Сообщение о окуджаве кратко. Биография окуджавы

Введение

1.1 Поэзия и песни

1.3 Творчество за рубежом

1.4 Звания и награды

1.6 Нотные издания песен

2.2 Общие принципы Б.Окуджавы

2.3 Б.Окуджава - первый и последний

Заключение

Список литературы

Введение

Авторские песни в подавляющем большинстве создавались «недипломированными специалистами», не имеющими никакого музыкального образования, а потому лишенными возможности фиксировать свои песни на нотном стане. Так, например, известно, что Владимир Высоцкий не умел записывать ноты, а Булат Окуджава — вообще не знал нот. Поэтому, если к словесному ряду преобладал письменно-компонованный подход, то к музыкальному — устно-компонованный. Авторская песня — творчество индивидуальное по содержанию, поскольку во всей полноте раскрывает внутренний мир индивида, его мысли, чаяния, переживания. Но по форме бытования она представляет собой творчество коллективное: авторы и исполнители вносят в песни элементы импровизации, вариативности, которая является основным фактором мелодико-тематического развития авторской песни и может выражаться в специфике голосового тембра (неистовый хрип Высоцкого, разговорный шепот Визбора, глуховатый голос Окуджавы). Не зная музыкальной грамоты, барды зачастую допускали отклонения от правил голосоведения, ограничивались минимальным количеством аккордов. Устно-импровизационное начало в формировании структуры музыкального сопровождения (аккомпанемента) приводило к жанровой мутации песни в процессе ее бытования, побуждая к соавторству в неавторском исполнении. Поэтому представляется правомерным употребление по отношению к бардам встречающихся в научной и популярной литературе понятий «современный городской фольклор», «фольклор современной городской интеллигенции», «именной фольклор», «современные народные песни» и др.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затихает,

И боль, что скворчонком стучала в виске,

(«Полночный троллейбус»)

Через текст стихотворения проходит развернутая метафора: троллейбус уподобляется кораблю: синий троллейбус (казалось бы, чисто внешняя деталь). Затем упоминается «крушение»: смысловой акцент приходится на человеческие чувства, на страдания разных и незнакомых людей. И вот уже пассажиры становятся «матросами», троллейбус «плывет», а город сравнивается с рекой. Расширение смысла — главный прием Окуджавы (развернутое сравнение).

Особый балладный ритм стихотворения создается за счет усеченной строки и повторов.

Окуджава заново открыл Москву. В его песнях это не парадный, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах.

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты — мое призвание.

Ты — и радость моя, и моя беда.

(«Песенка об Арбате»)

Опять расширение смысла. Небольшая улочка — источник размышлений о высших ценностях, истинных идеалах. Идеалах, верность которым не порабощает человека, а наполняет его жизнь духовным содержанием. «Ты — моя религия».

Военной теме посвящена песня «Ленька Королев».

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

Не для Леньки сырая земля,

Потому что (виноват), но я Москвы не представляю

Без такого, как он, короля.

Соединение разговорности и напевности. В песне нет военных сражений, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». «До свидания, мальчики!», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...».

Поэзия Булата Окуджавы, одного из самобытнейших русских поэтов XX века, основоположника нового поэтико-музыкального жанра - авторской песни, долгое время "не замечалась" литературоведением, несмотря на бурную полемику в прессе и упрочивавшееся с годами всенародное признание. Впрочем, и сам он скептически относился к стремлению филологов анализировать его творчество с целью понять, как из "трех бедностей Б. Окуджавы" (С. Лесневский) - слова, мелодии и голоса - рождается его "богатство" - неповторимое очарование его стихов-песен. Для самого поэта это означало - "разъять музыку на части", лишить творчество тайны

Глава 1. Творческий путь Б.Окуджавы

1.1 Поэзия и песни

Булат Окуджава — признанный основоположник авторской песни. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.

Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).

Книги (сборники стихов и песен): "Лирика" (Калуга, 1956), "Острова" (М., 1959), "Веселый барабанщик" (М., 1964), "По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964), "Март великодушный" (М., 1967), "Арбат, мой Арбат" (М., 1976), "Стихотворения" (М., 1984, 1985), "Посвящается вам" (М., 1988), "Избранное" (М., 1989), "Песни" (М., 1989), "Песни и стихи" (М., 1989), "Капли Датского короля" (М., 1991), "Милости судьбы" (М., 1993), "Песенка о моей жизни" (М., 1995), "Чаепитие на Арбате" (М., 1996), "Зал ожидания" (H.Новгород, 1996).

1.2 Проза

Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр"(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

Книги (проза): "Фронт приходит к нам" (М.,1967), "Глоток свободы" (М., 1971), "Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992), "Избранная проза" (М., 1979), "Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), "Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988), "Будь здоров, школяр" (М., 1987), "Девушка моей мечты" (М., 1988), "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989), "Приключения секретного баптиста" (М., 1991), "Повести и рассказы" (М., 1992), "Заезжий музыкант" (М., 1993), "Упраздненный театр" (М., 1995).

1.3 Творчество за рубежом

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): "Песенка о дураках" (Лондон, 1964), "Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), "Веселый барабанщик" (Лондон, 1966), "Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), "Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970), "Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972), "Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975), "Песни" в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988).

1.4 Звания и награды

Член КПСС (1955-1990).

Член Союза писателей СССР (1962).

Член учредительного совета газеты "Московские новости".

Член учредительного совета "Общей газеты".

Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".

Член Совета общества "Мемориал".

Член-учредитель русского ПЕН - центра (1989).

Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (1992).

Член комиссии по Государственным премиям РФ (1994).

Медаль "За оборону Кавказа". ...

Орден Дружбы народов (1984).

Почетная медаль Советского фонда мира.

Государственная премия СССР (1991).

Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).

Первая премия и приз "Золотой венец" на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).

Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).

Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990).

Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).

Букеровская премия (1994).

Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).

Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).

Почетный гражданин г.Калуга (1996).

1.5 Театр, постановки, киносценарии, песни в фильмах

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Постановки:

"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986); "Мерси, или старинный водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974); "Будь здоров, школяр" (Л., ТЮЗ, 1980); "Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988). Фильмы: кино и телевидение

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.

Киносценарии:

"Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);

Песни в фильмах (наиболее известные работы):

на собственную музыку:

"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963)

"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971)

"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977)

"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979)

"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985) на музыку И.Шварца:

"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967)

"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970)

"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975) песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975

"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982) на музыку Л.Шварца

"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961) на музыку В.Гевиксмана

"Старый причал" ("Цепная реакция", 1963) на музыку В.Левашова

"Бери шинель, пошли домой" ("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...", 1976).

