Спортивная игра квест для начальной школы. Игра-квест "Мы – за здоровый образ жизни!"

Светлана Кыштымова
«Операция «Супердетки». Конспект квеста по образовательной области «Физическая культура»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Усть-Кутского Муниципального образования Иркутской области

Методическая разработка на уровне дошкольного образования

Тема : Конспект сюжетной игры (квест ) по образовательной области Физическая культура : «Операция «Супердетки » »

г. Усть-Кут

Предлагаемый конспект сюжетной (квест ) игры под названием «Операция «Супердетки » » для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) может использоваться как в НОД так и во время проведения различных спортивных мероприятиях и развлекательных досугов.

Данная работа будет интересна воспитателям, инструкторам по физической культуре .

Цель : Поддержание интереса к занятием физической культурой и спортом .

Задачи :

Развивать интерес к активной познавательной деятельности, логическое мышление;

Закреплять умение слушать команды, выполнять задания по инструкции;

Воспитывать чувство товарищества, коллективизма и взаимопомощи;

Планируемые результаты :

Проявление интереса к выполнению заданий, свободно ориентируются в пространстве, высокая активность детей, каждый ребенок вовлечен в игру.

Интересные сведения :

Что такое квест ? Игровой мир настолько богат и разнообразен , что создать полную классификацию его жанров пока никому не удалось. Тем не менее, одна из разновидностей игр под названием «квест » пользуется большой популярностью и привлекает многих любителей приключений. Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. Что же это за игра? И чем она полезна? Что означает слово «квест » ?

В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений» . Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.

В чём суть квестов и чем они полезны для детей?

Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. На сегодняшний момент можно выделить 5 видов квестов .

1. Эскейп-рум или как выбраться из комнаты

Знакомая практически всем ситуация : ваша команда заперта в помещении. Используя многочисленные подсказки и вспомогательные средства (которые еще необходимо найти, все должны за ограниченное время выбраться наружу. Обычно на это дается всего один час.

2. Квест в реальности (живой квест ) .

В отличие от классического эскейпа, здесь вам совсем не обязательно искать выход. Игроки могут спасать вселенную, защищать кольцо всевластия от посягательств темных сил, или же грабить банк. Главное, выполняя задания, прожить ситуацию максимально близко к сценарию.

3. Квест-перформанс

Этот жанр подразумевает присутствие в комнате актеров, которые могут направлять игровой процесс в ту или иную сторону. Они могут помогать, или наоборот, мешать вам выполнять задания. Это что-то сродни постановочной сцене в кино, или театральному представлению, в котором вы с вашими товарищами будете играть главные роли.

4. Экшн Игра или спортивный квест

Здесь успех будет зависеть не только от вашего умения работать головой, но также и от умения применять другие части вашего тела. Всевозможные полосы препятствий, погони, силовые задачи - все это гармонично сочетается с необходимостью мгновенно решать логические задачи, подключая к их решению всю команду.

5. Морфеус квест

В морфеусе игра происходит исключительно в вашем воображении . Всем игрокам обязательно завязывают глаза на протяжении всей игры. Здесь, также как и в перформансе, присутствуют актеры и ведущий. Они помогают вам глубже вжиться в ситуацию. В этом жанре задействуются не все органы чувств, тут вы будете лишены зрения. Игрокам предстоит лишь слышать, чувствовать и осязать.

Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу, как взрослым, так и детям. Если говорить о малышах, то подобные задания заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность , учит детей взаимодействовать.

Принимая участие в квестах , ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.

Оборудование : Гимнастические палки по количеству детей, стойки с планками для подлезания (скакалка, шнур, набивные мешочки (вес 100гр., коврики малые («островки» любой формы, мишени на стойках либо подставках.

Ход игры:

Вводная часть :

Дети входят в зал, выстраиваются в шеренгу как обычно на физкультурном занятии . Воспитатель (инструктор) приветствует детей и сообщает о том, что сегодня в детском саду произошло чрезвычайное происшествие, были похищены ценные документы, и руководство обращается с просьбой к вам - «любыми способами вернуть их! По последним данным документы все еще находятся в пределах детского сада, а именно в нашей группе (зале) . Только злодеи хитроумно спрятали их, а сами скрылись в неизвестном направлении. На время выполнения задания вы становитесь командой суперагентов . Но не все так просто : чтобы отыскать их необходимо будет преодолеть целую полосу препятствий : переправиться через широкую реку, выбраться из топких болот, без потерь пробраться по минному полю и еще массу различных ловушек! Не будем терять драгоценное время, выберем капитана, который поможет воспитателю (инструктору) следить за дисциплиной в нашей команде. И – в путь»!

