Сибирский язык. Исследовательская работа "диалектная речь сибири"

Вконтакте

Ярослав Золотарёв

Проект сибирского языка начался весной 2005 года на наиболее свободном тогда интернет-ресурсе, Живом Журнале. Проблемы со свободой слова начались там позже, в 2005 году это было еще место вполне спокойных и искренних дискуссий постсоветской интеллигенции.

Шла первая украинская революция, я был вдохновлен национальным порывом украинского народа и тем уважением, который украинцы питали к своему языку и культуре, контраст с российским всеобщим цинизмом и отсутствием у большинства россиян любого рода идеалов был заметен еще тогда.

Я вспомнил, как еще обучаясь в девяностые годы на филфаке ТГУ и общаясь в те годы с живыми еще носителями старожильческого языка, мне казалось, что изучаемый «диалект» выглядит как своего рода иностранный язык, на котором можно на самом деле разговаривать и на современные темы. Тогда я поговорил об этом с крупнейшим исследователем томского диалекта Блиновой, у которой учился, однако она сказала мне, что по ее мнению, нам учить старожильческий язык не надо, а пусть они учат русский. На том наша беседа и завершилась.

Проект создавался сразу в сетевых баталиях, на первых стадиях был достаточно искусственным, так как интерес к языку сразу был большой, а для обработки многочисленных словарей и выписывания оригинальной лексики мне было нужно значительное время. Надо заметить, что источниковедческая база в 2005-2007 была гораздо хуже, чем сейчас, сканов исторических документов не было, я делал работу по кодификации один, и возможно сейчас осуществил бы это все на более широкой базе и точнее. Но что получилось, то получилось. Язык в любом случае воспринимался знакомыми с реальным диалектом как старожильческий, споры вокруг отдельных слов и фразеологизмов, конечно, были, они и сейчас вполне возможны – обычные дела при кодификации новых языков, они и у более развитых наций есть.

Была разработана оригинальная орфография языка на кириллице и на латинице (как два равноправных варианта).

Результаты получились обширными – была написана целая энциклопедия на старожильческом языке (входила какое-то время в мировую Википедию), переведены сотни образцов мировой литературы , написан большой пласт собственных произведений в разных жанрах. Имеется два варианта учебника (второй описывает последний вариант языка уже после работы на википедии и как раз мной рекомендуется для знакомства с проектом). Начальные главы из последнего варианта учебника начитаны мной на голос на ютубе, чтобы была ясна фонетика языка:

На языке был записан ряд песен, в том числе сибирской группой Буготак («Вороп на полдень»). В качестве идеологии предлагалось возрождение сибирского народа на базе литературного старожильческого языка:

Естественно, столь бурно развивавшийся и опасный для российского империализма проект вызывал потоки клеветы , оскорблений, на википедии силами ее русского раздела был устроен массированный троллинг с массой политических обвинений, в результате которого тогдашний состав русской википедии регулярными скандалами и ложью фактически вынудил фонд Wikimedia закрыть раздел.

В Живом Журнале мой блог был закрыт по откровенно клеветническому обвинению летом 2008 года. То есть в нулевые противники проекта действовали в основном стандартными тогда способами – клеветой и троллингом. В 2010-ые в соответствии с поменявшимися политическими условиями все усугубилось, и сообщество по обсуждению сибирского языка и связанной с этим политической проблематики было официально запрещено по результатам экспертизы ФСБ и внесено в список запрещенных к распространению материалов в Российской Федерации. Мне эту экспертизу не показывали, и что там такого страшного в сибирском языке для Российской Федерации, я до сих пор не имею ни малейшего понятия.

Поскольку были фактически начаты уголовные преследования языкового сообщества, сейчас веду связанную с языком деятельность индивидуально, записаны ролики, также я написал введение к возможной диссертации. К сожалению, сил не так много, как в молодости, и вести огромные по трудоемкости лингвистические исследования бесплатно сейчас уже, видимо, нет возможности. Там бы хорошо написать именно диссертацию с обзором всех научных аспектов кодификации славянских языков, проблемы язык-диалект, а также осуществить выборку слов (со всеми научными обоснованиями и ссылками) уже по новым, доступным в середине 2010-ых годов источникам, но труд это гигантский и в одиночку я его сейчас уже не смогу осуществить. Поэтому эти планы постоянно отодвигаю на потом, до лучших времен. В 2016 записал ролики с учебником и некоторыми текстами, чтобы были образцы устного языка. Нужный набор образцов во множестве разнообразных жанров уже создан, и в плане новых текстов или переводов мало что возникает просто потому, что нет особых поводов писать что-то еще. Поэтому новых текстов пишется довольно мало, хотя и возникают некоторые.

