Сообщение что такое летописи былины привести примеры. Хроники, летописи и жития святых

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, “вечность” феодальных отношений, норм правопорядка.

Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть – и религиозно-дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования “по былинам сего времени”. Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть “воинскими”, повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности. Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных.

Его антипод – князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями. Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давил возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть. Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы-небесными знамениями. В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы.

Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI – начала XII столетия является “Повесть временных лет”.

(No Ratings Yet)

Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово

Другие сочинения по теме:

  1. Протопоп Аввакум был самым известным и значительным писателем в XVII веке. Да и по сегодняшний день в стиле и пафосности...
  2. Лекция. Обучение конспектированию Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь...
  3. Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту – светском и церковном. В этом их отличие...
  4. Прежде всего историзм органически связан с открытием ценности отдельной человеческой личности и с особым интересом к историческому прошлому. Представление об...
  5. Проходят времена, исчезают в безвестности государства, рассыпаются величественные здания и памятники, высыхают деревья и реки, а написанное слово остается, чтобы...
  6. Легендарно-исторические сказания, получившие широкое распространение в XIV-первой половине XV в.; в жанровом отношении стоят на грани жития и повести. Реальные...
  7. ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб – одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича....
  8. Эпоха просвещения – это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в...
  9. Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего...
  10. Характерной чертой агиографии было стремление соблюсти в житийных произведениях требования жанровых канонов, выработанных многовековой историей агиографического жанра. Эти каноны придавали...
  11. Предвозрождение (переходный период и жанры) Предвозрождение (или Проторенессанс) – переходный период между средними веками и эпохой Возрождения. А. Ф. Лосев,...
  12. Основные черты поэтики художественного времени в древнерусской литературе подробно исследованы Д. С. Лихачевым в его фундаментальном труде “Поэтика древнерусской литературы”....
  13. На уроке литературы я познакомился с “Повестью временных лет” – величественным произведением о прошлом нашего народа времен Киевской Руси. Читая...
  14. “Волынская летопись” была составлена как цельное единое произведение в 90-х гг. XIII в. В ней, как и в “Летописце Даниила...
  15. Ярким выражением критицизма общественного сознания эпохи является возникновение разнообразной, по преимуществу демократической, сатирической литературы. Она бичует типичные для того времени...
  16. Подведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с...
  17. Идея преемственности Русской землей и русским князем византийского церковного и политического наследства в связи с событиями Флорентийской унии и завоеванием...

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».

14.09.2017г.


Тема

Машина времени

Цена вопроса

Богатыри

Живая картинка

Колесо истории

Памятники культуры


Тема «Машина времени»

Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одаренный человек.

В лето 6415 (907).

Из летописей.


Откуда эти строки?

Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть!

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!


Тема «Богатыри»

Из былины «Ильины три поездочки»

Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец - герои русских былин.

Русский народ.


Тема «Богатыри»

В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так воз­никло Древнерусское государство.)


Тема «Живая картинка»

Сергий Радонежский

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и сто­ять

будет земля Русская!»

Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправи

С князем двух монахов-богатырей - Пересвета и Ослябю.


Тема «Колесо истории»

Былина - один из видов уст­ного народного

творчества, где рассказывается о подвигах богаты­рей - бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.


Тема «Колесо истории»

Ту дороженьку расчистил я,

Богатырь....

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

- Чьи это слова и где были записаны?


Тема «Колесо истории»

Илья Муромец сделал новую надпись на камне.

Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.


Тема «Колесо истории»

Стоял такой великий сто

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

Н. Кончаловская

- Как прозвали князя Дмитрия ?


Тема «Памятники культуры»

Стены храма покрывались фресками.

Сергий Радонежский основал Свя­то - Троицкую Сергиеву лавру.

Её создал ученик Сергия Радонежского

великий иконописец Андрей Рублев.


Над всеми без исключения письменными источниками историком должна быть полностью проделана работа по критике подготовительной, толкования и достоверности. Но и отдельные группы письменных источников имеют свои особенности, на которых следует останавливаться.

