Сообщение о человеке лидере. Лидерские качества

Цели

Раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;

Показать необходимость достижения лидерства законным путем;

Способствовать формированию толерантности у учащихся;


самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

Знать основные характеристики лидера и политического лидера;

Уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, сис­тематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквари­ум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мульти­медийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Чело­вечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Методическая разработка предметной

недели по дисциплине «обществознание»

правовая игра на тему:

«Что значит быть лидером»?

Преподаватель: Алымова О.Н.

Орел

Тема: «Что значит быть лидером»

Цели

  • раскрыть этико-правовые аспекты лидерства;
  • показать необходимость достижения лидерства законным путем;
  • способствовать формированию толерантности у учащихся;

Способствовать формированию убеждения в необходимости
самовоспитания и саморегуляции для выработки лидерских качеств.

  • знать основные характеристики лидера и политического лидера;
  • уметь определять качества и тип лидера; выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему; работать в группах.

Оборудование: карточки-задания для деловой игры «Аквариум», плакат «Качества лидера», карточки-задания для групп, мультимедийный проектор, тесты.

Цитаты на классную доску:

«Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!» (Вовенарг, французский мыслитель).

«Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих лк> дей...» (Ф. Ницше, немецкий философ).

Ход мероприятия

Учитель: Что объединяет приведенные выше высказывания? Сформулируйте тему нашего разговора. (В ходе обсуждения ребята формулируют тему.)

Обучающиеся высказывают свои мнения.

ЛИДЕР - это человек, который руководит, направляет других. ЛИДЕР - это человек, которому дана формальная и неформальная власть над другими.

Деловая игра «Аквариум»

Ситуация. Ваш класс выиграл 30000 рублей. Как распорядиться деньгами?

Задачи игры:

1) определить лидера по его роли в группе;

2) определить стиль поведения в группе, который должен быть характерен для лидера;

  1. выяснить качества лидера и его значение для группы;
  2. ребята должны понять, что быть лидером не просто, что лидер должен обладать многими неординарными качествами.

Инструкция

В «Аквариум», т.е. на самое видное место в классе, приглашаются 5 человек для разрешения ситуации. Все остальные ребята наблюдают происходящее.

Учитель раздает каждому из 5 участников по карточке. Никто не знает о их содержании. Согласно «роли» обучающиеся должны решать вопрос о том, как распорядиться 30000 рублей. Через 5-7 минут дискуссии между ними остальные ребята должны угадать, кто играл роль лидера.

Участники, играющие роль лидеров, должны назвать качества, которые стремились проявить. В конце беседы все раскрывают «роли», которые играли.

Роли (в виде задания на карточке).

«Лидер»

Внимательно выслушивает предложения других ребят, дает краткую оценку каждому выступлению, берет инициативу в свои руки, проявляет умение убеждать в своей правоте, смелость, решительность, уверенность в себе. Стремится защитить интересы всего класса в отношении денег, проявляет честность, справедливость.

«Говорун»

Проявляет качества эмоционального лидера, шутит, предлагает самые фантастические идеи, уводит разговор в сторону, переходит на Мелочи, посторонние темы.

«Нигилист»

Все предложения отвергает, критикует, во всем сомневается, ви-^ iT и предчувствует плохое, заводит всех в тупик безысходности и Уныния.

«Молчун»

Изредка вставляет несложные предложения, проявляет стеснительность, робость. Однако его идеи тоже смогут быть конструктивные и толковые. Не спорит. Быстро обижается.

«Авантюрист»

Толкает всех на «криминал», предлагает присвоить деньги, а затем, когда его начинают стыдить, пытается убедить всех в необходимости «раскрутить» деньги, «как это делают все». Думает, прежде всего, о своих интересах.

Мозговой штурм. «Какими качествами должен обладать лидер?» После обсуждения необходимо составить вместе с ребятами список качеств лидера, затем предложить им рассмотреть на плакате общепринятые качества лидера.

Качества лидера

  • Умение принимать правильные решения.
  • Умение слушать.
  • Умение четко доносить свою точку зрения.
  • Уважение и забота о членах команды.
  • Инициативность.
  • Умение вдохновлять других.
  • Умение вселять уверенность в других.
  • Умение поощрять других за инициативу.
  • Умение обучать подчиненных
  • Умение учиться на критике.
  • Уверенность в себе
  • Умение держать дистанцию с подчиненными.
  • Умение приобретать друзей и союзников.
  • Умение правильно распоряжаться временем.
  • Дальновидность.
  • Компетентность.

Работа в группах: определение качеств лидера Обучающиеся делятся на три группы и получают по 1 карточке. В течение 3-х минут они должны выполнить задание, а затем по очереди (1 человеку от группы) должны выступить.

Задание. Какое из вышеназванных качеств лидера исключено в данных случаях?