Языку, конечно, нужно сообщество и коммуникация на нем, но практически любые сетевые сообщества, в которых мы пытались это осуществлять, немедленно подвергались преследованиям по тем или иным надуманным поводам и закрывались под внешним давлением. Таким образом, основной фактор, который мешает дальнейшему развитию языка – это продолжающиеся против него репрессии.

История создания

В 1873 году в России в издании «Известия Сибирского отделения Российского газетного общества (РГО)» были напечатаны исследования П. А. Равинского под названием «Замечание и словарь сибирского» («Замечания и словарь сибирского наречия»). О сибирском старожильческом говоре упоминается следующее: «Сибирский говор происходит из северно-российского, но два века отчужденности, совсем другие природные условия жизни и другие исторические обстоятельства дали ей оригинальное направление. Говор Восточной Сибири имеет особенную фонетику, набор своеобразных грамматических форм. Словарь насчитывает свыше 3000 местных слов, которые неизвестны в общем русском языке».

Общеизвестно, что современный украинский - это южнорусская грамматика плюс польские корни.
Не думаю, что будет сложно сконструировать сибирский язык, залив в чалдонскую диалектную грамматику нужное количество татарских корней, вплоть до непонимания сибирского языка европейскими русскими.
Собственно, для создания языка мне нужна лишь нормальная электронная книга с грамматикой и словарем обского говора, как это все в реале произносится, я в детстве много раз слышал, долить туда тюркизмов в общем-то тоже без проблем.
Кое-что тут уже нашел по сибдиалектам.
Возможно, через пару часов выдам сибирскую грамматику на обсуждение всем сибирякам и начну составлять словарь.
У кого есть какие электронные материалы по западно и восточносибирским диалектам, шлите-пишите ссылки.
А чо, составим свой язык и будем везде ходить как хохлы понтоваться, типа учите сибирский:-))

Первые «сибирские» слова и фразы были выданы на следующий день. Позже был изготовлен соответствующий веб-сайт, с действует Википедия на «сибирском языке». Участники проекта, впрочем, заявляют, что язык является не искусственным, а лишь возрождением или кодификацией реального севернорусского языка, который противопоставляется русскому литературному, как якобы не основанному на живых диалектах.

Фонетика

Фонетика конструируется по принципу «собираются все черты, отличные от литературного, и нагнетаются по максимуму» . Декларируются (и вообще четкое произношение гласных), еканье, Г взрывное, всяческие призвуки (вокно , иржать ) и выпадения звуков (упрощения как групп согласных: жысь , так и групп гласных и целых слогов: пропадат (пропадает), бут (будет)). Вместо Щ произносится долгое твердое ш (ешшо ).

В конце 2006 года записано в аудиоформате несколько песен и других текстов.

Письменность

Лексика

Лексика в основном восточнославянская. Колорит вносят слова из диалектных словарей сибирских и поморских говоров, а также словаря Даля. Введено значительное количество монголизмов, тюркизмов (из языков народов Сибири) и архаических слов из сибирских и поморских документов XVII-XVIII веков. Авторы приветствуют и элементы южнорусской лексики (что должно, по их идее, отражать влияние переселенцев с Дона и Украины). Церковнославянизмы же нарочито исключены, а европеизмы присутствуют весьма умеренно. Слова, неизвестные русскоязычному читателю, используются ограниченно (хотя в словаре их немало) и так, чтобы смысл их легко угадывался из контекста.

