Сообщение о декабристы в сибири. Декабристы в Сибири (Что делали Сколько их было И т.д)

Приговоренные к каторжным работам, сразу же были направлены в Сибирь. Многие из них первое время отбывали наказание в различных государственных тюрьмах (Шлиссельбург, Динабург, Кексгольм, Свеаборг и др.). Первая партия осужденных декабристов была отправлена в в конце июля 1826 г. Они были помещены в Нерчинском горном округе на Благодатских рудниках, где работали более года в крайне тяжелых условиях. К концу 1827 г. в Нерчинске было сосредоточено около 100 декабристов. Однако сочло это место ненадежным, и осужденных перевели в Читинский острог. Здесь они жили в общих комнатах и страшной тесноте. В августе 1828 г. декабристам было разрешено снять железные кандалы, и условия заключения были несколько смягчены.

Некоторые жены декабристов (М. Н. Волконская, Е. И. Трубецкая, А. Г. Муравьева), несмотря на все препятствия, чинимые им со стороны властей, и уговоры родных, отправились в конце 1826 г. в Сибирь, чтобы разделить участь своих мужей. За ними потом последовали и другие. Надо было иметь большое мужество, чтобы решиться на такой шаг. Этот благородный поступок вызвал восхищение всех прогрессивных людей России, получил широкий общественный резонанс и был воспет в русской литературе. С А. Г. Муравьевой (женой ) А. С. Пушкин передал свое знаменитое послание декабристам: «Во глубине сибирских руй храните гордое терпенье…» Поэт выражал свое глубокое сочувствие и веру в торжество дела, начатого декабристами. Муравьевой грозило тяжкое наказание, если бы стихотворение было обнаружено, но она не испугалась и передала его осужденным. Хорошо известен ответ поэта-декабриста А. И. Одоевского: «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли…», написанный им в Читинском остроге.

В 1828 г. член Общества соединенных славян, активный участник восстания Черниговского полка И. И. Сухинов предпринял попытку организовать восстание в Зерентуйском руднике, чтобы затем освободить всех заключенных каторжан Нерчинского округа. Заговор вследствие предательства был раскрыт. Сухинов покончил с собой, остальные сообщники были казнены. Среди декабристов Читинского острога также обсуждался план побега. После раскрытия заговора в Зерентуйском руднике от этого плана отказались.

Заговор в Зерентуйском руднике встревожил Николая I. Было решено построить для декабристов новую тюрьму на Петровском заводе, расположенном в пустынном месте, в 600 км от Читы. В августе - сентябре 1830 г. заключенных перевели туда. В новой тюрьме осужденные были размещены по отдельным камерам. Здесь было просторнее, чем в Читинском остроге, но также сыро и темно, потому что окон не было и свет проникал из коридора. Только в результате упорной борьбы заключенных и их родственников, длившейся несколько месяцев, удалось получить разрешение на прорубку окон в камерах.

В Читинском остроге, а затем на Петровском заводе декабристы работали по нескольку часов в день. Весной и летом они выполняли земляные работы по засыпке оврага или по исправлению почтовой дороги. Осенью и зимой мололи муку на мельнице. Некоторые декабристы увлекались ремеслами. Среди них были портные, сапожники, столяры, часовые мастера и др. В Чите и на Петровском заводе осужденные через жен, приехавших к ним, получали русские и иностранные газеты, журналы и книги.

Среди декабристов было много образованных людей, стоявших на уровне знаний своего времени. На каторге возник своеобразный «университет» или «академия», где читались лекции, доклады и проводились занятия по различным отраслям знаний. Осужденное усиленно занимались изучением иностранных языков. Среди них были люди, которые в совершенстве знали английский, французский, немецкий, классические и другие языки и охотно обучали им своих товарищей. На литературных вечерах А. И. Одоевский, П. А. Муханов, М. А. Бестужев выступали с чтением оригинальных и переводных произведений. Н. А. Бестужев, увлекавшийся живописью, создал галерею портретов декабристов и их жен.

В такой атмосфере усиленных научных занятий, напряженного интеллектуального труда, оживленных идейных споров проходила жизнь декабристов на каторге. Большое место в обсуждениях и беседах декабристов занимали не только общественно-политические вопросы, но и история тайного общества. Собравшись вместе, они имели возможность сопоставить разнообразные сведения о деятельности и программе организаций, о восстании 14 декабря 1825 г., о следствии. В результате этих оживленных бесед все более ясным становилось значение тайного общества, его роль в борьбе против крепостного права и самодержавия - борьбе, отвечавшей интересам прогрессивного развития страны. Сведения, почерпнутые из этих бесед, послужили для некоторых декабристов одним из источников при написании мемуаров.

Из воспоминаний И. Д. Якушкина, А. Е. Розена, Н. В. Басаргина и других декабристов известно, что еще в Читинском остроге сложилась большая артель, которая получила свое организационное оформление позднее на Петровском заводе. Возникновение артели было вызвано тем, что материальное положение заключенных на каторге было далеко не одинаковым. В то время как одни получали от родственников значительные суммы, большинство не привезло с собой денег и не могло надеяться на помощь близких и, действительно, ничего не получало-

Учреждение артели на общественных началах укре-пилб материальное и моральное положение неимущей, демократической части осужденных и способствовало сплочению декабристов, находившихся на каторге. Большинство декабристов придавало принципиальное значение артели и рассматривало ее не только как хозяйственную ассоциацию, но как коллектив людей, близких по своим убеждениям и политическим взглядам.

Помимо большой артели существовала малая, средства которой составлялись из добровольных взносов. Целью ее было оказание помощи неимущим для первого обзаведения на поселении. Она продолжала существовать под управлением И. И. Пущина и после выхода всех осужденных па поселение.

По отбытии каторги местами поселения декабристов были назначены различные центры Сибири, где они находились под неусыпным надзором властей. Городничие ежемесячно сообщали губернскому начальству о поведении каждого декабриста. Эти сведения через генерал-губернаторов Сибири поступали в Петербург. Переписка декабристов подвергалась строгой цензуре. Вопрос о доставке писем декабристов адресату окончательно решался в III отделении. Поэтому декабристы и их корреспонденты предпочитали не касаться в письмах, посылаемых по почте, общественно-политических вопросов, если же затрагивали их, то высказывались очень осторожно.

В Сибири перед декабристами встала задача: каким путем в новых условиях служить тем целям, которые были выдвинуты освободительным движением 1816- 1825 гг. «Настоящее житейское поприще наше,- говорил М. С. Лунин,- началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Разнообразная деятельность декабристов в Сибири - просветительная, хозяйственная, литературная - имела общественное значение. Она была призвана разрушить клеветнические измышления, распространяемые царским правительством об участниках тайного общества и его целях, показать, что декабристы руководствовались идеями патриотизма, интересами прогрессивного развития своей страны и народа.

Декабристы много сделали для разоблачения этой клеветы. В своих произведениях они указывали, что их борьба за уничтожение феодально-крепостнической системы, преобразование государственного строя и социальных отношений находит отклик и поддержку в народных массах. М. С. Лунин писал, что преследование членов тайного общества в Сибири «свидетельствует о их политической важности, о симпатиях народа, которыми они постоянно пользуются, и о том, что конституционные понятия, оглашенные ими под угрозою смертною, усиливаются и распространяются в недрах нашей обширной державы».

