Самоуважение - гордость. Чем же ты гордишься

В данный раздел также включены близкие по смыслу понятия:
Самодовольство. Апломб. Высокая самооценка. Гонор. Горделивость. Гордыня. Заносчивость. Кичливость. Претенциозность. Самомнение. Спесь. Чванство. Чувство собственного достоинства. И прочие звёздные болезни.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. (Вольтер)

Благотворительность и гордость преследуют разные цели, но бедных они кормят в равной степени. (Томас Фуллер)

Больше всего гордись тем, что меньше всего тебе обязано. (Поль Валери)

Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет. (Акутагава Рюноскэ)

Быть щедрым - значит, давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит, брать меньше, чем тебе нужно. (Х. Джебран)

В любви гордость более опасна для женщин, чем для мужчин. Если нужно спасти положение, мужчина забывает о своей гордости легче и быстрее. (Марлен Дитрих)

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума. (В. Ключевский)

В счастье и трус становится отважным, но только тот герой, кто даже в поражении носит свою голову гордо. (Ш. Петефи)

Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними. (Ф. Бэкон)

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других. (М. Монтень)

Высокомерие - это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышание заявляющая о своем присутствии. (Ларошфуко)

Главная страсть цивилизованного человечества - высокомерие. (Уилки Коллинз)

Глупо испытывать гордость там, где можно получить удовольствие (М. Мамчич)

Гордец редко бывает благородным человеком:он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. (Генри Бичер)

Гордецы ненавидят гордость в других людях. (Б. Франклин)

Гордость - благородная страсть: она не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
(Г. Лихтенберг)

Гордость лишена лучшего качества пороков - она не способна скрываться. (Ф. Бэкон)

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить. (Вольтер)

Гордость мешает жить. (Русск. посл.)

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять; её нужно лишь направлять на достойные цели. (Гельвеций)

Гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться. (Ларошфуко)

Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение.
(Б. Франклин)

Гордость от сознания того, что тебе доверяют тайну, - основной повод для её разглашения. (Сэмюэл Джонсон)

Гордость, - отсюда самолюбие, отсюда - пристрастность, неспособность самооценки, - отсюда глупость. Каждый гордец глуп в своих оценках, хотя бы от природы имел гениальный разум. И обратно, смиренный мудр, хотя бы был и «не умён»; сущность мудрости - чувство Истины и смирение перед ней - доступна ему. (А. Ельчанинов)

Гордость происходит от незнания самого себя. Со знанием же является скромность. (Джозеф Аддисон)

Гордость редко имеет золотую середину; она либо чрезмерна, либо недостаточна. (Маргарита Блессингтон)

Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они её проявляют. (Ф. Ларошфуко)

Гордость - скользкая штука. Когда гордиться есть чем, то не перед кем, а когда есть перед кем, то нет чем. (Теткоракс)

Гордость считает за собою достоинства; надменность основана на самонадеянности; высокомерие - на властолюбии; кичливость - гордость ума; чванство - гордость знати, богатства, тщеславие - суетность, страсть к похвалам, спесь - глупое самодовольствие, ставящее себе в заслугу сан, чин, внешние знаки отличия, богатство, высокий род свой и проч. (Даль)

Гордость от сознания того, что тебе доверяют тайну, основной повод для её разглашения. (Сэмюэл Джонсон)

Гордость - утешительница слабых. (Вовенарг)

Гордость - это роскошь, которую влюбленная женщина не может себе позволить. (Клэр Люс)

Гордость - это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя. (Теофраст)

Гордые идут на дно, надув щёки. (Автор в розыске)

Гордый ум всегда бывает умом мелочным; гордая душа - это душа возвышенная. (Пьер Буаст)

Гордыня всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда отказывается от тщеславия. (Ларошфуко)

Гордыня не хочет быть должницей, а самолюбие не хочет платить. (Ларошфуко)

Господь привил человеку гордость, для того, чтобы тот не так остро чувствовал свою никчемность. (Теткоракс)

Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения к самой себе, она станет философией. (Ф. Бэкон)

Если дураки оказались правы, значит, у тебя мания величия. (Теткоракс)

Если кому-либо не хватает даров природы, он возмещает этот изъян усиленной дозой самодовольства. (Эразм Роттердамский)

Если кричит гордость, значит любовь молчит. (Жерфо)

Если тебя стало одолевать высокомерие, не смотри вниз, смотри вверх. (Теткоракс)

Есть люди с таким болезненным самолюбием, что считают унижением для себя даже то, что их обошла эпидемия. (Кин Хаббард)

Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я еще никогда не встречал. (Огюст Детёф)

За излишней скромностью скрывается гордость. (Японская посл.)