Книги:

"Женя, Женечка и "катюша"..." (М., 1968)

"Капли Датского короля". Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).

Работы в кадре:

Художественные (игровые) фильмы:

"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), Киностудия им. М.Горького, 1963

"Ключ без права передачи", Ленфильм, 1977

"Законный брак", Мосфильм, 1985

"Храни меня, мой талисман", Киностудия им. А.П. Довженко, 1986

Документальные фильмы:

"Я помню чудное мгновенье" (Ленфильм)

"Мои современники", Ленфильм, 1984

"Два часа с бардами" ("Барды"), Мосфильм, 1988

"И не забудь про меня", Российское телевидение, 1992

1.6. Нотные издания песен

Первое нотное издание песен Б. Окуджавы вышло в Кракове в 1970 (повторные выпуски были и в более поздние годы). Музыковед В.Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, и, уехав в США, выпустил ее там. В тот же год вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.

Булат Окуджава. Песни / Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин.- Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1989.- 120 c.

Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты / Составитель и автор вступительной статьи Л.Шилов.- М.: Музыка, 1989.- 224 с.; 100000 экз. (Музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора)

Грампластинки

В список не вошли зарубежные диски (самый известный из них выпустила в Париже фирма "Le Chant du Mond" в 1968). В 70-х годах очень понравившуюся Булату запись его песен сделали польские драматические актеры с очень бережной аранжировкой. Вместе с книгой о наших бардах "Поэты с гитарой" вышел диск песен в Болгарии ("Балкантон", Болгария, 1985. ВТК 3804).

Песни Булата Окуджавы. "Мелодия", 1966. Д 00016717-8

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1973. 33Д-00034883-84

Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автор. "Мелодия", 1976. М40 38867

"Песни на стихи Булата Окуджавы". "Мелодия", 1978. М40 41235

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1978. Г62 07097

Булат Окуджава. "Песни". Исполняет Булат Окуджава. "Мелодия", 1981. С60 13331

Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автор. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. "Мелодия", 1985. М40 46401 003

Булат Окуджава. "Новые песни". Запись 1986 г. "Мелодия", 1986. С60 25001 009

Булат Окуджава. "Песенка, короткая, как жизнь сама..." Исполняет автор. Запись 1986 г. "Мелодия", 1987. С62 25041 006

Глава 2. Булат Окуджава - основоположник авторской песни

2.1. Булат Окуджава - основоположник авторской песни

Булат Шалвович Окуджава (1924 — 1997) — один из оригинальнейших русских поэтов XX века, признанный основоположник авторской песни.

До 1940 года жил на Арбате. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический характер. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово. Арбат же в лирической системе поэта сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти — всего, что противостоит войне, жестокости и насилию. Значительная часть лирики Окуджавы написана под впечатлениями военных лет. Но эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: «Война же, согласитесь, — вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну». До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, люди, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела. В последних стихах Окуджавы есть строки:

Солдат идет с винтовкой, врага он не боится.

Но вот какая странность в душе его творится:

Он пушки ненавидит, и войнам он не рад...

Конечно, если это не лапоть, а солдат.

И все же: «Война так въелась в меня, мне трудно от нее избавиться. Все мы, наверное, рады были бы навсегда забыть о войне, но, к сожалению, она не затихает, она идет по пятам... Сколько же мы, люди, будем побеждать эту войну?»

Жизнь Булата была нелегка. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. Мать была сослана в лагерь. Самому Булату Окуджаве едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Из девятого класса московской школы он ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения — радистом тяжелой артиллерии. С 1945-го по 1950 год Окуджава учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня «Неистов и упрям, гори, огонь, гори...».

В этом небольшом, но чрезвычайно динамичном и насыщенном тексте можно увидеть своеобразное зерно того жанра, который получит затем широкое развитие. Здесь поражает сочетание внешней простоты, кажущейся безыскусности с глубиной мысли и переживания. О чем песня? Да обо всем на свете: о неиссякаемой таинственности жизни, о той полноте бытия, которая постигается нами лишь на пути трагических испытаний. О самых серьезных вещах здесь говорится с артистичной легкостью, почти небрежностью. Песня создает атмосферу искренности, доверительности, внутренней свободы. Песня родилась в студенческой среде, но автором ее стал не вчерашний школьник, а человек, умудренный жизненным и военным опытом, не по книгам знавший, что такое «самый страшный суд». Не случайно, что сегодня, столько лет спустя, первая песня Окуджавы нисколько не устарела, ее романтико-философский настрой по-прежнему близок многим. И сам поэт, и последовавшие за ним рыцари авторской песни пронесли этот «неистовый» и «упрямый» огонь сквозь десятилетия.

По окончании университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 году в Калуге вышел его первый поэтический сборник «Лирика». Окуджава переезжает в Москву, куда вернулась после реабилитации его мать. Вскоре в кругу московских литераторов приобретают известность многие песни поэта, которые он сначала исполнял в дружеском кругу, а примерно с 1959 года — и публично. В 60-е годы потребность в жанре, который позже назовут «авторской песней», оказалась чрезвычайно велика. Закономерность его появления, естественное вхождение в культуру того времени точно выразил Давид Самойлов:

Былым защитникам державы,

Нам не хватало Окуджавы.

2.2. Общие принципы Б.Окуджавы

Выступления Окуджавы начинают записываться на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Многомиллионная аудитория поэта складывалась в основном из людей, ни разу его не видевших, но ощутивших с ним прочный, доверительный эмоциональный контакт. Всплеск популярности авторской песни связывают прежде всего с творчеством Булата Шалвовича Окуджавы. Окуджава не изобрел новый жанр, но поднял его сразу на иной уровень музыкальных и поэтических достоинств, сохраняя атмосферу доверия, искренности, исповедальности. Наиболее характерной стороной поэзии Окуджавы является изысканная простота. Ей чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Эти стихи-песни создают целый художественный мир, который принимает слушателя, и лечит, и радует, и успокаивает, и бодрит.

Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

Лирика есть как бы концентрация, средоточие в максимальной степени родовых свойств искусства в целом. Смело можно говорить о том, что Б. Окуджава — и в прозе, и в поэзии, и в песенном своем творчестве — есть лирик из лириков. Его анализ своего собственного беллетристического творчества является классически точным воспроизведением принципов лирики. Есть у Окуджавы стихотворение, которое начинается так:

Зачем торопится в Сибирь поэт Горбовский?

