Советская наркомафия. Неизвестная история наркомании в советском союзе

Героин в Советском Союзе можно было купить в обычной аптеке до 1956 года

11 марта — День работника органов наркоконтроля России. В этот день в 2003 году было создано специальное ведомство по контролю за оборотом наркотиков. Понятно, что не от хорошей жизни. «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как буквально под носом у союзных властей формировался прообраз современной наркомафии.

«ОТ НАРКОМАНИИ СТРАДАЮТ ТОЛЬКО БОГАТЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ БЕЗДЕЛЬНИКИ»

Была ли наркомания в СССР до его распада? Официально — не было, как и организованной преступности, расстрела в 1962 году трудящихся Новочеркасска, секса, трущоб, крупных техногенных катастроф, — да мало ли! Все это было уделом «загнивающего империализма». На протяжении всех лет существования советской власти, за исключением разве что периода гласности, официальная пропаганда утверждала, что в СССР отсутствует социальная среда, в которой может развиваться наркомания. Мол, явление это свойственно исключительно буржуазному обществу и с давних времен страдают от наркомании главным образом богатые зарубежные бездельники.

Нет, отдельных случаев наркомании и у нас никто не отрицал. Даже в культовом фильме «Петровка, 38», снятого в доперестроечном 1980 году по одноименной повести Юлиана Семенова , очень достоверно показано, как одного из отрицательных персонажей — бандита-наркомана по кличке Сударь — сыщики закрывают в одиночную камеру, чтобы с помощью ломки добыть нужную информацию. Случаи эти, как и само словечко «наркотик», были экзотикой.

«БИЗНЕС Online» пока не удалось найти документального упоминания о подобном на территории ТАССР. , ветеран МВД, майор милиции в отставке, который после должности участкового побывал поочередно начальником трех казанских вытрезвителей — в Кировском, Советском районах Казани и в поселке Юдино — и прослужил в этих должностях в общей сложности более десятка из 28 лет в органах внутренних дел, в беседе с корреспондентом редакции сказал: «Я вышел в отставку в 1991 году, и тогда наркомания не была такой бедой, как сегодня. Были отдельные случаи. А настоящим бедствием по тем временам считались пьянство и алкоголизм. На это и были направлены все наше внимание и усилия». Каких-либо конкретных указаний по поводу наркозависимых милиционеры не получали, тем в крайнем случае оказывалась лишь медицинская помощь. Никаких силовых спецподразделений для борьбы с незаконным наркооборотом, конечно, не было. А вот был ли сам этот оборот — судить вам.

Мансур Идрисов / Фото 16.мвд.рф

«ДОСТОЕВСКИЕ» ВРЕМЕН АНДРОПОВА

Любопытный «опыт» существования советских «наркосемей» описывает в своей книге «Курьезы военной медицины и экспертизы» врач и писатель Андрей Ломачинский : «У власти тогда сидел Андропов, и, по его словам, надо было бороться больше с нарушениями трудовой дисциплины... На пятом курсе дежурил я на скорой помощи. Как-то раз дает мне диспетчер вызов, а сам смеется: „Ну, молодой, езжай с семейкой познакомиться, там, похоже, прокормыш загибается“. Мне эти слова в то время ничего не говорили. А оказалось все просто: советские наркоманы жили семьями. Не в плане муж-жена, ячейка общества. Семьи у них состояли из любого количества разновозрастных наркоманов обоих полов. Главой семьи всегда были Достоевские — те, кто „соломенную шляпу“ носили. Вообще-то Достоевский мог носить на голове что угодно по сезону, от ничего до меховой шапки, а „соломенную шляпу“ он носил в семью. „Шляпа“ на древненаркоманском означала маковую соломку. Тогда социализм был, и наркотрафика еще не было, вот и выбирали семейные наркомы из своей среды наиболее физически сильных, финансово ответственных и „морально стойких“ лиц, определяя их в заготовители-доставатели сырья, или Достоевские. Они были первыми челноками, прообразом наркотрафика того времени – ездили на юга, где не столько чего-то там покупали, сколько просто пакостили на дачках, вырывая маки под корень. Правда, бабушек подчистую не обижали — вырывали ровно две третьих от посаженного, чтоб бабушка на следующий год снова посадила. Тогда коммунизм ждали, официально считалось, что в СССР наркомании быть не может в силу социалистических условий, вот менты и смотрели на таких „дачников“ сквозь пальцы — лишь бы в домики не вламывались. Ну а ночь напряженной работы давала от одного до десяти чемоданов сырья в зависимости от района. Достоевские жили по-ленински — в шалашах. Там же сушили мак, перебивали его, упаковывали в целлофановые мешочки, которые трамбовали в чемоданы. Как наберут нужное количество чемоданов „шляпы“, так и домой. К началу девяностых те наркоши уже физически вымерли...»

«ПОСТАВЩИКИ И СПЕКУЛЯНТЫ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГАШИША ПРИБЕГАЮТ К РАЗЛИЧНОГО РОДА УЛОВКАМ»

Но были факты и явления, которые курьезными никак не назовешь, — здесь не до смеха. В российском государственном архиве социально-политической истории хранится сообщение министерства охраны общественного порядка (так именовалось тогда МВД) РСФСР, адресованное Бюро ЦК КПСС по Российской Федерации. Датировано это сообщение 8 мая 1964 года, и оно, естественно, имело гриф «Секретно». Подробное изложение этого документа приводит издание «Совершенно секретно».

Министр охраны общественного порядка России Вадим Тикунов был крайне обеспокоен тем, что на территорию Российской Федерации стало завозиться все больше наркотиков. Основными поставщиками зелья, по его словам, были Казахстан и Средняя Азия. «За последнее время, — писал министр, — получило распространение употребление наркотических веществ, особенно гашиша». Гашиш для заинтересованных граждан был самым желанным наркотиком. «В погоне за легкой наживой, — пишет Тикунов, — поставщики и спекулянты при перевозке гашиша прибегают к различного рода уловкам и ухищрениям. Они помещают его в специально изготовленные чемоданы с двойным дном, в банки с консервированными фруктами или вареньем, начиняют им резиновые мячи, арбузы, дыни. Нередко пересылают его в посылках или багажом». В качестве перевозчиков использовались, как правило, проводники поездов дальнего следования, работники вагонов-ресторанов, то есть люди, профессионально связанные с транспортом.

Из сообщения министра члены Бюро ЦК КПСС по РСФСР узнали, что, оказывается, советские наркоманы «часто похищают наркотические вещества из аптек, больниц, поликлиник, складов и других мест хранения медикаментов или же по украденным рецептам получают их в аптеках». А другие наркоманы вступали «в преступный сговор с медицинскими работниками, покупая у них наркотические средства или получая за определенное вознаграждение рецепты». В качестве мест, где «такие факты имели место», называются Башкирия, Чечено-Ингушетия, Удмуртия, Омская, Куйбышевская, Саратовская, Оренбургская области и, конечно же, Москва.