1. К. Кайсенов, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром партизанского отряда, рассказывал, что жизнь вдали от дома, в условиях постоянной опасности, очень влияла на взаимоотношения людей. Командира отряда называли «батей» (отцом) за его душевность, за то, что он делил со своими солдатами тяготы войны.

  1. Французский император Наполеон Бонапарт поставил почти всю Европу в зависимое от Франции положение. При этом он щедро награждал отличившихся воинов за счет ограбления других народов. В 1812 году Наполеон бросил свою армию на завоевание России, дав слово в очередной раз вознаградить героев. Однако поход закончился полным поражением французов. Наполеон бежал, оставив своих воинов на произвол судьбы, погибать от мороза и голода.
  2. В 1219 году на земли народов Азии вторглись орды Чингисхана (1155 - 1227 гг.), отличавшегося крайней жестокостью к тем, кто оказывал сопротивление. Чингисхан, как свидетельствуют китайские летописцы, не доверял даже своим сыновьям Джучи и Чагатаю. Вражда и соперничество в Монгольской империи принесли много страданий народам.

Учитель: Эти примеры показывают, что вышеназванные качества лидера не являются универсальными. И лидер может в определенных ситуациях терять свои качества. Нет одинаковых людей, нет одинаковых лидеров. Каждой группе (каждому обществу) нужен свой лидер. Меняются задачи группы - меняется лидер.

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение всех участников. Работа в парах: соотнесение типов лидеров в соответствии с «Колесом жизни кельтов»

Учитель рассказывает об учении древних кельтов «Колесо жизни».

У древних кельтов (племен, населявших когда-то большую часть Европы, потомки которых живут сейчас в Англии, Уэльсе и Шотландии) сложилось учение, удивительное по своей магической вере в е Динство человека и матери-природы. Это учение названо «Колесо Жизни», которое объединяет в себе четыре стороны света, олицетво- ряющие гармонию духа. Они соответствуют четырем временам года а также четырем типам людей, о которых нам, людям XX века, интересно знать, чтобы понять качества лидера, основы фундамента сотрудничества и сосуществования, для возрождения уважительного отношения к природе.

На экране появляются характеристики типов лидеров

Восток - весна - горн, где создает свое творение кузнец, где рождается все новое.

Лидер - «творческий дух», очень изобретательный, наполненный огнем одухотворенности.

Основные черты:

  • богатое воображение, склонность видеть всю картину целиком;
  • фокусирование на идее, отличающейся направленностью в будущее;
  • четкое осознание своего предназначения и цели;
  • склонность к познанию, к экспериментам;

® возможная потеря концентрации над задачей и ее невыполнение;

  • риск не справиться с объемом работы, утрата чувства времени;
  • склонность к энтузиазму вначале и последующему скорому разочарованию.

Юг-лето - посох, которым направляют и собирают вместе отары. Лидер - «огонь в горне», плодородие, слияние. Основные черты:

  • доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности;
  • предоставление другим возможности почувствовать свою важность в определении происходящего;
  • постановка в центр морально-этических ценностей во всех вопросах личной и профессиональной жизни;
  • использование личных отношений, связей для выполнения задач;
  • стремление оказывать поддержку, эмоциональность, чувствительность;
  • невозможность отказать в просьбе, неумение сказать «нет»!

Запад - осень - познание, оценка, информация.

Лидер - «чаша», где все хранится, варится и смешивается.

Основные черты:

  • взвешивание всех «за» и «против»;
  • анализ данных и логика;
  • восприятие состояния как скрупулезная практика при выполнении своей работы;
  • склонность к самоанализу;
  • упрямство, настаивание на своем;
  • нерешительность, сбор ненужных сведений, «зациклен-ность» на деталях;
  • отрешенность и холодность.

Север - зима - камень, служащий символом власти и ответст-нности.

Лидер - «воин», открытый к борьбе, решительный. Основные черты:

  • уверенность, активность;
  • умение управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий;
  • быстрое реагирование, подталкивание других к решительным действиям;
  • отсутствие боязни сталкивания с «трудными» людьми; способность быстро занять оборону, склонность к спору, доказывание своего превосходства;
  • требование принятия скоропалительных решений;
  • автократичность, требование, чтобы все было в соответствии с его (ее) желаниями.

Учитель: Определите, кто из героев А. Дюма (Атос, Портос, Арамис и Д"Артаньян) соответствует этим характеристикам. Кто из них Север, Юг, Запад и Восток? (обучающиеся работают в парах) Если они затрудняются, то на экране появляются характеристики героев А. Дюма, а ребята должны отгадать имена.

  1. Способность к быстрым действиям. Решительность, умение организовать усилия всей в группе на преодоление сверхсложных задач.
  2. «Честь и совесть» компании, хранитель дворянской чести рассудительный и мудрый.
  3. Сильная и верная рука. Исполнительный, мужественный, преданный.
  4. Мастер сложных интриг, знаток всех тайн королевского двора, тонкий психолог. Наблюдательный, хитрый.