Иди по жизни с высоко поднятой головой, но не с высоко задранным носом. (Магдалена Самозванец)

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издаёт шума. (М. Монтень)

Когда на кону власть и спесь, никто не станет прислушиваться к хорошим советам. (Автор в розыске)

Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются заслугами вчерашними. (Цицерон)

Когда твоя гордость никому не заметна, она называется скромностью. (Теткоракс)

Кто доволен самим собою, тот не может прославиться. Кто хвастается, тот не может иметь заслуги. Кто горд, тот не может возвыситься. (Лао-Цзы)

Кто допускает мысль, что он сам - червяк, не должен жаловаться, когда на него наступают. (Элберт Хаббард)

Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Жозеф Жубер)

Ласковое теля двух маток сосёт. (В.И. Даль. «Пословицы русского народа»)

Лесть, вино и чувство собственного превосходства могут развязать язык любому! (Теткоракс)

Ложной может быть скромность, но не гордость. (Жюль Ренар)

Люди всегда по самолюбию ближнего готовы бить топором, а когда их собственное самолюбие уколют иголкой, они вопят. (Александр Дюма-отец)

Мы не в силах пренебречь презрением окружающих: у нас слишком мало самолюбия. (Вовенарг)

Надменность - это карикатура на гордость. (Эрнст Фейхтерслебен)

Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды. (Ф. Ларошфуко)

Наше самолюбие протиснется в любую щель. (Уильям Хэзлитт)

Не бегай за женщиной, захочет - скажет сама. (Теткоракс)

Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки. (Ф. Ларошфуко)

Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его. (Фукидид)

Некоторые люди воображают, будто они совершенно точно знают птицу, если видели яйцо, из которого она вылупилась. (Гейне)

Не обращай внимания на взгляд свысока, тяжелую чалму и людскую молву. (Индийская посл.)

Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно должна быть характерна для человека чести. (Дэвид Юм)

Непростительная гордость - не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем. (Готхольд Лессинг)

Нет ничего более высокомерного, чем бессилие, которое чувствует, что его поддерживают. (Наполеон Бонапарт)

Не трать время на гордость: жизнь так коротка! (Теткоракс)

Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня. (Г. Флобер)

Никогда гордость не лицемерит так искусно, как скрываясь под личиной смирения. (Ф. Ларошфуко)

Ни один льстец не льстит так искусно, как самолюбие. (Ларошфуко)

Ничто так не вводит в заблуждение и не задерживает в продвижении вперёд, как самонадеянность, которая всему придаёт вид достоверности. (Ф. Бэкон)

Нужно очень много самолюбия для того, чтобы не слишком его выказывать. (Пьер Мариво)

Остроумие есть отшлифованное высокомерие. (Аристотель, «Риторика»)

От богатства родится пресыщение, от пресыщения - спесь. (Солон)

Парадокс, но мания величия нередко вырастает из самого обычного комплекса неполноценности. (Теткоракс)

Первый грех, по Писанию, есть гордыня.

Погибели предшествует гордость, а падению - надменность. (Притчи 16:18)

Подобно тому, как деньгами определяется стоимость товара, словами определяется цена чванства. (Ф. Бэкон)

По тому, насколько самолюбивы женщины пожилые, которые уже никому не нравятся, можно судить, каково было их самолюбие в молодые годы. (Никола Шамфор)

Размеры нашей гордости определяются масштабами наших несчастий. (В. Шендерович)

Самое трудное в дружбе - держаться вровень с тем, кто ниже тебя. (Цицерон)

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения. (Шекспир)

Самолюбие скорее заносчиво, чем слепо: оно не скрывает от нас наши просчёты, однако, убеждает нас в том, что просчёты эти со стороны незаметны. (Сэмюэл Джонсон)

