С чего все начиналось. Хронология XV-XXI вв

Одна из самых древних наград Европы, топ-лот любого аукциона, предмет законной гордости коллекционера…

Орденский знак состоит из золотой овечьей шкуры, над которой помещен золотой кремень с языками пламени, с синей эмалью и девизом «Pretium laborum non vile - Награда не уступает подвигу». В особо торжественных случаях знак ордена носят на золотой цепи, состоящей из звеньев в виде кресал и кремней. В других случаях для ношения знака используется ярко-красная лента в два пальца шириной.

Австрийский вариант знака ордена представляет золотое изображение овечьей шкуры, соединенное с кремнем и выходящим из него пламенем красного цвета. Все это подвешивается к золотой пластинке с изображением Ясона, убивающего дракона. На ней девиз как на бургундском варианте орденского знака, но на оборотной стороне написано: «Non aluid - Никакой другой». Звенья цепи изображают ружье и кремень в форме латинской буквы «В» (Бургундия).

Согласно статуту, членами ордена могут быть только католики. Они обязаны не носить иных наград, кроме ордена Золотого Руна. Правда, это положение не распространяется на австрийцев и монархов. Праздником ордена считается день святого Андрея.

Короли-рыцари

Знак ордена Золотого Руна, как и многие подобные награды, поначалу служил знаком отличия рыцарского ордена, учрежденного герцогом Бургундским Филиппом Добрым 10 января 1430 года. Этот династический орден Филипп основал по случаю своего бракосочетания с инфантой Португалии Изабеллой, в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея. В статуте ордена было записано, что Филипп учреждает его «из-за особой любви и расположения к рыцарству, которому он страстно желает приумножать честь и процветание, дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства… ».

История умалчивает, почему Филипп назвал орден таким странным именем. Предположений на эту тему существует немало. Однако наиболее близким к истине кажется следующее: название ордена появилось под влиянием греческого мифа о путешествии аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Именно в те годы Филипп со своими рыцарями собирался в крестовый поход против турок. А святого Андрея он выбрал в качестве покровителя ордена потому, что древние бургундские короли получили крест именно от этого святого, отчего крест с тех пор и называется андреевским или бургундским.

В статуте ордена были прописаны такие права учредителя и такие нормы повиновения рыцарей, что это впоследствии вызывало множество политических и династических осложнений, тянувшихся вплоть до XX века. В частности, Филипп оставил за собой как главой ордена права экстерриториального награждения — это означало, что ему и его наследникам должны были подчиняться «по рыцарской линии» члены ордена, состоявшие на службе при других дворах. Этим уже были посеяны семена будущих династических конфликтов. Кроме того, в статуте ордена Золотого Руна была еще одна чреватая конфликтами статья. Она гласила: если в Бургундском доме не остается наследника мужского пола, то главой ордена становится супруг наследницы последнего сюзерена.

Очередной герцог бургундский Карл Смелый (1433–1477), сын Филиппа и второй глава ордена, добился избрания в орден своего зятя Эдуарда IV, короля Англии, Фердинанда I, короля неаполитанского, и Иоанна II, короля сицилийского. После смерти Карла его единственная дочь Мария вышла замуж за австрийского эрцгерцога Максимилиана, впоследствии германского императора, который и стал главой ордена Золотого Руна.

Наконец в 1516 году Карл V Великий, император Священной Римской империи, король Испании и глава дома Габсбургов, стал Верховным Магистром ордена. Поскольку под его правлением находилась, практически, вся Европа, орден Золотого Руна стал самой влиятельной рыцарской организацией того времени. Орден получил полную поддержку папского престола, который дал ему особые духовные привилегии. Карл Великий принял в рыцари ордена королей Франции, Португалии, Венгрии, Шотландии и Польши, а также герцогов Баварии, Саксонии, Флоренции, Савойи и Дании.

В 1555 году трон императора Священной Римской Империи перешел к сыну Карла, королю Испании Филиппу II, который был одновременно четвертым главой дома Габсбургов. В 1577 году Филипп II получил от папы Григория XIII исключительное право назначать рыцарей на высокие вакантные посты, что позволило повысить социальный статус рыцарства. Филипп сделал рыцарями ордена Золотого Руна королей Франции, представителей высшей знати Нидерландов, Священной Римской Империи и Италии.

Верховным Магистром ордена Филипп II был до 1598 года, когда он передал власть над семнадцатью провинциями Европы своей дочери Изабелле, а магистерство - Филиппу III, королю Испании и пятому главе дома Габсбургов. Возглавляли орден впоследствии короли Филипп IV и Карлос II.

Со смертью Карлоса II испанская ветвь Габсбургского дома пресеклась. В ноябре 1700 года началась дележка «испанского наследства». На трон Испании стали претендовать французские короли, и в 1701 году испанским королем стал Филипп Анжуйский из дома Бурбонов. Император Карл VI, восьмой глава дома Габсбургов, получил Нидерланды, Сардинию, Неаполь и Милан. Оба новых монарха претендовали на звание Великого Магистра ордена Золотого Руна. Филипп потому, что занял испанский трон и наследовал, таким образом, Карлосу II, последнему главе ордена, а Карл VI потому, что по Утрехтскому договору он стало правителем Нидерландов, входивших во владения основателя ордена Золотого Руна.

С тех пор орден разделился на две ветви - испанскую и австрийскую. На верховенство претендовали обе ветви, спор рассматривал специальный Конгресс в Камбре в 1724 году, но никакого решения не было принято. И два королевских дома с молчаливого согласия стали жаловать знаки ордена Золотого Руна независимо друг от друга.

После первой итальянской кампании Наполеон подписал договор в Кампоформио (1794), по которому Австрия отказывалась от прав на Нидерланды. Орден, имеющий экстерриториальный характер (вот оно, последствие решения Филиппа Доброго!) остался у основателя - бургундского дома.

Испанская ветвь

Она насчитывает уже десять следующих один за другим Великих Магистров. Один раз Магистром была женщина, Изабелла II, королева Испании и глава дома Бурбонов (1833–1868). Альфонсо XIII, король Испании и девятый глава дома Бурбонов (1886–1941), во время гражданской войны был изгнан, но от звания Великого Магистра ордена Золотого Руна не отказался. Однако в изгнании он предпочел не принимать в орден никого.

Генералиссимус Франко (1892–1975), уважая династический характер ордена, не претендовал, в качестве главы государства, на звание Магистра. После самоотречения короля Альфонсо незадолго до его смерти, звание это перешло к инфанту дону Хуану де Бурбон и Ваттенберг, графу Барселонскому и главе испанского дома Бурбонов (1941), который в 1977 году отказался от звания Великого Магистра. С этого времени главой испанской ветви ордена Золотого Руна стал Хуан Карлос I, король Испании, родившийся в 1938 году. Он был членом ордена с 1941 года, как инфант Испании и принц Астурийский.

Сейчас в ордене всего одиннадцать рыцарей, кроме Хуана Карлоса. Из иностранных членов — бывший король Бельгии Леопольд III, бывший король Италии Умберто II, император Японии Хирохито, король Бельгии Бодуэн I и бывший король Греции Константин.