Грамматика

Грамматика сибирского языка чуть отличается от русской литературной, большей частью не в существенных признаках, а из-за локально вносимого «акцента». Некоторым существительным приписан другой , в результате число слов третьего склонения несколько уменьшилось (мыш, тиш - м. р. и второе склонение). У прилагательных употребляются только стяженные окончания без -я, -е и пр. на конце: красна девка, больша дорога. В им. пад. ед. ч. прилагательных употребляется -ой вместо -ий (сибирской говор). В предл. пад. ед. ч. прилагательных окончание -им, а не -ом (в баским городе, на сибирским говоре). Расширена система глагола: присутствует перфект из деепричастия (я почотавшы), а также широко употребим многократный вид на -ыва. При сохранении и традиционных совершенного и несовершенного вида это делает глагольную систему весьма громоздкой; авторы насчитывают до 50 видо-временных форм. Имеется давнопрошедшее время (плюсквамперфект). В настоящем времени многие классы глаголов спрягаются немного не так, как в русском литературном языке (мыш бегат, мужык могьот лупануть). Употребляется постпозитивный артикль (склоняемый) -от, -то, -та, хотя его употребление не обязательно в связи с факультативностью артикля и в самих северных диалектах.

Синтаксис

Сибирский язык по сравнению с литературным русским характеризуется относительным богатством предлогов и бедностью союзов. Употребляются многочисленные составные предлоги, которых нет в литературном русском: по-из, из-на, и так далее, что позволяет весьма точно обозначать малейшие различия в видах движения. Однако в сибирском гораздо меньше союзов - наиболее употребим универсальный подчинительный союз дык (обычный в северных диалектах), который связывает любое подчиненное простое предложение с главным в составе сложного. Помимо союза который , в определительных придаточных предложениях употребляются разнообразные союзы, происходящие от вопросительных местоимений, как в украинском: (рус. Я видел человека, который шел по улице = сиб. Я зырившы людя, чо шол по вулке )

Фольклорная и литературная традиция на сибирском языке

Поскольку язык является искусственным, фольклорная традиция отсутствует. Однако создатели языка утверждают о его связи с фольклорной традицией сибирского и севернорусского фольклора, в частности, былин, написанных со значительным влиянием северных диалектов.

Критика

Оппоненты часто замечают, что создание сибирского языка было вызвано не желанием кодифицировать сибирские говоры, а стремлением создать на основе северных говоров язык, по возможности, в наибольшей степени отличающийся от литературного русского. В частности, создатель языка пишет в своём блоге: «Задача создать это именно как язык, то есть собираются все черты, отличные от литературного, и нагнетаются по максимуму» .

В английской википедии существование «Сибирского языка» не было подтверждено достоверными источниками. Выступающие за удаление данной языковой секции википедии утверждают что в ней несерьёзно относятся к обычным темам, например Пушкин был назван негром, и сказано что в «бают про руссково барина, которому нехрен чем заделатса, мужыки заместо во робют дык, а вон токо путатса с розными бабами.» Перевод строчки из «Peace, break thee off; look, where it comes again!» звучит как «Ебьона мать, опеть припьорся дык!» Также сторонниками удаления высказывалось стойкое мнение, что в Википедии на искусственном Сибирском языке существует активная антирусская позиция.

"Чего это такое, вы не знаете самых обыкновенных русских слов, али иностранец?" - спросил однажды сибиряк-старожил ученого, исследователя сибирского края П.А. Ровинского. "Чалдон" поразился, что "человек из России" не знает таких "обыкновенных русских слов", как:

зонтугло - отупевший, старый человек;
курягашка - весенний барашек;
кантурга - кисет с табаком;
дымбей - напротив;
ханзаный - лысый.

Итогом исследований П.А. Ровинского стали "Замечания и словарь сибирского наречия", опубликованные в Известиях Сибирского отделения РГО в 1873 году. О сибирском старожильческом говоре сказано следующее: "Сибирское наречие произошло от северо-русского, но двухсотлетняя разъединенность, совершенно иные естественные условия жизни и иные условия исторические: дали направление оригинальное. Говор Восточной Сибири имеет особую фонетику, много своеобразных грамматических форм. Словарь насчитывает более 3000 чисто местных слов, неизвестных в общем русском языке".

Но еще в первой половине XIX века А.П. Степанов, первый Енисейский губернатор, определил, что "выговор их нежнее, и в разговорах более учтивости: крестьянка говорит подруге своей "вы".

На вежливость в обращениях и особенность говора обращали внимание и другие исследователи, например:

"После чихания в сторону сибиряки-забайкальцы говорят:
- Салфет вашей милости!
Чихавший благодарит:
- Красота вашей милости!"