Чтоб делать там с души своей наброски...

У поэта соперника нету

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас - о себе.

Жизнь его стала легендой. Никакая магнитофонная запись не передаст всего богатства интонаций его чудесного голоса, хотя ничего выделанно-вычурного в его голосе, конечно же, нет. Стихотворения и песни Булата Окуджавы отражают большой мир существующих и во времени, и в пространстве человеческих ценностей, точнее было бы сказать — общечеловеческих ценностей.

В книге «Веселый барабанщик» (1964) было напечатано стихотворение, которое можно считать программным для всего творчества Окуджавы. Оно начинается так:

Не верю в бога и судьбу.

Молюсь прекрасному и высшему

Предназначенью своему,

На белый свет меня явившему...

Чванливы черти, дьявол зол,

Бездарен Бог — ему неможется...

О, были б помыслы чисты!

А остальное все приложится.

Вторая строфа кончается словами:

О, были б небеса чисты!

А остальное все приложится.

Третья завершается так:

О, руки были бы чисты!

А остальное все приложится.

Афористически точны в своей чистой, высокой доброй нравственности практически все его песни, какую ни взять, и можно было бы, любуясь, цитировать одну за другой.

Тот замечательный нравственный потенциал, который содержится в поэзии Окуджавы, в сочетании с природным умением автора донести до слушателя не только свою главную мысль, но и все оттенки настроения, позволяет воспринимать его песни как неподражаемо исполненные драматизированные сцены и миниатюры. Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями — доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает. «Мой дорогой», «а мы с тобой, брат», «давайте восклицать», «извините...», «пожалуйста...», «знаете...» — слова, выражения, казалось бы, необязательные и, как утверждали суровые критики Окуджавы, «совершенно лишние». Но, возможно, именно с них начинает устанавливаться в диалоге поэта со слушателями столь желанная атмосфера сердечности и непринужденности. В стихах Окуджавы часто присутствуют ирония и самоирония, уравновешивая несколько непривычное для песни столь откровенное выражение авторского чувства. Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность, Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии.

В начале его творческого пути нередко встречались попытки композиторов писать свою музыку на его стихи, имеются и пластинки с исполнением его песен профессионалами, но с годами эта мода стала отходить, потому что сравнение оказывается совершенно не в их пользу. Те вечные истины, которые исповедует Окуджава, внушаются им без тени грозной назидательности, но либо с мягким юмором, либо с подлинной грустью, либо с глубокой убежденностью. И всему этому чудесно соответствуют его мелодии.

2.3. Б.Окуджава - первый и последний

12 июня 1997 года из Франции в Россию пришла трагическая новость - умер Булат Окуджава. Спустя десятилетие любая краткая интернет-энциклопедия выдаст каждому любопытному сухую информацию: "Поэт, прозаик, киносценарист. Автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни". Но тогда сразу нескольким поколениям людей было понятно - еще одна великая эпоха стала лишь "достоянием".

"У меня было много удач. Но, пожалуй, самая главная пришла в тот день, когда я первый раз придумал мелодию к своему стихотворению", - говорил Булат Окуджава. Удачей и для себя считают миллионы поклонников творчества Булата Шалвовича его решение писать стихи, прозу, музыку, пьесы.

Впервые стихи Булата Окуджавы появились в гарнизонной газете Закавказского фронта "Боец РККА" (позднее - "Ленинское знамя") в 1945 году, сначала под псевдонимом А. Долженов. С 1953 года, работая после университетского распределения в Калужской области, он регулярно публиковался в местных газетах. Тогда же в Калуге вышла его первая книга стихов "Лирика".

Сам поэт называл тот период творчества "подражательным", а началом серьезной поэтической деятельности считал возвращение в 1956 году в Москву и вступление в поэтическое объединение "Магистраль". Тогда же стихи Окуджавы стали появляться в столичных газетах и журналах. Первая из изданных в Москве книга стихов "Острова" вышла в 1959 году.

Поначалу Окуджаве пришлось работать. Выбор пал на поэтический перевод. Так в Советском Союзе вышли книги с арабскими, испанскими, финскими, шведскими стихами в переводе поэта, и две книги прозы. Под своим именем опубликовал, помогая опальным друзьям, статью Льва Копелева о докторе Гаазе и книгу стихов в переводе Юлия Даниэля, напечатал написанный женой Ольгой Арцимович текст песни "Парус" (муз. Е. Глебова).

В 1961 году в альманахе "Тарусские страницы" под редакцией Константина Паустовского вышла его первая автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр".

Проза Окуджавы была воспринята литературной критикой весьма негативно, что не слишком повлияло на его желание работать с крупной литературной формой. Всего было напечатано несколько сборников автобиографических рассказов и повестей, а также автобиографический роман "Упраздненный театр", удостоенный в 1994 году премии Букера.

В 1969 году Булат Окуджава выступил как исторический романист: в журнале "Дружба народов" вышел его первый роман "Бедный Авросимов". Все последующие его исторические романы также впервые публиковались в этом же журнале. Напечатанный на Западе роман "Фотограф Жора" автор считал слабым и никогда не публиковал на родине.

А одной из последних или, возможно, последней прижизненной книгой Окуджавы стало нижегородское издание 1996 года "Зал ожидания". В той книге были впервые опубликованы произведения, написанные с 1990 по 1995 годы, а также не издававшиеся стихи предыдущих лет.

И еще. Булат Окуджава не только писал музыку к теле- и кинофильмам, иногда из-под его пера выходили сценарии. Так, благодаря его совместной работе с Петром Тодоровским в 1965 году появился фильм "Верность", а в 1967 году на экран вышла картина "Женя, Женечка и "катюша", над сценарием к которой Окуджава работал вместе с Владимиром Мотылем. Однако на сценарии, созданные вместе с Ольгой Арцимович Госкино отреагировало гораздо хуже. Так, фильмы "Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" и "Мы любили Мельпомену..." никогда не были поставлены.

Зато никто не мог запретить Булату Окуджаве писать и исполнять песни. И их перечислить просто невозможно, да и бессмысленно, поскольку у каждого из нас свои 10-15 "самых любимых окуджавовских" да найдется. Лично я каждый раз плачу, когда в фильме "Белорусский вокзал" Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Нина Ургант, Всеволод Сафонов и Алексей Глазырин поют "Десятый наш десантный батальон".