Основная часть :

Группа постепенно начинает преодолевать заранее приготовленные препятствия :

«Переправа» - каждому выдается гимнастическая палка, и команда должна цепляясь друг за друга по цепочке перебраться с одного конца группы (берега) на другой.

«Топкие болота» - в хаотичном порядке по группе (залу) разложены коврики (островки, команда передвигается строго по островкам прыжками на двух ногах. Как и в предыдущем задании команде нужно перейти из одного края группы (зала) в другой.

«Минное поле» - команда проползает «по-пластунски» (на животе) под перекладинами, установленными на стойках. Главная задача не сбить и не задеть планку (веревку) .

«Снайперский выстрел» - устанавливаются мишени (3-4, команда должна вести по ним прицельный огнь набивными мешочками с расстояния 3м. пока все мишени не будут сбиты.

Под одной из мишеней команда находит конверт с дальнейшими указаниями. Воспитатель (инструктор) вскрывает конверт и зачитывает инструкцию (указания) .

Проводится игра «Назови предмет по описанию» - команда угадывает предмет только лишь по словесному описанию или характерным признакам. Каждый может сделать только одну попытку (задание не должно быть сложным) .

После успешного выполнения задания команде предстоит обнаружить этот предмет. В нем то и спрятаны ценные документы.

Проводится игра «Найди предмет по описанию» - можно усложнить тем, что искать предмет можно только глазами не перемещаясь по группе (залу) либо ходить только в определенной зоне.

Заключительный этап :

После обнаружения тайника с документами капитан передает их воспитателю (инструктору) . Команда выстраивается в одну шеренгу. Воспитатель (инструктор) вызывает из общего строя капитана, выражает ему благодарность от всего детского сада в своем лице. Всем участникам так же объявляется благодарность за проявленное мужество, смекалку и умение работать в команде. Всем вручаются награды и поощрительные призы.

Рекомендации : Данную сюжетную игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Усложняя или упрощая задания (учитывается возраст детей и степень их подготовленности) меняя ход игры. Вся ценность сюжетных игр определяется их методическими особенностями :

Образность ;

Непринужденность;

Присвоение детям определенных ролей;

Творческое начало;

Относительно самостоятельная деятельность участников.

Через эти игры дети познают законы природы и общества, у них развивается воображение , память параллельно с процессом развития физических качеств и укрепления здоровья.

Список источников информации :

Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Юганова И. В. Физкультурно -оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие/ Под общей редакцией Микляевой Н. В. – М.: УЦ «Перспектива» , 2011 г. – 152с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная

Программа дошкольного образования / Под ред . Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304с.

Сборник методических и практических материалов «Как сделать урок физической культуры неповторимым » /Е. Боровская, А. Емельянов, Е. Чернышев, В. Каретников, В. Холодило. – Братск : «БПК№» , 2010. – 58 стр.

Сценарий проведения квест-игры «В поисках клада «Здоровье» .

Цель : пропаганда активного и здорового образа жизни, физкультуры, спорта.

Место проведения : лагерь с дневным пребыванием во время летних каникул «Солнышко» .

Участники игры собираются на СТАРТЕ игры для получения маршрутных листов и инструктажа.

Музыкальное вступление к игре песня В.Шаинского «Вместе весело шагать»

Ведущий.

Здравствуйте, всем! Видеть здесь рады

Друг друга активные наши отряды!

Для игры собрали вас.

Перекличка здесь, сейчас!

Отряды по знаку командира произносят название, получают маршрутный лист.

Ведущий.

Начинается игра! За здоровьем в путь пора!

Девиз игры собрать нам нужно

По картинкам, очень дружно.

Если мы их соберем, клад «Здоровье» здесь найдём!

На СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ!

1 станция

2 станция

3 станция

4 станция

5 станция

6 станция

Поляна «Спортивная»

Дорога «ЗОЖ»

Островок

«Попробуй, угадай»

Гостиная

«Кацудзо Ниши»

Лесок «Зелёная аптека»

Кафе «Здоровое питание»

В результате надо собрать девиз игры:

Если хочешь долго жить,

Здоровьем должен дорожить.

Им умело управляй,

Как это делать, не забывай!

1 станция Поляна «Спортивная»

    Найти соответствие фото-имя и фамилия спортсмена- вид спорта;

    Отгадать загадки:

    Кто по снегу быстро мчится
    Провалиться не боится? (Лыжник)

    Десять плюс один кого-то
    мяч хотят загнать в ворота,
    а одиннадцать других
    не пустить стремятся их. (Футбол)

    Лед вокруг прозрачный, плоский,
    Две железные полоски,
    А над ними кто-то пляшет,
    Прыгает, руками машет. (Фигурист)

    – Не пойму, ребята, кто вы?
    Птицеловы? Рыболовы?
    Что за невод во дворе?
    – Не мешал бы ты игре,
    Ты бы лучше отошел!
    Мы играем в … (волейбол)

    По пустому животу
    Бьют меня невмоготу;
    Метко сыплют игроки
    Мне ногами тумаки.
    В меня воздух надувают
    И ногой меня пинают. (Футбольный мяч)

    Он лежать совсем не хочет.
    Если бросить, он подскочит.
    Чуть ударишь, сразу вскачь, ну, конечно – это... (мяч).