Однако нужно сразу определиться, что единого для всей Сибири говора не было: в каждой местности бытовали свои особенности. Но сибиряк сибиряка всегда понимал. Ведь многие слова и целые выражения появились для общения "своих". Особые местные слова обозначали цифры. Для большинства предметов крестьянского быта и орудий труда, инвентаря и домашнего скота, обозначения времен года и дней недели существовали также свои местные слова. Даже в словах общерусских сибиряки часто заменяли буквы, "выбрасывали" отдельные звуки при произношении. Например: господин - восподин, бумага - гумага; знает - знат, играем - играм, гуляем - гулям; чашша, шшавель, шшеколда:

Многие и многие слова употреблялись с добавлением - чи: помогчи, легчи, пекчи, волокчи, секчи и др.

Распространено было добавление к словам частицы - ка: на-ка, возьми-ка, выйди-ка, нету-ка и др.

Отбрасывание окончаний: проста, высоко дерево, ровна дорожка и др.

Многие слова, видимо, появились в лексиконе сибиряков по причине сурового, "грубого" образа жизни: реветь - кричать; зобать - хлебать, есть; зубатить - грубить; тубурыхнуть - упасть с высоты и пр. В условиях ярко выраженного индивидуализма сибиряков, повсеместного высмеивания пороков появление слов, определяющих негативные качества личности, было вполне естественным: хайлать - бестолково кричать; хаять - оговаривать, ругать человека; хныкать - плакать; чмутить - сплетничать; зюзя - пьяница и др.

Паш, дай, пожалуйста, мультифору ….

Мой руководитель держал в руках как раз то, что мне было нужно, но почему-то смотрел на меня удивленными глазами и явно не понимал, о чем идет речь.

Мульти…. Муль…. Что?

Так впервые я узнала, что, оказывается, москвичи понятия не имеют, что такое мультифора , в их понимании это файл . Недавно на другой своей работе снова пришлось объяснять всем, что это за абра-кадабра. Тогда и зародилась идея написать пост про наши сибирские слова;)

Так получилось, что вот уже 1,5 года я живу в Москве. На работе в моем отделе я единственная «понаехавшая», остальные - москвичи. На днях я попросила двух своих коллег уделить мне пару минут и ответить на вопрос - знают ли они значение следующих слов?

Список был следующий:

Мультифора,

Вехотка,

Виктория,

На всякий случай ниже приведу значения этих слов с небольшими примечаниями.

Мультифора - канцелярский пакет, чаще всего прозрачный, для хранения небольшого объёма документов, с отверстиями на боковой стороне для скрепления. Возможно, самым распространённым названием мультифоры является «файл». Оно господствует в Москве, Владивостоке, Красноярске, Екатеринбурге, Ярославле и многих других городах, известно в этом значении в Иркутске и Хабаровске (наряду со словами «файловка» и «мультифора»), в Петербурге (наряду со словом «карман» или «кармашек»).

Слово «мультифора» господствует в Барнауле, Новосибирске, Новокузнецке, Томске, Кемерове и других городах, распространено в Иркутске и Хабаровске (наряду со словами «файловка» и «файл»), .

Я долго пыталась убедить москвичей, что мультифора - это никакое не просторечное слово. Вроде убедила;)

Вехотка (устар. слово) - мочалка с более грубыми ворсинками, предмет гигиены, употребляемый в процессе очищения в душе, в бане или в ванной ().

В детстве одни мои знакомые говорили мочалка, другие - вехотка. Я только сейчас, когда смотрела значение этого слова, узнала, что оно устаревшее. На сайте говорится, что употребляется данное слово в Приуралье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке и Казахстане.

Виктория - сорт крупной земляники («Словарь иностранных слов русского языка»).

Я же всегда считала, что в огороде - виктория, в поле - клубника, а в лесу - земляника. Оказалось, что это не так.

На одном форуме встретила разные мнения по значению этого слова:

- Прасковья: «Я выросла в Сибири в Новокузнецке и впервые услышала, что викторию называют еще и клубникой только в Москве. А в Сибири - только виктория» .

Vesta: «Когда мы жили на Урале, то в нашем городке клубнику называли только Викторией, а мы приехали с Украины, это было для меня так дико, я знала только название клубника, так что как ни называй - ягода одна» .