Неизвестно, какое стихотворение Окуджавы было последним. Может быть, мы этого никогда таки и не узнаем, поскольку рукописи его последних произведений были украдены кем-то из посетителей находившейся в трауре квартиры мэтра. Но эти слова Булата стоит помнить каждому любителю поэзии: "Стихи и песни нельзя объяснять. Не ищите в них фактов из личной жизни: я рассказываю о своей душе и только".

Заключение

Б. Окуджава в песнях жалел всех: и хороших, и плохих. Он жалел себя, усталых путников, девочек, девушек, замужних женщин и бабушек, жалел «шарик голубой», пехоту, мальчиков, снова себя, снова женщин, наконец, свою душу.

Впрочем, сложность эту мудростью мыслителя и инстинктом художника осознал и преодолел, двигаясь собственным путем и минуя все подсказки, сам поэт.

Поскольку Окуджава занят не столько бытовыми, сколько бытийными категориями действительности, постольку, естественно, для него все более многоаспектной становится его лирика, все более гармонически-всеохватным взгляд на мир: этого требует мера вещей, масштаб, который он принял сам для себя. Мы должны своим творчеством разоблачать зло, гневно говорить о мещанстве, обывательщине (это они противостоят обновлению нашего общества), поэтическим словом служить обществу.

Все написанное Булатом Окуджавой создано в горячем сердцебиении, а потому волнует, тревожит, беспокоит и радует нас, коим принес поэт в дар свои бесценные художественные сокровища.

«Настоящее искусство» Булата Окуджавы, постоянно набирая новые краски, уже десятилетиями служит людям. И будет служить — в силу высокого художественного таланта, гуманизма и мудрости его творца.

То ли мед, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм...

Все, что было его — ныне ваше.

Список литературы

1.«Нет хода нам назад». 33 московских барда. — М., 2001

3.Авдеева А.А. Песни нашего века // Искусство в школе. — 2000. — № 1.

4.Авдеева А.А. Что-то слышится родное // Искусство в школе. — 2004. — № 5.

7.Андреев Ю.А., Вайнонен Н.В. Наша самодеятельная песня. — М., 2003.

8.Шепот и крик (беседа с Л. Аннинским) // Музыкальная жизнь. — 2002. — № 12.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Не расставайтесь с надеждой, маэстро...

Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX ввека. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы — явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.

Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная критика не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры. Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности? Немаловажно понимать разницу между стихами Булата Окуджавы (а также и Владимира Высоцкого) и произведениями множества других авторов-исполнителей. Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты.

На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны. Еще мальчишкой он ушел на фронт, и, может быть, именно поэтому в песнях о войне он часто говорит о своих ровесниках, так рано познавших ужасы войны, боль, страх. Это стихи человека, который сам прочувствовал, пережил состояние людей военного времени. В его стихах защитники страны йе монументальные, каменные изваяния, не серая масса безликих солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек, измученные изнурительным боем бойцы. Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких. Удивительно то, что некоторые песни Окуджавы, посвященные войне, воспринимаются теперь как песни военного времени, которые пели солдаты в землянках, в окопах во время затишья между боями. Например, «Песня о московских ополченцах». Стихи этой песни очень простые, но вместе с тем мужественные и проникновенные. Московские ополченцы уходят на фронт, не задумываясь о подвиге, который они совершают. Они прощаются с Москвой, со своим городом, понимая, что видят, быть может, его в последний раз.

Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами...

Очень большую часть своего творчества Булат all soch 2005 Окуджава посвятил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социализма», как парадно-бравурное воспевание Москвы советской. Это были в основном помпезные, тяжеловесные песни, стихи сталинской эпохи. Стихи же Окуджавы о своем городе глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему. Поэт ощущает себя частью Москвы, этот город — дом его души.

Ах, этот город, он такой, похожий на меня: то грустен он, то весел он, но он всегда высок...

Вся Москва, даже, можно сказать, вся страна отразились в стихах поэта о московском Арбате.

Арбат для Окуджавы — это целый мир, мир одухотворенный. Эта улица создает свой неповторимый эстетический климат. Кривые переулки, незаметно переходящие один в другой, смещение стилей построек, особый воздух Арбата. Арбатские переулки окутаны тайной. Может быть, не случайно М. А. Булгаков поселил именно здесь Мастера и Маргариту? И, как мне кажется, арбатские переулки — одно из самых уютных мест в Москве, они как бы созданы для поэтов и влюбленных.

Ах, Арбат, мой Арбат,

ты — мое отечество,

никогда до конца не пройти тебя!

В последних стихах, посвященных Арбату, поэт делится своей грустью по поводу потери его облика. Поэтому больно видеть, как теряет душу Арбат, как разрушается старое и живое (стихи «Плач по Арбату», «Надпись на камне»). Может быть, мы ошибаемся, безжалостно уничтожая старые дома? Ведь даже новый, точно такой же дом — уже не то. Очень сложно объяснить, чего не хватает в нем, но уже нет былого уюта, уже не радует он глаз, кажется, не человек его строил. Наверное, мы разучились вкладывать душу в творения наших рук.

Как грустно, что люди постепенно забывают такие чувства, как любовь, дружба. Булат Окуджава в своем творчестве неоднократно обретается к этим темам. Мы долго не писали, не пели о любви, не пели о женщине. Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени:

Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!

Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия. Несомненно, большая заслуга Булата Окуджавы в том, что «Он был одним из тех людей, которые своим творчеством старались пробудить в человеке чувство собственного достоинства, самоценности. Это было весьма актуально в обществе, фактически превращенном в казарму. Творчество Окуджавы оказало большое влияние прежде всего на души молодых. Многие из них уже в годы застоя не могли примириться с существующим положением вещей. Наверное, именно песни Окуджавы и его последователей не дали окончательно оболванить людей.

Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный.

Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое. От этого, наверное, рождаются такие необычные, яркие образы. В стихах Окуджавы умирает Новогодняя елка, Любовь дирижирует оркестром, Муравей создает себе богиню. Кажется, что это происходит не на Земле, а в какой-то полусказочной стране, похожей на нашу, но более доброй, милосердной. Но Окуджаву ни в коем случае нельзя назвать сентиментальным романтиком, мечтающим о заоблачных далях. В стихах Окуджавы заключен глубокий подтекст, им сопутствует иносказательность, метафоричность. И, внимательно вслушиваясь в его произведения, можно услышать и грусть, и тревогу, и боль. Особенно интересна в этом плане песня «Бумажный солдатик», напоминающая знакомую нам с детства сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике. Окуджава удивительно просто выразил в этих стихах тоску по романтическому подвигу в мире ненавистных ему свиней-копилок, мечту многих из нас сделать мир счастливым.

Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века. Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50—60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев.

Песни Булата Окуджавы звучат для нас уже много лет. Может быть, потому, что они не сиюминутные, слушает и поет их уже не одно поколение, пытаясь найти в них ответы на вечные вопросы нашей жизни? Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик...»

Таких людей по праву называют совестью нации, настоящими интеллигентами духа. Их уход всегда воспринимается особенно остро - как завершение целой эпохи. Так было с академиком Д.С.Лихачевым, с . Так многие восприняли кончину в июне 1997 года Булата Окуджавы.

Биография Булата Окуджавы (9.05.1924-12.06.1997)

Родился на Арбате в семье армянки и грузина 9.05.1924 года. Отец и мать впоследствии были репрессированы. Позднее поэт обессмертил и без того известную московскую улицу в нескольких песнях. Памятью он возвращался на Арбат часто, хотя никогда не вернулся туда на постоянное место жительства. Воевал на Кавказе, под Моздоком, был ранен. Вспоминал о голоде и холоде, о постоянном страхе смерти.

Тоже не раз «аукнулась» в его песенном и прозаическом творчестве. По возвращении с фронта учился в Тбилисском педагогическом университете. По распределению работал несколько лет учителем русского языка и литературы под Калугой. К песням обратился во второй половине 50-х гг., на волне хрущевской «оттепели». Быстро стал «широко известен в узком кругу».

Песни записывались на магнитофоны и разлетались повсюду. Вскоре начал выступать публично. Подвергался уничижительной и несправедливой критике в печати, однако без очевидных последствий. Основные песни написаны в 60-е гг. Позднее почти на целое десятилетие оставил поэзию, обратился к беллетристике, к исторической прозе. Много писал для кино. Некоторые из этих песен давно оторвались от автора и зажили самостоятельной жизнью: «Мы за ценой не постоим» - из кинофильма «Белорусский вокзал», «Кавалергарды, век не долог» - из кинофильма «Звезда пленительного счастья», песни из фильма для детей «Приключения Буратино» и др.

На волне «перестройки» Окуджава возобновил выступления с песнями, активно занимался общественной деятельностью, подписал ряд открытых писем. В 1993 году публично поддержал действия президента в борьбе с оппозиционным парламентом, о чем потом очень сожалел. В 1992 году перенес операцию на сердце. С выступлениями посетил многие страны мира и Европы. Скончался в парижском военном госпитале от острого воспаления легких. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество Булата Окуджавы

Сам Окуджава скромно и непретенциозно называл многие свои произведения «песенками». Неоднократно оговаривался, что работает исключительно по слуху, что музыкально необразован, что знает лишь несколько гитарных аккордов. Неслучайно в последние годы ему на рояле аккомпанировал сын Антон, возникали новые аранжировки старых песен. Простота его «песенок» обманчива. Окуджава философичен и глубок. Он мыслил масштабно и широко. За внешней камерностью и «тихостью» исполнения - эпичность повествования, дыхание эпохи, свободно выбираемая и свободно отстаиваемая позиция.

Выражаясь по-пушкински, Окуджава отстаивал «самостояние человека». В условиях тоталитарного режима его песни воспринимались как глоток свежей воды и чистого воздуха. Окуджава профессионально работал со словом. Стихи и песни в его творчестве гармонически сосуществуют. Некоторые песни Окуджавы уже при жизни автора воспринимались как своеобразные гимны интеллигенции - особенно «Молитва Франсуа Вийона», «Давайте восклицать», «Возьмемся за руки, друзья».

  • Первая полноценная биография Окуджавы написана несколько лет назад поэтом и публицистом Дмитрием Быковым и вышла в популярной серии ЖЗЛ. Она небесспорна, однако проникнута искренней любовью к герою и стремлением как можно глубже погрузиться в художественную ткань его произведений.
  • Сердечной привязанностью Окуджавы в 80-е гг. была актриса и певица Наталья Горленко. Ею навеяны такие стихи как «После дождичка небеса просторны» (известно даже совместное исполнение в одном из фильмов) и «Прощание с новогодней елкой».
  • В Париже, в 1968 году вышла его первая пластинка с авторскими песнями.
  • Незадолго до смерти, Булат Окуджава принял таинство крещения с именем Иоанн.

Статья посвящена краткой биографии Булата Окуджавы - известного поэта, исполнителя и сценариста. Окуджава был представителем настоящей интеллигенции, глубоко чувствующим и понимающим происходящее в стране. Он по праву пользуется огромной народной любовью.

Биография Окуджавы: первые годы

Булат Шалвович Окуджава родился в 1924 г. на Арбате. Родившись в интернациональной партийной семье (родители - грузин и армянка), мальчик должен был получить имя Дориан. По партийной традиции детям часто давали имена известных личностей и литературных героев (Дориан Грей - герой романа О. Уайльда). Однако отец настоял на нормальном имени. Булат всегда с большой любовью и теплотой вспоминал Арбат и проведенные на нем детские годы. Тема Арбата часто использовался в дальнейшем творчестве поэта. В 1937 г. семья Булата в связи с начавшейся "Большой чисткой" была репрессирована: отца в результате расстреляли, а мать сослали в лагерь. С 1940 г. жил в Тбилиси.
Во время Великой Отечественной войны Окуджава пошел на фронт добровольцем, был минометчиком на Кавказе. В 1945 г. был ранен. После окончания войны Булат Окуджава поселился в Тбилиси. Военная тема тоже нашла свое отражение в его творчестве. Окуджава экстерном сдал экзамены и поступил в педагогический университет, несколько лет был учителем в калужской школе. Одновременно являлся корреспондентом в нескольких газетах. Булат пробовал писать стихи еще в детские годы и не прекращал этих попыток. Некоторые его стихи были опубликованы во время войны. В Калуге стихотворения Окуджавы уже постоянно появляются в газетах. Выходит первый сборник стихотворений - "Острова".
После смерти Сталина были родители Окуджавы были реабилитированы. Он переезжает в столицу, работает газетным редактором. В 1961 г. бросает работу и принимает решение полностью сосредоточиться на творческой деятельности.