Подводя итоги данного упражнения, можно задать вопросы:

  1. Почему друзья в самые трудные минуты провозглашали: «Один за всех, все за одного!»?
  2. Можно ли в одном человеке найти сразу все качества, о которых мы говорили?
  3. Есть ли идеальный лидер?
  4. Зачем кельты подчеркивали особенности людей, опираясь на образы природы и человеческой деятельности?

Учитель: Многообразие черт лидера объясняется сложностью и многообразием человеческих отношений. Лидер в семье, на работе - скромный и незаметный человек, или совсем наоборот. Условно все общественные отношения разделили на неформальные и формальные. В любом коллективе имеются формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) лидеры.

Особенно много тайн и интриг наблюдается в политическом лидерстве.

Политический лидер

Учитель: С точки зрения типологизации, политическое лидерство как вид политического поведения весьма разнообразно. Наиболее признанной является типология лидерства, предложенная М-Вебером и Г. Херманном.

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства (Их характеристики выведены на экран).

Традиционное лидерство : имеет традиционный характер, освящено авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений, религиозными нормами.

Рациональное лидерство : опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.

Харизматическое лидерство: основывается на признании исключительности, уникальности, индивидуальных достижений личности.

Обучающиеся делятся на две группы и выполняют следующие задания

Задание для первой группы

К какому типу лидерства вы отнесете Петра Великого, Ф. Рузвельта, В.И. Ленина, И. Ганди, Н.С. Хрущева, М. Тэтчер? Объясните свою точку зрения.

Задание для второй группы

К какому типу лидерства вы отнесете Николая II, Дж. Кеннеди, И.В. Сталина, Ш. де Голля, Л.И. Брежнева, У. Черчилля? Объясните свою точку зрения.

Учитель: Политолог Г. Херманн, анализируя имидж политика, выделяет четыре типа политика (Их характеристики выведены на экран).

Лидер - знаменосец. Он стремится к своей цели, определяет политику, ведет за собой массы.

Лидер - служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.

Лидер - торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.

Лидер - пожарный. Он постоянно реагирует на ситуацию, заливает пожары.

Задание для обеих групп

Приведите примеры (из истории и современности) политиков, отвечающих этим критериям.

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определенных исторических этапах развития общества. Роль политического лидера в обществе велика и реализуется через те Функции, которые он выполняет.

«Мозговая атака». Назовите функции политического лидера в обществе.

Обучающиеся называют следующие функции:

  • интегративная;
  • ориентационная;
  • инструментальная;
  • мобилизационная;

Коммуникативная;

  • гарант справедливости, законности и порядка. Дискуссия по вопросам
  1. Какие из функций лидера, по-вашему, наиболее существенны?
  2. Каково соотношение лидерства и вождизма? Для каких стран характерно появление вождей и почему? Кого вы отнесете к вождям ц почему?
  3. Почему лидерство может перерастать в культ личности? Каковы факторы формирования культа личности?
  4. Чем обусловлен культ личности: режимом власти или чертами самого лидера? Кто из известных вам политических деятелей создал собственный культ личности?
  5. Почему у власти оказываются лица, лишенные выдающихся качеств? Какую роль играют случайность, наличие сторонников, ситуация?

Учитель: Для того чтобы политический процесс в России приобретал черты рационализма, стал более предсказуемым и конструктивным, необходимо чётко представить политического лидера, который мог бы решать стоящие задачи и проблемы.

Задание для обеих групп

Создайте портрет политического лидера.

Какие качества политического лидера, на ваш взгляд, сегодня особенно востребованы в нашем обществе?

Какова, по вашему мнению, роль политических лидеров в современном обществе?

После обсуждения выступают представители групп.

Учитель: Через определённое количество лет кто-то из вас будет выполнять роль лидеров в каком-либо виде деятельности. Есть ли у вас задатки? Ответить поможет тест.

Тест «Что вы за птица?»

С его помощью вы сможете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, условно названными «Голубь», «Страус» и «Ястреб».

Отвечая на вопросы, надо выбрать из трех вариантов ответа тот, который наиболее подходит для тебя.

1. Мне уже 16 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда не пойдешь». Я:

А) очень-очень прошу, чтобы она все-таки отпустила меня на улицу, а если не получится, то останусь дома;

б) скажу себе: «А я и не хотел никуда идти» и останусь
дома;

в отвечу ей: «Ничего не поздно, я ушел» и уйду, хотя она
и будет ругаться.

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б)избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я считаю себя человеком, который:

А любит нравиться многим и быть «как все»;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других людей своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком - величайшее счастье в жизни;

б) неплохо, но пока ее от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;

в) это прекрасно, особенно когда любимый человек дает
мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

А) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимания;

в) начинаю злиться и могу вылить свое раздражение на окружающих.