Испанская ветвь приняла знак ордена, отличающийся от традиционно бургундского, — без девиза и разработала свою практику награждения знаками, более, если можно так выразиться, демократическую. Орденом Золотого Руна в Испании награждают не только представителей высшей знати, но и просто выдающихся сограждан. Представления к награде делаются с предварительного согласия кабинета министров Испании и не являются исключительной прерогативой монарха. С 1812 года знаками ордена стали награждать некатоликов и даже нехристиан. В частности, орденом Золотого Руна был награжден герцог Веллингтон, принадлежащий к англиканской церкви, за помощь Испании в борьбе с Наполеоном.

Австрийская ветвь

После разделения ордена Великими Магистрами в Австрии были императоры Франсиск I (1708–1765), Иосиф II (1741–1790), Леопольд II (1742–1792), Франц II (1768–1835), Фердинанд I (1793–1875), Франц-Иосиф I (1830–1916), Карл I (1887–1922). Затем Великим Магистром стал эрцгерцог Отто, шестнадцатый глава дома Габсбургов-Лоррейн. Он родился в 1912 году и являлся законным преемником императора Карла I, умершего в изгнании после провозглашения Австрии республикой в ноябре 1918 года.

После развала Австрийской империи группа патриотически настроенных граждан Бельгии пыталась убедить бельгийское правительство включить в Версальский договор 1919 года специальный пункт о возвращении архивов и сокровищ ордена Золотого Руна на «историческую родину». Основанием служило то соображение, что орден был создан на территории, являющейся в начале XX века бельгийской и что ей управлял преемник бургундского дома. Бельгийский король Альберт отказался от такого пункт в договоре из-за нежелания ссориться с домом Габсбургов-Лоррейн.

Между тем, республиканское правительство Австрии признало, что главенство над австрийской ветвью ордена должно принадлежать дому Габсбургов-Лоррейн. Декретом от 16 сентября 1953 года правительство Австрии признало орден юридическим субъектом международного права. Таким образом, орден сохранил права на архивы и собственность, перевезенные из Брюсселя в Вену при наступлении Наполеона в Бельгии в 1794 году. Австрийское правительство поместило эти ценности в Государственную Сокровищницу и Духовную Сокровищницу в Хофбурге и позволило ордену пользоваться ими в культурных и церемониальных целях.

Австрийская ветвь ордена Золотого Руна сохранила, в отличие от испанской, первоначальный аристократический и религиозный характер. Орденом награждают только членов королевских семей и высшую знать, исповедующих католичество. В рыцарях ордена, помимо императорского и королевского дома Австрии состоят Жан, Великий герцог Люксембургский, Альберт, принц Льежский и Бельгийский, Франсуа-Жозеф II, принц Лихтенштейнский, Жан-Адам, кронпринц Лихтенштейна, Анжело ди Колонья, принц и Великий Магистр Мальтийского ордена.

Орден Золотого Руна (австрийская ветвь) и коробка к нему

  1. Награды
  2. В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать…

  3. В июле 1859 года швейцарский врач А. Дюнан присутствовал на поле сражения при селении Сольферино в Ломбардии. Он был человеком добрым и сентиментальным, и потому мучения раненых вызвали в нем горячее желание помочь страдающим. Но так как А. Дюнан был еще…

  4. Многие исследователи (в частности, профессор Пермского университета А.В. Колобов) считают, что ни в одной армии древнего мира не существовало такой развитой системы боевых наград, как у римлян. Во времена Республики у римлян существовали разные виды вознаграждения для отличившихся в бою воинов…

  5. Весна 1802 года казалась такой счастливой в начинавшемся столетии, потому что никогда еще слава Наполеона Бонапарта, первого консула Франции, не была так велика. Даже первая триумфальная победа не принесла такой признательности соотечественников, такой искренней радости французского народа и всех народов Европы,…

  6. С древнейших времен и до наших дней одним из символов доблести и мужества является оружие, поэтому среди наград за ратные подвиги наградное оружие занимает одно из самых почетных мест. В России награждение оружием за службу царю и Отечеству значится только с…

  7. История города Олимпии и Олимпиад такая древняя, что в сущности даже не имеет начала, а самое первое спортивное соревнование греков было описано еще Гомером в 23-й песне поэмы "Илиада". В настоящее время считается, что первые Олимпийские игры проходили в 776 году…

  8. Упоминания об ордене датируется с 1699 года в дневнике Иоанна Корба, который служил секретарем австрийского посольства в России. Орден до Полтавской битвы изготавливались с наклонным Андреевским крестом, покрытый синей глазурью с золотой каймой. На ордене было изображение первого апостола Христа, потому…

  9. На Земле есть одно место, одинаково священное для большинства людей нашей планеты. Это - Святая земля Палестина, где находится святой град Иерусалим. Здесь Бог неоднократно являлся праведнику Аврааму, обещая отдать эту землю обетованную ему и его потомкам. В Иерусалиме жил и…

Орден Золотого Руна


«Орден Золотого Руна»

Десятого января 1429 года, в день своей свадьбы с Изабеллой Португальской, бургундский герцог Филипп Добрый учредил орден Золотого Руна - в честь Девы Марии и Святого апостола Андрея и в защиту веры и католической церкви. Однако символика ордена и его девиз вызывают у исследователей некоторое сомнение в том, что Филипп Добрый руководствовался только благочестивыми намерениями. Некоторые отмечают, что учреждение ордена Золотого Руна имело более политические цели, и одна из них - собрать в единый кулак небольшую группу высшей знати из различных провинций, которыми правил бургундский герцог. Эти провинции были присоединены к домену Филиппа Доброго благодаря многочисленным династическим бракам и различным видам наследования, но не имели объединяющей традиции подчинения и верности общему сюзерену.

Знак ордена изображал золотое руно - шкуру барана, которую предводитель аргонавтов Ясон похитил из Колхиды.


«Орден Золотого Руна»

Знак этот висел на цепи, состоящей из 28 звеньев-кремней, из которых вырывались языки красного пламени, перемежающиеся с огнивами и сценами битвы Ясона с охранявшим руно драконом. Каждая деталь знака этого ордена глубоко символична: огниво - это геральдический символ Бургундии и Нидерландов, поэтому сочетание его с руном не случайно. Над изображением битвы Ясона с драконом на изогнутой ленте помещена латинская надпись "PRETIUM LABORE NON VILE" ("Награда не уступает подвигу")

У ордена Золотого Руна есть и второй девиз, который гласит: "ANTE FERIT QUAM FLAMMA MICET" ("Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя"). Третий девиз ордена - "NON ALIUD" ("Я обладаю и иного не желаю") - вышивался на красной орденской ленте. Он вызывал ассоциации с упорной и длительной борьбой между Испанией и Австрией за обладание Золотым Руном.


«Орден Золотого Руна»

В день орденского праздника - 30 ноября - и в особо торжественных случаях знак Ордена Золотого Руна надевается на шею на золотой цепи.

В геральдической науке существует несколько версий истории учреждения ордена: будто бы он был установлен в честь счастливого избавления от плена в Мингрелии (Колхиде) одного из членов герцогского дома, а то и просто в честь прозаического обогащения Нидерландов за счет вывоза знаменитого фламандского сукна и бархата. Сохранился рассказ и о том, как любящий античные мифы герцог сравнил золотоволосую даму, упавшую на полном скаку с лошади, с Геллой, упавшей со спины златорунного барана1. Название Ордена связывают и с намерением Филиппа Доброго совершить крестовый поход против турок и освободить от их владычеств земли, по которым странствовали аргонавты в поисках золотого руна.

Герцог Филипп Добрый с самого начала своего правления владел богато расшитым гобеленом, на котором изображались все приключения аргонавтов.