    Силачом я стать решил, к силачу я поспешил:
    - Расскажите вот о чем, как вы стали силачом?
    Улыбнулся он в ответ: - Очень просто.
    Много лет, ежедневно, встав с постели,
    Поднимаю я... (гантели).

    Есть лужайка в нашей школе, а на ней козлы и кони.
    Кувыркаемся мы тут ровно сорок пять минут.
    В школе - кони и лужайка?!
    Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)

    Зеленый луг, сто скамеек вокруг,
    от ворот до ворот бойко бегает народ.
    На воротах этих рыбацкие сети. (Стадион)

    Ног от радости не чуя, с горки страшной вниз лечу я.
    Стал мне спорт родней и ближе, кто помог мне, дети? (Лыжи)

    Кто на льду меня догонит?
    Мы бежим вперегонки.
    А несут меня не кони,
    а блестящие... (коньки).

    Палка в виде запятой
    гонит шайбу пред собой. (Клюшка)

    Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
    Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - там идёт игра... (хоккей).

    Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (Велосипед)

    Выполнить командой комплекс утренней зарядки; (0-5б )

2 станция Дорога «ЗОЖ»

    Показать на макете и рассказать, как правильно чистить зубы;

    Собрать пазлы «Режим дня школьника»

3 станция Островок «Попробуй, угадай»

    Отгадать загадки об овощах и фруктах;

Эти вещи помогают!

Нам здоровье сберегают!

Словно семь богатырей!

Их узнайте поскорей!

1.Хоть и щиплет, хоть и жжет, гроза микробов –рыжий …йод!

2. Для братишки, для сестренки, для коленок есть…зеленка!

3. Он подскажет нам ответ. Температура есть, иль нет! Болеть не много радости. Мы поставим …градусник.

4.Хоть и горький, но полезный. С огорода враг болезней. И микробам он не друг! Знаем мы зеленый …лук!

5.Тренируюсь! Очень горд! Мне здоровье дарит… спорт!

6. Объявляет бой бациллам. Хочет чтоб все чисто было! Под водою непременно станет белой пышной пеной. Было, было и уплыло. Потому что это ….мыло!

7.Им утрем потоки слез. Не забудем и про нос. Чтоб ты был не одинок, клади в карман себе …платок!

    Тест-викторина о правильном питании.

    Восстановить пословицы:

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

В здоровом теле здоровый дух.

Пешком ходить - долго жить.

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Двигайся больше - проживешь дольше.

Движение - спутник здоровья.

Пешком ходить - долго жить.

Тщательно пережеванное - почти что переваренное.

Чем сильнее пожуешь, тем подольше проживешь.

Здоровье, радость и труд – всегда рядом вместе идут.

4 станция Гостиная «Кацудзо Ниши »

    Беседа о строении человеческого тела;

    Упражнения системы Кацудзо Ниши

5 станция Лесок «Зеленая аптека»

    Из букв составить слово.

Для здоровья человека есть «Зеленая аптека».

В ней представлены растения. Для здоровья их значения.

Буквы в слове переставьте! И растение представьте!

    Это медонос. Любимое дерево пчел и медведя. Такой мед самый вкусный.

ПЛИА (ЛИПА)

2.У этого дерева необычные листья. В таком лесу легко дышать и полезно. Такие ванны успокоят. Это дерево можно нарядить.

НОССА (СОСНА)

3..Плоды этого кустарника вкусны. Содержат много витаминов С.

ПОВШИНКИ (ШИПОВНИК)

4. Листья этого дерева убивают болезнетворных микробов. Даже веники для бани из таких веток самые лучшие.

РАБЕЗЁ (БЕРЁЗА)

5. И сладкое лакомство его плоды. И средство от простуды.

НИЛАМА (МАЛИНА)

6 станция Кафе «Здоровое питание»

    Презентация каши (перловой, пшенной, рисовой или гречневой)участником команды (Домашнее задание)

Отряды по мере прохождения станция собираются на ФИНИШЕ игры.

Сдают ЖЮРИ маршрутные листы и собранный девиз. Музыкальная заставка игры.

Ведущий.

Общий сбор трубите трубы! Быть здоровым мило, любо!

Завершается игра! Всем участникам - УРА!