6. Если не совсем справедливо критикуют мою работу:

а) меня это заденет, но я постараюсь не показать этого;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму замечания и постараюсь исправить
свои ошибки.

7. Если кто-то упрекает меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;

б)наверно, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б)лидер, руководитель;

в)член группы, команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, то я:

а) просто перехожу к другому делу;

б)показываю всем, что я уже все сделал;

в)хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонько сижу в углу;

б)стремлюсь быть в центре всех событий;

в)провожу большую часть времени, помогая убираться и мыть посуду.

11. Если в магазине мне не додадут сдачу, то я:

а) естественно, потребую ее;

б)расстроюсь, но промолчу, не люблю препираться с посторонними;

в)не обращу внимания: эта мелочь того не стоит.

12. Если я чувствую, что злюсь, то:

а) открыто выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б)чувствую себя неудобно перед другими;

в)пытаюсь себя успокоить.

13. Когда я заболеваю, то я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;

б)ложусь в постель и хочу, чтобы за мной ухаживали;

в) стараюсь не обращать на это внимания и хочу, чтобы
окружающие вели себя так же.

14. Если какой-то человек сильно возмущает меня, я предпочту:

а) выразить свои чувства ему открыто в лицо;

б)разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем де
ле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через дру
гих людей.

15. Мой девиз в жизни, очевидно, мог бы звучать так:

а) победителей не судят;

б)весь мир любит любящего;

А теперь, для того чтобы обработать свои результаты, разбей эти 15 вопросов на три пятерки: 1 - 5, 6 - 10, 11 - 15.

Чтобы узнать, насколько ты «Голубь», посчитай, сколько у тебя веТ ов «а» в первой пятерке, «в» - во второй пятерке и «б» - в третьей. Для определения своих «страусиных» черт, нужно найти сумму ответов «б» в первой пятерке, «а» - во второй и «в» - в третьей.

Ответы «Ястреба»: «в» - в первой пятерке, «б» - во второй и «а» в третьей. Понятно, что, чем больше ответов одного типа (какой-то птицы), тем сильнее у тебя выражены именно эти черты. Если всего поровну, то в разных ситуациях ты проявляешь себя по-разному.

«Голубь» - это мягкий, доброжелательный и чувствительный человек. Он готов на многое ради родных и друзей, даже на самопожертвование. Многие их считают слабаками, ведь они часто не могут прямо попросить или потребовать то, что им нужно. Они добры и ус-гупчивы, живут мечтой найти человека, который понимал бы их с полуслова. Впрочем, они вообще уделяют мечтам много времени. В компании «Голуби» часто играют второстепенные роли, но не потому, что чего-то не умеют или не знают, а потому, что просто лучше себя чувствуют за троном, а не на нем. «Голубь» не любит брать на себя инициативу и ответственность, а также открыто противопоставлять свое мнение окружающим. В компании часто только «Голубь» может справиться с темпераментными и агрессивными людьми. Свою редкую злость и раздражение «Голубь» направляет против себя, не высказывая открыто.

«Страус» - человек расчетливый и осторожный, предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно свободное пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. В большинстве случаев «Страус» не тяготится одиночеством и хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов, они прячут в песок не только голову, но и сердце. «Страусы» не ждут от жизни и людей слишком многого и потому никогда не бывают по-настоящему разочарованы. Их отчужденность придает их характеру целостность и самодостаточность, чего Так не хватает и «Голубю», стремящемуся понравиться окружающим, и «Ястребу», желающему достичь успеха. Но эта же целостность мо-* е т обернуться замкнутостью, которая отрезает «Страуса» от лучшего Других людях и в самом себе.

«Ястреб» - человек честолюбивый, решительный и храбрый. «Ястребу» нужна власть. Преследуя свои цели, «Ястребы» приобретают массу врагов, но, с другой стороны, они многого и достигают. «Ястребами» скорее восхищаются, нежели любят. «Ястреб» живет по принципу «Все или ничего», половинчатость успеха принимается им за неудачу, они бескомпромиссны и в общении, и в делах. «Ястребы» требуют подчинения и не выносят критики в свой адрес, хотя легко критикуют сами себя и других. Предположение, что они могли совершить ошибку, вызывает не только ярость «Ястреба», но и глубоко спрятанную растерянность, так как за своим ястребиным фасадом они далеко не так прямолинейны, как хотели бы казаться.

Если уровень самодостаточности соответствует уровню формального лидера, что ж, дерзайте! Данный тест убеждает нас в том, что нет абсолютно «правильной» точки зрения успеха личности, что качество, украшающее одного человека, может мешать другому.

