. В 11-12 вв. на земле Вятичей возник ряд ремесленных городов - Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. Во 2-й половине 12 в. земля Вятичей была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. В 14 в. Вятичи в летописях больше не упоминаются. Ранние курганы Вятичей, содержащие трупосожжения, известны по верхней Оке и на верхнем Дону. Они содержат по нескольку погребений родичей. Языческий обряд погребения сохранялся до 14 в. От 12-14 вв. дошли многочисленные небольшие курганы Вятичей с трупоположениями.

Лит.: Арциховский А. В., Курганы вятичей, М., 1930; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953.

Кривичи (вост.-слав. племенное объединение)

Кривичи, восточнославянское племенное объединение 6-10 вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера. Археологические памятники - курганы (с трупосожжениями) в виде длинных валообразных насыпей, остатки земледельческих поселений и городища, где обнаружены следы железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремёсел. Главные центры - гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. В состав К. входили многочисленные балтийские этнические группы. В конце 9-10 вв. появились богатые погребения дружинников с вооружением; особенно много их в Гнездовских курганах. По летописи, К. до включения их в состав Киевского государства (во 2-й половине 9 в.) имели своё княжение. Последний раз имя К. упоминается в летописи под 1162, когда на земле К. уже сложились Смоленское и Полоцкое княжества, а северо-западная её часть вошла в состав Новгородских владений. К. сыграли большую роль в колонизации Волго-Клязьминского междуречья.

Лит.: Довнар-Запольский М., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII ст., К., 1891; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Седов В. В., Кривичи, «Советская археология», 1960, № 1.

ПОЛЯНЕ - славянское племя, обитавшее по Днепру. “Тако же и ти словене пришедше и седоше по Днепру и нарекошася поляне”,-сообщает летопись. Кроме Киева, Полянам принадлежали города Вышгород, Василев, Белгород. Название Поляне происходит от слова “поле” - безлесное пространство. Киевское Поднепровье еще в скифское время было освоено земледельцами. Значительная часть днепровской лесостепи, по мнению некоторых исследователей, принадлежала другому славянскому племени - северянам. Поляне хоронили своих умерших и в могилах, и путем сжигания.

РАДИМИЧИ - союз племен в. славян междуречья верховий Днепра и Десны. Основной регион - бассейн р. Сож. Культура сходна с другими славянскими племенами. Основные особенности: семилучевые височные кольца. Покойников сжигали на месте курганов на особой подсыпке. С XII в. стали помещать умерших в специально вырытые под курганами ямы.

Русские славяне и их соседи

Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, Радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами и постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время на северо-западе соседями славян оказывались литовские племена, понемногу отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На восточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, много терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно "примучили" обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были покорены хазарами, можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось первоначальное соседство русских славян.

Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, Меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII--Х вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют теперь слабое и мало развитое племя. Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь -- бог грома, у славян - Перун), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!