ЖЮРИ подводит итоги. Вручает свиток победителям и дипломы участникам игры.

Ведущий.

Никакого нет секрета! Пусть здоровым будет лето!

Всем спасибо за участие! Всем - здоровья, мира, счастья!

Спортивный квест - игра «Поможем смешарикам найти олимпийский флаг» для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Латина Елена Владимировна инструктор по физической культуре
Место работы: МБДОУ «Детский сад №47» город Арзамас
Описание: Данный сценарий спортивной квест-игры подойдет для совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и родителей в теплый период времени на спортивной площадке.Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей должна стать активная позиция родителей в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Цель:
создание условий, способствующих физическому и личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте физкультурного воспитания.
Задачи:
- разработка методических приемов для просвещения развивающейся личности ребенка, вовлечения ее в деятельность по оздоровлению, изучению особенностей собственного поведения и особенностей взаимоотношений ребенка с окружающим миром;
- создать условия для обучения основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения;
- обеспечить педагогической поддержкой семью в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Состав группы участников: дети старшего дошкольного возраста не зависимо от половой принадлежности с родителями (или законными представителями)
Количество участников 6-10 семей.
Продолжительность мероприятия 40 минут.

Оборудование: на уличной площадке должно быть стационарное оборудование: волейбольная сетка, баскетбольное кольцо, бревно, футбольные ворота, телефон, пазлы – олимпийские кольца, сумочка для переноски пазлов, листок с вопросами, обруч разного цвета (голубой, красный, желтый, зеленый), конверт с карточками для игры «Замри», мячи для перебрасывания через сетку по количеству детей, футбольный мяч, баскетбольный мяч, ракетки для игры в бадминтон по количеству участников, воланчики, костюм Кар Карыча, медали.
Ход развлечения:
Участники квест-игры собираются на уличной площадке. Ведущий входит с сообщением (на ноотбуке, или телефоне) от смешариков. Пишет Ёжик, о том, что Кар Карыч предложил провести для всех желающих спортивные соревнования. Они должны быть настоящие, чтобы, как и у людей.
Ведущий задает детям вопрос, дающий возможность включиться в игровую ситуацию, получить одобрение родителей, высказывая свои знания о проведении спортивных соревнований:
- Что подразумевал, Кар Карыч, говоря, что соревнования должны быть настоящие? (Ответы детей: на спортивных соревнованиях есть флаг, символ, гимн, факел, форма и т. д.)
Ведущий читает продолжение послания: «Но соревнования не могут состояться, потому, что злые силы спрятали флаг в заколдованное место, а найти его можно только в том случае, если все вместе и дружно соберут пазлы-символ Олимпиады. Очень просим вас о помощи!!!»
Ведущий: для долгого путешествия нужно много сил, я предлагаю встать всем в круг, взяться за руки и произнести по очереди слова, дающие силу «Я - Света дарю вам улыбку». Все поднимают руки вверх и три раза громко кричат «Ура!» (Данное упражнение позволяет познакомиться детям и родителям, а также создает условия для положительного эмоционального фона и формирования чувства уверенности).
Падает листок с первым заданием.
Задание №1. Ответ на эти вопросы подскажет вам направление движения.
Вопрос: Что изображено на олимпийском флаге? (Ответ: 5 колец)
Вопрос: Какого цвета кольцо символизирует Европу?
Участники ищут на участке голубого цвета обруч. (он прикреплен рядом с волейбольной сеткой).
На обруче прикреплено задание в форме загадки:
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко -
Не в ворота - через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в...(волейболе)
Участники делятся на две команды и перебрасывают мячи (количество мячей по числу детей) через сетку, стараясь не уронить его на площадку.

Когда ведущий заметит, что игроки уже достаточно потрудились, он подкладывает пазл, чтобы его нашел ребенок. На пазле написано задание.
Задание №2.
У гимнастки тренировка.
Бегает девчонка ловко
Вдоль по узенькой дорожке,
Скачет на одной лишь ножке,
То вдруг сделает шпагат.
Это трудно, говорят,
Но так здесь заведено.
А дорожка та - …(Бревно.)
Все участники бегут (2-3 мин) пока не найдут бревно по которому надо пройти. (Рядом находится конверт с игровым упражнением «Замри»).


Выполнив упражнение «Замри» участники получают пазл, на котором следующее задание.
Задание №3.
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это..(баскетбол).
Вопрос: на каком континенте зародилась эта игра? (Ответ: в Америке)
Ведущий: какого цвета кольцо мы будем искать? (Обруч красного цвета закреплен рядом с баскетбольным кольцом).