Основанные Якушкиным и другими декабристами в Ялуторовске училища являлись культурными очагами в Сибири и содействовали просвещению народа. Однако в условиях феодально-крепостнической действительности и реакции, особенно усилившейся после революции 1848-1849 гг. в , эта деятельность декабристов не могла получить широкого распространения.

Декабристам было разрешено вернуться в европейскую часть только в августе 1856 г.

И.А.Миронова “…Их дело не пропало”

декабрист муравьев восстание

О сибирском периоде жизни декабристов имеется богатая литература и огромное количество документального материала. Особенно богаты подробностями об этом периоде жизни декабристов их мемуары.

Отправка в Сибирь началась в июле 1826г.; «преступники» препровождались туда большей частью в повозках, скованными, в сопровождении фельдъегерей. Каторжные работы отбывались сначала главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда ко многим декабристам приехали их жёны. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей-декабристов свободную и обеспеченную дворянскую жизнь. Революционная традиция высоко чтит этих женщин. Памятником преклонения перед ними является поэма Некрасова «Русские женщины». Особо надо отметить Александру Григорьевну Муравьёву (жену Никиты Муравьёва), взявшую на себя передачу декабристам революционного стихотворения Пушкина - послания декабристам в Сибирь.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье, -

писал Пушкин декабристам: он верил в правоту их дела. Смелая женщина, несмотря на большой риск, передала эти стихи декабристам. От имени декабристов Пушкину ответил декабрист Александр Одоевский. Рукой, закованной в цепи, он писал:

Но будь покоен, бард! Цепями

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы,

Как встарь, смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадёт;

Из искры возгорится пламя

И просвещённый наш народ

Сберётся под святое знамя.

Большое впечатление на декабристов произвело гостеприимство сибиряков, сочувствие и теплота, которыми встретило их сибирское население. Француженка Полина Гебль с удивлением и восторгом писала в своём дневнике о том, что на долгом пути по Сибири она как невеста декабриста встречала повсюду исключительную отзывчивость, теплоту, гостеприимство и бескорыстие сибиряков- русских и бурят.(8)

К осени 1827г. всю каторжную «колонию» декабристов перевели в Читу. Но боязнь побега заставила правительство подумать о специальной тюрьме, где декабристы были бы изолированы и не могли бы найти сообщников для пугавшего правительство побега.

Однако, в связи с этим необходимо сказать о таком событии, как заговор в Зерентуйском руднике. Он был организован в 1828г. членом Общества соединённых славян И.Сухиновым, сыгравшим значительную роль в восстании Черниговского полка.

После восстания Сухинов бежал, долгое время скрывался, был арестован и сослан на каторгу. Вместе со своими товарищами Мозалевским и Соловьёвым он отбывал каторгу отдельно от других декабристов - в Зерентуйском руднике. На каторгу Сухинов принёс самую жгучую ненависть к правительству: «Вредить правительству чем бы то ни было, - вспоминают о нём его близкие товарищи, - сделалось для него потребностью; освободить себя и всех было его любимой мыслью. Он жил только для того, чтобы до последней своей минуты быть вредным правительству. Любовь к Отечеству, составляя всегда отличительную часть его характера, не погасла, но, по словам самого Сухинова, она как бы превратилась в ненависть к торжествующему правительству». Сухинов составил план обширного заговора, имевшего целью освободить декабристов и всех остальных каторжан Нерчинского округа. Но он не искал среди самих декабристов союзников и помощников в выполнении своего замысла. Не надеясь на их поддержку, он стал вербовать сторонников из среды других каторжан, вероятно, в большинстве случаев крестьянского происхождения.

План заговора, по материалам следствия, был таков: решено было навербовать большую группу сторонников, затем в назначенный день и час поднять восстание - сначала в Зерентуйском руднике. Захват оружия был обязательным условием восстания. Товарищ Сухинова Соловьёв рассказывал, что заговорщики, готовясь к выступлению, в лесу тайком «лили пули, делали патроны, которых более 1000 было сделано»(4). Было решено в начале действий прежде всего напасть на цейхгауз, захватить солдатские ружья с патронами, затем идти в казармы, где проживают рабочие», поднять их, разбить тюрьму, освободить «колодников», а тюремных чиновников самих посадить в тюрьму и зажечь». Далее восстание должно было перекинуться на Нерчинские рудники.

Там также первым делом необходимо было захватить оружие - не только ружья, но и пушки; таков был план. Восставшие должны были дальше «проходить по заводам и рудникам, забирать в партию людей, с коими пройти свободно до читинского острога и, буде возможно, освободить из оного всех содержащихся там государственных преступников, с коими соединяясь, сделать тогда особое распоряжение…» Восстание было назначено на 25 мая 1828г. в 10 часов вечера. Пунктом сбора было кладбище.

Но нашелся предатель - участник заговора Алексей Казаков: он выдал рудничному начальству заговорщиков и их планы. Предательство было открыто. Казаков был убит заговорщиками, но было уже поздно.

Участники заговора были арестованы и предстали перед судом. Генерал Лепарский получил полномочия действовать по законам военного времени. На следствии Сухинов «ни в чём признания не учинил» и держался исключительно стойко. По приговору он должен был подвергнуться наказанию плетьми и клеймению лица раскалённым железом. Товарищи тайно оповестили его о приговоре. Сухинов в тюрьме дважды пытался отравиться, но оба раза насильственная помощь отдаляла смерть. Накануне казни, 1 декабря 1828г. Сухинов повесился на ремнях, поддерживавших его цепи. Он прикрепил ремни к печной заслонке и задушил себя в лежачем положении. Так погиб последний декабрист, носивший замысел вооружённого восстания и до конца своей жизни горевший желанием осуществить его.

Заговор в Зерентуйском руднике заставил правительство поторопиться с тюремным строительством. Местом для новой тюрьмы был выбран Петровский каторжный завод близ Иркутска, куда декабристы были переведены из Читы осенью 1830г. Они должны были содержаться там, в камерах без окон под бдительным надзором не отходящих от них часовых.

Длительный переход на Петровский завод декабристы прошли пешком. На пути к ним пришла весть о революции 1830г. во Франции. Они встретили это известие с восторгом.

Условия каторги были, конечно, очень тяжелы. Среди декабристов были случаи психических заболеваний.

Очень тяжелым оказалось и положение ссыльнопоселенцев: каторга в Сибири, вопреки предположениям правительства, оказалась, чуть ли не более «лёгким», чем поселение. Незнакомые с условиями сибирской жизни правительственные чиновники в Петербурге руководствовались при размещении ссыльнопоселенцев лишь географической картой. Между тем часто какой-нибудь заштатный «город», назначенный для поселения, фактически как город и а природе-то не существовал, а оказывался крохотным поселком из двух-трёх юрт. Попавшие туда декабристы страдали от невозможно тяжёлых условий жизни, голода, отсутствия медицинской помощи, невозможности найти работу.

В особенно трудном положении оказались те декабристы, которым родственники по бедности ничего е могли присылать или не могли хлопотать при дворе об улучшении их участи. Большинство этой группы составляли члены Общества соединенных славян. Им помогали более обеспеченные товарищи по заключению, получавшие поддержку от семей. Вообще «славяне» держались на каторге несколько обособленно. Это подметил в своих «Записках» И.Якушкин. по его словам, славяне составляли особый кружок - «наиболее замечательный»; «…приглядевшись к ним поближе, можно было убедиться, что для каждого из них сказать и сделать было одно и то же и что в решительную минуту ни один из них не попятился бы назад».