Хроники, летописи и жития святых являются основными источниками при изучении т. наз. средних веков. Громадное большинство из хроник, летописей и житий святых составлены лицами из духовенства, являвшегося в средние века наиболее образованным слоем населения. Это, однако, не значит, что все хроники, летописи и жития святых имеют одно и то же идеологическое направление. Борьба между отдельными группами духовенства отразилась и на произведениях отдельных духовных лиц, и особые политические тенденции, свойственные каждому отдельному произведению, должны быть выяснены историком.

Хронист и летописец использовали в своих произведениях труды своих предшественников, подвергая их переделкам, дополнениям, поправкам и искажениям. Часто события за несколько столетий выдумывались или искажались в целях доказательства событий или стремлений сегодняшнего дня. В дальнейшем другие летописцы и историки принимали выдуманные и искаженные события за историческую действительность. Наконец, участниками и наблюдателями одних исторических событий были сами хронисты и летописцы, другие исторические события они описывали по непроверенным слухам и третьи - „по внушению сверху“, т.-е. по фантазии, снам и т. п. Все это заставляет быть особенно требовательным при критике сообщений летописей и хроник.

Еще больше фантазии, вымысла и лжи встречается в житиях святых. Очень часто они просто выдумывались, чтобы дать монастырю святого с мощами, житием, и это было главное, с доходом с богомольцев, желающих поклониться новому святому. В других случаях верующий монах писал житие, по своей фантазии, искренне веруя, что все, что приходит ему в голову и что он записывает, соответствует действительности, так как внушается ему богом или самим святым. В редких случаях жития святых составлялись при жизни самих святых их учениками и давали, по крайней мере, более или менее точные биографические сведения о святом. Все жития святых, естественно, переполнены всякими чудесами и сверхъестественными явлениями. От этих чудес, наконец, самим монахам стало тошно, тем более, что число верующих в подобные чудеса все более уменьшалось, и в последние столетия католическое и православное духовенства начали пересмотр житий своих святых, чтобы сделать их более приемлемыми. Такой пересмотр иезуиты начали в 1643 г. и эта работа, ведущаяся болландистами (по имени И. Болланда, которому в 1643 г. была поручена эта работа), продолжается и в настоящее время. Результатом ее является: „Acta sanctorum quot - quot orbe coluntur“. Такая же работа была проделана частично и в России в отношении православных святых.


Несмотря на ложь и выдумку, встречающиеся в житиях святых на каждом шагу, они могут быть использованы, как источники, освещающие общественные отношения в так назыв. средние века. Сообщения житий святых о монастырской колонизации, торговой деятельности, системе хозяйства, ремеслах и т. п. являются весьма ценными при изучении истории средних веков. При использовании сообщений житий святых нии необходимо, конечно, предварительно установить время их составления, а также все изменения, внесенные в последующие издания исправителями, переписчиками и издателями.

ЛИТЕРАТУРА:

В. Ключевский Древнерусские жития святых, как исторический источник. 1871 г. Орлов. Liber Pontificalis как источник для истории римского папства и полемики против него, 1899 г. M. H. Покровский. Борьба классов и русская историческая литература. 1927 г. Полное собрание русских летописей, издав. Академией Наук СССР (выходит отдельными выпусками в новом издании). С h. de S m e d t. Introductio generalis ad historiam ecclesiasticam critice tractandam. 1876 г (интересна, как работа главы болландистов. излагающая взгляды болландистов на задачи критики при пересмотре житий святых). Н. К. Никольский Повесть временных лет, как источник для истории начального периода русской письменности и культуры. К вопросу о древнейшем русском летописании Вып. I, 1930 г.

















1 из 16

Презентация на тему: Летописи Былины Жития

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В. М. Васнецов. Нестор-летописец (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве) Бумага, гуашь, акварель, золото, карандаш. 1885 - 1893 гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея Вот Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет». Он изображён мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком. Во многом именно благодаря его трудам события, происходившие в домонгольской Руси, не канули в Лету, а дошли до нашего времени. Нестор - прообраз всех русских историков.