«Орден Золотого Руна»

Однако в древнегреческом мифе Ясон нарушил слово, данное Медее, и потому Жан Жермен, канцлер Ордена, интерпретировал смысл орденского знака по-другому. Он утверждал, что это совсем не то руно - не колхидское, а стриженая шерсть Гедеона, на которую, согласно библейской "Книге Судей", упала с неба роса в знак того, что Гедеон победит мидийцев.

Таким образом, девизы и сложная символика орденского знака имеют в науке много толкований, однако сами современники легко читали их политический подтекст и те высокие требования, которые предъявляли герцоги к своим рыцарям. В орденском уставе сказано, что рыцарь, вступив в Орден Золотого Руна, должен был объявить о своем выходе из любого другого ордена, если он там состоял, так как обязанности перед ним могут потребовать от него верного служения кому-то другому.


«Орден Золотого Руна»

Например, рыцарю Хенрику фон Борселену пришлось отказаться от службы и от пенсии, которые ему были пожалованы королем Людовиком XI.

Когда в 1477 году умер Карл Смелый, последний из бургундских герцогов, главой Ордена Золотого Руна стал эрцгерцог Максимилиан Габсбург - муж его дочери и впоследствии император Священной Римской империи. Владения Габсбургов постоянно расширялись, и к этому времени они уже владели Австрией и короной германских императоров, а в XVI веке получили и венгерскую корону Святого Стефана. Женитьба Филиппа I на испанской принцессе Иоанне принесла Габсбургам и Испанское королевство, после чего число желающих вступить в Орден, главой которого был сам император, быстро росло. В 1515 году статут Ордена был пересмотрен, в результате чего число его кавалеров увеличилось до 52 человек (первоначально их было 24).


«Орден Золотого Руна»

Вскоре знатным рыцарям было разрешено носить знак ордена не на золотой цепи из огнив и кремней, а на красной ленте; сам же знак усложнился тем, что одно из звеньев цепи стало его верхней частью.

С XVII века Орден Золотого Руна уже не рассматривался как союз рыцарей, окружающих государя: рыцарство исчезло, и знаки орденского союза стали знаками монаршей милости.

В 1700 году, когда умер испанский король Карл II и династия Габсбургов в Испании пресеклась, к власти здесь пришли Бурбоны. Однако австрийские Габсбурги не хотели отказываться от своих прав на Испанию, и вскоре началась война за испанское наследство, охватившая всю Западную Европу. Причем старый бургундский Орден стал как бы символом Нидерландов - главной приманкой в борьбе бурбонской Испании и габсбургской Австрии.


«Орден Золотого Руна»

В ходе этой борьбы австрийский принц Карл VI Иосиф Франц в 1703 году провозгласил себя испанским королем (под именем Карла III) и ненадолго завладел Мадридом. Но и этого времени хватило, чтобы вывезти архивы Ордена Золотого Руна в Вену.

Бурбонская Испания не хотела мириться с потерей архивов и продолжала считать Орден своим, а Габсбурги в Вене - своим. Тяжба между двумя государствами тянулась долгие годы, каждая сторона предъявляла претензии другой, обращаясь даже за поддержкой к другим европейским державам. Впоследствии установился порядок "двойного владения", но фактически в 1748 году Орден Золотого Руна распался на два - испанский и австрийский, главой которого до сих пор считается наследник дома Габсбургов. В статуты Ордена и его обычаи в обоих государствах вносились многочисленные поправки, которые делали различия более заметными.

Орден Золотого Руна имел большое значение в Европе еще и в начале XIX века.


«Орден Золотого Руна»

Например, в 1809 году Наполеон, находясь на вершине своего могущества и славы, намеревался создать свой наивысший военный орден - орден Трех золотых рун, как символ владычества над Испанией и Нидерландами и союза с Австрией.

Золотое руно вошло и в русскую геральдику, так как характерная форма орденского знака ассоциировалась с образом золотого руна Колхиды. В 1855 году, когда учреждался герб Кутаисской губернии, обратились именно к этой форме.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

«Вообще зима прошла в больших трудах. Брильянтов великий комбинатор достал только на четыреста тысяч… Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста с надписью «Во имя отца и сына и святого духа»... Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого Руна – литой барашек. Орден этот Остап выторговал у диковинного старика, который, может быть, был даже великим князем, а может и камердинером великого князя. Старик непомерно дорожился, указывая на то, что такой орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ.

– Золотое Руно, – бормотал старик, – дается за высшую доблесть!

– А у меня как раз высшая, – отвечал Остап, - к тому же я покупаю барашка лишь постольку, поскольку это золотой лом.

Но командор кривил душой. Орден ему сразу понравился, и он решил оставить его у себя навсегда в качестве ордена Золотого Теленка».

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».

Одна из самых древних и почетных европейских наград – орден Золотого Руна – была учреждена герцогом Бургундским Филиппом Добрым 10 января 1430 года по случаю бракосочетания с инфантой Португалии Изабеллой в Брюгге, в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея. В то время понятие «орден» означало не просто награду в виде некоего предмета ювелирного искусства, а организацию, Орден рыцарей (как Орден госпитальеров, например), а награда служила знаком отличия человека, ставшего рыцарем Ордена. Так и Филипп создал рыцарскую организацию, «дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства...» Конечно, бургундский герцог преследовал и другие цели: объединение в единую влиятельную и состоятельную организацию представителей правящего сословия; орден должен был связать друг с другом разрозненные владения богатейшего Бургундского дома. Для крупных французских феодалов ордена, союзы, должности и т.д. позволяли прочнее привязать их членов к себе и своей политике. Кроме того, Филипп придал ордену династический и экстерриториальный характер - это означало, что главенство (командорство) в ордене передается по мужской линии и что награждаться могут иностранные лица, которые должны были подчиняться «по рыцарской линии» Магистру, что создало в будущем множество осложнений.

Есть несколько версий, которые объясняют, что же имел в виду основатель ордена, выбрав для него такое название. Понятно, что имеется в виду овечье руно – шкура барана, за которым отправился древнегреческий герой Ясон с аргонавтами в Колхиду (современную Грузию). Но что под этим подразумевал Филипп – то ли аналогию со священным крестовым походом против турок, в который он очень хотел отправиться, то ли семейную легенду, по которой один из предков Филиппа когда-то повторил путь Ясона и попал в плен в Колхиде, то ли, по версии Лафонтена, любовь к некой златокудрой даме – неизвестно, возможно, что все версии в той или иной степени правдивы. К тому же, позже добавились официальные религиозные трактовки символики знака ордена. Так, орден получил второе название – Знак Гедеона – так как с ним стал ассоциироваться библейский эпизод из Ветхого Завета, когда Гедеон (один из судей израильских, народный герой израильтян родоплеменной эпохи) расстилает овечью шерсть, и на нее выпадает роса в знак того, что он победит захватчиков мадианитян. Сам образ руна – символ невинности, агнца, а золото – аллегория высшей духовности, таким образом, поход за Золотым Руном – это путь обретения величия духа, очищения души. Не случайно орден учрежден и в день святого Андрея 10 января: это креститель Бургундии, а древние бургундские короли получили крест именно от него, поэтому андреевский крест называется также бургундским.