Декабрист Михаил Сергеевич Лунин и в Сибири повёл с царизмом борьбу не на жизнь, а на смерть.

Под видом писем к своей сестре (в замужестве Уваровой) он развернул невероятно смелую противоправительственную пропаганду. В письмах он клеймил самодержавие, разоблачал его преступления, бездарность высших чиновников, давал оценку правовых институтов самодержавия. Он пытался убедить соотечественников в том, что существующий строй устарел, тормозит развитие страны, и требовал коренных преобразований. Он считал, что на каторге борьба с правительством не кончается, и смело продолжал её один на один. Письма Лунина к сестре переписывались и распространялись по России в копиях. Лунин дал разоблачающую критику на «Донесение Следственной комиссии» - отчёт следствия по делу декабристов. Рукопись сочинения Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» попало в 1841г. в руки III отделения; у Лунина был сделан внезапный обыск, он был арестован и заключён в страшную Акатуевскую тюрьму при Нерчинских горных заводах. Можно сказать, что смертная казнь Лунина была предрешена царизмом: в Акатуе были созданы такие условия, которые не мог бы вынести человек. Лунин погиб в 1845г.

По делу Лунина (в 1842г.) был арестован также член Общества соединенных славян Громнитский - секретарь, переписывавший сочинения Лунина, Громнитский был отдан под надзор местной полиции.

В ссылке И.Д. Якушкин много раз возвращался к вопросу о земельных правах крестьян и помещиков. В сибирский период своей жизни он пришел к выводу о том, что «освобождение крестьян, не предоставив в их владение достаточного количества земли, было бы наполовину обеспечить их независимость». Декабрист пришёл к мысли, что всю землю при освобождении крестьян необходимо распределить между крестьянами и передать в общинное владение. Он считал, что русской сельской общине принадлежит будущее. «Распределение поземельной собственности между крестьянами, - писал И.Д. Якушкин, - и общинное владение ею составляет у нас основные начала, из которых со временем должно развиться все гражданское устройство нашего государства».

Эволюцию претерпели и правовые взгляды Н.А. Бестужева. В 20-х годах он, как и П.И.Пестель, считал, что освобождать крестьян от крепостной зависимости нужно только с предоставления им земли. Будучи на поселении Н.А. Бестужев пришёл к выводу об уничтожении частной собственности на землю. «По-моему, - писал он в письме С.Г. Волконскому 16 февраля 1850г., - земля, воздух, вода, т.е. то, чего мы не можем создать ни одного атома, не может быть нашею собственностью». Признав, что природные богатство не могут принадлежать отдельным лицам, Н.А. Бестужев, задумываясь над вопросом о том, кому же должна принадлежать земля после уничтожения феодальной собственности на неё, писал Трубецкому: «Земля не должна принадлежать никому; она есть собственность государства, народа».

В поисках пути решения аграрного вопроса Н.А. Бестужев приходит к выводу, что земля должна принадлежать тем, кто на ней трудиться. Он исходит из демократических предпосылок признания права каждого на землю: «Каждый, до какой бы он крайности не был доведен, всегда имеет право на клочок земли, который даст ему пропитание». Н.А. Бестужев также становиться сторонником крестьянской общины. «Наши общины, - писал он, - суть не что иное, как социальный коммунизм на практике, где земля есть средства в работе».

Одним из важных итогов пребывания декабристов в Сибири, было создание программы её подъёма производительных сил и культурного уровня. Заслуживает внимания деятельность декабристов по воплощению этой программы. Следует отметить, что её создание началось несколько лет спустя после значительного события в истории Сибири - проведения реформы Столыпина (1819-1822). Помимо экономических и социальных последствий, реформа дала толчок к развитию общественного сознания сибиряков, одним из проявлений былого, в частности, создание кружка красноярской интеллигенции, сложившегося вокруг первого енисейского губернатора А.П. Степанова (1823-1831).

Одним из аспектов изучения общественного движения Сибири периода декабристской ссылки является вопрос о взаимосвязи общественных процессов, протекавших в самой Сибири, и развития декабристской мысли.

В нашей литературе главное внимание уделяется, как правило, влиянию декабристов на сибиряков. В отдельных работах встречаются попытки проследить обратное влияние. В данной статье ставится задача рассмотреть некоторые особенности этого процесса на примере красноярского кружка, а именно: исходя из имеющихся сведений о знакомстве декабристов с краеведческими произведениями красноярцев, а также их контактов, связанных с изучением края либо с развитием его производительных сил, сопоставить взгляды членов кружка с отдельными положениями декабристской программы развития Сибири.

А.П. Степанов известен как человек, проводивший в жизнь мероприятия реформы М.М. Сперанского. Он стремился к распространению просвещения в крае, был близок с рядом декабристов, поселенных в Сибири, выступал как писатель, краевед. С ним на службу в новый губернский центр прибыли чиновники из Европейской России и из сибирских городов. В 1823 г. было создано общество «Беседы о Енисейском крае», ставившие задачи исторического, географического, этнографического и экономического изучения края. Переписка с учреждениями Министерства народного просвещения, а также выявленный нами круг краеведческих произведений красноярцев, пресвященных Сибири, позволяют считать, что общество «Беседы о Енисейском крае» действовало на протяжении нескольких лет. К наиболее крупным произведениям красноярцев, хорошо известным историкам, этнографам и литературоведам, принадлежат «Письма о Восточной Сибири» А.И. Мартоса (М., 1827), «Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» И. Пестова (М., 1833) и «Енисейская губерния» А.П. Степанова (Спб., 1835). Воспоминания одного из членов кружка А.К. Кузьмина «Из подлинных записок» («Атеней», 1858, ч.2) также представляют интерес для рассмотрения данной темы, так как содержат страницы, посвященные описанию быта населения Енисейской губернии.

Декабристы оставили яркий след не только в истории революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели. Различного рода материалы убеждают в том, как разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ. «Смело могу сказать, - отвечал А.А.Бестужев, - что я не оставил ни одной ветви наук без теоретического или практического изучения, и ни одно новое мнение в науках умозрительных, ни одно открытие в химии или механике от меня не уходило».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал на то, что изолированные от культурных центров, лишённые необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому себя посвятили.

К сожалению, незаслуженно забытым в литературе остаётся вопрос о роли книги в жизни и деятельности ссыльных революционеров. Эта важная проблема одинаково интересна для книговедов, литературоведов, историков и других специалистов. Изучение круга чтения и читательских интересов ссыльных революционеров, формирования и использования их сибирских библиотек дает представление об интеллектуальной активности отдельных декабристов в различные периоды их жизни в Сибири, об оттенках их мировоззрения, о той большой и разнообразной их общественно-полезной деятельности, для осуществления которой использовались книги.

«Область наук невозбранима никому. Можно отнять у меня всё, кроме того, что приобретено наукою, и первейшее и живейшее моё удовольствие состоит в том, чтобы всегда следовать за наукою, - писал Н.А.Бестужев сестре в 1842г. - Я жалею об одном, что много полезных мыслей остались и останутся бесплодны для науки, что чтение без цели, несмотря на всю любовь к познаниям, не даст никакого результата».