Zoya: «А разве Виктория - это не название одного из сортов клубники. На самом деле «Виктория» - это лишь сорт земляники, названный в честь английской королевы и одним из первых завезённый в Россию в конце XVIII века, оттого и ставший нарицательным» ().

-Гача . Согласно одному из толкований в словаре Даля, это нижние части порток, половинки, штанины, сополи, колоши. В моем понимании гача - это одна штанина. По крайней мере, мой папа так всегда говорил, и другого значения этого слова я не слышала.

-Сенцы (Сени) - помещение между жилой частью дома и крыльцом (словарь Ожегова).

Мои родители эту часть дома называли верандой , а вот моя подруга детства Маша - только сенцами . Поэтому я в разных ситуациях употребляла то одно слово, то другое.

А теперь вернемся к ответам моих коллег. Николай (родился и вырос в Москве) из всех слов знал только одно - виктория . В его понимании оно означает следующее: «Виктория - это женское имя. А еще мне известно это слово в значении «победа». После того, как я сказала, что все мои знакомые (земляки) называют викторией ягоду, которая растет в огороде, он дополнил свой ответ: «А, да-да, вот только после твоих слов вспомнил, что у нас на даче растет такой сорт земляники».

Еще он выдал мне необычное предположение по поводу значения слова мультифора : «Это слово впервые услышал от тебя. Могу только предположить, что это сложное слово из двух частей: МУЛЬТИ и ФОРА, где МУЛЬТИ означает МЕГА, ОЧЕНЬ, а ФОРА - ПРЕИМУЩЕСТВО. В итоге получается - ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО» . Потом спустились с Колей в столовую, я говорю: «Толчёнку , что ли, взять….». Да что такое - опять удивленные глаза. Так выясняется, что слово толчёнка тоже ему не известно, для него это - пюре .

Дарья (тоже родилась и выросла в Москве) также знала слово виктория как женское имя и «победу». Но помимо этого еще указала значение слова «сенцы » как часть частного дома и добавила, что в Москве это слово очень редко употребляется. Когда я пояснила значения этих слов в привычном мне (сибиряку) понимании, Даша посмеялась и добавила: «Дааа, велик и могуч… »

Когда я пришла домой, то вспомнила еще несколько слов, которые никогда в Москве не слышала: шурушки, гомонок, шибко…

Различные статьи по диалектологии решила сюда не всталять (уж простите) ;))) Зато предлагаю на ваш суд несколько интересных выдержек с новосибирского форума , где простые люди делятся своими личными историями и мнениями по поводу сибирских слов (пунктуация сохранена):

В ОЖИДАНИИ: «Родственники мужа переехали из Кабардино-Балкарии, их очень веселит наше слово "маленько", очень долго к нему привыкали…»

Alyona: «А вот нас с подружкой как-то опознали как сибирячек по слову «ага» (да)…»

Ксюха-ха: "Часто имею дело с клиентами из других городов, часто в процессе оформления документации они говорят - А дайте еще один файл!

Я по началу не понимала:

- Что-что дать?

- Ну, под документы...

- А, мультифору?

- Что-что?

Они всегда балдели от незнакомого слова "мультифора"...

Сибирячка: «…мои московские и украинские родственники не понимают, что такое «варежки». Для них - это рукавицы…»

Андрон Тараноff: «А еще у сибиряков есть одно некрасивое слово, обозначающее маленький поворот с основной дороги. Мы говорим: "Сверток". Хотя сверток - это предмет, завернутый во что-нибудь. То ли дело жители Алтайского края! Они маленький поворот называют - "Свороток". Очень красиво звучит»

Анаконда: «Мультифора!) В Москве смотрят как на космонавта, когда произношу это слово».

Илья1979: «Я с дальнего востока. Фраза - Че к чему - очень "резала" слух первое время. Еще в европейской части - слово "золотинка" не понимают».

ХИЩНИЦА: "Вихотка" для меня было просто жуть, когда я приехала в Новосиб и "че к чему")))) еще добавлю "айда" - чьё это слово?»