На щите баскетбольного кольца прикреплено задание: попасть в кольцо с расстояния для детей – 1,5 метра, для взрослых 3 метра. Когда задание выполнено участники получают пазл с следующим заданием.
Задание №4.
Я люблю эту игру.
По зелёному ковру
Мячик все гоняют,
Лупят и пинают.
Главное забить здесь гол!
Классная игра - ... (Ответ: футбол)
Источник: http://zagadki.info/zag/futbol.html


Задание: «Вам нужно уравнять счет».
Участники квест-игры спешат на футбольную площадку, делятся на команды и играют до равного счета.
Затем получают пазл, на котором следующее задание.
Задание №5.
Вопрос: какого цвета кольцо символизирует Азию? (Ответ: желтое). Игроки догадываются, что надо найти обруч желтого цвета.
Участники находят на площадке желтый обруч, на котором прикреплено задание в форме загадки:
По волану бьёт ракетка,
Вновь ему лететь за сетку.
Вам назвать давно пора,
Что же это за игра? (Бадминтон)


В разных местах площадки спрятаны ракетки и воланы для игры в бадминтон (не только детям, но и взрослым радостно найти спортивный предмет, вдвойне приятно помочь партнерам в поиске, а совместная спортивная игра создает праздничное, жизнерадостное настроение).
Ведущий следит за выполнением задания и в нужный момент подбрасывает последний пазл.
Все дети складывают пазлы и получают картинку с изображением пяти колец.


Что обозначают эти кольца? (Ответ: пять континентов.) Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов. Голубое кольцо символизирует Европу, желтое – Азию, черное – Африку, зеленое – Австралию, красное – Америку.
На площадку выходит смешарик Кар Карыч с флагом.


Кар Карыч: спасибо за то, что выручили нас. Теперь мы сможем провести настоящие соревнования. Я даже уже готов произнести перед вами клятву участника Олимпиады: «От имени всех участников соревнований, я обещаю что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд».
Ведущий: Пусть стать чемпионом,
Борьбой закаленным, –
Задача совсем не проста,
Но стать просто ловким,
Набраться сноровки,
Но просто здоровым стать –
Красота!


Звучит песня «Герои спорта». Кар Карыч вручает медали и говорит слова благодарности. Для истории своей страны просит сделать общее фото на память.

Учебный предмет

Физическая культура

Класс

Место проведения:

Спортивный зал

Тип урока

Комплексный

Технология построения урока

Фронтальная и поточная. Круговая.

Тема урока

Интерактивные формы развития социального творчества. Спортивная квест-игра.

Цель урока

Совершенствовать приёмы ведения, передач мяча, бросков в кольцо

Задачи:

  1. Учить целостному выполнению упражнения, работы «с листа»
  2. Содействовать развитию координационных способностей и скоростно-силовых качеств
  3. Способствовать воспитанию осознанной смелости и решительности, самостоятельности
  4. Формировать социальные навыки - выносливость, стрессоустойчивость, способность работать в группе, лидерские качества

Ожидаемые результаты:

Универсальные компетенции:

  • умение организовывать собственную деятельность;
  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками для достижения общих целей.

Личностными результатами:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметые результаты:

познавательные – развитие способности оценивать свои достижения, отвечать на поставленные вопросы;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевать диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение;

регулятивные –способность понимать учебную задачу урока и её выполнение;

Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований безопасности, сохранности инвентаря.

Знать:

  • терминологию разучиваемых упражнений;
  • причины возникновения травм во время урока, профилактика травматизма.

Уметь:

Основные термины, понятия

Ведение мяча, передача мяча, бросок мяча, стойка баскетболиста

Инвентарь:

  1. Мячи баскетбольные по кол-ву учащихся
  2. Степ-доски/скамейка
  3. Конусы/фишки
  4. Свисток
  5. Маршрутные листы, задания
  6. Аптечка медицинская

Музыкальный центр

Ресурсное

обеспечение

  • Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
  • Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008.
  • Образовательная программа

Использование современных педагогических технологий дает возможность добиваться высоких результатов обучения учащихся.

  • Технология дифференцированного физкультурного образования;

а) обучение двигательным действиям;

б) развитие физических качеств;

в) формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология оценивания образовательных достижений.

Методы и приемы:

  • Методы формирования сознания учащегося:
  • показ;
  • объяснение;
  • инструктаж;
  • разъяснение.
  • Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
  • самостоятельная работа;
  • работа в подгруппе.
  • Методы стимулирования познания и деятельности:
  • контроль;
  • самоконтроль;
  • оценка;
  • поощрение

Добрый день! Уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса сегодня « Интерактивные формы развития социального творчества. Спортивная квест-игра »

Одной из методик развития социального творчества является разработанная И.П. Ивановым система коллективных творческих дел. Согласно этому подходу, который, безусловно, опирается на более ранние разработки в этой области, развитие личности происходит по следующим направлениям:

Познавательно-мировоззренческое (накапливаются знания, формируются политические взгляды, убеждения, идеалы);

Эмоционально-волевое (влияет на высокие гражданские чувства, стремления, интересы, потребности);

Действенное (появляются общественно необходимые умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Ученым были выделены соответствующие вышеперечисленным сторонам развития личности методы товарищеской воспитательной заботы:

Метод убеждения (познавательно-мировоззренческая);

Метод побуждения (эмоционально-волевая);

Метод приучения (действенная).