В КАЗАНИ ШКОЛЬНИКИ ОБКУРИВАЛИСЬ ТАК, ЧТО НЕ МОГЛИ СВЯЗАТЬ ДВУХ СЛОВ

Килограмм гашиша приносил наркодилерам прибыль в 700–800 рублей, что в 1964 году составляло 8–9 средних зарплат. Только в Омской области 62 поставщика и сбытчика наркотиков, арестованных милицией, сбыли наркоманам более 800 кг гашиша. В те времена считалось, что пресекалась примерно одна десятая часть противоправных действий в данной сфере. Таким образом, только омские наркоманы могли выкурить за год до 8 т дури. Цифра, особенно для тех времен, совсем немаленькая...

Самым крупным наркодилером Омска (этот город фигурирует в послании генерала Тикунова чаще всего) был некто Шнейдерович, который на продаже гашиша (только по запротоколированным милицией данным) нажил более 50 тыс. рублей. На эти деньги в 1964 году можно было приобрести с десяток автомобилей «Волга». Для сравнения: глава советского государства — первый секретарь ЦК КПСС и глава правительства СССР Никита Сергеевич Хрущев , который был отправлен в отставку через несколько месяцев после того, как цитируемое письмо обсуждалось в ЦК, получал заработную плату чуть более 600 рублей в месяц.

На самом деле суммы от продажи наркотиков, которые Шнейдерович получал из Казахстана, были гораздо больше. Милицейские оперативники оценивали их в гигантскую по тем временам сумму — до полумиллиона рублей. А это уже до миллиона доз...

Удивительно, но, в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года (введен в действие с 1 января 1961 года), крупному наркодилеру Шнейдеровичу грозил смешной срок. Ст. 224 УК РФ «Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ» (в состав преступления включалось также хранение и приобретение) предусматривала всего лишь лишение свободы до 1 года, либо исправительные работы, либо штраф до 100 рублей. Правда, за систематическое осуществление подобных деяний Шнейдеровича могли посадить на срок до 5 лет. И это был максимум!

В Казани, как отмечал генерал Тикунов, квартиру наркосбытчика Сафина, задержанного милицией, ежедневно посещали не менее 50 наркоманов юного возраста. Наркомания в школах стала обычным явлением. Даже министр был поражен тем фактом, что некоторые школьники обкуривались на переменках до такой степени, что не могли связать двух слов: «Органами милиции выявлено много наркоманов из числа учеников школ министерства просвещения. В отдельных школах учащиеся курят гашиш в перерывах между уроками и под воздействием наркотиков оказываются не в состоянии продолжать учебу».

АССОРТИМЕНТ СОВЕТСКИХ АПТЕК БЫЛ ДЛЯ НАРКОМАНОВ КЛОНДАЙКОМ

Наркомания нарастала в Союзе и по другим, кроме «гашишного», направлениям. Для современного наркомана ассортимент советских аптек в 1950–1980-е годы был бы настоящим клондайком. В пятидесятые годы свободно продавались, например, желудочные таблетки на основе натурального опиума, а позже и эфедрин, и кодеин, и различного рода барбитураты. Приготовить какое-нибудь «веселящее» зелье не составляло никакого труда. Но в шестидесятые годы, например, количество «аптечных» наркоманов, которые что-то готовили сами, было совсем небольшим. Тогда их интересовали только «чистые» наркотики типа морфина, омнопона, кокаиновых капель и других лекарств, отпускавшихся по рецепту.

Насчет героина «спохватились» только в 1956 году, да и то не слишком значительно. В справке министерства здравоохранения СССР говорилось: «Приказом по министерству здравоохранения СССР N152 от 6/IV-1956 г. из списка „А“ ядовитых веществ исключен препарат героин, как запрещенный к применению в медицинской практике; дано указание о предметно-количественном учете в аптеках хлористоводородного морфина, экстракта опия и фенадона».

О наркомании в ЦК, правительство и союзный Верховный Совет писало достаточно большое количество граждан. Родители наркоманов жаловались на то, что им никто не помогает в их беде. А бдительные граждане сообщали, что торговля наркотиками идет спокойно по всей стране, включая Москву. В письме одного из них — члену президиума ЦК КПСС Анастасу Микояну — говорилось: «Я понимаю, что пишу не по инстанции. Много говорится и пишется о моральном облике человека и что нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Но, если вглядеться в молодежь, я не всех имею в виду, но тех, которые часами праздно стоят и сидят на Цветном бульваре, начиная от Садового кольца до цирка, и особенно в воскресные дни. Следовало задуматься: чем они занимаются? Оказывается, продажей опиума. Это поколение от 20 до 16 лет. Вечером у кинотеатра „Экспресс“ та же молодежь выражается, и милиция 18-го и 17-го отделения, на территории которых находится Цветной бульвар, да и Петровка, 38, которая находится поблизости, как видно, не интересуется. Взвалили все на общественность, которая в основном состоит из пенсионеров, а милиция занялась только воспитанием — не слишком ли мало? Пока не поздно, следует принять меры строже, а Вы как думаете?»

Письмо отправили для проверки руководству московской милиции, и ее начальник — комиссар милиции третьего ранга Сизов — 5 ноября 1964 года сообщил: «Факты, указанные в заявлении гр-на Шибанова А.Г., о сбыте и употреблении наркотиков в гор. Москве соответствуют действительности. В гор. Москве, особенно в 1963–1964 гг., среди молодежи участились случаи употребления наркотических веществ, в том числе морфия и анаши. В целях предупреждения случаев сбыта и употребления наркотиков органы охраны общественного порядка с участием общественности систематически проводят операции в местах сбыта наркотиков. В результате проведенной работы в 1963–1964 гг. за сбыт наркотических веществ по ст. 224 УК РСФСР были привлечены к уголовной ответственности 53 человека. За это же время были выявлены 1600 человек, употребляющих наркотические вещества. Действующее законодательство РСФСР никаких мер принудительного характера, кроме моральных, не предусматривает. Это обстоятельство осложняет реальное ведение борьбы с наркоманами».

ТОРГОВЛЯ НАРКОТИКАМИ ДЕЛИТ ПЕРВОЕ МЕСТО С НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ ОРУЖИЕМ

В общем, проблему «наверху» почти проигнорировали. И вот результат. Информационно-публицистический ресурс «Нет наркотикам» приводит статистику уже для следующего десятилетия: «С 1971 по 1976 год на территории страны было изъято 16 тонн различных наркотических веществ, стоимость которых по прейскуранту „черного рынка“ составила сумму, равную 25 млн рублей. (1 доллар по официальному курсу СССР стоил тогда 88 копеек — прим. ред. ). Ежегодно около 56 тыс. наркоманов снимаются с учета в связи с привлечением к уголовной ответственности. На учете МВД СССР в 1976 году состояли 59954 наркомана».