Биография Окуджавы: творческая деятельность

Во время "хрущевской оттепели" стихи и песни Окуджавы начали пользоваться популярностью в определенных кругах. Песни широко расходились в народе, переписывались и заучивались наизусть. Творчество Окуджавы подвергалось резкой критике со стороны официальных государственных учреждений и было полулегальным. Однако, каких-то серьезных мер в отношении поэта не предпринималось. В 60-е гг. Окуджава написал большинство своих песен. В дальнейшем он отошел от этого вида творчества и занялся прозой. Песни продолжал писать для кинематографа. Песни для кино принесли ему настоящую славу, официальное признание и популярность в народе.
В Париже была выпущена первая официальная пластинка с записями песен Окуджавы, что вызвало протест в советском руководстве. Впоследствии пластинки Окуджавы стали выходить и на родине.
Окуджава не имел музыкального образования, иронически относился к своим песням. Однако, главное в его творчестве не музыкальное сопровождение, а глубокий философский смысл. Окуджава для многих стал символом свободной творческой личности, способной противостоять тоталитарной системе. Человек должен всегда оставаться самим собой и не подстраиваться под сложившиеся жизненные условия. Люди воспринимали его творчество как глоток свободы в душном, подчиненном предписаниями и цензуре, советском обществе. Его песни не содержат откровенных политических призывов и пропаганды, поэтому к поэту было не за что придраться суровому государственному оку. Но нестандартность, либерализм его творчества был очевиден.
С конца 60-х гг. Окуджава активно занимается прозой. В основном его произведения носят автобиографический характер. Не получив официального признания, Окуджава обращается к исторической прозе. Им были написаны повести о декабристском движении и романы о временах начала XIX в.
Перестройка вновь подтолкнула поэта на активную деятельность. Он совершает публичные выступления, участвует в политической жизни страны. В 1993 г. поддержал Ельцина в борьбе с оппозицией, о чем впоследствии сожалел. Окуджавы выступал во большинстве крупнейших стран мира. Его произведения также были переведены на многие языки и пользуются большой популярностью.
Скончался Булат Окуджава в 1997 г. Он оставил после себя свыше 200 песен и около 600 стихотворений. Стихи поэта использовались не только в собственных песнях, многие были положены на музыку известными композиторами.

советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор

Краткая биография

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (при рождении назван родителями Дориа́ном , в честь Дориана Грея; 9 мая 1924, Москва, СССР - 12 июня 1997, Кламар, Франция) - советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е-1980-е годы. Для текстов песен Окуджава выбирал не только собственные стихи, но и сказания из кавказского народного эпоса.

Детство и юность

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, партийный деятель; мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница армянского поэта Ваана Терьяна. Дядя Владимир Окуджава - анархист-террорист, бежавший из Российской империи после неудавшейся попытки покушения на губернатора Кутаиси; позднее фигурировал в списках пассажиров пломбированного вагона, доставившего Ленина, Зиновьева, Каменева и других революционных лидеров из Швейцарии в Россию в апреле 1917 года.

Прадеда по отцовской линии звали Павел Перемушев. Он приехал в Грузию в середине XIX века, прежде отслужив 25 лет в нижних чинах и получив за это земельный надел в Кутаиси. «Кто он был - то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов - сведений не сохранилось, дагерротипов тоже» . Работал портным, был женат на грузинке Саломее Медзмариашвили. В браке родились три дочери. Старшая из них - Елизавета - вышла замуж за грузина Степана Окуджаву, писаря, с которым у неё было восемь детей, в том числе и Шалва Степанович.

Вскоре после рождения Булата его отец был направлен на Кавказ комиссаром грузинской дивизии. Мать же осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тифлис, учился в русском классе.

Отец был повышен до секретаря Тифлисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с просьбой к Орджоникидзе направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем он стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

В 1937 году отец Окуджавы был арестован в связи с троцкистским делом на Уралвагонстрое. Арестованный директор завода Л. М. Марьясин дал показания, что в августе 1934 года он и Окуджава во время приезда наркома тяжёлой промышленности Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение.

4 августа 1937 года Ш. С. Окуджава был расстрелян. Два брата отца также были расстреляны как сторонники Троцкого.

Вскоре после ареста отца, в феврале 1937 года, мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - улица Арбат, дом 43, кв. 12, коммунальная квартира на четвёртом этаже.

Мать Окуджавы была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карлаг, откуда вернулась в 1947 году. Сестра отца Ольга Окуджава (супруга поэта Галактиона Табидзе) была расстреляна под Орлом в 1941 году.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

Великая Отечественная война

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.

После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.

После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном.

Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году - орденом Отечественной войны I степени.

Работа учителем

Булат Окуджава, 1944 г.

После демобилизации вернулся в Тбилиси. 20 июня 1944 года получил аттестат о среднем образовании. В 1945 поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, два с половиной года работал учителем в Калужской области.

Поэт, бард

Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде, текст песни не сохранился. Вторая, «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»), была написана в 1946 году. Стихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее - «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов.

Работая в Калужской области, Окуджава сотрудничал с газетой «Молодой ленинец». В 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС Окуджава вступил в партию. В 1959 переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.

В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность) - наряду с В. C. Высоцким (он называл Б. Окуджаву своим духовным учителем ), А. А. Галичем и Ю. Визбором. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

В 1967 году, во время поездки в Париж, он записал 20 песен на студии «Le Chant du Monde». В 1968 году на основе этих записей во Франции вышла первая пластинка песен Окуджавы - Le Soldat en Papier . В том же году в Польше вышла пластинка его песен в исполнении польских артистов, а песня «Прощание с Польшей» в нём была представлена в исполнении автора.

С середины 1970-х годов пластинки Окуджавы стали выходить и в СССР: в 1974-1975 годах была записана первая долгоиграющая пластинка (вышла в 1976 году). За ней в 1978 году последовал второй советский диск-гигант.
В середине 1980-х Окуджава записал ещё два диска-гиганта: «Песни и стихи о войне» и «Автор исполняет новые песни».

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, а затем и среди русской эмиграции. Песни «Возьмёмся за руки, друзья…» , «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится…») стали гимном многих слётов КСП и фестивалей.