Данный подход к развитию социальной активности и социального творчества является одним из классических, поэтому я его применила и в своей практике

Квест-игра, Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя . Это лучший из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка

Используя игру, я преследую следующие цели:

1. Укрепить здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию.

2. Содействовать овладению необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

3. Воспитать у занимающихся необходимые морально-волевые качества.

4. Прививать детям организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Как педагогу, мне необходимо определить основные воспитательно-образовательные задачи, которые намечаю при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков передачи и ловли мяча, воспитание у играющих смелости, согласованности действий, коллективизма.).

Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Перед игрой я объясняю детям ее содержание и задачи, а также правила проведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески осознать ее, при этом значительно возрастает заинтересованность детей, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Выбор игры прежде всего зависит от задачи, поставленной перед занятием. Определяя ее, необходимо учитывать подготовленность, количество участников и условия проведения игры. И сейчас я хочу Показать Вам как может проходить квест-игра в спортивном зале.

План квест-игры

В одиночку люди никак не могли с этим бороться.

Жизненной необходимостью стал поиск союзников и соратников. Люди объединялись по духу и мышлению.

Я : Однажды, (народ объединился) три единомышленника с разных концов света (зависит от количества участников) отправились на борьбу с недугами и за собой стали созывать народ, собирая их в отряды (набор 1- 3 команды, зависит от количества участников ).

На пути к своей цели им приходилось преодолевать ряд испытаний.

Главнокомандующие, чтобы подготовить и собрать духом свои отряды, собрали их в круг на обучение тактики похода.

Разминка на месте. В ходе проведения разминки, по одному упражнению с каждого ученика. (Во время разминки, подойти к одному из участников, сделать замечание, поправляя упражнение наклеить на спину задание)

Для помощи отрядам древние мудрецы оставили зашифрованные послания.

Раздать маршрутные листы капитанам (каждая команда начинает со своей станции, если одна команда, то по порядку все станции)

  1. Вам необходимо пройти к реке, но она заблокирована камнями. Как говорили древние: «Один в поле не воин». Во времени вы ограничены, выполняйте быстро. Встаньте в две шеренги, передавая камни по зигзагу друг другу. Первый берет камни из оврага (мешка), последний складывает в другую яму (мешок). Передавая лёгкие и тяжёлые «камни», вы освободите путь к реке.
  • «легкие камни» (волейбольные мячи) Выполнить каждой паре передачу от груди партнеру
  • «тяжёлые камни» (Баскетбольные мячи) передача мяча от плеча (штрафной бросок) на грудь партнёру
  1. Через реку нужно перейти по узкому бревнышку приставными шагами на противоположный берег. При этом, выполнить не меньше пяти бросков-ловушек на рыбу (ведение мяча), иначе останешься голодным. Но помни, мост старый и не надежный, нужно передвигаться по одному, не торопиться и сохранять равновесие. Для этого, согни ноги – это более устойчивое положение! (стойка баскетболиста) После переправы, не забудь передать «ловушку» (мяч) на противоположную сторону своей команде, да так, чтобы «ловушка» не утонула в реке. На команду у вас две «ловушки». И пусть удача будет с Вами!

Два Баскетбольных мяча лежат у степов (Скамейки). На другом конце скамейки приклеена карточка Пентаграмма.

Встань к любой из подсказок. И расставь участников своей команды! Подсказка активируется только тогда, когда выполнишь приём и передачу мяча. Читай подсказку внимательно!

Ответ: «Ищи под кочкой» В центре круга фишка с заданием

  1. Будьте внимательны! Настоящий воин никогда не выпускает своё оружие из рук и из виду. Выполняя ведение мяча, искать подсказку под кочками фишками. Потеря своего оружия (мяча), запрещает вам передвигаться дальше с заданием, (остаётесь на месте, в приседе выполняя ведение). На поиск подсказки даётся 10 секунд. Если вы не успеваете, вы свою команду подвергаете на тяжёлое физическое испытание! Помните, что вы команда!

Под одной из фишек приклеено следующее задание.

  1. Жителям города не хватает еды, у Вас есть возможность им помочь! Всё продовольствие в мешке, переправьте его на другую часть города! Решение этой головоломки знают мудрецы!