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов меньше всего можно назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения. «Если мы, находясь в каземате, не можем [...] действовать с пользою для общества, то ничто не мешает тому, чтоб готовиться к этому действию, если снова представится нам случай к общественной деятельности», - так сформулировал Д.И.Завалишин основную программу занятий знаменитой «казематской академии».

Об увлечении математикой узников Читинского острога свидетельствует письмо А.Г. Муравьёвой от 1 мая 1828г., в котором она просила прислать учебные пособия по арифметике, алгебре и геометрии, указанные в «Каталоге библиотеки Плавильщикова»(5). В списке 26 названий русских авторов и переводных с французского, немецкого и латинского языков. Наряду с учебниками для начинающих здесь приведены и учебники для специальных учебных заведений.

Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия, хотя книжный характер освоения этой науки не мог удовлетворить узников. «Книжные пособия по этой части у нас все есть, - писал А.П. Юшневский брату. - Большую часть всего, что здесь имеем по части химии, читал, но без поверки опытом ничего почти в памяти не сохранилось»(6). О пересылке книг по химии для А.И.Вегелина в Читинский острог просила его родных М.Н.Волконская в ноябре 1828г.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством, немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и гражданский долг.

Биологией И.Д. Якушкин интересовался ещё во время учёбы в Московском университете. В Ялуторовске он продолжил свои занятия: изучил местную флору, вёл метеорологические наблюдения, много читал. О своей сибирской библиотеке он рассказывал сыну: «Их стоит на моих полках более двухсот, почти каждая из этих книг заключает в себе положение какой-нибудь отдельной науки, и я перечитываю мою небольшую библиотеку всякий раз с большим и большим удовольствием».

Много неизбывного горя и страданий пришлось испытать декабристам за долгие годы изгнания…

Один за другим уходили из жизни их друзья и товарищи по казематам Петропавловской, Выборгской, Шлиссельбургской, Кексгольмской крепостей, по Нерчинским рудникам, по Читинскому и Петровскому острогам, по глухим углам сибирской ссылки…

До глубины души потрясла всех скоропостижная смерть в страшной акатуйской тюрьме Михаила Лунина- до последнего дыхания ярого и неотступного борца против самодержавия. От Финского залива до мрачных сопок Акатуя, через необъятные российские просторы, сквозь дремучие леса Урала и сибирскую тайгу примчала Екатерина Сергеевна Лунина-Уварова памятник на одинокую могилу своего безмерно почитаемого и любимого брата.

Горькими слезами родных, мужей и подруг были оплаканы кончина Камиллы Ивашевой, Александры Муравьёвой, Катерины Ивановны Трубецкой…

Из года в год, несмотря на бдительную проверку жандармами переписки, узнавали декабристы о новых и новых жертвах неумолимого и неустанного душителя русской свободы- Николая Первого.

Узнали они, что угнан в оренбургскую ссылку певец украинского народа Тарас Шевченко. Что вместе с петрашевцами сослан на каторгу Достоевский. Что отправлен в Вятку под надзор полиции Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин, от сатирического хлыста которого багровели щёки больших и малых николаевских «помпадуров». Что только смерть избавила от заточения в Петропавловскую крепость замечательного революционного критика Виссариона Григорьевича Белинского. Что выдающийся писатель, революционер-демократ Александр Иванович Герцен, вырвавшись из жандармских когтей, вынужден был эмигрировать за границу, покинув родину, любимую всем сердцем.

В 1855 году умер Николай I.

Вступление на трон нового царя полагалось ознаменовать торжествами и «милостями».

Новый шеф жандармов нового царя, Александра II, - Долгоруков- вызвал к себе сына декабриста Волконского Михаила Сергеевича, приехавшего в это время в Москву с докладом об Амурской экспедиции.

Государь император,- напыщенно заговорил Долгоруков,- узнав, что вы в Москве, повелел передать вам манифест о помиловании декабристов с тем, чтобы вы немедленно отвезли его вашему отцу и его товарищам.- И он протянул Волконскому пакет, украшенный сургучными печатями с двуглавым орлом.

В тот же вечер Михаил Волконский выехал в Иркутск по той же самой дороге, по которой 29 лет назад его мать, Марья Николаевна Волконская, держала свой путь из Москвы в Нерчинск. В необычайно короткое время- всего за 15 дней- Михаил преодолел этот путь.

К тому времени из 121 осталось лишь 19 ссыльных декабристов. (9)

Многие декабристы возвратились, но некоторые остались в Сибири. Декабрист Горбачевский, например, и после этого разрешения остался на Петровском заводе: связи с европейской Россией были у него разорваны, родных там не осталось, а те, кто остался, уже были чужими людьми.

Возвратившись после амнистии в европейскую Россию, некоторые декабристы, например, Оболенский, приняли участие в крестьянской реформе 1861г., оказавшись на стороне либерального помещичьего лагеря. Но были декабристы, резко отрицательно отнесшиеся к куцей крестьянской реформе, руководимой дворянами-крепостниками. Горбачевский предвидел неизбежность крестьянских восстаний в связи с реформой: «струна была слишком натянута, чтобы пущенная стрела не пошла прямо к цели».

Декабристы обратили внимание на несметные богатства Сибири, на такие качества её населения, как смелость и отвага, независимость в суждениях, свободолюбие. Они по-настоящему полюбили эту «страну изгнания», её народности и племена, верили в их светлое будущее и своей разносторонней деятельностью стремились приблизить это будущее.

В центре Иркутска есть историко–мемориальный комплекс «Декабристы в Сибири». В его состав входят две старинные княжеские усадьбы, некогда принадлежащие Сергею Григорьевичу Волконскому и Сергею Петровичу Трубецкому. Оба князя были участниками восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, за что стали «государственными преступниками», оба отбывали ссылку в Сибири. Участников восстания, которые в истории больше известны как декабристы, ссылали в Сибирь. Восемь из них имели княжеский титул. А это значит, что родословная их начиналась либо от легендарного Рюрика, либо от Великого князя Литовского Гедимина. Принадлежностью к Великим литовским князьям могли похвастаться Барятинский и Волконский, Голицын и Оболенский, Одоевский и Трубецкой, Шаховской и Щепин-Ростовский. Был среди сосланных и граф Чернышев, который родился в семье одного из любимцев Петра I. У Розена, Соловьева, Черкасова и Штейнгейля был баронский титул. Трое ссыльных до ареста получили генеральский чин. Самому младшему невольному сибиряку Толстому исполнилось двадцать лет на момент ссылки, а самому старшему Горскому - 60 лет. Декабристы получили наказание в виде каторжных работ на рудниках Благодатском, в Чите и на Петровском Заводе. По приказу царя «преступники» должны были содержаться в полной изоляции. Но правительство не предполагало, что любовь способна творить чудеса. Верные жёны и невесты декабристов отправились в Сибирь, нарушив изоляцию любимых. Они стали секретарями своих мужей и морально поддерживали осуждённых. В ссылке бывшие князья и графы стали искусными портными и столярами. А Бестужев смастерил в тюрьме точный хронометр и нарисовал портреты своих товарищей. Благодаря ему мы знаем, как выглядели «первенцы свободы». Первым декабристом – иркутянином стал Муравьев. Получив в качестве наказания ссылку в Сибирь, Муравьёв при этом не был лишен ни своих чинов, ни дворянства. В Иркутск он был назначен городничим. Ссыльный городничий сделал всё, что мог для благоустройства центра города. При нём были положены тесовые тротуары, стали традиционными «московские гулянья» на набережной Амура. В его доме на Спасской площади собирался весь цвет Иркутска, так дом стал центром культурной жизни города. В ссылке декабристы должны были жить согласно многочисленным инструкциям, в том числе им запрещено было заниматься общественной работой, например, педагогикой. Но большинство из них придерживались слов, которые когда-то сказал Лунин: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». А потому декабристы оказали большое влияние на развитие культуры в Сибири. В этом крае у молодёжи появились потребности в учёбе, вошли в моду чтение и подписка на газеты, журналы, проведение вечеров музыкальных и литературных. В усадьбе Волконских стало традицией репетировать и показывать спектакли. Шло время и местное население стало относиться к «государственным преступникам» с особым теплом, а декабристы, в свою очередь, всегда оказывали местным жителям посильную помощь. Большой интерес к ссыльным проявляли купцы. Под влиянием бесед с ними и общений изменялись культурные нравы купеческого сословия Сибири. Таким образом, декабристы способствовали формированию традиций интеллигентности в Иркутске, заложили определённые основы духовности и культуры в городе. Многое сделали декабристы и для организации экспедиций и исследованию Амура.