Кроме песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский язык. Вместе с композитором Исааком Шварцем Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные среди них - песня (использована в известном фильме «Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда («Кавалергарда век недолог…») из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви», а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В это время он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Литератор

В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987). Позже опубликовал повести «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976, 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983). Вышедший на Западе роман «Фотограф Жора» Окуджава считал слабым и никогда не публиковал на родине.

В первое время своей литературной работы Окуджава занимался и переводами: переводил стихи с арабского, испанского, финского, шведского, языков народов соцстран и СССР, также перевёл две книги прозы. Писал для детей - повести «Фронт приходит к нам», «Прелестные приключения». Помогая опальным друзьям, опубликовал под своим именем статью Л. Копелева о докторе Гаазе и книгу стихов в переводе Ю. Даниэля. Под его именем напечатан также текст песни «Парус» (муз. Е. Глебова), написанный О. Арцимович.

В 1962 году Окуджава был принят в Союз писателей СССР. Он участвовал в работе литературного объединения «Магистраль», работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1961 году уволился и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

Был членом учредительного совета газет «Московские новости» и «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб».

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира. За границей также выходили его книги на русском языке.

В числе своих любимых писателей Булат Окуджава называл А. С. Пушкина , Э. Т. А. Гофмана и Б. Л. Пастернака .

Общественная деятельность

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года Окуджава - член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 году вышел из КПСС. С 1992 года - член комиссии по помилованиям при Президенте РФ, с 1994 - член комиссии по Государственным премиям РФ. Также был членом Совета общества «Мемориал».

К Сталину и Ленину относился отрицательно.

Ну что, генералиссимус прекрасный?

Твои клешни сегодня безопасны -

опасен силуэт твой с низким лбом.

Я счёта не веду былым потерям,

но, пусть в своём возмездьи и умерен,

я не прощаю, помня о былом.

- Б. Окуджава, 1981

В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава говорил: «Взять наши споры с мамой, которая, несмотря на то, что 9 (в оригинале ошибочно написано „19“) лет провела в лагерях, оставалась убеждённой большевичкой-ленинкой. Что ж, и я сам какое-то время считал, что это Сталин всё испортил». В интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов.

В 1993 году подписал «письмо 42» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над сторонниками Верховного Совета во время событий октября 1993 года в Москве.

Негативно высказался о лидерах сторонников Верховного Совета (Хасбулатове, Макашове, Руцком) в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года.

Осуждал войну в Чечне.

12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа Кламар.Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Гитара

Булат Окуджава играл на семиструнной гитаре с цыганским мажорным строем (5-я струна «До»), но позже переложил этот же строй на классическую шестиструнную гитару, избавившись от 4-й струны «Ре». В таком строе до сих пор играет Юлий Ким.

Семья

  • Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный работник.
  • Мать - Ашхен Степановна Налбандян, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.
  • Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965).
  • Сын - Игорь Окуджава (2 января 1954 - 11 января 1997).
  • Дочь - умерла в раннем младенчестве.
  • Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (урождённая Арцимович), племянница Льва Арцимовича.
  • Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (р. 1965), музыкант, композитор.

Признание

Награды

  • Орден Отечественной войны I степени (1985).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Медаль Жукова (1996).
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1944).
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965).
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975).
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985).
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995).
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968).
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1977).
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988).
  • Почётная медаль Правления Советского фонда мира.

Премии, почётные звания

  • Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
  • Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
  • Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
  • Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
  • Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова независимой писательской ассоциации «Апрель» (1991).
  • Государственная премия СССР (1991) - за сборник стихотворений «Посвящается Вам» (1988) .
  • Премия «Русский Букер» (1994) - за автобиографический роман «Упразднённый театр» .
  • Почётный гражданин Калуги (1996).

Память

  • Имя Окуджавы присвоено астероиду № 3149.
  • Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы был основан 22 августа 1998 года, открыт 31 октября 1999 года. Находится в Московской области, Ленинский район, п/о Мичуринец, пос. Переделкино, ул. Довженко, 11.
  • В 1998 году была учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы.
  • С 14 апреля 1998 года московская школа № 69 носит имя Б. Ш. Окуджавы.
  • 9 мая 2015 в Нижнем Тагиле, на фасаде школы № 32 открыта мемориальная доска в память о Б. Ш. Окуджаве, учившемся в её стенах в 1936-1937 годах.

памятники

  • 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
  • 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур - Георгий Франгулян.
  • В честь 80-летия поэта в калужской школе № 5 открыт барельеф Окуджавы.

Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы

  • Международный фестиваль Булата Окуджавы
  • Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
  • Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
  • Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы
  • Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата в Колонтаево»
  • Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата на Байкале»

Творческое наследие

Наиболее известные песни

Опубликованные произведения

«Избранные произведения в 2-х томах» - М., Современник, 1989

Сборники поэзии

  • «Лирика» - Калуга, издательство газеты «Знамя»,1956
  • «Острова» - М., Советский писатель, 1959
  • «Веселый барабанщик» - М., Советский писатель, 1964
  • «По дороге к Тинатин» - Тбилиси, Литература да хеловнеба, 1964
  • «Март великодушный» - М., Советский писатель, 1967
  • «20 песенок для голоса и гитары» - Krakow, PWM, 1973 (Польша)
  • «Арбат, мой Арбат» - М., Советский писатель, 1976
  • В сборниках «Песни русских бардов» . Тексты. Серия 1-4. // Составитель В. Аллой; оформление Льва Нусберга. - Paris, YMCA-Press, 1977-78 (тексты ~ 77 песен)
  • «65 песен» - Ann Arbor, Ardis, 1980 и 1986 (США)
  • «Стихотворения» - М., Советский писатель, 1984
  • «Посвящается вам» - М., Советский писатель, 1988
  • «Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты» - М., Музыка, 1989
  • «Избранное» - М., Московский рабочий, 1989
  • «Милости судьбы» - М., Московский рабочий, 1993
  • «Зал ожидания» - Нижний Новгород, Деком, 1996
  • «Чаепитие на Арбате» - М., ПАN, 1996; М., Корона-принт, 1997
  • «Стихотворения» - СПб., Академический проект, 2001 (серия «Новая библиотека поэта»)