В конце лестницы висит следующая подсказка

  1. Было бы не плохо утолить жажду. Забрасывай «ведро» (мяч) в «колодец» (корзина). И не забудь взять с собой в дорогу воды. (Бросок в кольцо с 2-х шагов). Каждый должен утолить свою жажду (по одному попаданию обязательно). У «колодца» не стой, опасно!

Ведерко подвешено к скакалке, с каждым попаданием, ведро опускается всё ниже и ниже. В нём подсказка.

  1. За вами погоня! Нужно запутать следы! Оббегая вокруг каждого дерева и передвигаясь змейкой от дерева к дереву. Возьми дополнительную пару следов (мяч), каждое касание о землю оставляет след и путает врага. (Ведение мяча)

Голос: Все испытания пройдены, вы дошли до Королевства. Но нужно объединиться с другими отрядами, вместе – вы сила! И не забудьте про мудрецов! Они многое знают! (мудрецы это освобожденные, которые готовились к блиц-опросу, они могут называть правильный ответ, ученики остальные делают количество передач, соответствующее правильному ответу)

Заключительная часть Блиц опрос

Короли властвуют над людьми, а ученые - над королями. Короля этого Государства зовут Фол.

Что нужно знать, чтобы не было Фола – (правила)

Когда объединяются все, один исчезает. (каракалпакская поговорка)

В кругу делаем столько передач мяча, какой правильный ответ.

Набирайся ума в ученье, а храбрости - в сраженье.

На ученье попотеем, зато в бою уцелеем.

Сколько петель имеет баскетбольная сетка для крепления ее к кольцу. 12

Сколько минут подряд может оставаться игрок в ограниченной зоне соперника, если его команда контролирует мяч на этой половине и игровые часы включены. 3 сек.

Максимальная стоимость попадания в корзину после броска с дальней дистанции. 3 очка

Сколько секунд дается игроку на выполнение штрафного броска. 5 сек.

Сколько дается команде, чтобы ввести мяч из-за пределов игровой площадки. 5 сек.

Сколько секунд может находиться с мячом в руках плотно опекаемый игрок. 5 сек.

Ширина линий баскетбольной площадки. 5 см

За сколько фолов, совершённых в течение матча, игрок удаляется. 5

Какую оценку вы сегодня получаете за занятие. 5

Игры – незаменимое средство, поскольку они не сковывают волю, свободу, детки чувствуют в них раскованными. В результате проведения квест-игры на занятиях у ребят формируется позитивное отношение к предмету.

Мне кажется, что квест- игры сегодня являются реальным форматом усовершенствования занятий и уроков в школе. От умения взрослого «преподнести» игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику игры возможность раскрыть свои лучшие качества, зависит не только результат конкретной игры, но и в целом эффективность реализации программы.


Спортивный праздник

«Спортивно-оздоровительная квест-игра с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: Пропаганда и популяризация здорового образа жизни, создание условий для активного отдыха детей и родителей.

Задачи:

Укреплять здоровье
- Совершенствовать спортивные умения и навыки;
- Развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений, бег, бросание мяча двумя руками и одной рукой в цель, прыжки через скакалку, перебрасывание мяча друг другу в движении;
- Совершенствовать сообразительность, находчивость и умение ориентироваться в пространстве;
- Приучать соблюдать правила игры;
- Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре;
- Четко проговаривать считалки, диалоги в играх;
- Создавать радостное, бодрое настроение на активном отдыхе в летний период. Оборудование : обручи, флажки, дощечки для перешагивания, мячи большие и маленькие, кегли, 4 ведра, гимнастические палки, коврики для хождения, скакалки, мишени для бросания мяча, ключи-подсказки, шкатулка-клад, конверты с подсказками игры.

Место проведения : площадка старшей группы

Участники спортивного праздника: педагоги, дети и родители старшей группы

В: Слово «квест» означает «поиск». Это игровое приключение, игра, где участникам всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать - предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Сегодня нас ждёт спортивно-оздоровительная квест-игра. В этой игре не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, быстроты, координации и умения взаимодействовать с товарищами.

В: Ну, что, вы готовы к такой игре?

Дети: Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться,

Силу, ловкость показать

И сноровку доказать.

Этой встрече все мы рады

Собрались не для награды.

В: Чтобы быть сильным и здоровым, что нужно делать по утрам? (зарядку). Вот мы с вами и начнём нашу оздоровительную игру с зарядки, и только после неё увидим первую подсказку.

Все свободно располагаются по спортивной площадке и делают зарядку под музыку:

Разминка «Делайте зарядку, будете в порядке»

В: Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас!

Всем ребятам мой привет

И такое слово:

Спорт любите с детских лет,

Будете здоровы!