Облик самой награды – ордена – за прошедшие века неоднократно менялся, но главные символы остались неизменными до сих пор. Главным знаком является изображение овечьей шкуры – золотого руна, которое изначально носилось на золотой цепи из двадцати восьми звеньев. Руно золотое потому, что им обладал мифический чудесный баран, на котором Зевс поднимался на небеса и который был послан богами, чтобы спасти детей орхоменского царя Афаманта и богини облаков Нефелы - Фрикса и Геллу – от преследований мачехи Ино. Баран поплыл по морю в Азию, но по дороге Гелла упала в море (отсюда Геллеспонт – пролив Дарданеллы). Фрикс добрался до Колхиды и принес барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Оно стало магическим гарантом благоденствия Колхиды.

Самый старый вариант ордена, который можно увидеть на многих парадных портретах европейских монархов, выглядит именно как широкая цепь с подвеской. Руно перехвачено посередине пояском, который крепится к цепи; сама же цепь имеет сложную форму: ее звенья выполнены в виде чередующихся стилизованных кресал и кремней, или иначе говоря, огнива – старинных «спичек», приспособления для розжига огня. Кремень представлял собой конкреции кремнезема, камень, из которого еще древние люди изготавливали наконечники стрел и копий. Если по кремню ударить кресалом – специальной полоской из закаленной стали с мелкими насечками на поверхности, то появится сноп искр, возникающий при воспламенении на воздухе мельчайшей стружки кремня. Искры попадают на материал для розжига (трут) – и – есть огонь. В наши дни тоже можно встретить кресало – в обычных зажигалках.

Причем же здесь огниво? Дело в том, что огниво – это геральдический символ Бургундии и самого Филиппа Доброго. Стилизованные кресала-звенья выполнялись в виде латинской буквы «В» – Burgundia, кремни – в виде плоского овала, покрытого черной эмалью с белыми каплеобразными точками-искрами. Один из девизов ордена – «Ante ferit quam flamma micet» - «Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя» - делает смысл символики огнива понятным и красивым. Звено цепи, к которой крепилось золотое руно (всегда головой вправо), изображало кремень с искрами и языками пламени по бокам. Были даже детские цепи. Ношение золотой цепи стало необязательным в XVI веке; было разрешено носить орден на шейной муаровой ленте красного цвета в два пальца шириной.

Со временем орденский знак изменился, на что во многом повлияла мода. Кроме того, в XVIII веке в результате сложного наследования командорства (сыграл свою роль экстерриториальный характер награды) орден разделился на две ветви: австрийскую и испанскую. Монархи-представители двух ветвей стали награждать орденом независимо друг от друга, поэтому зачастую это были очень разные ювелирные изделия. В XVIII веке награды – показатель достатка и высокого положения; их стали богато украшать драгоценными камнями, особо отличился саксонский курфюрст Август Сильный. Пламя часто символизировали красные камни: рубины, гранаты-пиропы. Орден богато украшался бриллиантами, так, что символы ордена (огонь, кремень, кресало, а также трутница) изображались очень символически (особенно в испанском варианте) или вовсе не изображались (ордена XVIII века в дрезденских «Зеленых сводах»). Однако постепенно орден обрел единый стиль: золотое руно крепится к кремню с пламенем, кремень – к изображению трутницы с дугами синей эмали и девизом ордена на них «Pretium Laborum Non Vile» - «Награда не уступает заслуге (подвигу)». Под трутницей располагается сцена битвы Ясона с драконом, который охранял руно. Девиз герцога Филиппа – «Non Aliud» - «Иного не желаю» – размещался на обороте этого звена (остался в австрийском варианте). Завершается композиция золотым звеном в виде ракушки. В таком виде орден Золотого Руна существует и сейчас, однако, хоть и золотой, он украшен только цветными эмалями: красное пламя, синие дуги, черный кремень. Гораздо интереснее варианты орденов, хранящихся в разных сокровищницах мира.

Самый знакомый россиянам вариант ордена хранится в Алмазном Фонде. Нижняя его часть – золотая подвеска в виде овечьего руна, усыпанного бриллиантами. Верхняя часть украшена пятью огромными бразильскими розово-лиловыми топазами чистейшей воды. Если всмотреться, можно увидеть в рисунке бриллиантов очертания языков пламени.

В сокровищнице Дрездена «Зеленые своды» находятся потрясающие своей роскошью гарнитуры, наборы из разных мужских аксессуаров и украшений (эгретов, пряжек, орденов, аксельбантов, кинжалов, шпаг и т.д.). В каждый гарнитур входили два ордена: Золотого Руна и польский Белого Орла. Несмотря на то, что запрещалось носить орден Золотого Руна с другими наградами, это редкий случай, когда обе эти награды надевались одновременно.

В так называемый алмазный гарнитур входит великолепный орден Золотого руна 1755(56) года, украшенный тремя винно-желтыми бразильскими топазами квадратной ступенчатой огранки. Визуально орден делится на четыре части, рсаположенные друг над другом. Нижняя представляет собой собственно золотое руно, выполненное очень натурально, с матовым золотым блеском, усиленным мягкими складками овечьей шкуры. Поясок, перехватывающий ее, украшен крупным бриллиантом. Руно крепится к композиции из бриллиантов в виде языков пламени, с топазом в центре. Две другие части, по форме напоминающие ромб, схожи: они обе украшены растительными мотивами из бриллиантов с топазами в центре. Всего в этом ювелирном шедевре длиной в 10,9 см и шириной в 8 см 369 бриллиантов.

В бриллиантовый гарнитур тоже входил орден Золотого Руна, который был украшен уникальным зеленым Дрезденским бриллиантом весом в 41 карат – самым большим такого цвета. Потом камень переставили в эгрет, в оправу из драгоценных цветов. К слову о знаменитых камнях, знаменитый синий алмаз Хоупа (алмаз Тавернье) тоже был вставлен в орден Золотого Руна при Людовике XV. Вообще для этого ордена всегда подбирались самые красивые и крупные камни, такие, как огромный прозрачный гранат-пироп, найденный в Северной Богемии (ныне Чехия). Обычно чешские гранаты невелики, но этот имеет вес 468,5 карата. Орден Золотого Руна 1749 года с этим камнем и 318 бриллиантами также хранится в «Зеленых сводах». Еще один украшен тремя крупными и редкими рубиново-красными шпинелями (балэ-рубинами). Таким образом, в саксонской сокровищнице несколько орденов, решенных в разных цветовых гаммах, относящихся к разным гарнитурам. Эти уникальные изделия можно было увидеть в Москве, на выставке «Кабинет драгоценностей Августа Сильного», в 2006 году; ныне все они вернулись в Дрезден.

С XVII века орден Золотого руна перестал рассматриваться как союз рыцарей, окружающих сюзерена. Он меняет свой смысл, а знаки принадлежности к нему превращаются в знаки монаршей милости. Но он оставался высшей наградой Европы и имел такое значение, что монархи-обладатели награды чеканили свои монеты, помещая на них изображения этого ордена. Австрийская ветвь более консервативна и сохранила аристократический и религиозный характер; в ней орденом награждают, как и в Средние века, только членов королевских семей и высшую знать, которые должны быть католиками. Практика награждения испанским орденом Золотого Руна более демократична; среди кавалеров ордена есть не только некатолики, но и нехристиане, и просто выдающиеся люди, не относящиеся к высшему сословию. Все ордена, сохранившиеся в сокровищницах мира, являются дорогостоящими и оцениваются в сумму до полумиллиона долларов.