В наши дни невозможно представить историю России без декабристов. Ими восхищались многие писатели, о них слагались легенды, и теперь уже не всегда можно понять, реальна ли та или иная история, или это всего лишь выдумка. 19 века теснейшим образом связана с декабристами. Именно они ознаменовали начало борьбы с феодально-крепостническим строем. Судьба декабристов хоть во многом и была трагической, но стала своеобразным проводником революционных идей в умы масс.

Судьба первых осужденных

Первые декабристы в Сибири оказались вскоре после 14 декабря 1825 года, когда 110 человек не из самых низших сословий выступили против действующего на тот Пятеро из них были казнены практически сразу же, а некоторых приговорили к ссылке и каторжным работам в Сибири на срок от 2 до 20 лет, после чего возвращаться обратно им запрещалось. Другие участники восстания были разжалованы в солдаты и сосланы на бессрочное поселение, а третьи - отправились на работы в крепости, что на практике оказывалось куда хуже каторги.

Уже 23 июля 1826 года 8 осужденных были оправлены из Петропавловской крепости. Путь до Иркутска в то время занимал 37 дней и проделать его декабристы должны были пешком. Все это время они были прикованы к общей цепи, и к каждому заключенному был приставлен собственный жандарм. Тем не менее, по прибытии декабристы в Сибири оказались в относительно неплохих условиях. Все дело было в том, что о них побеспокоился вице-губернатор Горлов, который был членом одной масонской ложи, откуда впоследствии вышло немало декабристов. Цепи с них были сняты, а охрана вокруг дома ослаблена, то есть осужденные фактически могли свободно общаться с тем, с кем захотели бы. Даже отбывать каторгу им первое время не приходилось из-за симпатии высокого начальства, однако это продолжалось недолго, так как за послабления иркутское руководство было предано суду.

Жены декабристов

Особого внимания заслуживают даже не декабристы в Сибири, а их жены, которые готовы были бросить все блага цивилизации и отказаться от той жизни, которую они вели постоянно ради верности своим мужьям. Такие действия не могли остаться незамеченными и воспринимались в обществе не только как верность супругам, но и как поступок, получивший огромный резонанс. Это приводило к тому, что всеми силами пытался не допустить восстановления семей, даже заставил перейти жен, например, княгиню Трубецкую, на положение жены осужденного и ссыльного, а их дети, рожденные в Сибири, должны были стать заводскими крестьянами.

Жизнь декабристов на каторге

Безусловно, декабристы в ссылке попали в совершенно непривычные для себя условия - им приходилось очень нелегко из-за тяжелого труда и весьма скудного питания, тюремщики были жестокими и весьма сожалели о том, что им приходилось следить за здоровьем повстанцев, и нельзя было обращаться с ними так как с остальными, которые не выдерживали больше 2 месяцев. В ответ на издевательства декабристы в Сибири впервые в истории России провели революционную голодовку.

Читинский острог

Пока первые осужденные уже были в ссылке, более 70 человек еще оставались в Петропавловской крепости и других схожих тюрьмах. Со временем их переводили на время в Читигский острог, где была всего пара изб, из-за чего декабристам приходилось жить в жуткой тесноте. Но это их сплотило и дало возможности ближе познакомиться, ведь многие из них вообще знали друг друга только шапочно. В эти время они были заняты на или мололи жерновами рожь. Побег не удался, и хотя заключенным нельзя было иметь бумагу и чернила, через своих жен они связывались с внешним миром и вели довольно активную корреспонденцию.

Уникальная миссия декабристов состояла и в том, что они несли образование в массы, обучая грамоте и наукам всех, кто только хотел учиться. В начале 19 века состояние образование в сибирской глубинке было весьма плачевным, преподавались только основы предметов, поэтому приезд декабристов немало поспособствовал популяризации образования.

ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ

Г. А. ПОРХУНОВ

Омский государственный педагогический университет

ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 947 СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТЖИЗНЬИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРИ, ВТОМ ЧИСЛЕ В Г. ОМСКЕ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КРАЯ. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

С XVII в. Сибирь превращается в "штрафную колонию" Российского государства, куда царское правительство ссылало не только уголовных, но и политических преступников. Там в суровых климатических и бытовых условиях они или "исправлялись" или поплбали.

Сибирь "исправляла" и декабристов, выступивших против царского деспотизма в России. Верховный уголовный суд за покушение на государственный строй и власть императора приговорил к вечной каторге с высылкой в Сибирь 26 наиболее видных участников революционного движения. Всего же по итогам следствия и суда в Сибирь был отправлен 121 человек, в том числе 8 князей, 4 барона. 1 граф, 3 генерала и 94 штаб- и обер-офицера. В зависимости от состава преступления одних определили в каторжные работы на иркутские и нерчинские заводы, других - на поселение. Каторгу отбывали в Восточной Сибири или оставались на месте отбывания каторги.

Особый этап в жизни декабристов связан с приездом в Сибирь их жен. Император Николай I разрешил поехать в Сибирь 14 женщинам: 10 женам, одной невесте, матери и двум сестрам. Первой, в 1826 г., приехала в Иркутск Е. Трубецкая, за ней - М. Волконская, дочь боевого генерала, героя Отечественной войны 1812 г. Н. Н. Раевского. Отправляясь в каторжную Сибирь, жены и родственницы декабристов лишались дворянского звания и должны были навсегда оставить своих детей, а те дети, которые могли

родиться в Сибири, записывались в разряд ссыльнопоселенцев.

В Сибири жены декабристов как могли облегчали жизнь своих близких. Они стали тем звеном, которое связывало каторжников с далекой Россией. Через подцензурную переписку, разрешенную женам, декабристы подали первые весточки о себе на волю, получив с приездом А. Муравьевой знаменитое пушкинское "Послание".