Ну-ка, дружно, детвора

Крикнем все:

Дети: Физкульт-Ура!

В:. Мы должны разделиться на две команды. Дорога к кладу будет обозначаться стрелками, а все инструкции, как и с помощью чего найти клад вы обнаружите в тайных местах. Задача квеста: получить 5 ключей и одну помощь. Вы играть готовы?

Дети и родители находят стрелку и первую подсказку. В подсказке зашифроваанная эстафета (на карточке изображены два ведра, дно полное с шариками, другое пустое, и деревянная ложка, ключ). Дети и родители догадываются цель эстафеты и приступают к игре, чтобы как можно быстрее отыскать ключ и следующую подсказку.

1. Эстафета «Шарики» (общая для двух команд»). Дети и родители по парам (родитель+ребёнок) выстраиваются в две колонны. Около каждой колонны стоит ведро с маленькими разноцветными шариками, на дне ткань, под ней ключ и следующая подсказка, напротив пустое ведро. Задача: с помощью двух деревянных ложек перенести шарики из одного ведра в другое по одному шарику, передавая эстафету по очереди, пока не появится ключ, и ведро не будет пустое. (Далее каждая команда находит свою подсказку, куда ей двигаться дальше и ключ).

2. Эстафета для 1 команды. Дети и родители ищут по стрелкам эстафету и расшифровывают её. Перед ними 2 лягушки далее болото. В конце болота тоже сидят две лягушки. «Чтоб подсказку вам найти нужно болото перейти. Последняя пара под последнюю кочку загляни и подсказку там найди». Дети и родители расшифровывают эстафету и проходят её в паре (ребёнок+родитель) и передают эстафету следующему). Нужно с помощью двух кочек перебраться перебраться с одного берега на другой не наступая в болото. Встаём на одну кочку двумя ногами, а другу кладём рядом, перепрыгиваем и т.д. Последняя пара находит следующую подсказку и ключ.

3. Эстафета для 2 команды. Дети и родители по стрелкам ищут эстафету и расшифровывают её. П/и «Кто самый меткий?». Дети и родители встают в пары (ребёнок+родитель). Задача: нужно добежать с мячом до красной линии, остановиться и попасть мячом в мишень, забрать мяч и бегом вернуться назад к команде и передать мячи следующей паре. Последняя пара находит подсказку и ключ за мишенью.

4. Эстафета для 1 команды. «Полосу препятствий пройди, и подсказку получи». Дети и родители расшифровывают следующую эстафету. Перед ними тоннель из обручей и мяч. Задача: перебежать тоннель перекидывая мяч друг другу, и вернуться бегом назад, передавая мяч и эстафету следующей паре. В тайном месте участники команды находят следующую подсказку и ключ.

5. Эстафета для 2 команды. «Полосу препятствия пройди и подсказку получи». Задача: Пара (ребёнок+родитель) одновременно бегут через тоннель обручей, добегают с мячами в руке до красной линии, останавливаются и сильно прокатывают мяч вперёд, стараясь сбить препятствие в виде кеглей. Последняя пара находит подсказку к следующей эстафете и ключ.

6. Эстафета для 1 команды. «Быстрый поезд». Первый участник команды бежит к флагу, оббегает его, возвращается на место, зав него хватается следующий участник и бегут вдвоём. Затем возвращаются и берут третьего, пока все не оббегут, последний берёт подсказку.

7. Эстафета для 2 команды. «Передал - садись». Задача: Играющие строятся за общей линией старта в колонну по одному. Сначала встают дети. За ними взрослые. Впереди команды колонны лицом к ней на расстоянии 2-3 м становится капитан-команды (папа) . Все участники команды кроме капитана получают по мячу. По сигналу первый участник кидает мяч капитану, капитан ловит мяч и складывает его в корзину. Бросив мяч, этот игрок приседает. Затем второй участник команды бросает мяч капитану и приседает, затем третий и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Капитан находит ключ и подсказку.

8. Эстафета для 1 команды. «Собери солнышко». Задача: первый бежит в конец площадки кладёт обруч, возвращается назад, передаёт эстафету следующему, следующий бежит, кладёт к обручу солнечный лучик - гимнастическую палку и возвращается передаёт эстафету следующему и т.д. Затем команда поучает помощь-подсказку.

9. Эстафета для 5 команды. «Прокати обруч». Задача: Прокатить обруч до кубика и вернуться бегом к следующей паре и передать эстафету. Затем команда получает помощь-подсказку.

10. Подсказка для 2 команд. Команды получают подсказку после игр с прыгалками.

В итоге у каждой команды 6 ключей и подсказка (маршрут, где спрятан клад). Все отправляются на поиски клада.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!