Интересно, что персонаж романов Александра Дюма граф де ля Фер (Атос) является кавалером трех высших европейских орденов: Золотого Руна, Подвязки (Англия) и Святого Духа (Франция), что поражает увидевшего его с наградами кардинала Мазарини, так как такой набор наград могли собрать только монархи. Дюма в большой степени свободно обращался с историческим материалом, но это не умаляет художественных достоинств его произведений, как многочисленные изменения внешнего вида ордена Золотого Руна не умалили его значения и только прибавили ему притягательности. В символике ордена есть что-то по-настоящему привлекательное, возможно, эти древние символы – огонь, шкура животного – будят смутные подсознательные воспоминания, и так и хочется, как Остапу Бендеру, оставить его себе как некую добычу. Неслучайно в битве Остапа с румынскими пограничниками уцелел только орден Золотого Руна – награда за высшую доблесть.

Статус вручается Статистика Дата учреждения 10 января 1430 года Очерёдность Старшая награда нет Младшая награда Австрия
Орден Звёздного креста
Испания
Орден Карлоса III

Описание и символика [ | ]

Более древний вариант ордена: знак крепится непосредственно к центральному звену-огниву

Знаком Ордена является изображение похищенного аргонавтами в Колхиде золотого руна , висящего на цепи из 28 звеньев.

Орден имеет следующие латинские девизы:

Почему Филипп выбрал мифологическое овечье руно в качестве символа ордена, неизвестно. Согласно некоторым версиям, как знак богатства, принесённого торговлей шерстью во Фландрии , или путешествие аргонавтов на восток воспринималось как параллель крестовому походу против турок (то есть новый поход аргонавтов), в который мечтал отправиться Филипп , и т. д. Согласно другой версии, орден был назван по мотивам семейной легенды: один из предков Филиппа когда-то повторил путь аргонавта Ясона, попал в плен в Колхиде (Мингрелии), а затем бежал . Также рассказывают, как любящий античные мифы герцог сравнил золотоволосую даму, упавшую на полном скаку с лошади, с Геллой , упавшей со спины златорунного барана (ср. с историей об учреждении английского Ордена Подвязки). У Жана Лафонтена встречается другая версия: «Добившись благосклонности одной дамы, герцог Филипп Добрый так пленился её золотыми волосами, что основал в их честь Орден Золотого руна» . По некоторым источникам, эту даму звали Мария Крумбругге .

Кроме того, следует учитывать трактовку образ золотого руна с точки зрения символики: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души» .

Лучше задокументированы приложенные позднее к ордену библейские образы: канцлер ордена Жан Жермен, епископ Шалонский, обратил внимание герцога Филиппа на эпизод из Ветхого завета - шерсть, которую расстелил Гедеон и на которую выпала небесная роса в знак того, что он победит мадианитян (Суд. 6:36-40) . Это позволило провести и библейские аналогии, когда знатоки мифологии вспомнили, что Язон, по сути, был вором. Таким образом Язоновское руно эволюционировало в символ тайны зачатия Девы Марии, а сам орден получил своё второе имя «Знак Гедеона». Следующий канцлер Гийом Филастр отыскал дополнительные библейские аналогии: Иаков , Иов , Давид и царь Моавитянский . (См. также символику агнца Божьего .)

Праздником ордена считается день святого Андрея , так как орден учрежден в его день - 10 января . Апостол Андрей издревле покровительствовал бургундским государям, и именно он вручил им андреевский крест , который также называется «бургундским» (вариант - был крестителем Бургундии).

Наполовину известна символика цепи. Руно висит на цепи, сделанной из стилизованных кремней (фр. pierre a fois ) и кресал (фр. briquet ); огниво - это геральдический символ Бургундии и собственно Филиппа Доброго . Кресала выполнены в виде инициала «B» - Burgundia .

Инсигнии [ | ]

Австрийский вариант знака ордена, начало XIX века

Один из испанских вариантов знака ордена, начало XX века

Хотя за время существования ордена он претерпевал значительные изменения внешнего вида в сторону усложнения, основные мотивы остаются неизменными :

Члены ордена обязаны не носить иных наград, кроме ордена Золотого Руна (это положение не распространяется на монархов или австрийцев) . При торжественных случаях кавалеры ордена надевают цепь, бархатный талар (рясу) ярко-красного цвета, пурпурную мантию и такую же шляпу, красные чулки и сапоги . Портреты, изображающие членов ордена в парадном облачении, вплоть до XIX века показывают людей, одетых по моде XV века:

Когда Филипп Добрый при бракосочетании с Изабеллой Португальской в Брюгге (1430) установил орден Золотого руна и праздновал его учреждение в Лилле (1431), он вместе с кавалерами нового ордена явился одетым в ярко-красный кафтан, подбитый и опушенный беличьим мехом. Поверх этого кафтана, доходившего до ступней, была наброшена длинная мантия из тонкого красного сукна, вышитая золотом и окаймленная мехом. Голова его была покрыта широким валиком в виде тюрбана .

Все сохранившиеся ордена Золотого руна имеют свою историю и являются дорогостоящими (от полутора тысяч до полумиллиона долларов). Примером ордена в российских коллекциях является орден, с верхней частью выполненной из топазов, в Алмазном фонде Кремля. Другие места экспонирования:

История [ | ]

Орден Золотого руна (с топазами), предположительно принадлежал императору Александру I Благословенному. Алмазный фонд

Хронология XV-XXI вв. [ | ]

  • 1430 год , 10 января: Филипп III Добрый учреждает орден по случаю своего третьего брака - с инфантой Португалии Изабеллой, в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея .
  • 1431 год , 30 ноября: в Лилле собирается первый капитул Ордена, избравший, в частности, герольдмейстера Жана Лефевра де Сен-Реми .
  • 1433 год : папа римский Евгений IV утвердил орден
  • 1477 год : брак последней представительницы бургундской династии Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом . Гроссмейстерство ордена перешло к австрийскому эрцгерцогу, так как сюзеренитет над орденом в отсутствие мужского наследника переходил к мужу наследницы герцогства до совершеннолетия её старшего сына.
  • 1496 год : Брак сына Марии Бургундской Филиппа Красивого с наследницей испанской короны Хуаной Безумной . Их сын Карл V Габсбург после смерти отца в 1506 году унаследует управление орденом, которое с 1516 года остается за испанской ветвью Габсбургов.
  • 1516 год : увеличение числа членов ордена, утверждённое папой римским Львом Х в булле Praeclarae devotionis sinceritas .
  • 1519 год : Первая испанская инвеститура , при которой Карл V после смерти своего деда Максимилиана наследовал гроссмейстерство ордена (до этого наследовав от матери трон Испании). В 1521 году он отдаст австрийские земли своему брату будущему императору Фердинанду I , что в будущем ляжет в основу притязаний австрийцев .