Рефлексия:

  1. Считаете ли вы себя лидером?
  2. Почему так важно вырабатывать у себя качества лидера?
  3. Как вы понимаете слова Ж. - Ж. Руссо: «Легче завоевывать,! чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир: но, чтобы поддерживать его, нужны плечи! Геракла»!

ЗАПОМНИ!

Лидер - это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Лидер ситуации - человек, взявший на себя инициативу во имя| сохранения группы. Формальный лидер избран народом, выдвинут начальством, обладает полномочиями.


Что такое лидерство? Кто такой лидер? Как им стать?

В современном лексиконе человека, представителя делового мира, лидерство определяется как «способность вдохновлять, и пробуждать желание работать». Возникает законный вопрос: "У кого?" - Конечно, же у своих сотрудников. Но чтобы понимать истинное значение лидерства, нам необходимо глубже вникнуть в суть слова.

Один момент, который был установлен после долговременных исследований психологов, показал, что любая группа людей, выброшенных на необитаемый остров, на поединок с дикими зверями, просто на поле для игры, сама себе находит и выбирает лидера, которого каждый из них будет слушаться, уважать, поддерживать и выполнять его задания. И выбор лидера не зависит от уровня интеллекта и возраста участников команды.

Для того чтобы быть лидером, простого желания не будет достаточно: человек, изъявивший подобное желание, должен, кроме оного, иметь еще несколько характерных черт, которые бывают только у истинного лидера. В противном случае, этот человек потерпит неудачу, ибо быть лидером трудно. В деловой практике по прошествии времени исследования и история показали, что лидером может стать любой человек. Но даже здесь простого желания им стать было недостаточно, ибо еще требовалось желание учиться и развивать в себе способности, помогающие в лидерстве. Это желание должно быть основано на сильном желании и истинном голоде успеха.

Лидер - это человек, который построил себя сам, т.е. сэлф-мэйд (бизнес, жизнь, англ. – self-made). Быть лидером нигде не научат - чтобы стать лидером, не надо заканчивать институтов или курсы. Лидерами просто становятся, если у вас есть желание, кто-то заметив его, поощряет вас, дает вам возможность самореализации, следовательно, вы сможете реализовать свои способности.

Для того чтобы четче понимать функции лидера, ниже мы вам приведем несколько заметок, которыми просто должен быть укомплектован каждый человек, желающий стать лидером.

Нет идеальных людей, и никто не прекрасен!

Но все-таки лидерами рождаются, этот факт просто неоспорим. Все люди, несмотря на то, кем они родились, они имеют базу для самосовершенствования – мозг. Даже если мы не родились лидерами, у каждого из нас есть возможность им стать, для этого просто необходимо развить в каждом из нас свои чувства и черты лидера, потому что они имеются у каждого человека, за исключением совсем малого процента. Для развития этих черт у себя, человеку необходимо проанализировать каждого лидера, к которому он не равнодушен, которого он считает своим кумиром в плане деловитости и успешности. И во всех своих действиях и решениях подражать ему, но подражать тоже нужно с умом.

Качества коммерческого лидера:

Энтузиазм.
Согласитесь, даже с простым энтузиазмом человек может достичь небывалых высот. Это и является первой необходимой чертой для развития лидерских навыков в человеке. Для того чтобы породить в себе энтузиазм, в первую очередь необходимо найти вещь или область, от которой человек приходит в восторг, в которой этот человек хотел бы добиться небывалого успеха. Часто, в практике развития энтузиазма необходимо упорство. Очень много примеров, когда человек с огнем в глазах и душе начинает дело, берется за него с большими надеждами, но при первом неудачном опыте быстро и без колебаний отказывается. Этот человек не может быть лидером, потому как его энтузиазм поддельный, а не искренний. Настоящий энтузиазм, который характерен для настоящего лидера – тихий и невзрачный, потому как это чувство у него присутствует, и он им не кичится. Простые девизы для того, чтобы найти и определить в себе энтузиазм: "Я могу сделать это! Я могу сделать это!" Только в таком случае человек может добиться поставленных целей.

Если человек чувствует, что работа, которой он занимается проста для него, он старается сделать все возможное, чтобы эта работа приобрела для него иной характер, и появился интерес. Тогда у него и появится интерес, только в этом случае он сможет добиться успехов на этом поприще и стать лидером области, что возможно утолит его голод лидерства. А если нет, то это - человек с большими амбициям, и он способен на многое.

Храбрость и отвага.
Любой человек, который старается стать лидером должен быть храбр душой и телом. Только тогда он сможет преодолеть преграды, которые встречаются на его пути. Храбрость и отвага необходимы в ситуациях, когда человеку необходимо «взять», т.е. захватить то, к чему он стремится. Каждую проблему, которая встречается на пути к успеху и благосостоянию, истинный лидер должен преодолевать с мужеством, характерному только настоящему амбициозному человеку. Подлинный лидер к каждой проблеме относится, как к очередному испытанию, с помощью которого он сможет заработать выигрышные очки. И подходит к решению, как к новому сражению, из которого он обязательно выйдет победителем.