№ слайда 3

Описание слайда:

В. М. Васнецов. Встреча Олега с волхвом Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва

№ слайда 4

Описание слайда:

В. М. Васнецов. Прощание с конём Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва

№ слайда 5

Описание слайда:

И вспомнил Олег коня своего В. В. Васнецов. Олег у костей коня Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы - защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.

№ слайда 8

Описание слайда:

Ильины три поездочки В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри"1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Картина «Видение отроку Варфоломею» написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях").

№ слайда 15

Описание слайда:

Источники информации: http://art-nesterov.ru/painting/1.php Иванова Ю. А. Васнецов. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.-32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись). http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=683 http://gorod.tomsk.ru/index-1238981124.php http://www.artandphoto.ru/pic.php?razd=art2&id=966&artist=152 http://vvedenskoe.com/v.vasnetsov1/ http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn.html http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg2.html www.citywalls.ru http://www.liveinternet.ru/community/solnechnolunnaya/post66625815/ http://static.diary.ru/userdir/1/4/6/1/146102/24863123.jpg http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio3.html http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.krugosvet.ru/uploads/enc/images/7/1235719628c7b9.jpg&imgrefurl=http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/VASNETSOV_VIKTOR http://www.vasnecov.ru/gallery_painting/ http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art1.php http://www.rusidea.org/?a=25072304

№ слайда 16

Описание слайда:

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 2/А. А. Плешаков. – 7 –е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 160с. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/common http://www.zolotoe-kolco.ru http://moikompas.ru http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.goldentour.ru/UserFiles/Image/1939010701.jpg&imgrefurl=http://www.goldentour.ru/page/index.html&h=750&w=750&sz=153&tbnid=lQ3Az95FFVWf0M:&tbnh=141&tbnw=141&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2586%25D0%25BE%2B%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B8%2B%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE&usg=__47zl8sbifx9azIMY8U4mchpMuUo=&ei=2KxiSu6lCJG6sgbK5-Rc&sa=X&oi=image_result&resnum=3&ct=image

СВОЯ ИГРА

«ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ»

Литературное чтение 4 класс


Летописи, былины, сказания, жития

Машина времени

Богатыри

Живая картинка

Колесо истории

Памятники культуры


Машина времени

В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?

В XI веке

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Машина времени

Одним из первых русских летописцев был …

Монах Киево-Печорского монастыря Нестор

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Машина времени

В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли?

В 1224 году

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Машина времени

Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назови её.

В лето 6415(907) и в лето 6420 (912).

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Машина времени

Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали?

Из летописей

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Богатыри

Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!

Откуда эти строки?

Из былины «Ильины три поездочки»

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Богатыри

Виктор Михайлович Васнецов

Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Богатыри

В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. На самом деле в плен попадает русский народ.

Как называется такой приём в литературе?

Аллегорией или иносказанием

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Богатыри

В 822 году большинство племен объединил князь Олег

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Богатыри

Кому поставлен этот памятник?

Где он установлен?

Памятник Илье Муромцу в Муроме

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Живая картинка

Кому поставлен памятник?

Сергий радонежский

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Живая картинка

Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя получил и прославился на всю Русь?

Сергий Радонежский

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Ы !


Живая картинка

Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал …… Что он сказал?

«Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Живая картинка

Перед Куликовской битвой к нему прибыл

князь Дмитрий за советом.

К кому и что князю сказали?

Сергий Радонежский.

Он благословил Дмитрия Ивановича на этот подвиг.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Колесо истории

Что такое былина?

Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Колесо истории

Что такое летопись?

Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Колесо истории

«Ту дороженьку расчистил я

Богатырь …. .

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня – за коня!»

Чьи эти слова и где были записаны?

Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Колесо истории

Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание?

Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Колесо истории

Как прозвали князя Дмитрия?

Донской

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Памятники культуры

Первая отпечатанная книга.

Библия

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Памятники культуры

Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге.

Буквица

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Памятники культуры

Ими покрывались стены храма. Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь?

Стены храма покрывались фресками

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Памятники культуры

Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь.

Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Памятники культуры

ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НА ГЛАВНУЮ


Домашнее задание: оформить на альбомном листе небольшой фрагмент текста летописи, используя заставки и миниатюры. (Для выставки работ современных «летописцев».)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!