KVISTY: «Сейчас живу в Москве. Меня сразу раскрывают, что я с Сибири многие. Сглатывание согласных, более быстрый темп речи, даже некий такой грубоватый выговор - все это отличает нас. А еще Сибиряки тепло одеваются... даже московской мягкой зимой».

503: «Переехала в Москву. На работе коллега москвичка рядом сидит. Ох, как же бесит каждый день слышать ее "я ваааашу заааяявочку посмааааарелаааа"..вместо посмотрела:)
А вообще все говорят, что сразу слышно, что я не из Москвы».

Вуду: «Сибиряков не поставишь в тупик выражением "И ЧЁ?" после монолога объясняющего) Москвичи зависают))»

Екатерина: «А про "БУЛКУ ХЛЕБА" почему забыли?! Когда я в Питере пыталась купить "БУЛКУ ХЛЕБА" на меня смотрели как на ненормальную! И говорили, "Девушка, так вы будете брать булку или хлеба??!!" Долго не могла понять ЧЁ К ЧЕМУ, в итоге, мне объяснили, что у них БУЛКА - это сдоба, батон, а ХЛЕБ - это обычная буханка... Вот такие нюансы! А у нас сплошь и рядом, БУЛКУ ХЛЕБА, БУЛКУ ХЛЕБА».

Эльвира Ко: «Я Сибирячка из Новосибирска. Два последних года жила в Ростове: там сразу вычисляли, что я не местная и реагировали по-разному:
- торговцы на рынке пытались надувать (узнавали по "кулек = пакетик = маечка");
- коллеги - не понимали "мультифору" (=файл) и "резинку" (= ластик)
но при этом и те и другие отмечали, что сам язык у меня очень чистый, без акцента, очень правильный, литературный. У них не только много диалектизмов (как влияние Кубани, Украины, Кавказа), но и множество акцентов в речи. Самый известный - мягкое "Г Х". За два года я так и не смогла к этому привыкнуть. И это практически не перевоспитывается у них - куда бы ни переехали - их везде выдает это украински-провинциальное «Х».

Евгения: «На вопрос друзей, живущих в других городах: "Как дела?", я отвечаю: "Помаленьку" - они смеются».

Bbb: «Как-то из московского офиса приехал к нам мужик. Услышал в разговоре слово "шурушки" (в собирательном смысле, включающем в себя инструменты, материалы, оборудование и пр.). Они такого слова не использовали. Он целый день потом ходил и ржал над этим словом. Через пару месяцев был мой черед в Москву ехать - у них уже весь офис говорил "шурушки".

Petrak: «Еще, например, в Барнауле (может, еще где-то) киоски называют комками, сначала когда слышал не понимал о чем речь».

Валерий Викторович: «…есть интересное, чисто сибирское, высказывание продавца в магазине "Давайте без сдачи". На Северном Кавказе говорят "Давайте чистой кассой", а в Сочи почему-то «Давайте под расчёт».

Ден: «А нашу "болгарку" в Приморском крае зовут "турбинкой».

Андрей Владимирович: «В Перми в маршрутках говорят вместо остановите на остановке - оставьте меня на остановке».

Хамелеон: «Из сибирского говора - ПРЯСЛО - забор; ГОМОНОК - кошелек, ГАЧА - штанина».

Vesna: «А вот Питерские считают свою культуру речи самой правильной. И только ленивый не поправит тебя, если считает, что ты говоришь неправильно. Меня всегда умиляли их "куры" и "гречи". Я как-то задала вопрос коллеге по работе, почему они решили, что именно так правильно. Ведь вся страна говорит "курица" и "гречка". На что она мне ответила, что "курица" и "гречка" - это уменьшительная форма. И добавила: "Это то же самое, что говорить "сковородка" вместо "сковорода". Вот тогда я поняла, что в Питере живут люди совсем с другим мышлением…»

Старожил: «Когда только приехала в Новосибирск, сразу заметила, что люди часто употребляют слово "ну" в значении "да". Первое время сложно было понять, что хочет сказать собеседник. Говоришь что-либо, а в ответ "ну" да "ну". Неужели это только мне было заметно»?

Lur: «Я приехал 15 лет назад из Украины. Первое время резали слух фразы типа: «Че к чему», «Че смеяться» и «Че такой-то»…

А Вы сталкивались где-нибудь с тем, что люди из других регионов не понимали, о чем Вы говорите?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!