Шенграбенское сражение в романе "Война и мир" Толстого Л. Н

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

И началась война, то есть совершилось
противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие...
Л. Толстой
Когда Толстой приступил к работе над романом "Война и мир", все вопросы, личные и общественные, волновавшие писателя еще со времен Крымской кампании, встали теперь перед ним во весь рост. Крестьянская реформа не устранила глубоких противоречий между помещиком и мужиком. "Великое благодеяние", обещанное народу, вылилось в отчаяние и протест миллионов. "Проблема мужика" по-прежнему оставалась в литературе главной. Ее решение во многом зависело от тех коренных общественных преобразований, которые ожидали Россию в будущем. Задача состояла в том, чтобы "внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности...", идею, которая, по мысли Толстого, имеет будущность, то есть возможность духовного единения людей на основе равенства и братства.
Задуманное произведение Толстой представлял себе как напоминание о том, что народ - огромная нравственная сила, которая подчиняет себе все здоровые силы общества. Писатель погружается в материал истории, чтобы найти в нем объяснение многим явлениям своей современности. И когда взгляд Толстого останавливается на эпохе 1812 года, "мысль народная" захватывает все существо его. Понадобилось "пять лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни", что бы сказать то, "что никто никогда не скажет". Писание "Войны и мира" вылилось в рождение еще неизвестного до того в литературе жанра - романа-эпопеи. По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного.
"Что такое "Война и мир"? - писал Толстой по поводу формы своего произведения. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". А в беседе с Горьким сказал: "Без ложной скромности это как "Илиада".
Творческая история "Войны и мира" хранит на себе следы многочисленных правок, исправлений, поисков того нужного слова, которое как результат упорного труда венчает высокое мастерство и совершенство. Толстой бесчисленное количество раз начинал и бросал писать свой роман до тех пор, пока эпоха 1812 года не предстала перед ним в ясных и определенных образах и сама, как он говорит, не попросилась на бумагу
В "Войне и мире" Толстой старался писать историю народа. Подлинным героем его произведения является русский народ, те Карпы и Власы, которые не везли в Москву продавать французам сено за большие деньги, а жгли его. Народный характер войны сказался не только в духовном единении народа и прогрессивных слоев русского общества, но и в стихийном росте партизанского движения, развернувшегося на захваченной врагом территории. Не считаясь с правилами военного искусства, партизаны наносили сокрушительные удары по французам. Увлекательно и интересно, с большим тактом и мастерством рисует Толстой партизанские рейды в тылу врага под командованием Дениса Давыдова, рассказывает о дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей сотни французов. "Дубина народной войны, - пишет Толстой, - поднялась со всею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".
Судьбы народные переплетаются в романе с жизненными судьбами отдельных героев. Это придает всей картине характер всеобщности, эстетического многообразия, скрепленного единством авторской мысли. Жизнь русского общества в один из интереснейших периодов его истории предстала в изображении Толстого во всей ее полноте благодаря тому, что в романе своем он рисовал людей различных общественных групп и сословий с позиций народных представлений о жизни. Писатель беспощаден ко всякого рода лжи, лицемерию, обману, общественному и семейному. И он клеймит это, когда создает типы чуждого ему круга людей - высших сановников, представителей царского двора, чиновников, штабных офицеров, использующих войну в корыстных целях. И наоборот, он полон высокого воодушевления и оптимизма при изображении героев и героинь, близких его сердцу, - они "путеводители" мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Такими предстают в романе Андрей и Пьер, Наташа Ростова и Мария Болконская, Кутузов и Багратион.
Рассматривая исторический процесс как движение самих народных масс, Толстой огромное значение придает в этом движении выдающейся личности. Кутузов и Наполеон выступают в романе как две диаметральные противоположности, к которым стягиваются все нити повествования. Закон отталкивания и притяжения действует по отношению к этим противоположностям согласно их роли и месту в историческом процессе. Наполеон, в толковании Толстого, воплощение зла, олицетворение буржуазной цивилизации Запада, ведущей к отчуждению личности от народа. Кутузов же - носитель народного чувства. Главное в нем - его глубокое понимание народных запросов, его духовная близость к народу. Эти качества характера Кутузова позволили, говорит Толстой, выбрать его, против воли царя, в представители народной войны.
В сценах, рисующих Кутузова как гениального военного стратега и выдающегося государственного деятеля, Толстой остается верен исторической правде. Так, например, Бородинскую битву Кутузов расценил как победу русских, а сдачу Москвы - как преддверие окончательной гибели наполеоновской армии. Однако в своих философских размышлениях о "границах свободы и зависимости" и толкованиях движущих сил истории Толстой высказывает суждения, противоречащие его художественной истине.
В несоответствии с исторической истиной дается в романе трактовка образа Платона Каратаева. Толстой любуется его незлобивостью, кротостью, его терпеливым отношением к жизни. Он весь олицетворение чего-то "доброго, круглого". В нем нет и тысячной доли того, что характеризует собой все русское крестьянство с его громадной волей к победе и непременным участием во всех жизненно важных процессах. Идеализация в Платоне Каратаеве черт непротивленчества открывает новый этап в мировоззренческой деятельности Толстого, этап постепенного перехода писателя на позиции патриархального крестьянства.
В "Войне и мире" Толстой стремился рассказать не только правду о душе человека, но и правду истории. И потому все противоречия "личной мысли" писателя ни в какой мере не умаляют художественных достоинств романа, не снижают уровня повествования. Этим романом-эпопеей Толстой вошел в мировую литературу как автор величайшего из когда-либо написанных произведений.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VII. «ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА» ЛЬВА ТОЛСТОГО (Е. Н.