Портрет Филиппа V. Орден висит на роскошной орденской цепи

  • 1700 год : смерть последнего испанского Габсбурга Карлоса II . Суверенитет ордена по его завещанию (вместе со всей страной) унаследовал французский принц Филипп Анжуйский , ставший следующим испанским королём под именем Филипп V. Как отмечают историки, «законные суверены ордена, Филипп V и его сын Фердинанд VI (будучи французскими принцами), объединили орден Золотого Руна, соединив испанскую ветвь и ветвь герцогства Бургундии, существовавшего только в теории, будучи поглощенным Францией в правление Людовика XI » .
  • 1712 год : в свете продолжающейся войны за испанское наследство между французами и австрийцами, австрийская ветвь Габсбургов, оставшись единственной, (и получившей по Утрехтскому договору Нидерланды - земли основателя ордена) потребовала себе гроссмейстерство ордена, учредила казначейство ордена и объявил суверенитет над орденом. В ходе войны император Карл VI захватил Мадрид. Отступая, он увез с собой архивы ордена , который одновременно был символом обладания Нидерландами. (Казначейство было позже перенесено в Вену из Брюгге во времена Французской революции , где и остается по сей день) . Таким образом, с этого года орден оказался разделённым на две ветви - Испанскую и Австрийскую. Вначале испанская ветвь признавалась только Испанией и Францией.
  • 1713 год : Карл VI в Вене «праздновал восстановление ордена»
  • 1724 год : специальный Конгресс в Камбре рассматривал спор обеих династий за главенство, но никакого решения не было принято : «и два королевских дома с молчаливого согласия стали жаловать знаки ордена Золотого Руна независимо друг от друга».
  • 1725 год : Венский мир , на котором было признано, что и государи Австрии, и короли Испании имеют право жаловать орден Золотого руна .
  • 1794 год : проиграв Наполеону и подписав договор в Кампоформио Австрия теряет бургундские владения (Нидерланды), доставшиеся Франции но тем не менее, продолжает вручать орден. В 1809 году Наполеон намеревается создать свой наивысший военный орден - , как символ владычества над Испанией и Нидерландами и союза с Австрией (в частности, брака с принцессой) . (Намерение не осуществлено).
  • и 1851 года : указы испанских королей, в соответствии с которым Орден Золотого руна стал гражданским королевским орденом .
  • 1918 год : падение австрийской монархии, до которого она награждала орденом. После Первой мировой войны на суверенитет ордена претендовал Альберт I Бельгийский , как король бывших бургундских владений Габсбургов . Однако по Версальскому договору г. суверенитет ордена перешёл к испанскому королю, как наследнику последнего австрийского монарха. В XX веке сувереном австрийской ветви ордена является глава дома Габсбургов в изгнании - Отто фон Габсбург , до него - его свергнутый отец император Карл I , умерший в 1922 году . 30 ноября 2000 года Отто передал гроссмейстерство своему сыну Карлу Габсбург-Лотринген .
  • 1931 год : падение испанской монархии, Альфонс XIII свергнут, но оставаясь при этом сувереном ордена, до своей смерти в 1941 году не производит ни одного награждения. Начиная с 1951 года его сын, Хуан, граф Барселонский , глава королевского дома Испании в изгнании, вручил его шести лицам королевской крови. После того, как граф незадолго до смерти отказался от своих прав в пользу сына, получивший корону Хуан Карлос наградил ещё несколько испанских граждан и иностранных монархов .
  • 1953 год , 8 сентября: орден был признан Австрийской республикой как орден Габсбургского Дома. Правительство Австрии признало орден юридическим субъектом международного права. Он сохранил права на архивы и собственность, перевезенные из Брюсселя в Вену при наступлении французов в Бельгии в 1794 году. Австрийское правительство поместило эти ценности в Государственную Сокровищницу и Духовную Сокровищницу в Хофбурге и позволило ордену пользоваться ими в культурных и церемониальных целях .

Учреждение [ | ]

Potence (латное ожерелье, горже) Герольда ордена Золотого руна

В статуте ордена Филиппа Доброго было записано, что он учреждает его «из-за особой любви и расположения к рыцарству, которому он страстно желает приумножать честь и процветание, дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства…» . Формально цель ордена была охрана церкви и веры, он был посвящён Деве Марии и св. Андрею .

Герцог Брабантский. Миниатюра из официального гербовника Ордена, 1430-1461 гг.

Первыми кавалерами ордена стали сам герцог Филипп Добрый и Гийом Вьенский.

Наряду с рыцарями в орден входили и служащие: канцлер, казначей, секретарь, герольдмейстер со штатом герольдов и свиты. Первым канцлером ордена стал епископ Шалонский Жан Жермен, первым герольдмейстером - Жан Лефевр. Имена герольдов традиционно повторяли имена из сеньоров: Шароле, Зеландии, Берри, Сицилии, Австрии и т. д. Первый из оруженосцев носил имя Огниво (Fusil) в связи с изображением кремня - эмблемы Филиппа Доброго - в орденской цепи. Другие оруженосцы имели столь же звучные и романтические имена: Настойчивость (Perseverance), Смиренная Просьба (Humble Regueste), Сладострастная Мысль (Doulce Pensee), Дозволенное Преследование (Leal Poursuite) и т. д. Сам герольдмейстер носил имя «Золотое Руно».

Так называемая «potence», на фотографии справа, - это гербовое ожерелье герольда ордена Золотого руна. Герольд мог носить его только по случаю исключительных праздничных церемоний. «Потенца» состоит из двухъярусного латного ожерелья (горже) и орденской цепи с кулоном в виде золотого руна - непосредственно орденского знака. На каждом из шитков-полей изображён герб одного из рыцарей ордена, а гроссмейстеру ордена выделялись два поля. Эти два поля находятся прямо над кулоном. На них изображены герб и эмблема императора Карла Пятого . Являясь на тот момент гроссмейстером ордена, Карл V расширил круг избранных с 31 до 51 рыцаря. Таким образом, на горже Вы видите, помимо герба Карла V, ещё 50. Щитки съёмные, так как на «потенце» должны были быть представлены все живые члены ордена - это правило, однако, не всегда соблюдалось.

Сначала подчеркивалось духовное начало ордена: обязательное посещение церкви и хождение к мессе, расположение рыцарей во время ассамблей в креслах каноников, поминовение усопших кавалеров ордена по церковному чину и т. д . Со временем эти традиции были отброшены.

Если орден Золотого Руна затмил собой все прочие, то причина была в том, что герцоги Бургундские предоставили в его распоряжение все ресурсы своего колоссального состояния. С их точки зрения, орден должен был служить не просто символом их могущества, он также мог быть использован для того, чтобы связать друг с другом разъединенные владения Бургундского дома. Для герцогов Бургундских, как и для других крупных французских феодалов, ордена и девизы, наряду с союзами, должностями и пенсионами, могли служить средством, позволяющим более прочно привязать их членов к своей особе и политике .

Влияние и мощь ордена [ | ]

В XVI веке Верховным Магистром ордена являлся император Священной Римской империи. «Поскольку под его правлением находилась практически вся Европа, орден Золотого Руна стал самой влиятельной рыцарской организацией того времени. Орден получил полную поддержку папского престола, который дал ему особые духовные привилегии. Карл V принял в рыцари ордена королей Франции, Португалии, Венгрии, Шотландии и Польши, а также герцогов Баварии, Саксонии, Флоренции, Савойи и Дании (…) В 1577 году сын Карла Филипп II получил от папы Григория XIII исключительное право назначать рыцарей на высокие вакантные посты, что позволило повысить социальный статус рыцарства. Филипп сделал рыцарями ордена Золотого Руна королей Франции, представителей высшей знати Нидерландов, Священной Римской Империи и Италии» .

Статут [ | ]

Император Франц Иосиф с австрийским вариантом дизайна ордена

Гроссмейстеры ордена [ | ]

Гроссмейстерами ордена начиная с Карла V были испанские короли, а с XVIII им составили компанию австрийские императоры. Единственный раз гроссмейстером ордена была глава Испании королева Изабелла II , аналогичной ситуации в Австрии в случае Марии-Терезии удалось избежать, так как гроссмейстером был назначен её супруг .