Самолюбие - это наполненный ветром воздушный шар, из которого вырвется буря, стоит его только проколоть. (Вольтер)

Самолюбие это настолько ранимая вещь, что нанести ему укол можно десятком тысяч самых разных способов. (Али Апшерони)

Самые самолюбивые люди - это люди, не любящие себя.
(Н. Бердяев)‎

Самый большой враг успеха - чрезмерное самомнение. (Теткоракс)

Самый дешёвый сорт гордости - это национальная гордость. Всякий жалкий простофиля, не имеющий ничего в мире, чем он мог бы гордиться, хватается за последний ресурс гордости - за нацию, к которой он принадлежит. (Шопенгауэр)

Скромность - это тот вид гордости, который менее всего раздражает окружающих. (Жюль Ренар)

Скромный человек может добиться всего, горделивый - всё потерять: скромность всегда имеет дело с великодушием, гордыня - с завистью. (Антуан де Ривароль)

Смирись, гордый человек, - и ты станешь свободным.
(Ф. Достоевский)

Современная разновидность нарциссизма - писать о себе статьи в википедию. (Теткоракс)

Спесь губит достоинство. (Лакская посл.)

Тщеславие - это гордость других людей. (Саша Гитри)

Уважающий себя человек не станет унижать других для поддержания своего авторитета. (Лууле Виилма)

У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них - смирение. (Ф. Ларошфуко)

Унижать других - гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам. (Петрарка)

У растений всё, как у людей: деревья гордятся своими плодами, а пни своими корнями. (Автор в розыске)

Хвалиться - значит, без всякой учтивости говорить другим: я лучше вас. (Пьер Буаст)

По теме также читай статьи в этом блоге

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством - и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” - когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?” - “Нет”, - ответила она. - “Ну талантлива?” - “Нет”. - “Так, стало быть, богата?” - “Нет”. - “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, - сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза - оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает - гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное - смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек - яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа - смирение, самоукорение и терпение - разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13-14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