Впрочем, поздновато спохватились насчет масштабов беды не только у нас. «Интеграция мировой экономики, включая ее техническое совершенствование, дает побочное следствие интеграцию нелегальной экономики. Наркобизнес, составляющий значительную часть этой теневой экономики (по оценке экспертов, торговля наркотиками делит первое место в подпольном бизнесе с торговлей оружием), по сути, использовал интеграционные процессы для завоевания мирового пространства. <...> В результате „норма прибыли“ наркорынка постоянно растет и сегодня составляет от 300 до 2000 процентов».

Лишь в июне 1988 года на специальной сессии по международной проблеме наркотиков генеральной ассамблеи ООН 184 государства подписали декларацию впервые против наркотиков выразило готовность выступить фактически все мировое сообщество. В числе подписантов была и Россия. И вовремя надвигались «лихие 90-е»...

Канул в Лету Советский Союз. Его правопреемница Российская Федерация из государства, где до этого наркобизнес был лишь в зачаточном состоянии, стремительно обретает сразу «триединый статус» страны-производителя, транзитера и что самое страшное в страну-потребителя наркотиков. Количество наркоманов в ней возрастает в разы. Число наркоманов, только официально состоящих на медицинском учете в России в середине прошлого года, составило около 800 тыс. человек. Неофициальное число наркозависимых россиян, согласно многим исследованиям, 7 млн человек. Наркобизнес в ней теперь носит системный характер.

ПЛЮС «ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА»

Почему эта волна накрыла и нашу страну? «В течение 90-х годов в России сформировалась мощная система организованной преступности, имеющая огромное влияние на финансовые потоки, пишет в издании „Общество против наркотиков“ кандидат медицинских наук Разия Садыкова , работавшая в те годы директором республиканского центра профилактики наркотизации населения при правительстве РТ. Причем к середине десятилетия экономический передел собственности в стране в целом завершился, прошло насыщение всех сегментов товарного рынка, период сверхприбылей в этой области закончился. Таким образом, можно предположить, что вектор интересов организовавшейся в этот период экономической преступности постепенно перемещается из сферы приватизации, контрабандной и полулегальной торговли в другие области, гарантирующие эффективную финансовую отдачу. Наркоторговля представляет собой именно такую область. Сегодня стоимостное выражение российского наркорынка оценивается специалистами в 5–7 миллиардов долларов, в ближайшее время предполагается рост этой стоимости в два-три раза. <...> Решающее значение в формировании пронаркотического общественного климата имеет социально-экономическая ситуация в России. Значительная часть населения находится за чертой бедности, продолжается социальное расслоение, как следствие, идет маргинализация части населения. Наркоторговля становится одним из элементов системы получения дополнительных доходов. Этот момент становится особенно актуальным в подростковой и молодежной среде». Плюс пресловутое «тлетворное влияние Запада». Там в течение XX века наркотикам придавались характеристики элементов субкультур молодежных, танцевальных, философских, сексуальных, досуговых и так далее. А в России с крахом доминирующей тоталитарной идеологии образовался общественный мировоззренческий вакуум, который это «тлетворное влияние» не преминуло заполнить...

НАРКОПОКАЗАТЕЛИ ТАТАРСТАНА ДОСТАТОЧНО «СКРОМНЫЕ»

Как же в контексте этой общероссийской беды выглядит сегодня Татарстан? Начнем со статистики. По данным, приведенным заместителем главврача по медицинской части Республиканского клинического наркологического диспансера Резедой Хаевой , на диспансерном учете у врачей-наркологов республики в начале прошлого года состояли 9368 больных наркоманией, на профилактическом учете 9095 человек. Показатели достаточно «скромные». Сказалось оперативное включение Татарстана в общероссийскую борьбу с наркоманией на государственном уровне.

6 июля 1999 года кабинет министров РТ своим постановлением создает республиканскую межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. В результате ее работы и возникает специальная силовая структура по борьбе с этой бедой. Силовая организация в течение этих лет несколько раз меняла свое название и ведомственную принадлежность, а сегодня называется Республиканским управлением по контролю за оборотом наркотиков (УКОН). Сегодня она отмечает свой профессиональный праздник.

В который уже раз перечитал все комментарии к недавно размещённой мною статье «Советская молодёжь в 60 – 80-е годы 20-го столетия»: http://maxpark.com/community/2100/content/2090875

И в очередной раз развожу руками – а может быть я и не жил в Советском Союзе? Может быть, мне всё приснилось или просто в жизни не повезло? Нет, ни один я такой. Слава Богу, ещё не выжил из ума и всё прекрасно помню. Почему же другие люди упорно не помнят негатива о жизни в СССР? Неужели это делается специально, сознательно, чтобы лишний раз подчеркнуть нынешний беспредел? Или же все мы жили настолько в разных условиях при советской власти, что сейчас не можем найти общего языка? Сложный, оказывается, это вопрос и я не берусь на него дать однозначный ответ.

В свои неполные восемнадцать лет (1979 год), когда поступил в авиаучилище, мне впервые в жизни довелось столкнуться с людьми чуть ли не со всех регионов Советского Союза. И различия большого между нами не было – все жили в примерно одинаковых условиях, кроме, разумеется, москвичей. Да и то, их отличительной чертой было только местожительство – во всём остальном они не отличались от нас, а по уму тем более. Зато в жизненной практичности москвичи были выше всех остальных на голову.

Первое, что меня очень удивило, - я был единственным человеком на всю учебную роту из села. Второе – повальное увлечение моих сверстников западной музыкой и всякими модными шмотками (мои познания в зарубежной музыке ограничивались Фрэнком Синатрой и «Битлз», а джинсы на тот момент я себе ещё ни разу не покупал). Третье – наркомания…

На последнем остановлюсь подробнее. Сразу оговорюсь, что ничего мною не выдумано и не прибавлено ни одного лишнего слова. Буду говорить так, как оно было на самом деле, предвидя негативную реакцию многих бывших советских граждан.

Как я уже сказал, люди были со всего Советского Союза, но при этом наблюдалось преобладание курсантов из Москвы и Московской области, Средней Азии (в основном из Актюбинска и Ташкента), Кавказа (Минеральные воды, Баку, Черноморское побережье Кавказа) и местные криворожане. Со всех остальных городов нашей необъятной Родины, в лучшем случае, было по два человека, но даже и такое было большой редкостью.

Приведу пример по своему учебному взводу: четверо из Москвы и области, пятеро из Средней Азии, четверо с Кавказа и четверо криворожан – из всех перечисленных только один армянин, остальные славяне. Такой же примерно расклад наблюдался и в других учебных подразделениях.

Так вот, курили «травку» почти все представители из Средней Азии, Баку, Черноморского побережья Кавказа и местные. Причём национальность в данном случае играла большую роль – нерусские курили все, а русские в большинстве.