Бургундия-Испания:

Филипп Красивый с орденом на цепи

испанская ветвь:

Портрет Карлоса IV с испанским вариантом дизайна ордена

  1. Филипп V , король Испании (1700-1724)
  2. Луис I , король Испании (1724)
  3. Филипп V , король Испании, второй раз (1724-1746)
  4. Фернандо VI , король Испании (1746-1759)
  5. Карлос III , король Испании (1759-1788)
  6. Карлос IV , король Испании (1788-1808)
  7. Фернандо VII , король Испании (1808-1833)
  8. Изабелла II , королева Испании (1833-1841)
  9. Генерал Бальдоромеро Эспатеро , как регент (1841-1843)
  10. Хоакин Мариa Лопес (Joaquín María López), временное управление (1843)
  11. Изабелла II , королева Испании (1843-1868)
  12. Франсиско Серрано и Домингес , герцог де ла Торре, президент Первой республики (1868-1870)
  13. Амадей I , король Испании (1870-1873)
  14. Альфонсо XII , король Испании (1874-1885)
  15. Альфонсо XIII , король Испании (1886-1941)
  16. Хуан, граф Барселонский , член королевского дома в изгнании (1941-1977)
  17. Хуан Карлос I , король Испании (1977-2014)
  18. Филипп VI , король Испании (2014-наше время)

Портрет Фердинанда I в официальном одеянии

австрийская ветвь:
  1. Леопольд I , император Священной Римской империи (ум. 1705)
  2. Карл VI , император Священной Римской империи (ноябрь 1700 ? - 20 октября 1740)
  3. Франц I , император Священной Римской империи (20 октября 1740 - 18 августа 1765)
  4. Иосиф II , император Священной Римской империи (18 августа 1765 - 20 февраля 1790)
  5. Леопольд II , император Священной Римской империи (20 февраля 1790 - 1 марта 1792)
  6. Франц II , император Священной Римской империи, император Австрии (1 марта 1792 - 2 марта 1835)
  7. Фердинанд I , император Австрии (2 марта 1835 - 2 декабря 1848)
  8. Франц Иосиф I , император Австрии (2 декабря 1848 - 21 ноября 1916)
  9. Карл I , император Австрии (21 ноября 1916 - 1 апреля 1922)
  10. Отто фон Габсбург , глава Императорского дома Габсбургов (1 апреля 1922 - 30 ноября 2000)
  11. Карл Габсбург-Лотарингский , глава Императорского дома Габсбургов (с 30 ноября 2000)

После наполеоновских войн испанский король Фердинанд VII внёс в его статут существенные изменения, касавшиеся вероисповедания: раньше они в обязательном порядке должны были быть католиками, то теперь им позволялось принадлежать и к другим конфессиям. Сделали это для того, чтобы король Испании мог вознаградить своих партнеров по Священному союзу - монархов Англии, Пруссии и России, за восстановление династических прав Бурбонов на испанский престол. В 1812 году Испанское правительство наградило орденом герцога Веллингтона , что было подтверждено после реставрации Фердинандом и одобрено папой Пием VII . Таким образом католическим орденом был впервые награждён протестант. (Точнее - англиканин, а впоследствии орденом награждали даже православных.)

«Испанский орден стал гражданским королевским орденом в соответствии с указами 1847 и 1851 гг., и вручался даже некатоликам: монархам и лицам королевской крови - России, Великобритании (включая герцога Веллингтона), Германии, Японии, Турции, а также лицам незнатного происхождения, например Президенту Французской Республики» . Сейчас в ордене всего одиннадцать рыцарей, кроме Хуана Карлоса. Из иностранных членов - бывший король Бельгии Леопольд III , бывший король Италии Умберто II , император Японии Хирохито , король Бельгии Бодуэн I и бывший король Греции Константин II , а также женщины - королева Дании Маргрете II и Беатрикс (королева Нидерландов) . Представления к награде делаются с предварительного согласия кабинета министров Испании и не являются исключительной прерогативой монарха . 16 января 2012 года Хуан Карлос наградил Президента Франции Николя Саркози «за личный вклад в борьбу с баскской террористической группировкой ЭТА» . Официальный язык ордена - испанский.

Австрийская ветвь ордена сохранила первоначальный аристократический и религиозный характер. Орденом награждают только членов королевских семей и высшую знать, исповедующих католичество. В рыцарях ордена, помимо императорского и королевского дома Австрии состоят Жан , бывший Великий герцог Люксембургский, Альберт II , король бельгийцев, Франц Иосиф II и Ханс Адам II , князья Лихтенштейна , Анжело ди Колонья, принц и Великий Магистр Мальтийского ордена. Австрийский орден сохранил первоначальные уставы: ритуальное посвящение с касанием мечом и торжественной присягой. Официальный язык ордена - французский.

Сегодня единственным рыцарем обеих ветвей ордена является правящий король Бельгии Альберт II .

Российские кавалеры ордена (испанская ветвь)

Портрет А. М. Горчакова с орденом Золотого руна

  • Татищев, Дмитрий Павлович (1816) - русский посланник в Мадриде
  • Братья императора великие князья Константин Павлович , Николай Павлович (Николай I) и Михаил Павлович (1817)
  • Граф Карл Осипович Поццо-ди-Борго (1823), адъютант Александра I, русский посол в Париже
  • Великий князь Александр Николаевич (Александр II) (1826)
  • Великий князь Николай Александрович (сын Александра II)
  • Великий князь Михаил Александрович
  • Великие князья Владимир Александрович и Георгий Александрович

Количество членов [ | ]