Из книги «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели автора Эйдельман Натан Яковлевич

Э. Е. ЗАЙДЕНШНУР "ВОЙНА И МИР" ЗА СТОЛЕТИЕ Л. Н. Толстой "Война и мир" "Имеют свои судьбы книги, и авторы чувствуют эти судьбы", - писал Толстой. И хотя он, по его словам, знал, что "Война и мир" "исполнена недостатков", но не сомневался в том, что "она будет иметь тот самый успех,

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей,

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

П.В. Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.H. Толстого «Война и

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Из книги автора

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

Из книги автора

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

Из книги автора

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805-1807 гг.

Из книги автора

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

Из книги автора

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

Из книги автора

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

Из книги автора

«Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями О том, что Лев Толстой в «Войне и мире» опоэтизировал мир «старого барства», писали еще литературные критики – современники автора. О консерватизме

Из книги автора

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

Из книги автора

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

Роман графа Л.Н. Толстого «Война и мир» буквально взорвал литературный мир Петербурга и всей остальной Российской империи. Такого романа никто не ожидал - последний большой юбилей Отечественной войны прошел в 1862 году, последние несколько лет вся страна была занята Великими реформами, в обществе нарастали противоречивые настроения, да и о самом Толстом, затворившемся в своем селе, не было ничего слышно… и вдруг - «Война и мир».

История замысла романа в пересказе звучит как анекдот: Лев Николаевич Толстой собрался написать обстоятельную книгу о декабристе, возвращающемся с семейством в Россию, и начал… с 1805 года: «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году… Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с … эпохой 1812 года… Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…» . Впервые отрывок из романа был опубликован в «Русском вестнике» в 1865 г., позже вышли и остальные части.

Историческое повествование занимает в романе довольно большую часть, иногда даже слишком замедляя развитие действия - этот художественный недостаток зачастую выделяют критики творчества Толстого. К тому же более всего нелестных отзывов Л.Н. Толстой получил именно от критиков исторической части романа, причем как от очевидцев войны, так и от ее исследователей.

Критика очевидцев

Раздраженный комментарий А.С. Норова о романе «Война и мир» - один из самых известных окликов от очевидцев событий. Отзыв А.С. Норова в 1868 г. (т.е. сразу по выходу романа) приводит Г. Данилевский в статье «Поездка в Ясную Поляну» («Исторический вестник», 1886 г.): «Я сам был участником Бородинской битвы и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим» .

Более всего А.С. Норова оскорбила подробность, что «Кутузов, принимая в Цареве-Займище армию, более был занят чтением романа Жанлис - «Les chevaliers du Cygne» («Рыцари лебедя»), чем докладом дежурного генерала. И есть ли какое вероятие, чтобы Кутузов, видя перед собою все армии Наполеона и готовясь принять решительный, ужасный с ним бой, имел время не только читать роман Жанлис, но и думать о нем? (…) До Бородина, под Бородиным и после него мы все, от Кутузова до последнего подпоручика артиллерии, каким был я, горели одним высоким и священным огнем любви к отечеству и, вопреки графу Льву Толстому, смотрели на свое призвание, как на некое священнодействие. И я не знаю, как посмотрели бы товарищи на того из нас, кто бы в числе своих вещей дерзнул тогда иметь книгу для легкого чтения, да еще французскую, вроде романов Жанлис» .