В моём взводе любителей «травки» было пять человек – двое из Средней Азии, один с Кавказа, один из Поволжья и один местный. Думаете они сильно скрывали своё пристрастие? Чёрта с два! Часто это делалось в коридоре в открытую.

Были и любители уколоться. Со стопроцентной уверенностью могу это сказать только об одном человеке из Баку – сам видел, как он в чайной ложечке разогревал своё «снадобье». Уверен, были и ещё такие «любители» среди его друзей. Кстати, все наркоманы были между собой самыми закадычными друзьями в течение всего срока учёбы.

Когда я, после окончания училища, приехал на своё место работы, то оказалось, что среди других молодых специалистов, прибывших вместе со мной из авиаучилищ из других городов, за исключением двух человек, ВСЕ остальные были наркоманами...

Их направили отрабатывать положенные три года в Грозный в качестве наказания, в отличие от меня, жившего недалеко от этого города…

До середины 1980-х годов ни наркотиков, ни наркоманов в СССР не существовало. По крайней мере, именно так утверждала официальная статистика. Разумеется, это ложь, и наркоманы с наркотиками были. Однако их процент на общем фоне тотального пьянства, которое захлестнуло советское общество, был крайне невелик. совместно с автором Telegram-канала «Директория ПАВ» рассказывает о неизвестных страницах советской психоделии.

Чешский след

История советской психоделии берет свое начало в далеком 1951 году, когда тиражом в 25 тысяч экземпляров был напечатан «Энциклопедический словарь лекарственных эфирно-масличных и ядовитых растений». Едва успев выйти, это издание превратилось в настоящую азбуку отечественных потребителей и производителей зелья. Тираж разошелся практически мгновенно.

В книге приводилась исчерпывающая информация о том, как, где и когда собирать спорынью (основной компонент ЛСД), а также имелась крайне подробная инструкция по обработке и производству соответствующих веществ. Для неподготовленного читателя эта информация бесполезна, но профессиональный химик с легкостью может синтезировать самые разные изомеры лизергиновой кислоты.

Энциклопедия ценилась и за пределами Советского Союза: букинисты продавали ее исключительно за доллары - от 50 и выше.

В других странах социалистического лагеря о психоделиках знали еще больше. Так, на заре 1960-х годов Чехословакия была единственной в мире страной, где удалось наладить производство чистого фармакологического ЛСД. Некоторые участники исследований имели к нему неограниченный доступ. Среди них был и , американский психиатр, посетивший в 1964 году Советский Союз.

На протяжении семи лет работы в пражском Институте психиатрических исследований он изучал всевозможные психоделики. Вместе с женой Кристиной Гроф внес колоссальный вклад в развитие психологической науки - выдвинул революционные на тот момент теории, разработал мощный немедикаментозный метод самоисследования и психотерапии, названный холотропным дыханием.

По иронии судьбы, именно американец Гроф оказался тем, кто познакомил Советский Союз с настоящим ЛСД. Поначалу ехать в страну, где не существовало основ глубинной психиатрии и запрещали Фрейда, ученый не захотел. Но вскоре загорелся идеей приобщиться к исследованиям группы Владимира Мясищева, занимавшейся разработкой методов динамической психиатрии. Предусмотрительный Гроф захватил с собой 300 ампул ЛСД-25. Тогда препарат приравнивали к аспирину, поэтому опасаться было нечего.

В ленинградском Институте имени Бехтерева Гроф читал открытые лекции о применении ЛСД в психотерапии. Он свободно говорил по-русски, и его выступления вызывали неизменный аншлаг. В более узком кругу исследования психоделиков приобретали иной формат.

Фото: Юрий Дьяконов / Борис Кавашкин / ТАСС

«Во время первого совещания в институте имени Бехтерева мы сделали доклад о нашей работе с психоделиками и предложили провести ЛСД-сессию с участием всех заинтересованных членов команды. Члены терапевтической команды с большой радостью согласились отправиться в путешествие в глубинные пространства своей психики при помощи средства, на котором не лежало печати фрейдизма», - писал Гроф.

Энтузиазм ленинградских ученых легко объяснить. На тот момент официальные исследования психоделиков в Советском Союзе не проводились. А имевшиеся проекты выглядели смехотворно. Например, биохимик Липин изучал воздействие псилоцибина (вещества-аналога ЛСД) на кровеносные сосуды ушей кроликов. В то же время ходили слухи, что ЛСД и мескалин активно применяются в КГБ во время допросов и для идеологической обработки.

Впрочем, подтверждений этому не было. А огромные деньги выделялись на исследования в области парапсихологии и экстрасенсорики. Годовой бюджет этих программ превышал 20 миллионов рублей, поскольку советские спецслужбы видели в подобных исследованиях огромный военный потенциал.

Станислав Гроф провел в Ленинграде целых четыре недели. За это время он успел не только прочитать несколько десятков лекций и посетить , но и крепко сдружиться с советскими учеными на подогретых водкой вечеринках. И решил выступить с ответным жестом, подарив «ленинградским коллегам изрядное количество оставшихся ампул с ЛСД, чтобы они могли продолжить свои исследования».

Визит Грофа оказал на ленинградских психиатров огромное влияние. А приехавший в Советский Союз через несколько лет американский психиатр Исидор Цифферштайн и вовсе стал свидетелем масштабных преобразований. Ссылавшиеся прежде на работы Павлова ученые из института Бехтерева постоянно говорили о восточной философии, различных школах йоги и дзен-буддизме, толковали о таких книгах, как «О, дивный новый мир!» и «Остров» Олдоса Хаксли, «Путешествие на Восток» .

«Зная, что упоминание о возможной связи между психоделическими сессиями, проводимыми сотрудниками, и изменением их интересов может иметь для них неприятные последствия, я сдержался и не стал говорить о наиболее вероятном объяснении таинственного открытия доктора Цифферштайна», - вспоминал Станислав Гроф.

Особенности национальной психоделики

Многие задаются вопросом: откуда в такой закрытой стране, как СССР, возникли наркоманы, где они доставали ЛСД и другие наркотики. Ответ на него в своей книге «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости» дает известный врач-нарколог Александр Данилин.

С одной стороны, информацию о таинственных наркотических средствах из мест не столь отдаленных приносили сидельцы. Так на советских улицах появились «псевдогаллюциногены». Вторым источником распространения наркотиков были спецслужбы. Работники органов часто делились, разумеется, за деньги, со своими знакомыми, друзьями и близкими «загадочными веществами», которые заимствовались ими из научных учреждений. И в первую очередь из таких лабораторий выносился ЛСД-25.

Источники из мест заключения в основном имели отношение к самодельным наркотикам. Вещества, украденные из лабораторий, были, напротив, химически чистыми.

Складывается впечатление, что советские граждане были готовы умереть только ради того, чтобы познать истину эзотерического переживания. Действительно, большинство для своих духовных поисков использовали галлюциногены, среди которых на первом месте, конечно же, был ЛСД. Нашлись пути получения как химически чистого вещества, так и синтезированного в подпольных лабораториях продукта.