Сергей Валянский
Дмитрий Калюжный

Другая история Руси
От Европы до Монголии

Золотой Орден

Тевтонский орден был основан крестоносцами в 1128 году в Иерусалиме. Позже он стоял в Венгрии, затем перешел в Прибалтику. И практически сразу, – в соответствии с идеологией 4-го Крестового похода – против православия, за насаждение католической веры – тевтонцы ввели в практику нападения на русские города, строительство своих поселков на русских землях.
Русские были недовольны. Они стали отнимать города обратно, сжигая немецкие поселки. Вторгаясь на немецкую землю, они убивали жителей, а иных брали в плен и уводили с собой. Руководил этой национально-освободительной борьбой князь Александр Ярославович, известный ныне как «Невский». Католики, понятно, никакой освободительной борьбы в таком поведении «диких русских» не усматривали, а видели они только наглый русский терроризм. Как сообщают источники того времени, немцы поклялись победить Александра, утверждая: «пойдем и возьмем его руками».
И вот в 1242 году они пошли, и встретились с войсками князя на Чудском озере, о чем в «Летописи по списку Лаврентия» сказано так: «В лето 6750 (1242). Великий князь Ярослав (послал) сына своего Андрея в Новгород Великий в помочь Олександрови на немцы и победил их в Плесковом на озере и в полон многих пленил и возвратился Андрей к отцу своему с честью».
О том же – по списку Московской духовной академии:
«В лето 6750 (1242). Ходил Александр Ярославич с новгородцы на немцы и бился с ними на Чудьском озере у Воронина Камени и победил Александр и гнал (немцев) по льду 7 верст, секучи (рубя) их».
Подробности изложены в «Житии» Александра Невского, составленном, разумеется, человеком, который сам там не был, но слышал все от верных людей и от самого Александра. Обратите, кстати, внимание, что в этом описании, вопреки расхожей легенде, никакие рыцари ни под какой лёд не проваливаются:
«Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий и звон мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.
И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью божьей, и обратились враги в бегство, и гнали и секли их воины Александровы, словно неслись они по воздуху; и некуда было тем бежать. Здесь же прославил бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто говорил: «Поймаем Александра руками», предал бог ему в руки. И не нашлось никого, кто мог бы воспротивиться ему в битве.
И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое множество пленных в войске его, везли босыми возле коней тех, кто называл себя «божии рыцари».
В наших основных летописях упоминания о столкновении русских князей с рыцарскими орденами единичны, названия орденов не упоминаются вовсе, – как и в приведенных случаях. Разбитый Александром Тевтонский орден в это время уже принял немецкий национальный характер. Он вёл в XIII–XIV веках постоянные войны с Литвой, Польшей и Северо-западной Русью. Прекратилось это безобразие только после поражения, нанесенного ему совместной польско-литовско-русской армией под командованием польского короля Владислава II Ягелло в битве около деревень Грюнвальд и Танненберг в 1410 году, после чего Тевтонский орден влачил жалкое существование в Прирейнском крае аж до Наполеона I.
Но совсем нет в русских летописях самого интересного, с нашей точки зрения, ордена Святого Креста с красной звездой. Он, конечно, есть, но только подменен поздними толкователями «Татарской Золотой ордой». Этот орден в 1238 году стараниями чешской принцессы Анежки Пршемысловны, дочери короля Пршемысла Отакара I был утвержден папой Григорием IX как орден братьев-крестоносцев «для основания Славы святых и права Христа», то есть получил право на самостоятельную деятельность как надгосударственное вооруженное религиозное объединение. Причем важно, что Орден был в личном подчинении папы. В январе 2000 года исполняющий обязанности гроссмейстера объяснял нам, что он «и.о.» потому, что у папы не доходят руки до дел его организации, а никто другой решений принимать не может.
Эта Золотая Орда закончила свое укрепление на Балканских землях, придя с Запада, как раз в то время, когда, судя по русским летописям, вторглись в Юго-Западную Русь татары (1236-1240), осуществив так называемое «Батыево нашествие».
Историческая наука должна быть прежде всего согласована с физической и географической возможностью сообщаемых в ее первоисточниках событий. Например, карты «татарских» походов рисуют нам линию, идущую от Татров до Донца и теряющуюся тут, разделившись на две ветви. Перед нами, – говорят ученые, рисуя стрелку на западном конце этой линии, – путь татар под предводительством Бати-хана (Батыя) в 1240-1241 годах в направлении от Азии к Татрам.
Однако, руководствуясь одним только здравым смыслом, скажите, откуда мог идти этот военный поход? Из Татрских гор, из сильной и многолюдной Венгрии в безлюдные тогда степи реки Донца, чтоб окончиться тут по причине безлюдья? Или наоборот: возникнув в пустых степях из этого безлюдья и одновременно даже в двух пунктах около Донца, слиться потом в Переяславце близ Киева, и затем, взяв могущественные города Киев, Владимир Волынский и Галич, уйти на запад и пропасть в Татрах?
И здравый смысл, и география с демографией в придачу говорят нам, что такой поход, какой вычерчивают историки, мог идти только с многолюдного, богатого и культурного запада на почти безлюдный кочевой восток. На картах не вычерчен он восточнее реки Донца только потому, что для дальнейшего продолжения этой черты на восток, хотя бы до Волги, нет никакой возможности; нигде не говорится в истории этого похода о каких-либо событиях восточнее Донца.
А то обстоятельство, что Батый тут, на Донце, был летом 1240 года, а в Татрах летом 1241, разъясняется совсем легко. Лето 1240 года, считаемое по сентябрьскому началу года и будет летом 1241 года по западноевропейскому мартовскому началу года. Подмена могла быть сделана и нарочно, когда захотели заменить Татрский крестоносный духовный орден татарскою ордой.
Всё это еще более становится ясным, когда вы сопоставите поход Орды Батыя с предшествовавшими походами крестоносцев той же самой эпохи. Взгляните на западную часть той карты Европы, которая разрисована стрелами крестоносных путей, и вы сами скажете, что поход Батыя лишь продолжение того же Drang nach Osten, каким вызван и 4-й Крестовый поход. Ведь если в учебниках истории показана карта, на которой в Прибалтике отмечены «Владения Ливонского ордена крестоносцев» и «Владения Тевтонского ордена», то нет здесь Ордена Святого креста, самого влиятельного из всех. А он же был в Татрах и по всей Венгрии и по рекам Пруту и Днестру! А вот в Заволжье никаких «орд» еще не показано. Такие названия для кочующих ногайцев, а потом и монголов появились уже позднее и, можно думать, тоже не без связи с католическими миссионерами если не военных, то чисто духовных орденов: францисканцев, миноритов и подобных им.
На середине исторической карты Восточной Европы вы видите, как «орда Батыя» избродила нелепым образом всю среднюю Россию между 1236 и 1238 годами. Для мухи, ходящей по нашей карте, такая прогулка вполне возможна, но насколько она географически, климатически (три зимы!!!) и физически подходит для большого войска среди испуганного редкого населения64, разбегающегося во все стороны от чужеземцев-иноверцев, пришедших из неведомой Монголии через пустыни и степи?..
Другое дело, если это два отдельных крестовых похода папского Ливонского ордена. Начавшись около Русы в Новгородской области, один из них действительно мог идти на юг до Курска. А другой в Кострому, затем в Рязань и даже на Волгу. А для одного и того же похода, и притом от Каспийского моря (следов к которому тоже нет) всякая возможность такой прогулки совершенно исключается. Ещё один Южный поход явно идет из Татров, где водворился Золотой орден крестоносцев. Начавшись в Татрах в 1238 (мартовском) году, он в том же году дошел до Галича, Владимира Волынского и окончился за Киевом в Переяславле, а другое его ответвление, на Чернигов окончилось в Змиеве в 1240 году. Независимо от этого была еще битва с Ногайской Ордой (ногайским орденом генуэзцев) в 1224 году.
Вот и все «татарские нашествия». Совершенно ясно и географически и хронологически, что это были продолжения крестовых походов, организованных католической церковью. Первый из них шел в 1096 году из Метца в Палестину. Четвертый, направленный против православной Византии, начался в 1202 году из Венеции. А вот и «русские» крестовые походы: из Риги через Руссу в 1237 году, и из Татров через юго-западную Русь с 1238 года.
Мы не навязываем своей точки зрения никому. Желающие могут продолжать верить, что Россия платила дань степнякам-скотоводам. И все же предлагаем таким людям поразмышлять о гордости великороссов. Многие поколения русских гордятся тем, что Россия закрыла, как щитом, бедную Европу от жутких завоевателей с Востока. Но, рассматривая даже карты традиционной истории мы видим, что монголо-татарские уроды, пройдя через Киевские земли ЮЖНЕЕ Великороссии, спокойно вошли в ту Европу и пытались перейти Татры. Они, говорят, дошли до Адриатического моря! Их войска не были разбиты, а повернули обратно благодаря «чуду». Эта – пришедшая из Европы – армия захватила Русь, и обложила ее данью, и четверть тысячелетия владела ею. Кого и ОТ КОГО спасла Россия?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!