Каторжане-декабристы около года пробыли на Благо-датском руднике Нерчинского края. Ежедневно в пять часов утра государственные преступники спускались в шахты, где должны были в кандалах нарубить три пуда руды. В11 часов дня работы заканчивались. Начальник Нерчинских рудников Бурнашев открыто сожалел о таком "щадящем" режиме и выступал за ужесточение работ, чтобы вывести всех декабристов за два месяца "в расход".

В1827 г. в Сибирь из Петропавловской крепости была отправлена большая группа (70 человек) осужденных декабристов. Все они попали в Читинский острог - поселение из двух десятков изб и нескольких бараков, в которых разместили заключенных. Жили по 12 человек в комнате. "Мы были набиты как сельди в бочке", - вспоминал М. Бестужев. - Все были в кандалах, снимать их разрешалось только в бане и в церкви. Запрещалось иметь письменные принадлежности. Вблизи острога рудников не было, поэтому каторжан использовали на земляных работах.

Читинский острог сблизил и сплотил декабристов, многие Xэ которых раньше не знали друг друга. В кругу ссыльных декабристов царили товарищество, взаимопонимание и взаимопомощь. Они поддерживали друг друга морально и материально.

Материальное положение узников было не одинаковое. Многие жили впроголодь на казенное содержание: 6 коп. в сутки и 2 пуда муки в месяц, другие получали солидную помощь от родственников. Чтобы поддержать нуждавшихся, организовали общий стол, на содержание которого тратились те, кто имел средства. Так, Н Муравьев и С. Волконский ежегодно вносили до 3000 рублей.

С большой долей достоверности можно утверждать, что условия пребывания в сибирской ссылке зависели не столько от тяжести преступления, сколько от социального статуса и имущественного положения самого ссыльного. Представители "верхов", даже находясь в заключении, устраивались относительно неплохо. Местные сибирские власти смотрели на опальных царедворцев как на временных гостей, в отношении которых царский гнев мог. в любой момент смениться на милость. Поэтому, как правило, обходились с ними вежливо и учтиво, давали им большую свободу, чем предусматривалось в инструкциях. Более того, чиновники стремились свести с ними дружбу, а местные жители почитали за величайшую честь оказывать содействие ссыльным князьям и графам.

Декабристы, когда их везли в Забайкалье на каторгу, со всех сторон встречали сочувствие и помощь. Их принимали и угощали губернаторы и полицмейстеры. Население знало о благосклонности к декабристам высших властей Сибири.

Разбросанные сначала по рудникам и заводам, декабристы затем были сведены в одну тюрьму в Чите (1827 г.) и в Петровском заводе (1830 г.). В отличие от прочих каторжан им поручалась только легкая работа. Периодически их приглашал к себе отобедать комендант Читинской тюрьмы генерал С. Р. Лепарский.

Жили декабристы все вместе и имели возможность для общения. Привыкшие к чистоте и порядку, они всеми мерами придавали своим камерам вид жилых помещений, обставляли их кроватями, стульями, столами, шкафами. Когда к некоторым из декабристов прибыли их жены, то мужья имели возможность общаться с ними.

Декабрист Н. И. Лорера в своих "Записках" вспоминал: "Правду сказать, работы наши не были очень обременительны, и мы, запасшись книгами, проводили большую часть времени в чтении и даже разговорах, иногда очень интересных и назидательных, так как между нами были люди очень образованные, начитанные..."

А вот описание жизни декабристов уже в Петровском остроге. "Одно из отделений острога предназначалось для женатых, но жены не жили в остроге, имея свои дома. Они приходили на целые дни, чтобы проводить их с мужьями, и зачастую приглашали кого - либо из нас к своим обедам. Прислугу не впускали в ограду нашей тюрьмы, и дамы готовили с помощью нас все нужное для трапезы, а мы им помогали. Кельи их были убраны коврами, картинами и роялями, на которых часто раздавались звуки Россини или романсы Бланжини и потрясали длинные, мрачные коридоры наши..." Еще одно свидетельство очевидца: "С сосланными из дворян и вообще с политическими преступниками обращались по большей части хорошо. Их почти никогда не посылали на работу, и если не было особого предписания, не содержали в тюрьмах, а на гауптвахтах. Начальство было с ними вежливо, приветливо". Подобные либеральные отношения к ссыльным государственным преступникам продолжались лишь до тех пор, пока они были благоразумны. Тех, кто вел себя дерзко и в Сибири не прекращал антиправительственной деятельности или пытался бежать, низводили на уровень обыкновенных каторжников.

В Читинском остроге, а затем в Петровском заводе Декабристы, среди которых многие были хорошо образованны, организовали "Каторжную академию", для того чтобы

делиться друг с другом своими знаниями. Лекции по истории читали Н. А. Бестужев и Н. М. Муравьев, по истории русской литературы - А. О. Одоевский, по географии - К. П. Торсон, по естественным - Ф. В. Вольф, по математике -П. С. Бобрищев-Пушкин, по астрономии-Д. И. Завалишин и Ф. Вадковский. Значительное место в интеллектуальной жизни узников занимали литературные труды, музыка, пение, живопись. Многие изучали иностранные языки, создавали литературные труды, постоянно обсуждали философские и политические проблемы. Декабрист М. Лунин собирался написать "Историю декабристов", он считал, что "восстание 14 декабря 1825 г. как факт имеет мало последствий, но как принцип имеет огромное значение. .. Тайное общество принадлежит истории..."

Декабристы близко познакомились с народом Сибири, его нуждами и помыслами и много сделали для экономического и культурного подъема края. Некоторые из них заводили образцовые хозяйства, успешно занимались огородничеством и скотоводством, оказывали медицинскую помощь населению. Широко образованные люди, декабристы, распространяли знания, воспитывали у сибиряков интерес к чтению. Декабристы, служившие в правительственных учреждениях, боролись со взяточничеством и другими злоупотреблениями местных чиновников. Борьба за экономический и культурный подъем Сибири стала для многих из них целью жизни. В этой борьбе они видели свой гражданский долг. Декабристы внесли заметный вклад в просвещение и культуру сибиряков. Н. В. Басаргин писал: "жители скоро ознакомились с нами и полюбили нас... Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило".

У декабристов интерес к Сибири проявился еще до восстания 1825 г. К. Ф. Рылеев написал сейчас всем известную песню о Ермаке, а в 1823 г. в своей поэме "Войнаровский" он изобразил своего героя, сосланного в Сибирь, выразителем народных интересов. В ссылке декабристы проявили интерес к быту, нравам, языку, преданиям, религии, песням, танцам народов, населяющих Сибирь. Они изучали ее климат, природу, растительный и животный мир. Становились учителями, лекарями, просветителями ее населения.

М. Кюхельбекер на поселении в Баргузине зимой 1837 г. произвел промер Баргузинской губы. Добытые им сведения явились первыми данными о глубине Байкала после тех, которые были получены в 70 - х годах XVIII в. экспедицией П. Палласа. Возделав 2,5 десятин земли, М. Кюхельбекер посеял первый на баргузинской земле хлеб. А. Юшневский под Иркутском стал разводить кукурузу. М. Муравьев-Апостол в Вилюйске, А. Якубович - под Енисейском впервые посадили картофель, А. Поджио - на тюремном огороде в Чите вырастил огурцы. Декабристы устраивали мукомольные мельницы, маслобойки, занимались разведением улучшенной породы лошадей. Всюду, где их поселяли, они оказывали медицинскую помощь населению.