Храбрость лидера проявляется не только в преодолении возникших проблем, но и в преодолении самого себя, т.е. противоречить своим принципам и догматам. Это означает иметь сильный характер, всегда делать то, что пообещал, что сказал. Это означает, что человек-лидер проходит через все стены и испытания только победителем, вне зависимости от того, какого они характера, делового или личностного.

Вера.
Важное требование для лидера любой эпохи и области была вера. Потому как если в нее не верит сам лидер, как он может требовать ее от тех, кто его окружает. В современном мире, невозможно быть 100% уверенным в том, что делаешь, в том, что человек, с которым ты говоришь, не подведет тебя завтра тупым, недальновидным решением или действиями. Лучший вариант в таком случае – проверка на веру. Если ваш собеседник уверен в своих словах и может нести ответственность за свои слова и действия, то вы можете работать с ним плодотворно.

Большее требование, чем требование веры в дело или успех его, требование для лидера – вера в самого себя, в свои силы и возможности. Только такой человек может и стену пробить и какой-нибудь полюс пройти. Но самое главное требование, которое встречается для делового мира – вера в себя и умение заставить поверить в себя окружающих его людей - только в таком случае успех гарантирован. Уверенный в себе лидер, никогда не навязывает свою мысль своим подчиненным, просто они (подчиненные) всегда уверены в правоте его мыслей и решений. Храбрый и сильный лидер всегда готов и открыт к новым обсуждениям и подходам, к новым решениям вопросов. Потому как при помощи них он на ходу может внести изменения в дело.

Лидер никогда не говорит о заоблачных планах, которых ему не достичь, потому что это просто вопрос времени, и эти цели хранятся в его долгом ящике. Он никогда не делает того, в чем не уверен абсолютно. Он всегда смотрит на вещи реально, с трезвой точки зрения.

Интегрированность.
Лидер – человек слова. Он всегда сдерживает данные собой обещания, никогда не подводит людей и всегда пунктуален. Он всегда деликатен и точен в своих высказываниях, вне зависимости от того, с кем он говорит: будь то подчиненные, или партнеры, или просто его родные. Причиной того, что лидеры всегда сдерживают свои обещания, является хорошая работа его ума, потому как он не принимает свои решения и не дает обещаний опрометчиво, он всегда обдумает и взвесит все «за» и «против», перед тем как сказать. Они всегда принимают свои решения, исходя из своих способностей.

Лояльность.
Она важна всегда при общении с партнерами, потому как без нее нельзя добиться хороших показателей.
Лояльность также важна и при общении с другими людьми из своего круга. Потому как нельзя лидеру высмеивать кого-то, говорить его недостатки в открытую, перед всеми. Потому как таким образом он пошатнет репутацию высмеиваемого в глазах его сослуживцев. Но при этом, вся его лояльность не означает его мягкотелости - лидер никогда не прощает ошибок, он может сделать замечание в личном порядке, т.е. тет-а-тет, но это замечание будет дорого стоить провинившемуся. Истинный лидер никогда не зарится на успех своих конкурентов, потому как это – зависть, а зависть, как известно, присуща только слабохарактерным людям. Еще одна часть лояльности – чувство ответственности за благосостояние своих подчиненных. Лидер никогда не оставит своего подчиненного в беде, потому как знает цену своему специалисту. И он делает это не из корысти, а просто из присущих ему человеческих ценностей.

Интересы.
Трудно описать значение слова «дружелюбие» в двух словах. Даже большие толковые словари не могут вкратце описать это слово. Но несмотря на всю трудность, это чувство характерно для лидера. Потому что он уверенный в себе человек, и не боится никого, поэтому он со всеми дружелюбен, даже со своими конкурентами, которых естественно много.

Лидеру присущи взаимоуважение ко всем людям, вне зависимости от их вероисповедания, расы или возраста. Хотя к данной ситуации не применишь слово дружелюбие в полном его смысле, но оно подразумевает уважение и понимание.

Юмор, присущий лидеру.
Лидер не должен быть душой компании. Но его присутствие всегда ощутимо, будь то корпоративная вечеринка или простая посиделка с друзьями. Он всегда говорит по ситуации, и не говорит никогда лишнего, даже если выпьет немного спиртного. Шутки и реплики лидера всегда остроумны, и во многих ситуациях они мотивируют человека.

В данной статье были описаны шесть особенностей, которые являются характерными показателями для лидера. Человеку, который старается им стать, необходимо подумать о них, поразмыслив о них, прийти к оптимальному решению. Все черты характера, которые описаны выше, были исследованы сильными людьми, замечание которых не может быть оспорено, компетентность которых вне подозрений. Желаем вам успеха.