При этом Г. Данилевский отмечает, что, вынужденный собирать источники для некролога вскоре умершего А.С. Норова, он наткнулся на книгу «Похождения Родерика Рандома», где было помечено рукой покойного: «Читал в Москве, раненый и взятый в плен французами, в сентябре 1812 г.».

Пример Норова демонстрирует, как ветераны войны 1812 года, забывая о реальных фактах, начинали жить патриотическим мифом и высказывали претензии к роману Толстого, исходя из этого самого мифа.

Критику другого рода проводит князь П.А. Вяземский , так же очевидец войны, увидевший выход романа Толстого. Более всего его задевает описание появления императора Александра I перед народом с бисквитом в руке:

«...А в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызвал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его перед народом - глазам своим не веришь, читая это - с «бисквитом, который он доедал». (…) Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это - басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности. Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он был так размерен, расчетлив во всех своих действиях и малейших движениях, так опасался всего, что могло показаться смешным или неловким, так был во всем обдуман, чинен, представителен, оглядлив до мелочи и щепетливости, что, вероятно, он скорее бросился бы в воду, нежели решился показаться перед народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. (…) История и разумные условия вымысла тут равно нарушены...» (князь П.А. Вяземский. Воспоминания о 1812 г., «Русский архив», 1869 г.).

Здесь Вяземский обвиняет Толстого не только в исторической ошибке, но и в нарушении художественного правдоподобия. Надо сказать, что Толстой на этот выпад среагировал, указав точную страницу из мемуаров С. Глинки, где якобы указано о бросании бисквитов, правда, у Глинки на указанной странице говорится о другом, что вызывает закономерный вопрос: а как, собственно, Толстой работал с источниками?

Критика исследователей

Сам Толстой писал о проверяемости всех фактов, упомянутых в романе: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться».

Виктор Шкловский, составивший «формально-социологическое исследование» о романе Толстого, замечает, что при этом количество книг в этой «целой библиотеке», не превышало 50 экземпляров, т.е. умещалось на двух полках, тогда как, например, библиотека Дениса Давыдова по истории этой эпохи вмещает до полутора тысяч томов.

Военный историк Витмер замечает об основных источниках Толстого: «По нашему мнению, Тьер и Михайловский-Данилевский не единственные и даже не главнейшие произведения этой эпохи. Мало того, оба эти писателя, включая сюда и графа Сегюра, - писатели наиболее красноречивые, но едва ли не наименее достойные веры из всех, описавших войну 1812 года...».

Таким образом, критики Толстого отмечают, что, во-первых, писатель пользовался ограниченным набором литературы о войне, во-вторых, совершенно произвольно, согласуясь скорее с требования художественной целесообразности, чем достоверности, выбирал из имеющихся у него материалов необходимые факты. К тому же сохранился и совсем дискредитирующий отзыв о работе Толстого с источниками при написании романа, оставленный Н.П. Петерсоном в статье «Из записок бывшего учителя»:

«...Во время печатания этого произведения Лев Н-ч и заходил в Чертковскую библиотеку. Однажды он попросил меня разыскать все, что писалось о Верещагине, который в двенадцатом году был отдан Растопчиным народу на растерзание как изменник. Помню, я собрал множество рассказов об этом событии, газетных и других, так что пришлось поставить особый стол для всей этой литературы. Лев Н-ч что-то долго не приходил, а когда пришел и я указал ему на литературу о Верещагине, то он сказал, что читать ее не будет, потому что в сумасшедшем доме он встретил какого-то старика-очевидца этого события, и тот ему рассказал, как это происходило».

Такая большая маленькая история

Лучше всего о методе, которым пользовался Толстой и который повлек за собой эти неточности и критические отзывы, написал П.В. Анненков (1812\13-1887) в своей статье «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир».