Поселенные в Ялуторовске после отбытия каторжных работ М. Муравьев - Апостол, И. Пушкин, Е. Оболенский, Н. Басаргин и другие по инициативе И. Д. Якушкина много сделали для обучения детей жителей Ялуторовска и его окрестностей. Они явились основателями в Ялуторовске мужской, а затем женской школ. В них обучались дети мещан, купцов, крестьян.

В1854 г. в московском журнале "Вестник естественных наук" из номера в номер печаталась статья под названием "Гусиное озеро". Подписи под статьей не было. В сноске редакция сообщала: "Статья, предлагаемая нами, составлена автором, проживающим более 30 лет в Забайкалье". Такая неопределенность была вызвана запрещением упоминать имена декабристов в печати. Автором статьи был Н. А. Бестужев, отбывший в Сибири 13 лет каторги и в 1839 г. поселенный в Селенгинске. Он первый посвятил Гусиному озеру в Забайкалье обширную и обстоятельную

Под влиянием декабристов в 20-е годы заметно оживился интерес сибирской общественности к вопросам краеведения и литературы. В сибирских городах создавались кружки любителей словесности. К концу 20-х годов XIX в. относится издание "Енисейского альманаха", в котором печатались произведения местных авторов -поэтов, прозаиков и краеведов.

Декабристы создавали песни. А. Одоевский написал песню "Далекий путь" как ответ на романтическое событие в Петровском каземате - приезд к декабристу В. Иваше-вичу невесты К. Ле Дантье. Изучив народное творчество местных жителей Сибири, декабристы отметили преобладание в музыкальных инструментах бурят и якутов ударных и шумовых бубнов, тарелок, колокольчиков, металлических побрякушек, что говорило о специфике музыкальной культуры этих народов. Декабристы участвовали в работе хоров в Иркутске и Тобольске, в домашних музицированиях в Тобольске, Иркутске, Шуше и Минусинске. Покидая Сибирь, они оставляли здесь свои инструменты, способствуя тем самым созданию материальной культуры в Сибири. Большой вклад внесли декабристы в музыкальное просвещение. Они являлись основателями музыкальных школ в Петровске и Тобольске.

Среди талантливых художников-любителей из декабристов выделяется Н. Бестужев, написавший около 80 акварельных портретов участников восстания на Сенатской площади и их жен. В многочисленных пейзажах, написанных с натуры, Н. Бестужев отразил суровую красоту сибирской природы - виды Читы, Петровского завода и их окрестностей.

В культурном просвещении Сибири роль декабристов поистине неоценима. Устроившись на поселении, многие из них распространяли агрономические знания, развивали народное образование и изучали природные богатства края, вели его этнографическое изучение. Декабристы В. Ф. Раевский, А. Е. Розен, Д. И. Завалишин, С. Г Волконский, М. А. и Н. А. Бестужевы, К. П. Торсон и другие, занявшись земледелием, делились опытом с сибирскими крестьянами. Братья А. и П. Борисовы вели исследования сибирской флоры и фауны. Н. А. Бестужев собирал этнографические сведения о бурятах, М. А. Бестужев, М. С. Лунин, В. И. Штейн-гейль занимались сибирской историей. Ф. В. Волф, П, С. Бо-брищев-Пушкин, М. К. Кюхельбекер оказывали медицинскую помощь. Почти все декабристы по месту своей ссылки занимались просвещением: М. И. Муравьев-Апостол учил местных детей в Вюлюйске; А. Юшневский, А. Поджио, П. Борисов - в Иркутске, братья Беляевы - в Минусинске. В. Ф. Раевский открыл школу в селе Олонки (Иркутская губерния), И. Д. Якушин - в Ялуторовске. Близкий к декабристам композиторА. А. Алябьев, сосланный в 1828 г. в Тобольск, устраивал здесь музыкальные вечера, концерты, организовал казачий оркестр из 100 музыкантов. В Тобольске, Иркутске, Ялуторовске, Кургане и других городах центрами культурной жизни становились дома декабристов.

Надо полагать, что декабристы мечтали о времени, когда Сибирь станет равноправной частью страны, а сибирские народности приобщатся к высокой русской культуре. Они еще в Сибири начали печатать в прессе свои статьи, излагая в них идеи подъема производительных сил и культурного уровня Сибири.

Деятельность многих декабристов связана с Западной Сибирью, в том числе и с городом Омском. В ноябре 1826 г после заточения в Петропавловской крепости в Сибирь на поселение прибыл ученый Степан Михайлович Семенов. Он был сослан навечно за принадлежность к Северному обществу. Царский приказ предписывал использовать

декабриста "для употребления на службе в отдаленных местах". В Омске Семенова зачислили в штат Омского областного управления, но вскоре генерал - губернатор П. М. Капцевич распорядился выслать декабриста в Усть -Каменогорск. В1829 г. по поручению управляющего Омской областью генерал - майора В. И. Сен - Лорана Семенов отправляется сопровождать экспедицию немецкого ученого А. Гумбальдта, который прибыл в Омск, направляясь исследовать Урал и Западную Сибирь.

Ссыльный декабрист поразил немецкого ученого своими разносторонними знаниями, и он ходатайствует перед русским правительством об облегчении участи ссыльного, но "верхи" были иного мнения. За труды царь отблагодарил Семенова "высылкой в отдаленные места без права выезда". Его выслали в Туринск и определили писарем окружного суда. Только через 8 лет, в 1838 г. Семенову разрешили вернуться в Омск, где он работал столоначальником, а затем управляющим вторым отделением Совета Главного управления Западной Сибири. Прожил Семенов в Омске до 1841 г., до перевода его на службу в Тобольское губернское управление.

С Омском была связана определенное время судьба поручика Николая Васильевича Басаргина, члена Южного общества декабристов, одного из наиболее последовательных революционеров, приговоренного к политической казни и каторжным работам в Нерчинских рудниках. После каторги его направили на поселение в Туринск, а потом в Курган. В 1846 г. - переводят в Омск, где он определяется на гражданскую службу служителем в канцелярию Пограничного управления сибирских киргизов. Басаргин вместе с декабристом Якушкиным принимал участие в организации двух общественных школ начальной грамоты для мальчиков и девочек в Ялуторовске, куда он перебрался с разрешения властей в феврале 1848 г. Эти школы стали образцовыми среди начальных школ того времени. Басаргин был самым крупным и глубоким исследователем экономики Западной Сибири. Он написал целый ряд работ экономико - географического характера.

После десятилетней ссылки в Якутии и солдатчины, в 1839 г в Омск на поселение прибыл участник Северного общества декабристов Николай Александрович Чижов. В Омске Чижов находился с 1839 по 1842 гг. Н. А. Чижов был талантливым поэтом и путешественником -ученым. В1821 г. он участвовал в экспедиции на Новую Землю. Находясь на службе солдатской, Чижов внимательно изучал творчество народов Якутии и написал несколько поэм, в которых с большой любовью воспел суровую красоту Сибири. В Омске Чижов назначается помощником начальника продовольственного отдела штаба отдельного Сибирского корпуса.

Почти 20 лет прожил« Тарском уезде, а затем в Таре, полковник артиллерии Башмаков. Он разжалован в рядовые и приговорен к вечному поселению в Сибирь еще до восстания на Сенатской площади.