Феномен лидерства существует давно, ведь человек всегда желал выглядеть в чужих глазах сильным и самодостаточным, обладать влиянием и властью. Именно лидер является главным действующим лицом в сценарии жизни, наделенным исключительными перспективами и доступом к чему-то большему. Большинство людей связывают понятие лидер с некими врожденными особенностями, которые помогают достичь успеха, но на самом деле каждый человек способен развить основные качества лидера.

Чтобы постигнуть природу лидерства, нужно изучить его структуру и особенности. В современной психологии лидер – это человек, который обладает рядом качеств и навыков, помогающих ему «вести» за собой людей к определенной цели.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Для его верного понимания следует выделить конкретные ступени развития личности успешного лидера:

  1. Сам себе лидер. Это базовый первый этап, являющийся предпосылкой для становления лидера. Следует научиться дисциплинировать и мотивировать себя, нести ответственность за собственные поступки, формировать навыки ставить и достигать цели.
  2. Лидер в ситуации . Это лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя функции руководства в определенной экстремальной ситуации, где контекст необходимости вынудил его взять на себя ответственность.
  3. Лидер в команде. Это понятие макролидерства, где человек формирует свою команду и мотивирует ее членов к достижению целей. Здесь исчезает ситуативность, на место которой приходит постоянная инициатива и ответственность за качество работы собственной команды.
  4. Лидер в системе. Металидерство предполагает руководство целой системой, где человек становится руководителем среди лидеров. Цели стают более серьезными и глобальными, для успешного руководства на этом уровне требуется наличие многих личностных и профессиональных качеств.

Так каким должен быть лидер? Успешный руководитель должен освоить основные лидерские навыки и овладеть соответственными ключевыми качествами лидера, без которых продуктивное функционирование на любой ступени развития станет невозможным. Ключевые лидерские навыки можно условно разделить на три группы: базовые навыки, навыки общения и личностные качества на уровне развития личности.

Базовые навыки успешного лидера

Видение перспективы

Именно с этого понятия начинается лидерство, видение перспектив и развитая способность прогнозировать позволяет быть более гибким, менять стратегию и направление движения, ориентируясь на возможную ситуацию. Умение создать в представлении команды светлое будущее служит элементом вдохновения и поворачивает деятельность в позитивное русло.

Постановка целей

Целеполагание служит фундаментом для успешного видения перспектив и позволяет создать условия для постепенного продуманного движения команды к большой цели, достигая результатов постепенно, маленькими шагами. При этом, конечная и ярко, чтобы команда ощущала острую необходимость в ее достижении.

Успешная адаптация

В нашем изменчивом мире, где ежедневно сквозь сознание человека проходят нескончаемые потоки информации необходимо уметь замечать малейшие окружающие изменения. Из гигабайтов информации нужно принимать во внимание только ту, что касается деятельности компании. Такая адаптация возможна при широком общем кругозоре лидера, который сумеет заметить и выделить наиболее важные тенденции и стратегии развития.

Гибкость

Руководителю необходимо всегда иметь в запасе различные стратегии и методы, чтобы в каждой конкретной ситуации суметь выбрать наиболее подходящий вариант. Отсутствие вариантов делает его предсказуемым и слабым в глазах не только команды, но и конкурентов. Иногда это качество отлично действует на основе некоего противодействия системе, что может привести к оригинальным неординарным решениям.

Настойчивость

Это качество лидера взаимосвязано с силой личности, когда человек не останавливается перед лицом неприятной и опасностей, а также идет на оправданный риск. Важно не путать настойчивость с упрямством, когда человек способен идти к своей цели любой ценой. Такое поведение граничит с наглостью и отворачивает команду от руководителя.


Навыки общения

  • Умение убеждать. Это понятие означает эффективно использовать свой вербальный интеллект, лидерские эмоции, для достижения целей команды. Момент истины настает, когда человек переходит со своей позиции или точки зрения на позицию оппонента. Природа убеждения состоит из весомых аргументов, ведь только таким образом умный человек может прислушаться и принять точку зрения собеседника.
  • Коммуникабельность. В наше время это качество имеет ключевое значения для человека, желающего продуктивно взаимодействовать в обществе. Современный лидер должен уметь находить общий язык с различными категориями людей в разных ситуациях и обстоятельствах общения. Эффективный способ наладить коммуникацию – освоить техники быстрого установления контакта. Сейчас существует множество тренингов, где каждый желающий может научиться стилям эффективного общения, совершенствуя свое ;
  • Доверительность. Чтобы собеседник быстрее принял нужную сторону, следует включить в процесс коммуникации невербальные навыки. В их число входят поза, жестикуляция, интонация голоса, темп речи и другие. Их природа действует на бессознательную сферу психики человека и поможет установить доверительный контакт.
  • Способность не только слушать, но и слышать . Это понятие значит, что лидер может не только говорить, но и внимательно слушать, включая в действия все каналы восприятия. Важно уметь подобрать уместную тему разговора, расположить к себе собеседника, а потом дать ему возможность высказаться. В это время следует использовать стратегию активного слушания, кивая головой и вставляя короткие реплики в нужных местах. Умение задавать логичные и точные вопросы поможет добыть нужную информацию тактично и ненавязчиво.