Одна из самых известных групп, где научились самостоятельно синтезировать ЛСД, называлась «Контекст». Несколько раз в месяц, а то и каждую неделю, члены группы собирались на «марафоны самосознания». Наиболее показательна в этом плане печальная история Николая Цзена: после очередного сеанса ЛСД-терапии он вышел на улицу и бросился под трамвай, оставив записку о том, что ему все же удалось познать тайны этого мира и теперь он отправляется в иной.

Не стоит забывать про грибы, которые наравне с ЛСД были главным галлюциногеном Советского Союза. Принимались они со всем присущим народу беспределом, то есть в дозах, в несколько раз превышавших смертельную. Многие погибали, а выжившие воспринимали эти смерти как данность и некое подношение на алтарь самопознания.

В поисках смыслов

Отечественные психонавты в отличие от американских собратьев не воспринимали употребление галлюциногенных грибов или прием ЛСД в качестве главной цели и не возводили эти вещества в абсолют. Для большинства они служили лишь инструментом для максимально быстрого перехода в иные состояния.

Отечественные психонавты чувствовали опасность этих веществ и понимали, что однажды смогут навсегда в них застрять. Можно с уверенностью сказать, что задачей отечественного просветления при помощи препаратов была борьба с галлюцинациями, поскольку во время подобного действа было крайне важно не терять связь с реальностью - в виду огромного риска провалиться в галлюцинации полностью. Естественно, никто из этих грибных наркоманов так и не смог достичь конечной цели.

Советские психонавты активно искали внутреннюю свободу и пытались освободиться от оков большевистского мира. Они не хотели в нем жить, но бороться с ним физическими методами были не в состоянии. Это фантастическое подтверждение того, что российские наркоманы не гнались за эффектом действия ЛСД и других препаратов, а просто искали пути к особому состоянию сознания. Поэтому в отечественной практике водка и спирт, а вовсе не грибы и ЛСД были главными галлюциногенами.

Текучая крыша

Всех эзотериков, исследователей феномена НЛО, людей, самозабвенно ищущих в горах и лесах следы йети или руины древних цивилизаций, можно отнести к адептам отечественной психоделии. Главное, что их объединяет, - вера и искренность поисков.

К сожалению, отечественным психиатрам и психологам не представилось возможности самостоятельно наблюдать феномен «американской психоделии». Поэтому обсуждать ее можно лишь косвенно, отталкиваясь от доступной литературы. Самые тяжелые последствия разложения психики известны. В первую очередь, это переход в категорию шизофреников и стабильное пребывание в психиатрической лечебнице.

Психонавты бежали подальше от общества, искали самосознание в отдаленных деревнях, где в подавляющем большинстве случаев все заканчивалось приемом и других психотропных веществ, например опиатов и алкоголя. Длительный прием всего этого приводил к необратимым для психики последствиям, превращая людей в настоящих чудовищ.

Самый известный из подобных случаев - история «Кунты». Несколько студентов в возрасте от 16 до 25 лет решили создать новый вид йоги. Они назвали ее «Кунта». Главная задача - превращение в магов.

Ребята вели асоциальный образ жизни, избавились от всех документов, поселились в давно заброшенной школе в одной из деревень Карелии. Разработали систему медитации на символах, которая, как они считали, превращала их в мощных магов. И по сей день можно встретить тех, кто слышал о том, что ребята с помощью своих магических сил соблазняли девушек, тушили пожары, спасали утопленников и лечили смертельно больных, ну, или раз и навсегда изгоняли тараканов.

В процессе поиска входа в параллельные миры адепты «Кунты» принимали самые разнообразные вещества, которые только могли достать: грибы, марихуану, алкогольные напитки и, конечно же, ЛСД. В результате к началу 1990-х из 15 членов этой группы в живых не осталось никого. Лишь несколько адептов погибли не от наркотического передоза. Например, основатель группы был убит в драке, получив более двадцати ножевых ранений.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что у большинства приверженцев подобных эзотерических истин крайне мало вариантов дальнейшего существования: либо водка в разрушенном деревенском доме на краю страны, либо психиатрическая лечебница, либо смерть от ножа собственных же товарищей по вере.

***

Grof S. When the Impossible Happens: Adventures in Non-Ordinary Realities / S. Grof - Sounds True Inc., 2006

Лебедько В.Е. Хроники российской Саньясы / В.Е. Лебедько - Тема, 1999

Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости / А.Г. Данилин - Центрполиграф, 2001.

Зарегистрированных наркоманов, прошедших специальное лечение, в 1980 году в Советском Союзе насчитывалось 86 тысяч человек. Но это была только вершина айсберга.

Есть расхожее мнение, что до 90-х годов XX века наркомании в нашей стране практически не существовало. Однако открытая сегодня медицинская и милицейская статистика показывает, что это не совсем так.

Наследство Гражданской воины

На самом деле проблема наркомании в СССР всегда остро стояла на повестке дня.

Во-первых, наркотические средства массово употреблялись в Средней Азии, Закавказье и на Северном Кавказе, где это являлось своеобразной национальной традицией. Опасная ситуация существовала на Украине, Дону, Кубани, в Ставрополье, на Дальнем Востоке, где росла преимущественно конопля.

Во-вторых, наркомания развивалась и в больших городах европейской части СССР. В 1920-е и 1930-е годы там имелось много кокаинистов и морфинистов. Это стало наследием Гражданской войны, когда на территорию России контрабандисты и войска интервентов завезли огромное количество кокаина и опиума.

Негативную роль сыграл и «сухой закон» 1914 года, при котором государство перестало производить и продавать в розницу спиртные напитки. Все это привело к массовой наркомании среди широких слоев населения. Так, практически все революционные матросы Балтийского флота употребляли кокаин. Причем как в чистом виде, так и разведенный со спиртом и водой.Такой наркотический напиток назывался «балтийский чай», или менее благородно - «сиволдай».

Партийная верхушка и творческая интеллигенция в 1920-е годы также широко употребляла наркотики. Например, известным морфинистом был писатель Михаил Булгаков, а поэт Владимир Маяковский баловался кокаином. По некоторым данным, наркотические препараты принимал даже сам шеф ВЧК Феликс Дзержинский.

После окончания Гражданской войны в российских городах осели тысячи китайцев, демобилизованных из Красной армии. Не имея приличной работы, китайцы открыли сотни подпольных опиумных курилен. Основными посетителями таких заведений стали не только криминальные личности, но и молодые рабочие, учащиеся.

Более зажиточная часть населения, а также женщины употребляли морфий и кокаин. Именно тогда появилась на свет известная блатная песня:

Мы летим, оборваны крылья,

Тихой болью мне сердце свело.

Кокаина серебряной пылью

Все дороги мои замело.