В Сибири отбывал ссылку поэт - декабрист Александр Иванович Одоевский. В 1836 г. он прибыл в Ишим. Корнет лейб - гвардии конного полка Одоевский в 19 лет с оружием в руках вышел на Сенатскую площадь. После подавления выступления декабристов корнет был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Одоевского приговорили к 15 годам каторги, отбывать которую направили в Читинский острог, а потом - в Петровский завод. После каторги вышел на поселение и прожил 4 года под Иркутском, затем переведен в Западную Сибирь, в г. Ишим.

Как поэт А. И. Одоевский писал о свободе, о родине, о народе. На квартире в Ишиме часто собиралась молодежь, чтобы послушать его стихи. Одоевский не берег свои стихотворения и часто их вообще не записывал. Никогда не печатал. После Ишима был переведен в Ялуторовск, а затем - солдатом на Кавказ. Зачислен в Нижегородский драгунский полк, где с весны 1837 г. служил М. Ю. Лер-

монтов, сосланный на Кавказ за стихи на смерть А. С. Пуш-*кина.

: Летом 1В38 г. на Кавказе с ссыльными декабристами встретился Н. П. Огарев, которого отпустили из ссылки. для лечения в Минеральных Водах. "Встреча с Одоевским и декабристами возбудила мои симпатии до состояния. ■ какой-то восторженности, - вспоминал он. - Я стоял лицом к лицу с нашими мучениками. Я - идущий по дороге, я -■обрекающий себя на ту же участь...". В августе 1839 г. на Кавказе А. И. Одоевский умер от тропической малярии.

В Сибири отбывал ссылку декабрист Владимир Иванович Штейнгейль. В1812 г. он добровольно вступил в Петербургское ополчение, участвовал в заграничных походах русской армии 1813 - 1814 гг. Побывал в Париже. После возвращения работает над проектами социальных и экономических реформ, которые предлагает вниманию правительства. Выступает за отмену наказаний кнутом и плетью, ставит вопрос об освобождении крестьян, пишет об этом царю Александру I. Не получив ответа, становится на путь революционной борьбы. Вступает в Северное тайное общество. Принимает участие в разработке восстания, а утром 14 декабря 1825 г. по поручению К. Ф. Рылеева пишет Манифест.

После подавления восстания его доставляют в Зимний дворец. На вопрос Николая I, почему он не донес о замыслах товарищей, отвечает: "Государь, я не мог И мысли допустить дать кому-нибудь право называть меня подлецом". После допроса заключен в Петропавловскую крепость.

В 1827 г. Штейнгейля, закованного в кандалы, отправляют в Сибирь на каторгу. Читинский острог, Петровский завод - это вехи пути государственного преступника. После окончания каторжных работ на Петровском заводе в 1835 г его переводят на поселение в село Елань, недалеко от Иркутска, а 11 марта 1837 г. - направляют в Ишим (Западная Сибирь). В Ишиме он продолжает свою работу по изучению Сибири. Подготовил труд "Историческое описание Ишимского округа Тобольской губернии", который был опубликован в журнале Министерства внутренних дел без имени автора.

7 марта 1840 г. Штейнгейля переводят на поселение в г. Тобольск, а затем в Тару, где он прожил 8 лет. В августе 1856 г. Штейнгейлю было разрешено вернуться в европейскую Россию и только в ноябре 1856 г. ему разрешили проживать в Петербурге со своей семьей. Умер В. И. Штейнгейль 20 сентября 1882 г.

Находясь в Сибири, декабристы не вынашивали мысли о новом революционном выступлении, но деятельность свою они рассматривали как продолжение борьбы с самодержавием, в результате которой в будущем появятся условия для нового восстания. Однако не все примирились с отказом от активной борьбы. Часть декабристов мечтала о борьбе на свободе, в 1828 г. готовился побег декабристов под руководством М. Лунина и И. Сухинова, бывшего офицера Черниговского полка. И. Сухинов одновременно участвовал в разработке плана освобождения декабристов из Читинского острога, но сроки побега выдал предатель. Активных участников подготовки побега судили. И. Сухинов погиб - покончил жизнь самоубийством, а пятеро его товарищей были расстреляны. Остальные - получили по 200 - 300 ударов кнутом. Так закончилась единственная

попытка декабристов вырваться на волю. После этого "заговора" а 1830 г декабристов переводят на новое место заключения - в Петровский железоделательный завод близ Иркутска. Здесь специально была построена тюрьма с одиночными камерами без окон.

К М. Лунину судьба была более благосклонной. На каторге он написал ряд острых политических статей, которые под видом писем к сестре были перенаправлены в Петербург. В 1838 г. о письмах стало известно шефу жандармов Бенкендорфу. За написание ряда антисамодержавных, антикрепостничестских памфлетов и статей М. Лунина отправляют в Акаутский острог, имевший на Нерчинской каторге репутацию "ада в аду". Там М. Лунин находился до самой своей смерти, последовавшей в 1845 г.

В 1839 г. закончились каторжные сроки у большинства декабристов, и их стали отправлять на поселение. Жизнь на поселении основной массы декабристов была не легче, чем на каторге. Но они теперь могли общаться друг с другом и помогать друг другу. Поселенцы были раскиданы по глухим углам Сибири, представлены сами себе. Тяжко приходилось декабристам Йз числа неимущих и не имевших богатой родни, такие как А. Шахирев, В. И. Враницкий, Н. О, Мозгалевский, вынуждены были собственным трудом добывать кусок хлеба на пропитание. Нищета и изоляция делали свое дело, Многие были «убиты жизнью» в далеко не преклонные годы, некоторые сошли с ума, кое-кто своими руками свел счеты с судьбой. Некоторые из-за материальных затруднений или желания реабилитироваться добивались зачисления на государственную службу. Определять их разрешалось только в самые низшие чины с сохранением за ними статуса ссыльных государственных преступников. Так, на службе оказались Н. В. Басаргии, С. М. Степанов, А. Н. Муравьев, А. Ф. Бригген, И. А. Анненков, П. Н. Свистунов, А. М. Муравьев. Некоторым из них удалось даже сделать карьеру.

В сороковые годы уже все декабристы в Сибири были на положении ссыльнопоселенцев. Многие женятся на крестьянках, начинают заниматься трудом, обзаводятся хозяйством. На поселении слишком явно выявилась разница между декабристами по имущественному признаку. Декабристы - князья Трубецкие и Волконские, например, строили для себя роскошные особняки, вели обеспеченную светскую жизнь. «Зимой, - вспоминает иркутянин, -в доме Волконских жилось шумно и открыто, и всякий, принадлежавший к иркутскому обществу, почитал за честь бывать в нем». Визиты опальным князьям делал сам генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев -Амурский и другое высшие чиновники. Обеспеченную жизнь вели на поселении в Забайкалье К. П. Торсон и Н. А. и М. А. Бестужевы.

В 1856 г. после смерти Николая I его наследник Александр II объявил амнистию декабристам с разрешением вернуться из Сибири. Воспользоваться этой возможностью смогли меньше.40 человек. Дольше всех товарищей прожил после возвращения из Сибири Д. Завалишин. Последний декабрист умер в 1892 г.

Сибиряки навсегда сохранили благодарную память об этих замечательных людях.

ПОРХУНОВ Г. А., доктор исторических наук, профессор Омского государственного педагогического университета.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!