- Самоуважение и гордость

Можно ли считать ГОРДОСТЬ положительным качеством. В законе Божьем гордыня обозначена смертным грехом. Гордыня – это чрезмерная гордость, но мера здесь несущественна.
Чем должен и может гордиться человек? Что такое ГОРДОСТЬ вообще? Все эти вопросы кажутся такими простыми, если на них отвечать с точки зрения индивидуального понимания или стереотипа, но мы с вами должны во всем разбираться объективно, то есть с точки зрения разума. Вспомним пару самоуверенность – самодовольство, в ней мы говорили, что
для личности не должно быть таких заслуг, которыми можно было бы козырять перед людьми и хвастаться. Ведь все изобретения личности создаются для людей, для всего общества, поэтому требовать к себе особого отношения из-за совершенных заслуг, делает наши заслуги не абсолютными. Ведь если мы требуем за успех награду, значит, успех достигался ради наград. Личность не должна допускать такое понимание окружающих своего смысла. Стремление к совершенству – это путь, которому нет конца. ГОРДОСТЬ – это, по словарям - чувство собственного достоинства, самоуважение, а также чувство удовлетворения своими успехами и чувство высокомерия. Мы должны здесь отделить понятие САМОУВАЖЕНИЕ, потому, что оно не содержит эгоизма, в отличие от всех остальных понятий. Человек уважает себя за достойные поступки, совершенные для людей и общего блага, а также за то, что у него есть достоинство, если, конечно оно является таковым. Достоинство содержит скромность, которая является безусловной его частью. Мы говорили, что скромность – это осознание своего равенства со всеми людьми, независимо от каких-либо различий. Зачем тогда нужна ГОРДОСТЬ? Если человек ГОРДИТСЯ тем, что он имеет определенную национальность и связанную с ней культуру и историю, то его ГОРДОСТЬ – заблуждение. Она порождает распри и войну, основанную на неприязни и раздражении к другим народам. Раз это так, значит в национальной ГОРДОСТИ нет смысла.
Если человек решил, что можно ГОРДИТЬСЯ своей верой, то это вновь породит несогласие с другими вероисповеданиями и соответственно неприязнь религиозную, которая является особым видом безумия. Если ГОРДОСТЬ считать просто САМОУВАЖЕНИЕМ, тогда в ней есть смысл, однако ГОРДОСТЬ – это нечто большее, то есть, потеряна мера и мозг может посчитать, что разумом можно тоже гордиться. А это не так. Разум нужно просто иметь и не терять его, тогда он будет оставаться идеальным мышлением и абсолютной категорией. Разум – это не часть достоинства, это всего лишь способ мышления, который был бы к лицу любому человеку. Если вдруг кто-то начнет гордиться тем, что у него есть разум, он сразу этим поступком уйдет снова в логику. Потому, что может кажется и логичным, что человек с идеальным мышлением достоин признания общества, однако мы согласимся, что это да – логично, но не разумно. Мы здесь будем говорить, что разум – это такой же способ мышления, как и логика, только без заблуждений. Вообще человеку нужна ГОРДОСТЬ для признания другими людьми, то есть, если мы ждем от кого-то признания, значит сами в себе не уверены. Мы ищем опоры и поддержки в чужих глазах? Тогда какое же это идеальное мышление? Когда мозг знает истину, ему не нужна ничья поддержка и ничье признание. То же можно сказать и о памяти будущих поколений. Люди устанавливают памятники своим героям и великим умам в своих городах, но приходят новые поколения и прославляют своих пророков, они рушат созданное ранее.
Благодарностью для человека разумного будет вовсе не признание разума, а оберегание его. Поэтому памятник не имеет смысла, ибо все предается забвению. Человек абсурден. Мы молимся на мертвых и боготворим их книги, потому что не можем написать красивее их, умнее их и великолепнее их. Мы держимся за их науку, которая вся лжива. Она не дает истины. Она дает лишь разрушения. Великие ученые заблуждались, когда считали прогрессом научно-технический прогресс. Из-за него мы получили деградацию личности. Самый разумный прогресс – это духовный прогресс или прогресс мышления. Поэтому их труды будут переосмыслены, многие забыты, как бессмысленные.
Память – это понятие не времени, а контекста. Сегодня наши страны уставлены каменными истуканами, которые мы навязываем в сознание будущим поколениям. Памятники рушить – это, конечно безумие, но нужно четко определять, кто есть кто, и на каком основании он украшает ту или иную площадь и вызывает благоговение у следующих поколений. Если мы будем обсуждать ГОРДОСТЬ человека в контексте общения с другими людьми, то нужно разобрать ситуацию. Родители указывают сыну с кем ему общаться. Они считают, что он должен выбирать людей, с которыми идти по жизни, а не водиться с кем попало. В их словах мы видим высокомерие, предвзятое отношение к людям, которое является основой их стереотипа. Они аргументируют свои требования тем, что их сын должен иметь ГОРДОСТЬ, то есть уважать себя и поэтому искать людей достойных себя. Здесь они перепутали все понятия, поэтому их сын может вырасти эгоистом. Личность – это тот, кто ведет за собой всех людей. Как мы будем помогать людям, если мы избегаем общения с ними. Если кто-то заблуждается и теряет достоинство, задача личности находить способы убеждения, чтобы направить этого человека на путь истины. Другое дело родители боятся, что их сын сам может сбиться с истинного пути, это уже будет недостаток их воспитания. А здесь гордиться уже нечем. То же самое можно сказать о ГОРДОСТИ девушки, которая считает ниже своего достоинства
Разговаривать с иным человеком, на том основании, что тот недостойно себя ведет. Если он ведет себя недостойно, нужно иметь острый ум и быть находчивой, это значит, не осуждая человека указать на его эгоистические качества и намерения и призвать к разуму. Нужно пробуждать в каждом человеке тот свет, который он скрывает за пеленой грубости и цинизма, а не ожесточать его характер и ум.