Анненков указывает на то, что историческая часть романа Л.Н. Толстого построена на «маленькой истории», т.е. наборе «нескромных откровений, частных разоблачений, тайных записок» и т.п. При этом художественная убедительность требует от автора отказаться от сомнений и диалектических представлений, что порождает удивительный эффект - отобранные автором факты «маленькой истории» приобретают универсальное значение и формируют новые мифы об эпохе:

«Из этого выходит, что «маленькая» история, положенная в основу образов, вдруг заявляет горделивую претензию раздавать окончательные приговоры лицам и событиям, как будто вся сущность предметов исчерпана ею вполне. Суд свершается, таким образом, не совсем законным, компетентным судьей. (…) Роман принуждает его, вследствие внутреннего своего распорядка, вследствие необходимой для себя экономии, ограничиться всего чаще одной чертой, одной скудной чертой, чтобы, раздув и распространив ее до неимоверных границ, он -- этот непризванный судья -- мог в ней одной заключить и все основания, поводы и причины своего приговора людям и событиям. Таким образом, «маленькая» история, сделавшись романом, решает вопрос о личности Кутузова на основании некоторых слов, сказанных им там и сям, и на основании мины, взятой им при том и другом случае; вопрос о личности Сперанского -- на основании его искусственного смеха и программы, устроенной им для разговоров за столом; вопрос о проигрыше битвы под Аустерлицем -- на основании влияния молодых генералов-любимцев, окружавших императора Александра, и измены своему долгу у остальных, что стоило бы разъяснения... и т. д.»

Надо сказать, что сам Толстой занимал странную позу по отношению к своему роману. В 1871 году он писал Фету: «Как я счастлив,… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану». Когда в 1909 году посетитель Ясной Поляны начал восхищаться его романом, Толстой заявил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам».

Возможно, эта поза стала своеобразной реакцией на обсуждение романа в печати, возможно, это было особое литературное кокетство или даже некий рекламный ход самого Толстого.

Два женских характера в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: Наташа и Соня.