Проза

  • «Фронт приходит к нам» - М., Детская литература, 1967
  • «Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях - «Глоток свободы»)
  • «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» - М., Советский писатель, 1975
  • «Глоток свободы» - М., Политиздат, 1971 (серия «Пламенные революционеры»)
  • «Прелестные приключения» - Тбилиси, 1971
(То же - М., Лайда, 1993) (То же - М., Вадим Синема, 2005) (То же - М., Время, 2016)
  • «Путешествие дилетантов» - М., Советский писатель, 1979
  • «Избранная проза» - М., Известия, 1979
  • «Свидание с Бонапартом» - М., Советский писатель, 1985
  • «Будь здоров, школяр!» - М., Правда, 1987
  • «Девушка моей мечты» - М., Московский рабочий, 1988
  • «Искусство кройки и шитья» - М., Советский писатель, 1990
  • «Приключения секретного баптиста» - М., 1991
  • «Повести и рассказы» - М., АРТ, 1992
  • «Похождения Шипова» - М., Дружба народов, 1992
  • «Заезжий музыкант» - М., Олимп, 1993
  • «Упразднённый театр» - М., изд. Русанова, 1995

Другое

  • «Глоток свободы» (1966; пьеса)

Киносценарии

  • «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965)
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967) М., Искусство, 1968
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)

Фильмография

Кинороли

  • 1962 - Цепная реакция - пассажир автобуса
  • 1963 - Застава Ильича («Мне двадцать лет») - камео - участник поэтического вечера (нет в титрах)
  • 1967 - Женя, Женечка и «катюша» - военный на встрече Нового Года (нет в титрах)
  • 1975 - Звезда пленительного счастья - капельмейстер на балу (нет в титрах)
  • 1976 - Ключ без права передачи - декламатор стихов о Пушкине
  • 1976 - Строговы - офицер
  • 1985 - Законный брак - пассажир в поезде
  • 1986 - Храни меня, мой талисман - камео

Песни в кинофильмах

  • 1961 - «Горизонт» - текст песен
  • 1961 - «Друг мой, Колька!» - текст песен
  • 1962 - «Цепная реакция» - первое появление на экране
  • 1963 - «Застава Ильича» - песня «Мне 20 лет»
  • 1967 - «Женя, Женечка и «катюша»» (соавтор сценария, эпизодическая роль)
  • 1970 - «Кража» - песня «Лесной вальс» («Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс»)
  • 1970 - «Белорусский вокзал» - автор песни «Нам нужна одна победа» (оркестровка Альфреда Шнитке).
  • 1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа Удача»
  • 1973 - «Кортик» - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала стою я, молодой…» )
  • 1974 - «Бронзовая птица» - текст песни «Ты гори, гори, мой костёр»
  • 1974 - «Соломенная шляпка» - тексты песен «Женюсь» и др.
  • 1975 - «Звезда пленительного счастья» - тексты песен
  • 1975 - «На ясный огонь» - песни «Когда внезапно затихает», «Неистов и упрям», «Надежда, я вернусь», «Мой конь» и др.
  • 1975 - «Приключения Буратино» - тексты части песен
  • 1975 - «От зари до зари» - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Аты-баты, шли солдаты…» - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Ключ без права передачи» - песня «Давайте восклицать»
  • 1979 - «Жена ушла» - песня «Ещё один романс»
  • 1981 - «Грибной дождь» - песня «Старинная солдатская песня»
  • 1982 - «Покровские ворота» - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
  • 1982 - «Оставить след» - автор песни «Есть муки у огня»
  • 1983 - «Из жизни начальника уголовного розыска» - песни «Пиратская лирическая» и «Песня про дураков»
  • 1984 - Капитан Фракасс - песня «Дождик осенний», «Надежды крашенная дверь», «Ах, как летят за днями дни» (музыка Исаака Шварца), «Вот какая-то лошадка»
  • 1984 - «Милый, дорогой, любимый, единственный" - песня «Стать богатеем иной норовит»
  • 1985 - «Непрофессионалы» - песни «Живописцы», «Возьмёмся за руки, друзья»
  • 1985 - «Законный брак» - песни «После дождичка небеса просторней…», «Эта женщина в окне» («Не сольются никогда зимы долгие и лета…»)
  • 1986 - «Тайны мадам Вонг», автор песни «Солнышко сияет, музыка играет»
  • 1993 - Эта женщина в окне… - использована одноимённая песня
  • 1999 - сериал «С новым счастьем!» - текст песни «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца)
  • 2004 - «Медная бабушка» - песня «Былое нельзя воротить»
  • 2005 - «Турецкий гамбит» - «Дождик осенний» (исполнение Ольги Красько)
  • 2013 - «До свидания, мальчики» - песня «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»

Документальные фильмы

  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
  • «Мои современники», Лентелефильм, 1984
  • «Два часа с бардами», Мосфильм, 1988
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992

Дискография

Грампластинки

  • Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8
  • Le Soldat en Papier (Париж, фирма «Le Chant du Mond»; 1968)
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
  • Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
  • Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
  • Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
  • Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
  • Диск песен. («Балкантон», Болгария, 1985. ВТК 3804)
  • Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
  • Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
  • Булат Окуджава. Песенка, короткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
  • Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия

Кассеты

  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005

Компакт-диски

  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
  • Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Альбомы

  • Переиздание французского альбома Булата Окуджавы, записанного в студии Le Chant du Monde в 1967 году
  • Первый советский альбом Булата Окуджавы. Запись 1974-1975, выпуск 1976 года
  • Второй советский альбом Булата Окуджавы. Запись и выпуск 1978 года
  • Альбом «Автор исполняет новые песни», середина 80-х

Литература

  • К. Рудницкий. «Песни Окуджавы и Высоцкого». // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 14-15
  • Булат Шалвович Окуджава: [Библиогр. 1945-1993] / Сост. И. В. Ханукаева // Рус. писатели. Поэты: (Совет. период). Библиогр. указ. - Т. 16. - СПб.: Рос. нац. б-ка, 1994. - С. 180-275.
  • Быков Д. Л. Булат Окуджава. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 784 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1-10 / Сост. А. Е. Крылов. М.: Булат, 2004-2013.
  • Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала» - М.: Булат, 2008.
  • Кулагин А. В. Лирика Булата Окуджавы: Науч.-попул. очерк. - М.: Булат; Коломна: КГПИ, 2009. - 320 с.
  • Tumanov V. Listening to Okudzhava: Twenty-Three Aural Comprehension Exercises in Russian. Newburyport MA: Focus Publishing R. Pullins & Company . 1996. 2nd. Ed: 2000.
  • Лемхин М. А. «Фотограф щёлкает, и птичка вылетает». - Лос Анджелес, Bulat Okudzhava USA Cultural Fund, 2015. - 78 с.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!