Мы здесь указали понятие самооценка, потому, что если у человека есть разум, то он способен сам разобраться и оценить себя и свои поступки. САМОУВАЖЕНИЕ должно появиться тогда, когда человек добьется результатов в контексте своей деятельности. Если результатов нет, значит уважать себя не за что, как нет и причин ждать уважения от других людей. Надменность, гордость и спесь именно и появляются после того, как человек бессилен, что-либо разумного сделать. Чувства недовольства и раздражения к другим людям, которые якобы вас не понимают, станут основой нашей спеси. И тогда нам останется лишь ГОРДИТЬСЯ своей исключительностью и презирать весь мир, катящийся в пропасть, равнодушно провожая его своим надменным взглядом. Человек до сих пор не знает за что он может себя уважать, потому что он путает еще и понятия уважение – страх и уважение – сочувствие. Если предприниматели решили уважать друг друга за красивые брюки и роскошный автомобиль, то кого уважать милиционеру с их точки зрения? Тех людей, которые за красивые брюки готовы не только уничтожить всех предпринимателей, но и вообще всех, кто под руку попадется. Ученые решили гордиться своими дипломами. Пусть теперь они возьмут и выяснят, какой из дипломов действительно отражает ум, а какой отражает кошелек родителей соискателей мест в науке и продажность их коллег. САМОУВАЖЕНИЕ человека – это разумность его поступков и устремлений, которые утверждают его в обществе как личность. Но научить другого человека уважать себя невозможно, не научив его уважать других людей. Здесь мы говорим, что самоуважение является категорией сознания, а гордость чувств, которые требуют показать всем свои заслуги и успехи. Если успехи действительно заслуживают всеобщего обозрения, то их увидят сразу, и они вызовут зависть. Поэтому разумный, уважающий себя человек спокойно указывает другим, как достичь взаимопонимания и согласия среди всех народов, он несет знания другим людям.

Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения к самой себе, она станет философией.

Сталкиваясь по жизни с разными людьми, мы даем определенную характеристику их личностям: одних считаем непомерно гордыми, других - живущими достойно, являющимися примером для подражания. Но где же та грань, что может определить переход от достоинства к гордости?

Считается, что достоинство - осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу, а гордость - сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта с которым человек идентифицируется.

Я придерживаюсь позиции, что слово «достоинство» происходит от «стоить» (достоинство монеты), а «гордость» связана с почитанием себя стоящим чего-либо. Но достоинство оценивают не сами монеты, это люди дают им цену. Это, на мой взгляд, причина заблуждения людей, считающих себя достойными, хотя они это достоинство оценивают сами.

Чувство достоинства - это ощущение собственной реальной значимости. Хотя в этом подходе стоит учитывать и самооценку человека. Можно встретить бомжа, гордящегося, чувствующего свою важность фактом, что он живет у теплотрассы Рублевского шоссе, и госслужащего среднего звена, который постоянно выслушивает упреки начальства и уже всерьез считает себя никчемным. Многое зависит от того, как себя преподнести, даже самому себе. Сюда впору слова Н. Шамфора, что в стране, где каждый силится чем-то казаться, многие должны считать и действительно считают, что лучше уж быть банкротом, нежели ничем.

То, что для одного является "чувством собственного достоинства", кому-то покажется излишней гордостью, и понятия эти, естественно, будут резать слух и внушать сомнения, тут нужно вспомнить, что всё зависит от принципа восприятия...

Человек с завышенной самооценкой склонен к гордости. В основе гордости лежит представление себя выше других и презрение остальных, так как они "хуже". Гордость - это форма безумия. Такие люди не считаются с окружающими, считая своё мнение доминирующим, а действия - сугубо правильными. Но стоит им столкнуться с подобными себе, как они считают гордых людей выскочками, мыльными пузырями, что ничего на самом деле не представляют собой, кроме надменной важливости по отношению к окружающим. Так и вульгарное стремление к равенству и справедливости - это всего лишь скрытое стремление ущемленной гордости (то есть зависти) возвыситься, уничтожить чужое превосходство, опустить возвысившихся до своего уровня.

Благородная, но утопичная идея справедливости и социального равенства издавна использовалась для разжигания ненависти и оправдания насилия, что часто приводило к огромным человеческим жертвам и перераспределению благ, но никогда не приводило ни к равенству, ни к справедливости.

Можно сказать, что гордость - это извращенное эгоизмом достоинство, которое заложено в каждом человеке. Также на развитие гордости влияют ложные ценности, которые часто возникают когда человек пытается оправдать свои недостатки и пороки не находя сил что-то изменить.