Употребление «марафета» в 1920-е годы стало обязательным элементом уголовной и молодежной культуры. Такие процессы совсем не радовали руководителей Советского Союза, уже составивших грандиозные планы индустриализации и коллективизации страны. А «нарколыги» в строители социализма никак не годились. Поэтому в 1929 году в СССР началась жесткая борьба с наркоманией. ГПУ и милиция перекрывали каналы поставки импортных наркотиков в СССР, закрывали наркопритоны, уничтожали посевы конопли. Само употребление наркотиков стало считаться уголовным преступлением. Наркозависимых лиц принудительно лечили в медучреждениях, а самых злостных отправляли «проветриться» в ближайший исправительно-трудовой лагерь или на строительство Беломорско-Балтийского канала.

Уже к середине 1930-х годов количество «нариков» снизилось в разы. Острота проблемы была снята, а оставшиеся немногочисленные любители «поторчать» ушли в глубокое подполье.

«Стекла» - дороже всего

В 1940-1950-е годы наркоманов в СССР насчитывалось мизерное количество. Преимущественно это были люди, получившие серьезные ранения на фронте во время Великой Отечественной войны. При помощи морфия и других незаконно приобретенных медицинских препаратов они уменьшали свои физические мучения. Милиция закрывала глаза на такие нарушения закона, понимая страдания бывших фронтовиков.

Новый виток наркомании в Советском Союзе начался в 1960-е годы. И связано это было с распространением в широких массах популярной западной музыки в стиле рок, а также культуры хиппи. Как известно, это молодежное течение возникло в странах Запада и сопровождалось почти обязательным интенсивным употреблением наркотических средств.

В Советском Союзе «хиппующие» граждане также стали регулярно принимать наркотики. Опиаты, вплоть до героина, делали кустарно на кухнях. Частично из опийного мака, доставлявшегося из Средней Азии. Частично из масличного мака, росшего везде в европейской части России.

Также широко употреблялись расхищаемые в медицинских учреждениях лекарства. Медицинские наркотики на специальном наркожаргоне назывались «стекла», так как препараты расфасовывали в стеклянные ампулы. Это был самый элитарный вид советской наркомании. Лекарственные наркотические средства, изготовленные промышленным способом, наносили меньший вред здоровью, и на «стекле» можно было сидеть годами, сохраняя хорошую физическую форму.

Марихуану, анашу, гашиш, план и другую «траву» изготавливали из конопли, растущей в Чуйской долине или других южных местах. Из стимуляторов огромную популярность приобрел эфедрой, он же «джеф». Умельцы изготавливали его из составляющих, имевшихся в домашних аптечках. Позднее появился знаменитый первитин, он же «винт».

Чего советские наркоманы были лишены, так это кокаина. Его поставки из-за границы намертво пресекались совместными усилиями таможни и КГБ. В качестве примера человека, употреблявшего кокаин, называют Владимира Высоцкого. Но он, судя по всему, нюхал «порошок» только за границей, а на родине пробавлялся другими препаратами.

С «ханки» на «джеф» и обратно

Во времена позднего СССР в стране насчитывалось около миллиона наркоманов. Молодежь курила травку либо варила из мака то, что называлось «черняшка», или «ханка». Те, кто имел минимальные познания в химии, изготавливали «джеф» или «винт».

Аптечные препараты могли позволить себе только состоятельные клиенты, так как одна ампула «стекла» шла по цене 25 рублей - немалые деньги по тем временам. Совсем безбашенные подростки ели «грибы-веселушки», нюхали в подвалах бензин или клей «Момент».

Постепенно наркомания стала оказывать существенное влияние на преступность и состояние общественного порядка. Наркоманы совершали разбои, грабежи и кражи, чтобы раздобыть денег на наркотики.

В исправительно-трудовых колониях количество преступлений, связанных с наркотиками, к 1985 году возросло по сравнению с 1961-м более чем в 3,5 раза. Осужденные, возвращаясь с работы на внешних производственных объектах в жилую зону, нередко проносили через КПП, а также перебрасывали через ограждения наркотические средства.

В общем, годы брежневского «застоя» характеризовались постепенным ухудшением наркоситуации в стране. В тот период типичным явлением стали своеобразные «коммуны» или «семьи» наркоманов. «Семьи» состояли из определенного количества разновозрастных наркоманов обоих полов, проживавших в одном городе, но не более десятка человек. Как правило, это были бывшие хиппи или битники, пристрастившиеся к наркотикам еще во времена бурной молодости. Все они где-то работали и жили по прописке, так как советский Уголовный кодекс сурово карал за тунеядство и бродяжничество. Многие из них имели высшее образование и порой, пока не «скололись», даже занимали престижные должности. Но в основном такие граждане трудились простыми инженерами, архитекторами, художниками. Мужчины, даже имея высшее образование, часто работали кочегарами, грузчиками и дворниками.

Главой «семьи» был тот, кто носил «соломенную шляпу». То есть, другими словами, добывал для семьи маковую «соломку».

Весной «глава семьи» увольнялся с работы и уезжал на три месяца «на юга». Там, найдя дикую маковую плантацию, он добывал до десяти чемоданов сырья, в зависимости от района. Зачастую с ним работали и другие «добытчики». Жили они в шалашах, там же сушили мак, упаковывали в целлофановые мешочки, которые трамбовали в чемоданы. Набрав нужное количество чемоданов «соломки», добытчик возвращался домой.

Этого «золотого запаса» коммуне хватало на целый год. А следующим летом все повторялось сначала. Ведь никакого таджикского или цыганского наркотрафика тогда не существовало, и на дом героин никто не приносил. Поэтому советским наркоманам приходилось заниматься «дикой» заготовкой самопальной «ханки».

Такие «коммуны» могли существовать сколь угодно долго, и они самоликвидировались лишь в начале 1990-х, по объективным причинам, когда наступили совсем другие времена.

Воскресная библиотека:

Воскресная библиотека:


Новый марафет. Наркотики в СССР

Как торчали при большевиках?

Как торчали при большевиках?

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга историка Наталии Лебиной «Cоветская повседневность: нормы и аномалии», посвященная формированию советской повседневности от моды, досуга и сексуальности до пьянства, самоубийств и проституции. ВОС представляет главу, посвященную проблеме наркотизации общества как реакции на систему строгих предписаний и запретов.

Наталия Лебина

Доктор исторических наук, профессор, научный консультант СЗ НИИ «Наследие» МК РФ. Автор книг «Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. - 40-е гг. ХХ в.)», «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е годы», «Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия», «Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки», «Петербург советский: “новый человек” в старом пространстве».

Издательство интеллектуальной литературы, cозданное в 1992 году на пике демократических реформ. Сегодня один из лидеров рынка гуманитарной литературы помимо книг издает журналы «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас» и «Теория моды», 29 книжных серий и проводит две ежегодных научных конференции (Большие и Малые Банные чтения). Широко известен специальный проект «НЛО» «Культура повседневности».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наталия Лебина

Советская повседневность: нормы и аномалии .