Личностные качества успешного лидера

  • Уверенность в себе. Уверенный руководитель способен внушать доверие и давать ощущение защищенности своей команде. Его природа выделяет человека из толпы даже по физическим признакам: ровная осанка, расправленные плечи, спокойный взгляд, размеренное дыхание. Речь ровная и четкая, без колебаний и затяжных пауз.
  • Проактивность . От обычной активности это качество отличается умением самостоятельно инициировать ситуацию. Такая личность умеет опережать чужую инициативу и действует, исходя из собственных побуждений;
  • Целостность личности. Умение «держать себя в руках», проявлять эмоциональное спокойствие в экстремальных ситуациях принадлежит людям с целостным внутренним миром. Психические процессы такого лидера уравновешены, он способен контролировать свои личные чувства и поведения даже в неожиданные моменты, когда большинство людей начинают нервничать или опускать руки.

Видео: незаменимые важные качества лидера:

Все эти навыки и качества характеризуют успешного лидера как гармоничную личность с богатым и целостным внутренним миром, стойкими жизненными и профессиональными установками, способностью уважать личное пространство других людей. Только такой руководитель может вести за собой, формируя у ведомых людей уважение и доверие к своей личности и идеям.

Если вы решили стать настоящим лидером, то вам несомненно понадобиться огромная работа над собой. Ведь лидер обладает множественным набором психологических качеств и знаний для своей состоятельности.

Лидер (от англ. leader ) - первый, идущий впереди планеты всей 🙂 - человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность. Лидер принимает самые ответственные решения группы или организации и руководит всеми процессами в целом, при этом дает направление для дальнейших действий.

В данной статье мы будем говорить не о том , а о к ачествах лидера.

Качества лидера:

1) Уверенность в себе

2) Коммуникабельность

Без этого качества лидера трудно представить, умение налаживать контакты и быстро находить общий язык с коллективом важнейшее качество не только в этой стезе.

3) Умение постоянно учиться

Не для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.

4) Целеустремленность

Очень важное качество, которое отделяет лидера от остальных людей. Он всегда знает, чего он хочет и что для этого нужно сделать. Ведь согласитесь глупо вести толпу, когда сам не знаешь куда.

5) Ответственность

Умение отвечать за свои слова, действия, решения неотъемлемое качество лидера. Тут уже не сможешь сказать «кто виноват?». Весь груз возможных неудач и провалов придется взять на себя, а вот успех делить со всеми.

6) Самодисциплина

Обычные люди легко позволяют себе все возможные слабости. Но лидер ни как не может позволить себе дать слабину и должен постоянно быть собранным и готовым к действию.

7) Умение общаться и слушать людей

Умение общаться и слушать людей одни из главных лидерских качеств. Именно с этого начинается лидерство. Вы должны не только общаться и убеждать людей на понятном языки, но и уметь выслушать и понять каждого человек, как отдельную личность.

8) Умения создать команду

Все мы понимаем, что без команды лидер перестает быть лидером. Поэтому умение создавать команду одна из ключевых качеств лидера. Дорого стоит притянуть и убедить людей идти под твоим знаменем.

9) Упорство

Лидер это тот человек, которые никогда не сдается и находится в постоянно активности. Он ищет ответы и решение до тех пор пока не найдет их.

10) Амбициозность

Лидер всегда стремиться к высоким целям и ярким результатам, при этом делает это осознанно не рисуя в воображении сказочных гор.

В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

Лидер и лидерство

Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

  1. Врожденные индивидуальные черты.
  2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
  3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

Быть лидером - это не должность, а характер.

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.

  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.

  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

  1. Сформировать способности к .
  • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
  • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.

  1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
  • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
  • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
  • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
  • Тренируйте самообладание.
  1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
  • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
  • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
  • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
  • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
  • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
  • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.

  1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
  • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
  • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
  • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
  • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
  • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
  • Записывайте достижения.

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Внешние проявления лидерских качеств

Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

  • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
  • Окружают себя людьми.
  • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
  • Направляют беседу при общении.
  • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
  • Достаточно вежливы и тактичны.
  • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
  • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
  • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
  • Сразу схватывают суть проблемы.

Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

  • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
  • Учиться строить долгосрочные перспективы.
  • Четко и конкретно формулировать мысли.
  • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
  • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
  • Воспринимать критику адекватно.
  • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!