Уважение и самоуважение гордости основано на признании и осознании ее достоинств, но уважение может пониматься не только как признание достоинств, но и как норма отношения к каждому человеку, как признание достоинства каждого человека в том, каков он есть, независимо от его причастности к престижным ценностям. Признание абсолютного достоинства каждого человека в том, каков он есть, безо всяких на то причин и условий - это признание равенства всех в праве на уважение.

Иоанн Лествичник пишет об эзотериках, упивающихся своей духовностью, непохожестью на окружающих, что подвижник, который гордится своим подвижничеством, сам себе делает двойную обиду: тело свое изнуряет, время тратит, а вознаграждения не получает.

Чем выше человек ставит (ценит) предметы гордости, тем менее у него остается уверенности в праве на беспричинное самоуважение (на достоинство), гордец переносит свое достоинство на предметы гордости и в случае их недостаточности чувствует себя неполноценно - таким образом, человек утрачивает достоинство через гордость. Иоанн Лествичник гордость очень красиво аллегорически описывает как всадника, едущего на коне тщеславия. Гордость и тщеславие порождают весь прочий многочисленный сонм человеческих грехов и страстей: жадность и зависть, страх и грех, обиды и презрение.

Признание человеческого равенства обесценивает предметы гордости, таким образом, достоинство упраздняет иерархию гордости в сознании человека. А безразличие к высоте своих достоинств в равной мере безразлично и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства. Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве.

Мне понравилось высказывание, что чувство собственного достоинства - это когда ты идёшь над пропастью и не падаешь. Достоинство освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяет быть непринужденным, естественным, искренним. Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию. Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.

Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию. Ведь достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Зачастую мы можем столкнуться с фактом лжедостоинства, которое ведомо моралью не общенравственной, а характерной определенному кругу лиц, сообществу, например, воровское достоинство. Помимо такой трактовки «достоинства», человек может неверно охарактеризовать сие понятие в силу своей неграмотности, что бывает крайне часто и приводит к замене достоинства гордостью.

Рассматривая сущность гордости, можно придти к заключению, что гордость несомненно носит негативный характер. Но ведь и у гордости есть свои оттенки. Чрезмерная гордость перерастет в чувство гордыни, надменности. Так люди, испытывающие гордость на свою Родину, державу могут со временем в своих взглядах дойти до нацизма. Гордыня- удел малодушных и закомплексованных, ведь самодостаточный человек не станет озираться на окружающих и сравнивать их уровень благополучия со своим. Да и цели, на которые подталкивает нас гордыня, зачастую призрачны. Недаром Франсуа де Ларошфуко писал, что недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть; признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

Так, если рассматривать именно гордость, можно обнаружить в ней стимулирующий компонент. Желая обладать лучшим, нежели остальные, человек начинает действовать, активизируя свои ресурсы, будь то сила, авторитет или тот же счет в банке. Гордость в некотором роде является катализатором человеческого потенциала, она помогает человеку скрыть от глаз окружающих свои слабые места, заставляя двигаться вперед.

Частенько бывает и такое, когда гордость переносится на других людей (если собственными заслугами гордиться особо нечем). Как говорил Эпиктет, если бы тебя усыновил царь, ты бы этим непременно гордился, так почему ты не горд за то, что создан Богом? Когда мы создаем себе каких-то кумиров, идолов (недаром одна из десяти заповедей - не сотвори себе кумира). Ведь кумир - всего лишь наша гордость, перенесенная на кумира, и гордимся не кумиром, а собой в образе кумира. Или еще пример - родители переносят свою гордость на детей. Последним это ничего кроме вреда и комплексов не приносит. Потому что хорошего, когда родители какие-то свои не реализованные желания хотят воплотить через детей.

Достойным является тот человек, который живет и действует согласно своей совести и любви к ближним при любых обстоятельствах. И гордость здесь ни при чем. Человек достойный никого не считает ниже себя (как и выше, ведь подхалимство тоже является своеобразным проявлением гордости), а с каждым (и c бомжом, и с президентом) перебывает на равных.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!