Советская повседневность: нормы и аномалии.

От военного коммунизма к большому стилю

М.: «Новое литературное обозрение», 2015.

Население крупных российских городов познакомилось с наркотиками вовсе не благодаря приходу к власти большевиков. Одурманивающий эффект носило внешне безобидное довольно распространенное в России нюханье табака. В XIX веке появились морфинисты, эфироманы, курильщики гашиша. Развитие медицины неизбежно сопровождалось возникновением зависимости определенной категории людей от лекарственных средств, и, конечно, прежде всего от тех, которые имели наркотическое воздействие. Уже в конце XIX века были констатированы случаи привыкания к опию. Популярностью пользовался (в первую очередь у людей, имевших непосредственный доступ к медикаментам и шприцам, - у врачей, медсестер, аптекарей) и морфий. В начале XX века наркотики стали выступать в качестве показателя принадлежности личности к новым субкультурам. Появляющиеся духовно-идеологические течения обставлялись новыми бытовыми практиками, часто носившими более эпатирующий и раздражающий обывателя характер, чем сами течения. Эти практики противопоставлялись официальным и господствующим нормам поведения. Неудивительно поэтому, что наркотики стали сопутствующим элементом культуры модерна в России. Столичная богема в начале века увлекалась курением опиума и гашиша. Г.В. Иванов - поэт Серебряного века - вспоминал, как ему из вежливости пришлось выкурить с известным в предреволюционное время питерским журналистом В.А. Бонди толстую папиросу, набитую гашишем. Бонди, почему-то разглядевший в Иванове прирожденного курильщика гашиша, клятвенно обещал поэту «красочные грезы, озера, пирамиды, пальмы... Эффект оказался обратным - вместо грез тошнота и неприятное головокружение». Накануне Первой мировой войны в Россию стал проникать и уже очень модный в Европе кокаин. Первоначально этот довольно дорогой наркотик употребляли шикарные дамы полусвета, иногда высшее офицерство, обеспеченные представители богемы.

Октябрь 1917 года, помимо социального строя, коренным образом изменил и тип российского наркомана, явно его демократизировав. Немаловажную роль в этом процессе сыграла Первая мировая война. Не следует забывать, что нередко приобщение к морфию, в частности, являлось следствием тяжелых ранений, излечение которых требовало хирургического вмешательства с применением наркотиков. Однако в медицинской среде морфий употребляли не только больные, но и сами медики. Данные 1919–1922 годов свидетельствуют, что в Петрограде почти 60% морфинистов были врачами, медсестрами, санитарами, остальные прошли воинскую службу. Но не только увечья и физические страдания побуждали колоться морфием. Слабым был и медицинско-полицейский надзор за расходованием наркотических препаратов.

Победивший народ не замедлил приобщиться к наpкотикам - как к определенному виду роскоши, ранее доступной только имущим классам. Здесь четко прослеживалось стремление к смене иерархии стандартов поведения. Петроградская милиция в 1918 году раскрыла действовавший на одном из кораблей Балтийского флота «клуб морфинистов». Его членами были вполне «революционные» матросы, не только организованно приобретавшие наркотик, но даже вербовавшие новых членов для своего клуба. В новых социальных условиях не был забыт и эфир. Его сильный галлюциногенный эффект привлекал к себе даже представителей новой большевистской элиты. Художник Ю.П. Анненков вспоминал, как в 1919 году в Петрограде он вместе с Н.С. Гумилевым получил приглашение от Б.Г. Каплуна, тогда управлявшего делами комиссариата Петросовета, понюхать конфискованного эфира. Сам Каплун только изображал себя эфироманом, но слабостям других потакал с явным удовольствием, рассматривая наркоманию как код богемной личности. Анненков вспоминал:

«Каплун принес из другой комнаты четыре маленьких флакончика, наполненных эфиром... Все поднесли флакончик к носу. Я - тоже, но «уход в сновидения» меня не привлекал: мне хотелось только видеть, как это произойдет с другими... Гумилев не двигался. Каплун закрыл свой флакончик, сказав, что хочет уснуть нормальным образом, и, пристально взглянув на Гумилева, пожал мне руку и вышел из кабинета, сказав, что мы можем оставаться в нем до утра».

Продолжали существовать в Советской России и подпольные опиумокурильни. Но все же особой популяpностью после революции пользовался кокаин. Буквально через три месяца после прихода к власти большевиков Народный комиссариат внутренних дел вынужден был констатировать: «Появились целые шайки спекулянтов, распространяющих кокаин, и сейчас редкая проститутка не отравляет себя им. Кокаин распространился в последнее время и среди слоев городского пролетариата. «Серебряную пыль» кокаина с наслаждением вдыхали не только лица, связанные с криминальным миром, но и рабочие, мелкие совслужащие, красноармейцы, революционные матросы. Кокаин был значительно доступнее водки. Во-первых, закрылись многие частные аптеки и их владельцы старались сбыть с рук имевшиеся медикаменты, в том числе наркотические вещества. А во-вторых, из оккупированных немцами Пскова, Риги, Орши кокаин германского производства ввозился контрабандным путем. В годы Гражданской войны в Петрограде прекратили свое существование шикарные кафе и рестораны, и кулечки-фунтики с наркотиком стали продаваться в обычных чайных. В народе их быстро окрестили «чумовыми». В таких чайных часто разворачивались сцены, подобные той, которую описал в своем исследовании Г.Д. Аронович - известный в 1920-х годах врач-нарколог: «В майский вечер (1919 г.) у входа в чайную ко мне подошла девушка 17–18 лет, с усталым безжизненным лицом, в платке и просила на хлеб. Я не знал, что она собирает на “понюшку”, то есть кокаин, но скоро увидел ее среди посетителей, она почти силой вырвала из рук подошедшего к ней подростка пакетик кокаина, и когда тот потребовал от нее денег, она сняла сапоги, отдала их продавцу за 2–3 грамма кокаина и осталась в рваных чулках». Медики отмечали, что в 1919–1920-х годах кокаиновые психозы были довольно заурядным явлением. При этом 60% наркоманов составляли люди моложе 25 лет.

В годы нэпа в условиях свободы торговли кокаин, прозванный в народе «марафетом», получил особое распространение. До 1924 года Уголовный Кодекс РСФСР не определял каких-либо четких санкций в отношении распространителей и потребителей наркотиков. В 1920-х годах кокаином торговали на рынках в основном мальчишки с папиросными лотками. Правда, продавцы нередко жульничали и добавляли в наркотик аспирин, мел, соду. Это, конечно, снижало действие кокаина, но вряд ли могло спасти от пристрастия к нему. Ведь заядлые кокаинисты потребляли иногда до 30–40 грамм порошка в день, стремясь добиться эффекта.