Не преступление любить несколько раз в
жизни и не заслуга любить только один раз:
упрекать себя за первое и хвастаться вторым-
равно нелепо.
В. Белинский
Произведение получившее лишь на последнем этапе работы название “Война и мир”, сделало Л.Н. Толстого величайшим
русским и мировым писателем. Роман писался в период с1863 по 1867 год. По первоначальному замыслу автора, роман должен
был быть посвящён возвращению декабристов, выпущенных по амнистии нового императора. Толстой даже написал несколько
страниц, в которых описывается возвращение декабриста и его жены из Сибири. В образах этих двух героев очень легко
улавливаются элементы характера, черты Пьера Безухова и Наташи Ростовой.
Наташа- лавная героиня романа, оно воплощение истинно русской женской души. Каковы же тогда другие женщины в
романе? Попытаемся сравнить Наташу Ростову с её кузиной Соней.
В начале романа перед нами предстаёт: ” Черноглазая, с большим ртом девочка”. Это Наташа Ростова, она не
красоавится у неё маленькие ножки и тоненькие ручки. Но в первый раз, когда автор нас с ней знакомит он говорит, что
Наташа “ живая”. Она вносится в зал, где собрались гости в честь её именин. Наташа пробегает мимо них и смеётся. Её
звонкий и добрый смех заставляет засмеяться даже “ чопорную” гостью. Наташа, как цветок, испускающий аромат,
распространяет вокруг добро, ласку и любовь. Она пленит всех своей непринужденностью. Её не надо натянутой улыбки,
фальшивых заученных фраз. Всё, что она говорит, порой не думая, идет прямо из души открытой на распашку. Её большие
черные глаза постоянно что-то высматривают. То они сузится от смеха, то большими от какой-то гримасы.
Соня же предстаёт перед нами очень симпатичной молодой девушкой:”... тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким,
оттененным длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи
на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее”. Она грациозна, в движении
плавна, мягка. Своей манерой она напоминает еще не сформировавшегося котёнка, который будет прелестной кошечкой. Она
улыбается, чтобы показать, как ей интересно участие в “ общем разговоре”, но её не удаётся обмануть всех. Её глаза
смотрели лишь на, уезжающего в армию cousin .и всем было понятно, что она сидит здесь из-за него.
В отличие от Наташи Соня не совершает ни одного дурного поступка. Именно она препятствует позорному бегству
Наташи с Анатолем. Но симпатии автора не на стороне благоразумной и рассудительной Сони, а на стороне “преступной”
Наташи. Она переживает свой поступок с такой силой отчаяния и стыда, что становится “ выше” Сони с её расчетливостью и
ложной самоотверженностью.
Толстое не считал Наташу умной, расчетливой, приспособленной к светской жизни.. Но её простота,
одухотворенность сердца побеждали ум, ученость и хорошие манеры. Секрет обаяния Наташи Ростовой не только в ее
удивительной искренности, открытости сердца, но и в том, что ее натура не терпит насилия над собой.
Толстой часто изображает Наташу на фоне природы, в блеске солнечного или лунного света. Вспомним ночь в
Отрадном.Наташа сидит на окне и любуется видом. Душа её полна светлых поэтических чувств.Она просит Соню подойти к окну,
вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, она восклицает:” ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но
соня не понимает её оживленного, восторженного возбуждения. В Соне нет такой божьей искры, которую воспел в любимой
героине Л.Н. Толстой. Соня добра, мила, честна и приветлива. Она несет сквозь годы свою любовь к Николаю и не совершает
ошибок, как Наташа. Но такая девушка не интересна ни читателю, ни автору. “ Пустоцвет скажет о ней Наташа ив этом слове
будет самая жестокая правда. Соня слишком хороша и правильна, не в пример Наташе. Но, как не странно, все, кто читают и
любят роман “ Война и мир”, влюбляются в Наташу, а не в кого- ни будь другого, проникаются её чувствами и душевными
переживаниями. А уж переживаний ей не занимать!!
И все они пронизаны любовью: к родителям, к народу, к любимому. Каждому из любимых она отдавала частицу себя.
Вспомним самую первую, детскую влюбленность Наташи. Ей было шестнадцать и она вскружила голову Борису. Мать объясняла,
что он ей не пара, а Наташа упрашивала, разрешить ему приходить:” Ну, не выйду замуж, так пусть ездит, коли ему весело и
мне весело. Просто так ”. Это было ещё незрелое чувство, а свою первую настоящую любовь она встречает на своем первом
балу. “Она стояла, опустив свои тоненькие руки и смерно поднимающеюся, чуть определенною грудью, сдерживала дыхание,
блестящими, испуганными глазами глядела перед собой с выражением готовности на величайшую радость и величайшее горе”. У
нее была одна мысль:” неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми...” И он подошел,
он предложил ей тур вальса. Это был Андрей Болконский. Лицо Наташи “ осветилось”счастливой, благодарной, детской
улыбкой.
“ Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чужого для него, особенного мира, преисполненного каких-то
неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда в отрадненской аллеи и на окне, в лунную ночь так дразнил
его. Князь Андреи любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с
её удивлением, радостью и робостью и даже ошибками во французском языки” Они полюбили друг друга. Он попросил её руки,
она дала согласие. “ Неужели это я, та девочка ребенок думала Наташа,- неужели я теперь жена, равная этого чужого милого
человека? Неужели теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово”. Да, Наташе
шестнадцать лет. Это много или мало? Её мать в этом возрасте уже была замужем. А мне семнадцать, я учусь в одиннадцатом
классе и ещё даже не задумываюсь о таких серьёзных вещах, как замужество. Наташа счастлива, молода, доверчива, но
неопытна. Её трудно отличить настоящую!
любовь от игры и забавы. Наташа увлекается Анатолем Курагиным, но она невеста Андрея.Инстинкт говорит ей:” Что хотя
ничего и не было, вся прежняя чистота любви её к Андрею погибла”.
Но почему, тогда она влюбляется в Анатоля? На это есть простое объяснение. Наташа человек, которому не чуждо
всё мирское. Её сердцу присуще простота, открытость, влюбчивость. Доверчивая Наташа верит в чувства Анатоля. Он пишет ей
письмо, в котором говорит, что “ умрет” без неё. Наташа воспринимает это очень серьезно. Она готова убежать, тайно
обвенчаться. Узнав об обмане Курагина, Наташа тяжело переживает его предательство, свою измену, во всем винит себя.
Просит Безухава передать Болконскому, чтоб простил её. Она считает, что для неё всё в жизни пропало.
Последней любовью Наташи становится Пьер Безухов. Внебрачный сын одного из богатейших людей в России. Он
вызывает в свете общества лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем
и желанным женихом. Именно своими суждениями, своей “ детской душой”он был близок Наташе.Пьер был единственным, кто
вносил радость и свет в дом Ростовых, когда Наташе было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала,
ненавидела себя за все случившееся. Наташа не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил её, а Наташа
была благодарна за то, что он есть на свете ничто он для неё единственное утешение.
Но насколько бы разными не были эти девушки, они идут по жизни рядом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!