С марафетом, как показывают исследования медиков, уже в 1920-е годы были хорошо знакомы беспризорники. Обследование задержанных за бродяжничество в 1923–1924 годах подростков показало, что 80% из них приобщилось к наркотику в 9–11 лет и имело стойкое пристрастие к нему. Действительно, «нюхнуть марафету» можно было прямо на улице с бумажки, ладони, ногтя. Лишь в отдельных случаях, когда в результате длительного потребления наркотика происходила атрофия тканей носового канала, приходилось пользоваться гусиным пером. Оно вставлялось глубоко в нос и позволяло ускорить втягивание порошка.

Конечно, чаще всего к кокаину прибегали асоциальные элементы, в частности проститутки. В 1924 году социологический опрос выявил, что более 70% особ, задержанных органами милиции за торговлю телом, систематически потребляли наркотики. При этом почти половина из них предпочитала именно кокаин. В тайных борделях 1920-х годов, как правило, можно было приобрести и марафет. В конце 1922 - в начале 1923 года в Петрограде органы милиции раскрыли целую сеть квартир, хозяйки которых не только занимались проституцией, но и, как было сказано в протоколе, почти круглые сутки продавали кокаин. Исследователь проблем проституции С. Вислоух писал в середине 1920-х годов: «Торговля марафетом... и иными средствами самозабвения почти целиком находится в руках проституток». По данным 1924 года, из 548 опрошенных проституток Москвы 410 потребляли наркотики, пристрастившись к ним после начала торговли собственным телом. Часто к марафету прибегали мелкие карманные воришки. Крупные воровские авторитеты довольно презрительно относились к «нюхарям», считая, что кокаин притупляет реакцию, столь необходимую в их деле. И все же это были люди, подверженные и другим видам отклонений. Потреблением наркотиков они обозначали свою принадлежность к асоциальной среде. Гораздо более страшным было проникновение наркотиков в стабильные социальные слои, означающее развитие в городском социуме элементов ретретизма.

Довольно широко в 1920-е распространилась подростковая наркомания. Дети из нормальных семей в поисках романтики нередко посещали притоны беспризорников и традиционные места их скоплений. Криминальный мир для части подростков оказывался более привлекательным, чем действительность советской трудовой школы, пионерских сборов и комсомольских собраний. Известный врач-нарколог А.С. Шоломович описал в своей книге, вышедшей в свет в 1926 году, следующий случай: «У одной матери сын подросток, которого все звали “толстячком”, три дня пропадал в каком-то притоне, где его выучили нюхать кокаин. Когда мать нашла его в притоне, она едва узнала своего толстячка: перед ней был оборванный, худой, истощенный человек, весь синий, с провалившимися щеками и глазами, весь разбитый настолько, что у него не хватало сил выйти из притона». В годы нэпа к марафету стала приобщаться и рабочая молодежь, которая, по мнению Коммунистической партии, должна была сыграть решающую роль в социалистическом преобразовании общества. Пролетаризация кокаинистов, в частности, являлась следствием прочных связей рабочих с проституцией. Представители правящего класса социалистического общества составляли, по данным 1927 года, почти 70% постоянных потребителей услуг продажных женщин, которые, как известно, активно торговали марафетом. Ситуация становилась критической: «сухой закон» способствовал развитию наркомании. Ее всплеск в 1920-е годы объяснялся не только ретретистскими настроениями, но и тем, что традиционные формы досуга не уживались с запретом на свободную продажу спиртного. Бороться с наркоманией советская власть начала раньше, чем с пьянством, хотя в Уголовном кодексе 1922 года не было нормативных предписаний по этому поводу. Преступлением, согласно 215-й статье, считалось «приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права», что каралось «штрафом до 300 рублей золотом или принудительными работами». В ноябре 1924 года появилось постановление СНК РСФСР «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Оно запрещало теперь уже свободное обращение сильнодействующих веществ, в частности кокаина, морфия, героина. Уголовный кодекс РСФСР пополнился статьей, предусматривавшей наказание и за изготовление, и за хранение и сбыт наркотиков. В документе фигурировали такие формы наказания, как лишение свободы сроком до трех лет.

Наркоманы же не подвергались уголовному преследованию. Напротив, в 1925 году в стране стали создаваться наркодиспансеры: в Москве открылось первое клиническое отделение для детей-кокаинистов. Лечение проводилось сугубо добровольно. К 1928 году статистические опросы зафиксировали заметное снижение употребления кокаина в Советской России. Свертывание нэпа повлекло за собой ужесточение таможенных барьеров. Приток кокаина из-за границы резко сократился, уменьшилось и потребление морфия. Однако лица, склонные к ретретизму, начали употреблять произраставшие в СССР опийный мак и индийскую коноплю. В 1930-х годах этот наркотик стал самым распространенным в СССР. Осенью 1934 года появляется нормативный документ - Постановление ЦИК и СНК СССР о запрещении посевов опийного мака и индийской конопли. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей 179-а «Незаконный посев опийного мака», в которой указывалось, что выращивание этих культур без соответствующего разрешения наказывается «лишением свободы на срок до двух лет или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года с обязательной конфискацией посевов». Трудно сказать, остановило ли это наркоманов. Дело в том, что в 1930-е советские властные и идеологические структуры перестали следить за развитием наркомании в обществе. Не изучались причины, побуждавшие людей искать забвение в наркотических снах. Не исследовались и социально-психологические характеристики лиц, наиболее склонных к потреблению одурманивающих средств. Не менялась и нормативная база, необходимая для эффективной борьбы с наркоманией. Людей, пораженных этим недугом, как и алкоголиков, стремились обвинить прежде всего во враждебной настроенности по отношению к социалистическому строительству. Об этом, например, свидетельствует следующий случай. В августе 1935 года Ленинградский городской отдел здравоохранения обнаружил хищение из аптеки Ленметаллстроя «ряда ядовитых веществ». Судя по списку, приложенному к спецсообщению, были похищены наркотики - атропин, кокаин, морфий, героин. В аптеке явно побывали наркоманы, однако задержанные подозреваемые были обвинены в покушении на диверсию - в попытке отравить пищу в городской столовой. Неудивительно, что система медико-психологической помощи наркоманам в СССР в 1930-е годы была почти уничтожена. В период большого стиля из бытовой, подцензурной лексики исчезли разнообразные слова и понятия, связанные с лечением наркомании. Лишь в начале 1960-х годов, в период разрушения канонов повседневности большого стиля, самостоятельное название - «наркология» - получает направление медицины, изучающее последствия употребления наркотиков и лечение людей, ими злоупотребляющих. Слово «нарколог» - тоже новообразование 1960-х годов. Образуется и новое прилагательное «наркологический», в первую очередь употребляющееся со словами «диспансер» и «кабинет». Так возрождались нормы отношения к проблеме наркотиков в обществе, существовавшие в пространстве повседневности в годы нэпа и утраченные в эпоху большого стиля.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!